Разработка образовательных стандартов петербургской школы 1995 г центр педагогической информации

Обновлено: 02.07.2024

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

6.10. Дидактические нормативы разработки учебных программ

Каждый учебный предмет многофункционален, имеет многоцелевое назначение, но в каждом учебном предмете есть ведущая функция, та основная цель, ради которой он введен в учебный план. Ведущая функция учебного предмета предполагает обозначение его ведущего компонента.


  • предметные научные знания (физика, химия, биология, география, история,
    астрономия);

  • способы деятельности (иностранный язык, черчение, физкультура, технология);

  • определенное, например, образное видение мира (изобразительное искусство, музыка).

Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущий компонент содержания: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно также отразить цели усвоения вспомогательных знаний и умений (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных, предметных), поскольку они - необходимые условия усвоения основных знаний. И, наконец, еще одну группу целей составляют те, с помощью которых характеризуется развивающий и воспитывающий потенциал процесса обучения.


  • базовой образовательной программы;

  • образовательной программы углубленного изучения отдельных предметов и образовательных областей;

  • образовательной программы повышенного уровня;

  • образовательной программы для одаренных детей;

  • образовательной программы для больных детей (реабилитационная).

Суть разработки программы – в системном описании совокупности информации, определяющей полностью и однозначно состав процесса обучения в соответствии с заданными целями и функциями образования, воспитания и развития.

Ниже приводятся некоторые основные требования, которых следует придерживаться при составлении учебных (рабочих) программ.
^

При организации изучения учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

ѕ Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;

ѕ Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ;

ѕ Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ;

ѕ стандарт основного общего образования по ОБЖ;

ѕ стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;

ѕ стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне;

ѕ примерные программы по ОБЖ для основного общего образования

Например, изучение вопросов военной службы вполне может быть вынесено в отдельный курс, как это было до распада СССР и изучаться в этом курсе должны, прежде всего, вопросы, связанные с обеспечением безопасности военнослужащих, как в мирное время, так и в ходе боевых действий. Зачем, к примеру, нужно поголовное изучение в школе таких вопросов, как: сколько краников или писсуаров должно быть в казарме, или зачем нужны знания общевоинских уставов, например, обязанностей дежурного по роте? Для общей эрудиции? Поверьте моему профессиональному опыту, а я прослужил в армии более 22-х лет от рядового до подполковника, знания о количестве кубометров воздуха, положенных по Уставу на одного военнослужащего или знания о том, как должны стоять кровати в казарме, может быть, кому-то и интересны, но на практике, во-первых, эти требования очень часто не соблюдаются, а, во-вторых, вряд ли чем-нибудь могут помочь в экстремальных ситуациях. А вот вопросов, напрямую связанных с чрезвычайными ситуациями, будь то военные учения, авария на вооружении и военной технике в мирное время или же умение выживать в ходе боевых действий, в разделах, посвященных вопросам военной службы в существующих программах, учебниках и учебных пособиях по ОБЖ, как раз и нет. Нет в них разделов и тем, посвященных вопросам совершенствования мыслительной деятельности, развития памяти, внимания и т.п., то есть всего того, что способствует принятию правильных решений человеку, находящемуся в экстремальной ситуации.

Каждый учебный предмет многофункционален, имеет многоцелевое назначение, но в каждом учебном предмете есть ведущая функция, та основная цель, ради которой он введен в учебный план. Ведущая функция учебного предмета предполагает обозначение его ведущего компонента.

В учебных предметах ведущими компонентами могут выступать:

ü предметные научные знания (физика, химия, биология, география, история,
астрономия);

ü способы деятельности (иностранный язык, черчение, физкультура, технология);

ü определенное, например, образное видение мира (изобразительное искусство, музыка).

Есть предметы, в которых ведущими оказываются несколько компонентов (математика, литература, родной язык).

Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущий компонент содержания: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно также отразить цели усвоения вспомогательных знаний и умений (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных, предметных), поскольку они - необходимые условия усвоения основных знаний. И, наконец, еще одну группу целей составляют те, с помощью которых характеризуется развивающий и воспитывающий потенциал процесса обучения.

Образовательная программа разных ступеней обучения в конкретной школе может включать несколько вариантов учебной программы по данному предмету, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. Разработчики учебной программы должны четко осознавать, составной частью какой образовательной программы она является:

ü базовой образовательной программы;

ü образовательной программы углубленного изучения отдельных предметов и образовательных областей;

ü образовательной программы повышенного уровня;

ü образовательной программы для одаренных детей;

ü образовательной программы для больных детей (реабилитационная).

Учебная программа – документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по предмету, логику построения курса, принципы выбора технологии обучения и методов контроля достигнутого уровня образованности.

Суть разработки программы – в системном описании совокупности информации, определяющей полностью и однозначно состав процесса обучения в соответствии с заданными целями и функциями образования, воспитания и развития.

Ниже приводятся некоторые основные требования, которых следует придерживаться при составлении учебных (рабочих) программ.

Сохранение и укрепление единства образовательного пространства России является одной из основных задач в сфере образования. Под образовательным пространством России понимается вся совокупность её образовательных учреждений разного типа, взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов. Вместе они создают пространство социализации человека, обеспечивают определенный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, военных, этических и других отношений.

Главная особенность единого образовательного пространства состоит в том, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны.

1. Осознающий, уважающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества

2. Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества

3. Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике

4. Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством

5. Мотивированный на творчество и инновационную деятельность

6. Доброжелательный, уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов

7. Готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность

8. Осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды

9. Подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт препода.

Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения.



Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’.

Нынешнее поколение школьников учится в образовательных учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы .

Петербургский ученик в зеркале стандарта нового поколения

1.Развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов действия.2.Ученик - активный участник образовательного процесса.3.Испытывая интеллектуальные затруднения, спровоцированные.

Современный урок с позиции стандартов нового поколения: изучение инновационного педагогического опыта, новых методов и приемов обучения.

Инновационное образование модель образования, ориентированная преимущественно на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольн.

Читайте также: