Анкетирование икт как инструмент современного педагога доу
Обновлено: 03.07.2024
Цель анкетирования: изучить затруднения педагогов ГКДОУ, возникающие в процессе практической деятельности в условиях введения ФГОС; сформировать систему методической поддержки в контексте ориентации на выявление и устранение индивидуальных и типичных профессиональных затруднений.
В анкетировании приняли участие 24 педагога, в том числе воспитатели групп, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель.
да; 42%
нет. 58%
да; 100%
нет.
да; 96% (1 чел не ответил)
нет. 0%
да; 96% (1 чел не ответил)
нет. 0%
да; 88%
нет. 12%
да; 96% (1 чел не ответил)
нет. 0%
да; 92%
нет. 8%
да; 100%
нет.
да; 100%
нет.
да; 96%
нет. 4% (1чел)
да; 24%
нет. 76%
да; 79% (1 чел не ответил)
нет. 4%
да; 67% (2 чел не ответили)
нет. 25%
да; 79% (1 чел не ответил)
нет. 16%
да; 88%
нет. 12%
да; 25%
нет. 75%
да; 29%
нет. 71%
да; 67% (1 чел не ответил)
нет. 29%
да; 92% (1 чел не ответил)
нет. 4%
да; 88%
нет. 12%
Вывод:
Результаты анкетирования выявили, что использование ИКТ в повседневной практике педагогов ГКДОУ д/с № …………… находится на высоком уровне.
Особое внимание необходимо уделять работе педагогов с программами для работы с видео, звуком и графикой, привлечению педагогов к работе на форумах, конференциях в Интернете, использованию в своей работе обучающих игр, созданию опыта компьютерного моделирования.
Необходимо чаще использовать в своей практике программу для создания презентаций, обучающие программы, использовать ИКТ в реализации проектов и проводить мероприятия с применением ИКТ.
Заполните, пожалуйста, данную Анкету с целью определения направления развития информационной службы детского сада и оказания методической помощи по освоению новых информационных технологий. Убедительная просьба быть предельно откровенными при оценивании своих умений. Достоверная информация поможет правильно и эффективно организовать работу по данному направлению.
Дата заполнения анкеты___
1. Владеете ли Вы компьютером (да, нет? (здесь и далее нужное подчеркнуть)
2. Обучались ли Вы на курсах ПК, если да то когда ___
3. Оцените по 5х балльной шкале свой уровень владения компьютером: 1-не владею, 2 – с посторонней помощью; 3 – удовлетворительно; 4 – хорошо; 5 – в совершенстве; 6-владею и могу научить других
4. Как часто для своей профессиональной деятельности Вы работаете за компьютером: ежедневно; 1 раз в неделю; 1-2 раза в месяц; реже 1 раза в месяц; не использую в работе
5. В каких из предложенных вариантов Вы используете ИКТ (может быть несколько вариантов ответа) :
-при подготовке к образовательной деятельности;
-во время образовательной деятельности;
-при оформлении развивающей среды группы и детского сада (изготовлении буклетов, коллажей, поздравительных открыток, грамот, пригласительных и т. п.)
-при проведении открытых мероприятий (с детьми и педагогами);
-размещение своих разработок или результатов мероприятий (проведенных Вами) в информационной среде (сайты педагогических сообществ)
- разработка дидактических материалов на компьютере (презентаций, раздаточного материала и т. п.)
6. Оцените своей уровень владения компьютерными технологиями:
6.1. Работа с файлами и каталогами в среде одной из операционных систем (в том числе работа с копированием, удалением, переноса файлов из одной папки в другую)
не умею; нет необходимости в работе; все что умею - мне достаточно; умею и могу научить других; есть необходимость получить дополнительную информацию
6.2. Работа в текстовом редакторе (MS Word, Microsoft Publisher) набор текста, редактирование и форматирование
не умею; нет необходимости в работе; все что умею - мне достаточно; умею и могу научить других; есть необходимость получить дополнительную информацию
6.3. Создание презентаций (Microsoft Power Point)
не умею; нет необходимости в работе; все что умею - мне достаточно; умею и могу научить других; есть необходимость получить дополнительную информацию
6.4. Работа с электронными таблицами (MS Excel) в т. ч. внесение данных в электронные таблицы
не умею; нет необходимости в работе; все что умею - мне достаточно; умею и могу научить других; есть необходимость получить дополнительную информацию
6.5. Обработка графического изображения (Adobe Photoshop, Paint, ABBYY FineRiader)
(изменение качества картинок/ фотографий в т. ч. для дальнейшего размещения в дистанционных пространствах; обрезка, настройка цвета и т. п. ; сохранение различным форматом)
не умею; нет необходимости в работе; все что умею - мне достаточно; умею и могу научить других; есть необходимость получить дополнительную информацию
6.6. Работа с видеофайлами. Работа со звуком (Nero StartSmart, Windows Movie Maker, CyberLink PowerDirector Express)
не умею; нет необходимости в работе; все что умею - мне достаточно; умею и могу научить других; есть необходимость получить дополнительную информацию
-у меня нет необходимости в работе
- умею и могу научить других
-у меня есть необходимость получить дополнительную информацию по работе в Интернет
-публикации в Интернет-конкурсах
-при подготовке к образовательной деятельности, выступлениям и т. п.
-при оформлении РППС
Какие образовательные сайты Вы часто используете в работе?
На каких сайтах публикуетесь, участвуете в конкурсах?
-у меня есть эл. ящик, активно пользуюсь
-не умею пользоваться
- у меня нет необходимости в работе
-готова получать информацию по эл. почте
6.9. Оцените свою готовность к работе с интерактивными средствами (доски)
-Я полностью готова работать с Интерактивной доской. У меня есть готовые программные средства: электронные тренажеры, тесты, необходимые Интернет-сайты
-Пока ничего не знаю о программах, с которыми надо работать на этой доске, готова научиться
-Нет необходимости в интерактивных средствах
-не достаточно владею ИКТ
-не знаю к кому обратиться за помощью
-не достаточно сформирована материально –техническая база ДОУ
-не хватает рабочего времени
-нет необходимости использовать ИКТ в своей работе, предпочитаю традиционные методы и формы работы
-необходим в соответствии с требованиями законодательства РФ
-активная форма взаимодействия с родителями и другими ОО
-возможность презентации профессиональной деятельности педагогов, обмен опытом
8. Ваши пожелания по созданию условий в ДОУ для использования ИКТ
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для педагогов Такой вариант анкеты мы разработали для учителей начальных классов Анкета для учителей начальной школы 1. Есть ли в вашем классе леворукие.
Анкета для педагогов по ИКТ — компетентности Анкета для определения степени использования ИКТ Уважаемый коллега! Для определения степени использования информационно – коммуникационных.
Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов. Тема: Повышение экологической компетенции педагогов. Програмное содержание: Расширять и систематизировать экологические знания педагогов.
Сравнительные результаты мониторинга уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям детьми В рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования был проведен мониторинг образовательного процесса через раскрытие.
Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных организациях зависит от качества применяемых педагогических программных средств, от умения рационального и умелого их использования в образовательном процессе. Информационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ, а также как сотрудничество с родителями, общественностью, как популяризация деятельности детского сада.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Компьютерные технологии входят в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ вызывает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Актуальность использования информационных технологий как средства обучения и воспитания в современном дошкольном образовании, диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов и сетевых технологий.
В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно - образовательном процессе.
Педагог должен уметь:
1. Создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д).
2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе.
3. Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете.
4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций:
а) создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д) Это значит – уметь пользоваться программой Майкрософт Офис, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint,Microsoft Office Excel
б) активно использовать информационные технологии в образовательном процессе. Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете.
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
При использовании ИКТ не важен стаж работы педагога и образование, а важно желание и стремление освоения данных технологий.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; - формировать информационную культуру у детей;
- активизировать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе; активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
- ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы;
- ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например, видео - мастер - классы, вебинары и др.;
- значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;
- меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятию;
- с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития, используются электронные учебники, статьи;
- в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты;
- общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.
ИКТ - это, прежде всего:
* преобразование предметно-развивающей среды;
*создание новых средств развития детей;
*использование новой наглядности;
*дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;
*разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы);
* в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода;
*поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.
Применение ИКТ:
1). Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.
2). Подбор дополнительного познавательного материала.
3). Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4). Оформление групповой документации, отчѐтов.
5). Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
6). При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
7). Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию способностей, активизации умственной деятельности у дошкольников.
Сегодня ИКТ позволяет:
1). Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
2). В доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
3). Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
4). Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
5). Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с использованием ИКТ становятся намного ярче и динамичнее.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занимательную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
В ходе игровой деятельности, с использованием компьютерных средств у детей развивается: мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
1). Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
2). Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
3). Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
4). Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
5). Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
6). Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
7). Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
8). Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
9). В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
10). Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
11). Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
12). Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
Из этого следует, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.
Использование средств информационных технологий позволит сделать воспитательно-образовательный процесс детей в детском саду достаточно простым и эффективным.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Совместная организованная деятельность педагога с детьми должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуков и видеозаписей.
Это всё может обеспечить компьютерная техника и её мультимедийные возможности.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Читайте также: