Анализ взаимодействия администрации доу с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

Обновлено: 08.07.2024

Основные направления работы по построению взаимодействия между работниками ДОУ и семьями воспитанников

Организация системы продуктивного взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьями воспитанников является важным направлением деятельности ДОУ, поскольку только объединение усилий родителей и воспитателей, единая направленность их действий создает условия для полноценного развития подрастающего поколения.

Работа педагогов ДОУ по формированию взаимодействия с родителями воспитанников реализуется по следующим направлениям:

  1. Просвещение родителей. Педагоги знакомят родителей с особенностями воспитания, его методами и формами, помогают в выборе конкретных методов для определенного ребенка, с учетом его особенностей и потребностей, дают информацию о специфике психофизиологического развития детей разных возрастов, пропагандируют общечеловеческие и семейные ценности, необходимость привития ребенку семейных традиций, культуры и ценностей, акцентируют внимание на вопросах детской и семейной психологии.
  2. Практическая деятельность. Она связана с тем, что родители привлекаются к деятельности ДОУ: в организации мероприятий, высказывании своего мнения и идей по поводу конкретного направления деятельности педагога, применяемых методов работы, выражению своих предложений и идей. Кроме того, проводятся родительские собрания. Вчера, на которых осуществляется общение между родителями, обмен опытом семейного воспитания, мнениями и взглядами, использования каких-то нестандартных подходов в воспитании.

Готовые работы на аналогичную тему

Если родители или иные опекуны ребенка будут сотрудничать с воспитателем ДОУ, проявлять уважение к нему, прислушиваться к его мнению, то и ребенок будет стремиться к посещению ДОУ, хорошо относиться к педагогу, чувствовать себя защищенным и свободным, доверять воспитателю, признавать его авторитет.

Традиционные формы работы педагога ДОУ с родителями

Система взаимодействия между педагогами ДОУ и семьями воспитанников строится на основании следующих форм работы:

  1. Коллективная работа. Она предполагает организацию родительских собраний для обсуждения конкретных вопросов и проблем воспитания детей, ознакомления родителей с методами и формами воспитательной работы в ДОУ, а также теми методами, которые могут быть применены в домашних условиях. Сюда также входит проведение конференций, на которых выступаю специалисты конкретной области, освещая вопросы психического развития детей, социальной адаптации, влияние семейной обстановки на гармоничное развитие ребенка и иные проблемы и аспекты воспитания и развития ребенка.
  2. Индивидуальная работа. Она ориентирована на просвещение отдельных родителей по отдельным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка. Сюда входят беседы и консультации родителей. Педагог может вызвать родителя, если у него возникают какие-то вопросы к нему, по ходу наблюдения за поведением ребенка, если у ребенка имеются какие-то проблемы во взаимоотношениях с другими детьми и воспитателями. Если родитель желает что-то узнать о своем ребенке, разрешить какую-то проблему, решить вопрос с воспитанием, то может обратиться к педагогу за помощью. Кроме того, беседа с родителями может быть инициативой самого ребенка, когда его беспокоит какая-то семейная проблема, обстановка, ситуация и он желает ее разрешить, прося помощи у педагога. Индивидуальные консультации позволяет выявить причины того или иного поведения дошкольников, выбрать методы оптимального педагогического воздействия и просто сближают педагога с родителями и иными опекунами воспитанников. На консультации возможно приглашение каких-то специалистов, как для самого родителя, так и для ребенка.
  3. Наглядная работа. Она связана с созданием досок объявлений для родителей, проведение дня открытых дверей, создание выставки работ детей, создание творческих мероприятий, на которых дети демонстрируют свои достижения.
  4. Информационно-аналитическая работа. Она связана с проведением опросов родителей, заполнением анкет, прохождением тестов. Это необходимо педагогу для диагностирования семьи и семейной обстановки каждого воспитанника, знания мнений родителей в отношении какой-то текущей проблемы, взглядов на конкретные воспитательные мероприятия и т.д.
  5. Досуговая деятельность. Она связана с проведением совместных мероприятий с родителями и детьми: отмечание праздников, походы, прогулки, поездки, экскурсии, проведение детских утренников, семейные вернисажи.

Проектная деятельность как способ повышения педагогической компетентности родителей

Применение метода проектов в образовательной работе ДОУ обусловлено его огромным воспитательным потенциалом.

Использование проектов хорошо тем, что они обеспечивают развитие ребенка, помогают включить в воспитательный процесс родителей, обеспечить им психолого-педагогическую поддержку и повысить их педагогические знания и навыки в вопросах воспитания, обучения и развития детей.

Метод проекта используется педагогами в качестве формы работы с родителями. Его применение нацелено на развитие у родителей заинтересованности родителей в полноценном гармоничном развитии их чада, усвоении им социального опыта, а также формирование собственной педагогической позиции родителей, которая помогает понять своего ребенка и сформировать с ним продуктивное взаимодействие.

Проекты формируются по разным тематикам. Родители и дети могут сами вносить предложения и идеи по теме и способам реализации того или иного проекта дошкольной организации.

Проекты могут быть социальной направленности т.е. ориентированы на рассмотрение и решение значимых социальных задач, могут затрагивать вопросы семейного уклада, взаимоотношений и воспитания.

Главное условие проектной деятельности – участие в ней родителей воспитанников. Именно они должны извлечь из проекта максимум полезной информации и повысить свою педагогическую компетентность.

Семья благополучная, мама и папа имеют высшее образование. Оба родителя работают, материальное благосостояние семьи стабильное. Ребенок в семье единственный. Родители в возрасте после 30 лет.

Отношения между взрослыми в семье гармоничные. Отношение между взрослыми и ребенком – эмоциональная близость, симбиоз с матерью. Стиль семейного воспитания - гиперопека со стороны матери, удовлетворение всех прихотей ребенка.

Тип родительской любви – действенная жалость – принятие ребенка, но недоверие ему, излишняя опека. Требования к ребенку отсутствуют, модель поведения – жертвоприношение.

Таким образом, в ходе анализа полученной информации выявлены следующие проблемы детско-родительских отношений:

Семья благополучная, полная. Родители имеют среднее специальное образование. Оба родителя работают, материальное благосостояние семьи стабильное. Ребенок в семье второй. Родители в возрасте после 30 лет. Жилищные условия комфортные – у ребенка свой уголок в общей с сестрой комнате.

Отношения между взрослыми в семье гармоничные. Отношение между взрослыми и ребенком – эмоциональная близость, симбиоз с матерью, недостаточно требовательные. Стиль семейного воспитания - гиперопека со стороны родителей, удовлетворение всех прихотей ребенка.

Тип родительской любви – действенная жалость – принятие ребенка, но недоверие ему, излишняя опека. Требования к ребенку отсутствуют, модель поведения – жертвоприношение.

Таким образом, в ходе анализа полученной информации выявлены следующие проблемы детско-родительских отношений:

Семья полная. Родители имеют среднее образование. Оба родителя не работают, материальное благосостояние семьи не стабильное. Ребенок в семье единственный. Родители в возрасте до 30 лет. Жилищные условия - съемное жилье, у ребенка отдельная кровать в общей комнате. Отношения между взрослыми в семье конфликтные. Воспитанием занимается бабушка. Отношение между взрослыми и ребенком – чрезмерно требовательные, преобладание нравоучений, пренебрежение потребностями ребенка, непоследовательное поведение. Стиль семейного воспитания - авторитарность.

Тип родительской любви – презрение – антипатия, неуважение близость – отвержение ребенка, тотальный контроль со стороны бабушки, применение наказаний, отсутствие поощрений, преобладание в родительской воспитательной системе запретов. Требования к ребенку жесткие, без объяснения причин, модель общения – дисциплинарная – окрики, угрозы.

Тип авторитета – нравоучения. Преобладающие приемы воспитания – напоминание, убеждение, угроза, окрики, приказы, наказания.

Таким образом, в ходе анализа полученной информации выявлены следующие проблемы детско-родительских отношений:

Семья благополучная, полная. Мама имеет высшее образование, папа – среднее. Мама не работает, папа работает в в/ч, материальное благосостояние семьи стабильное. Ребенок в семье единственный. Родители в возрасте до 30 лет. Жилищные условия комфортные – у ребенка своя комната .

Отношения между взрослыми в семье гармоничные. Отношение между взрослыми и ребенком – эмоциональная близость, симбиоз с матерью, недостаточно требовательные. Стиль семейного воспитания - гиперопека со стороны родителей, удовлетворение всех прихотей ребенка.

Тип родительской любви – действенная жалость – принятие ребенка, но недоверие ему, излишняя опека. Требования к ребенку отсутствуют, модель поведения – жертвоприношение.

Таким образом, в ходе анализа полученной информации выявлены следующие проблемы детско-родительских отношений:

Семья не полная, воспитывает одна мама (дефицит воспитательных ресурсов). Мама имеет высшее образование. Работает, материальное благосостояние семьи стабильное. Ребенок в семье единственный. Родитель в возрасте после 40 лет. Жилищные условия -комфортные, у ребенка отдельная комната. Ребенок второй в семье. Отношение между взрослым и ребенком – чрезмерно требовательные, преобладание нравоучений, пренебрежение потребностями ребенка, непоследовательное поведение.

Стиль семейного воспитания - авторитарность.

Тип родительской любви – презрение – антипатия, неуважение близость – отвержение ребенка, тотальный контроль, применение наказаний, отсутствие поощрений, преобладание в родительской воспитательной системе запретов. Требования к ребенку жесткие, без объяснения причин, модель общения – дисциплинарная – окрики, угрозы.

Тип авторитета – нравоучения. Преобладающие приемы воспитания – напоминание, убеждение, угроза, окрики, приказы, наказания.

Таким образом, в ходе анализа полученной информации выявлены следующие проблемы детско-родительских отношений:

Таким образом, после анализа анкет и бесед с родителями в ходе практики выявлено две группы семей с проблемами:

Обобщая обе группы проблем, можно прийти к выводу, что общая проблема это низкая педагогическая культура родителей в вопросах развития и воспитания детей, применения методов наказания и поощрения, затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия . Таким образом, возникла необходимость разработки проекта по вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Анализ проблем, особенностей запроса родителей к ДОУ, целевых установок педагогов, администрации, сотрудников ДОУ

Роль администрации ДОУ в освоении педагогами конструктивного взаимодействия с родителями.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Роль администрации ДОУ в освоении педагогами
конструктивного взаимодействия с родителями

Каменная А.С.,
заведующий ГБДОУ д/с № 69;
Одинцова О.Ю.,
Заведующий ГБДОУ д/с № 91
Выборгского района Санкт-Петербурга

9 идущая из глубины веков: раз есть семья, значит, должны быть дети; раз есть дети, значит, при них должны быть родители. Репродуктивная функция. Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Забота о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения. Воспитательная функция. Формирование личности ребенка. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи. Обучающая функция. В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.п. Коммуникативная функция. Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение. Функция эмоционального удовлетворения. Это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. Духовно-психотерапевтическая функция. Духовное общение и взаимообогащение, психологическая помощь друг другу в семье. Развлекательно-рекреативная функция. Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга. Хозяйственно-бытовая функция. Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства. Формирование крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Наличие своего бюджета. 9

14 по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья); по составу (семья неполная - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей; полная простая - состоит из одного поколения, представленного родителями с детьми или без детей (нуклеарная), сложная - большая, состоит из нескольких поколений (патриархальная); по семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, пожилая супружеская семья); в зависимости от форм брака (моногамная семья - состоящая из двух партнёров, полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров); в зависимости от места человека в семье (родительская - это семья, в которой человек рождается; репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам). А также выделяют традиционную семью, где обязанности жестко распределены по нормам, предписанным половыми ролями. Это семья, глава которой мужчина добытчик, кормилец, женщине в такой семье отведена роль воспитателя и хранительницы уюта. И модернизированную (эгалитарную) семью, с. нормой равенства мужа и жены в семье и вне ее. Семьи, где имеются явные дефекты воспитания, принято называть неблагополучными (М.И.Буянов). Дефекты могут быть разные: от полного эмоционального отторжения, гипоопеки (безнадзорности) до гиперопеки (чрезмерного оберегания детей от всевозможных, даже потенциальных, трудностей). В благополучной семье родители и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса. Законодательные акты о семье и браке. В настоящее время отношения между супругами регламентируются российским законодательством, являющимся основой кодекса о браке и семье. Демократическое общество заинтересовано в том, чтобы семья стала мощным фактором его стабилизации и укрепления. Для этого брачно-семейные отношения, жизнедеятельность семьи должны опираться на прочную законодательную базу. Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции Российской Федерации, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально- 14

20 Уровни воспитательного потенциала семьи: - Высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социальнопсихологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг. Во внутрисемейных отношениях доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг. У родителей достаточно высокий уровень педагогической культуры, они владеют системой педагогических знаний, умеют применять их в практике семейного воспитания. В случае критических ситуаций способны обратиться за помощью к различным социальным институтам, в том числе к школе. - Средний (критический) уровень воспитательного потенциала: в семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения. Родители имеют достаточный уровень общей культуры, но не всегда способны трансформировать свой опыт и знания в практику семейного воспитания. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно. - Низкий уровень: в семье почти не удовлетворяются социальнопсихологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях. Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры. Семья, является ячейкой общества, его составным элементом, и ее педагогическая культура, ее воспитательный потенциал, также являются элементом педагогической культуры общества. Психологический контакт между родителями и детьми Поскольку семья как малая группа проходит определенные фазы развития, внутрисемейные отношения сообразно этому строятся по-разному. Опасность для родителей состоит в том, что причины отклонения психического развития детей (или нежелательные проявления в индивидуальном развитии) легко усмотреть не там, где они коренятся на самом деле. Очень важно быть осторожными в выводах. Следует поддерживать у ребенка уверенность в том, 20

25 создать условия для посильного трудового вклада детей в жизнь семьи; они бывают непоследовательными в требованиях или у них нет единого подхода к каким-то семейным делам. В таком случае говорят о либеральнопопустительском стиле. Ряд авторов выделяют типы воспитания, которые по сути сходны со стилями. Авторитарный тип воспитания, в котором ярко проявляется диктат в отношении к ребенку, требование беспрекословного подчинения, неприятие его индивидуальности. Подобное отношение к ребенку строится на незыблемости собственного авторитета родителей, иногда ложного. Такие родители часто используют наказания, жесткий контроль. Варианты разрешения разногласий родителем не принимаются и не обсуждаются. Для ребенка в этом случае характерны низкая самооценка, сниженная активность, безынициативность, склонность к ссорам, трудности в общении со сверстниками. Такая позиция членов семьи приводит к постоянным конфликтам. Опекающий тип воспитания. Родители в этом случае чрезмерно заботливы. Гиперопека проявляется в двух вариантах: потворствующая и доминирующая. При потворствующей гиперопеке ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Малыш вызывает всеобщее восхищение, при этом неважно, как он себя ведет. В обращениях родителей к ребенку преобладает умиленный тон. Почти любая его прихоть немедленно исполняется. А если мама, папа не делают этого, то вызывают неодобрение других членов семьи. При подобном воспитании малыш привыкает быть в центре внимания. У него развивается болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство и даже агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, а значит, отвергаемым и одиноким. При доминирующем типе гиперопеки из-за желания оградить ребенка от трудностей родители ставят перед ним многочисленные запреты, ограничения, злоупотребляют контролем. Последствиями этого воспитания является формирование у малыша таких качеств личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, излишняя уступчивость. Он скрупулезно выполняет все, что предлагает взрослый, независимо от целесообразности. По мнению психологов, этот вид опеки более характерен для матери, чем для отца. Пренебрегающий тип воспитания. При таком воспитании малыш предоставлен сам себе. Родители им не интересуются, не контролируют его и даже избегают контактов. В этом случае у ребенка наблюдается в поведении недоразвитие эмоционально-волевой сферы, замкнутость, агрессивность. Он малоактивен, часто делает вид, что не может выполнить поручение, хотя оно 25

Читайте также: