Антропогенез и этногенез план урока

Обновлено: 05.07.2024

Задачи:
Образовательные – провести синтез знаний на основе обобщения и установления логической последовательности биологических явлений и исторических событий;
Развивающие – развить учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки характеристики биосистем, анализа биологических закономерностей эволюции человека; навыки сворачивания информации; тренинг тестовых умений (на сортировку и иерархию);

Воспитательные – привитие идеи материальности и детерминированности биологических явлений; воспитание культуры учебного труда.

Ход занятия

Организация восприятия
– просмотр любого видеофрагмента (наглядности) по обобщаемой теме и формулирование темы и цели урока.

Тест:
Антропогенез – процесс:
а. исторического развития живой природы
б. индивидуального развития человека
в. эмбрионального развития человека
г. эволюционно-исторического формирования человека

Доказательства животного происхождения человека

- Докажите, что человек имеет животное происхождение: распределите признаки по группам доказательств.

1. выполнятся закон Мюллера – Геккеля;
2. сходны группы крови и резус-фактор;
3. менструальный цикл и беременность 9 месяцев;
4. атавизмы;
5. восстановлен филогенетический ряд человека;
6. общие с приматами болезни;
7. рудименты;
8. сходство в строении ДНК шимпанзе и человека;
9. общий план строения организма;
10. взаимозаменимость белков обезьян и человека.

Признаки систематического положения человека

- Охарактеризуйте систематическое положение человека в живом мире – индивидуально на доске учащийся записывает принадлежность современного человека к систематическим категориям.

Систематическое положения человека

- Докажите принадлежность человека к данным систематическим категориям: распределите признаки по группам.

Задачи:

  • Продолжить формирование у учащихся знаний о признаках сходства и различиях между человеком и животными, об этапах антропогенеза и роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза.
  • Углубить знания учащихся о единстве рас и реакционной сущности расизма.
  • Продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.
  • Способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопросов, требующих развернутого и связанного ответа.
  • Продолжить развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению проблем антропогенеза и коммуникативных способностей учащихся.
  • Создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира.
  • Способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду.

Демонстрационное оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint,

Методические приемы: беседа, рассказ, демонстрация.

Тип урока: семинар – развернутое собеседование.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК), проектор, экран.

Учебник: Общая биология:.10-11 классы/.А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 368 с.:ил.

План урока:

I. Вводное слово учителя.

V. Домашнее задание.

На изучение темы отведено 4 урока. Семинар организован с целью самостоятельного изучения нового материала. На первом уроке учащиеся получают вопросы для подготовки к семинару. Вопросы семинара едины для всех учащихся. Некоторые ученики получают индивидуальные задания, требующие более углубленного раскрытия изучаемой темы. На втором уроке проводится консультация для учащихся. На третьем уроке проводится семинар. В процессе его проведения групповая работа не организуется, весь класс участвует в обсуждении и рецензировании вопросов.

В презентацию включены не только вопросы, но и ответы что позволит учащимся самостоятельно проанализировать, насколько правильно, они ответили на вопрос. Четвертый урок отводится для контроля знаний по теме.

“Не важно, произошел ли человек от обезьяны, намного важнее, чтобы он туда снова не вернулся.” (Р.Вагнер)

1. Что называют антропологией, антропогенезом?

Антропология - это наука о происхождении человека, возникшая на рубеже XVIII-XIX веков.

Антропогенез – это исторический процесс эволюционного становления человека. (Слайды 3,4)

История взглядов на происхождение человека гораздо древнее самой науки о происхождении человека. Приложение 2

2. Расскажите о вкладе ученых в решение проблемы антропогенеза.

Клавдий Гален (130-200 г. до н.э. ) римский (греческого происхождения) медик, хирург и философ. Гален признавал близость человека к животным, делая этот вывод на основе изучения анатомического строения.

3. Опишите систематическое положение человека.

  • Империя – Клеточные
  • Надцарство – Эукариоты
  • Царство – Животные
  • Подцарство – Многоклеточные
  • Тип – Хордовые
  • Подтип – Позвоночные (Черепные)
  • Класс – Млекопитающие
  • Подкласс – Звери
  • Инфракласс – Высшие звери (Плацентарные)
  • Отряд – Приматы
  • Подотряд – Человекоподобные
  • Надсемейство – Высшие узконосые
  • Семейство –Люди (Гоминиды)
  • Род – Человек (Гомо)
  • Вид – Человек разумный
  • Подвид - Человек разумный разумный

4. Укажите признаки сходства человека и животных.

  • Тип Хордовые - хорда, нервная трубка на спинной стороне зародыша, жаберные щели в глотке.
  • Подтип Позвоночные - развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, сердце на брюшной стороне, пять отделов головного мозга.
  • Класс Млекопитающие - диафрагма, четырехкамерное сердце, сильно развитая кора головного мозга, теплокровность, млечные железы, волосы на поверхности тела, зубы трех видов.
  • Подкласс Плацентарные - развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.
  • Отряд Приматы - конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), наличие ногтей, расположение глаз в одной плоскости (объемное зрение), хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные.
  • Подотряд Человекообразные обезьяны - редукция хвостового отдела позвоночника, большое число извилин на полушариях головного мозга, четыре группы крови, мимическая мускулатура.

5. Укажите признаки отличия человека от животных.

Признаки отличия человека от животных:

  1. прямохождение
  2. позвоночник S - образной формы
  3. сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем
  4. более широкие тазовые кости
  5. мощно развитая мускулатура нижних конечностей
  6. грудная клетка уплощена в передне - заднем направлении
  7. бинокулярное зрение
  8. мозговой отдел преобладает над лицевым
  9. средняя масса мозга 1350-1500г. (горилла, шимпанзе - 460-600г)
  10. сознание, мышление, речь

6. Приведите доказательства происхождения человека от животных.

Эмбриологические доказательства эволюции человека:

  1. Основные стадии развития характерные для позвоночных (дробление, бластула, гаструла)
  2. Хорда, нервная трубка, жаберные щели, хвост (конец 1 мес.)
  3. Двухкамерное сердце, один круг кровообращения
  4. Мягкая шерсть на всем теле (5 мес.)

Сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека:

Рудименты - органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли (волосы на теле, третье веко, копчик, мышца, двигающая ушную раковину, аппендикс и слепая кишка, зубы мудрости).

Атавизмы – признаки, появляющиеся у отдельных организмов данного вида, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Палеонтологические доказательства эволюции человека:

  1. Ископаемые остатки и отпечатки (окаменелости) древних организмов показывают, как шло их историческое развитие (эволюция).
  2. Филогенетические ряды – это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции.

7. Перечислите движущие силы антропогенеза.

Движущие силы антропогенеза:

  • Биологические: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, мутации, дрейф генов, изоляция.
  • Социальные: трудовая деятельность, общественный образ жизни, групповое сотрудничество, изготовление орудий труда, речь, мышление.

8. Как оценивал роль труда в процессе становления человека Фридрих Энгельс?

  1. Труд - источник всякого богатства, утверждают политэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.
  2. Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, - только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини.
  3. Но рука не была чем-то самодовлеющим. Она была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила, и шло на пользу в двояком отношении.

9. Как выглядит родословное древо человека?

10. Расскажите об основных стадиях в эволюции человека.

11. Что такое раса?

Раса - это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а так же обычаями и традициями.

12. Сколько рас выделяют современные ученые?

В настоящее время большинство ученых выделяют три большие расы и несколько десятков малых. Большие расы – экваториальная (австрало-негроидная), евразийская (европеоидная), и азиатско-американская (монголоидная).

13. Что называют расогенезом?

Расогенез – это процесс возникновения и становления человеческих рас.

14. Чем можно объяснить формирование физических признаков, характеризующих различные расы?

Наибольшее значение, особенно на ранних стадиях формирования рас, играл естественный отбор. Он способствовал сохранению и распространению в популяциях адаптивных признаков, повышающих жизнеспособность особей в определенных условиях.

Примеры: светлая кожа способствует более глубокому прохождению солнечного света в ткани человека, стимулируя синтез витамина D в условиях недостатка солнечной радиации; выступающий нос у европеоидов удлиняет носоглоточный путь, что способствует нагреванию холодного воздуха и защищает от переохлаждения гортань и легкие; широкий и плоский нос у негроидов способствует большей теплоотдаче; узкий разрез глаза защищает глаза от резких ветров, песка и пыли; густые волосы, брови, ресницы, борода и усы защищают лицо от дождя и холода; темная кожа и курчавые волосы защищают от солнечных ожогов и перегрева.

15. Чем отличаются представители разных рас?

16.Что такое расизм?

Расизм – это антинаучная идеология о неравенстве человеческих рас.

Расизм зародился еще в рабовладельческом обществе, но основные расистские теории были сформулированы в XIX веке. В них обосновывались преимущества одних рас над другими, белых над черными.

В США вплоть до XX века расисты пропагандировали превосходство белых над черными и недопустимость межрасовых браков.
Расизм никак не связан с наукой и призван оправдать чисто политические и идеологические догмы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

План – конспект урока биологии

в 11 классе

АНТРОПОГЕНЕЗ

Учитель: Максимова

Надежда Петровна

Почетный работник ОО РФ

Заслуженный учитель Республики Калмыкия

г. Элиста, 2017

Эпиграф.

Цель урока: Систематизация, закрепление и совершенствование знаний.

Задачи урока:

Обучающая. Формирование научного мировоззрения

- обобщение и конкретизация знаний об этапах происхождения человека;

- усвоение учащимися черт сходства и различия между человеком и человекообразными обезьянами.

Развивающая. Развитие интеллекта, мышления, познавательных умений, воли и самостоятельности, устанавливать общие признаки и делать выводы.

Воспитывающая. Формирование:

- мотивации необходимости труда;

- воспитание гуманности и человечности в своих поступках.

Тип урока. Комбинированный урок.

Развитие взглядов на происхождение человека;

Систематическое положение человека в органическом мире;

Доказательства происхождения человека от животных;

Сходство и отличия человека и человекообразных обезьян;

Стадии антропогенеза (презентация);

Движущие силы антропогенеза (схема);

А) Программированный диктант;

10. Итоги урока. Домашнее задание.

Организационный момент. Вступление.

Учитель: Цель нашего урока повторить и обобщить полученные знания, привести их в систему.

2. Развитие взглядов на происхождение человека

Предлагаю вспомнить, как развивались взгляды на происхождение человека. (Учащиеся рассказывают о взглядах К.Линнея, Ж..Б.Ламарка, Ч. Дарвина, Ф.Энгельса).

Выводы учащихся: Вопрос происхождения человека всегда интересовал людей. Научное объяснение этой проблемы ученые смогли дать лишь на основе теории эволюции. Таким образом, в основе современных научных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных.

3. Систематическое положение человека в органическом мире.

Учащиеся: объясняют по каким признакам человека относят к той или иной систематической категории (работа с интерактивной доской).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с презентацией в 11 классе. Учебник - Общая биология, 10-11 класс. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Глава 7. Тема урока: "Основные стадии антропогенеза"

Задачи: - продолжить формирование знаний о происхождении человека от животных; - сформировать представления учащихся о далеких предках человека, их - развитии в связи с изменяющимися условиями обитания; - продолжить формирование умения сравнивать и объяснять причины - сходства и различия.

Проблема урока: Как черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков предопределили развитие признаков Человека разумного?

I Актуализация знаний.

Мобилизующий момент: (учащиеся отвечают на вопросы учителя)

- Изучение какого раздела мы начали на прошлом уроке? (Антропогенез).

- Что такое антропогенез? (Исторический процесс эволюционного становления человека).

- А что в биологии понимают под эволюцией? (Необратимое историческое развитие живой природы).

- Человек имеет к этому отношение? (Человек является частью природы, поэтому эволюция характерна и для него).

- Назовите науку, изучающую происхождение человека. (Антропология).

- Скажите, в чем различие взглядов на происхождение человека у Аристотеля и К. Линнея?

- Значит о каком происхождении человека можно говорить, анализируя данную схему? (О животном).

- Тогда назовите признаки животных у зародыша человека. (Жаберные щели, сердце в виде пульсирующей трубки, клоака, развит хвост, большой палец ноги короче других пальцев и расположен под углом, как у обезьяны, мозг состоит из пяти отделов (мозговых пузырей) и напоминает мозг рыбы).

- Еще какие факты говорят о животном происхождении человека? (Наличие рудиментов и атавизмов).

(Учащиеся дают определения и показывают на слайдах примеры).

- А теперь вспомним положение человека в системе органического мира (Учащиеся записывают на доске и объясняют, по каким признакам человека относят к той или иной систематической категории).

Род. Человек (Ноmo)

Вид. Человек разумный (Homo sapiens)

Подвид. Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens)

II Изучение нового материала.

(Учащиеся делают схему в тетради) А сейчас, используя параграф 70 учебника, дайте сравнительную характеристику предков современного человека на разных стадиях развития. (заполняют таблицу). Название стадии Хронологический возраст Места находок Особенности строения Образ жизни, орудия

Люди современного анатомического типа

Ну а теперь сделаем выводы: - Почему древнейших людей отнесли к подроду обезьянолюдей (питекантроп – обезьяночеловек). (Сходство строения головного мозга, рост, отсутствие речи). Какова причина сходства? (Образ жизни).

- Почему кроманьонец более развит в социальном плане, чем неандерталец? Какова причина такого различия? (Образ жизни).

О том, что эволюция человека имеет место можно судить и по изменению в строении черепа. Определите, каковы различия в строении черепа антропоидов? О чем говорит наличие подбородочного выступа у кроманьонца? (Слайд).

Чтобы ответить на проблемный вопрос, заполните таблицу: (Вторую колонку учащиеся заполняют сами)Образ жизни Черты строения и признаки человека разумного

1. Древесный, лазающий, прыгающий с помощью хватательных движений Первый палец в кисти противопоставлен остальным; Развитие плечевого пояса, позволяющего совершать движения в размахом 180?; Грудная клетка широкая и уплощенная в спинно-брюшном направлении.

2. Передвижение в разных направлениях с меняющейся скоростью Высокое развитие двигательных отделов мозга

3. Прыжки на большие расстояния Сближение глазниц в одной плоскости и появление бинокулярного зрения

4. Уменьшение численности потомства, в связи с жизнью на деревьях Тщательный уход за потомством

5. Жизнь в стаде Защита от врагов

Учитель: А теперь можете ответить на поставленную проблему? (Ответы учащихся).

III Закрепление.

Выполнение небольшого тестового задания по новой теме.

IV Домашнее задание: § 70

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА



Дриопитек Рамапитек Человекообразные обезьяны (шимпанзе, орангутанг, горилла) Австралопитек Человек умелый Человек прямоходящий Человек разумный (неандерталец и кроманьонец)

Человекообразные обезьяны (шимпанзе, орангутанг, горилла)

Читайте также: