Аристотель как оратор кратко

Обновлено: 04.07.2024

Древняя Греция подарила миру плеяду блестящих ораторов: Перикл, Исократ, Демосфен, Лисий. Их конек – убедительные факты, красочные метафоры и оригинальные сравнения. Они осваивали искусство публичных выступлений и споров на практике – в судах и на общественных вече. Путем проб и ошибок они находили подход к аудитории. Ориентиром для них служила реакция публики: свист, радостные возгласы или словесные послания.

Урок первый: доказательство – всему голова

Без доказательств любая речь пуста и неинтересна. При этом важно дозировать информацию и подбирать доказательства с умом.

Аристотель выделил два вида доказательств:

Технические доказательства – это умозаключения, которые мы сделали на основе исторических фактов, событий и свидетельств очевидцев.

Объединяя два вида доказательств в единое целое, вы добьетесь поразительного результата: представите неопровержимые доказательства своей правоты.

Урок второй: тренируем логику

Построение причинно-следственных связей по Аристотелю – это высший уровень мастерства. Собрать факты, проанализировать их и выстроить цепочку грамотных и логичных умозаключений (в большинстве случаев представив их в хронологическом порядке) под силу не каждому.

Чаще всего ораторы делают ошибочные выводы из полученной информации и теряют доверие аудитории. Ложных подсчетов не любит никто.

Ваша речь должна разворачиваться по принципу свертка: от освещения главных аспектов переходите к второстепенным, а не перепрыгивайте с темы на тему. Так вы сможете осветить все проблемы, не запутать аудиторию и удержать ее внимание на протяжении 10-15 минут.

Аристотель советует не терять логическую нить при создании текста выступлений. Каждое следующее предложение должно быть продолжением предыдущего, иначе ваша речь станет набором фраз, а не целостным рассказом.

Другими словами, каждая речь должна соответствовать выбранному месту и событию. Получится странно, если оратор, повествующий о гибели тысячи солдат, будет говорить с улыбкой на лице, а свадьба лучших друзей вызовет печаль и сострадание.

При этом оратор должен привести ряд нетехнических и технических доказательств, иначе как слушатели поверят, что дерево в саду, ваза в зале или статуя на площади – воплощение красоты и изысканности.

Урок пятый: подготовка – речь – победа

Советы Аристотеля незаменимы для тех, кто готовится к публичному выступлению впервые и не знает, с чего начать.

Древнегреческий философ презентовал схему, с которой любое публичное выступление пройдет на высоте.

Подготовка к презентации состоит из пяти этапов:

— сбор материала для выступления. Это могут быть интересные факты, случаи из жизни, высказывания известных людей, которые сделают ваше выступление красочным и информативным;

— расположение найденного материала или в каком виде представить дело. Мы помним, что о главном необходимо сказать в самом начале и в конце выступления, аргументы средней силы (если сильных не очень много в середине);

— произнесение речи. Перед выступлением проговаривайте речь вслух (желательно сделать это за два-три дня до выступления), оттачивайте интонации, делайте ударения на важных фактах, следите за темпом речи.

Результат вас приятно удивит. Вы покорите аудиторию информативным, содержательным и интересным выступлением.

Аристотель, реклама и PR

Подражают Аристотелю и PR-щики. При раскрутке компании клиента они, что логично, делают акцент исключительно на главных преимуществах, так называемых selling points. А для журналистов совет Аристотеля о превознесении бескорыстных поступков воистину бесценен.

То же можно сказать и о юристах, которые рассказывая о несчастьях клиента должны показывать одновременно и его стойкость.

Как видим, рекомендации древнегреческого философа полезны в любой сфере, связанной с убеждением аудитории.

Используйте приемы Аристотеля, и вы завоюете доверие, внимание и признание слушателей!

Основы

Великий Аристотель: кем он был

Кто такой

Значения риторики и ее цели

Риторика – это наука о слове, как об инструменте управления, становления личности, устройства общества. Данный предмет учит об уместности того или иного слова, о целесообразности слов в определенном контексте и ситуации. Данная наука формирует у человека чувство вкуса, учит его говорить правильно и красиво, воспитывает чувство такта и слова.

Цель риторики – научить человека говорить кратко, но максимально эффективно, рационально использовать способность говорить, при этом донося до слушателя посыл и суть.

  • убедительность и эффективность речи;
  • пышность предложений и красота;
  • целесообразность и уместность слов.

Особенности риторики Аристотеля

Аристотель преподносит науку слова, как искусство убеждения. Он считал, что риторика появилась, как наука, из-за испорченности нравов общества, что если бы слушатель был образованным, то не было бы необходимости изучать цели и средства для донесения до него истины, которая и без прикрас убедительна.

Риторика – словесная наука, которой пользуется каждый человек на протяжении всей своей жизни. Законы подачи речи необходимы для житейских нужд, для выстраивания отношений с другими людьми, в государственных делах и т. д.

Философ выделял следующие качества, которыми должен был обладать оратор:

  • активная жизненная позиция в обществе;
  • высоко образованность;
  • он должен занимать по жизни должность, к которой все относятся уважительно;
  • должен иметь заслуги перед государством;
  • обладание мастерством речи.

Государство и семью он рассматривал через призму системы взаимодействия речи, Аристотель считал, что ораторское искусство создает государства, подчиняет народ, помогает создавать семьи, растить детей. Устная речь отличает человека, как существо разумное, среди остальных животных. В своих трудах на тему искусства речи философ рассматривает науку слова, прежде всего, как социальную нишу, а потом уже, как филологическую.

Платон считал, что искусство речи – это творчество, процесс иррациональный, который нельзя изучить, и можно объяснить лишь вдохновением свыше. Греческий философ отрицал такой подход и стремился доказать, что систематизированное знание об инструментах и отдельных приемах ораторства поможет изучить ремесло и достигнуть в нем идеала. Философ выделял два способа убеждения:

  1. техническое – дедукция (процесс умозаключения, интеллектуальная деятельность, при которой новая мысль выдвигается на основе нескольких предшествующих) и индукция (когда общее правило выносится на основе нескольких случаев);
  2. нетехническое – истина: факты, свидетельские показания, предпосылки и другие доказательства правды суждений.

Особенности

Учение о слове Аристотеля написано в двух трактатах:

Важно! Главным убеждение философа о том, что же является корнем наслаждения от ораторского искусства, являлась мысль о том, что удовольствие слушателя зависит от интеллектуальных способностей оратора, а не от чувственного посыла его речи.

Выдающийся грек считал, что все, что оратор произносит, направлено в сторону слушателя и должно являться неожиданностью для его ушей. Риторика Аристотеля объясняет кратко следующую, главную мысль – для четкой и красивой речи необходим поиск доказательной базы и убеждений, для чего нужно уметь составлять правильные умозаключения.

Факторы, важные для работы ораторов:

  1. поза;
  2. предмет риторики;
  3. эмоциональное ожидание;
  4. речевой стиль.

Аристотель определил три рода речи:

  • совещательный – склонение или отклонение чего-либо; – речи осудительные или оправдывающие;
  • торжественный – в данном ораторском искусстве речь идет о критике кого-то или порицании.

Убедительность речи в споре, разговоре или публичном выступлении, по учению Аристотеля, зависит от следующих факторов:

  1. истинность или правдоподобность аргументов, на которых строится доказательная база речи; , с помощью которых делается главный вывод или умозаключение всего обращения.

Эмоциональная сторона речи и ее цели влияют на стиль подачи, Аристотель считал: для того чтобы слова произвели впечатление на слушателя, их подача должна отражать характер произошедшего и суть вещей. То есть: если идет речь о мерзких и презрительных делах, то слова должны быть украшены гневом.

Интересно! Судя по учению Аристотеля о риторике, данная наука не имеет цели убеждать, но вся ее суть направлена на поиски способов убеждения.

“Риторика” Аристотеля — лучшая книга для оратора

Начинающий оратор или любой человек, интересующийся публичными выступлениями, жаждет почерпнуть знания о риторике и ораторском искусстве и скорее применить их на практике. В этом ему может помочь большое количество книг современных авторов, которые можно найти на полках любых книжных магазинов.

Однако половина информации в этих книгах является вторичной, ведь она повторяет древнюю, но до сих пор актуальную книгу об ораторском искусстве “Риторику” Аристотеля.


Кто такой Аристотель?

Очень надеюсь, что все, кто читают эту статью, знают имя древнегреческого философа и основоположника современных естественных наук.

Аристотель родился еще в 384 году до нашей эры и был учеником Платона, позже конечно, Аристотель критиковал учение Платона и стал первым мыслителем, который создал всестороннюю систему философии.

Почему риторику должен прочитать каждый оратор?

Мы не будем вдаваться в разбор всей книги, а лишь определим самые значимые моменты учения для того, чтобы привлечь вас к прочтению всей книг и , а не жалеть себя краткой выжимкой учения .

Риторика состоит из трех книг, и в первой книге основная мысль оратора строится вокруг разделения речи на 3 типа:


Совещательная

Речь, которая произносится с целью воздействовать на аудиторию для того, чтобы склонить ее к принятию или отказу от какого-либо решения


Судебная

Это эмоциональное воздействие на публику, которая выносит окончательный вердикт. Ее цель также убедить в достоверности определенной точки зрения


Эпидейктическая

Конечно, “Риторика” сложна для восприятия, но в ней возможно найти большое количество интересных высказываний и мыслей философа.

Главная цель и объект, на который направлена речь — это аудитория, от нее и нужно отталкиваться при подготовке выступления. Поэтому умный оратор понимает, что он готовит выступление не ради выступления, а для аудитории.



Вторая книга — сердце Риторики

Основные мыслит во второй книге учения касаются причин, которые возбуждают у аудитории доверие к оратору. Как говорит Аристотель, если оратор обладает “разумом, добродетелью и благорасположением”, то аудиторию будет намного проще расположить к оратору.

Большую часть второй книги Аристотель посвятил объяснению почему хороший оратор должен уметь убеждать и вызывать у людей определенные эмоции от любви до ненависти и негодования. Также Аристотель делает большой упор на достоверность речи и силе логических доказательств, которые использует оратор во время выступления.

Третья книга — стиль речи

Завершающая книга учения Аристотеля посвящена стилю, который должен соответствовать предмету речи оратора. Если речь содержит похвалу, то она должна быть озвучена с восхищением , если предмет речи оратора явление , вызывающее страдания, то их принято выступать со смирением.

Также Аристотель выдвигал стилю речи общие требования такие, как ясность, благородство и доступность.

Конечно, может показаться что учения и взгляды Аристотеля по прошествии такого количества веков могли устареть, а высказывания , оставшиеся актуальными сегодня , воспринимается как общепринятые нормы ораторского искусства, которые понятны всем. Однако, это далеко не так.

Риторика философа вмещает в себя большое количество мыслей Аристотеля и затрагивает не только ораторское мастерство, но и искусство убедительной речи и умени е грамотно воздействовать словами и эмоциями на человека.

Риторическая концепция Аристотеля

В этом труде риторика трактуется как учение, которое помогает находить различные способы убеждения по каждому конкретному предмету. Согласно Аристотелю, это не является задачей какого-либо другого искусства, т.к. любая наука способна убеждать и доказывать что-то лишь относительно того, что касается её области. Таким образом, риторика представляет собой учение универсальное и всеобъемлющее.

Чтобы правильно понять взгляды Аристотеля, нужно учесть разницу, проводимую им между аналитикой и диалектикой. Аналитика для него сродни формальной логике, которая анализирует методы построения простых рассуждений и раскрывает ошибки, встречающиеся в них. Диалектика же рассматривает общие вопросы, которые связаны с применением более сложных умозаключений, т.е. индуктивных обобщений и рассуждений по аналогии. Учитывая, что заключения представленных рассуждений носят более правдоподобный характер, они являются мнениями, а не доказательствами.

Риторика же, в свою очередь, отличается от диалектики и аналитики, главным образом, тем, что имеет прикладной характер, ведь предназначается она для убеждения людей в процессе обсуждения чего-либо, во время публичных речей или судебных споров. Но с учётом того, что наиболее эффективная сила убеждения присуща именно доказательству, изучаемому аналитикой, Аристотель указывает на то, что аналитика – это теоретическая основа риторики. Но и диалектика считается теоретической её базой, т.к. изучает аналогии и индукции, не являющиеся доказательствами.

Если же говорить о самом процессе убеждения, то Аристотель выделяет как нетехнические приёмы убеждения, изобретённые не нами, так и технические – те, которые мы можем создать посредством собственных средств и методов.

Нетехнические и технические приёмы убеждения

К нетехническим приёмам убеждения философ относит различные данные, факты и свидетельства, т.е. то, на что можно опереться во время правдоподобных рассуждений и доказательств. Современной логикой они нередко трактуются как посылки и основания, а также доводы и аргументы. Но чтобы не возникло недопонимания, стоит отметить, что под аргументацией должен пониматься не только анализ аргументов и доводов, но весь процесс убеждения полностью, который включает в себя и обсуждение методов вывода заключений из имеющихся фактов.

А к техническим приёмам убеждения Аристотель относит именно эти способы вывода, при помощи которых факты и другие нетехнические методы убеждения могут быть связаны с заключениями, из них выводимыми. Среди самых распространённых форм логического вывода можно назвать дедуктивные, где заключения являются следствием аргументации.

В своей работе мыслитель также исследует силлогизмы – наиболее простые умозаключения. Однако помимо них он уделяет внимание и диалектическим рассуждениям, т.е. рассуждениям правдоподобным, и противопоставляет их первым.

По Аристотелю, доказательство может быть только в том случае, если умозаключение выстраивается на первых и истинных положениях. Диалектическим умозаключением, таким образом, можно назвать то, которое выстроено именно на них.

Не менее интересно и то, что вероятное определяется Аристотелем, как нечто, случающееся чаще всего, но не просто то, что случается по определению некоторых, а то, что может также случаться и иначе. И это определение довольно-таки похоже на частотную интерпретацию вероятности, имеющуюся в наше время.

Так, убедительность любых речей, публичных выступлений и позиций в спорах зиждется, во-первых, на том, насколько истинны или же правдоподобны нетехнические приёмы убеждения, и, во-вторых, на методах логических правил, посредством которых из аргументов делаются умозаключения.

Людские страсти

Немалое значение придавал Аристотель и вопросу эмоций в риторике.

То, насколько убедительны речи людей, в огромной степени зависит от их эмоциональной природы, как выражается сам Аристотель – от людских страстей. Именно под их воздействием может появиться или исчезнуть доверие аудитории. Кроме того, со страстями связаны также и перемены в решениях по разным вопросам, ощущения удовольствия и неприязни, которые могут выражаться в страхе, сострадании, гневе и т.п.

Заключение

Такова лишь общая характеристика аристотелевской концепции риторики, которая в большей степени опирается на логику, нежели на философию и диалектику.

Вся аристотелевская традиция брала за основу положения его великого труда. И в ней, в отличие от традиции платоновской, основной уклон сделан на публичную речь, а не на диалог, и не важно, касается это выступления в судебном заседании, на народном собрании или на форуме.

Всё это является свидетельством того, что учение Аристотеля о риторике брало за ориентир, в первую очередь, логические принципы убеждения, благодаря чему возымело самые прочные и стойкие основания и приобрело необходимую последовательность и стройность.

Читайте также: