Анализ здоровье затратных факторов в школьной жизни

Обновлено: 07.07.2024

Обзор посвящен актуальному вопросу отрасли гигиены детей и подростков- исследованию физического развития школьников и влияния факторов школьной среды на физическое развитие и состояние здоровья детей. Факторы риска влияющие, на физическое развитие, заболеваемость, дезадаптацию и успеваемость школьников изучались отечественными монгольскими и зарубежными учёными не одно десятилетие. Не являясь непосредственной причиной, школьная среда обуславливают функциональные отклонения роста и развития организма и возникновения различных болезней 2. Знание школьных факторов риска позволяет определить пути сохранения и улучшения здоровья школьников в условиях общеобразовательных учреждений. С целью изучения влияния факторов образовательной среды на уровень физического развития и состояния здоровья школьников был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы (более 30 литературных источников, опубликованных с 1958 года по настоящее время).

Ключевые слова: физическое развитие, факторы школьной среды, здоровье школьников.

Amgalan G. 1 , Pogorelova I.G. 2

1 Postgraduate student,

National Center for Public Health, Mongolia;

2 MD, Associate professor,

State medical university of Irkutsk

THE SCHOOL ENVIRONMENT AND THE RISK FACTORS AFFECTING PHYSICAL DEVELOPMENT AND HEALTH OF STUDENTS [REVIEW ARTICLE]

Abstract

The review is dedicated to the urgent problem of child hygiene -to the study of physical growth of Mongolian pupils and influence school environment factors on physical growth and health status of children. The risk factors which affecting to the physical growth, morbidity, dizadaptation and student achievement studied by our Mongolian and foreign scientists for decades. Not being the direct cause, the school environmental factors cause functional abnormalities of growth and development of the organism and the occurrence of various diseases 2. Knowledge about risks of school factors helps to identify ways of maintaining and improving the health of school children in terms of educational institutions. For the evaluation impacts of school environmental factors on the level of physical growth and health status of schoolchildren, we did literature review of studies Mongolian and foreign scientists (more than 30 literary source, which published from 1958 to present).

Keywords: physical development, the factors of the school environment, student health.

Физическое развитие детей и подростков отражает уровень здоровья популяции и является надежным информационным показателем санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Уровень и динамика физического развития тесно связаны с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни детей и подростков, в том числе с факторами образовательной среды, в которой дети проводят большинство времени своей 9-11 летней жизни [1]. Ниже рассмотрены о факторах, влияющих на здоровье человека, которые разделяются на 2 группы, и первый из них факторы здоровья, укрепляющие здоровье и второе- факторы риска, ухудшающие здоровье [1,2]. В эпидемиологических исследованиях широкое распространение получила концепция, согласно которой действие факторов риска является относительно индивидуальным, и вероятность развития того или иного заболевания зависит от адаптационных возможностей организма [1]. На действие определенных факторов каждый индивидуум реагирует по-своему, однако единым для всех является развитие неспецифической адаптационной реакции с формированием определенных донозологических состояний [1]. Исследования, основанные на отборе наиболее значимых для оценки показателей здоровья факторов, привели к выводу, что образ жизни может являться ведущим фактором, обусловливающим состояние здоровья человека в современных условиях [1,2]. К образу жизни относятся 50-55% всех факторов, а главное, в отличие от социальных и природных условий, образ жизни действует на здоровье непосредственно [социальные и природные условия и факторы – опосредованно]. На втором месте по силе находится воздействие многообразных природных и социальных, техногенных и прочих факторов окружающей среды, оценка влияния на здоровье которых составляет 20-25%, а также генетических, наследственных факторов, удельный вес которых колеблется в пределах 15-20% [1,2].

В научной литературе описывается система образования, то есть условие обучения и сам образовательный процесс является одним из главнейших социальных факторов, влияющих на показатели физического развития и здоровья детей и подростков [2]. С негативным влиянием, а именно с факторами внутришкольной среды специалисты связывают 20-40% детско-подростковой патологии [2].

Факторы образовательной среды разделяются на три большие группы, это гигиенические, учебно-организационные и психолого-педагогические факторы [2]. К гигиеническим факторам относятся все существующие условия учебного процесса,то есть все то, что подлежит гигиеническому нормированию. К учебно-воспитательным факторам относятся весь учебный и организационный процесс, то есть этапы и организация всего процесса обучения. Третья группа факторов отражает процессы взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов учебной деятельности. В целом к факторам риска относится любое несоответствие условий, требований, взаимоотношений индивидуальным особенностям учащихся в ходе учебного процесса [2,3]. Имея определённые понимания и представления о факторах риска образовательные учреждения должны проводить работу по сохранению и укреплению здоровья всех школьников и обучающихся [2]. В связи с этим изучение динамики показателей физического развития и состояния здоровья в период обучения в школе дает возможность получить важную интегральную характеристику адаптации к условиям образовательной среды [2].

Данные многих исследований в различных странах мира показывают, что рост, масса тела и другие морфологические показатели играют важную роль в физиологии человека и физическое развитие детей зависит от здоровья родителей, особенности климата, социально-экономического развития страны, жилищного условия, загрязнения окружающей среды и от многих других факторов [Апостал Л.П 1975, Беляева Г.Г 1978, Дмитриев Н.В и другие 1980, Б.Бурмаа, Ш.Энхцэцэг 2000, 2001]. В литературе нет единого мнения по вопросу влияния загрязнения среды на темпы физического развития. Описано как стимулирующее [в основном при малых дозах], так и угнетающее воздействие загрязнителей [4]. Ряд авторов утверждают, что при наличии загрязнений в атмосферном воздухе снижается скорость физического развития дошкольников [5,6] и подростков [7] и замедляется биологическое созревание [2]. Изучение антропометрических и морфологических показателей, сформировавшиеся негативные тенденция в состоянии здоровья детей и подростков детей школьного возраста Монголии и влияния факторов образовательной среды на состояние здоровья обучающихся отражены в многих работах Монгольских исследователей и в нижележащей части мы рассмотрели данные этих исследований. В Монголии исследовательские работы по физическому развитию детей начали проводиться с середины 1950-х годов и при сравнении результатов этих времен с результатами исследования с 1980-х годов наблюдались существенные изменения в физическом развитии детей. Например, у новорождённых были обнаружены увеличение массы тела на 100-150 грамма и длины тела на 0,5 см-а.

В 1991 году Ц.Дашдаваа защитил кандидатскую диссертацию по теме “Кровяное давление и физическое развитие детей школьного возраста”. Он отметил, что при сравнении результатов исследования с результатами исследования Д.Батчулууна в средних величинах массы тела не обнаружены изменения, то есть увеличения массы тела. В результате исследования установлены, что средние величины длины тела и окружности грудной клетки сельских школьников были увеличены на 1,09 и 2.0 см по сравнению с результатами исследования Д.Батчулууна [10].

В 1994 году Ч.Цолмон в своих исследованиях по теме “Состояние здоровья школьников ряда регионов Монголии с учётом факторов его определяюших” установила, что средние величины массы тела 16-летних мальчиков оказывались на 5,7 кг больше чем их ровесники 1961 года и на 5,0 кг больше чем их ровесники 1973 года. Соответсвующие показатели массы тела составляли 3,4 кг и 3.0кг. А длина тела 16-илетних мальчиков оказались в 1992 году на 9,6 см длиннее чем их ровесники 1961 года и на 6,0 см длиннее чем 1973 года [11].

В следующих работах некоторых учёных Монголии изучались вопросы заболеваемости школьников и были установлены что, в структуре заболеваемости наибольший удельный вес приходился на патологию органов системы дыхания, пищеварения, мочевыделения и на травмы.

По исследованию П.Отгонбаяра и Г.Отгонсүрэна (2002) по теме “Распространённость и уровень заболеваемости хроническим заболеванием старшеклассников некоторых общеобразовательных школ г.Улаанбаатара” было установлено, что среди заболеваний подростков I место занимал кариес зубов (63-93%), второе, третье, четвёртое место принадлежали к эндокринным (16,9%), аллергическим (4-7,7%) и заболеваниям органов пищеварения (11-15,1%). А также было оценено, что за последние годы распространённость хронических заболеваний увеличился в среднем за год на 7% и составлял это среди дошкольников- 17-20%, среди школьников – 40% [13].

Исследователь Г.Отгон (1996) в своём исследовании “Физические развитие и некоторые функциональные показатели детей г.Улаанбаатара, окружающих в районах с различной экологической ситуацией” подчеркивал, что загрязнение атмосферного воздуха города Улаанбаатара оказывает отрицательное влияние на физическое развитие детей [14].

В исследованиях Б.Бурмаа и Ш.Энхцэцэг (2000) по теме “Исследование и оценка физиометрических показателей детей живущих в городах с различной степенью загрязнённостью атмосферного воздуха” было указано, что жизненная ёмкость легких детей8 живущих в г.Улаанбаатаре было сравнительно ниже чем их сверстники, живущих в сельских местностях. Исследователи обьяснили это, тем что в связи с загрязненностью атмосферного воздуха городские дети вздыхают не глубоко а поверхностно [15].

В 2005 году Ж.Раднаабазар и Г.Соёлгэрэл своими исследованиями по теме “Распространённость инвалидности и умственной отсталости среди детей школьного возраста г.Улаанбаатара” установили, что среди заболеваний случаи аномалии зрения составляли 54,3, аномалии слуха и речи -17,6, болезни нервной системы -5,5 и другие патологии – 8,9 на каждые 1000 детей [16].

Особое внимание исследователей в вопросах охраны здоровья школьников уделяются на выявление факторов риска, значительно увеличивающих подверженность организма той или иной болезни. Школьная среда является мощным фактором, влияющим на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. Большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду. Факторы образовательной среды влияющие на здоровье учащихся подразделяются на факторы, возникающие в результате от несоблюдения гигиенических требований и на факторы, связанные с организацией учебно-воспитательных работ. Принимая во внимание что большую часть дня школьники проводят в общеобразовательных учреждениях и доля факторов внутришкольной среды составляет не менее 30% от всей совокупности внешних факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся, становится очевидным негативное воздействие неудовлетворительных условий воспитания и обучения на функциональное состояние и здоровье школьников [18]. В современных социально-экономических условиях существенно возросло количество внутришкольных факторов воздействующих на здоровье учащихся. К традиционным факторам, связанным со световой обстановкой, воздушной средой, используемой школьной мебелью, прибавились новые факторы, которые обусловлены интенсификацией учебного процесса, в том числе с использованием новых информационных технологий [18,19].

Некоторые Монгольские исследователи изучили вопросы санитарного и материально-технического состояния общеобразовательных школ отдельных аймаков и г.Улаанбаатара. Однако в Монголии не достаточно изучены и имеются недостаточное количество комплексных исследований по вопросам влияния санитарно-гигиенического состояния и факторов школьной среды на физическое развитие и состояние здоровья школьников. В следующей части мы рассмотрели работы наших Монгольских и зарубежных учёных, направленные и посвященные на изучение заболеваемости школьников и влияния школьных факторов на состояние здоровья учащихся.

По данными Россииских учёных в России имеется достаточное количество работ, характеризующих влияние различных факторов на здоровье и физическое развитие школьников, но недостаточно исследований, рассматривающих региональные особенности комплексного влияния медико-биологических, социально-гигиенических факторов и факторов внутришкольной среды на здоровье детей и подростков, что приобретает особое значение в условиях социально-экономических изменений жизни общества, характерных для начала XXI века [21].

С начала 90-ых годов здоровье учащихся стало зависимым от факторов школьной среды, интенсивности педагогических технологий и личности педагога. Только 10% выпускников современной школы могут сохранить состояние здоровья [22].

Исследователи Китайской народной республики изучили заболеваемость астмой среди 11-15 летних детей . В результате исследования было установлено, что загрязнение воздуха внутри помещения напрямую связано с загрязнением атмосферного воздуха и загрязнённый воздух внутри помещения могут оказать влияние на заболеваемость органов дыхания учащихся [23].

Исследование учёных Daisey, Joan M. Michael (2003) по теме “Качество воздуха внутри школьной среды, вентиляция помещений и здоровье школьников” показало, что в связи с недостаточной вентиляцией в большинстве классных помещениях концентрация угарного газа было выше нормы. А также в воздухе внутриклассных помещений были обнаружены органические соединения, формальдегид, запыленность, грибки и плесени и установлены взаимосвязи между этими соединениями и возникновениями аллергических заболеваний среди детей [24].

В 2011 году исследователи Корейской республики Jeong-Lim Kim, Lena Elfman, Gunilla Wieslander изучили влияние факторов школьной среды на здоровье корейских школьников. По результатам исследования было установлено, что температура внутри помещений составляли в среднем 21,7 0 , относительная влажность 41% и средняя концентрация угарного газа-2417 ррм. А также было обнаружено, что при повышении уровня угарного газа и диоксида азота в воздухе классных помещений наблюдались признаки одышки среди детей и средний уровень этих показателей оказались выше уровня, рекомендованной ВОЗ [25].

Respiratory Health among Korean Pupils in Relation to Home, School and Outdoor Environment

Исследователь Samia и Abdel (2013) изучили влияние размеров стульев на показателей физического развития тела 7-12-летних детей, которые учились в 4-6 классах. Былы изучены такие показатели как, антрометрические измерения тела, высота голени и расстояние между голенью и ягодицью. Исследование показало, что обследованные учащиеся сидели в одинаковых стульях, высота и глубина стульев несоответствовали на росто-возрастные показатели детей [26].

В методическом пособии “Школьная среда”, выпущенной из ВОЗ указывается, что грибки, возникающие в результате запыленности и повышенной влажности оказывают влияние на заболеваемость детей астмой, сопутствующей признаками аллергических реакции [27].

В исследованиях Haverinen, Husman, Toivol 1999 года [14], Santilli, Rockwell 2003 года [15], Daisey, W.J. Angell (2003) [16] были изучены взаимосвязи состояния здоровья школьников с относительной влажностью и наличием грибков во внутренней среде школы. В результате исследований были установлены, что споры грибков и другие метаболиты могут влиять на выявление специфических симптомов астмы. А также было установлено что в школах с высокой относительной влажностью и наличием грибков среди детей наблюдались высокая заболеваемость с респираторными инфекциями и признаки одышки [28].

Бразильские учёные (2010) провели исследование по теме “Успеваемость детей и изменения зрения школьников в раннем возрасте”. Результаты исследования показали, что у 60,8% всех обследованных детей обнаружены изменения зрения, у 15,5% детей успеваемость детей было недостаточно, у 25% детей с изменениями зрения успеваемость было сравнительно ниже чем здоровые [29].

В последние годы в связи с интенсификацией учебного процесса- учебной нагрузкой стали наблюдаться физиологические и психологические изменения среди школьников. По исследованиям Mwaka ES, Munabi IG установлено что 35,4% от всей скелетно-мышечной патологии у детей связаны с массой портфелью детей и обнаружено взаимосвязь между патологией нижней частью позвоночника и с массой портфелья школьников [30].

Анализ научной литературы свидетельствует, что работы ученых Монголии в основном были посвящены некоторым вопросам изучения физического развития детей отдельных населённых пунктов в определённых возрастных группах, распространенности отдельных форм заболеваний у детей во взаимосвязи с рядом эндо- и экзогенных факторов и в Монголии отсутствуют систематизированные и обобщенные исследования, посвященные установлению средних показателей физического развития и состояния здоровья детей школьного возраста в зависимости от воздействия комплекса факторов внутришкольной среды в целом по стране.

Выводы

Проведенный нами анализ результатов исследования различных авторов позволяет сформулировать ряд суждений и рекомендаций. Данные исследования о заболеваемости школьников свидетельствуют о росте распространенности именно школьно-обусловленных функциональных отклонений и заболеваний у учащихся.

А также можно с достаточным основанием сделать заключение о том, что школьное образование оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся, то есть организация школьной среды определяет и формирует различные состояния ребенка, она может способствовать сохранению или ухудшению здоровья детей и научно обоснованное построение жизни в школе содействует образованию учащихся с наименьшими потерями для их здоровья.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 - 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).

С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.

Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.

На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.

Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.

Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”

С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.

По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.

По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.

Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.

Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

Проведен анализ факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья городских и сельских школьников. Условия обучения в обследованных школах вносят существенный вклад в формирование здоровья учащихся. Впервые проведен сравнительный анализ состояния здоровья, распространения хронической патологии и адаптации к условиям образовательного процесса городских и сельских школьников юга Тюменской области. Состояние здоровья обследованных школьников определяется типом учебного заведения. Проанализирована структура заболеваемости городских и сельских школьников, проживающих на юге Тюменской области. Установлено, что среди обследованного контингента подростков наиболее часто встречаются нарушения осанки, на втором месте по распространенности патология органа зрения. Школьники, обучающиеся в общеобразовательном лицее, характеризуются прогрессивным снижением показателей здоровья. Проведена оценка адаптации к условиям учебной среды путем расчета индекса функциональных изменений. Установлено, что наиболее благоприятно адаптация происходит у учеников Карасульской сельской школы, где созданы наиболее благоприятные условия здоровьесберегающей среды. Полученные результаты позволят учебным заведениям определить корректирующие направления деятельности по сохранению и укреплению здоровья учеников.


1. Багнетова Е.А. Биоинформационный анализ факторов риска, влияющих на здоровье участников образовательного процесса в условиях ХМАО Югры: автореф. дис. … д-ра биол. наук. Сургут, 2012. 42 с.

2. Багнетова Е.А., Корчин В.И., Сорокун И.В. Школьная среда и факторы риска, влияющие на здоровье учащихся // Фундаментальные исследования. М.: РАЕ, 2011. № 10. Ч. 2. С.261-264.

3. Боев В. М., Верещагин Н. Н., Скачкова М. А., Быстрых В. В. Экология человека на урбанизированных и сельских территориях. Оренбург, 2003. С. 67-69.

4. Журавлева М.С., Сетко Н.П. Социально-гигиенические аспекты адаптации подростков в современных условиях жизнедеятельности // Гигиена и санитария. 2009. № 1. С. 84-85.

5. Каташинская Л.И., Губанова Л.В. Изменение функционального состояния психофизиологических параметров школьников в процессе использования на уроках информационных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С.335.

6. Каташинская Л.И., Губанова Л.В. Исследование морфофункциональных показателей старших школьников Ишимского района // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 6. С. 110-117.

7. Каташинская Л.И., Губанова Л.В. Состояние здоровья городских и сельских школьников юга Тюменской области // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 1-5. С. 869-871.

8. Каташинская Л.И., Губанова Л.В. Уровень тревожности и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 5-2. С. 351-354.

9. Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста (монография). М., 2004. С. 45-47.

Формирование здоровья начинается еще до рождения ребенка и продолжается в течение всей жизни [4,9]. На современном этапе отмечается снижение уровня здоровья детей. Наблюдаются тенденции устойчивого роста распространенности нарушений обмена веществ, патологии органов кровообращения, дыхания, пищеварения, огромные опасения вызывает психическое здоровье подрастающего поколения [1].

По данным официальной статистики в Российской Федерации показатели заболеваемости детей ежегодно возрастают на 4-5 %. От сорока до шестидесяти процентов детей имеют хронические заболевания, к моменту выпуска из школы число таких подростков прогрессивно увеличивается [1].

Формирование здоровья зависит от влияния ряда экзо- и эндогенных факторов [2]. Экспертами всемирной организации здравоохранения эти факторы были объединены в группы: здравоохранение; биологические свойства организма; состояние окружающей среды; социально-экономические условия и образ жизни.

На наш взгляд, среди факторов, оказывающих влияние на здоровье населения, наиболее значимыми являются биологические свойства организма и социально-экономические условия, и образ жизни. К негативно влияющим факторам связанными с образом жизни и социально-экономическими условиями следует отнести: курение, употребление алкоголя и наркотиков, несбалансированное питание, гиподинамию и прочие [6, 8].

Влияние данных факторов на возникновение заболеваний у взрослого населения является доказанным, а вот влияние их на здоровье детского организма требует более детального изучения и представляет актуальность данного исследования.

Здоровье ребёнка формируется под влиянием многих факторов, в том числе таких, как условия воспитания, обучения, отдыха в образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть своей жизни. Непосредственное влияние на формирование здоровья детей оказывают факторы внутришкольной среды, вклад которых составляет 21-27 % [7]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо более детальное изучение факторов внутришкольной среды и их влияния на формирование здоровья молодого поколения.

Прослеживается прямая связь между санитарно-техническим состоянием общеобразовательных учреждений, соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов, организацией образовательного процесса, питания и состоянием здоровья учащихся. Оценивая санитарно-гигиеническое состояние объектов, следует отметить устойчивую тенденцию улучшения материально-технической базы детских учреждений и факторов внутришкольной среды [5,7].

Причинами ухудшения здоровья школьников являются несоответствие условий обучения существующим гигиеническим требованиям, интенсификация процесса обучения и большие перегрузки, особенно на фоне ухудшения социально-экологической обстановки [6].

По данным ряда исследований отмечается сокращение уровня физической активности детей и подростков, что является следствием компьютеризации и технической оснащенности. Эти и другие проблемы подтверждают актуальность предпринятого нами исследования.

Цель данного исследования - изучение влияния различных факторов на формирование здоровья сельских и городских школьников.

Наше исследование проводилось среди учащихся сельских и городских общеобразовательных учреждений г. Ишима и Ишимского района. В рамках проводимого комплексного изучения детских коллективов нами произведено обследование 1085 школьников.

Состояние здоровья оценивали комплексно по показателям заболеваемости, наличию хронической патологии, уровню гармоничности физического и нервно-психического здоровья.

По методике Р.М. Баевского изучался адаптационный потенциал системы кровообращения на основе индекса функциональных изменений. По значению индекса функциональных изменений предложены группы: удовлетворительная адаптация; напряжение механизмов адаптации; неудовлетворительная адаптация; срыв адаптации.

Для повышения объективности результатов исследования сравнительный анализ проводился в четырех учебных заведениях, два из которых расположены в сельской местности (Карасульская СОШ и Новолоктинская СОШ) и два в г. Ишиме (общеобразовательная школа № 1 и общеобразовательный лицей). Во всех образовательных учреждениях группы были сопоставимы по возрасту, полу. Сравнивались адаптационный потенциал системы кровообращения путем расчета индекса функциональных изменений и состояние здоровья учащихся городских и сельских образовательных учреждений.

Обследованные общеобразовательные учреждения различались организацией и условиями образовательного процесса. В городском лицее обучение строилось по инновационному принципу, учебные планы составлены по различным профилям с углубленным изучением предметов. В городской СОШ № 1 обучение проводилось в традиционной форме, среди всех учебных заведений, только в данной школе, ученики обучаются в две смены. Обучение в Новолоктинской сельской школе было организовано в традиционной форме. В Карасульской сельской СОШ были созданы наиболее благоприятные условия здоровьесберегающей среды: наличие бассейна, тренажерного зала, спортивного зала и стадиона.

Для оценки состояния внутришкольной среды (микроклимата, инсоляции, освещенности, акустического режима) были взяты лабораторные исследования, проводимые в школах санитарно-эпидемиологическими учреждениями.

Основные характеристики школьных зданий в городе и на селе примерно одинаковы. Здание МАОУ СОШ № 1 г. Ишима расположено на центральной улице города К. Маркса с регулярным движением автотранспорта. В городской школе № 1 отмечается нехватка помещений для организации занятий - что является одним из факторов, приводящих к возникновению второй смены.

Как показывает анализ данных, ряд требований к воздушно-тепловому режиму в учебных учреждениях нарушается. Это касается относительной влажности воздуха, не соблюдаются требования к проветриванию учебных помещений, не всегда осуществляется сквозное проветривание учебных помещений.

Ежедневная двигательная активность обучающихся составляет менее двух часов, за исключением Карасульской СОШ.

Среди причин прогрессирующего роста заболеваемости школьников наиболее часто указываются неблагоприятные условия внутришкольной среды: несоблюдение санитарно-гигиенических требований, нерациональная организация образовательного процесса, высокие умственные и психологические нагрузки. Нами была проанализирована структура заболеваемости городских и сельских школьников (табл. 1). Нарушения осанки среди обследованного контингента учащихся наиболее часто встречались у учеников Ново-Локтинской СОШ (16,75 %). В структуре патологии опорно-двигательного аппарата современных школьников ведущие места занимают нарушения осанки и сколиотические деформации позвоночника.

Структура хронической заболеваемости городских и сельских школьников

Заболевания глаза и его придаточного аппарата

Наиболее часто (5,64 %) сколиоз встречался среди учащихся общеобразовательного лицея. Наименее распространенным сколиоз был среди учеников 1-й городской школы. Значительное распространение данного заболевания может быть обусловлено несоответствием школьной мебели росту учащихся.

Во всех школах отмечена высокая патология органа зрения, а именно - снижения зрения (19,7 ± 5,26 %). Наиболее часто снижение остроты зрения отмечалось среди учеников общеобразовательного лицея (33,23 %), а реже всего встречалось среди школьников сельских образовательных учреждений. Одной из основных причин данного факта является более высокая степень обеспечения техническим оборудованием (компьютеры, планшеты и т.п.) школьников городских школ, причем как в школьной среде, так и в домашних условиях. На наш взгляд, городские школьники гораздо больше времени проводят за компьютером.

Нами было проведено распределение обследованного контингента школьников по группам здоровья (табл. 2). Более половины детей школьного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья, вне зависимости от места проживания.

Группы здоровья городских и сельских школьников (%)

К первой группе здоровья среди школьников Ишимского района были отнесены примерно 10 % учеников. В МАОУ СОШ № 1 г. Ишима дети, отнесенные к первой группе здоровья, составили 18,74 %, в общеобразовательном лицее - 14,10 %. Большинство обследованных городских и сельских школьников были отнесены ко второй группе здоровья. Среди школьников Ишимского района процент детей, отнесенных ко второй группе здоровья, в Карасульской СОШ составил 89,08 %, а в Ново-Локтинской - 80,74 %.

Среди учеников городских школ процент детей, отнесенных ко второй группе здоровья, значительно ниже. В МАОУ СОШ № 1 г. Ишима - 71,8 %, в общеобразовательном лицее - 63,64 %.

Наибольшее количество детей и подростков, отнесенных к третьей группе здоровья, было выявлено в общеобразовательном лицее г. Ишима - 20,69 % учеников. Среди учащихся 1-й школы г. Ишима процент детей, отнесенных к данной группе здоровья, несколько ниже, и составил 9,27 %.

В городских школах, по сравнению с сельскими, процент детей, отнесенных к 4 группе здоровья несколько ниже - в МАОУ СОШ № 1 г. Ишима - 0,19 %. В общеобразовательном лицее 1,57 % обследованных школьников были отнесены к пятой группе здоровья.

На наш взгляд, ухудшение состояния здоровья школьников в общеобразовательном лицее объясняется возможной перегруженностью программы обучения, отсутствием спортивного зала.

Таким образом, большинство обследованных учащихся были отнесены ко второй группе здоровья. По сравнению с сельскими школьниками, среди учащихся г. Ишима чаще встречались ученики, отнесенные к третьей группе здоровья. Среди сельских учеников, по сравнению, с городскими,большешкольников второй группы здоровья (более 80%).Наибольшее количество детей с III группой здоровья отмечается в лицее.

При оценке адаптированности к условиям учебной среды исследовался адаптационный потенциал системы кровообращения путем расчета индекса функциональных изменений [8].На основе градации индекса функциональных изменений (ИФИ), нами проведено распределение городских и сельских школьников на группы по уровню адаптации к учебной нагрузке.

По результатам исследования от 40 до 56 % городских и сельских школьников характеризовались удовлетворительной адаптацией. Наиболее высокими показателями удовлетворительной адаптации, независимо от пола и возраста, характеризовались сельские школьники Карасульской СОШ. Самый низкий процент удовлетворительной адаптации был отмечен среди школьников городской школы № 1. Процент учеников с напряженной адаптацией среди городских и сельских школьников изменялся от 27 до 39 %. Наибольший процент школьников с неудовлетворительной адаптацией был выявлен среди учеников городской школы № 1 (27,33±2,77 %), несколько ниже процент детей с неудовлетворительной адаптацией в общеобразовательном лицее и Новолоктинской сельской школе (22-25 %). Минимальное количество учеников с неудовлетворительной адаптацией было нами отмечено в Карасульской сельской школе (10-15 %). Срыв адаптации встречался только среди учащихся городских школ и Новолоктинской сельской школы у девушек и юношей 15 летнего возраста. Ни в одной возрастной группе карасульских сельских школьников срывов процесса адаптации выявлено не было.

Достоверных половых различий по распределению по уровню адаптации не выявлено, за исключением срыва механизмов адаптации. В возрасте 15 лет процент юношей со срывом механизма адаптации в 2 раза превосходит их сверстниц. С возрастом, как у юношей, так и у девушек, отмечается снижение процента учеников с удовлетворительной адаптацией, за исключением школьников Карасульской СОШ. Сравнивая показатели индекса функциональных изменений у учеников городских и сельских школ, можно констатировать, что наиболее благоприятно адаптация к условиям учебной среды протекает в Карасульской СОШ.

Выводы

  1. Условия обучения в обследованных школах вносят существенный вклад в формирование здоровья учащихся. Состояние здоровья обследованных школьников также определяется типом учебного заведения. Школьники, обучающиеся в общеобразовательном лицее, характеризуются прогрессивным снижением показателей здоровья.
  2. На здоровье городских и сельских школьников оказывают влияние факторы внутришкольной среды и образа жизни. В структуре хронической заболеваемости школьников на первом месте находятся заболевания глаза и его придаточного аппарата, на втором - нарушение осанки, на третьем - сколиоз. Заболевания глаза и сколиоз наиболее распространены среди учащихся лицея, а нарушения осанки в сельской Новолоктинской школе.
  3. Наибольший процент школьников с неудовлетворительной адаптацией был выявлен среди учеников городской школы № 1, несколько ниже процент детей с неудовлетворительной адаптацией в общеобразовательном лицее и Новолоктинской сельской школе. Минимальное количество учеников с неудовлетворительной адаптацией было нами отмечено в Карасульской сельской школе. Ни в одной возрастной группе карасульских сельских школьников срывов процесса адаптации выявлено не было.

Полученные результаты позволят сельским и городским учебным заведениям определить корректирующие направления деятельности по сохранению и укреплению здоровья учеников.

Рецензенты:


В статье рассмотрены негативные тенденции динамики состояния здоровья школьников и роль системы образования в формировании и сохранении здоровья подрастающего поколения. Приведены рекомендации по организации учебного процесса. Среди способов улучшения здоровья особое внимание уделено формированию культуры здоровья учащихся, мотивации здорового образа жизни.

Ключевые слова: школьники, образование, воспитание, методики, мотивация, здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, интерактивные методы, здоровьесберегающие технологии.

Some negative changing of the schoolers health, are discussed in the article. Also the article demonstrates significance of the education system in promotion health of younger generation and gives recomendations for organization of education process. Among of the ways to improve their health the article focuses on promotion of health culture and of the healthy lifestyle motivation for the schoolers.

Key words: schoolers, education, techniques, motivation, health, healthy lifestyle, health culture, interactive techniques, healthsafing technologies.

В последние годы наблюдается негативная динамика состояния здоровья населения, особенно учащейся молодёжи [3, 7]. Несмотря на некоторую стабилизацию демографических показателей, выявляется отчетливая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.

По данным различных авторов, насчитывается лишь 10–15 % практически здоровых школьников, примерно 50 % имеют небольшие морфологические или функциональные отклонения и 35–40 % — хронические заболевания. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4–5 раз. К моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки; каждый четвёртый — патологию сердечно-сосудистой системы. Вероятно, можно полагать, что школа превратилась в дополнительный фактор риска развития заболеваний вместо того, чтобы выполнять оздоравливающую роль [3, 6].

Известно, что физическое развитие является важнейшим показателем здоровья растущего организма. Если в прежние десятилетия наблюдалось увеличение показателей с ускорением процессов роста и развития (акселерация) детей и подростков, то с середины 90-х годов началась стабилизация основных морфологических и уменьшение функциональных показателей, а также резкое снижение темпов роста и развития, то есть отмечается процесс стагнации с последующей децелерацией молодого поколения россиян.

По результатам исследований Научного центра здоровья детей Российской АМН, за последнее десятилетие число школьников с дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза, а среди обучающихся в школах с интенсификацией учебного процесса — еще более значительно. Проведенные исследования позволили также установить снижение функциональных возможностей современных школьников по показателям динамометрии и оценке адаптационного потенциала растущего организма, а также замедление биологического развития (примерно на полгода позже отмечается появление менархе).

Однако, несмотря на завершение процессов эпохальной акселерации, в настоящее время имеет место внутригрупповая акселерация подростков.

Результатом интенсификации учебного процесса является выраженное утомление к концу дня и недели у 40–55 % учащихся, в то время как в общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20–30 %; у 60–63 % — регистрируется изменение артериального давления (как правило, по гипертоническому типу), у 78–85 % отмечаются неврозоподобные реакции. Социально-психологическая дезадаптация учащихся различна для каждого из учреждений: в лицеях преобладает дезадаптация в форме неэффективной учебной деятельности, в гимназиях — неэффективность учебной деятельности и эмоциональное неблагополучие, в частных (авторских) школах — проблемы в социальных контактах учащихся. Более половины учащихся указанных школ имеют хронические заболевания [3].

В комплексе факторов, способствующих ухудшению состояния здоровья детей и подростков, имеет значение и несоблюдение гигиенических требований к условиям обучения в школе, среди которых можно назвать переуплотненность классных помещений, неблагоприятные микроклиматические условия, компьютеризация с нарушением требований безопасности при оснащении помещений указанными техническими средствами.

Учитывая, что, по данным экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, среди факторов, влияющих на здоровье, наибольший удельный вес занимает образ жизни (более 50 %), участие системы образования в разрешении данной проблемы является чрезвычайно важным [4]. Сегодня в России значительное число школ в той или иной степени уделяет внимание здоровью учащихся, однако представление об этом в школе нередко сводится только к соблюдению требований санитарных правил и проведению оздоровительных медицинских мероприятий.

Как модель поведения ЗОЖ не возникает сам собой, а формируется с ранних лет. Подростки понимают, что им нужно для сохранения их здоровья, готовы получать информацию на эту тему, как дома, так и в школе. В контексте этого, одной из приоритетных задач школы становится задача воспитания у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Исследователи отмечают, что здоровый образ жизни обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. При обучении здоровому образу жизни нужно учитывать возрастные особенности школьников. В подростковом возрасте еще недостаточно сформировано представление о личностной ценности здоровья.

Центральным вопросом при этом является формирование культуры здоровья, представляющей собой часть личностной культуры человека [5]. Будучи базовой ценностью человека, ЗОЖ как основа культуры здоровья обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности организма, создает предпосылки для гармоничного развития личности, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения к учебной деятельности.

В основу формирования культуры здорового образа жизни могут быть положены такие подходы: валеологический, культурологический, инновационный, личностноориентированный. Из данного положения следуют такие выводы:

1) Если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится.

2) Для детей и подростков здоровьесберегающей средой может стать школа, которая взаимодействует с другими социальными объектами и является эффективным институтом культивирования здорового образа жизни.

Культуру здоровья школьников необходимо формировать как в учебное время (при изучении таких дисциплин как физическое воспитание, ОБЖ, литература, русский язык, математика, биология и др.), так и во внеучебной деятельности (валеологическое просвещение родителей, поскольку установки и жизненные ценности, закладывающиеся в семье, немаловажны для формирования ЗОЖ личности; спортивно-оздоровительные мероприятия помогают школьникам снять утомление после учебного дня, способствуют физическому развитию и укреплению здоровья).

Изучение психофизиологических особенностей школьников помогает учителю активизировать работу по формированию здорового образа жизни. При обучении подростков основам здорового образа жизни рекомендуется использовать такие формы работы, которые основываются на самостоятельной, творческой деятельности самих учащихся. Усилия в этом направлении оказываются более эффективными у педагогов, которые используют интерактивные методы и разнообразные формы обучения, в том числе проблемное изложение учебного материала; игровые формы учебной деятельности (разгадывание кроссвордов, загадок, ролевые игры и создание педагогических ситуаций, формирующих позитивное отношение к своему здоровью и сознательное желание беречь его) [2, 5, 8].

Ключевым вопросом формирования здоровья является становление мотивации ЗОЖ, которое базируется на двух важных принципах: возрастном и деятельностном. Первый принцип гласит: воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства. Второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность — путём упражнений, регулярно повторяющихся. В этой связи большой интерес представляет система физических упражнений — аэробика, фитнесс и др., в особенности метод контроля состояния организма, при помощи которого осуществляется обратная связь в ответных реакциях организма на положительные и отрицательные воздействия. Для этого должны быть разработаны простые и доступные инструментальные и неинструментальные способы быстрой оценки и самооценки состояния организма. Пользуясь ими, учащиеся будут воочию убеждаться, к чему приводит неправильный и что даёт правильный образ жизни.

Положительным примером может служить проведение спортивных праздников и дней здоровья с приглашением врача-нарколога, психотерапевта, диетолога, спортсменов и др. [1, 2, 9].

Таким образом, формирование здоровья школьников осуществляется не только путём передачи знаний, становления мотивации и ценностного отношения к здоровью, но и организации ЗОЖ учащихся в системе их досуга и жизни в семье, физического развития во внеклассной деятельности. В учебно-воспитательном процессе важным является применение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; оптимальную организацию учебного процесса и физической активности школьников, а также разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

1. Бойков А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) // Профилактическая медицина. 2011. № 3 (40). — С.17–19.

2. Борисова А. А., Борисова Л. П., Сыромятникова Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования// Молодой ученый. 2012. № 6. — С.375–377

3. Макарова Л. П., Корчагина Г. А. Особенности состояния здоровья современных школьников//Вестник Герценовского университета № 8 (44) 2007. — С.47–48.

4. Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема// Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. — С. 242.

6. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья// Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. — С. 90–96.

9. Сухоруков Д. В., Богданов А. А. Социологические методы исследования аддиктивного поведения // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 — С.61.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, школа, учебный процесс, подросток, учебная деятельность, физическое развитие, двигательная активность, нервно-психическое здоровье учащихся, подростковый возраст, позитивное отношение.

Ключевые слова

школьники, образование, воспитание, методики, мотивация, здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, интерактивные методы, здоровьесберегающие технологии.

Похожие статьи

Двигательная активность подростков в современном обществе

Библиографическое описание: Балакирева А. А. Двигательная активность подростков в современном обществе [Текст]

Двигательная активность является одним из главных в сохранении здоровья и успешной профессиональной и общественной жизни человечества.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего.

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде. Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления.

Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни.

здоровый образ жизни, волейбол, средства оздоровления, динамика физической подготовки.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей.

Исследование уровня двигательной активности учащихся

А это, значит, увеличилась учебная нагрузка в школе. Сегодня учащиеся каждый день находятся в относительно

Причины в нас самих — слишком уж неподвижный образ жизни мы ведем.

Использование подвижных игр как средство развития двигательной активности.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу.

Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу. Подростковый возраст — это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка.

Социально-педагогические аспекты формирования здорового.

Разумеется, радикально изменить свой образ жизни в сторону повышения двигательной активности можно в любом возрасте. Однако лучше начинать занятия физической культурой, на наш взгляд, в более раннем возрасте.

Двигательная активность и здоровье | Статья в журнале.

физическая культура, физическое воспитание, Узбекистан, двигательная активность, физическая активность, здоровый образ жизни, физическое развитие, мышечная деятельность, физическая нагрузка, физический.

Взаимосвязь двигательной активности и успешной учебной.

 Двигательная активность оказывает позитивное влияние на учебную деятельность, усиливает стрессоустойчивость детей.  Чрезмерная двигательная активность влияет на восприятие учебного материала, снижает концентрацию внимания.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни обучающихся.

Ведение здорового образа жизни, положительное отношение к ЗОЖ, занятие спортом и физической культурой, все это формируется со школьной скамьи.

Именно школа совместно с семьей должна выпустить в жизнь здорового физически и психически члена общества, на.

Читайте также: