Анализ здоровьесберегающей среды в доу
Обновлено: 02.07.2024
Характеристика понятия и сущности здоровьесберегающей среды. Комплексные оздоровительно-профилактические мероприятия в дошкольных образовательных учреждениях. Рекомендации на период повышенной заболеваемости гриппа и острых респираторных заболеваний.
Рубрика | Педагогика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.03.2016 |
Размер файла | 177,3 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство общего и профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Домашняя контрольная работа
по МДК. 01.01.Медико-биологические и социальные основы здоровья
специальность 44.02.04. Специальное дошкольное образование
Выполнил студент:
Преподаватель:
Содержание
1. Здоровьесберегающая среда, понятие и сущность
2. Комплексные оздоровительно-профилактические мероприятия в ДОУ
3. Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
Введение
Объект исследования - здоровьесберегающая среда.
Изучение здоровьесберегающей среды, как фактора социализации, не теряет своей актуальности. Процесс социализации будет протекать успешно только если личность будет физически, социально и психически здорова. Здоровье человека - тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в ХХI в. она становится первостепенной. Проблемы укрепления здоровья и долголетия волновали выдающихся деятелей науки и культуры всех народов во все времена. Извечен был вопрос, как человеку преодолеть все неблагоприятные влияния окружающей среды на организм и сохранить хорошее здоровье, быть физически крепким, сильным и выносливым, чтобы прожить долгую и творчески активную жизнь.
Цель работы - выявить основные пути и направления деятельности воспитательной работы по организации здоровьесберегающей среды
здоровьесберегающий образовательный профилактический заболеваемость
1. Здоровьесберегающая среда, понятие и сущность
Здоровьесберегающая среда - это благоприятная среда обитания и деятельности человека, а также окружающие его общественные, материальные и духовные условия, оказывающие положительное влияние на его здоровье. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации.
К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести:
-- экологию и гигиену;
-- рациональный режим жизни, труда и отдыха;
-- современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.
Внедряя здоровьесберегающие технологии, мы ориентируемся на грамотно построенную деятельность педагога при организации эмоционально-комфортного режима детей в условиях детского сада, так как от этого зависит сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.
2. Комплексные оздоровительно-профилактические мероприятия в ДОУ
? Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
? Охрана и укрепление здоровья детей.
? Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
? Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
? Воспитание потребности в здоровом образе жизни
? Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия). Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в детском саду строится по нескольким направлениям:
? Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
? Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
? Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинскими работниками
? Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
3. Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому, необходимо соблюдать:
? Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
? Рациональную неперегревающую одежду детей
? Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
? Закаливание носоглотки чесночным раствором
Комплекс оздоровительных мероприятий
Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
ь Утренняя гимнастика - 8.10
ь Точечный массаж в игровой форме
ь Постепенное обучение полосканию рта
ь Прогулка: дневная 10.00 - 11.10; вечерняя 17.30 - 18.30
ь Оптимальный двигательный режим
ь Перед прогулкой полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным настоем
ь Фитонциды (лук, чеснок)
ь Луковый напиток во время обеда
ь Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
ь Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопии.
Внедряя здоровьесберегающие технологии, мы ориентируемся на грамотно построенную деятельность педагога при организации эмоционально-комфортного режима детей в условиях детского сада, так как от этого зависит сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.
Я считаю, что проведение комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий в дошкольном образовательном учреждении необходим в наше время. Как и медицинский работник, педагог обязан создавать для детей в детском саду окружающую среду, способствующую укреплению иммунитета воспитанников, крепкому физическому и психологическому состоянию здоровья.
Список литературы
1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ -- М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Каменская В.Г., Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. -- СПб.: Книжный дом, 2008
3. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа, 2005.
4. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях // Методист. -- 2007
Подобные документы
Особенности государственной политики РФ о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях. Основные типы образовательных учреждений. Направления совершенствования системы воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.
дипломная работа [62,1 K], добавлен 20.04.2012
Проблемы краеведческой работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в исследованиях отечественных ученых. Анализ программ и учебно-методических пособий. Понятие, цели, задачи, место и роль краеведения в ДОУ. Формы и методы краеведческой работы.
курсовая работа [72,7 K], добавлен 23.01.2013
Основные фазы организационной работы дошкольных учреждений. Педагогический коллектив и его состав. Государственная система подготовки кадров дошкольных работников. Отделение срочного социального обслуживания (ССО). Задачи, стоящие перед отделением ССО.
контрольная работа [42,7 K], добавлен 18.02.2010
Государственные образовательные стандарты. Система показателей статистики дошкольного образования. Графическое отражение изменения числа детских садов в Брянской области. Анализ динамики обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях.
курсовая работа [120,4 K], добавлен 04.01.2015
Исследование и характеристика процесса обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий. Определение сущности здоровьесберегающей педагогики, как педагогической системы, основанной на разумном приоритете ценности здоровья.
Во время проверки были проанализированы следующие вопросы :
1. Организация предметно-развивающей среды.
2. Наличие здоровьесберегающих технологий в календарных планах.
3. Посещение занятий и утренней гимнастики и занятий.
4. Готовность педагогов к использованию новых здоровьесберегающих технологий в развитии дошкольников.
5. Анализ наглядной информации для родителей в группе
Формы и методы исследования:
1. Анализ предметно-развивающей среды в группах для развития двигательной активности детей
2. Готовность педагогов к использованию новых здоровьесберегающих технологий в развитии дошкольников.
3. Наблюдение педпроцесса.
4. Работа с родителями (оформление наглядной агитации, наличие памяток и новых методов информирования родителей по данной теме)
Воспитатель Т. А. Лапаева, в нем широко представлены атрибуты для оздоровления детей, сделанные совместно с родителями. Воспитатель совместно с родителями проявил творчество в изготовлении мягких модулей для пополнения физкультурного уголка.
Во всех группах ДОУ имеется большое количество массажёров для оздоровления детей, махровые варежки для закаливания, разные ребристые палочки для массажа рук и стоп ног. Воспитатель старшей группы Е. В. Бузорина подобрала разнообразный нестандартный материал (бревнышки,
Во всех группах созданы условия для гигиенических процедур. Полотенца содержатся в порядке, согласно маркировке и списку детей. Мебель и постельные принадлежности также промаркированы.
Проблему здоровьесберегающей деятельности в ДОУ невозможно отделить от организации оздоровительной работы с детьми в течение дня, поэтому
Во всех группах проводится оздоровительная гимнастика после сна,
повышает защитные слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Приемы точечного массажа очень эффективно для профилактики простудных заболеваний.
Дыхательная и звуковая гимнастика другие. Вся проделанная работа позволила повысить результат оздоровительной работы в ДОУ.
В детском саду создана благоприятная предметно – развивающая среда, которая осуществляет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую, с учетом структуры двигательного режима для всех групп.
Анализ занятий в разных возрастных группах показал, что всеми педагогами ДОУ в соответствии с сеткой образовательной деятельности проводятся физкультурные занятия на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи, нагрузка на спортивно – оздоровительных занятиях соответствует возрастной норме воспитанников, занятия сопровождаются музыкальным сопровождением, упражнения и задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме. В спортивном зале проводится регулярное проветривание, в соответствии с утвержденным графиком проветривания. Эмоциональный фон занятий положительный, практически все воспитатели владеют знаниями возрастной психологии воспитанников дошкольных групп, применяет личностно – ориентированный подход к воспитанникам. На занятии чаще всего использует просьбу, одобрение, похвалу, подбадривает воспитанников. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно окрашены. У воспитателей Ю. А. Лазаревой, Т. И. Кравченко, О. А. Лепехиной, в ходе занятий четко прослеживаются этапы: разминка, периоды большой и малой активности. Воспитатель Е. В. Бузорина, И. В. Михайлюк при выполнении ОРУ по физической культуре соблюдают и напоминают детям в ходе занятия о технике безопасности.
На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии. Документация по календарным планам воспитателей ведется аккуратно. Планирование осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ М. А. Вераксы, соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей.
Отрадно отметить, что педагоги не забывают планировать работу по пополнению развивающей среды, что является значимым фактором работы с детьми.
Работа с детьми по здоровьесбережению воспитателями ДОУ ведется постоянно, поэтому все воспитатели подбирают и накапливают систематизируют, а также разрабатывают новые формы по сохранению и укреплению здоровья детей. Каждый воспитатель изучает и подбирает
Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. Сада. – М. : Просвещение, 1986.
Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников : Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2002.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упр Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – (Вместе с детьми).
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006 г.
Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – (Вместе с детьми).
Воспитатель средней группы Ю. А. Лазарева подобрала богатый материал
по оздоровлению детей – эвритмическая гимнастика, игровая гимнастика.
Практически во всех группах ДОУ спланирована и ведется в системе наглядно-просветительская работа с родителями как с социальными
Анализ анкет показал, что в основном родители понимают всю важность физических упражнений в укреплении здоровья детей, но в большинстве случаев откладывают эту работу с детьми на потом. “Вот подрастет немного и будем учить”. Многие не осознают того, что потом может быть поздно! Большой процент родителей не считает нужным заниматься с детьми физическими упражнениями дома, занимаются в саду и достаточно.
При подготовке к педсовету были проведены исследования педагогов ДОУ к готовности и использованию новых здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми.
Были получены результаты:
40% - высокий уровень – (4 человека)
40% - средний уровень - (3 человека)
20% - низкий уровень - (2 человека)
Анализ показал, что коллектив обладает высоким творческим потенциалом, педагоги грамотно строят воспитательно-образовательную оздоровительную работу всего дня, поэтому можно сделать вывод, что практически все педагоги ДОУ готовы к использованию новых здоровьесберегающих технологий в развитии дошкольников, могут дать детям не только новые знания и умения, но и создать предметно - развивающую среду согласно требованиям программы.
По результатам проверки можно сделать вывод, сто педагоги ДОУ уделяют большое внимание оздоровительной работе с детьми, данная работа ведется в системе и планомерно.
1 Всем педагогам ДОУ продолжить работу с детьми по внедрению
здоровьесберегающих технологий (срок -постоянно)
2 Всем воспитателям продолжать пополнять уголки ФИЗО
нестандартным оборудованием (срок - постоянно)
3 Всем воспитателям продолжать внедрять в работу с детьми
нетрадиционные методы оздоровления (срок – постоянно)
1. Педагогам всех групп скорректировать план работы с родителями,
включив в него наглядную информацию и физкультурные
мероприятия с участием родителей. ( Ответственный: воспитатели)
2. Педагогам всех групп максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности. Ответственный: воспитатели (Срок – постоянно)
3. Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных проведений подвижных игр, физических упражнений
Ответственный: воспитатели (Срок – постоянно)
4. Музыкальному руководителю включить в план работы проведение развлечений по формированию здорового образа жизни, воспитателям проводить с детьми беседы, занятия о пользе физических упражнений.
Ответственный: воспитатели (Срок- постоянно)
5. Пополнить спортивный зал оборудованием для проведения физкультурных занятий в соответствии с программой.
Ответственный: заведующий, ст. воспитатель, воспитатели ДОУ.
(Срок - в течение года)
Адаптационные технологии. Аналитическая справка Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Наблюдая за детьми, с уверенностью могу сказать, что процесс.
Аналитическая справка о работе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников ФИО педагога работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие дети, амблиопия, косоглазие). Педагог внедряет в воспитательный.
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) по степени удовлетворенности качеством образовательных.
Аналитическая справка по результатам диагностики коррекционной группы ПМПК в МБДОУ №207 В коррекционной группе в феврале 2014года была проведена диагностика уровня развития речи детей. По итогам диагностики было.
Справка для аттестации на первую квалификационную категорию. Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия [h3] Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия. [/h3] Дана Романишко Татьяне Леонидовне, воспитателю МБДОУ –детского сада.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Оценка здоровьесберегающей среды ДОО.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Поэтому возникает необходимость создания эффективной здоровьесберегающей системы в детском саду, так как период дошкольного детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. В целях укрепления здоровья воспитанников в ДОУ коллективом учреждения было принято решение о создании необходимых условий для физического развития детей. Целью деятельности дошкольного учреждения является создание здоровьесберегающей среды в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья детей.
1.Создание предметно-развивающей среды.
2. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
3. Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов по вопросу здоровьесбережения дошкольников.
4. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.
5. Обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка к школе в соответствии с его индивидуальными особенностями.
В ДОУ разработана и уже в течение нескольких лет действует схема диагностики и мониторинга здоровья детей:
— по группам здоровья;
— по уровню сформированности физических качеств;
— по адаптации к условиям ДОУ;
Это позволяет педагогам проводить анализ здоровья дошкольника, обозначать проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка. Воспитатели тесно взаимодействуют с медицинским работником, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, психологом, что позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья детей и тем самым обеспечивают:
— единый подход к сохранению и укреплению здоровья ребенка;
— осуществление мониторинга физического развития и состояния здоровья детей в ДОУ;
— организацию медико-педагогического контроля за проведением оздоровительной педагогической работы в ДОУ;
— осуществление просветительной работы среди педагогов и родителей по проблеме здоровья дошкольников.
Оздоровительные мероприятия в детском саду — это не только прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры, но и организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, профилактической работы, питания, диспансерного наблюдения за детьми. Медсестрой ежегодно планируется профилактическая работа, составляется план мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ. Ведутся паспорта здоровья, организован медико-педагогический контроль физического воспитания детей
Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей:
— утренняя гимнастика и гимнастика после сна;
— физминутки на занятиях и в перерывах между занятиями;
— подвижные игры в помещении и на воздухе;
— развлечения и физкультурные праздники;
— проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей;
— применяют дыхательную гимнастику.
В детском саду уделяется большое внимание предметно-развивающей среде:
— в группах имеются: уголки природы, спортивные уголки, календари природы, родительские уголки, игровые, учебная зона, книжный уголок, уголок по изодеятельности;
— имеется музыкально – спортивный зал, который оборудован необходимым инвентарем;
— спортивная площадка для занятий на воздухе .
Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, конкурсы. Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях детского сада и семьи.
Эффективность оздоровительной педагогической деятельности ДОУ определяется следующими показателями:
Соответствие уровня физического развития возрастным критериям.
Позитивная динамика прироста развития физических качеств.
Способность к самоорганизации в двигательной деятельности.
Наличие стойких привычек по уходу за своим телом в целях сохранения и укрепления своего здоровья.
Снижение уровня заболеваемости.
Положительная динамика посещаемости детьми ДОУ.
Переход детей из одной группы здоровья в другую.
Осуществляя педагогическую, медицинскую, физкультурно-оздоровительную и профилактическую деятельность, коллектив нашего детского сада добился следующих результатов:
— налажена координация всех специалистов ДОУ, что способствует системности физкультурно – оздоровительной деятельности ДОУ;
— уровень заболеваемости снизился;
— создана и действует система диагностирования физического развития детей;
— осуществляется мониторинг здоровья дошкольников в ДОУ;
— созданы условия для физического развития ребенка в ДОУ, а также для осмысления ребенком ценностей собственного здоровья;
— возрос уровень профессиональной компетентности педагога, родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников;
— планируются и организуются различные мероприятия с родителями.
Это стало возможным за счет системы профилактических, оздоровительных мероприятий и эффективности образовательного процесса в ДОУ. Созданы необходимые условия для развития каждого малыша.
Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС
Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.
Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту
Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:
- применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
- неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
- отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.
Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.
Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его
Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:
- осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
- проведение диспансеризации,
- организация режима двигательной активности,
- рациональное питание,
- контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.
Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.
У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии
Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий
- Сформировать представления о полезной пище;
- рассказать о работе медсестёр и врачей;
- сформировать представления о том, что такое здоровье;
- пополнять словарный запас.
- Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
- пополнять словарный запас;
- научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим.
- Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);
- передать знания о болезнях и способах защиты от них.
- Развивать координацию движений и двигательные навыки;
- развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
- развивать внимание и умение повторять показываемые действия;
- формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
- Закрепить культурно-гигиенические навыки;
- совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
- развивать все виды восприятия;
- сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде.
- Повысить двигательную активность;
- осуществлять профилактику умственного перенапряжения;
- развивать аналитические способности и логическое мышление.
- Воспитывать аккуратность и опрятность;
- создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам.
- Воспитывать чувство коллективизма;
- прививать полезные привычки, желание заниматься спортом.
- Научить избегать вредных привычек;
- воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
- стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.
Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду
По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:
- медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
- физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
- социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
- образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.
Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.
Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах
Медико-профилактические технологии
К таким технологиям в ДОУ относят:
-
Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.
Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов
- постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
- сон с открытой форточкой (круглый год),
- воздушные и солнечные ванны на прогулках,
- обтирание, реже — контрастное обливание,
- ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.
В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания
Регулярное употребление кислородного коктейля является профилактикой хронической усталости у дошкольников
Фитотерапия в детском саду применяется как средство укрепления организма в период эпидемий простудных заболеваний
Идеально, когда медицинские работники скоординированно и ответственно работают в детском саду. К сожалению, далеко не всегда это так. И медсестра оставляет за собой функции оповещения о профилактических прививках и анализах. Врачебный осмотр в ДОУ тоже не всегда проводится регулярно. За время пребывания моего сына в детском саду диспансеризация была в средней группе (присутствовали на ней три врача из заявленных шести) и перед выпуском в школу (специалисты были все, кроме одного). К слову, кислородный коктейль в нашем детском саду ребята употребляют, но на договорной основе: ежемесячная плата составляет 300 рублей.
Физкультурно-оздоровительные технологии
В детском саду это:
-
Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.
Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий
Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс
Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания
Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами
Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение
Самомассаж активизирует работу внутренних органов
Социально-психологические технологии
Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.
В ДОУ практикуется:
- Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
- Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
- Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
- Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
- Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).
Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил
Образовательные технологии в здоровьесбережении
В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:
- Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
- Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья.
Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью
Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.
Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:
- предметную,
- исследовательскую,
- игровую,
- творческую.
Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников
Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в ДОУ могут быть разнообразными.
Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению
Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий
Игры по здоровьесберегающим технологиям
Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.
Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.
Занятия по здоровьесбережению обогащают игровой опыт ребят. Моим детям захотелось сделать на дачном участке тропинки здоровья, на которых они бегают босиком и играют с друзьями каждое лето. Они знают, что после просмотра мультфильма глазкам полезно активно поиграть. В дождливые дни дети устраивают дома пальчиковый театр.
Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению:
Читайте также:
- Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан 6 класс кратко
- Некрасов бунт анализ кратко
- Какие потенциальные опасности подстерегают человека в толпе кратко
- Какую роль играет прибрежно водная растительность в жизни представителей животного мира кратко
- Доктор стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил атомную краткое содержание