Разработка образовательных стандартов петербургской школы 1995 г центр педагогической информации
Обновлено: 02.07.2024
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- духовно-нравственное развитие и воспитание
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
6.10. Дидактические нормативы разработки учебных программ
Каждый учебный предмет многофункционален, имеет многоцелевое назначение, но в каждом учебном предмете есть ведущая функция, та основная цель, ради которой он введен в учебный план. Ведущая функция учебного предмета предполагает обозначение его ведущего компонента.
предметные научные знания (физика, химия, биология, география, история,
астрономия);
способы деятельности (иностранный язык, черчение, физкультура, технология);
определенное, например, образное видение мира (изобразительное искусство, музыка).
Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущий компонент содержания: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно также отразить цели усвоения вспомогательных знаний и умений (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных, предметных), поскольку они - необходимые условия усвоения основных знаний. И, наконец, еще одну группу целей составляют те, с помощью которых характеризуется развивающий и воспитывающий потенциал процесса обучения.
базовой образовательной программы;
образовательной программы углубленного изучения отдельных предметов и образовательных областей;
образовательной программы повышенного уровня;
образовательной программы для одаренных детей;
образовательной программы для больных детей (реабилитационная).
Суть разработки программы – в системном описании совокупности информации, определяющей полностью и однозначно состав процесса обучения в соответствии с заданными целями и функциями образования, воспитания и развития.
Ниже приводятся некоторые основные требования, которых следует придерживаться при составлении учебных (рабочих) программ.
^
При организации изучения учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:
ѕ Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса;
ѕ Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ;
ѕ Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ;
ѕ стандарт основного общего образования по ОБЖ;
ѕ стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне;
ѕ стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне;
ѕ примерные программы по ОБЖ для основного общего образования
Например, изучение вопросов военной службы вполне может быть вынесено в отдельный курс, как это было до распада СССР и изучаться в этом курсе должны, прежде всего, вопросы, связанные с обеспечением безопасности военнослужащих, как в мирное время, так и в ходе боевых действий. Зачем, к примеру, нужно поголовное изучение в школе таких вопросов, как: сколько краников или писсуаров должно быть в казарме, или зачем нужны знания общевоинских уставов, например, обязанностей дежурного по роте? Для общей эрудиции? Поверьте моему профессиональному опыту, а я прослужил в армии более 22-х лет от рядового до подполковника, знания о количестве кубометров воздуха, положенных по Уставу на одного военнослужащего или знания о том, как должны стоять кровати в казарме, может быть, кому-то и интересны, но на практике, во-первых, эти требования очень часто не соблюдаются, а, во-вторых, вряд ли чем-нибудь могут помочь в экстремальных ситуациях. А вот вопросов, напрямую связанных с чрезвычайными ситуациями, будь то военные учения, авария на вооружении и военной технике в мирное время или же умение выживать в ходе боевых действий, в разделах, посвященных вопросам военной службы в существующих программах, учебниках и учебных пособиях по ОБЖ, как раз и нет. Нет в них разделов и тем, посвященных вопросам совершенствования мыслительной деятельности, развития памяти, внимания и т.п., то есть всего того, что способствует принятию правильных решений человеку, находящемуся в экстремальной ситуации.
Каждый учебный предмет многофункционален, имеет многоцелевое назначение, но в каждом учебном предмете есть ведущая функция, та основная цель, ради которой он введен в учебный план. Ведущая функция учебного предмета предполагает обозначение его ведущего компонента.
В учебных предметах ведущими компонентами могут выступать:
ü предметные научные знания (физика, химия, биология, география, история,
астрономия);
ü способы деятельности (иностранный язык, черчение, физкультура, технология);
ü определенное, например, образное видение мира (изобразительное искусство, музыка).
Есть предметы, в которых ведущими оказываются несколько компонентов (математика, литература, родной язык).
Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущий компонент содержания: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно также отразить цели усвоения вспомогательных знаний и умений (логических, методологических, философских, историко-научных, межпредметных, оценочных, предметных), поскольку они - необходимые условия усвоения основных знаний. И, наконец, еще одну группу целей составляют те, с помощью которых характеризуется развивающий и воспитывающий потенциал процесса обучения.
Образовательная программа разных ступеней обучения в конкретной школе может включать несколько вариантов учебной программы по данному предмету, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. Разработчики учебной программы должны четко осознавать, составной частью какой образовательной программы она является:
ü базовой образовательной программы;
ü образовательной программы углубленного изучения отдельных предметов и образовательных областей;
ü образовательной программы повышенного уровня;
ü образовательной программы для одаренных детей;
ü образовательной программы для больных детей (реабилитационная).
Учебная программа – документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по предмету, логику построения курса, принципы выбора технологии обучения и методов контроля достигнутого уровня образованности.
Суть разработки программы – в системном описании совокупности информации, определяющей полностью и однозначно состав процесса обучения в соответствии с заданными целями и функциями образования, воспитания и развития.
Ниже приводятся некоторые основные требования, которых следует придерживаться при составлении учебных (рабочих) программ.
Сохранение и укрепление единства образовательного пространства России является одной из основных задач в сфере образования. Под образовательным пространством России понимается вся совокупность её образовательных учреждений разного типа, взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов. Вместе они создают пространство социализации человека, обеспечивают определенный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, военных, этических и других отношений.
Главная особенность единого образовательного пространства состоит в том, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны.
1. Осознающий, уважающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества
2. Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества
3. Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике
4. Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством
5. Мотивированный на творчество и инновационную деятельность
6. Доброжелательный, уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов
7. Готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность
8. Осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды
9. Подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт препода.
Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения.
Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.
Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’.
Нынешнее поколение школьников учится в образовательных учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы .
Петербургский ученик в зеркале стандарта нового поколения
1.Развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов действия.2.Ученик - активный участник образовательного процесса.3.Испытывая интеллектуальные затруднения, спровоцированные.
Современный урок с позиции стандартов нового поколения: изучение инновационного педагогического опыта, новых методов и приемов обучения.
Инновационное образование модель образования, ориентированная преимущественно на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольн.
Читайте также: