Автоматика систем вентиляции и кондиционирования воздуха в школах по проекту v 92

Обновлено: 05.07.2024

1. В настоящем разделе приведены укрупненные расценки на пусконаладочные работы по вентиляционным системам подпора воздуха и дымоудаления, автоматическим и электротехническим устройствам указанных систем, а также электротехническим устройствам жилых домов, возводимых по типовым проектам. Расценки приведены в зависимости от серии жилого дома и количества этажей, за исключением табл. 10-8 и 10-9, в которых расценки приводятся усредненные - вне зависимости от серии домов и этажности.

2. В табл. 10-8 приведены расценки на наладку электротехнических устройств жилых домов: освещение подвала, чердака и лестничных клеток; питающие системы; вводно-распределительный щит; АВР; поэтажные электрические шкафы (с УЗО).

В табл. 10-9 предусмотрены затраты на наладку электротехнических установок в квартирах жилых домов: освещение, подводка к электроплитам и радиофикация.

По табл. 10-9 определяются также затраты на наладку электротехнических устройств в квартирах для инвалидов.

3. При выполнении электроналадочных работ, предусмотренных в табл. 10-7, разными подрядными организациями, затраты на наладку электротехнических устройств вентиляционных систем подпора воздуха и дымоудаления определяются в размере 15% от укрупненных расценок по указанной таблице.

4. Для определения сметной стоимости пусконаладочньгх работ в целом на 1 секцию жилого дома необходимо суммировать соответствующие расценки настоящего раздела, а также расценки на пусконаладочные работы по лифтам - на основании позиций сборника N 1 на пусконаладочные работы.

5. По жилым домам других серий, не вошедшим в настоящий раздел, расценки на пусконаладочные работы следует определять по соответствующим расценкам сборников 1, 2 и 3 ТСН-2001.5 При этом следует иметь в виду, что в жилых домах с количеством этажей менее 10, вентиляционные системы подпора воздуха и дымоудаления не устанавливаются (используется естественная вентиляция).

Раздел 1. Вентиляционные системы подпора воздуха и дымоудаления

Таблица 10-4. Вентиляционные системы подпора воздуха и дымоудаления

Раздел 2. Определение уровня звука и уровня звукового давления в октавных полосах частот

Таблица 10-5. Определение уровня звука и уровня звукового давления в октавных полосах частот

Раздел 3. Автоматические устройства вентиляционных систем подпора воздуха и дымоудаления

Таблица 10-6. Автоматические устройства вентиляционных систем подпора воздуха и дымоудаления

Раздел 4. Электротехнические устройства систем пожарной сигнализации, противопожарной автоматики и дымоудаления

Таблица 10-7. Электротехнические устройства систем пожарной сигнализации, противопожарной автоматики и дымоудаления

ГАРАНТ:

Начало таблицы. См. окончание

ГАРАНТ:

Окончание таблицы. См. начало

Раздел 5. Электротехнические устройства жилого дома

Таблица 10-8. Электротехнические устройства жилого дома

Раздел 6. Электрические установки квартир жилого дома

Таблица 10-9. Электрические установки квартир жилого дома

Отдел 2. Оборудование школ

1. В данном отделе приведены укрупненные расценки на пусконаладочные работы в школьных зданиях, строящихся по типовым проектам.

Затраты на пусконаладочные работы в целом по объекту (школе) определяются суммированием расценок по соответствующим видам работ по табл. 10-10 - 10-17.

2. В укрупненных расценках по табл. 10-14 и 10-15 учтены затраты по измерению сопротивления изоляции линий, испытаниям повышенным напряжением и проверке заземляющих устройств.

Раздел 1. Системы вентиляции и кондиционирования воздуха

Таблица 10-10. Наладка систем на проектные расходы воздуха и комплексное опробование в школах

Таблица 10-11. Испытания и наладка систем на санитарно-гигиенические требования к воздушной среде в школах

Таблица 10-12. Автоматика систем вентиляции и кондиционирования воздуха в школах

Таблица 10-13. Электротехнические устройства систем вентиляции и кондиционирования воздуха в школах

Раздел 2. Электротехнические устройства

Таблица 10-14. Электрощитовая, АВР, силовое оборудование, УЗО, электроосвещение, радиофикация в школах

Таблица 10-15. Электротехнические устройства систем пожарной и охранной сигнализации в школах

Раздел 3. Сети связи и сигнализации

Таблица 10-16. Сети связи и сигнализации в школах

Раздел 4. Оборудование пищеблоков

Таблица 10-17. Оборудование пищеблоков в школах

Отдел 3. Оборудование дошкольных детских учреждений

1. В данном отделе приведены укрупненные расценки на пусконаладочные работы в детских садах (с бассейном), строящихся по типовым проектам.

2. Сметная стоимость пусконаладочных работ в целом по объекту (детскому саду с бассейном) определяется суммированием показателей по соответствующим позициям табл. 10-18 - 10-23.

Сметная стоимость пусконаладочных работ по грузовому лифту принимается по сборнику N 1 на пусконаладочные работы.

Раздел 1. Системы приточно-вытяжной вентиляции

Таблица 10-18. Наладка систем на проектные расходы воздуха и комплексное опробование в детских садах

Таблица 10-19. Испытания и наладка систем на санитарно-гигиенические требования к воздушной среде в детских садах

Таблица 10-20. Автоматика систем вентиляции в детских садах

Таблица 10-21. Электротехнические устройства систем вентиляции в детских садах

Раздел 2. Электротехнические устройства

Таблица 10-22. Электротехнические устройства в детских садах

Раздел 3. Оборудование пищеблоков

Таблица 10-23. Оборудование пищеблоков в детских садах

Отдел 4. Оборудование предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения

Раздел 1. Системы приточно-вытяжной вентиляции

Таблица 10-24. Системы приточно-вытяжной вентиляции предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения

ГАРАНТ:

Начало таблицы. См.окончание

ГАРАНТ:

Окончание таблицы. См. начало

Раздел 2. Электротехнические устройства

Таблица 10-25. Электротехнические устройства предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения

ГАРАНТ:

Начало таблицы. См. окончание

ГАРАНТ:

Окончание таблицы. См. начало

Отдел 5. Оборудование тепловых пунктов

1. В данном отделе приведены укрупненные расценки на пусконаладочные работы по тепломеханическому оборудованию, электротехническим устройствам и автоматике тепловых пунктов теплопроизводительностью до 5 Гкал/ч, с однозонным и двухзонным водоснабжением, строящихся по типовым проектам.

2. При необходимости проведения работ по ревизии теплотехнического оборудований (запорно-регулирующей арматуры) блоков тепловых пунктов (см. п. 13 технической части) затраты определяются по укрупненным расценкам, приведенным в приложении.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 3.1 технической части

Раздел 1. Оборудование узла учета тепловой энергии

1. В настоящем разделе приведены укрупненные расценки на пусконаладочные работы оборудования узла учета тепловой энергии, устанавливаемого как в центральных тепловых пунктах, так и в тепловых пунктах размещаемых, в жилых домах, объектах соцкультбыта и здравоохранения.

2. При определении сметной стоимости и при расчетах за выполненные работы, когда договором предусматривается выполнение не полного комплекса работ по наладке узла учета тепловой энергии в эксплуатируемых зданиях без диспетчеризации и с диспетчеризацией, рекомендуется руководствоваться следующей структурой полной стоимости комплекса работ, определенной на основе расценок 10-26-1 и 10-26-2 ТСН-2001.5.

1. Сборник расценок предназначен для определения сметной стоимости, формирования договорных цен и расчетов за выполненные пусконаладочные работы на вводимых в эксплуатацию объектах жилищно-гражданского назначения в г. Москве.

2. Сборник содержит укрупненные расценки на 1 объект, 1 секцию жилого дома и т.п. - по видам пусконаладочных работ в соответствии со специализацией подрядных организаций.

Стоимость пусконаладочных работ в целом по объекту определяется суммированием соответствующих укрупненных расценок по тем видам работ, которые выполняются на данном объекте.

В случаях, если на объекте различные виды пусконаладочных работ выполняются комплексно одной подрядной организацией, общие затраты на пусконаладочные работы следует принимать с коэффициентом 0,8.

3. Укрупненные расценки разработаны на основании:

3.1. Объемов и условий производства пусконаладочных работ, предусмотренных в локальных сметах, составленных специализированными подрядными организациями г. Москвы, для объектов, возводимых по типовым проектам.

5. В укрупненных расценках пусконаладочных работ по электротехническим устройствам и автоматике учтены и дополнительно не оплачиваются затраты, связанные с выполнением работ в действующих электроустановках, находящихся под напряжением, а также затраты на составление технического отчета о выполненных пусконаладочных работах.

6. В укрупненных расценках пусконаладочных работ по распределительным пунктам, трансформаторным подстанциям и наружным электрическим сетям (разделы 8 и 9) не учтены затраты на эксплуатацию (пробег) передвижной электролаборатории (автолаборатории).

Указанные затраты являются прочими затратами подрядных организаций и должны возмещаться заказчиками исходя из фактического количества машино-смен, но не более:

Расценка 10-32-1 - 4 машино-смен;

Расценка 10-32-2 - 6 машино-смен;

Расценка 10-32-3 - 2 машино-смен;

Расценка 10-33-1 - 0,2 машино-смены;

Расценка 10-34-1 - 0,5 машино-смены;

Расценка 10-35-1 - 1,5 машино-смены;

Расценка 10-35-2 - 2 машино-смен;

Расценка 10-36-1 - 0,1 машино-смены.

Расценка 10-44-1 - 0,4 машино-смены.

7. В случае если пусконаладочные работы по системам вентиляции и кондиционирования воздуха (на проектные расходы воздуха и комплексное опробование систем) выполняются одновременно со строительно-монтажными работами, укрупненные расценки разделов 2, 3, 4 и 5 увеличиваются в соответствии с условиями договора, но не более чем на 15 %.

8. Для определения стоимости пусконаладочных работ на объектах соцкультбыта и торговли, расположенных в отдельно стоящих, пристроенных и встроенных помещениях, а также на объектах здравоохранения, на которые в сборнике отсутствуют расценки на наладку электротехнических устройств, систем пожарной и охранной сигнализации, допускается применение укрупненных показателей стоимости этих работ на 1000 м 3 объема здания или помещения по наружному обмеру.

Вводные указания

1. В настоящем разделе приведены укрупненные расценки на пусконаладочные работы по вентиляционным системам подпора воздуха и дымоудаления, автоматическим и электротехническим устройствам указанных систем, а также электротехническим устройствам жилых домов, возводимых по типовым проектам. Расценки приведены в зависимости от серии жилого дома и количества этажей, за исключением табл. 10-8 и 10-9 , в которых расценки приводятся усредненные - вне зависимости от серии домов и этажности.

2. В табл. 10-8 приведены расценки на наладку электротехнических устройств жилых домов: освещение подвала, чердака и лестничных клеток; питающие системы; вводно-распределительный щит; АВР; поэтажные электрические шкафы (с УЗО).

В табл. 10-9 предусмотрены затраты на наладку электротехнических установок в квартирах жилых домов: освещение, подводка к электроплитам и радиофикация.

По табл. 10-9 определяются также затраты на наладку электротехнических устройств в квартирах для инвалидов.

3. При выполнении электроналадочных работ, предусмотренных в табл. 10-7, разными подрядными организациями, затраты на наладку электротехнических устройств вентиляционных систем подпора воздуха и дымоудаления определяются в размере 15% от укрупненных расценок по указанной таблице.

4. Для определения сметной стоимости пусконаладочных работ в целом на 1 секцию жилого дома необходимо суммировать соответствующие расценки настоящего раздела, а также расценки на пусконаладочные работы по лифтам - на основании позиций сборника № 1 на пусконаладочные работы.

5. По жилым домам других серий, не вошедшим в настоящий раздел, расценки на пусконаладочные работы следует определять по соответствующим расценкам сборников 1, 2 и 3 ТСН-2001.5. При этом следует иметь в виду, что в жилых домах с количеством этажей менее 10, вентиляционные системы подпора воздуха и дымоудаления не устанавливаются (используется естественная вентиляция).

Отдел 1. Оборудование жилых домов

Для обеспечения нормируемых условий микроклимата в зданиях школ Москвы используют два основных варианта систем отопления и вентиляции. Первый сочетает в себе систему водяного отопления и приточную систему вентиляции с механическим побуждением. Второй вариант, наиболее распространенный в Москве, представляет собой систему воздушного отопления, выполняющую также функции вентиляции. В статье рассмотрены недостатки систем воздушного отопления и вентиляции, выявленные в процессе их технического обслуживания, текущих и капитальных ремонтов.

К достоинствам первого варианта следует отнести более надежное отопление здания по сравнению с воздушным. К недостаткам — более высокие затраты на устройство систем микроклимата, меньшую гибкость тепловой регулировки при изменении нагрузки, что влечет за собой дополнительные потери энергии. Поскольку работа приточной вентиляции не влияет на отопление здания, существует возможность ее отключения с целью экономии энергии в ущерб качеству воздушной среды.

Второй вариант получил наибольшее распространение в школах Москвы по причине того, что для отопления типового класса количество приточного воздуха, требуемого для компенсации тепловых потерь помещения, практически совпадает с санитарной нормой наружного воздуха для вентиляции. Для выравнивания тепловой нагрузки на воздушное отопление в угловых классах и классах верхнего этажа предусматривается дополнительно водяное отопление.

Для зданий, построенных по различным типовым проектам, системы воздушного отопления, совмещенные с вентиляцией, имеют существенные конструктивные отличия. Так, в зданиях, построенных по типовому проекту 65–426/1 (рис. 1, 2), предусмотрена одна приточная система для всех помещений здания школы, в том числе классов, столовой, спортивного и актового залов (рис. 3). Поскольку эти помещения используются не одновременно, происходит перерасход энергии на подачу в них приточного воздуха. Кроме того, использование одной системы на все здание существенно снижает надежность отопления школы, поскольку выход из строя любого узла приточной установки в холодный период года может привести к недопустимому охлаждению здания.

В зданиях, построенных по типовому проекту V-76 (рис. 4, 5), преду-смотрены раздельные системы воздушного отопления и вентиляции для классов, столовой, спортивного и актового залов (рис. 6), что позволяет осуществлять индивидуальную настройку режимов обработки воздуха и снизить потери энергии. Кроме того, в здании школы предусмотрены различные зоны обслуживания, воздух в которые подается по раздельным магистральным воздуховодам.

Для компенсации теплопотерь в спортивных и актовых залах обычно проектируют водяное отопление. Однако в процессе проведения косметических ремонтов этих помещений отопительные приборы закрываются декоративными экранами, что приводит к неполной их теплоотдаче. В результате возникают жалобы на снижение температуры внутреннего воздуха.

Выхолаживанию актовых залов в холодный период года способствует также устройство вытяжной шахты небольшой высоты с воздушным клапаном (рис. 7). При закрытом клапане через неплотности створок в зал проникает наружный воздух, контакт которого с внутренним воздухом приводит к конденсации водяных паров на створках клапана и их обмерзанию. Кроме того, ремонт воздушного клапана при таком устройстве практически невозможен. Устранить указанные недостатки можно путем устройства в актовом зале вытяжной системы вентиляции с механическим побуждением.

Приточная вентиляция актовых залов обычно проектируется для обеспечения санитарной нормы наружного воздуха без учета теплопоступлений от учащихся и солнечной радиации. По этой причине при проведении массовых мероприятий в актовых залах становится душно, температура воздуха ощутимо превышает норму.

Значительные затруднения возникают из-за завышенной поверхности нагрева калориферов:

1. Трудно подобрать закон регулирования.

3. При температурах наружного воздуха близких к 0 °С температура обратного теплоносителя снижается до 5–10 °С, что приводит к частым срабатываниям защиты от замораживания со всеми негативными последствиями (подгорание контактов от частого включения и выключения электродвигателя, пусковые токи и прочее).

Выпускаемое оборудование систем автоматизации воздушного отопления и вентиляции постоянно модернизируется, элементная база обновляется, в результате возникают трудности его замены при проведении ремонтов. В связи с тем, что все виды ремонтов систем воздушного отопления и вентиляции проводятся без проектов, замена приборов автоматики на оборудование современного уровня требует тщательной проработки.

Кроме перечисленных, можно отметить следующие особенности, выявленные в процессе технического обслуживания, текущих и капитальных ремонтов оборудования систем воздушного отопления и вентиляции школ:

1. Вентиляционные камеры, расположенные в подвалах, не оборудованы монтажными проемами, что существенно затрудняет замену крупногабаритного оборудования приточных камер, не позволяет применить для этого подъемные механизмы. Вентиляторы № 8 могут перемещаться только в разобранном виде. Калориферы № 11 и № 12, весом соответственно 158 и 233 кг, могут доставляться к месту монтажа только вручную, а вентиляторы № 12,5 в зданиях по типовому проекту 65–426/1 заменить невозможно.

2. Местные отсосы от моечных машин присоединены к общей вытяжной системе вентиляции кухни и, как правило, значительно удалены от основной магистрали, вследствие чего не обеспечивают удаления необходимого объема воздуха. Для моечных машин необходимо предусматривать отдельную непротяженную вытяжную систему вентиляции.

3. Надежность работы систем воздушного отопления и вентиляции во многом зависит от работы калорифера. В этом отношении для условий эксплуатации в нашей стране наилучшим образом зарекомендовали себя калориферы типа КСк.

4. При проведении косметических ремонтов классов часто меняют предусмотренные проектом специальные приточные воздухораспределители (рис. на обычные решетки, подходящие по дизайну. При этом изменяются параметры приточной струи, а также появляется шум вследствие увеличения скорости в живом сечении решеток. Кроме того, из-за большего сопротивления решеток снижается объем притока, что влечет за собой снижение температуры в помещении и недостаток свежего воздуха.

5. Для повышения надежности систем воздушного отопления в школах, выполненных по типовому проекту 65–426/1, необходимо иметь в венткамере резервный электродвигатель.

6. Выход из строя электродвигателей вентилятора чаще всего происходит из-за неисправности системы электроснабжения, поэтому для электродвигателей вентиляторов необходимо предусматривать защиту от пропадания фаз.

7. Существующие форсунки оросительных камер кондиционеров быстро засоряются и, как следствие, чаще всего не работают. Вопрос поддержания влажности воздуха в классах школ недостаточно проработан, поэтому в этом направлении требуются исследования.

9. Для автоматизации систем воздушного отопления и вентиляции школ целесообразно применять специализированные регуляторы. Применение свободно-программируемых контроллеров является неоправданным из-за неудобства эксплуатации, поскольку коды доступа к ним зачастую открыты только монтажным организациям.

Отмеченные недостатки проектов и оборудования могут быть учтены при проектировании и разработке новых решений систем отопления и вентиляции школ.

Кондиционирование школы

Школы состоят из большого количества помещений различного назначения: аудитории, комнаты преподавателей, столовые, спортивный зал и раздевалки, санитарные помещения и мастерские. Все эти помещения имеют свои нормы воздухообмена. Несмотря на это, система кондиционирования в школах должна обеспечивать учащихся, преподавательский и обслуживающий персонал чистым и свежим воздухом, согласно действующим нормам. Разная наполняемость помещений, в течение дня сильно осложняют процесс проектирования систем проветривания в таких образовательных учреждениях.

Нормы СНиП

Основными факторами при проектировании грамотного проветривания в образовательных учреждениях являются: поставка требуемого количества очищенного воздуха, необходимого для ассимиляции тепло – и влагопоступлений от учащихся и преподавательского состава, и вывод загрязненного воздуха, согласно нормам воздухообмена, который представлен в табл. №1.

  • Регламентирует создание вентиляции школ, СНиП 41-01-2003 и СНиП П-Л 65-73.
  • Кратность воздухообмена принимается исходя из требований СанПиН и СНиП 31-06-2009.


Требования к системе кондиционирования

Помимо обеспечения комфортных условий во время пребывания детей, учащихся и персонала в кабинете, система кондиционирования должна соответствовать законодательным нормам. Есть определенные требования, которые учитывают при проектировании:

  • В различных помещениях, в зависимости от их назначения, температура окружающего воздуха должна поддерживаться в диапазоне 18℃-24℃.
  • Должны отсутствовать сквозняки. Этому способствует правильная настройка оборудования.
  • Безопасность. Кондиционер для школы, детского сада или ВУЗа должен быть смонтирован в соответствии с СанПиН. В качестве хладагента допустимо использование экологичных и безопасных для здоровья жидкостей.
  • Бесшумная работа. Излишний шум и высокий уровень вибрации мешают учебному процессу. Поэтому оборудование должно работать как можно тише.
  • Высокая энергоэффективность. Во многих заведениях бюджет ограничен. Чтобы снизить затраты на электроэнергию можно приобрести установку инверторного типа.

Важность наличия кондиционера в школах

В конце концов, конечно, учебная среда не менее важна, чем обучение. Подобно тому, как технологии и другие проекты имеют приоритет в школах - особенно с точки зрения финансирования - физический комфорт в жаркие недели учебного года должен быть одним из первых пунктов списка, когда школы рассматривают свой годовой бюджет - и не без оснований. Дело в том, что это может оказать заметное влияние на производительность и поведение ученика - то, что может повлиять на позицию, которую школа занимает в местных органах власти. Всегда было так, что лучшие школы привлекают лучшие возможности для финансирования, а школы, которые смотрят на более общую картину, когда дело доходит до создания оптимальной учебной среды, обязательно воспользуются преимуществами.


Преимущества кондиционирования

Комфорт в учебной среде

Есть много школ, которые ограничены в отношении учебного пространства - особенно, поскольку число учеников в них растет. Пребывание школьников в заполненном душном помещении может стать просто невыносимым. Таким образом, кондиционирование воздуха обеспечивает уровень комфорта в переполненных классах.

Высокий уровень концентрации

При воздействии очень высокой температуры мозг человека автоматически переключается с концентрации на процессе обучения на деятельность, которая может помочь телу остыть. Системы кондиционирования в школах - это инвестиции, которые гарантируют, что погода больше не будет препятствовать процессу обучения.

Большая гибкость

Учитывая более высокий уровень концентрации учителя могут планировать более сложные уроки даже в самые жаркие части дня. Таким образом, учителя будут делать свою работу более эффективно, и учащиеся будут в равной степени с нетерпением ждать возвращения в класс в самые жаркие дни.


Сколько это стоит?

Более агрессивное поведение учащихся связывают с более высокими температурами в классных комнатах. Согласно исследованиям, ученики, которые подвергаются воздействию температур свыше 28 градусов, хуже себя чувствуют на экзаменах по сравнению с теми, кто учится в более прохладной среде. Во время летней сессии, проводящейся в летний период, крайне важно, чтобы школы сделали все возможное, чтобы помещения, где проводятся экзамены, были комфортными, чтобы дать ученикам все возможности, чтобы они могли лучше сконцентрироваться.

Исследования

JOINT RESEARCH CENTRE подвёл итоги реализации первого этапа проекта по исследованию качества воздуха в школах ЕС. Данная программа напрямую финансируется Еврокомиссией и призвана создать базу для выработки нормативных актов и рекомендаций для национальных и региональных правительств. На протяжении 2015 года JRC проводил мониторинг в 114 учебных заведениях из 23 стран. Опубликованные в 2016 году данные свидетельствуют о том, что в большинстве государств ЕС стоит пересмотреть политику по обеспечению безопасной среды для своих школьников.

Сотрудники центра обратили внимание на ухудшение качества окружающего воздуха. Более слабый, чем ещё 20 лет назад (в среднем по континенту) иммунитет детей приводит к целому ряду заболеваний, или обострению уже существующих.

Более того, сотрудники JRC полагают оправданным внедрение принципа зонирования вентиляции: установки отдельных систем на разные типы помещений. Например, отдельные кондиционеры на спортивные классы, классы изучения химии и, естественно, начальную школу.


Сегодня система образования стран Евросоюза — это ни много ни мало, а 65 млн. учащихся. Кроме того в школах союза, в отличие от стран бывшего СССР, существуют жёсткие нормы по обеспечению учащихся школьными помещениями.

Таким образом речь может идти о внушительном сегменте рынка. За который, несомненно, развернётся конкурентная борьба уже в ближайшие месяцы — накануне школьных каникул и утверждения бюджетов образовательных учреждений на новый учебный год.

Читайте также: