Белая к ю инновационная деятельность в доу

Обновлено: 01.07.2024

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к дошкольной образовательной организации. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

И современные образовательные технологии направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

Инновационная деятельность в детском саду «Солнечный город ведется по нескольким направлениям:

1. Развитие дополнительного образования;

2. Инновации в развивающей предметно-пространственной среде;

3. Инновации в содержании образования;

4. Инновации в технологиях;

5. Инновации в работе с кадрами;

6. Инновации в работе с детьми;

7. Инновации в работе с родителями.

Инновационным направлением детского сада является развитие системы бесплатного дополнительного образования.

Инновации в предметно-развивающей среде.

Инновации в содержании образования.

Для использования и применения знаний и умений на практике, для проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей внедрили новую форму - культурные практики.

Инновации в технологиях

В прошлом учебном году две группы включили в свою воспитательно-образовательную деятельность ТРИЗ технологию. Педагоги и ребята с большим интересом осваивают процесс познания и активно используют во всех режимных моментах новые игры и эксперименты.

Инновации в работе с кадрами

Для создания творческой атмосферы и объединения усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного процесса эффективной формой, является проведение выставки-ярмарки педагогических идей. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами. Была проведена выставка – ярмарка педагогических идей - лэпбуков и самодельных дидактических игр, а в этом году педагоги готовят атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

Мастер-класс. Его основная цель - знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Был показан мастер-класс по изготовлению лэпбуков, один из педагогических советов был посвящён нетрадиционной технике рисования.

Активное участие принимают педагоги в методическом часе ДОО, где каждый воспитатель делится своими наработками.

Делимся своими инновациями и опытом работы на районных методических объединениях.

Инновации в работе с детьми

Становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности мы изучаем окружающий мир через проектно-исследовательскую деятельность.

Данное направление позволяет показать детям различные способы исследования окружающего мира, решения поставленных целей и задач в ходе организации различных видов деятельности.

Инновации в работе с родителями

Вовлечение родителей в образовательный процесс является главной задачей педагогического коллектива при осуществлении образовательной деятельности.

За эти годы коллективом детского сада накоплен определенный инновационный опыт, но вместе с тем еще много предстоит сделать, чтобы наша инновационная деятельность нашла широкое отражение в работе каждого педагога.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утверждён Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

3. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

4. Волобуева В. Я., Газина О. М., Фокина В. Г. Организация работы методиста детского сада. - М. : АПО, 2008.

Инновационная деятельность по оздоровлению детей в детском саду Инновационная деятельность по оздоровлению детей в детском саду В нашем детском саду большое внимание уделяется профилактике заболеваний.

Использование современных здоровьесберегающих технологий в детском саду. Лэпбук (из опыта работы) 3. Лэпбук – как современная здоровьесберегающая технология. В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые подходы, идеи,.

Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в детском саду. Из опыта работы. Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в детском саду. Из опыта работы. Театр и его истоки. Театр-это лучшее, по утверждению.

Лекция № 8
Управление педагогическими инновациями в дошкольном образовании

1. Почему возникает потребность в инновациях.
2. Что такое инновация.
3. Организация инновационной деятельности в ДОУ.
4. Как добиться положительного результата.
5. Механизм стимулирования нововведений и организационная готовность коллектива к инновациям.
6. Как стимулировать работу.

Литература

1. Почему возникает потребность в инновациях

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.

О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

2. Что такое инновация

3. Организация инновационной деятельности в ДОУ

4. Как добиться положительного результата

  • 5 баллов — восприимчивость очень сильно выражена;

  • 4 балла — выражена;

  • 3 балла — проявляется, но не всегда;

  • 2 балла — слабо проявляется;

  • 1 балл — не проявляется.

Таблица 1

5. Механизм стимулирования нововведений и организационная готовность коллектива к инновациям

Готовя коллектив к инновационной деятельности, руководитель беседует с каждым сотрудником, знакомит с целями и задачами инноваций, разъясняет преимущества, которые дает инновация детскому саду, конкретному члену педагогического коллектива.

При этом важна всемерная поддержка новаторов, если они есть в коллективе, их деятельности в дошкольном учреждении.

Но главное — это обучение воспитателей через разные формы:

Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения (материального, морального); что они смогут выполнить задание, прилагая приемлемые для себя усилия.

Система методических мероприятий в коллективе должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов, их теоретической подготовке к инновационной деятельности.

Инновационная и экспериментальная работа всегда привносит свои изменения в развитие педагога, руководителя и всего коллектива, так как способствует повышению уровня мотиваций.

Мы уже подчеркивали, что инновационная деятельность — это специфическая педагогическая деятельность, которую характеризуют восемь основных действий:

— предварительное решение, которое возникает в процессе анализа ситуации и состояния образовательной системы, и определение предмета преобразования (что преобразуется и на основе какой научной информации);
— принятие решения об организации инновационного процесса;
— разработка новой модели образовательной системы (осуществляется на основе индивидуального и группового педагогического проектирования);
— определение показателей качества инновационного процесса и его эффективности;
— разработка программы преобразований;
— реализация программы преобразований;
— определение качества результатов инновационного процесса (по завершении адаптационного периода);
— оценка эффективности инновационного процесса (определяются качество результатов, затраты времени, финансов на их получение).

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий.

Важно и то, какие условия создает руководитель для организации и проведения инновационной деятельности в педагогическом коллективе. Главные условия эффективности инновационной деятельности:

1) системность в методической работе с педкадрами по развитию их профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности;

2) наличие у педагога личного плана развития, который мобилизует его потенциальные способности;

3) постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание ситуации успеха педагога, что ведет к развитию деловых качеств, появлению положительного мотива к совершенствованию себя, своего дела;

4) создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость (приложение 3);

5) установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряженность и страх быть не понятыми; приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему; конструктивная проработка конфликтов (приложение 4);

6) проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.

После того как содержание инновационной деятельности определено, необходимо выделить фигуру инноватора.

Инноватор — это организатор нововведений. В его задачу входит обеспечение взаимодействия всех участников инновационного процесса. Опыт подсказывает, что:

инновационный процесс проходит с большей эффективностью, если его организатор является членом педколлектива, осуществляющего инновацию;

организатором нововведений может быть любой член педколлектива, не обязательно представитель администрации;

инноватором должен быть педагог, пользующийся авторитетом в коллективе, имеющий соответствующий опыт и необходимые навыки работы (в том числе умеющий выделять болевые точки организации, моделировать ожидаемые результаты работы, разрабатывать соответствующие программы, анализировать результаты преобразовательной деятельности).

6. Как спланировать работу

Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и инновационной программы.

Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в детском саду, с одной стороны, и из прогнозов его развития — с другой.

Отобранные цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль. При управлении инновационными процессами в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия инновационной деятельности разрабатываются групповым методом.

Организация педагогическим коллективом исследовательской деятельности предполагает обязательную рефлексию того, что сделано, т.е. периодическую оценку, проверку эффективности полученных результатов. Обычно это происходит в форме отчетов, тестирования и т.д.

Таблица 2

Чтобы спланировать работу коллектива, можно использовать следующую таблицу (табл. 3).

Таблица 3

а) работа с кадрами (совещание, педсовет, производственное собрание и др.);
б) работа творческих групп;
в) работа по самообразованию;
г) работа с родителями;
д) контроль, анализ и регулирование.

При этом руководитель ДОУ также планирует свою работу (табл. 4).

Таблица 4. Порядок действий руководителя ДОУ по внедрению инноваций

Вопросы

2. Перечислите основные причины, по которым ДОУ занимаются нововведениями.

4. Сформулируйте основные требования к педагогическому коллективу и руководителю ДОУ, планирующих организацию инновационной деятельности.

* Использованы материалы из книги Шамов Т.И., Тюлю Г.М., Литвиненко Э.В. Оценка управленческой деятельности руководителем школы. Вологда, 1995.

** Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991. С. 49—50.

*** Использованы материалы из книги: Зубов Н. Как руководить педагогами. М., 2002.


В данной статье описаны перспективы развития инновационной деятельности на данной ступени образования, а также предложены мероприятия инновационного характера для повышения качества образовательных услуг.

Ключевые слова: инновационное развитие, управление инновациями, дошкольное образование.

В жизни каждого человека дошкольное образование является первой ступенью всей системы образования. Таким образом, очевидно, что совершенствование этой ступени — необходимость, которая предопределит дальнейшей развитие самых маленьких граждан.

Сегодня в Российской Федерации уделяется достаточно внимания инновационным подходам в развитии системы среднего общего и высшего образования, но в то же время основополагающая образовательная ступень в виде дошкольного образования остается без должного внимания.

Таким образом, проблема управления инновациями в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) является актуальной и требующей современных подходов решения.

Сегодня под инновацией (нововведением) принято понимать находящееся на стадии внедрения или внедренное новшество на предприятии (учреждении, организации), которое в значительной степени оказывает влияние на рост качества производимой продукции или услуг, выступает результатом интеллектуальной деятельности человека.

Повышение качества дошкольного образования сегодня возможно только лишь на основе реализации нового инновационного подхода, определяющего дошкольное образование современного поколения. Такой подход регламентируется законодательными документами различного рода.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что государство гарантирует равенство прав каждого ребенка в получении дошкольного образования достойного качества [3, с. 2]. Таким образом, возникает вопрос о повышении качества дошкольного образования, его усовершенствования, что однозначно подразумевает личностный подход к особенностям развития каждого воспитанника, его индивидуальных склонностям, способностям и проблемам.

Таким образом, логично предполагать, что в Российской Федерации создаются все условия для инновационного развития образования, в том числе и дошкольного.

Автором данной работы предложены следующие этапы по внедрению инновационного подхода в образовательных услугах ДОУ:

Электронный личный кабинет — это личное виртуальное пространство родителей каждой отдельной группы, вход в которое осуществляется только по логину и паролю группы. Данное нововведение позволяет родителям, ограниченным во временных ресурсах, отслеживать общее состояние развития своего ребенка, своевременно узнавать о важных мероприятиях, а также дает возможность учитывать индивидуальные способности ребенка, раскрывающиеся вне дома. Это — новая форма общения детского сада с родителями воспитанников.

Однако сегодня все же существуют определенные трудности в реализации инновационного подхода. Не стоит забывать, что первостепенным источником получения дошкольного образования являются воспитатели. Таким образом, очевидно, что без должной компетентности ни один воспитатель не сможет поддерживать инновационное направление развития детского сада и осваивать его, невзирая на то, насколько эти инновации востребованы в современном мире.

Поэтому на данный момент управление инновациями в любом ДОУ необходимо разделять на следующие этапы:

1. Формулирование нововведения, осмысление всех его нюансов.

2. Анализ со стороны руководства по возможностям (финансовым, кадровым, материальным) внедрения нововведения в стенах ДОУ.

3. Решение вопроса профессиональной компетентности воспитателей и других сотрудников (повышение квалификации, курсы компьютерной грамотности, работа в сети Интернет и т. п.).

4. Реализация проекта (нововведения) по инновационному развитию ДОУ.

Приведенные выше этапы являются непосредственно пошаговой инструкцией по предложению автора о внедрении личных электронных кабинетов групп в детском саду. Необходимо отметить, что, по мнению автора, наиболее важными и основополагающими являются этапы 2 и 3, так как игнорируя анализ всех ресурсов ДОУ и уровень профессиональной грамотности работников учреждения, руководство допускает грубейшую ошибку, которая впоследствии будет тормозить процесс внедрения новшества.

В идеале созданная инновационная модель, затрагивающая два аспекта дошкольного образования: детский сад и родителей воспитанников, должна быть направлена на повышение качества образовательных услуг ДОУ и гарантировать следующие результаты:

1. Управление качеством в ДОУ модернизируется процессом управления инновациями.

2. Своевременное повышение квалификации сотрудников.

3. Постоянный рост числа внутриорганизационных инновационных проектов, базирующихся на базе личных кабинетов, как следствие инновационный рост учреждения на рынке дошкольных образовательных услуг.

5. Рост доверия родителей к ДОУ, таким образом, положительное отношение к учреждению, сокращение числа конфликтных ситуаций между родителями и воспитателями.

6. Качественное выполнение заказа государства и социума по подготовке к школе всесторонне развитой личности ребёнка [6, с.64].

7. Удовлетворение неожиданных потребностей потребителей (по модели Н.Кано) с помощью внедрения электронного кабинета.

8. Контроль родителей над образовательным процессом.

Между тем, важно также отметить, что главным результатом всех нововведений в ДОУ должно быть положительное взаимодействие семьи воспитанника и детского сада. Именно это позволит наиболее полно раскрыть все потенциальные возможности и личные склонности и таланты ребенка, что в дальнейшем дает гарантию того, что воспитанник детского сада после его окончания выйдет абсолютно готовым к адаптации в новых условиях в школе.

Именно двусторонняя работа поможет полноценно и всесторонне развить дошкольника. Введение электронных личных кабинетов — это инновационный подход в общении родителей и дошкольного учреждения, новая форма связи, позволяющая родителям не выходя из дома получать всю необходимую информацию об их ребенке.

Также очень важно понимать, что каждое дошкольное образовательное учреждение сегодня испытывает нехватку квалифицированных молодых воспитателей. Только инновационное развитие любого характера в состоянии привлечь молодых специалистов к работе в ДОУ, потому как инновация всегда говорит об успешности учреждения или о начале его модернизации, как следствие о достойном уровне заработной платы.

Таким образом, подводя итоги, стоит отметить следующее: управление инновациями в ДОУ — это реализация проектов и стратегий инновационного характера, профессиональное развитие персонала, тиражирование своих проектов на городском, региональном и общероссийском уровнях с целью постоянного повышения качества дошкольных образовательных услуг.

На сегодняшний день государством созданы достаточные условия для инновационного развития ДОУ, существует большое количество благотворительных фондов, готовых финансировать достойные проекты. Поэтому сегодня каждое ДОУ имеет шанс развивать свой внутренний образовательных процесс.

6. Савчук Л. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования [Текст] / Л. В. Савчук // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 62–65.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, детский сад, повышение качества, инновационный подход, инновационное развитие, Российская Федерация, управление инновациями, инновационный характер, мнение автора, образовательный процесс.

Белая К.Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО

В книге рассматриваются основные вопросы организации инновационной деятельности ДОО, способы достижения ее эффективности, приводятся примеры планирования работы педагогического коллектива по внедрению инноваций, классификация педагогических технологий. Показана связь инновации с применением сетевой формы реализации образовательных программ в ДОО.

Книга адресована руководителям ДОО, методистам, воспитателям, которые используют инновационные технологии в своей педагогической деятельности.

Содержание

Организация инновационной деятельности

Что такое инновация

Педагогические технологии

Механизм стимулирования нововведений в коллективе

Источники идей развития ДОО

Инновации и сетевая форма реализации образовательных программ ДОО

Планирование инновационной деятельности

Программы инновационной деятельности

Приложение 2. Методические рекомендации к планированию тематических недель в ДОО

Приложение 3. Методические рекомендации к планированию тематических дней в ДОО

Приложение 5. Опыт работы по организации инновационной деятельности в образовательных организациях Томской области

Приложение 7. Методический паспорт проектной работы

Приложение 8. Ваш творческий потенциал

Приложение 9. Оценка реализации потребности педагогов в развитии (из программы, разработанной Н.В. Немовой)

Приложение 10. Психологический климат в коллективе

Приложение 11. Предрасположенность к конфликтному поведению (тест описания поведения К. Томаса, адаптирован Н.В. Гришиной)

Приложение 12. Учебно-тематический план модульных курсов для руководителей и воспитателей ДОО

Список использованной и рекомендуемой литературы

Автор: Белая Ксения Юрьевна

Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"

Читайте также: