Биологические особенности организма позволяют что кратко

Обновлено: 05.07.2024

Код раздела ЕГЭ: 1.2. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращение энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

Биологические системы – это объекты различной сложности, имеющие несколько уровней структурно-функциональной организации и представляющие собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Примеры биологических систем: клетка, ткани, органы, организмы, популяции, виды, биоценозы, экосистемы разных рангов и биосфера.

Биологические системы (или живые системы) отличаются от тел неживой природы совокупностью признаков и свойств, среди которых основными являются:

  • клеточное строение (Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Исключением являются вирусы, проявляющие свойства живого только в других организмах.);
  • особенности химического состава (Главными особенностями химического состава клетки и многоклеточного организма являются соединения углерода — белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются);
  • обмен веществ и превращения энергии (Обмен веществ — совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах. Все живые системы являются открытыми системами, через которые непрерывно идут потоки веществ, энергии и информации. К открытым системам относят системы, между которыми и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии, например, растения в процессе фотосинтеза улавливают солнечный свет и поглощают воду и углекислый газ, выделяя кислород);
  • гомеостаз — это способность биологических систем противостоять изменениям и поддерживать относительное постоянство химического состава, строения и свойств, а также обеспечивать постоянство функционирования в изменяющихся условиях окружающей среды;
  • раздражимость — способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных и тропизмы, таксисы и настии у растений);
  • движение — возможность активного взаимодействия со средой, в частности, перемещение с места на место, захват пищи и т. п.;
  • рост и развитие (Все организмы растут в течение своей жизни. Под развитием понимают как индивидуальное развитие организма, так и историческое развитие живой природы);
  • воспроизведение (Способность живых систем воспроизводить себе подобных. В основе размножения лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток);
  • эволюция — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Общность химического состава живых систем и неживой природы говорит о единстве и связи живой и неживой материи. Весь мир представляет собой систему, в основании которой лежат отдельные атомы. Атомы, взаимодействуя друг с другом, образуют молекулы. Из молекул в неживых системах формируются кристаллы горных пород, звезды, планеты, вселенная. Из молекул, входящих в состав организмов, формируются живые системы — клетки, ткани, организмы. Взаимосвязь живых и неживых систем отчетливо проявляется на уровне биогеоценозов и биосферы.

Уровни организации живых систем отражают соподчиненность, иерархичность структурной организации жизни. Уровни жизни отличаются друг от друга сложностью организации системы. Клетка устроена проще по сравнению с многоклеточным организмом или популяцией.

Структурная организация — живые системы Земли, характеризующиеся упорядоченностью и сложностью структур на всех уровнях организации, несмотря на то, что построены из тех же химических элементов, что и неживые.

Биологические системы

Гуморальные механизмы регуляции в организме осуществляются с помощью химических веществ, которые образуются в процессе различных биохимических реакций.

Биохимические процессы в организме основываются на молекулярном строении вещества, атомы которого соединены разными связями. При этом атомы одних веществ несут на себе положительный заряд, другие – отрицательный. При определенных условиях, делающих возможным течение химических реакций, молекулы веществ обмениваются своими составляющими (атомами или ионами). В результате комбинации атомов и молекул образуются тысячи новых химических веществ. При этом может создаться впечатление, что вещества в клетке находятся в относительном покое. Однако молекулы веществ, подобно персонажам какого-нибудь светского бала, перемещаются в заданных направлениях, периодически обмениваясь между собой партнерами. При рассмотрении функционирования клетки и ее составляющих (мембраны, цитоплазмы, органелл, ядра), в том числе генетического аппарата с биохимической точки зрения все происходящие в них процессы сводятся к разрыву одних химических связей и образованию других. Это дает возможность клетке поддерживать свою жизнедеятельность получая энергию, необходимую для поддержания подсистемы жизнеобеспечения, и выполняя специфические функции. Биохимические процессы являются основой обмена веществ.

Питательные вещества, поступающие в клетку через один из ее функциональных входов, превращаются в вещества, необходимые для поддержания жизнедеятельности клетки и выполнения ею специфических функций. Остаточные продукты обмена выводятся через выходы системы (смотри рисунок 1.4.1 в разделе 1.4.1).

Конечной целью всех биохимических реакций, протекающих в организме, является выполнение двух основных функций. Первая из них – обеспечение постоянства внутренней среды (гомеостаза), непосредственное поддержание стабильности “подсистемы жизнеобеспечения”. Вторая – выполнение специальных функций, заключающихся в реагировании на определенные внешние воздействия (например, проведение нервного импульса нейроном, выработка гормона, перенос кислорода эритроцитом, сокращение мышечной клетки).

Обе эти задачи решаются с использованием механизма обратной связи, который описан в предыдущем разделе. Его суть состоит в том, что клетка помнит (часто на генетическом уровне) нормальное значение параметра и меняет значение текущего параметра до тех пор, пока оно не достигнет нормального. В этом смысле часто нельзя сказать, когда и где начался биохимический процесс. Можно назвать только параметр, который регулируется, и определить его нормальное значение. Как же реализуется обмен веществ?

Для того чтобы вещество поступило к клеткам, оно должно сначала попасть в кровь. Только после этого, преодолев ряд внутренних барьеров, оно сможет дойти до цели, связаться с клетками-мишенями, вызвать нужные изменения в функционировании тканей, органов и систем (что и является проявлением его биологического действия) и, наконец, подвергнувшись превращениям (биотрансформации), или в неизмененном виде покинуть организм. При этом, как правило, происходит выделение энергии, в некоторых случаях – ее поглощение.

Какими путями питательные вещества могут попадать в кровоток? Из желудочно-кишечного тракта питательные вещества проникают в кровь, которая переносит их по организму и доставляет в различные ткани органов и систем. Этот процесс обозначают термином всасывание (абсорбция). При поступлении белки, углеводы и липиды преобразуются в желудочно-кишечном тракте при участии активных ферментов, которые выделяются железами желудка, кишечника, поджелудочной железой и поступают с желчью. При всасывании вещества проходят через клеточные мембраны, играющие основную роль в процессах транспорта веществ. Именно их ионные каналы и поры (“ворота” клетки структурно отражают понятие функциональных входов и выходов, участвующих в выполнении основных задач клетки.

В дальнейшем из кровяного русла питательные вещества проникают в ткани, где подвергаются различным биохимическим процессам, в ходе которых превращаются в необходимые для клетки формы химических соединений. Графическое изображение процессов представлено на рисунке 1.4.8. Обратите внимание, что на схеме не показана энергетическая сторона обмена – высвобождение, запасание и использование энергии. Более подробно эти процессы будут рассмотрены в этом разделе несколько позже.

Рисунок 1.4.8. Течение биохимических процессов в клетки. Схема обмена веществ

Давайте по рисунку проследим последовательность этапов обмена веществ в клетке. Источниками материалов для обновления структур и энергообеспечения служат пищевые продукты, в составе которых организм получает углеводы, липиды, белки, некоторые биологически активные соединения (например, витамины) и минеральные вещества. Исходные соединения поступают в клетку не в готовом виде, а в виде “заготовок” из питательных веществ, которые она, по мере необходимости, перерабатывает для своих нужд и нужд организма. Изготовление “заготовок” происходит в процессе пищеварения, когда пища в желудочно-кишечном тракте подвергается расщеплению: белки – до аминокислот, углеводы – до моносахаридов (глюкозы и других соединений), жиры – до жирных кислот и моноглицеридов. Низкомолекулярные биологически активные и минеральные вещества всасываются во внутреннюю среду преимущественно без какой-либо предварительной химической трансформации. Химические соединения с током крови поступают к клеткам, где включаются в процессы синтеза (образование специфических белков, углеводов, липидов и регуляторных соединений для клетки) процессы окислительно-восстановительных реакций, в ходе которых высвобождается энергия химических связей. Следующий это этап, на котором питательные вещества подвергаются дальнейшему расщеплению и/или биотрансформации с целью получения в процессе биосинтеза собственных веществ. Основными реакциями, которые при этом протекают, являются окисление, восстановление, отщепление, гидролиз, синтез.

Полученные соединения либо сразу расходуются “на строительные, ремонтные и хозяйственные нужды” клетки, либо аккумулируются в ней для последующего использования. Запасаются главным образом высокоэнергетические соединения – жиры, глюкоза в виде полимера (гликогена), которые при расщеплении высвобождают большое количество энергии. Другие соединения, синтезированные “на экспорт” (гормоны, медиаторы и другие) выделяются (секретируются) за пределы клетки с целью коммуникации с соседними или отдаленно расположенными клетками.

Например, оптимальная концентрация белков в клетке обеспечивается их синтезом из имеющихся в клетке аминокислот “по мере необходимости”. Реакции биосинтеза белка “запускаются” по механизму обратной связи, о котором рассказывалось в предыдущем разделе. Это касается в первую очередь выработки гормонов, медиаторов и других сигнальных молекул. Синтез белка на нужды самой клетки регулируется иначе – без включения механизмов гуморальной и нервной регуляции. Вероятно, клетка каким-то образом ощущает нехватку определенного белка (например компонента клеточной мембраны), сравнивает с генетически запрограммированной должной величиной, и это становится пусковым моментом для его выработки. При рассмотрении механизмов биохимических процессов, протекающих в клетке, и их механизмов возникает много вопросов. Что заставляет клетку вырабатывать определенный белок? Как образуется такое многообразие белковых молекул? Давайте попробуем проследить на следующем примере.

Предположим, мы съели шоколадку. Не углубляясь в последствия этого опрометчивого шага, скажем, что после такой углеводной нагрузки клеткам срочно потребуется переработать углеводы. “Нужен инсулин!” – кричат клетки, и мозг посылает указание бета-клеткам поджелудочной железы: “Прошение удовлетворить. Выработать инсулин!” Дальше начинается самое интересное. Как клетки вырабатывают белок, в частности инсулин?

Белки, согласно определению, – это сложные высокомолекулярные вещества, состоящие из аминокислот, которые, в свою очередь, являются органическими кислотами, содержащими одну или более аминогрупп. Всего аминокислот 20 (представим их бусинами разных цветов), а белки – это бусы, собранные в нужном порядке. Сколько же число белковых молекул (бус) можно составить, при условии, что количество аминокислот (бусин) в одной белковой цепи может достигать нескольких сотен! Это определяет колоссальное разнообразие белков.

Основной процесс, который лежит в основе начала синтеза белка, довольно сложен и до сих пор не изучен. Ученые считают, что в ответ на воздействие внешнего фактора (в данном случае избыток углеводов) сигнал каким-то образом поступает к ядру клетки, который и является инициирующим и основополагающим в запуске синтеза белка. Считается, что синтез белка начинается в ядре клетки. ДНК – основной носитель генетической информации, и, как вы уже знаете, представляет собой двойную спираль, закрученную вокруг общей оси. Ген – это участок ДНК, содержащий программу построения только одного определенного белка, например выше упомянутого инсулина. Афористическая формула “Один ген – один белок” была открыта всего полвека назад. Чтобы “прочитать” информацию, касающуюся синтеза данного белка, надо расплести и разъединить нити ДНК на участке нужного гена (рисунок 1.4.9). Этим занимается определенный фермент (не будем перегружать вас запоминанием сложных названий и специфических терминов).

Рисунок 1.4.9. Транскрипция (первый этап биосинтеза белка)

Важно отметить, что считывание информации с ДНК или с РНК возможно только в одном направлении. Этот механизм позволяет предупредить ошибки считывания (помните – Оля и Яло из сказки “Королевство кривых зеркал”).

Итак, ген на матричной нити ДНК готов. За дело берется другой фермент (РНК-полимераза), и, как мозаику, достраивает РНК напротив гена. Помните принцип “ключ – замок”? Процесс переписывания информации с ДНК и одновременного достраивания РНК в биологии называется транскрипцией. Полученную РНК называют первичным (неактивным) транскриптатом. Процесс “созревания”, активации РНК проходит в ядре с участием ферментов, как ножницами вырезающим интроны (не несущие информации, “молчащие” участки РНК) и сшивающим оставшиеся “куски”. Биологическое значение интронов до сих пор не выяснено, и очередная Нобелевская премия ждет своего обладателя. После всех этих преобразований мы имеем готовую матричную, или информационную мРНК.

Надо заметить, что в одной клетке с одного гена можно переписывать последовательно несколько копий м-РНК, что позволяет, в конечном итоге, значительно увеличить объемы выработки нужного белка.

В цитоплазму мРНК выходит и начинается новый этап – непосредственно синтез белковой цепи, или трансляция. Как только мРНК оказалась в цитоплазме, ее “принимает” в свои “объятья” рибосома (вид Б на рисунке 1.3.9).

Напомним, что рибосома состоит из большой и малой субъединиц, между которыми имеется желобок, своеобразный канал, по которому и протягивается мРНК.

Информация, записанная в мРНК подвергается переводу в другую систему знаков – на “язык белков” (его “алфавит” – аминокислоты). Рибосома перемещается на один шаг (кодон) по цепи мРНК, в ее активном центре оказывается новый триплет (кодон), к которому подходит транспортная РНК, прикрепляется к рибосоме и передает цепочку из аминокислот, рибосома вновь делает шаг и так далее. Этот процесс проще изобразить, чем описать (смотри рисунок 1.4.10). Для повышения “производительности” процесса биосинтеза белка клетка образует полирибосомы (вид В на рисунке 1.3.9), представляющие собой несколько рибосом, последовательно считывающих информацию с мРНК.

Образовавшаяся белковая молекула не остается в клетке в виде нити бус (это всего лишь первичная структура), она компактно “упаковывается” благодаря химическим и физическим связям, возникающим между аминокислотами, по мере удлинения белковой цепи. Вторичная структура белка похожа на спираль, а третичная – на плотный шарик (глобулу). Так называемая четвертичная структура образуется при объединении нескольких белковых молекул между собой и/или с другими молекулами.

Пока вы вникали в материал предыдущего абзаца, в реальной клетке уже собрана значительная по размерам белковая цепь: синтез молекулы белка, состоящей из 100 аминокислот, занимает около 2 мин. Заканчивается сборка конкретной молекулы белка, когда в активный (“считывающий”) центр рибосомы попадает стоп-кодон мРНК, и белковая цепь обрывается (рисунок 1.3.9, вид В).

Описывая биохимические реакции, мы опустили одну важную деталь. Многие реакции могут протекать и без помощи катализатора, но это займет колоссальное время (с учетом времени жизни конкретной клетки). А реакции в клетке идут с такими скоростями, которые недостижимы, при проведении их в пробирке. Здесь работает еще одно изобретение природы – ферменты, о которых мы упоминали, говоря о химическом строении клетки.

Фермент – это катализатор, ускоряющий только одну химическую реакцию. Скорость протекания катализируемой ферментом реакции в организме увеличивается в сотни тысяч или миллионы раз (до 10 14 раз). Например, образование всего лишь одной водородной связи и сопряженное с этим изменение энергии активации может ускорить реакцию в 10 6 раз.

Название фермента чаще всего состоит из двух частей, отражающих субстрат и выполняемую им функцию. Например, сукцинатдегидрогеназа – это фермент, который от субстрата – соединения янтарной кислоты (сукцинат) – отнимает атом водорода (дегидроген). Липаза – фермент, расщепляющий жиры. Окончание “аза” говорит лишь о том, что данное слово обозначает фермент, который в 100% случаев является белком.

Часть веществ, которые образуются в клетке, являются “отходами” метаболизма, они с током крови транспортируются к печени и почкам, а затем выводятся из организма. Образующиеся продукты, как правило, лишены не только специфической активности, но и, что очень важно, – токсичности.

Напомним, что интенсивность протекания биохимических реакций в клетке варьирует на различных этапах жизненного цикла клетки (смотри рисунок 1.3.16). Во время деления клетки она минимальна, в период активного функционирования клетки процессы метаболизма и энергетического обмена протекают с максимальной скоростью. Таким образом, биохимические процессы, протекающие в организме, подчинены главному генетическому алгоритму – жизненному циклу и нацелены на выполнение основных задач.

Организм как единое целое состоит из определенного набора веществ — органических (белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот) и неорганических (вода, минеральные соли). Все соединения располагаются упорядоченно в составе органелл клеток. Цитоплазма осуществляет контакт между органеллами, их обновление.

Единая структура

  • эпителиальные (пограничные, покровные);
  • мышечные (сократимые);
  • соединительные;
  • ткани нервной системы.

В составе органа сочетаются ткани, структурно и функционально связанные между собой. Преобладает какой-либо один вид ткани. Например, сердце содержит различные виды тканей, но преобладает в нем мышечная, в мозге — нервная, в коже — эпителиальная. Все органы имеют определенную форму и местоположение в организме.

Организм человека как единое целое


Организм человека как единое целое состоит из следующих систем:

  • движения (опорно-двигательный аппарат);
  • сердечно-сосудистая;
  • мочевыделительная;
  • пищеварительная;
  • покровная (кожа);
  • лимфатическая;
  • органы чувств;
  • эндокринная;
  • нервная;
  • дыхания;
  • половая.

Выделение в целостном организме систем органов условно, так как все они взаимосвязаны. Организм человека функционирует как единое целое. Эта целостность — результат структурного соединения и связи всех частей. Объединению помогают вещества в составе крови и лимфы, циркулирующих в сосудах тела, а также нервы.

Функции

Характерными свойствами организма являются обмен веществ и энергии с внешней средой, рост и размножение. Важнейшие отличительные черты — относительное постоянство внутренней среды и саморегуляция физиологических функций. Постоянство внутренней среды — гомеостаз — поддерживается автоматически, независимо от воли, желаний человека.

  • Множество клеток, много тканей и органов, но при этом организм относительно стабилен.
  • Все компоненты объединены и функционируют под управлением гормонов эндокринной системы и нервных импульсов.
  • Работа системы органов направлена на выполнение общих функций.
  • Процессы жизнедеятельности согласованы друг с другом.
  • Организм как саморегулирующаяся система реагирует на изменения внутренней и внешней среды.

Предмет изучения биологии в 8 классе — общий обзор организма, описание всех систем органов, названия которых можно найти в оглавлении. В начале предлагается изучить строение и функции эндокринной и нервной систем. Именно они обеспечивают единство организма и его согласованные реакции на раздражители.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Все люди уникальны. Индивидуальные особенности, окружение, наличие возможностей и многое другое формирует личность ребенка.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Все люди уникальны. Индивидуальные особенности, окружение, наличие возможностей и многое другое формирует личность ребенка. Существует два больших класса факторов, влияющих на развитие личности. Это биологические особенности и социальная среда.

Очень важным фактором является наследственность для любого человека. Ее можно рассматривать с точки зрения физиологии и психики. Для личности обе точки зрения считаются одинаково важными.

От природы, родителей кроха получает очень многое. Его врожденные качества, задатки влияют на то, как будет развиваться личность. Воспитание, образование могут скорректировать некоторые психологические особенности человека. Главная задача родителей малыша — правильно подойти к процессу его воспитания.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Факторов, влияющих на развитие личности ребенка, очень много. Буквально каждый день он сталкивается с проблемами, открытиями, преодолевает препятствия и чему-то учится. Все это, словно мозаика, формирует его личность. Нет неважных факторов – все следует учитывать. Формирование личности начинается еще в раннем детстве. Родители отмечают, что, даже когда крохе было всего-то 2-3 месяца, уже проявлялись некоторые черты будущего характера.

Все факторы можно разбить на две большие группы: биологические и социальные. То, что заложено генетически, нельзя изменить. Но многие реакции детей, их поведение обуславливаются повторением за взрослыми. Тут родителям нужно быть внимательными, ведь кроха все впитывает.

Слова, действия, поступки родителей становятся для них эталоном. То есть ваше поведение чаще всего формирует их поведение.

Развитие личности происходит под влиянием того, что окружает ребенка.

Нельзя сказать, что какие-то факторы являются важными, а какие-то второстепенными для развития.

Биологические

К биологическим аспектам формирования личности ребенка можно отнести наследственность и наличие (или отсутствие) самых разных патологий развития.

Наследственность

Вместе с физическими признаками наследуется тип психической деятельности, реакции, тип нервной системы. Большое количество определяющих факторов развития личности уже заложено в нас. Дальше все зависит от того, как пойдет процесс развития ребенка.

Наследственность можно еще охарактеризовать как задатки человека. Позже из них сформируются многие психические свойства и особенности человека. Тут важную роль будет играть окружение человека, возможности, социальная среда, образование.

Наличие патологий развития

Наличие аномалий и патологий развития очень сильно влияет на формирование личности ребенка. Тут очень важно, затрагивают ли аномалии психическую деятельность или нет. Если у ребенка диагностировано отставание психического развития или сниженный интеллект, то это не значит, что он лишен процесса личностного развития. Совсем нет – просто оно идет по другому пути.

Важным фактором тут является то, какие именно нарушения имеются ввиду. Например, если ребенок родился глухим, слепым, не может говорить или же у него есть целый комплекс нарушений. Восприятие мира для него сразу же меняется. А значит, и себя он ощущает совсем не так, как человек без нарушений. Личность формируется тем, как мы реагируем на изменение окружающего мира. Если пропадает какой-то канал связи, значит, лично для нас мир уже выглядит иначе.

Социальные

Социализация

Социализация, или процесс усвоения человеком социального опыта, начинается очень рано – буквально с первых дней появления на свет. Мы находимся в социальной среде, и ее нормы и правила влияют на формирование личности каждого человека. Сюда входит:

  • возможность общаться;
  • коммуникабельность;
  • желание или нежелание ребенка следовать общим правилам поведения;
  • адаптация в учебном заведении.

Чем раньше начинается социализация малыша, тем лучше. Если у ребенка есть возможность посещать садик, это всегда даст позитивный опыт. Там он быстрее понимает, как устроено общество, по каким правилам действует. Приобретается опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми людьми.

Если малыша лишают общения, он не посещает садик, мало гуляет, это может привести к замкнутости, концентрации только лишь на себе, своих желаниях. Такие личностные качества часто мешают в дальнейшей жизни. Социальные факторы развития личности оказывают огромное воздействие на качество жизни человека. Если не научить кроху общаться, дружить, понимать других людей, ему будет очень тяжело строить более серьезные отношения во взрослой жизни.

Находиться в обществе — значит проявлять себя, развивать свои таланты. Со временем появляется критическая оценка себя. Так происходит самостоятельная коррекция поведения, изменение некоторых черт характера.

Семья и отношение к ребенку

Если рассмотреть несколько типов окружения и организации жизни детей, то видно, как по-разному формируются личностные качества.

Иногда малыш становится центром вселенной для семьи. Все разговоры только о нем, новостях его жизни, успехах. Ему покупаются все вещи, которые он желает получить. Мама и бабушка вылавливают из супа лук, который он не любит кушать. Это ведет к формированию определенных качеств характера ребенка. Формируется личностный взгляд на жизнь:

  • эгоистичное, часто потребительское отношение к жизни;
  • ребенок не может полностью использовать свой потенциал, развивать навыки (нет необходимости, ведь он и так окружен восхищением);
  • слабо развивается воля (не нужно добиваться чего-то – все и так появляется по желанию);
  • плохая эмпатия (человек заинтересован только в себе, а чужие переживания мало значат для него).

В противоположной ситуации от ребенка требуют самостоятельности, он получает задания по дому. Похвала звучит только тогда, когда есть реальное достижение. В его личностной характеристике присутствуют другие качества:

  • наличие воли;
  • необходимость использовать свои сильные стороны, чтобы заслужить похвалу, поощрение
  • эмпатия (ребенок понимает переживания, чувства, настроение другого человека, родителей);
  • наличие самоконтроля.

Отношение к ребенку в семье сказывается на формировании его личности. Например, оба этих малыша отправились в первый класс. Первому будет очень тяжело пройти адаптационный период, ведь он не привык к подобным испытаниям. Второму будет гораздо проще приспособиться и проявить себя. Самостоятельность, ответственность за свои поступки, самокритика — черты личности, которые формируются под влиянием семьи.

Окружающая среда

Очень важно, в какой среде живет ребенок. Законы общества, влияющие на его жизнь, создают многие личностные качества. То, как среда воздействует на человека, определяет, как человек будет относиться к ней.

Если малыша с ранних лет окружают люди, которые все проблемы решают руганью или силой, то это станет для него эталоном поведения.

Факторы среды могут подтолкнуть к развитию многие задатки человеческой психики. Как в позитивном смысле, так и в отрицательном.

Воспитание

Родители, воспитатели, учителя занимаются воспитанием ребенка. Главная задача воспитания — привить ребенку определенные моральные нормы и правила поведения. С помощью воспитания можно ограничить развитие многих негативных задатков человека. Например, склонность к жестокости, эгоистичное поведение. Такие задатки очень негативно влияют на формирование личностных качеств у детей.

Воспитание ребенка должно проходить в адекватной форме. Агрессия всегда порождает еще большую агрессию. Лучше всего спокойно объяснять ребенку, где он неправ, подсказывать другой вариант решения проблемы.

Например, в садике воспитатель жалуется, что маленький мальчик дерется, отбирает игрушки силой. С одной стороны, это нельзя оставлять без внимания. С другой — наказав ребенка, отшлепав его без разъяснения причин, родители только подтверждают его точку зрения: сильный, агрессивный человек получает то, чего хочет. Это убеждение ребенка сформирует его характер.

Конечно, воспитание оказывает огромное влияние на характер человека. Главное, чтобы воспитанием занимались те люди, которые сами следуют установленным в обществе правилам.

Образование

Образование дает человеку не только обширный кругозор. Существуют последствия обучения, влияющие на личностное развитие:

Волевое развитие

Человек понимает, что необходимо прикладывать усилия для достижения цели. В школе это оценки, похвалы учителей и родителей.

Возможность самореализации

Обучаясь, ребенок находит для себя много интересного. Реализовать себя в интересующих областях непросто, но это приносит удовлетворение. А еще это возможность показать миру себя и свои лучшие качества.

Самокритика

Образование, обучение всегда связано с развитием умения критиковать себя, смотреть на себя и свою работу со стороны.

Ребенок использует все то, что заложено в нем от природы. Это гены родителей, индивидуальные особенности. Все остальное он получает из окружающего его мира. Родителям нужно приложить максимум усилий для того, чтобы психическое развитие малыша проходило правильно. Тут их роль является ведущей.

Читайте также: