Батуев а с высшая нервная деятельность м высшая школа 1991

Обновлено: 05.07.2024

Под эмоциями подразумевают субъективные реакции животных и человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и так далее.

1) для обозначения субъективных ощущений, которые можно изучать только путём непосредственного самонаблюдения (интроспекции);

2) для обозначения экспрессивных проявлений при наблюдении за другими особями;

3) для описания сложного поведения типа драки, побега и так далее.

Благодаря эмоциональному возбуждению создаётся эмоциональная окраска текущего поведения, происходит субъективная оценка ситуации.

Если эмоцию рассматривать как форму отражения действительности, как процесс, регулирующий отношения субъекта с внешней средой, то психическое и физиологическое в эмоциях выступает как две стороны единой нервной деятельности.

В эмоциях есть субъективное, но нет идеального, ибо внешний мир отражается не в виде образов, а в виде переживаний субъективных состояний.

На определённом этапе эволюции возникновение ощущений обогащается свойствами переживаемости и возникает то, что именуют субъективным. Отражение психикой внутреннего состояния организма в виде субъективных переживаний служит предпосылкой возникновения субъективных образов.

Эмоции и мотивации.До сих пор нет чёткого мнения о том, различаются эти два субъективных состояния организма или отражают просто разные оттенки одного и того же процесса. И.П.Павлов не проводит резкого разграничения между эмоциями и мотивациями и часто употребляет эти термины как синонимы. И эмоции, и мотивации И.П.Павлов рассматривал как проявление функционального состояния мозга в связи с действием раздражителей внешней или внутренней среды.

Один из учеников И.П.Павлова польский физиолог Ю.М.Конорски также не находит различий между этими явлениями и считает, что они регулируются единой мозговой системой с помощью драйв-рефлексов, которые подготавливают работу исполнительной системы мозга. Систему, контролирующую эти драйв-рефлексы, он называет эмотивной или мотивационной.

И.С.Бериташвили полагает, что эмоции теснейшим образом связаны с удовлетворением трёх основных потребностей: пищевой, защитной и половой. Он подчёркивает, что не сам по себе голод, а то эмоциональное возбуждение, которое возникает при представлении пищи, является побудительной причиной пищевого поведения. Значит, в основе мотивационной деятельности лежит эмоциональное возбуждение.

Близкое по существу представление выдвинуто П.К.Анохиным, который считает, что мотивационное возбуждение Сопровождается эмоциональными отрицательными состояниями (жажды, голода, страха), которые и мобилизуют организм к быстрому и оптимальному удовлетворению потребности. Удовлетворённая потребность сопровождается положительной эмоцией, которая и выступает как конечный подкрепляющий фактор.

Другие исследователи разграничивают мотивации и эмоции. П.Юнг считает, что эмоция берёт начало в психологической ситуации, но не является результатом внутриорганизменных сдвигов, побуждающих, например, к удовлетворению голода. П.В.Симонов полагает, что эмоции представляют собой самостоятельный мозговой механизм, играющий специфическую роль в организации поведения.

А.В.Вальдман придерживается мнения, что эмоции индуцируются преимущественно внешними, а мотивация – внутренними стимулами. Мотивационное поведение имеет организованный характер, а эмоциональное – не организовано. Эмоции имеют психогенную природу, а мотивации – эндогенно-метаболическую. Эмоция возникает на базе сильной мотивации, если существуют затруднения в её удовлетворении. Эмоция может возникать как следствие возникновения мотивов, конфликта в планах их осуществления. Эмоции соответствуют такому снижению уровня адаптивных возможностей организма, которое наступает, когда мотивация является слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Значит, существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение.

Теории эмоций. Ч.Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, основанную на сравнительном исследовании эмоциональных выразительных движений у млекопитающих. Эти движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигшалов для особей не только своего, но и других видов. Эти выразительные движения (гнев, страх, радость) и особенно мимические реакции относились к врождённым проявлениям эмоций.

Согласно теории П.К.Анохина эмоции возникли в эволюции как субъективные ощущения, позволяющие животному и человеку быстро оценивать различные внутренние потребности, действие на организм внешних факторов, результаты поведенческой деятельности и, наконец, удовлетворение внутренних потребностей. Как правило, любая потребность сопровождается эмоциональным переживанием отрицательного характера. Оно стимулирует животное и человека к активной деятельности, направленной на удовлетворение данной потребности. Удовлетворение любой потребности сопровождается эмоциональным переживанием положительного характера, то есть вызывает чувство удовлетворения и санкционирует успех поведенческой деятельности. Ассоциированная с успешным завершением действия положительная эмоция закрепляется в памяти и начинает выполнять важную роль в механизмах формирования целенаправленной деятельности. Неоднократное удовлетворение потребности, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели. Эмоциональные воздействия усиливают, удлиняют и углубляют фиксацию следов от раздражений, что помогает адекватному реагированию на внешние сигналы.

Широкое использование электроэнцефалографии в изучении мозга привело к открытию неспецифических функций ретикулярной формации ствола и других отделов мозга. С этим периодом тесно увязано появление активационной теории эмоций Д.Б.Линдслея, которая приписывала основную эмоциогенную функцию активирующей ретикулярной системе ствола мозга.

Выраженная эмоциональная реакция возникает лишь при диффузной активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга. Основным же условием появления эмоциональных реакций является наличие активирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроля за глубокими структурами мозга и лимбической системы.

В.Р.Гесс на основании метода раздражения составил карты подкорковы эмоционально-мотивационных зон при раздражении гипоталамуса, а Е.Бовард, развив эти исследования, предположил существование двух реципрокных гипоталамических эмоциональных систем: эмоционально-положительной в передних и латеральных ядрах гипоталамуса и эмоционально-отрицательной – в задних и медиальных его отделах.

Возникающие же параллельно изменения в соматичекой и висцеральной сфере, которые сопровождают эмоциональное состояние, обозначаются как эмоциональное выражение (или выражение эмоции).

Эмоции как формы психического состояния вовсе не обязательно должны быть сопряжены с действием. Длительность проявления, инертность эмоционального состояния – одна из характерных свойств эмоций. Человек может переживать сильные эмоции, не совершая никаких действий путём их волевого торможения. При этом, однако, вегетативные компоненты эмоций обычно не удаётся подавить, так как они мало подвержены произвольной регуляции. Будучи включёнными в обеспечение доминантного характера действия, эмоции могут включаться во все звенья условно-рефлекторного процесса, выступая в качестве условного сигнала или компонента центрального замыкательного механизма, или фактора подкрепления, или, наконец, полноправный компонент ассоциативного процесса.

Когнитивистика

Когнитивистика

Когнитивистика запись закреплена

1. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии - Шульговский В.В.
2. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем - Батуев А.С.
3. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность - В. М. Смирнов, С. М. Будылина
4. Физиология высшей нервной деятельности - Данилова Н.Н., Крылова А.Л.
5. Анатомия ЦНС - Козлов В. И.
6 Медиаторы и синапсы - Зефирова А.Л. с соавторами.
7. Основы физиологии высшей нервной деятельности - Коган А.Б.
8. Физиология поведения - Батуев А.С.

Батуев, Александр Сергеевич.
Высшая нервная деятельность [Текст] : учебник для вузов. Рекомендована в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Биология", "Психология", "Психофизиология" / А.С. Батуев. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Санкт-Петербург : Лань, 2002. - 416 с. : ил., табл.; 20 см. - (Мир женщины).; ISBN 5-8114-0441-7

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.

(Мир женщины)
Физиология, биофизика и биохимия животных и человека -- Нервная система -- Высшая нервная деятельность -- Учебник для высшей школы
Шифр хранения:
FB 1 02-15/59-3
FB 1 02-15/60-7
MFK 801-04/1474
RBOMF 801-04/1474
Читать Электронный заказ

Батуев А.С.

Батуев Александр Сергеевич - доктор биологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Российской академии образования и Международной академии наук высшей школы Нью-Йоркской академии наук, член Международной организации по изучению мозга при ЮНЕСКО.

С 1991 г. А. С. Батуев избирается на должность заведующего кафедрой высшей нервной деятельности биолого-почвенного факультета, которой успешно руководит в течение 14 лет. С 2004 г. и по настоящее время А. С. Батуев - профессор кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии и руководитель лаборатории психофизиологии матери и ребенка. В основе научных интересов А. С. Батуева лежит изучение мозговых механизмов поведения.

Будучи педагогом по призванию, А. С. Батуев вырастил и сформировал не одно поколение высококвалифицированных специалистов. Под его руководством защищено 12 докторских и 58 кандидатских диссертаций. Сегодня многие из его учеников возглавляют научные и педагогические коллективы как в нашей стране, так и за рубежом (Конго, Вьетнам, Армения, США, Таджикистан, Казахстан).

Книги (6)

Модульный принцип организации. Курс лекций.

Книга содержит основные сведения по микро- и макроструктуре высшего отдела головного мозга — коры больших полушарий.

Дается характеристика клеточного и субклеточного уровня уровней, электрических и химических механизмов взаимодействия нейронов, закономерностей созревания коры мозга в индивидуальном развитии организма, роли коры головного мозга в приеме и переработке сенсорной информации, программировании и организации целенаправленных двигательных актов.

Краткий иллюстрированный словарь.

Статьи словаря раскрывают содержание основных понятий современной науки о человеке и ее важнейших областей — анатомии, физиологии и психологии.

В учебнике содержатся основные современные сведения по анатомии сенсорных систем и физиологическим механизмам восприятия информации, а также базовые сведения по физиологии основных поведенческих актов человека. Рассматриваются проблемы соотношения сознания и бессознательного в психике, психологические и физиологические детерминанты поведения.

Рассмотрены генетические и онтогенетические закономерности поведения.

Освещены биологические предпосылки развития психических явлений в филогенезе. Подробно представлены достижения в области исследований физиологических основ коммуникации животных.

Проанализированы биологические основы психофизиологии. В книге нашли отражение представления многих отечественных и зарубежных физиологических школ.

Книга, написанная известным автором - академиком РАО А.С.Батуевым, состоит из небольших рассказов, темы которых выходят за рамки традиционных учебных программ. В этих рассказах затронуты спорные, еще не решенные наукой проблемы, связанные с так называемыми таинственными явлениями человеческой психики.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Комментарии читателей

дорофеева / 13.03.2011 Давно, на психфаке, слушала его лекции, это просто неизгладимо, потрясающе. С удовольствием послушала бы еще.

Читайте также: