Бабаева т и развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе спб

Обновлено: 05.07.2024

Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Оценить 488 0

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Выделяют четыре сферы инициативы:

коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?

уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);

поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);

обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;

положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);

проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;

личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);

отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);

предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);

создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);

обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).

отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;

обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

Организуя свою образовательную работу в этом направлении я придерживаюсь следующих принципов:

Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.

Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель создает для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.

3) Групповой сбор

Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах.

4) Трудовая деятельность

В своей практике я создаю такие условия для трудовой деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.

В своей работе со старшими дошкольниками я использую технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.

6) Ритуал планирования самостоятельной деятельности

Во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.

7) Проблемное обучение

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.

Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.

ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно), нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами.

Детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Библиографический список:

Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.

Большой Энциклопедический словарь. 2000г.

Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009

Короткова Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н.А. Короткова – М.: Академия, 2008.

Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Развитие детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей.

Что же такое инициатива?. Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях

Факторы, влияющие на развитие детской самостоятельности и инициативности: Предметно-развивающая среда Игровая деятельность. Труд. Взаимодействие с социальным окружением Взаимодействие со сверстниками Воспитательно-образовательный процесс Воспитание в семье

194948 194911 194941 194918 194910 194906 194909 194934 194932 194947 194950 194940 194919 194933 194929 194945 194942 194944 194949 194951 194913 194930 194912 194923 194907 194936 194922 194935 194946 194943

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Пример готовой курсовой работы по предмету: Педагогика

Содержание

1. Теоретические основы проблемы формирования самостоятельности в период дошкольного детства

1.2. Характерные особенности детской самостоятельности в период до школы

1.3. Детская деятельности как средство развития самостоятельности

2. Педагогические условия развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

2.1. Самообслуживание как средство развития детской самостоятельности

2.2 Анализ психолого-педагогических исследований по трудовому воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

2.3. ФГТ по воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста

2.4. Анализ современных образовательных программ детского сада по воспитанию детской самостоятельности

Выдержка из текста

Актуальность темы: Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности на разных этапах онтогенеза, поиск резервов и эффективных путей развития этого качества — одна из центральных в психолого-педагогической науке (Крулехт М. В., 2000, с. 24).

Сегодня понятие самостоятельности насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связано с личностно-ориентированным и развивающим обучением, вопросами социализации личности ребенка; его актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций.

Список использованной литературы

Библиография

2. Бабаева Т. И. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе / Т. И. Бабаева // Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — с. 3 — 13.

3. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. – М.: Просвещение, 1983.- 175 с.

4. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г Нечаевой.. — М.: Просвещение 1983. — 207 с.

5. Выготский Л. С. Кризис трёх лет // Дошкольное образование.-2005.№ 15.-с.2-4.

6. Герасимова, Е.Н Формирование трудовых процессов самообслуживания у детей второго, третьего года жизни: Автореф. дисс. … к. пед. н. – СПб., 1990.

7. Гуськова Т. В. Психологический анализ трех лет: Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Т.В. Гуськова. – Москва : Институт общей педагогической психологии АПН СССР, 1988. – 19 с.

8. Гуськова, Т. В. Что такое самостоятельный ребенок / Т.В. Гуськова //Дошкольное воспитание. — 2008. -№ 11.- С.60-64.

9. Гуськова, Т.В. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным / Т.В. Гуськова //Дошкольное воспитание. — 2008.- № 8. — С.55-59.

10. Запорожец, А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. — М.: Просвещение, 2000. -357 с.

11. Каплан, Л. И. Первые проявления самостоятельности /Л.И.Каплан. — М.: Просвещение, 2000. — С.31-32.

14. Крулехт М. В. Взаимосвязь средств трудового воспитания как условие успешного формирования трудовой деятельности детей 4 — 5 лет.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Д., 1985. — 16 с.

15. Крулехт М. В. Самостоятельность как интегральное качество личности в целостном развитии дошкольника (на материале элементарной трудовой деятельности) / М. В. Крулехт // Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — с. 23 — 34.

17. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. — 146 с.

18. Куцакова Л. В., Дошколята трудятся. Воспитательно-образовательная работа в детском саду. М., 1991. – с. 77.

19. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

20. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Педагогика. 2005, — 360 с.

21. Михайленко О. А. Развивающее взаимодействие воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста как фактор формирования самостоятельности и подготовки к школьному образованию / О. А. Михайленко // Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — с. 14 — 23.

22. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. — М.: Педагогика, 1996. – 368 с.

23. Охулкова И. В. Формирование самостоятельности мышления у детей старшего дошкольного возраста / Автореф., Н. Новгород, 1996, — 20 с.

24. Первомайский, Г. Воспитание самостоятельности /Г. Первомайский //Дошкольное воспитание. – 2005. — № 8. — С.50-52.

25. Первомайский, Г. Воспитание самостоятельности /Г. Первомайский //Дошкольное воспитание. – 2005. — № 8. — С.50-52.

27. Теплюк, С. Истоки самостоятельности (дошкольника) /С. Теплюк // Дошкольное воспитание. 2001. — № 7. — С.67-71.

28. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребёнка и его отношений с окружающими: Пер. С англ. / Общ. ред и предисл. М. С. Мацковского. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. — 511 с.

29. Цукерман, Г.А. Парадокс самостоятельности / Г. А. Цукерман. — М.: Педагогика, 1995. — С.3-6.

30. Эльконин, В.С. Возрастная психология / В.С. Эльконин. — М.: Просвещение, 1998. – 256 с.

В данной статье дается определение понятия инициативы рассматривается специфика коммуникативной, познавательной, творческой инициативы, раскрываются способы и направления поддержки детской инициативы: условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, эффективные формы поддержки детской инициативы, способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы.

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива трактуется как качество личности, характеризующееся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Выделяют четыре сферы инициативы:

Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?

Организуя свою образовательную работу в этом направлении, мы придерживаемся следующих принципов:

  • Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
  • Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
  • Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.

1. Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)

2. Самостоятельная деятельность детей

Воспитатель создает для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.

3. Групповой сбор

Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах.

4. Трудовая деятельность

В своей практике я создаю такие условия для трудовой деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.

В своей работе со старшими дошкольниками я использую технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.

6. Ритуал планирования самостоятельной деятельности

Во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.

7. Проблемное обучение

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.

Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.

ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно), нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами.

Детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Читайте также: