Аспекты проектной деятельности в контексте школы

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Пашкова Ольга Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Статья о теоретических аспектах управления проектной деятельностью
Тема: "Теоретические аспекты управления проектной деятельностью в образовательной организации".

Текстовая часть публикации

Теоретические аспекты управления проектной деятельностью в

основы проектной деятельности.

Основные подходы к определению

«проектная деятельность в

Основа определения проектной деятельности

М. П. Колесникова И. А. 6 деятельность, направленная на преобразование педагогической действительности, посредством создания проекта как особого рода продукта Заир-Бек Е. С. 7 создание системы, предназначенной для удовле - творения той или иной потребности, либо вы - полнения той или иной функции Прикот О. Г. 8 ценностно-ориентированная, глубоко мотивиро - ванная, высокоорганизованная деятельность по изменению педагогической действительности Муравьёва Г. Е. 9 вид профессиональной деятельности учителя по осмыслению будущего преобразования действи - тельности Новиков А. М. Новиков Д. А. 10 деятельность по изменению отдельной системы, модель инновационной деятельности Тряпицина А. П. Слободчиков В. И. 11 целенаправленная деятельность по изменению образовательной практики Яковлева Н. О. 12 целенаправленная деятельность педагога по соз - данию проекта, который представляет собой ин - новационную модель педагогической системы, ориентированную на массовое использование Анализ определений позволяет констатировать, что представленные взгляды на проектную деятельность достаточно разнообразны. Однако общим является утверждение о том, что
сущность проектной деятельности в

1.2. Сущность педагогического управления проектной

Функции педагогического управления

1.3. Условия реализации проектной деятельностью в

1.4. Механизмы и методы реализации проектной деятельности в

образовательной организации.

ВЫВОДЫ
В ходе теоретического исследования было установлено следующее:
1.
Сегодня в условиях динамичных изменений и кардинальных сдвигов в обществе проектная деятельность становится принципиально но вым и фундаментальным способом адекватных изменений в образовании и педагогической практике. Управление проектной деятельностью учащихся мы рассматриваем как часть управленческой дея тельности образовательной организации, в которой посредством совместного с учащимися выполнения управленческих функций осуществляется процесс разработки и реализации проектов.

2.
Повышение эффективности управления проектной деятельностью учащихся в образовательной организации определяется - созда нием следующих условий: нормативно-правовых, материально- технических, учебно-методических, информационных, кадровых, организационных; - внедрением в процесс управления методов партисипативного, проектного и педагогического менеджмента, направлен ных на повышение вовлечённости учащихся в проектную деятельность; - использованием механизмов управления ( анализом и учётом рисков, конкурсных механизмов, экспертизой качества образовательных проектов).

На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст учебных заведений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

Технология проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект, с точки зрения учащегося,- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.

Учебный проект, с точки зрения учителя,- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:

-анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

-целеполагания и планирования деятельности;

-самоанализ и рефлексия;

-презентации деятельности и ее результатов;

-готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

-поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;

-применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

-выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

Из истории метода проектов

Основоположником педагогического метода проектов считается Дж.Дьюи (1859-1952 ), американский философ-прагматик, психолог и педагог.

С начала ХХ века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе.

В 1910-е годы профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

2. Экскурсионные проекты

3. Повествовательные проекты

4. Конструктивные проекты

Основные требования к проекту

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя, и требования к учебному проекту – совершенно особые.

1. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы ( с определения продукта и формы презентации ). Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы

Типология учебных проектов

Тип деятельности учащегося

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным способом

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное )

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Этапы работы над проектом

Первый этап работы над проектом – ПРБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.

Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

Следующий этап – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определить, каким будет ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.

Далее надо СПЛАНИРОВАТЬ все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для этого надо показать ученику алгоритм планирования, задав следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.

На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:

Почему выбрана эта тема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута

Образ проектного продукта (ожидаемый результат)

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема

Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта

Перечисление основных этапов работы

Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться)

Развернутый план работы

Когда ты будешь осуществлять все необходимое

Индивидуальный график проектной работы

На следующем этапе будет проходить РЕАЛИЗАЦИЯ намеченного плана. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта.

После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом

Далее предстоит ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры,- важнейший социальный навык. Регламент презентации – 7-10 минут. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов.

Автору проекта надо быть готовым и отвечать на вопросы публики.

Формы продуктов проектной деятельности

Анализ данных социологического опроса

Паспорт проектной работы

1. Название проекта

2. Руководитель проекта

3. Консультант(ы) проекта

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект

7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)

8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

9. Цель проекта (практическая и педагогическая цели)

10. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)

11. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

12. Необходимое оборудование

13. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)

14. Предполагаемые продукты проекта

15. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)

16. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В состав ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ входят:

1. Паспорт проекта

2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов

3. Промежуточные отчеты группы

4. Вся собранная информация по теме проекта

5. Результаты исследований и анализа

6. Записи всех идей, гипотез и решений

8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления

9. Эскизы, чертежи, наброски продукта

10. Материалы к презентации (сценарий)

11. Другие рабочие материалы

Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.

Тема моего проекта

Я выбрал эту тему, потому что

Цель моей работы

Проектным продуктом будет

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы) :

Выбор темы и уточнение названия

Сбор информации (где и как искал информацию)

Изготовление продукта (что и как делал)

Написание письменной части проекта (как это делал)

Я начал свою работу с того, что

Потом я приступил к

Я завершил работу тем, что

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

План моей работы был нарушен, потому что

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например

Это произошло, потому что

Если бы я начал работу заново, я бы

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)

Не обязательно использовать шаблон полностью, однако необходимо, чтобы ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.

В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими.

ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТОВ

1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта

2. Планирование путей ее достижения

3. Глубина раскрытия темы проекта

4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

6. Анализ хода работы, выводы и перспективы

7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

8. Соответствие требованиям оформления письменной части

9. Качество проведения презентации

10. Качество проектного продукта

Проблему перегрузки учащихся в ходе работы над проектом может решить ПРЕКТНЫЙ УРОК. Это один из возможных способов. Ведь если проектная деятельность является образовательной технологией, то она должна быть применима на уроке. Исходя из того, что проектная деятельность основана на самостоятельной познавательной деятельности учащихся, проведение проектных уроков возможно при изучении тем, которые учащиеся могут в принципе изучить самостоятельно. Мини-проекты разрабатываются на одном уроке или на сдвоенных уроках. С помощью мини-проектов возможно изучение целых тем.

Проектные уроки могут проводиться по следующим схемам:

1. На одном (вводном) уроке осуществляется формулирование проблемной ситуации, затем из проблемной ситуации формулируется проблема проекта. Исходя из проблемы ставятся цель проекта (предполагаемый результат) и задачи по достижению цели (планирование деятельности). Собственно, это и есть проектирование, которому посвящается вводный урок. Работа по осуществлению проекта проводится во внеурочное время в качестве опережающего задания. На заключительном уроке проходят презентация разработанных проектов и рефлексия.

2. Если учащиеся настолько подготовлены, что могут самостоятельно сформулировать проблемную ситуацию, проблему, цель и задачи проекта, то на уроке могут быть проведены только презентация и рефлексия. Все остальные этапы работы над проектом проходят во внеурочное время в качестве опережающего домашнего задания. Учитель только консультирует проектные группы.

3. Все этапы работы над проектом осуществляются на уроке или на сдвоенном уроке

Безусловно, не каждый урок может и должен быть проектным. Но и на обычном уроке можно формировать отдельные проектные умения. Содержание учебного материала позволяет один урок посвящать умению анализировать проблемную ситуацию, другой – формулировать проблему, третий – ставить цель и формулировать задачи по ее достижению.

Вид проекта по характеру доминирующей деятельности: творческий

По предметно содержательной области : монопроект по литературе

По количеству участников :индивидуальный

По продолжительности: длительный (1 месяц)

Форма представления :мультимедийный продукт, книга

Практическая значимость проекта

Состоит в том, что знания, полученные при работе с мемуарной литературой, пригодятся во время написания сочинения по творчеству Ф. М. Достоевского.

Проводится сбор, анализ и обобщение информации из различных источников, оформляется материал по презентации.

Главным итогом работы над проектом является то, что ученица выступила с рассказом о детстве Ф. М. Достоевского на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах, показала свой фильм на уроке литературы в 10 классе.

Таким образом, использование проектного метода позволяет развить у учащихся

Познавательные навыки и способность к самообразованию;

Способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

Целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность;

Для того чтобы приступить к рассмотрению теоретических аспектов проектной деятельности в процессе обучения, необходимо подчеркнуть актуальность изучения данного вопроса. С этой целью обратимся к опыту учителей. По мнению Викуловой Э.В., современные дети – это не чистый лист бумаги, на который наносятся знания. К ним отовсюду поступает большое количество информации. Обилие информации не приводит к системности знаний. Необходимо научить детей целенаправленно находить и извлекать необходимую им информацию, усваивать её в виде знаний, то есть формировать у учащихся информационную компетентность.

Организация обучения через желание, мотивирование интереса к самостоятельному приобретению знаний, учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике – немаловажные проблемы.

И, наконец, коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. Возникает еще одна проблема определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования, т. е. продуктивного общения ученика с учителем, со сверстниками, с Интернетом, информационным полем.

Как разрешить эти проблемы? Объяснительно – иллюстративный метод не годится, так как он ограничивает самостоятельную деятельность учащихся, его цель – усвоение знаний.

Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения . [3; 1].

Проектная деятельность, бесспорно, является методом, удовлетворяющим перечисленным выше условиям.

Центральное понятие в изучаемом вопросе – “деятельность”, Г.М. Коджаспирова определяет её как форму психической активности субъекта, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Осуществляется деятельность по схеме: субъект – объект, где субъект – человек как активное начало, а объект – то, на что направлена активность. Деятельность состоит из более мелких единиц – действий. Каждому действию соответствует своя частная цель или задача.

Структурные составляющие деятельности – цель, мотив, способы, условия, результат [1; 71]. Рассмотрим каждую из составляющих деятельности подробнее.

Цель проектной деятельности.

Американский философ и педагог Джон Дьюи (1859—1956) воплотил идеи Г. Спенсера в философию “американского образа жизни” и разработал основы педагогической системы, получившей позднее название “школа жизни”. Главная цель ее — подготовка обучаемых к жизни в демократическом, правовом обществе с экономикой свободного предпринимательства и конкуренции, к борьбе за существование в нем в процессе проектной деятельности учащихся. Таким образом, конечной целью проектной деятельности является “подготовка учащихся к жизни”:

1) подготовка к реальным трудностям, “прозе жизни”, борьбе за успех, достаток, благополучие, карьеру;

2) формирование человека дела, а не иждивенца, активного, ищущего, предприимчивого, инициативного, самостоятельного, упорного, трудолюбивого, изворотливого и находчивого в условиях конкуренции, сознающего ответственность перед собой за достигаемые в жизни Результаты, рассчитывающего только на себя, способного стойко переносить неудачи, сохранять оптимизм и выживать;

3) формирование законопослушности, правовой подготовленности и воспитанности (свобода в пределах закона);

4) экологическая подготовка и воспитание;

5) воспитание в духе мира и терпимости к культуре, менталитету, образу жизни других обществ, народов, их собственному выбору;

6) демократическое воспитание;

7) формирование установок на здоровый образ жизни;

8) развитие потребности к непрерывному самообразованию в течение всей жизни, стремления к “сверхзнанию” (высшему образованию, получению нескольких образований, послевузовскому образованию) [5; 115-116].

Мотив проектной деятельности.

Д. Дьюи и его единомышленники учли то, что с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим.

Познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и уже имеющийся собственный “жизненный опыт” ученика. Поэтому главным мотивом проектной деятельности является интерес самого учащегося.

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса. Не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный, к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса. Свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интереса. Не вызывает, но выполнение которой является условием осуществления интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости интереса определяется его содержательностью и значимостью для личности. [1;106] См. также [4; 147].

Условия осуществления проектной деятельности в процессе обучения.

В качестве важнейших условий осуществления проектной деятельности учащихся Дж. Дьюи видел в создании школы — “слепка с общества”, с отношениями, проблемами, решениями и действиями, свойственными обществу. Гуманизация и демократизация взаимоотношений учителя и ученика в процессе обучения подразумевает превращение жизни в школе в “мини-общество”, замену книжной учебы и пассивного слушанья активными действиями и поступками, воспроизводящими жизнь в обществе. При этом школа превращается из социального института, готовящего обучающихся к будущей жизни, в саму социальную жизнь, предоставляет каждому обучаемому свободу самовыражения, проявления и развития своих сильных сторон и индивидуальности.

Гуманизация, демократизация, свобода выбора рассматриваются в данном случае не как абстракция и дань “модной утопии”, они расцениваются как обязательное условие развития у учащихся в процессе проектной деятельности необходимых в рыночной экономике качеств. К ним можно отнести ярко выраженную индивидуальность личности, повышающую “рыночную стоимость” работника, “эксклюзивность”, облегчающую ей самопрезентацию, “спрос” на рынке рабочей силы, а вместе с тем и вероятность успеха в жизни.

Результат проектной деятельности.

Следует отделить друг от друга понятия “результат проектной деятельности” и “продукт проектной деятельности”. Результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Проектная деятельность развивает компетентностные качества личности:

• Аналитические умения (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать её).

• Практические умения (использование на практике академической теории, методов и принципов).

• Творческие умения (одной логикой, как правило, проблемную ситуацию не решить; очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём).

• Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиасредства, кооперироваться в группы; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчёт).

• Социальные умения (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё и т.д.).

В итоге, с одной стороны, усвоение и реализация обучаемыми в процессе проектной деятельности своего права на индивидуальность приучают их к признанию права и других на то же. Уважение к себе воспитывается через уважение выбора других, признание их равенства, необходимость терпимости к их индивидуальности.

Среди отрицательных результатов проектной деятельности можно назвать:

• ослабленные (по сравнению с другими видами деятельности) духовные результаты, развитие у обучающихся индивидуализма, меркантильной расчетливости, корысти, такой толерантности, которая часто оборачивается равнодушием к другим людям и их бедам (“это их проблемы”);

• ослабленную общеобразовательную подготовку обучающихся (один из ее показателей то, что они обычно занимают невысокие места в международных конкурсах школьников и студентов);

• гуманизм и демократизм часто носят признаки “местных” — в рамках своей группы, сообщества, страны; о них забывают, когда речь идет о собственной выгоде подготовленного в “школе жизни” человека.

Со времени своего возникновения идея проектного обучения претерпела значительную эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления [2; 45-49].

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методические аспекты организации проектной деятельности обучающихся в начальной школе

Деятельность вообще – это процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения) [11].

Таким образом, выполнение проекта составляет проектную деятельность. В образовании школьников применяется метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики [15].

Для ученика проектная деятельность – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат проектной деятельности для учащихся – найденный способ решения проблемы, носит практический характер и значим для самих открывателей.

Для учителя проектная деятельность – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектная деятельность строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач.

Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта [8].

Проектом же может быть назван представленный аудитории замысел (например, архитектурный проект, воплощенный в чертеже или макете, или бизнес-проект – сформулированная идея действия в сфере бизнеса).

Проектом также может быть названа и сама последовательность шагов от замысла к реализации, завершающаяся получением некоторого продукта.

Признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную, являются следующие:

ориентация на получение конкретного результата;

предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

предварительное планирование действий по достижению результата;

программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации [17].

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников. Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т. е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт. [17].

Задача проектного обучения – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу [10]. Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими в учебной деятельности.

Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. В этом смысле проектная деятельность обладает высоким потенциалом в формировании информационной культуры обучающихся.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности) [18].

В начале овладения опытом проектной деятельности школьники постоянно обращаются к алгоритму обдумывания. Проектная деятельность межпредметна и полифункционльна. Развивающий характер проектной деятельности, интенсивное овладение которого начинается со 2 класса, отражается, несомненно, и на познавательной сфере школьников, прежде всего развивая такие характеристики, как произвольность психических процессов, гибкость, быстроту мышления, творческое воображение [19].

Учитель может влиять на отношение учащихся к проектной деятельности посредством методическим приемов. Многие школьники считают первый и последний этап проектной деятельности более трудными по сравнению с технологическим этапом. Однако, несмотря на субъективные трудности, исследовательский и заключительный этапы в глазах младших школьников выступает как более важные и более интересные. Данные факты указывают на развивающий положительный эффект проектной деятельности, которая вызывает повышенную познавательную активность детей, широкий спектр интересов к содержанию учебной деятельности, несмотря на субъективную трудность тех или иных учебных задач.

Организуя проектную деятельность, учитель может осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин. Методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте.

Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту особые:

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы, вместе с учителем.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Проект, как комплексный и многоцелевой метод обучения, имеет большое количество видов и разновидностей. По содержанию И. С. Сергеев выделяет следующие виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный проект, творческий и ролевой проект [37].

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (или по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов: монопрект, межпредметный проект. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегиональными; международными.

По продолжительности различают мини-проекты, краткосрочные проекты, недельные и годичные проекты. Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеурочной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Чаще всего весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняется во внеурочное время.

В самой презентации результата проекта заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта.

Таким образом, проектная деятельность – это деятельность, которая направлена на развитие мышления, коммуникативных умений, умений работать в группе. Опора в образовательном процессе на проектную деятельность, позволяет развивать универсальные учебные действия младших школьников в процессе общения с учителем и сверстниками.


Цель данной статьи — выяснить природу педагогического проекта и факторы, влияющие на его использование в образовательном процессе. Новый ФГОС благоприятствует установке в образовании компетентностного подхода, подводящего преподавателей к использованию новых педагогических технологий, таких как, проектная. Для многих школьных организаций, это введенная реформа приносит значительные изменения. Не только учителя должны принять эти новые педагогические подходы, но и вся команда школы должна разработать новый способ работы: разработка образовательных проектов, работа в команде (ученики и преподаватели), вовлечение учеников, новые роли родителей, общее видение проектной деятельности.

Эта реальность поднимает две проблематики:

2) вторая системной природы — чтобы эта педагогика смогла быть осуществленной, учебная организация должна функционировать, как сообщество обучения, внедряющего учебный проект, ведущий к развитию не только учеников, а также преподавателей.

Приобретение учебных компетенций, развитие междисциплинарного подхода, будут значительно способствовать успеху всех учеников. В этой перспективе, ученик, который будет иметь успех — тот, который станет творцом своего собственного процесса обучения. Поэтому использование проектной методики, среди других педагогических стратегий, есть рекомендованная методика.

Существуют несколько определений проектного метода; то, которое предложено Arpin и Capra (4) кажется, наиболее полным.

Проектный метод — это подход, который позволяет ученику полностью вовлекаться в процесс получения умений во взаимодействии со сверстниками и окружающей средой, и предлагает учителю выступать в качестве посредника, между учеником и объектами познания.

Чтобы преподавать, используя метод проектов, преподаватель должен поставить перед учениками определенные задачи — коллективные, ориентированные на общие цели, (возникающий в результате сотрудничества между преподавателями и учениками), выполняемые в духе сотрудничества и ведущие к конкретному и совместному продукту.

Таким образом, ученики в итоге такого обучения, достигают целей и личного и социального развития, как в коллективном плане так и в индивидуальном плане; этим самим фактом, приобретают компетенции, определенные образовательными программами.

2. Системное внедрение проектной педагогики.

В этой проблематике проведения в жизнь преподавателями проектной педагогики в их классе, добавляется системный характер: если хотим, чтобы преподаватели изменяли свое преподавание, нужно, чтобы, в их школе был внедрен учебный успех проектов.

Несколько авторов предлагают, что одно из условий успеха этой педагогики в одном классе — связь между индивидуальными проектами учеников и коллективным проектом, продолженным всеми учениками. Иначе говоря, в классе должна быть связь между, с одной стороны, целями обучения коллективного проекта класса и с другой стороны, личными целями и специфическими потребностями учеников (Arpin и Capra) (4)

Образовательный Проект школы определен как динамичное локальное мероприятие, несущее действие, установленного там согласования со всеми партнерами учреждения, чтобы осуществлять образовательную миссию.

На условия, которые способствуют внедрению проекта в обучение, влияют несколько основных факторов.

А) Сотрудничество, которое существует в школьной команде, и процесс изменений, который создается в этом процессе совместного творчества.

Главное препятствие эффективного использования проектного метода — изменения, которые требуются внутри учебной команды.

На рисунке 1 (1,39) показана школьная команда в процессе изменения в идеальной ситуации.


Рис. 1: Реализация проекта на основе сотрудничества между заинтересованными сторонами.

Б) Наличие общей концепции (на уровне школы) реализации проектной деятельности.

Различные анализы позволяют иллюстрировать, что общая концепция в школах возможна при согласованности 3 основных документов, определяющих реализацию проектного метода (рисунок 2).


Рис. 2. Документы определяющие направление развития школы

Схема показывает то, что в процесс разработки проекта, Совет образовательного учреждения, который состоит из руководства, преподавательского состава и обслуживающего персонала, членов, представляющих родителей и другие сообщества, разрабатывает Перспективный план и Образовательный проект школы. Впоследствии эти документы представлены учителям, которые несут ответственность за разработку классных проектов в соответствии с учебными планами. Хорошая концепция проекта позволила бы избежать некоторых сомнений и убеждала в осуществлении всех этапов (и оценки и объективизации). Кроме того, преподавателей в результате осуществления проекта, должны сопровождать изменения всей их практики.

Таким образом, Образовательный проект не остался бы абстрактным и часто бесполезным текстом, он стал бы рабочим документом, планом, в котором у каждой группы была бы специфическая роль, важно, чтобы команда-школа задалась вопросами, которые позволят им договориться о целях. Подлинное сотрудничество может иметь место только тогда, когда все субъекты преследуют общие цели.

в) Общее видение ролей различными участниками проекта(руководства, преподавателей, учеников и родителей);

В таблице, составленной на основе результатов исследователей университета Квебека (1, 51), представлена ​​краткая информация о ролях, отводимых для каждой группы участников проектной деятельности.

Участники

Роли

• Знания проектной педагогики

• Управление обучением команды

• Поддержка учебных планов команды

• Поощрение успеваемости учеников

• Создание в классе климата, способствующего изупроектному обучению

• Связь с родителями

•Наличие знаний проектной

• Предоставление рекомендаций для учеников

• Поддержание адекватного класса

•Эффективное управление проектным преподаванием,

(планирование, реализация, оценка, и т. д.).

• Поощрение участия родителей в проектной

• Уважать сильные и слабые стороны каждого

•Поддерживать (управлять) учеников в

• Обеспечивать всестороннюю поддержку

• Работать в команде с коллегами

Участие в создании благоприятного климата в классе

• Инициировать общение с родителями

• Знать имеющиеся ресурсы

•Участвовать в управлении проектами (планирование,

реализация и т. д.).

• Быть активными в проекте

• Уважать сильные и слабые стороны каждого

•Продемонстрировать ответственность и самостоятельность

•интересоваться учебным пережитым ребенка

• Продолжить школьное обучение

дома (идти дальше с ребенком)

• Поддержка ребенка в целом

• Оказание помощи дома в реализации проектов

• Доставка необходимого оснащения

Одной из главных ролейруководства, управление командой учителей. Таким образом, в роли менеджера профессорско-преподавательского состава, руководство необходимо для создания командного духа и разрешения конфликтов, которые могут возникнуть.

Преподаватели и руководство говорят также, о том, что руководство должно сыграть роль поддержки. Речь идет о поддержке — общей, когда управление выступает в качестве внимательного посредника. Эта поддержка может быть более конкретной — поддержкой материальной, то есть эта роль предоставления материальных и валютных необходимых ресурсов, чтобы осуществлять учебные проекты. Поддержка управления, может быть также поддержкой — моральной. Руководство должно доверять команде, должно поощрять, поддерживать ее, должно иметь хорошие навыки межличностного общения.

Преподаватели, как мы это увидели в концепции ролей, берут на себя наибольшую ответственность за ход проекта, находят, что использование этого метода приводит к дополнительной работе: управление командами, постановка целей, которых надо достигать, построение партнерских отношений с другими преподавателями и родителями. Фактически речь идет для преподавателя о том, чтобы управлять ходом учебного проекта, быть способными изменяться в этой педагогике, быть способными структурировать и управлять деятельностью учеников.

Последняя роль учителей — уважение к себе и другим. Здесь важно, также, познание самого себя и упорство в преодолении трудностей.

Важно также знать и уважать детей, например, делая с ними проекты, которые затрагивают их интересы. Родители также указывают, что очень важно, учитывать потенциал детей.

Вторую роль родителей- роль поддержки ребенка на различных уровнях. Сначала, они должны предложить поддержку — академическую: они помогают с выполнением домашних заданий и уроков, или помогут найти информацию. Она может быть, поддержкой общей: быть естественным с ребенком, его слушать, удовлетворять его потребности, а также сотрудничать (помогать, содействовать) с преподавателями. Хотелось бы отметить, что из всех участников проектной деятельности, именно немногочисленность родителей в выполнении своих ролей. (По разным причинам: занятость и т. д.)

Итак, проблемы, возникающие при использовании и освоении проектного метода, не связаны с сутью самого метода; они связаны с одной стороны, с подготовкой группы для работы в проекте и с другой стороны, с климатом, который царит внутри учебной школьной команды. Используя проектный метод, необходимо помнить о самом смысле понятия проекта — это деятельность в сотрудничестве: сотрудничество на уровне класса, во взаимодействиях, которые там происходят, в отношениях людей которых надо обучать вместе; сотрудничество также на уровне школы.

Это побуждает школы задуматься о типе сотрудничества, который они хотели бы осуществить внутри своей школьной команды. Согласованность действий всех участников проекта (учеников, учителей, родителей, руководства школы и др.), согласованность Перспективного плана школы, Образовательного проекта школы и классных проектов — главные условия организации проектной деятельности в средней школе.

2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.

4. Arpin, L., & Capra, L.). L'apprentissage par projets. Montréal: Chenelière McGraw-Hill. 2001

5. Boutinet, J.-P. Anthropologie du projet. Paris: Presses Universitaires de France. 1990

Основные термины (генерируются автоматически): проектный метод, ученик, проектная деятельность, проектная педагогика, преподаватель, проект, Образовательный проект школы, родитель, роль, школьная команда.

Читайте также: