Анализ задачи 4 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

"Задачи на движение. Взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние. (Закрепление)" – 4 урок по теме.

Источники, используемые при подготовке к уроку, в т.ч. и учебник по предмету с указанием автора и года издания

Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2014.

Керова Г.В. Сборник текстовых задач: тексты, методика, мониторинг: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.

Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 4 класс: к УМК Школа России Моро М.И. и др. – М.: ВАКО, 2014.

Задачи, направленные на формирование

предметных знаний, умений и способов деятельности:

Задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий:

обучающиеся будут учиться делать выводы, строить рассуждения, совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения во время работы с таблицами, с чертежами, при составлении взаимообратных задач; контролировать свои действия, вносить необходимые коррективы после завершения действий, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

создание условий для развития у обучающихся познавательной мотивации, инициативы и интереса к учебной деятельности, навыков сотрудничества при работе в паре.

урок применения предметных ЗУНов и УУД (урок закрепления) - по форме организации учебных занятий

урок креативного типа (урок составления и решения задач) - по типологии нестандартных уроков (по А.В.Хуторскому)

Необходимое оборудование:

компьютер, проектор, презентация,

таблицы и чертежи к задачам (выполненные дома учащимися на листах форматом А 2),

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

* Здесь будет файл: /data/edu/files/m1453985656.ppt (Презентация к уроку математики.ppt)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

Приветствие

Учитель настраивает детей на продуктивную работу, создаёт доброжелательную атмосферу с помощью стихотворения:

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой, пожмём друг другу руку, подарим хорошее настроение, пожелаем успехов на уроке. Постараемся провести урок математики так, чтобы он получился интересным и познавательным.

- Садитесь. Запишите в тетрадях число, классная работа.

Дети принимают позицию учителя, участвуют в создании доброжелательной атмосферы.

Дети с улыбкой жмут руку соседу по парте, желают успехов на уроке.

Дети записывают в тетрадях:

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме

1. Проверка домашнего задания (Учебник стр. 7 № 24. Вырази величины в указанных единицах измерения).

Задание № 24 стр.7 из учебника.


Учитель ставит перед детьми вопросы, выясняющие проблемы при выполнении домашнего задания:

1) Вызвало ли домашнее задание из №7 затруднения? Если были, то какие? И как справились с трудностями?

2) Как вы выразили 267 дм 2 в кв. метрах и дециметрах?

3) Есть ли случаи, которые у вас до сих пор вызывают сомнения?

4) Помогите Саше перевести сутки и часы в часы.

5) Какие ещё единицы времени встретились? И какие результаты получились?

6)Найдите единицы длины, что у вас получилось при их переводе?

7) В задачах какого вида встречаются величины время и расстояние?

8) Какая третья величина встречается в задачах на движение?

Дети отвечают на вопросы учителя, приводят доказательства.

Нет, у меня не было затруднений. Я сам справился с заданием.

У меня возникли сложности с переводом единиц площади. Я воспользовался подсказкой справочника.

Мне помогла одноклассница.

Я выполнял это задание с мамой.

2) Ответ ребёнка:

В числе 267 2 сотни, значит, 267 дм2 = 2 м267 дм2

Я забываю, как надо переводить единицы времени. Сомневаюсь, правильно ли перевёл 2 сут 12 ч в часы. Уменя получилось 212 часов, а у Сони 60 часов.

2 сут. – это 24 2=48 (ч)

48ч + 12 ч = 60 ч, значит,

2 сут. 12 ч = 60 ч.

Надо перевести 1 мин 25 с в секунды

60 + 25 = 85 (с), значит,

1 мин 25с = 85 с

2) Надо перевести 5 мин в секунды

60  5 = 300 (с), значит,

6) 3075м = 3 км 75 м,

т.к. в 1 км = 1000м, а в числе 3075 – 3 тыс.

23568м = 23 км 568 м,

т.к. в 1 км = 1000м, а в числе 23568 – 23 тыс.

7) В задачах на движение.

2. Тестовые задания

Учитель выводит на экран изображение первого слайда презентации урока.


Слайд №1 (первоначальный вид)

Учитель ведёт беседу с учащимися по вопросам

9)Что же такое скорость? Прочитайте про себя предложенные варианты и выберите тот, который считаете верным.

Слайд № 1 (продолжение)


При проверке на слайде № 1 остаётся только верное утверждение.

Слайд №1 (окончательный вид))


Один ученик произносит вслух определение скорости.


Слайд №2 (законченный вид)


Дети читают задание и записывают выбранные из предложенных единицы измерения скорости в свою тетрадь.


При проверке на слайде № 3 поочерёдно по щелчку мыши появляются недостающие числа с наименованиями единиц измерения.

Слайд № 3 (окончательный вид)


Самооценка тестовых заданий

-Кто без ошибок выполнил это задание? Какие ошибки допустили? Кому нужна помощь?

Дети читают задание с экрана и записывают недостающие слова в тетрадь.

Дети оценивают свою тестовую работу (самооценка)

3. Устное решение задач на движение, составленных самими детьми дома (по желанию) с опорой на таблицы

Учитель ведёт беседу по вопросам, направ ляет мыслительную деятельность детей

- А какое задание вы выполняли дома по желанию?

Рисунки со стр. 10 учебника


-Для чего вам было задано такое задание?

-А для чего вам нужно уметь делать всё то, что вы перечислили?

-Как вы думаете, чем мы займёмся сейчас?

(На доске по щелчку мыши появляется слайд №4 с планом, но без формул).


- Какие величины надо найти в ваших задачах?

Вспомним формулы нахождения этих величин. (На слайде № 4 по щелчку мыши последовательно в ходе беседы учителя с учащимися появляются формулы нахождения расстояния, скорости и времени движения)

Слайд №4 (законченный вид)


Решение составленных детьми задач

Учитель направляет работу детей.

-Оцените себя, как вы справились с предлагаемыми заданиями

Отвечают на вопросы учителя.

Рисунки со стр. 11 учебника


Чтобы хорошо уметь находить эти величины.

Чтобы представлять, какой объект, с какой скоростью может двигаться.

«Я думаю, что мы в жизни передвигаемся пешком, на каком-либо транспорте. Мы должны уметь планировать свои передвижения, прикидывая какой путь пройдём, за какое время, с какой скоростью. Это нам необходимо, чтобы не опоздать на урок, на приём к врачу, на поезд и т.д.

Чтобы найти расстояние (s) надо скорость (v) умножить на время (t) – на слайде №5 появляется формула

s = v ´ t

Чтобы найти скорость (v), надо расстояние (s) разделить на время (t) – на слайде №5 появляется формула v = s : t

Чтобы найти время (t), надо расстояние (s) разделить на скорость (v) – на слайде №2 появляется формула

t = s : v

Проверка с помощью оценочных карточек

Соотносят задачу с чертежами

Первый ребёнок: «Цепочка рассуждений соблюдена. Задача решена верно. У меня для вас подготовлено задание:



Дети оценивают себя с помощью карточек !, +, -

Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Путём нажатия кнопки мыши на экране появляется таблица (без решений и формул) на слайде №5.


Учитель задаёт вопросы и предлагает задания по слайду №5::

- Какие задачи можно составить по данной таблице?

- Почему так решили?

-Составим задачи по краткой записи и решим их. О каком объекте может идти речь?

- Какую составим первую задачу? И как её решим.

На слайде № 5 под таблицей поочерёдно в ходе решения задач появляются записи решений.




Дети составляют задачи по данным в таблице

Здесь использованы одинаковые данные. В 1-ой и 2-ой задачах известны расстояния, равные одному и тому же числу 400 км. В 3-ей задаче эту величину надо узнать. В 1 и 2 задачах известны скорости, равные 80 км/ч. в 3-ей – эту скорость надо узнать. Время, 5 часов, известно во 1 и 3 задачах. Во второй– это искомое число.

Дети составляют задачу и решают её по первой строке таблицы.

Дети составляют и решают задачу по второй строке.

Дети составляют и решают задачу по третьей строке.

- Посмотрите на решения трёх задач. Какую закономерность заметили?

На какую связь похожи составленные решения?

На какую связь похожа закономерность в решениях этих задач?

Чем являются в задачах числа решений?

На слайде № 5 появляются формулы

Слайд №5 (законченный вид


Сформулируйте эту же зависимость для данных величин.

Для чего мы рассмотрели эту связь между скоростью, временем и расстоянием?

-Какая задача стоит сегодня перед нами?

На слайде №5 остаются только формулы.


Изображение презентации на экране закрывается

Ответ: Величинами: скорость, время, расстояние.

Формулируют зависимость между величинами, опираясь на формулы

-Умножая скорость на время, мы находим расстояние. Если расстояние разделить на скорость, то получится время. Если расстояние разделить на время, то получится скорость

-Чтобы доказать, что скорость, время, расстояние зависят друг от друга. Чтобы мы лучше запомнили формулы нахождения этих величин. Чтобы мы могли решать задачи, с опорой на зависимость между скоростью, временем и расстоянием. Чтобы с помощью обратных задач проверять решение данных.

Формулируют задачу урока

Научиться составлять и решать задачи на движение с опорой на зависимость между скоростью, временем и расстоянием.

Дети записывают формулы в тетрадь с целью дальнейшей опоры на них в ходе урока..

Первичное закрепление в знакомой и в изменённой ситуации

Составление и решение взаимообратных задач (работа в парах).

Задание № 27 со стр. 8 учебника


Но чтобы хорошо и правильно решать задачи, надо быстро считать.

Прочитать выражение и указать порядок действий:

Объяснить приемы вычислений, найти значения:

264:12= ( 240+24 ):12 ( 22 )

396:18= ( 360+36 ) :18 ( 22 )

880:16= ( 800+80 ):16 ( 55 )

660:15= ( 600+60 ):15 ( 44 )

Разность чисел 230 и 70 увеличить в 3 раза: (230-70)х3= ( 480 )

На сколько произведение чисел 16 и 5 больше произведения чисел 9 и 8?

Решение задач - методика работы над задачей.

Давайте вспомним, что такое задача.

На одной грядке выросло 60 морковок, а на другой на 35 меньше.

Будет ли это задача?

Нет вопроса задачи.

Поставьте вопрос, чтобы задача решалась в 1 действие.

Сколько морковок выросло на 2-ой грядке?

Какая это задача?

Поставьте вопрос, чтобы задача стала составной.

Решим ее. 60+ ( 60-35 )= ( 85 морковок )

Какие же части необходимы в задаче?

Условие, вопрос, решение, ответ.

Что значит решить задачу?

Ответить на поставленный в ней вопрос.

учебников. Второй класс выполнил 1/10 часть работы, а третий класс в 2 раза больше.

Сколько учебников еще не отремонтировано?

Можем мы решить ее.

Нет. Недостаточно числовых данных.

Подберите нужное число и запишите решение задачи на своих

индивидуальных досках по действиям. Но помните, что число должно

3) 48+96= 144 ( книги )

4) 480-144=336 ( книг )

На слайде рисунок.

Задача. На прямоугольном участке ½ площади занята помидорами, огурцами и

картофелем. На второй половине посажены деревья и цветы. Цветы занимают

1/20 часть второй половины. Под деревья занято 400 м2. Какова площадь всего

Составляем краткую запись - рисунок цветными карандашами.

Как будете решать задачу?

Посмотрите, что написано?

Краткая запись задачи - таблица.

Расход ткани на

Составить по краткой записи задачу.

Было 130 м ткани. Из нее сшили 25 простыней и несколько наволочек. На 1

простынь пошло 4 м, а на 1 наволочку 2 м. Сколько сшили наволочек?

Какая это задача?

Состоит из нескольких простых задач.

Выделите 1 простую задачу, 2 простую задачу, 3 простую задачу.

Кто составит выражение по задаче?

Задача 3. Решаем задачу синтезом.

?, на 2000 рублей больше

Что узнаем в 1 действии?

На сколько больше купили саженцев клена?

Какова цена 1 саженца?

Какова стоимость 360 лип?

Какова стоимость 420 кленов?

Молодцы! Решайте самостоятельно по действиям.

Задача 4. Анализ.

Два водителя выехали навстречу друг другу. Один ехал со скоростью 60 км/ч,

а другой со скоростью 68 км/ч. В пути они были 4 часа.

Сколько километров каждый из них ехал до встречи?

Читаем условие задачи.

Что в задаче известно?

Скорость обоих водителей и время, которое они были в пути.

Сколько км каждый из них ехал до встречи.

Что обозначает число 60?, 68?, 4?

60 - скорость, с которой ехал 1 водитель; 68 - скорость, с которой ехал 2

водитель; 4 - это время, которое они были в пути.

Составьте краткую запись задачи - чертеж на индивидуальных досках.

Покажите, что у вас получилось.

Анализ задачи: чтобы узнать, сколько км проехал каждый водитель, надо

знать, сколько проехал 1 и сколько проехал 2 в отдельности.

Чтобы узнать, сколько км проехал 1 водитель, надо знать его скорость и время.

Чтобы узнать, сколько км проехал 2 водитель, надо знать его с корость и время.

Мы это знаем, значит можем приступать к решению.

Решите задачу по действиям двумя способами.

1 способ 2 способ

60х4=240 ( км ) 60=68=128 (км/ч )

68х4=272 ( км ) 128х4=512 ( км )

В субботнике участвуют:

1 -ых классов - 4, по 30 учеников; ( 120 учеников ) ( всего 390 чел. )

2 -ых классов - 2, по 30 учеников; ( 60 учеников )

3 -их классов - 3, по 30 учеников; ( 90 учеников )

4 -ых классов - 4, по 30 учеников. ( 120 учеников )

Сколько человек участвует в субботнике?

Каждый ученик соберет по 3 кг макулатуры в месяц. Мы учимся 9 месяцев.

80 кг макулатуры сохранит 1 дерево. Сколько деревьев сохранят ученики?

10530:80=131 (дерево) ( и еще останется макулатура )

Убирали территорию школы и мыли классы - 150 человек.

Всего участвовали в субботнике - 390 человек.

Сколько человек собирали макулатуру?

Составим уравнение: 150+х=390 Проверка:

Купили 35 тетрадей на 630 рублей и 16 блокнотов. Цена блокнота на 12 рублей

Математика 4 класс Тема: Решение задач. Самоанализ к уроку.

Цель: совершенствовать вычислительные навыки, умение ре­шать задачи.

Планируемые результаты :

научить решать задачи разных видов; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; научить находить разные способы решения задачи.

Развивать логическое мышление, память, внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоанализа и самоконтроля;

Развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые условия.

Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умение выслушивать и уважать мнения других; Воспитывать ответственность, любознательность, усидчивость, познавательную активность, доброе отношение к своим одноклассникам; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Сценарий урока

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

2. Индивидуальная работа у доски

— Подчеркни уравнения, которые решаются вычитанием, и реши их.

654 : х = 6 х + 6 = 654 х • 6 = 654

654 - х = 6 х-654 = 6

3. Слайд 6

1. Кит достигает в весе 150 000 кг. Сколько тонн весит кит?

2. Прыжок дельфина составляет 680 см.

Выразите высоту прыжка в метрах и сантиметрах.

3. Размах крыльев у кондора 275 см. Сколько это метров, дециметров и сантиметров?

III . Самоопределение к деятельности

Решите ребус. Слайд 7

Ответ: задача.

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении задач разных видов.)

IV . Работа по теме урока Работа по учебнику №306 (с. 66).

— Прочитайте задачу и рассмотрите чертеж.

— Что известно в задаче?

— На какой вопрос можно ответить, зная массу всех овощей и массу тыквы и арбуза? (Чему равна масса дыни ?)

— Запишите вопрос первого действия в тетради. Как на него ответить ? (16 — 13 = 3 (кг).)

Что мы можем узнать дальше? (Зная массу арбуза и дыни и массу дыни, можем узнать массу арбуза.)

— Назовите вопрос следующего действия. (Чему равна масса арбуза?)

— Запишите вопрос второго действия в тетради. Как на него ответить ? (83 = 5 (кг).)

— Массу какого овоща осталось узнать? (Тыквы.)

— Назовите вопрос следующего действия. (Чему равна масса тыквы ?)

— Посмотрите на запись в тетради. Скажите, каким способом мы составили план решения задачи. (При помощи записи вопросов.)

— Что вы заметили? (Она похожа на предыдущую задачу.)

— Составьте схематический чертеж и решите задачу самостоя­тельно.

Решение Первый способ

1) 1945 — 1225 = 720 (уч.) — в третьей школе;

2) 1300 — 720 = 580 (уч.) — во второй школе;

3) 1225 - 580 = 645 ( уч.) - в первой школе.

1) 1945 — 1300 = 645 (уч.) — в первой школе;

2) 1225 - 645 = 580 ( уч.) - во второй школе;

3) 1300 — 580 = 720 (уч.) — в третьей школе.

Ответ: в первой школе 645 учеников, во второй 580 учеников, в третьей - 720 учеников.

V . Физкультминутка

Отдых наш — физкультминутка. ( Шаги на месте.)

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, ( Руки в стороны, вверх, в стороны, вниз.)

Раз и два, раз и два!

VI . Закрепление изученного материала

Работа но учебнику

№310 (с. 66). ( Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на от­кидной доске. Проверка, самооценка.)

1) 96 :4 = 24 ( км) - четвертая часть пути;

Ответ: мотоциклисту осталось проехать 72 км. (Выполнение заданий на полях (с. 66). Работа в парах. Про­верка.)

— Назовите магическую сумму квадрата. (420.)

Какое направление можно заполнить дальше? (Диагонали или вторую строку.)

Прочитайте числа по строкам.

- В каких единицах вы измеряли площади фигур? (В клетках.)

- Что нужно сделать, чтобы сравнить площади фигур? (Со­считать число клеток, из которых состоит каждая фигура, и из большего числа вычесть меньшее.)

- Сколько клеток в первой фигуре? (11.)

- Во второй фигуре? (14.)

- Сравните фигуры. (Первая фигура на 3 клетки меньше. Вто­рая фигура на 3клетки больше.)

№311 (с. 66). ( Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)

VII . Рефлексия

Ответы: 89 855, 3699.

- Оцените свою работу на уроке.

VIII . Подведение итогов урока

— Кто сегодня все задания выполнил правильно?

— Кто еще немного ошибается?

- Кому нужна помощь?

Домашнее задание

Учебник: № 308, 309 (с. 66).


Самоанализ урока

1 .Ф.И.О. учителя: Косумова Айшат Зайнадиевна

Цель: совершенствовать вычислительные навыки, умение ре­шать задачи.

Планируемые результаты :

научить решать задачи разных видов; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; научить находить разные способы решения задачи.

Развивать логическое мышление, память, внимание, навыки устных и письменных вычислений, самоанализа и самоконтроля;

Развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые условия.

Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умение выслушивать и уважать мнения других; Воспитывать ответственность, любознательность, усидчивость, познавательную активность, доброе отношение к своим одноклассникам; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: компьютер, интерактивная панель, презентация к уроку, учебник, тетрадь.

При разработке данного урока учитывались возрастные особенности и реальные возможности учеников 4-в класса, большинство которых имеет положительную мотивацию к учебной деятельности, высокой познавательной активности, умению работать в режиме творческого поиска.

Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Урок проводится с презентацией по теме. Объём материала оптимальный по учебной программе, базируется на уже имеющуюся в опыте учащихся систему знаний. Изложение материала было последовательным, логически правильным. В ходе урока акцентирую внимание учащихся на основных понятиях, подчёркиваю ведущую идею темы.

На уроке использовались разные виды работ: индивидуальная работа, фронтальная, групповая, опрос, решение уравнений, рассматривание, чтение.

Проблему развития познавательного интереса детей решала средствами занимательности в обучении математике, видно было, что детям интересно, они внимательно слушали и выполняли задания. Урок проводился в соответствии с ФГОС, с использованием ИКТ, работа в группах, что способствовало вовлечению всех обучающихся класса в процесс обучения.

В целом урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих школьникам умение учиться. Вырабатывать умение высказывать своё мнение, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию.

Устный счёт включал в себя ранее изученный материал, решение выражений удобным способом,

Для введения в тему урока была предложена проблемная ситуация, с которой учащиеся успешно справились. На уроке не забывала и о физическом здоровье детей: следила за осанкой, чередовала виды деятельности, проведена физкультминутка.

Была проведена самостоятельная работа по проверке вычислительных навыков. Мои взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания. В течение всего урока учила детей давать полные ответы и с точностью выражать свои мысли. На протяжении урока учила детей быть аккуратными и трудолюбивыми, соблюдать правила поведения на уроке.

Урок был проведён в достаточном темпе. В конце урока были подведены итоги, ученикам, активно работающим на уроке, были поставлены оценки. Всё запланированное на данный урок было осуществлено. Считаю, что задачи урока были мною успешно реализованы, урок удался.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по математике в 4 классе

Студентки группы НОЗ – 16 – 1

Демидовой Елены Михайловны

Дата проведения урока: 16.11.2020 г.

Форма урока: изучение нового материала

Тема:" Измерение площади фигуры. Палетка".

Цель: Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки, решать текстовые задачи изученных видов, переводить одни единицы площади в другие, работать с геометрическими фигурами.

Планируемые результаты:
Предметные УУД:

Ø ввести понятия палетка .

Ø познакомить со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки.

Ø развивать умения решать текстовые задачи.

Регулятивные УУД :

Ø определять тему урока, ставить цель.

Ø выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

Ø находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать пути исправления.

Ø осуществлять итоговый контроль.

Познавательные УУД :

Ø анализировать объекты.

Ø проводить сравнения.

Ø уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ø строить рассуждения на анализе.

Ø добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

Ø использование знаково-символических средств.

Ø выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД :

Ø использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем.

Ø осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь.

Ø формировать собственное мнение в высказываниях.

Ø развивать умение слушать и понимать других.

Ø развивать умение задавать вопросы.

Ø формировать конструктивные способы взаимодействия в парах.

Личностные УУД :

Ø развивать мотивацию к учёбе.

Ø понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

Ø быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

Ø не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Дидактические материалы к учебному занятию : Физическая карта мира, конверты с карточками маршрута юных археологов, рисунки материков, рисунок яиц динозавра, таблица, тестовое задание, инструкция по выполнению заданий и алгоритмом работы с палеткой, палетка.

Определение темы урока.

Знакомство с новой темой

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к уроку.

Настраивает на учебную деятельность.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать
Лишь оценку "5"?

Ребята у вас возник вопрос для чего нам на уроке математики географическая карта.

Об этом я вам расскажу. когда мы будем с вами знакомиться с новой темой нашего урока.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. Готовят рабочее место к уроку.

Коммуникативные УУД:

Ø планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

Ø понимают и принимают значение знаний для человека;

Ø проявляют интерес к предмету.

2.Актуализация знаний

Записываем дату и вид работы.

20 октября. Классная работа.

Включаем презентацию геометрические фигуры.


Ребята посмотрите на слайд, какие геометрические фигуры вы видите?

Давайте четко определение геометрическим фигурам.

-Что такое квадрат?

-Что такое прямоугольник?

-Как найти площадь квадрата или прямоугольника?

-Что такое площадь фигуры?

А какую фигуру вы еще не назвали?

Это фигура неправильной формы.

А можем мы найти ее площадь по формуле?

Мы с вами пока еще не знаем.

Выключить презентацию.

Отвечают на вопросы:

- Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.

-Прямоугольник -это четырехугольник,у которого противоположные стороны равны.

-Площадь- это величина, измеряющая размер поверхности фигуры.

Чтобы найти площадь квадрата или прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.

Предметные УУД:

Ø владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, логическими действиями. базовыми, предметными понятиями.

Ø самостоятельно находят необходимую информацию.

Регулятивные УУД:

Ø принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности;

Ø самостоятельно планируют и контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью.

Ø находят способы решения учебной задачи.

3.Определение темы урока.

Какую тему определим нашего урока?

Какие цели поставим?

А географическая карта сегодня для того чтобы помочь нам разобраться с темой нашего урока.


Ребята вы уже знакомы с понятием географической карты из окружающего мира.

Кто даст определение географической карты?

Посмотрите на карту,что мы видим?

Дайте определение понятию археолог?

Математика- царица всех наук. Она нужна в любой науке, в любой профессии, например, археологам и географам.

На каждой парте лежат конверты с индивидуальными заданиями и инструкциями действий.

-Достаньте из конверта-инструкцию, с алгоритмом действий, таблицу, где проводите вычисления, рисунок с изображением материка (измерение площади материка палеткой). Нахождение площади, фигур материков – Австралия, Южная Америка, Африка).

Алгоритм действий:

1.Заполните таблицу, следуя алгоритму:

1. Наложите палетку на фигуру;

2. Сосчитайте число m -целых клеток внутри фигуры;

3. Сосчитайте число n - неполных клеток фигуры и разделите это число на 2;

4. Вычислите значение площади по формуле: S = m + n /2 (если число n – нечетно, то увеличить или уменьшить его на 1);

2.Запишите вывод в тетрадях:

1. Запишите в тетрадях, с помощью какого инструмента научились находить площадь фигуры.

2. Какой формулой пользовались?

3. Пригодится ли вам в жизни умение находить площадь фигур? Где и зачем?

Таблица для вычисления:

Число полных клеток

Число неполных клеток n (см 2 )

Фигура Южная Америка




Определение темы и цели урока.

Географическая карта – это изображение земной поверхности на плоскости в уменьшенном виде(масштабе).

Археолог — является ученым, который по сохранившимся останкам жизнедеятельности изучает быт и культуру древних цивилизаций, археолог проводит раскопки для поиска источников исследования.

Предметные УУД:

Ø -самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока;

Ø самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления.

Регулятивные УУД:

Ø принимают и сохраняют учебные задачи; контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью;

Ø находят способы решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

Ø применять изученные правила общения.

4.Знакомство с новой темой.

Включить презентацию про палетку.


Сегодня на уроке вы научитесь выполнять приближенное вычисление площади любой плоской фигуры и познакомитесь с приспособлением для этого.

Существует способ нахождения площади фигур неправильной формы с помощью палетки – прозрачной плёнки с нанесенными на ней квадратными сантиметрами

Проговаривания формулы и алгоритма вычисления.

Ответы обучающихся. Рассуждения, выводы.

Предметные УУД:

Ø владеют способами выполнения заданий поискового характера;

Ø логическими действиями; базовыми предметными понятиями.

Регулятивные УУД

Ø принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные УУД:

Ø проявляют готовность слушать.

5.Работа по теме.

Алгоритм вычисления площади с помощью палетки

Наложите палетку на фигуру;

Сосчитайте число m , целых клеток внутри фигуры;

Сосчитайте число n неполных клеток фигуры и разделите это число на 2;

Вычислите значение площади по формуле: S = m + n : 2 (если число – n нечетно, то увеличить или уменьшить его на 1);

Выключить презентацию.

А сейчас ребята, прежде чем мы отправимся в путешествие, мы поработаем с учебником.

Откройте учебник на странице 43.


Давайте прочтем определение Палетки.

Площадь, каких фигур мы можем вычислить при помощи палетки.

Запишем формулу в тетрадь.

Выполним задание № 191.

Предметные УУД:

Ø проводят анализ;

Ø осуществляют измерение,вычисление;

Регулятивные УУД:

Ø осуществляют контроль;

Ø осуществляет оценку,волевую саморегуляцию, в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД:

Ø планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

6.Первичное закрепление

Отправляемся с вами в путешествие на раскопки каждый на свой материк. Вы приехали на раскопки. Вам необходимо определить какова площадь того рисунка материка, на котором вы будете что-то искать. Дети по формуле находят площадь.

Давайте проверим, как вы справились с заданием. Опрос учащихся.

Работа по индивидуальным карточкам.

Предметные УУД:

Ø владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера,логическими действиями.базовыми,предметными понятиями.

Коммуникативные УУД:

Ø применяют изученные правила общения,работающих в паре,обмениваются мнениями;

Ø умеют слушать друг друга..

Физкультминутка

- Вы наверное устали?
-Да!
- И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
как динозавры зашипели:, зарычали.
Пошипели, помолчали
как динозавры, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком присели.

Регулятивные УУД:

Ø принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

Ø проявляют готовность слушать.

Личные УУД:

Ø имеют установку на здоровый образ жизни.

7.Практическая деятельность.

Вам интересно, что же вы откопали в результате раскопок?

Достаньте из конверта еще один рисунок. Что это? Яйца динозавров, вымерших животных.

Найдите площадь яйца с помощью палетки. Дети берут рисунки яйца, самостоятельно находят площадь яйца с помощью палетки.

Проверьте у соседа по парте площадь.

Находят самостоятельно (с последующей проверкой) площадь при помощи палетки. Взаимопроверка.

Предметные УУД:

Ø ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного;

Ø принимают и сохраняют учебные задачи;

Ø контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью;

Ø находят способы решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

Ø планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

8.Тестирование

- Проверим наши знания, как вы научились пользоваться палеткой.

Достаньте из конверта тестовое задание. В тесте подчеркните правильный ответ.

1. Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется

2. Чтобы найти площадь квадрата или прямоугольника , нужно

- длину умножить на ширину;

- найти сумму всех сторон.

3. С помощью палетки площадь находят так:

- Сложи количество полных квадратов и число неполных квадратов, делённое на 2.

- длину умножить на ширину.

4. Единицы измерения площади:

- мм 2 см 2 м 2 к м 2

5. Формула площади квадрата или прямоугольника?

Сделайте записи в тетрадях согласно инструкции по применению палетки и запишите формулу нахождения площади при помощи палетки.

Работают с тестом.

Предметные УУД:

Ø владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, логическими действиями. базовыми, предметными и понятиями;

Ø самостоятельно находят необходимую информацию.

Регулятивные УУД:

Ø принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности;

Ø самостоятельно планируют и контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью.

Ø находят способы решения учебной задачи.

9. Рефлексия. Комментирование оценок.

Вы сегодня хорошо потрудились ,давайте оценим вашу работу.

Оцените себя и свою работу на уроке.

На полях в тетради нарисуйте шкалу и поставьте себя на определенный уровень.

Опрос кто себя как оценивает.

- Ч то нового узнали на уроке?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке по шкале.

Предметные УУД:

Ø ориентируются в своей системе знаний,отличают новое от уже известного;

Ø принимают и сохраняют учебные задачи.

Регулятивные УУД:

Ø оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные УУД:

Ø проявляют интерес к предмету.

10.Домашнее задание

Задают уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

Ø принимают и сохраняют учебную задачу;

Ø осуществляют поиск средств. для ее выполнения.

Самоанализ урока математики по ФГОС

Тема: "Измерение площади фигуры. Палетка".

Цель - познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки, решать текстовые задачи изученных видов, переводить одни единицы площади в другие, работать с геометрическими фигурами.

Это по типу урок открытия новых знаний, он включал в себя 10 этапов.

Структура урока соответствовала системе обучения, программе и специфике учебного предмета. Основными были этап открытия новых знаний .

При проведении урока ориентировалась на принципы обучения:

наглядности, научности, доступности и посильности, принцип учета возрастных особенностей обучающихся .

Чтобы достигнуть цели урока, были подобраны вопросы, задания. Содержание учебных заданий соответствовало по своей сложности возможностям детей, обеспечивало работу в зоне ближайшего развития.

Материал урока оказался легким и интересным для учащихся. Урок был проведен в форме путешествия по материкам.

Содержание урока построено с учётом компетентностного подхода.

На уроке широко использовались продуктивные и репродуктивные задания: составление алгоритма, взаимосвязь между величинами и др.

На этапе открытия новых знаний и постановки проблемы был использован объяснительно-иллюстративный метод обучения (работа с рисунком из учебника, , рисунки материков, рисунок яиц динозавра, таблица, работа с физической картой, вспомогательной схемой-таблицей) с помощью которого дети сформулировали определения новых понятий и правила.

В ходе урока была организована фронтальная работа учащихся. Предусмотрен достаточный объём самостоятельной работы учащихся.

Учитель отслеживал усвоение детьми учебного материала и правильность выполнения заданий, используя методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: фронтальный контроль, самоконтроль, рефлексия .

Распределение времени было рациональным.

Темп урока оптимальный.

Наглядный материал был уместен, функционален (использовался для решения определённой учебно-практической задачи).

Учитель проводил целенаправленную работу по формированию у учащихся положительной учебной мотивации, создавая ситуации взаимопомощи, сотрудничества, используя инновационные технологические приемы на всех этапах обучения, самооценка своей деятельности и её коррекция.

Цель урока можно считать достигнутой, план урока выполненным, материал урока усвоенным, потому что дети показали высокое качество знаний о том, что такое палетка и площадь, каких фигур они могут вычислить при помощи палетки.

В ходе урока учащиеся освоили УУД:

Предметные УУД:

Ø ввести понятия палетка .

Ø познакомить со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки.

Ø развивать умения решать текстовые задачи.

Регулятивные УУД :

Ø определять тему урока, ставить цель.

Ø выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

Ø находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать пути исправления.

Ø осуществлять итоговый контроль.

Познавательные УУД :

Ø анализировать объекты.

Ø проводить сравнения.

Ø уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ø строить рассуждения на анализе.

Ø добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

Ø использование знаково-символических средств.

Ø выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные УУД :

Ø использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем.

Ø осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь.

Ø формировать собственное мнение в высказываниях.

Ø развивать умение слушать и понимать других.

Ø развивать умение задавать вопросы.

Ø формировать конструктивные способы взаимодействия в парах.

Личностные УУД :

Ø развивать мотивацию к учёбе.

Ø понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

Ø быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

Ø не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Домашнее задание не вызовет затруднения у большинства учеников, потому что оно основано на изученном материале и служит для его тренировки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: совершенствовать умения решать задачи изученных видов, уравнения; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.

Совершенствовать способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;

Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, внимание память, умение анализировать и сравнивать, делать выводы; развивать познавательную активность путем создания проблемных ситуаций;

Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка.

Воспитывать любовь и интерес к математике, желание учиться и делать открытия, умение работать в парах, умение слушать других.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся применять изученные приемы вычислений; решать уравнения; моделировать с помощью краткой записи и решать задачи изученных видов разными способами и выбирать наиболее удобный способ, выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; научатся читать равенства, используя математическую терминологию

проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности;

давать оценку своей работе и работе одноклассников на уроке;

формировать нравственные ценности /отношение к родителям, любовь к Родине/

определять правила работы в парах;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные универсальные учебные действия:

определять цель и задачи урока с помощью выполнения задания;

планировать свою деятельность на уроке;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

использовать знако-символические средства при выполнении заданий;

делать выводы о результатах работы на уроке;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

слушать и понимать речь других;

формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал

Межпредметные связи: окружающий мир, ИЗО

Данный урок по типу является уроком рефлексии.

Форма урока: урок- путешествие.

Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Все дети имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей. На уроке были использованы различные виды работы: коллективная, индивидуальная, в парах, самостоятельная, дифференцированная. Один вид деятельности сменялся другим.

На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично-поисковый, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический, наглядный.

Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая, проблемно-развивающая, игровая.

Для достижения поставленных целей я использовала различные методы и приёмы, в том числе и те, которые способствуют реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Урок я начала с тренинга-настроя, это позволяет мне быстро собрать внимание детей и настроить их на урок. (Общекультурная компетенция).

Следующий этап урока – актуализация знаний и мотивация. Поскольку урок проходил как путешествие по планетам солнечной системы, устный счёт я провела в форме игры-путешествия, побывав на планете Марс, дети актуализировали знания изученного материала. Проведение устного счёта на уроках математики - это развитие (реализация) социально-трудовой компетенции (т.е., если ребёнок умеет хорошо устно считать, то у него не возникнут проблемы такого плана, как вычислить сумму покупок в магазине до того момента, как подойти к кассе.)

На уроке дети работали с учебником – решали уравнения, задачу по карточкам, вычисляли значения выражений, работали самостоятельно /по краткой записи составляли условие задачи и решали задачу/, была работа в группах /взаимопроверка решения задачи/. На уроке дети повторили и геометрический материал /находили площадь и периметр квадрата/. Поскольку урок проходил в игровой форме, дети не просто решали, а выполняли задания, которые предлагали планеты.

Уделяю внимание эдоровьесберегающей технологии через проведение подвижной, музыкальной физминутки.

Так, путешествуя по планетам Вселенной, ребята не только повторили материал из Окружающего мира о планетах, но и совершенствовали умения решать задачи изученных видов, уравнения; совершенствовали устные и письменные вычислительные навыки, готовились к контрольной работе.

Обчающиеся были активны. Применяли полученные знания в ходе урока. На уроках я стараюсь развивать самостоятельность обучающихся, начиная от самостоятельного целеполагания до подведения итогов.

На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все обучающиеся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.

В конце урока была рефлексия, сделана самооценка работы на уроке. Обучающимся было предложено домашнее задание, объём которого соответствовал нормативам. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе.

С моей точки зрения, урок был построен методически верно, цели достиг. Были учтены объём и сложность информации, возрастные особенности и учебные возможности обучающихся.

Читайте также: