Анализ занятия по ознакомлению с художественной литературой в доу

Обновлено: 08.07.2024

1. Образовательные задачи:

-развивать интерес к художественной литературе;
-расширить знания детей о сказках А.С.Пушкина;
-развивать коммуникативные качества.

2. Развивающие задачи:

-учить вслушиваться в ритм и мелодику текста;
-помочь выразительно, используя мимику, жесты участвовать в инсценировках;
-формировать эмоциональное отношение к произведениям поэта;
-учить анализировать поступки героев, устанавливать связи, делать обобщения и выводы;
-активизировать память, внимание, мышление;
-развивать познавательный интерес.

3. Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь, трепетное отношение и гордость за Пушкина;
-формировать бережное отношение к книге;
-закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
-развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность, доброту, отзывчивость и патриотизм.
-вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.

5. Используемые технологии:
 игровая;
 информационно- коммуникационная;
 проектная;
 личностно - ориентированная ;
 здоровьесберегающая;
 интегрированное обучение.

Воспитатель: Матвеева Л. О.

Тип: интегрированное (коммуникация (развитие речи) совместно с ознакомлением с художественной литературой с элементами драматизации).

Представленный конспект – построен в соответствии с ФГОС ДО, а так же дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

Принцип доступности (соответствие индивидуальных особенностей детей)

Принцип психологической комфортности (уверенность, спокойствие, доброжелательность)

Цель НОД: систематизировать знания детей об основных жанрах русской литературы.

В ходе занятия решены следующие задачи:

развивать эмоционально-выразительную речь (использовать логическое ударение, паузу, понимать содержание литературной фразы, использовать невербальные формы выразительности речи (умение интонировать, передавать эмоции и сопереживания с помощью жестов, мимики);

развивать коммуникативные навыки и личностное взаимодействие дошкольников во время выполнения совместных заданий;

развивать связную речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно по устной инструкции;

совершенствовать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, использовать речь, как средство общения;

поощрять проявление интереса к смысловой стороне слова; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

воспитывать интерес к русской культуре и прививать любовь к литературе, книге.

При подготовке к занятию были учтены требования программы: интеграция областей, возрастные особенности детей, решение образовательных и воспитательных задач в единстве, учёт положения о ведущей деятельности и смене видов деятельности, создание непринуждённой обстановки, осуществления взаимодействия при ведущей роли взрослого.

Предварительная работа: Знакомство с творчеством И. А. Крылова и К. Д. Ушинского, рассматривание иллюстраций к их произведениям. Беседы по басням, драматизации отрывков из басен. Беседа о жанрах русской литературы. Разучивание басни, стихотворения, сказки, рассказа, постановка драматизации. Изготовление книжек-малышек по жанрам русской литературы и оформление выставки.

В ходе занятия использовались различные методы и приёмы:

словесный (рассказывание стихотворений, сказки, рассказа, чтение басни, загадки, беседа, вопросы, объяснение);

наглядный (мнемотаблцы, портреты русских писателей);

игровой (драматизация сказки, басни, рассказа, физминутка.)

Использование выше перечисленных приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке. На протяжении всего занятия дети были активными, заинтересованными.

Продолжительность занятия соответствует нормам.

Вывод: Цель занятия достигнута, систематизированы знания детей об основных жанрах русской литературы, поставленные задачи, на мой взгляд, были выполнены.

Формы работы с родителями по чтению художественной литературы ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1. СЕМИНАРЫ 2. ПРАКТИКУМЫ 3. КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей. 4. КОНКУРСЫ - Чтецов,.

Опыт работы по дополнительному чтению художественной литературы Предлагаю коллегам свой опыт дополнительного чтения художественной литературы с детьми с целью привития им навыков полного анализа текста.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в средней группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД № Тема Цели Материал.

Тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе Тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе на 2015-2016 учебный год Тема занятия и основные художественные.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата и место его проведения: 7.11.2018

Провела: Беляева Ольга Геннадьевна

Участники: дети подготовительной группы

Возраст обучающихся: 6 лет

Цель занятия: с оздание условий для развития связной речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору игрушек.

Образовательные: у чить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки, используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок.
Закреплять умение использовать в речи эпитеты, характеризирующие героев, использовать в речи диалоги.

Продолжать учить детей пересказывать по ролям сказку, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

Развивающие: развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение делать выводы и умозаключения;

Воспитательные: Воспитывать умение понимать смысл пословиц . Воспитывать интерес к чтению книг, любовь к сказкам. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Тип занятия: тематическое.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Методы и приемы: игровая ситуация, беседа, демонстрация

Продолжительность: 30 минут.

Цели занятия:

Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.

Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности.

Занятие соответствует уровню развития детей данной группы, все этапы занятия отвечают их возрастным особенностям в полной мере.

Психологическое обоснование выбора формы проведения и содержания деятельности:

Занятие состоит из основных частей: оргмомент, практическая часть и подведение итогов. В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности.

Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, стихотворение, вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный: иллюстрации, книги, картинки, сказки

3. Практический: составляли сказки

4. Игровой (путешествие, загадки, колечко)

Приемы: игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

Все используемые приёмы соответствуют возрасту детей данной группы.

Ход занятия:

На протяжении всего занятия педагог создавал проблемную ситуацию, который стимулировал процесс мышления, и дети выполняли задания, отгадывали загадки, составляли сказки. Все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе.

Соблюдены санитарно-гигиенические требования: длительность проведения непосредственно образовательной деятельности соответствует возрастным нормам, время эффективно использовано, темп оптимален.

Стиль общения педагога с детьми можно оценить как демократический, были включены релаксационные моменты, во время занятия проводилась физкультминутка.

Объем двигательной активности, интеллектуальная нагрузка достаточны, нагрузка на органы зрения и слуха оптимальна.

Контролируемость занятия:

Контроль осуществлялся на всех этапах занятия. Дети с легкостью усваивали преподнесенный материал. Атмосфера занятия была благоприятной. С легкостью и желанием реагировали на приемы активизации, дружно и коллективно выполняли задания. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление.

Общая оценка деятельности:

В данной группе воспитатель смог правильно настроить детей на работу, использовал загадки, На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателем и детьми.

Внешний облик воспитателя был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии.

Соблюдены такие дидактические принципы, как соответствие материала возрасту, программе, доступность, наглядность, актуальность, новизна, проблемность, оптимальность объема материала. На протяжении занятия была выдержана сюжетная линия, сохранены целевые установки, формировалось осмысленное отношение к работе.

Материалы, используемые на занятии, соответствуют возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям.

Общая оценка образовательной деятельности:

Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия. Были выделены и задействованы все приемы для решения поставленных задач; все без исключения приемы соответствовали возрасту детей и требованиям методики данной программы. Все приемы, применяемые воспитателем на занятии, были правильны и точны. Все задачи программного содержания были освоены детьми полностью. Достигнуто активное участие всех детей доступной мерой трудности выдвигаемых задач.

Используемые методы и организационные формы работы соответствуют целям, задачам и содержанию образовательного взаимодействия, интересам и потребностям, индивидуальным особенностям и возможностям детей; поставленные педагогом цели достигнуты.

Анализ деятельности воспитателя:

К занятию педагог была готова. Хорошо продумана структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразно распределено время занятия. Рационально выбрана форма обучения. Оборудование занятия: наглядный и демонстрационный материал, который эффективно использовался. Содержание занятия соответствует требованиям программы, является полным, достоверным и было передано детям в доступной форме. Были правильно выбраны методы, приемы и средства обучения, которые соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям.

Педагог предлагает детям назвать результаты деятельности и способы их достижения; соотносит оценку итогов с выделенными в ходе мотивационно-ориентировочного этапа целями работы на занятии; аргументирует оценки, показывает детям их достижения и недоработки. При оценивании учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, сочетает методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • Систематизация планирования и организации работы по художественной литературе и пересказу художественных произведений;
  • Анализ предметно - развивающей среды по развитию речи.

Сроки проверки:

  • С 01.09.2016 по 19.09.2016 года.
  • С 01.09.2016 по 30.09.2016 года.

Вид контроля: тематический.

Кто проверяется: воспитатели всех возрастных групп.

по итогам тематической проверки

Систематизация планирования и организации работы по художественной литературе и пересказу художественных произведений;

Анализ предметно - развивающей среды по развитию речи.

Сроки проверки:

С 01.09.2016 по 19.09.2016 года.

С 01.09.2016 по 30.09.2016 года.

Вид контроля: тематический.

Кто проверяется: воспитатели всех возрастных групп.

Вопросы контроля:

Планирование работы по художественной литературе и пересказу художественных произведений в течение дня во всех возрастных группах.

Умение организовать совместную работу воспитателей с детьми дошкольного возраста.

Организация и содержание книжных уголков во всех возрастных группах.

Содержание информации для родителей по художественной литературе и пересказу художественных произведений детьми.

Формы и методы контроля:

Проверка календарных планов воспитатель -образовательной работы воспитателей.

Проверка содержания книжных уголков во всех возрастных группах.

Просмотр НОД по художественной литературе и пересказу художественных произведений детьми.

Проверка предоставляемой информации для родителей.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.

Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения.

Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей(насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Для реализации выше перечисленного педагогами ДОУ были проведены следующие занятия:

Проверка календарных планов воспитательно -образовательной работы воспитателей всех возрастных групп показала, что планирование работы по художественной литературе и пересказу художественных произведений детьми ведётся постоянно. Воспитатели планируют следующие формы работы: непосредственно организованную образовательную деятельность, дидактические и словесные игры, беседы, индивидуальную работу, пересказ произведений художественной литературы, заучивание стихотворений, песенок, скороговорок, чистоговорок. Все формы работы по художественной литературе и пересказу художественных произведений планируются в различных видах организованной образовательной деятельности, как её часть, а также в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в совместной работе с родителями.

В ходе тематической проверки была обследована предметно -развивающая среда для чтения художественной литературы во всех возрастных группах. Она показала, что в каждой группе имеется оборудованный речевой книжный уголок. Он находится в хорошо освещённом месте, со столом и стульями для детей, с полочками для книг и выставок. Содержание уголков соответствует возрасту детей. В нём представлены: художественная литература, иллюстрации к произведениям художественной литературы, материалы о художниках — иллюстраторах, материалы для диагностирования детей. В речевых уголках достаточно оборудования для театрализованной деятельности, имеются лэпбуки:

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому ребенку . Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Анализ работы с родителями по данной теме тематического контроля показал следующее, воспитателями были проведены следующие мероприятия:

Во всех группах обращать внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому может помочь чтение детской художественной литературы, дидактические игры, живое общение взрослого и ребёнка.

Анализ бесед с детьми показал, что многие дети не знают фамилии писателей и поэтов, произведения которых они читали в детском саду. Для этого необходимо продумать интересные формы работы с детьми и родителями. Например, оформление тематических выставок или проведение вечеров, посвящённых творчеству писателей, ознакомление с их биографиями, празднование именин произведения, проведение интеллектуальных марафонов, оформление макетов по мотивам любимых сказок, поощрение создания и обогащения семейных детских библиотек, посещение детской библиотеки.

Анализ работы с родителями свидетельствует о том, что работа по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы, ограничивается лишь такими формами работы, как оформление папок-передвижек и наглядной информацией, подготовка к тематическому конкурсу рисунков по произведениям и конкурсу чтецов.

В ходе контроля были даны рекомендации по оформлению и содержанию наглядной информации для родителей, разнообразию форм работы по данному направлению.

Вывод: работа детского сада по ознакомлению дошкольников с художественной литературой эффективна.

Рекомендации воспитателям всех возрастных групп:

Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с родителями и детьми.

Срок исполнения – постоянно.

Планировать индивидуальную работу с детьми в центре Книги.

Срок исполнения - постоянно.

Разнообразить формы работы с детьми по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Срок исполнения - постоянно.

Оформить буклеты, рекомендации для родителей по организации семейного чтения.

Читайте также: