Басни крылова план урока 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

1. формировать у учащихся понятия о басне, её особенностях

2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся быть грамотным, а не невеждой.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, портреты И.А. Крылова и Эзопа, иллюстрации к басне .

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания.

Басни Крылова любимы детьми и взрослыми, на них выросло не одно поколение.Первые произведения знаменитого баснописца, изданные отдельной книгой, увидели свет в 1809 году. Прошло уже свыше двух столетий, но до сих пор нас восхищает, каким удивительным образом сложены в стихотворную форму простые русские слова, сколько в них озорного юмора, тонкой иронии.

В своих сочинениях Иван Андреевич высмеивал людские пороки. Делал это самобытно, ярко и изобретательно. Какие приемы он при этом использовал?

Те недостатки, которые присущи людям — лицемерие, недалекость, лесть, неумение довести дело до конца, невежество, лень, жадность, ложь, он переносил на животных. И все нелепое, отрицательное происходило с ними.

Человек здесь как будто бы ни при чем. Используя такой прием, великий баснописец хотел показать пороки людей и при этом никого не обидеть. А главное, избежать наказания за высмеивание недостатков. Кому понравится, когда над ним потешаются, да еще и прилюдно. Времена-то были сложные. Опасно было критиковать людские пороки.

Басни Крылова читать интересно и взрослой и детской аудитории. Почему? Стиль написания басен приближен к народной поэзии, понятной всем. Автор разыгрывает действо среди животных, которых знают все дети: лисиц, слонов, мартышек, зайцев, волков. Их образы хорошо прописаны.

Мораль басни мы можем найти в начале или в конце почти каждого произведения. Это сделано для того, чтобы еще раз подчеркнуть главную мысль произведения.

Басни Крылова стали популярными и любимыми еще при жизни Ивана Андреевича. Их заучивали наизусть, пересказывали друг другу. Высокие особы Николай II и Александр I зачитывались необычными произведениями. Даже на Новый год император Николай презентовал великому князю наследнику Александру бюст Крылова. Узнав об этом, баснописец был безумно рад.

3.Изучение нового материала

Басня – один из древнейших жанров литературы. С её помощью человек искал ответ на вопрос: как вести себя в этом огромном мире?

Повторить и закрепить знания учащихся по басням И.А.Крылова.

Развивать самостоятельность учащихся, используя творческие задания, обобщать изученное.

Воспитывать у учащихся интерес к творчеству И.А.Крылова.

Оборудование: наглядность к уроку.

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, тестовая.

Что такое басня?

- небольшой рассказ в стихах, в котором высмеиваются недостатки людей (хитрость, ложь, жадность, глупость);

Прочитайте, что написано на доске, только справа налево.

АВОЛЫРК ИКШУДЕД ИНСАБ (Басни дедушки Крылова)

2. Актуализация знаний

Биография И.А.Крылова (портрет)

За правильный ответ, ученик получает жетон. В конце урока подсчитываются жетоны и выявляется лучший знаток басен.

А)В какой басне звучат эти слова?

- У сильного всегда бессильный виноват;

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем. ( Волк и Ягненок)

Б) Кто так говорил?

До того ль, голубчик, было

В мягких муравах у нас?

Песни, резвость каждый час

Так, что голову вскружило. (Стрекоза и Муравей)

В) Перечислите героев басни, которые затеяли сыграть квартет.

( Мартышка, Осел, Козел, косолапый Мишка)

Г) Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок).

Д) Кого по улицам водили, как будто напоказ? (Слона)

Ж) Куда попал ночью Волк, думая попасть в овчарню? (на псарню)

IY. Найди в конверте.

Поэтический конкурс. Каждый ученик читает наизусть или выразительно басню или отрывок.

- развивать скорость техники чтения, выразительности при прочтении.

- воспитывать интерес к предмету; через языковые средства показать воспитательные возможности текста.

Оборудование: портрет, карточки.

- Прочитайте про себя имена и фамилии записанные на доске, обратите внимание на расстановку ударения.

Эзоп, Лев Толстой, Сергей Михалков, Иван Крылов.

Один из учащихся зачитывает вслух, вслух зачитывает и учитель.

- Что общего между этими фамилиями? Кем были эти люди? (писатели, все они писали басни)

Сейчас мы затрудняемся ответить на этот вопрос, вернемся к нему чуть позже.

- Вы учитесь в школе для того, чтобы стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные. Может кто-то из вас догадался, кто этот человек?

Ответ на странице 84.

- Да, это И.А.Крылов и герои его басен.

Дедушка Крылов, как его часто называли. А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника?

- Посмотрите на портрет И.А.Крылова. Каким он представляется вам по характеру?

- А еще он был очень трудолюбивым человеком. Для того, чтобы написать хорошие басни, надо очень много работать.

- Мы можем назвать огромное количество писателей, которые создавали сказки, рассказы, стихотворения, повести и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Как вы думаете, почему? (потому, что это очень трудный жанр)

- Я хочу вас познакомить с некоторыми прославленными баснописцами:

родоначальник этого жанра – древнегреческий мудрец – Эзоп

Россия – М.И.Ломоносов, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов

- А, кстати, что же такое басня? (басня – это нравоучительный рассказ, который обычно записан в стихах. Поступки и отношения людей часто заменяются отношениями животных. В басне обязательно есть мораль – поучительная мысль басни. Мораль может находиться в начале или в конце басни)

Чтобы немного отдохнуть я предлагаю вам сыграть в игру "Подбери рифму" Вам надо быть очень внимательными. Каждому я раздаю по карточке, на которой напечатано слово. Прочитайте про себя его очень внимательно, обратите внимание на ударение, прочитайте еще раз. Первый учащийся зачитывает слово, а остальные ищут у кого окажется рифма к данному слову. Слово зачитывается.

Важно-протяжно, свет-нет, готова-снова, голосок-высок, невелички-птички, я-друзья, греха-петуха.

Работа над пословицами.

Хочешь, чтоб были полны закрома вставай с криком петуха. Чтобы достичь результата необходимо максимально выкладываться

Сусек ( засек, закром, сукром ) — забранное досками в виде неподвижного ларя место в амбаре , житнице. Предназначено для ссыпки зернового хлеба или хранения муки, закладки овощей и т. д.

Не диво, что кукушка по чужим гнездам летает, а вот бы диво, кабы свое завела.

Многие виды кукушек откладывают свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше, более развитыми и растут быстрее, они в большинстве случаев вытесняют других птенцов. В итоге хозяин гнезда выкармливает только птенца кукушки.

Работа над смыслом пословиц.

О ком эти пословицы?

Характерные особенности поведения птиц.

- Сегодня урок посвящен творчеству И. А. Крылова. На уроке мы познакомимся с басней "Кукушка и Петух", найдём в ней мораль - узнаем чему учит нас эта басня и будем работать над выразительным её чтением.

Куманек - встречается в разговорной речи. Так обращаются близкие друзья друг другу любя, или близкие родственники.

Божусь – клянусь богом, говорю правду.

Невелички – невелик, т. е. маленький.

Райская птица – очень красивая, хорошая птица.

Ссылаюсь на всех - мнение остальных.

  1. Чтение басни учащимися вслух по цепочке.
  2. Релаксация. Гимнастика для глаз.

- Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.

- Погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них (20-30 сек.)

- Закройте глаза: вдох - носом, выдох - шумный со звуком "ах", "ух".

Расслабьте мышцы лица, дышите спокойно.

Мы вспомнили что такое басня.

- Кто действующие лица басни?

- Чем отличается басня от стихотворения?

- Что такое мораль?

- На чьи поступки похожи поступки животных в басне? Иносказание - словарная работа, разбор.

- Расскажите, как кукушка и Петух хвалят друг друга.

- Назовите всех персонажей басни.

- Рассмотрим иллюстрацию к этой басне. Что изобразил художник на ней?

- Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.

- А как Кукушка обращается к Петуху.

- Найдите и прочитайте как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга.

- Как поют они на самом деле?

- Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте.

- Найдем слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (карточки+-).

Петушок, кукушечка, куманёк, голосок, невелички, птички,

1-Найди в тексте слова "петушок", "кукушечка","куманёк"," голосок" , "невелички", "птички".

2-Найдите слова с суффиксами -ок-, -ечк-, -ичк-, -к-.

3- Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Почему их так много в этой басне?

- Как автор относиться к героям?

- Оправдана ли их похвала в адрес друг друга?

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись.
А теперь назад прогнулись.
(наклон вперед, назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать,
И совсем не уставать.
(рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем!
Вправо - влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)

Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.

Крылов на их примере очень юмористично показал, что, сколько бы люди ни хвалили один другого без особой на то причины, это не изменит отношение других к их работе. В басне Крылова Кукушка и Петух, две птицы наперебой расхваливают пение друг дружки. Петух сравнивает пение Кукушки с соловьем, а та в свою очередь считает пение Петуха лучшим, чем у райской птички. Только простой Воробей говорит им начистоту, что они могут хоть охрипнуть от своих хвалебных речей, но при этом останутся каждый с тем голосом, который у них есть.

- Найдите и прочитайте мораль этой басни.

давайте, найдем строки, которые стали пословицей.

+ самостоятельно, - по опорным словам.

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

- Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.)

Лесть - лицемерное, угодливое восхваление.

Чтение басни по ролям. Интонационная работа, паузы, логические ударения.

- Как передать характер Кукушки и Петуха?

- Определите слова Кукушки, Петуха, Воробья и автора (работа в парах

Подготовимся к выразительному чтению басни.

-Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох - 3 раза

-Надуваем шар ( ш-ш-ш), спускаем (с-с-с-)

-Подуйте на свечку на маленькую, большую.

Выразительное прочтение басни по ролям (-слова воробья).

Выразительное прочтение басни по ролям(- отрывок, индивидуальные вопросы)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата _____________

Урок литературы в 7-м классе.

Тема : И.А. Крылов. Басни

Цели урока:

Создание словесных портретов, представление образа.

Совершенствование умения пересказывать фрагменты текста. Рассуждение над мотивами поступков героев на основе отдельного эпизода, роль выразительных средств.

Воспитание ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: учебные пособия, иллюстрации, басни Крылова.

Организационный момент урока:

Цели урока: Сегодня мы попытаемся опреде­лить основную мораль прочитанных басен, поговорим о поэтично­сти, стиле.

"А Васька слушает … да ест "

Один говорит, а другой не обращает на него внимания

"А вы, друзья,… к ни садитесь, все в музыканты не годитесь"

Каждый должен заниматься своим делом

"Как под каждым……………… ей листком был готов и стол и дом"

Характеристика героя, жить без труда, материальной обеспеченности

2. Проверка понимания задания.

Работа по теме

Чтение басен.

Определение морали.

Характеристика героев.

Выразительные средства в данной басне.

Анализ басни "Обезьяна и зеркало".

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть". -

"Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

V. Подведение итогов занятия.

У: Сегодня мы с вами посмотрели немножко с другой стороны на басни И.А.Крылова. Мы постарались выявить специфические особенности языка басен И.А.Крылова, поработали с текстом басни " Обезьяна и зеркало .

VI. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Опираясь на материал басен, создать иллюстра цию по басням И.А.Крылова. Что высмеивает писатель в своих произведениях, какие человеческие недостатки? В качестве примера привести афоризмы из басен , их лексическое значение. Создать свой рисунок.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 418 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Изображение в литературе человека и окружающего его мира

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.03.2018 937
  • DOCX 32 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Монастырская Валентина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

План урока русской литературы в 7 классе по обновленной программе. На уроке использованы видеоресурсы, презентация, а также использованы стратегия Рассела "Одна минута", "Ассоциации", "Зигзаг" и др. Учащиеся научатся понимать содержание басни, анализировать изобразительные средства, знать основные приемы комического, осознают такие понятия, как образованность, воспитанность, научаться определять кто такой невежда и невежа.файл в формате Word из 6 страниц

Читайте также: