Барковская н в методические принципы анализа литературного произведения в школе

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Принципы организации школьного анализа художественного произведения.

Принципы анализа художественного произведения - это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста. Они основываются на закономерностях восприятия литературы как искусства младшими школьниками.

1. Анализ должен быть целенаправленным . Цель анализа произведения- углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи. Отсюда следует два вывода: планируя урок и обдумывая, какие задачи следует решить на нём, учитель должен помнить, что основная задача каждого урока литературного чтения- освоение художественной идеи изучаемого произведения; так же данный принцип предполагет, что каждый из вопросов учителя преследует определённую цель, является шагом на пути освоения идеи и учитель хорошо понимает, на какие знания опирается ребёнок, обумывая ответ, какие умения формируются при выполнении задания, каково место данного задания в общей логической цепи анализа.

2. Анализ текста проводится только после целостного, эмоционального восприятия произведения. Данный принцип обозначает, что текст произведения должен быть воспринят ребёнком целиком. Анализ какой- либо части произведения, не прочитанного школьником до конца, не может привести к успеху, поскольку нарушается естественный читательский интерес, отсутствует возможность соотнести части и целое, а значит, идея произведения остаётся недоступной.

3. Анализ текста должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия, расширяя зону доступного ребёнку. Восприятие художественного произведения детьми младшего школьного возраста имеет свои специфические черты. В книге они видят прежде всего объект изображения, а не само изображение, отождествляя художественную действительность и реальную жизнь. В центре внимания ребёнка оказываются события и герои, причём события воспринимаются как полинные, имевшие место в действительности, а герои- как живые люди, участники описываемых событий.

4. Анализ должен соответсвовать потребности ребёнка разобраться в прочитанном. Одна из специфических черт младших школьников как читателей состоит в том, что у них нет потребности в перечитывании и анализе текста. Дети уверены, что после первого знакомства с произведением они поняли всё, поскольку и не подозревают о возможности более глубокого прочтения. А ведь именно противоречие между актуальным уровнем восприятия и потенциалом смысла художественного произведения является источником литературного развития. Следовательно, учитель обязательно должен пробудить в юном читателе потребность в перечитывании и обумывании текста, увлечь его аналитической работой. Для этого срабатывает такой этап урока как постановка учебной задачи.

5. Аналитическое чтение требует внимательного отношения к тексту произведения.

6. Анализу подлежит не жизненная ситуация, изображённая в произведении, а изображение этой ситуации автором. Данный принцип основан на литературоведческом положении о единстве формы и содержания. Г.А. Гуковский писал:" Нельзя изучать произведение, не истолковывая его. Нельзя думать так: сначала установим объект истолкования, а затем начнём истолковывать, или так: прежде чем говорить об идее произведения, надо знать произведение. Это неверно, так как знать произведение- это значит понимать то, что отразилось в нём в действительности,т.е. понимать идею. проблема заключается в том, как правильно, полно и убедительно для аудитории. раскрыть идею произведения, раскрыть её в самом произведении, а не прикрепить её к произведению, раскрыть её в системе образов, а не только в прямых суждениях автора. " (Г.А. Гуковский. Изучение литературного произведения в школе. Методологические очерки о методике.- М.-Л.: Просвещение, 1996. С. 51-54.)

7. Анализ должен быть избирательным. На уроке обсуждаются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею. Следовательно, выбор пути и приёмов анализа зависит от особенностей изучаемого произведения. Например, восприятие произведений, раскрывающих процесс становление характера персонажа (Н.Н. Носов "Заплатка", "На горке"), поможет анализ композиции.

8. Анализ должен быть целостным. Целостность анализа означает, что художественный текст рассматривается как единой целое, как система, все элементы которой взаимосвязаны, и только в результате постижения этих взаимосвязей можно осовить художественную идею. Поэтому каждый элемент произведения рассматривается в его отношении к идее. Анализ только пейзажа, портрета, поступка персонажа вне текста приводит к искажению художественной идеи.

9. Анализ текста завершается синтезом. В ходе урока обязательно предусматривается этап обощения. Формы обощения результатов анализа могут быть различны: выделение основных проблем, поставленных в произведении, анализ иллюстраций, выразительное чтение. Важно, чтобы дети не только освоили художественную идею произведения, но и осознали тот путь, который привёл их к цели, учились быть читателями.

Барковская Н.В. Методические принципы анализа литературного произведения в школе

В монографии доктора филологических наук, профессора Н.В. Барковской, даются теоретические определения важнейших компонентов художественного мира произведения (пространство и время, пейзаж, портрет), приводятся примеры их анализа. Предлагаются пути и примерные планы анализа литературного эпизода и типов повествования. Особое внимание уделено принципам анализа лирического стихотворения.

Содержание
Структура художественного произведения и принципы анализа
Методологические поиски в современном литературоведении
Литературное произведение как художественная модель действительности
Лингвистический и литературоведческий анализ художественного текста
Художественное пространство–время: роль в произведении, составные элементы, приемы анализа
Понятие художественного пространства–времени
Функции и компоненты художественного пространства–времени
Портрет литературного героя, его функции и виды
Характер и функции пейзажа в литературном произведении
Типы повествования и их анализ
Анализ эпизода
Анализ лирического стихотворения
Библиографический список

Смотри также

Андреев А.Н. Целостный анализ литературного произведения

Учебное пособие для студентов вузов. — Минск : Научно-методический центр Электронная книга БГУ, 2003. — 144 с. Автор - профессор Анатолий Андреев - литературовед, писатель, преподаватель филологического факультета БГУ и просто интересный человек. В учебном пособии рассматриваются важнейшие свойства художественных произведений. Отличительной особенностью пособия является его.

  • 2,37 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 02.02.2021 04:07

Барковская Н.В. Анализ литературного произведения в школе

Учебно-методическое пособие. — Екатеринбург: Издательство АМБ, 2008. — 96 с. — (Школьная филология). В пособии доктора филологических наук, профессора Барковской Н.В. даются теоретические определения важнейших компонентов художественного мира произведения (пространство и время, пейзаж, портрет), приводятся примеры их анализа. Предлагаются пути и примерные планы анализа.

  • 783,49 КБ
  • добавлен 01.02.2018 14:50
  • изменен 02.02.2018 16:51

Браже Т.Г. (сост.). Искусство анализа художественного произведения

Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1971. — 240 с. Разрешение 600 dpi, текстовый слой, цветная обложка. Овладение искусством анализа произведения на уроках литературы — основополагающая задача, стоящая перед каждым учителем-словесником. От того, насколько ярко, доходчиво и в то же время глубоко будут проанализированы произведения художников слова, зависит успех всей.

  • 5,67 МБ
  • добавлен 05.03.2015 12:14
  • изменен 08.03.2015 16:53

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения

Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1972. – 113 с. Анализ текста художественного произведения представляет не ­малые трудности и для студента-филолога, и для учителя русского языка и литературы; дать к произведению комментарий — исторический, бытовой, даже лингвистический — гораздо легче. Оставшись же с текстом один на один и стремясь изучить его идейно-художест­венную.

  • 2,86 МБ
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 31.01.2011 08:35

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ

М.: ЛКИ, 2007. — 304 с. В книге даются образцы лингвостилистического анализа текстов произведений русской литературы. Каждый текст снабжен необходимым справочным материалом. Главный акцент сделан на целостном анализе художественного текста в единстве его различных и взаимосвязанных уровней: идейного содержания, жанрово-композиционной структуры и языка как эстетически.

  • 15,22 МБ
  • добавлен 30.10.2012 17:29
  • изменен 02.11.2012 22:21

Тюпа В.И. Анализ художественного текста

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.

Культура. Наука. Просвещение -- Народное образование. Педагогические науки -- Общеобразовательная школа. Школьная педагогика -- Российская Федерация -- Методика преподавания отдельных учебных предметов -- Литература -- Дидактика -- Процесс обучения. Дидактические принципы -- Процесс обучения
Шифр хранения:
FB 1 09-12/54
FB 1 09-12/53
Читать Электронный заказ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный анализ литературного произведения избирателен по материалу, который вовлечен в разбор. Очень часто во время анализа литературного произведения учитель опирается на самые показательные и открытые в идейно-художественном плане элементы, которые ведут к общему представлению о произведении. Однако отбор важнейших проблем и доступных для учащихся элементов не должен приводить к искажению смысла литературного произведения, ведь одним из главных условий школьного анализа остаются охват всего произведения и сила общего впечатления. Выбор мотива анализа литературного произведения ни в коем случае не должен перекрывать внимание к другим элементам и сферам произведения.

Школьный анализ основывается на сложившиеся в методической науке и школьной практике пути изучения литературного произведения. Путь анализа (изучения) литерного произведения – это особая последовательность разбора, своеобразный, регламентирующийся правилами ход разбора литературного произведения. Выделяют следующие пути анализа литературного произведения:


Каждый из этих путей обладает своими свойствами, которые определяют процесс анализа, процесс постижения литературного произведения обучающимися. Эти свойства определяют условия выбора того или иного пути: учителю необходимо четко понимать, почему он прибегает к конкретному пути анализа литературного произведения.

Выбор пути анализа литературного произведения мотивируется художественной природой литературного произведения, целями, которые ставятся перед собой учителем, уровнем развития учащихся. Впрочем, каждый из данных путей может быть использован в любом классе, но при соответствующих видоизменениях, так как в полной мере доступными данные пути анализа литературного произведения становятся только на определенном уровне развития учащихся.

Для того, чтобы целостно вести анализ литературного произведения, необходимо осознать каждый из четырех путей анализа в его специфике: изучить его функции и выявить его свойства и особенности.

литературного произведения

Среди достоинств данного пути Владимир Георгиевич Маранцман выделяет последовательность и естественность разбора, следование за развитием мысли, эмоциональность, рассмотрение литературного произведения во взаимодействии формы и содержания.

Данный выбор анализа основывается на:

возрастные особенности учащихся;

художественное своеобразие произведения;

педагогические цели, которые преследуются учителем.

В основе композиционного пути лежит непосредственно

сюжет литературного произведения.

Основные положения данного пути:

Изучение произведения приближено к первичному читательскому восприятию. Основная цель – усиление эмоционального воздействия на ученика.

Привлечение внимания к опорным моментам текста, авторским отступлениям. Каждый этап рассматривается как развитие авторского замысла.

В центре опорных моментов ставятся характеры героев литературного произведения, которые раскрываются и прогрессируют в ходе развития сюжета произведения.

Пейзажи, внутренние и внешние портреты героев, художественные детали не отделяются от основного восприятия произведения – рассматривается попутно.

Проблемы философского типа, нравственного или эстетического типа рассматриваются в связи с конкретными ситуациями, которые их вызывают.

Завершением изучения литературного текста становятся выводы о его актуальности и востребованности на сегодняшний день.

Пообразный путь анализа литературного произведения

Основные положения пообразного пути:

1. При анализе охватывается произведение полностью, и его основная идея раскрывается через раскрытие судеб главных героев (главного героя).

2. Персонажи произведения группируются по отношению к главному герою (семья, друзья и. т.д.)

3. Идейная и художественная стороны литературного произведения раскрываются через систему образов.

4. Выбор опорных героев и опорных моментов в художественном тексте.

5. Одним из положений этого пути является также самостоятельная работа с текстом – домашнее чтение.

Данный метод предполагает анализ персонажей литературного произведения, то есть составление характеристики . Характеристика героя состоит из:

Биографических сведений о герое

Характер: основные качества личности и их проявление в художественном тексте

Поступки героя: причины и исход

Взаимоотношения с окружающими: взаимодействие с остальными группами персонажей

Внешний порт героя

Речь героя и ее особенности

Авторская характеристика героя

Отношение читателя к образу героя

Также возможны следующие дополнения к характеристике:

Место персонажа в системе образов литературного произведения

Приемы раскрытия образа героя

Образ героя в критической литературе

Значение данного героя в истории литературы и в общественной жизни с соответствующей исторической эпохи по сей день

Современное понимание образа

Пообразный путь – один из тех путей, который соответствует задачам и целям литературы. Этот традиционный анализ способен при правильном построении дать оптимальные результаты.

Проблемно-тематический путь анализа

литературного произведения

Основные положения проблемно-тематического анализа:

Вычленение из содержания произведения той или иной социальной, нравственной или иных проблем в зависимости от того, насколько ярко она представлена в тексте.

Рассмотрение тематики и проблематики литературного текста в их взаимосвязи.

Выбор эпизодов, опираясь на выбранные темы или проблемы.

Анализ, опирающийся на проблематику и тематику, не означает отказ от анализа формы произведения.

Если говорить о плюсах данного пути, несомненным достоинством является тот факт, что он, путь, дает общее представление о произведении, охватывая его и рассматривая с разных углов. И, соответственно, минусов выступает возможность упущения деталей.

Приемы изучения проблемно-тематического пути делятся на :

Анализ композиции литературного произведения, сюжетных линий, образов и т.д.

Прием сопоставления жизненного материала с вымыслом

Историко-литературные, историко-культурные комментарии к тексту

Стилистический анализ произведения

Выразительное чтение произведения

Прием устного словестного рисования

Сопровождение чтения живыми впечатлениями

Проблемный анализ основывается на связи проблемных вопросов, каждый из которых разрешается только в поединке мнений. Ценность проблемного анализа заключается и в том, что учащиеся в ходе таких поединков учатся высказывать свое мнение и защищать свою позицию.

Таким образом, выбор пути анализа литературного произведения определяется уровнем литературного развития учащихся, а также целями, которые ставятся учителем. Для того, чтобы между учащимися и текстом произведения (автором текста) развился диалог, необходимо сделать анализ литературного произведения легким и естественным для учащихся.

1  Методика преподавания литературы : пособие для студентов и преподавателей : в 2 ч. / под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – М. : Просвещение : Владос, 1995 – с. 220

2  М.А. Рыбникова. Методы преподавания литературы. Москва, 1930. - С. 59

Читайте также: