Доктор стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил атомную краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Стэнли Кубрик решил пойти другим путём. Он обратился к чёрной политической сатире и с помощью колких анархических шуток над обезумевшими политиканами полностью перевернул представление о ядерной угрозе. Для этого он даже пригласил известного британского комика Питера Селлерса, который сыграл сразу три роли: доктора Стрейнджлава, президента США Мёркина Маффли и офицера Лайонела Мандрейка. Все три образа получились карикатурными и немного гротескными, а блестящая игра комика лишь усилила это ощущение.

Дизайн для военного зала с картами делал Кен Адам — художник-постановщик нескольких фильмов о Джеймсе Бонде. Он всё продумал до мелочей — от расстановки реквизита до футуристического интерьера, напоминающего президентское бомбоубежище. Само помещение выполнено в духе экспрессионизма — огромное, с высокими потолками, по форме напоминает треугольную пирамиду (Кубрик знал, что такая форма наиболее устойчива к взрывам, и подчеркнул это в созданных декорациях). Посередине комнаты стоял круглый стол, напоминающий игорный. По задумке Кубрика, это должно было наводить на мысль о жестоких, циничных играх за судьбы мира на игорном столе. Более того, он настаивал, чтобы сукно стола было зелёным, но из-за чёрно-белого формата задумка так и не воплотилась по понятным техническим причинам.

картинка4.jpg


К тому времени когда Кубрик сменил жанр постановки, Харрис начал собственную режиссерскую карьеру и отошел от сотрудничества с лучшим другом. Как оказалось впоследствии, это был ключевой момент в биографии постановщика. Кубрик лишился партнера, который мог его сдерживать, и он быстро превратился в тирана, не сотрудничающего с людьми, а манипулирующего ими, выжимающего из подчиненных все соки и порой скрывающего от них те детали замысла картины, которые их не касались. Это не сделало Кубрика худшим режиссером, но заметно усложнило жизнь тех, кому предстояло с ним работать.

В окончательной версии сценария выделялись три группы сцен, действие которых развивалось соответственно на базе ВВС, где орудует безумный генерал, в Военном зале Пентагона, где собирается совет под руководством президента США, и на одном из бомбардировщиков, которые летят взрывать советские города. Чтобы Селлерс, козырная карта ленты, присутствовал почти в каждом кадре, Кубрик поручил ему четыре роли – американского президента Маффли, британского капитана Мандрейка, который на военной базе противостоит американскому начальнику-психопату, бывшего нацистского, а теперь американского эксперта по атомному оружию Стрейнджлава и майора Конга, техасского командира бомбардировщика. Таким образом, Селлерсу предстояло во время съемок говорить с четырьмя разными акцентами.

Как уж говорилось, у ключевых персонажей фильма были реальные прототипы. Президент Маффли, один из самых рациональных героев ленты, соединил в себе черты президента-республиканца Дуайта Эйзенхауэра (бывшего главнокомандующего экспедиционными силами в Европе во время Второй мировой войны) и трехкратного демократического претендента на президентское кресло Адлая Стивенсона, бывшего губернатора штата Иллинойс и посла США в ООН при президенте Кеннеди. Помимо прочего, Стивенсон был ключевой фигурой во время Карибского кризиса. Его полемика с советским представителем Валерианом Зориным по поводу наличия на Кубе советских ракет считается одним из драматичнейших моментов в истории ООН.

Снимая сатиру о Пентагоне, Кубрик, естественно, не получил никакой поддержки от американских военных. Те даже отказались пустить фотографов на борт бомбардировщика B-52, чтобы декораторы смогли в точности воссоздать его кабину. Однако британский художник-постановщик Кен Адам, бывший военный пилот, и британский же арт-директор Питер Мертон сумели реконструировать B-52 на основе уже не секретного бомбардировщика B-29 и единственной доступной им фотографии кабины B-52, опубликованной на обложке одного из официальных военных изданий. Реконструкция Адама и Мертона оказалось столь точной, что после выхода картины американские контрразведчики проверяли, не было ли у голливудцев тайных консультантов с доступом к B-52 (если бы такие консультанты были, они бы считались предателями, выдавшими военную тайну).

Тиранские замашки Кубрика раздражали не только низовых членов группы, но и звезд фильма. Режиссер к тому времени уже начал снимать свои фирменные десятки дублей каждой существенной сцены, и его перфекционизм сводил с ума актеров, привыкших довольствоваться парой-тройкой повторов.

Чтобы Пикенс не переборщил с клоунадой, ему никто не говорил, что он снимается в комедии, и актер играл Конга как драматического персонажа с нотками юмора. Дабы сохранить иллюзию, режиссер не показывал Пикенсу сценарий фильма и выдавал ему лишь распечатки его реплик.

Чтобы пресечь роптание группы, Кубрик демонстрировал свое интеллектуальное превосходство, обыгрывая подчиненных в шахматы. Лучше всего этот метод работал с обычно норовистым Джорджем Скоттом. Актер гордился своим умением играть в шахматы, и когда Кубрик несколько раз размазал его по доске, Скотт проникся к режиссеру таким уважением, что соглашался на все его предложения, даже если был с ними категорически не согласен.

Что касается популярной цитаты насчет того, что в Военном зале нельзя драться, то ее автор неизвестен. Так как забавные реплики персонажей Селлерса были, как правило, его импровизациями, то британский актер – очевидный претендент на авторство шутки. Но так как сцена, в которой генерал и посол дерутся, а президент их разнимает и укоряет, была еще в том ныне опубликованном раннем комическом черновике, где дипломат представлял не СССР, а вымышленную страну (Кубрик и Джордж поначалу хотели дистанцировать фильм от реальной политики), то трудно представить, что за все время работы над фрагментом сперва двое, а затем трое соавторов с хорошим чувством юмора не набрели на очевидный прикол.

Холодная война оставила огромный след в истории кинематографа. Было создано и продолжает создаваться множество триллеров, детективов, драм и комедий, посвященных этому безумному периоду.

Но безусловно лучшим детищем из мира кино, обращенным к данной тематике, является фильм под названием "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу".

Этот фильм был снят в 1964 г., режиссером был Стенли Кубрик. А главную роль исполнил блистательный Питер Селлерс. Он сыграл сразу 3 роли - собственно доктора Стрейнджлава, президента США и полковника Лайонел Мандрейк.

"Доктор Стрейнджлав" - это черная комедия. Начинается она с того, что генерал американской военно-воздушной базы, не имея никаких рациональных и реальных оснований, сообщает своим подчиненным, что СССР начала атаку на США. В действие стремительно вводится чрезвычайный план. Американские бомбардировщики направляются в СССР.

Естественно в Пентагоне собирается срочное совещание - президент США обращается к руководителям СССР и пытается решить сложившуюся проблему. Однако выясняется, что трудности коммуникации, излишняя скрытность и беспрекословное подчинения приказам со стороны военных превращают атомную войну в неизбежность.

Современному зрителю "Доктор Стрейнджлав" может показаться скучноватым - это черно-белый фильм, в котором на самом деле мало что происходит кроме разговоров, а тематика кажется сегодня неактуальной.

Но именно этот фильм является главным фильмом о Холодной войне, обязателен к просмотру для изучающих историю кино и включен в список величайших кинолент Америки.

Более того, именно этот фильм сыграл существенное влияние на реальные изменения в политике ядерного вооружения и формирования правил, которые сделали невозможным в реальности одному властному высокопоставленному безумцу инициировать ядерную войну.

И конечно же "Доктор Стрейнджлав" - это лучший фильм Питера Селлерса. Величайшего комика 1960-х годов. Его гонорар составил ровно половину бюджета всего фильма. Практически все свои реплики он сымпровизировал и создал неповторимый образ безумного немецкого доктора Стрейнджлава, служившего Третьему Рейху.

Стенли Кубрик был смелым и инновационным режиссером. Мы все это знаем благодаря лентам "Космическая одиссея 2001 года". Многие критикуют его за то, что его экранизация "Сияния" Стивена Кинга существенно отличается от первоисточника. Однако именно этот подход позволял ему создавать свои удивительные фильмы. "Доктор Стрейнджлав" тоже был основан на книге. "Красная тревога" Питера Джорджа - это классический триллер. И именно Стенли Кубрик превратил серьезную историю ядерного противостояния СССР и США в безумно смешной фильм.

"Доктор Стрейнджлав" покорил зрителей и превратился в настоящее культовое кино не только благодаря восхитительному сценарию, режиссуре и неподражаемой актерской игре. Но также благодаря отлично подобранным и незабываемым музыкальным композициям. Концовка фильма с документальными записями ядерных взрывов под песню "We'll Meet Again" Веры Линн - это очень громкий, многозначительный, одновременно печальный и смешной конечный аккорд:

Если не смотрели "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу" - обязательно исправьте это. Данный фильм, без сомнения, навсегда останется в вашей памяти.

Производство: Великобритания—США, 1964 г. Авторы сценария: Т. Сазерн, С. Кубрик по роману П. Джорджа. Режиссёр С. Кубрик. Оператор Дж. Тейлор. Композитор Л. Джонсон. Художник К. Адам. В ролях: П. Селлерс, Дж. Скотт, К. Винн, С. Пайкенс, П. Булл, Дж. Ирл Джонс и др.

В начале 1960-х американский режиссёр Стэнли Кубрик, как и многие его современники, находился под страхом ядерной войны. Он даже переселился в Европу, поскольку считал её более безопасной, чем Америка. Кубрик изучал оружие массового уничтожения, много читал о современных способах ведения войны. Он собрал целую библиотеку из книг о ядерной стратегии ведущих мировых держав.

Джек Рипперт объявляет военную тревогу. Бомбардировщики, находящиеся в воздухе, получают приказ атаковать Россию. Потом выясняется, что генерал просто свихнулся. Обессилев после свидания с женщиной, он вдруг решил, что всё дело в заговоре красных, которые отравили соки — апельсиновые, лимонные и всякие другие, — и потому коммунисты должны быть уничтожены.

В Пентагоне становится известно, что база не отвечает на вызовы. На экране появляется генерал ВВС. Представление его происходит в гротескном стиле. Сначала на телефонный звонок в кабинете генерала появляется полуобнажённая блондинка и официально объясняет, что её шеф занят. Затем после настойчивых требований к телефону ползёт на четвереньках совершенно пьяный генерал (его играет Джордж Скотт).

А тем временем бомбардировщики летят в Россию. Майор Конг, получив приказ, надевает ковбойскую шляпу и распечатывает неприкосновенный пакет, в котором набор вещей, необходимых лётчику на случай, если он окажется на вражеской территории: три пары нейлоновых чулок, губная помада, презервативы, успокаивающие и тонизирующие таблетки, доллары, рубли и, наконец, карманная Библия.

Сюжет фильма развивается параллельно — на базе, в секретной совещательной комнате Белого дома и на борту бомбардировщика. В Белом доме разгорается склока — генералы обвиняют друг друга, а президент (Питер Селлерс) пытается выработать программу действий. Решено атаковать базу силами морской пехоты. На базе связной офицер пытается открыть код, при помощи которого можно вернуть бомбардировщики обратно.

Кажется, всё сделано, чтобы предотвратить катастрофу: сумасшедший генерал покончил с собой, база взята, код найден и по телефону-автомату, поскольку техника отказала, сообщён в Белый дом, бомбардировщики вернулись на базу. Кроме одного, у которого повреждена рация. И тогда призывают доктора Стрейнджлава, главного научного советника президента. Его играет тот же Селлерс, но в совершенно иной, гротескной манере. Стрейнджлава ввозят в коляске. Этот инвалид подсчитывает шансы и заявляет, что катастрофа неизбежна. Надо спасти лучшую часть нации и, конечно, руководство — спрятать их в убежищах.

Расположение Джорджа Скотта, исполнителя роли пентагоновского генерала, режиссёр завоевал необычным путём — игрой в шахматы. Уступив в нескольких партиях, Джордж невольно зауважал Кубрика и на съёмочной площадке старался вовсю.

В центре двенадцати сотен квадратных метров блестящего чёрного пола в кольце света стоят круглый стол семи метров в диаметре, покрытый зелёным сукном. За ним сидели тридцать актёров, по большем части в толстых суконных военных мундирах и в войлочных тапках поверх ботинок, чтобы не царапать пол, и обливались потом. Стены были завешаны освещёнными картами высотою в десять метров, изображавшими СССР, США, Европу и Азию. Без обозначения городов и границ континенты выглядят голыми и простыми, как настольная игра. Тем больший эффект создают сорок светящихся стрелок, медленно движущихся к десяткам точек, разбросанных по карте Советского Союза: каждая стрелка изображает американский самолёт с ядерным оружием, каждая точка — цель.

Съёмки закончились 23 апреля 1963 года, после пятнадцати недель работы.

Кто первым создал водородную бомбу?

Кто первым создал водородную бомбу? Первый взрыв термоядерного (водородного) устройства проведен США на атолле Эниветок в центральной части Тихого океана 1 ноября 1952 года. Это устройство имело массу 65 тонн, его невозможно было доставить к цели на территории противника, а

Как взорвать секс-бомбу? (Илья Кирданов)

Как взорвать секс-бомбу? (Илья Кирданов) Не все на свете стоит узнавать на собственном опыте. Есть вещи, без которых ты вполне можешь и обойтись. Прожить без них всю жизнь тихо и размеренно, без особых выкрутасов. Но что делать, когда выкрутасов все-таки хочется?Особенно

Не будем бояться юза

3. Love is

First Love Первая любовь[71]

First Love Первая любовь[71] 1939 — США (78 мин)· Произв. U (Джо Пастернак)? Реж. ГЕНРИ КОСТЕР? Сцен. Брюс Мэннинг и Лайонел Хаузер· Опер. Джозеф Валентайн· Муз. арии Иоганна Штрауса, Пуччини и т. д.· В ролях Диэнна Дёрбин (Конни Хардинг), Хелен Пэрриш (Барбара Клинтон), Роберт Стэк (Тед

Griffin and Phoenix: A Love Story Гриффин и Феникс — история любви

Griffin and Phoenix: A Love Story Гриффин и Феникс — история любви 1976 — США (95 мин)? Произв. ABC Circle Film (Тони Томас)? Реж. ДЭРИЛ ДЬЮК? Сцен. Джон Хилл· Опер. Ричард Глоунер (цв.)· Муз. Джордж Элайссон Типтон· В ролях Джилл Клейбёрг (Сара Феникс), Питер Фалк (Джеффри Гриффин), Дороти Тристан (Джин

Love Me Tonight Полюби меня сегодня

Где британское правительство планировало сбросить свою вторую атомную бомбу?

Где британское правительство планировало сбросить свою вторую атомную бомбу? В Йоркшире.В 1953 г. британские ученые всерьез рассматривали идею взорвать атомную бомбу рядом с деревушкой Скипси (англ. Skipsea), на побережье Восточного Йоркшира, на пути между Брайдлингтоном и

Нам нечего бояться, кроме самого страха

Нам нечего бояться, кроме самого страха С английского: The only thing we have to fear is fear itself.Слова из первой речи 32-го президента США (1933—1945) Франклина Делано Рузвельта (1882—1945), избиравшегося на этот пост 4 раза.В оригинале: Единственное, чего нам следует бояться, — это самого страха,

6. 24. НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ АЭС

6. 24. НЕ НУЖНО БОЯТЬСЯ АЭС Информация к размышлению. Об атомной энергетике наше общество знает недостаточно, а освещение этих знаний в СМИ в послечернобыльский период было крайне односторонним. Будущее же нашей страны, в том числе и Смоленщины, связано с перспективами

СТОЯТЬ! БОЯТЬСЯ! ДЕНЕГ НЕ ПРЯТАТЬ!

Если человек перестал дышать

Если человек перестал дышать Если это произошло буквально на ваших глазах, вы еще сможете спасти пострадавшего. У вас в запасе всего 1–2 минуты. Если мозг пострадавшего пробудет без кислорода хотя бы три минуты, наступает клиническая смерть.Ваши действия:1. Проверьте

Читайте также: