Аннотация к проектной деятельности в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024








научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе





















Проектная деятельность в начальной школе

Аннотация: На сегодняшний день каждый педагог задает себе вопрос: как научить детей тому, что помогло бы им в дальнейшей жизни. Чтобы стать успешным человеком, ему просто нужно развиваться, уметь достигать поставленных целей и корректировать свои действия если это необходимо. Я, считаю, что именно проектная деятельность помогает достичь всего этого.

Ключевые слова: проектная деятельность, начальная школа, проект, обучающиеся, ФГОС.

На сегодняшний день главной задачей в школы является создание всех необходимых условий для развития ребенка. Среди различных направлений педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность.

Развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно получать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление - это важная идея проектирования.

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого школьного предмета и может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе. Он способствует осуществлению принципа связи обучения и воспитания с жизнью, решает многие педагогические задачи.

Проектирование в начальном звене дает возможность более широко включить все виды деятельности учеников, так как содержит в себе познавательную, игровую и творческую деятельность, охватывая все стороны жизни детей в школе и дома.

По продолжительности проекты могут быть:

  • Мини – проекты, они могут решаться в один урок.
  • Краткосрочные проекты потребуют около 5 уроков. Уроки используются для контроля деятельности обучающихся, так как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовка презентации выполняется вне уроков.
  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение проходит совместно с педагогом.
  • Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Этот вид проекта выполняется во внеурочное время от начала до конца.

Так же проекты можно различать по количественному составу: индивидуальные, парные и групповые проекты.

  • Исследовательский. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, должно быть обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
  • Творческий. Участники проекта берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию.
  • Практико-ориентированный. В этих проектах виден четко обозначенный с самого начала результат работы обучающихся, который может быть использоваться в дальнейшем. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности ребят с распределенными обязанностями и участие каждого в оформлении конечного продукта.
  • Информационный проект. Этот вид проекта, с самого начала направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Результатом работы может являться реферат, доклад и т.д.

Этапы проектной деятельности:

  • Мотивационный. Учитель объясняет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой на весь период проекта. Ученики обсуждают, предлагают свои идеи.
  • Планирующий – подготовительный. Обсуждается тема и цели проекта, формулируются задачи, продумывается план действий, обсуждаются способы совместной деятельности, сначала с помощью учителя, потом самостоятельное выполнение проекта.
  • Информационно – операционный. Ученики собирают материал, работают с различной литературой, непосредственно выполняют проект. Учитель только наблюдает, поддерживает, сам является информационным источником.
  • Рефлексивно – оценочный. Ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

В ряде случаев в проектировании на вид продукта сразу указывает тема проекта. Возможны различные продукты проектной деятельности: выставка, газета, стенд, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, постановка, игра, костюм, коллекция, модель, праздник.

Презентацией учебного проекта может быть: деловая игра, демонстрации видеофильма, игры с залом, инсценировки реального или вымышленного исторического события, отчет исследовательской экспедиции, путешествия, рекламы, соревнование, спектакль, спортивная игра, телепередача, экскурсия.

Памятка начинающему исследователю:

В работе с проектами от учителя требуется не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у учеников интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на в жизни. Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности обучающихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решить учитель, какие – сами ребята, а какие разрешимы только через совместное сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их опыта в работе с проектами.

Проблема в том, чтобы подобрать такие виды продукта проектной деятельности, которые были бы посильны возрасту обучающихся. Так, в начальной школе это может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т.п.

Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться самими детьми.

Проектирование позволяет выявить и развить творческие возможности и способности обучающихся, научить решать новые задачи, выявить деловые ка­чества учеников.

Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, от­ветственность за совместную работу, желание помочь друг другу, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Хорошая проведённая работа в начальной школе, поможет обучающимся не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье особенности формирования проектной деятельности младших школьников, а так же выделяются умения необходимые младшим школьникам для реализации проектной деятельности.

Ключевые слова: младший школьный возраст, проектная деятельность, проектные умения и навыки, коммуникативные умения, исследовательские умения.

Современной российской системе образования необходимы новые образовательные технологии, способствующие формированию у учащихся активной жизненной позиции и поддерживающие связь обучения учеников с их жизнью. Сейчас одной из основных задач каждого учителя является не только передача существующих знаний, но и обучение способам организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию учебного времени учащимися, формированию умений переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации.

По мнению А.А. Вербицкого основная задача современной школы заключается не только в обеспечении высокого уровня образования учащихся, но и во всестороннем развитии их мышления, умений самостоятельно получать знания. Проектная деятельность при этом дает учителю и ученикам самые широкие возможности. Исключительной особенностью проектной деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности[2].

Главное предназначение проектной деятельности, прежде всего, заключается в формировании у учащихся познавательного интереса к проведению работ исследовательского характера, умения самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.

При организации проектной деятельности с детьми разных возрастов, начиная от младших школьников и заканчивая старшеклассниками, необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей, на которых она направлена.

Во время учебной деятельности у младших школьников происходит развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира, а именно, ощущений и восприятий. Младший школьный возраст определяется остротой и свежестью восприятия, созерцательной любознательностью. Младший школьник отличается живым любопытством, с которым беспрерывно познает окружающую среду, с каждым днём раскрывающая перед ним всё новые и новые стороны.

Младший школьный возраст – это период достаточно заметного формирования личности, для которого характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Проектная деятельность с детьми младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей. Отечественный педагог М.В. Хохлова утверждает, что проектная деятельность с младшими школьниками является, прежде всего, совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельностью учащихся, у которой есть общая цель, согласованные методы, способы деятельности [1].

М.А. Ступницкая подчеркивает, что главное отличие учебной проектной деятельности от научной, заключающееся в том, что в результате её школьники не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развивают в себе способности к исследовательскому типу мышления, а также у них активизируется личностная позиция учащегося [6].

Отечественные ученые Н.В. Иванова и Г.Н. Марунина сходятся во мнении, что для выполнения младшими школьниками учебных и внеучебных проектов им необходим определённый первоначальный багаж знаний, умений и навыков в сфере различных предметов. Этими учеными были выделены группы умений и навыков, необходимых младшим школьникам для реализации ими проектной деятельности.

Первую группу умений готовности к проектной деятельности младших школьников составляют следующие коммуникативные умения:

- умение слушать, получать информацию (не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать любого отвечающего, говорящего на уроке: учителя, одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением);

- умение инициировать общение, обмениваться информацией, выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом к учителю, консультанту для уточнения сведений или способов действий;

- умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость, силу голоса в зависимости от ситуации: чтобы все слышали, при выступлении перед классом и чтобы не мешать другим при групповой работе);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его объяснять и доказывать);

- умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Эти коммуникативные умения необходимо формировать у младших школьников с первых дней обучения, так как именно от их развития или не развития зависит успешность адаптации учащихся к школьному режиму.

Вторая группа умений, которые должны быть сформированы для реализации любого проекта – это специальные проектные умения:

- умение прогнозировать, представлять продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?);

- умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает? Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);

- умение составлять план своей работы и следовать ему;

- умение искать необходимую информацию в различных источниках;

- умение предъявлять процесс выполненной работы и ее результат [5].

Необходимо понимать, что каждое из перечисленных проектных умений следует формировать по отдельности в процессе решения различных учебных задач. Существует множество приемов по формированию этих проектных умений, которые органично вписываются в учебный процесс и могут применяться на уроках по разным дисциплинам. Необходимо назвать некоторые из них:

Данные проектные умения можно сформировать только при условии постепенного повышения степени детской самостоятельности. Нужно отметить тот факт, что даже если названные проектные умения сформированы у младших школьников на самом элементарном уровне, то в будущем они будут постоянно совершенствоваться и развиваться в процессе дальнейшей проектной деятельности учащихся[47].

Отечественным педагогом Е.Н. Землянской были разработаны следующие практические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников:

  1. учитывать психофизиологические особенности младших школьников. Организуя проектную деятельность, учитель должен предложить учащимся самостоятельно выбрать проблемный вопрос. В случае возникновения сложностей у школьников, учитель может сам предложить тему проекта или просто помочь своим подопечным во время ее формулирования.
  2. постепенно увеличивать продолжительность работы над проектом: от краткосрочных недолговременных проектов – к проектам средней продолжительности и долговременным, что связано с первоначальными трудностями учащихся начальной школы в планировании собственной деятельности на большие временные промежутки и ее самоконтроле;
  3. способствовать максимальной детской самостоятельности при выполнении и презентации проектов: от проектов с максимально возможной в рамках метода поддержкой и участием со стороны педагога и родителей – к проектам с минимальной помощью взрослых;
  4. увеличить сферу коммуникаций учащихся с одноклассниками в процессе проектной деятельности: от минигрупповых и индивидуальных проектов – к групповым и общеклассным, что обосновано постепенным усвоением младшими школьниками необходимых для продуктивного взаимодействия друг с другом коммуникативных умений и навыков;
  5. Создавать группу не более 5-8 человек. В процессе проектной деятельности класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из проблемных вопросов проекта, в дальнейшем с последующим анализом выполненной работы;
  6. постепенно проводить проекты, требующие для своего осуществления интеграции знаний, умений и навыков, усвоенных в процессе изучения различных учебных предметов: от монодисциплинарных или однопредметных проектов – к межпредметным мультипроектам;
  7. учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Такие школьные предметы, как родной язык, литературное чтение, математика обладают низкой эффективностью реализации проектной деятельности. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешной реализации проектной деятельности младших школьников учителю необходимо, прежде всего, сформировать у детей вышеуказанные умения и навыки, определяющие их готовность к проектной деятельности в ее простейших модификациях на второй ступени начального звена (в третьих и четвертых классах). Также необходимо помнить, что младшие школьники по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Выбранная проблема исследования должна быть актуальна и интересна, в первую очередь, для ребенка.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Проектная деятельность в начальной школе

Аннотация
В статье представлен опыт работы с
обучающимися начальной школы по методу учебных проектов.

  1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
  2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
  • Познакомить детей с Красной книгой.
  • Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Научить находить и выделять нужную информацию их из разных источников.
  • Найти информацию о редких исчезающих животных в мире, используя различные источники.
  • Обработать полученные результаты.
  • Распределить животных по страницам разных цветов
  • Создать Красную книгу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Открывает возможности формирования жизненного опыта.
  2. Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
  3. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
  4. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
  5. Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.


В настоящее время формирование метапредметных умений, навыков и способов деятельности является приоритетной целью начального общего образования. Поэтому все более актуальным становится использование в обучении младших школьников методов, направленных на развитие умений самостоятельно добывать новые знания. Одним из таких методов является метод проектов. Всякий ребёнок рождается исследователем. Любознательность — важнейшая черта детского поведения.Именно это стремление к познанию мира через исследование создаёт условия для организации проектной деятельности. Проект для учащегося — это деятельность, которая позволяет учащемуся проявить себя, приложить свои знания и умения, показать публично достигнутый результат.

Метод проектов включает следующие этапы:

– выбор темы проекта;

– постановка целей и задач;

– планирование проектной деятельности;

– оценка и самооценка проекта;

В начальной школе можно выделить следующие виды проектов:

– по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, игровые, творческие;

– по месту проведения: урочные, внеурочные;

– по продолжительности: краткосрочные (1–3 урока), средней продолжительности (1–2 месяца), долгосрочные (до одного года);

– по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (затрагивающие 2–3 предмета), свободные (выходят за рамки школьного обучения).

Результатом работы над проектом может быть доклад, альбом, видеофильм, макет, модель, игра, сценарий, компьютерная презентация, стенд, диафильм, афиша, рисунки, набор, экскурсия, викторина, интервью, реклама, выставка и др.

Темы проектов можно условно распределить на группы:

При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста. Темы детских проектных работ должны быть понятны и интересны детям. Приведу примеры тем проектов по окружающему миру, которые можно использовать в различных образовательных программах.

Этапы работы над проектом:

На этом этапе учитель пробуждает у учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта, выделяет цель и задачи проекта, формулирует способы решения проблемы проекта. Если проект групповой работы, то необходимо определить цель и задачи каждой группы, определить роль каждого члена группы.

На этом этапе учитель занимает позицию наблюдателя. При работе над проектом необходимо учесть, что дети младшего школьного возраста не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых. Поэтому очень важно привлечь родителей к сотрудничеству.

Этот этап необходим для анализа проделанной работы, для демонстрации результатов. Представляя проект своей деятельности, дети рассказывают о своих идеях, о ходе работы над проектом, о трудностях, которые им удалось преодолеть.

– расширить знания об окружающем мире (условия жизни зимующих птиц, среда их обитания, питание);

– познакомиться с различными видами кормушек;

– применить знания, полученные в урочное и внеурочное время по теме проекта, на практике.

– обобщить и систематизировать опыт работы по организации проектной деятельности младших школьников;

– использовать новые формы работы в организации внеурочной деятельности младших школьников;

– создать условия и формировать у учащихся познавательный интерес и бережное отношение к природе;

– привлечь к участию в проекте родителей обучающихся;

– использовать разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта;

– изготовить кормушки для зимующих птиц;

– представить в удобной для обучающихся форме отчет о ходе выполнения проекта: фотоальбом, презентация и т. д.;

– подготовка и защита мини-проектов в рамках классного конкурса проектов.

Что нам даёт проектная деятельность? Работа над проектом интересна и увлекательна для детей. Ребята глубже усваивают учебный материал и учатся применять полученные знания. Умение добывать и использовать полученную информацию развивает у младших школьников навыки самообразования. Практика публичного выступления снимает у ребёнка психологическое напряжение. Навыки работы в парах и группах развивают у детей коммуникабельность, учат их продуктивно решать проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнавать себя и своих одноклассников.

  1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 152с.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, проектная деятельность, окружающий мир, тип проекта, внеурочная деятельность, внеурочное время, задача проекта, метод проектов, младший школьный возраст, паспорт проекта.

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное.

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Организация проектной деятельности по биологии во.

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в школьную практику, в том числе и в практику начальной школы, с конца 90-х гг. XX в. в связи с модернизацией школьного образования.

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

проектная деятельность, метод проектов, проект, учащийся, начальная школа, ребенок, проектная деятельность учащихся, проектная группа

– использовать новые формы работы в организации внеурочной деятельности младших школьников; Задачи проекта.

Проектная деятельность младших школьников

проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная деятельность, творческий продукт, собственная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, поисковая работа, начальное.

Некоторые аспекты внедрения проектного метода.

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий.

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале. проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Метод проектов как средство развития исследовательской.

Метод проектов является хорошей возможностью связать урочную и внеурочную деятельность младших школьников в единое целое. На проведение работы над проектом может быть отведено определенное время, например.

Читайте также: