Бережливый проект оптимизация процесса работы обслуживающего персонала в условиях пандемии в школе

Обновлено: 05.07.2024

Переход к принципам эффективного управления образованием путем выявления и устранения текущих потерь в образовательном процессе позволит решить не только такие проблемы, как эффективное внедрение новых федеральных и государственных образовательных стандартов для создания предпосылок для самореализации каждого учащегося, но также и управляемость процессов в улучшении каждой образовательной организации.

Инструменты бережливого производства могут эффективно влиять на образовательный процесс, выявлять пробелы в системе образования и достигать значительных результатов за короткое время для их устранения. При бережливом производстве повышение эффективности и поиск резервов для снижения издержек производства могут быть объяснены устранением ненужных мер, правил или руководящих принципов, которые не дают добавленной стоимости [4].

Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации помогает:

– улучшить учебный процесс, оптимизировать работу;

– улучшить качество образования;

– обеспечить стандартизацию и визуализацию учебного процесса;

– сокращение временных и финансовых потерь;

– повысить работоспособность работников и сохранение человеческих ресурсов;

– развитие образовательной организации. [1]

Использование бережливых технологий как одного из видов инноваций при проектировании образовательного процесса влияет на формирование компетенций учителей, развитие креативности, развитие исследовательских навыков и поиск инновационных инструментов, что приводит к повышению качества образовательного процесса.

Технология проектирования прочно заняла свое место в образовательном процессе, эта технология востребована как часть внедрения федеральных государственных стандартов (ФГОС), чтобы претворить в жизнь работу образовательных учреждений.[3]

Новая система упростила работу учителей, сократила время, затрачиваемое на работу с документами, и, по сути, освободила ее – путем обучения и воспитания детей. Раньше на преподавательской работе преподаватель почти половину времени работал над документацией, сегодня эта работа не занимает больше часа. Одним из эффективных инструментов для упрощения процессов стала доска задач.[4]

Для оптимизации системы образования все виды потерь должны быть устранены. Необходимо удалить все устаревшие бумажные запасы, которые сегодня не содержат никакой полезной информации, а занимают только помещения в организации. Все сотрудники допускают ошибки на работе, это человеческий фактор: неправильно введенные данные; потеря информации или документов; неверная информация в документе; громоздкая организация папок на компьютере или папок в картотеке. Инструменты предотвращения ошибок, систематические краткие встречи для всей организации и отдельных отделов, эффективная система управления документами и визуальный контроль – все это помогает устранить их.[1]

В настоящее время в образовательных учреждениях существует аналогичная проблема, такая как составление многочисленных электронных и бумажных отчетов, создание дополнительных копий документов, дублирование одной и той же информации в разных документах (источниках). Для решения этой проблемы необходимо проанализировать необходимость определенных видов отчетной деятельности и их формы. Переутомление, которое не имеет положительного эффекта, а только требует затрат времени, является еще одним паразитом для организации. Сотрудник не всегда понимает, что некоторые из его операций являются ненужными. Это связано с тем, что начальник не дает четких инструкций для подчиненного. В образовательных организациях выполнение операций часто зависит от других сотрудников. Требуется подписание одного документа несколькими лицами. [3]

Есть проблемы в сотрудничестве и обмене информацией между различными отделами. Все эти проблемы могут быть устранены путем введения курьера, улучшения системы рабочего процесса, написания карты потока создания ценности. Чрезмерные движения во время работы помогут устранить систему 5S.[2]

5S – это методика улучшения рабочего места, которая включает 5 простых правил: следите за порядком, сортируйте, стандартизируйте, поддерживайте чистоту, улучшайте. Это улучшит качество вашего рабочего процесса за счет уменьшения количества ненужных ходов. Ненужная перевозка документов или перемещение людей приводит к расходованию временных ресурсов. Например: поиск необходимых документов в компьютерной или бумажной базе данных для хранения информации, а также ручная отправка информации на следующий этап. Инструментами, позволяющими избежать этих потерь, являются стандартизация рабочего процесса, отслеживание и контроль документов. [1]

Анализ проблемы использования инструментов бережливого производства в образовательном процессе выявил основные причины и позволил выявить пути оптимизации подготовки профессионально компетентных специалистов по спросу на рынке труда.

1. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т.Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании/Пер. с англ. 2-ое изд. М.: Альпина Бизнес Бук, 2005. 473 с.

2. Волкова И.А. Отраслевые особенности внедрения системы бережливости // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. Август № 3(36). С. 21–25.

4. Петрова В.С. Проблемы устойчивого регионального развития //Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы V Международной научно-практической конференции. Нижневартовск: НВГУ, 2016. С. 321–324.

Данный веб-сайт работает под управлением CMS Joomla!. Эта программа и предустановленные в ней шаблоны оформления защищены авторскими правами корпорации Open Source Matters. Любые данные, внесённые на сайт после инсталляции системы, являются собственностью их уважаемых владельцев.

Вы можете распространять копии или модифицировать Joomla!, придерживаясь при этом требований лицензии GNU General Public License. Если вы никогда не сталкивались с этой лицензией, то ознакомьтесь со статьями 'How To Apply These Terms To Your Program' (en) и 'GNU General Public License FAQ' (en) .

Документация по Joomla! распространяется по лицензии Creative Commons Attribution-Non-Commercial-Share-Alike License 2.5 или по отдельным лицензиям владельцев авторских прав на неё.

Вы можете быть абсолютно уверены, что Joomla! всегда останется только Бесплатным Программным Обеспечением с Открытым Исходным Кодом, распространяющимся по лицензии GNU General Public License!

В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.

Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь.Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.

Бережливые технологии в образовательных организациях –это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Следовательно, бережливые технологии применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.

Внедрение бережливые технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счет следующих задач:

  • организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
  • разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс;
  • организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
  • улучшить материально-техническую базу;
  • внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
  • развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
  • развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
  • внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему.

Наиболее распространенные в образовательных организациях инструменты бережливого производства такие как:

  • стандартизация;
  • организация рабочего пространства (5S);
  • визуализация;
  • канбан (доска задач).



Нормативная база:

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Полезные материалы

Обея

Литература

Проект

Кросс-функциональный проект "Школа - СПО: организация профессиональных проб учащихся" в сквозном потоке "Производство"

  • О школе
    • Обращение директора
    • Наша миссия
    • Противодействие коррупции
    • История школы
    • Сотрудничество
      • Управляющий совет как аккумулирующий орган государственно-общественного управления
      • Всероссийские
      • Городские
      • Международные
      • Областные
      • Школьные
      • НОУ "Первоцветы"
      • НОУ "Наука, Творчество. Развитие"
      • Кафедра дошкольного образования
      • Кафедра естественно-математического цикла
      • Кафедра общественных дисциплин
      • Кафедра предметов эстетического цикла, физической культуры и ОБЖ
      • Кафедра русского языка, английского языка и литературы
      • Моя работа
      • Для Вас родители
      • Фотоотчёт

      Наши проекты

      Разделитель

      Школа полного дня

      Сейчас перед большинством современных родителей, как проживающих в городе, так и в сельских территориях, стоит проблема: что делать со школьниками, когда родители находятся на работе.

      Переход школ на режим полного дня позволяет школьникам находиться под присмотром в стенах образовательного учреждения, а также на месте получать дополнительное образование, посещать занятия внеурочной деятельности, которую могут организовать как учителя самой школы, так и приглашённые педагоги дополнительного образования.

      Школа полного дня поможет избежать безнадзорности детей. Такой режим предоставит им возможность в стенах школы получать дополнительное образование, не выходя за её пределы, особенно это востребовано в сельских территориях, где на занятия нужно ехать в какое-либо учреждение дополнительного образования.

      Во второй половине дня ученики занимаются в развивающем блоке, который предусматривает обязательную самоподготовку. Так же занятия во второй половине дня направлены на формирование творческого потенциала учащихся, формирования трудовых навыков, креативного мышления.

      Разделитель

      К успеху вместе!

      Разделитель

      Бережливая школа

      Одним из ключевых инструментов внедрения бережливых технологий стала реализация технологии 5С: сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй и совершенствуй. Рабочие места представителей администрации, педагогических работников и обучающихся были стандартизированы по системе 5С, то есть были созданы рациональные рабочие пространства, предполагающие сортировку вещей, организацию хранения и постоянное поддержание порядка.

      Реализация данного инструмента бережливых технологий позволило быстро избавиться от накопившегося хлама и исключить его появление в дальнейшем; создать оптимальные условия для экономии времени и энергии; для повышения производительности и качества образования, предотвращения несчастных случаев.

      Не менее эффективным инструментом бережливых технологий стало создание навигации в ОУ, целью которой является сокращение времени на нахождение любого кабинета в ОУ как учащимися, так и гостями школы.

      Разделитель

      В ОУ был успешно применен и такой инструмент бережливых технологий как картирование потока создания ценности. Применение данного инструмента позволило за более короткий срок добиться значимых результатов по определенным направлениям работы.

      Так, в 2019-2020 учебном году были разработаны и успешно опробованы следующие проекты:

      Разделитель

      Разделитель

      Уже сегодня мы смело можем сказать, что внедрение бережливых технологий в деятельность МБОУ СОШ №28 позволяет сделать наше ОУ комфортнее для всех. Также применение бережливых технологий, как одного из видов инноваций проектирования образовательного процесса влияет на формирование компетентности педагогов, развитие креативности, выработку у них исследовательских умений, поиска инновационных средств, что приводит к повышению качества образовательного процесса.

      Читайте также: