Анализ воспитательной работы в доу для написания программы воспитания

Обновлено: 02.07.2024

В связи с изменениями, внесенными 31.07.2020 г. в Закон "Об образовании в Российской федерации" по вопросам воспитания обучающихся, очень актуальной является тема оформления (составления) ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ для детского сада. На этой ветке прошу размещать все ваши соображения, наработки, вопросы и советы по данной теме.

Девочки, у кого есть доступ в МЦФЭР, можете посмотреть - вдруг появилась дорожная карта по разработке Программы воспитания. Нас начали прессовать поповодуэтойпрограммы.

Отредактировано Ангел (2021-01-15 09:42:51)

Спасибо! Вот только последняя ссылка, где ДОУ, не открывается и док. не скачивается - пишет, что произошла ошибка

А в каком формате документ? Скачался, но не открывается

Отредактировано Памси (2021-01-22 09:25:43)

Ключевые вопросы онлайн-семинара

Бесплатная регистрация на первый день онлайн-семинара доступна по промо коду QQR4E
Видеозапись выступления эксперта и презентации будут доступны членам Ассоциации на сайте, в разделе "База знаний".​

Место нахождения: Смоленская область, с.Угра, микрорайон ДОЗ, д.44

Телефон 8 (48137) 4-17-38

Заведующий МБДОУ – Новикова Е.Л.

Детский сад расположен в отдельностоящем типовом двухэтажном здании.

Целью Учреждения является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе, развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки детей и работников Учреждения.

Основными задачами Учреждения является:

-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно- эстетического и физического развития детей;

- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения прав и свобод человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основные виды деятельности ДОУ:

-реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности;

-воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1.5 года до 7 лет;

-оказание государственной услуги по предоставлению дошкольного образования;

-оказание государственной услуги по уходу за детьми дошкольного возраста;

-материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса,

-оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

-предоставление Учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности Учреждения (самообследования);

-использование и совершенствование методик образовательного процесса и
образовательных технологий;

- разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

-обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в Учреждении;

-обеспечение создания и ведения официального сайта Учреждения в сети Интернет;

-организация питания детей.

В детском саду оборудованы:

Режим работы ДОУ: пятидневная рабочая неделя.

График работы: с 7.30-19.30

Нерабочие дни - суббота и воскресенье, а так же праздничные дни, установленные законодательством РФ.

МБДОУ детский сад посещают 115 детей

2 группа раннего возраста

I младшая группа

II младшая группа

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

Переход на новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования - одно из важнейших направлений деятельности нашей дошкольной организации. Это важный шаг, предполагающий переход дошкольного учреждения на качественно новый уровень. Переходный период (2014-2016г.г.) всегда предполагает определенные трудности в организации образовательного процесса.

ФГОС ДО требует от системы дошкольного образования изменений как в нормативно-правовой базе, так и в деятельности педагогических работников при осуществлении воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Изучение законодательства по введению ФГОС ДО . В июле 2014 года началось изучение администрацией, педагогическим коллективом материалов Министерства образования РФ по введению ФГОС ДО, изучение требований ФГОС к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации и результатам освоения программ в соответствие с новым законодательством с последующим ознакомлением и обсуждением их с коллективом.

В настоящее время в МБДОУ создана база по обеспечению ДОУ следующими нормативно- правовыми документами Федерального значения:

На основе этих законов осуществлялись организационные мероприятия . В ДОУ разработан и утверждён план основных мероприятий по подготовке к введению ФГОС дошкольного образования на 2014-2016гг и план методических мероприятий на этот период.

Создана рабочая группы, обеспечивающая координацию действий коллектива ДОУ, отвечающей за информационное, научно-методическое сопровождении процесса перехода на ФГОС и действующая в соответствии с Положением о создании творческой группы, утверждённого Приказом о создании творческой группы по подготовке введения ФГОС. Протоколы заседаний находятся в папке по введению ФГОС ДО в ДОУ.

Постоянно просматриваются и обсуждаются видеозаписи по обсуждению проекта ФГОС ДО в сети интернет.

В ДОУ постоянно ведётся формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС. Информативный материал на бумажных и электронных носителях собирается в папке.

Для введения ФГОС в ДОУ необходимо полностью обновить материально - техническое обеспечение, методический материал, так как имеющийся пришел в негодность.

Насыщенность предметно-пространственной среды не в полной мере соответствует возрастным особенностям детей:

-нет финансовой возможности приобрести разнообразные материалы, оборудование, инвентарь и т. п.

При реализации программы мы руководствуемся оценкой индивидуального развития. Такая оценка будет производиться педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики;

- результаты нашей воспитательно - образовательной деятельности будут видны в диагностиках (мониторингах) и диагностических картах уровня развития детей во всех разновозрастных группах

Приведены в соответствие локальные НПА ДОУ. Обновлён в соответствии с требованиями ФЗ Устав ДОУ. Разработаны, приняты Советом трудового коллектива и утверждены заведующим ряд локальных нормативно – правовых актов:

-Правила внутреннего трудового распорядка,

-Положение о родительском комитете,

- Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников,

-Положение о бракеражной комиссии,

- Положение о должностном контроле,

-Положение о порядке подготовки и организации проведения самообследования,

-Положение о сайте МБДОУ,

-Положение об общим родительском собрании,

-Положение об общем собрании трудового коллектива,

-Положение о методическом объединении педагогических работников,

- Положение о работе кружков.

Приняты новые локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ДОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат.

Ввиду отсутствия примерной основной образовательной программы творческая группа ДОУ составила новую образовательную программу в соответствие с ФГОС.

Основываясь на принципах дошкольного образования ФГОС:

- в своей работе мы учитываем индивидуальные особенности ребенка, воспитательно - образовательной процесс планируется так, чтобы воспитатель и ребенок являлись равноправными участниками образовательного процесса;

-воспитатель строит свою работу таким образом, чтобы ребенок не заметил, что его обучают, направив его деятельность согласно теме и цели поставленной на данный момент.

Началась работа по приведению в соответствие с требованиями ФГОС ДО методического обеспечения. Проведён проблемно – ориентированный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС. К январю 2016 года будет определён список методических пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС по образовательным областям.

Постоянно ведётся изучение педагогами базовых документов ФГОС ДО с последующим обсуждением на методических мероприятиях.

По изучению ФГОС прошли:

В сентябре2014г. : Изучение педагогическим коллективом материалов Министерства образования РФ по введению ФГОС дошкольного образования

Подведение итогов работы по подготовке к введению ФГОС за 2014-15 учебный год.

В январе 2015г .- организовано индивидуальное консультирование педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС.

Цели и задачи деятельности ДОУ

на 2014-2015 учебный год:

Цели: создание организационно-методических условий для реализации ФГОС, посредством наработки планирующей и регламентирующей документации, лежащей в основе осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

1. Укрепление физического здоровья детей через создание условий для систематического оздоровление организма детей через систему физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

2.Совершенствование и обогащения связной речи дошкольников путем повышения педагогического мастерства педагогов.

3.Игра, как средство всестороннего развития ребенка.

4.Совершенствовать профессиональную компетентность педагогических работников.

Анализ воспитательно-образовательного процесса, для повышения эффективности организации методической службы в детском саду.

Оценить 700 0

Казахстан, СКО, Аккайынский район, с. Черкасское.

Тема: Методические аспекты анализа воспитательной работы в детском саду.

Необходимость проведения анализа воспитательно-образовательного процесса обоснована тем, что это помогает, во - первых получать информацию о состоянии работы в ДОУ, во - вторых принимать рациональное управленческое решение по организации учебно - воспитательной работы, своевременно регулировать, координировать воспитательно - образовательный процесс и в третьих, повышать эффективность организации методической службы в детском саду, например в таких вопросах, как планирование, поиск новых методов и форм разработок технологий процесса воспитания и обучения.

Анализ, как и другие управленческие функции, должен носить целостный системный характер. В связи с этим основными слагаемыми анализа процесса воспитания являются три компонента.

Воспитательно-образовательная работа как целостная система.

Требует целостного, системного, комплексного подхода к организации воспитательной работы в детском саду и анализу деятельности педагогического коллектива по созданию целостной системы воспитания и обучения, направленной на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.

Воспитательно-образовательная работа с учетом ее приоритетных направлений

Требует вычисления таких приоритетных направлений в воспитательной работе, которые, по мнению субъектов управления воспитания, являются первоочередными для получения информации об их деятельности и принятия соответствующего решения. Например, актуальными в воспитательной работе детского сада могут быть воспитательная деятельность педагогов и воспитателей; организация воспитательной работы с дошкольниками в селе, городе; деятельность родителей в организации воспитательной работы с детьми.

3 компонент

Анализ проведения занятий и воспитательных дел с детьми. По своей сущности он вычленяется как отдельный компонент, но по содержанию охватывает оба предыдущих компонента системного анализа, что требует особой методической и технологической его разработки.

Анализ проводимых воспитательного дела и занятий с дошкольниками - один из компонентов аналитической функции в деятельности руководителей учебно-воспитательного процесса в детском саду, способствующих в условиях обновления выполнять главную задачу – совершенствовать систему воспитания и образования дошкольников.

В настоящее время ученые, педагоги – новаторы и практики разработали более десятка методик по изучению качества проводимых воспитательных дел и занятий с дошкольниками. На практике разработаны и апробированы четыре вида схем (моделей) анализа проводимых с детьми занятий и воспитательных дел.

Традиционная схема дает возможность оценить уровень воспитательно-образовательного процесса с учетом целенаправленного программного содержания по традиционной форме так, как это делали педагоги, многие годы; рассчитана на педагогов с небольшим (до трех лет) педагогическим стажем.

Развернутая схема раскрывает не только сущность программного содержания воспитательных дел и занятий, но и характер педагогического процесса в определенной логической последовательности; рассчитана на педагогов, творчески оценивающих результативность своей деятельности.

Более развернутая схема отражает не только системные компоненты воспитательных дел и занятий, но и программу деятельности субъектов воспитания; рассчитана на творчески работающих педагогов, имеющих стаж педагогической работы не менее трех лет.

При выборе схемы (модели) для своей практической деятельности каждому педагогу необходимо учитывать имеющийся опыт организации и проведения воспитательной работы. Любая выбранная схема анализа требует выполнения поэтапного алгоритма управленческих процедур.

Первый этап – подготовительный: определение темы и общей цели проводимого занятия и воспитательного дела, оперативных задач – воспитательных, образовательных и развивающих (развития).

Второй этап – планирование и организация занятия и воспитательного дела.

Третий этап – непосредственное их проведение.

Четвертый этап – подведение итогов проведенного занятия и воспитательного дела, их анализ.

Прежде чем выбрать форму, вид воспитательного дела или занятия, педагогам следует обдумать, какие цели и задачи надо реализовать, чтобы добиться положительных результатов в развитии и формировании детского коллектива и личности дошкольника.

Таким образом, выбирая ту или иную форму воспитательного дела или занятия, необходимо, прежде всего, четко определить цели и задачи, а затем коллективно (с педагогами и родителями) их обсудить. Если цели и задачи приняты всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, если определены методы и формы проведения воспитательного дела или занятия, переходят ко второму этапу работы.

На первом, подготовительном этапе необходимо учесть и выяснить следующее.

1. Какие общие цели должны быть реализованы в результате проведения воспитательного дела или занятия?

2. Какие задачи определены- воспитательные, образовательные, развивающие? (Следует обратить внимание на их логическое расположение , так как в зависимости от вида и формы воспитательных дел или занятий доминанта их может меняться.)

3. Выяснить педагогическую целесообразность и грамотность поставленных целей и задач. Соответствуют ли они выбранным методам и формам воспитательного дела или занятия?

4. Какое участие принимали дети, родители и другие педагоги в сборе и анализе информации об объекте воспитания и в определении цели и задач воспитательного дела или занятия?

На втором этапе планирования и организации занятия и воспитательного дела необходимо учесть следующее.

Как эффективно реализовать поставленные на первом этапе цели и задачи? (Большая роль в этом отводится планированию, организации воспитательного дела или занятия.)

Как организованы дети, родители, педагоги на реализацию целей и задач?

Какое участие в организации дела или занятия примут родители, шефы, базовое предприятие?

4. Каковы оптимальность организации и активность детей в будущем мероприятии?

5. Каков уровень педагогического сотрудничества, содружества, самоуправления?

Для выполнения задач непосредственного проведения воспитательного дела или занятия необходимо учесть и оценить также:

- общее время, используемое на проведение воспитательного дела или занятия, и рациональное его распределение;

- содержание использованного материала (педагогических ситуаций), логику и последовательность программы занятия;

- деятельность субъекта воспитания (СВ) и объекта воспитания (ОВ) в реализации педагогической ситуации, ее задач; педагогические воздействия, правильность выбора методов, организацию видов субъектно-объективных и объективно-субъектных отношений (СВ – ОВ);

- действия ОВ (виды отношений между детьми: ОВ- ОВ ; уровень их активности и характеристику эмоциональных состояний);

- результаты воспитательных, образовательных и развивающих задач в отдельных ситуациях и на занятии в целом.

Традиционная схема (модель) анализа занятий и воспитательных дел

Показатели анализируемой деятельности

Уровни проявлений показателя

Место данного воспитательного дела в системе других, объединенных одной воспитательной задачей (концепцией)

Соответствует ли данная форма работы избранной воспитательной цели?

Идейно-нравственная направленность и эмоциональное содержание материала

Убедительность используемого материала

Опора на активность, самостоятельность детей

Педагогическая целесообразность методических приемов

Умение проявлять гибкость, находчивость, быстроту ориентировки. Умение направлять выступление детей

Соответствие содержания и формы работы возрастным особенностям детей

Учет интересов и запросов детей

Наличие контакта между воспитателем и детьми

Поведение воспитателя, его убежденность

Как обеспечивается действенность воспитательного дела, занятия?

Достигнуты ли воспитательные цели, задачи?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Методические аспекты анализа воспитательной работы в детском саду.

Необходимость проведения анализа воспитательно-образовательного процесса обоснована тем, что это помогает, во-первых получать информацию о состоянии работы в ДОУ, во - вторых принимать рациональное управленческое решение по организации учебно - воспитательной работы, своевременно регулировать, координировать воспитательно - образовательный процесс и в третьих, повышать эффективность организации методической службы в детском саду, например в таких вопросах, как планирование, поиск новых методов и форм разработок технологий процесса воспитания и обучения.

Анализ, как и другие управленческие функции, должен носить целостный системный характер. В связи с этим основными слагаемыми анализа процесса воспитания являются три компонента.

1 компонент:

Воспитательно-образовательная работа как целостная система.

Требует целостного, системного, комплексного подхода к организации воспитательной работы в детском саду и анализу деятельности педагогического коллектива по созданию целостной системы воспитания и обучения, направленной на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.

2 компонент:

Воспитательно-образовательная работа с учетом ее приоритетных направлений

Требует вычисления таких приоритетных направлений в воспитательной работе, которые, по мнению субъектов управления воспитания, являются первоочередными для получения информации об их деятельности и принятия соответствующего решения. Например, актуальными в воспитательной работе детского сада могут быть воспитательная деятельность педагогов и воспитателей; организация воспитательной работы с дошкольниками в селе, городе; деятельность родителей в организации воспитательной работы с детьми.

3 компонент

Анализ проведения занятий и воспитательных дел с детьми. По своей сущности он вычленяется как отдельный компонент, но по содержанию охватывает оба предыдущих компонента системного анализа, что требует особой методической и технологической его разработки.

Анализ проводимых воспитательного дела и занятий с дошкольниками - один из компонентов аналитической функции в деятельности руководителей учебно-воспитательного процесса в детском саду, способствующих в условиях обновления выполнять главную задачу – совершенствовать систему воспитания и образования дошкольников.

В настоящее время ученые, педагоги – новаторы и практики разработали более десятка методик по изучению качества проводимых воспитательных дел и занятий с дошкольниками. На практике разработаны и апробированы четыре вида схем (моделей) анализа проводимых с детьми занятий и воспитательных дел.

Традиционная схема дает возможность оценить уровень воспитательно-образовательного процесса с учетом целенаправленного программного содержания по традиционной форме так, как это делали педагоги, многие годы; рассчитана на педагогов с небольшим (до трех лет) педагогическим стажем.

Развернутая схема раскрывает не только сущность программного содержания воспитательных дел и занятий, но и характер педагогического процесса в определенной логической последовательности; рассчитана на педагогов, творчески оценивающих результативность своей деятельности.

Более развернутая схема отражает не только системные компоненты воспитательных дел и занятий, но и программу деятельности субъектов воспитания; рассчитана на творчески работающих педагогов, имеющих стаж педагогической работы не менее трех лет.

При выборе схемы (модели) для своей практической деятельности каждому педагогу необходимо учитывать имеющийся опыт организации и проведения воспитательной работы. Любая выбранная схема анализа требует выполнения поэтапного алгоритма управленческих процедур.

Первый этап – подготовительный: определение темы и общей цели проводимого занятия и воспитательного дела, оперативных задач – воспитательных, образовательных и развивающих (развития).

Второй этап – планирование и организация занятия и воспитательного дела.

Третий этап – непосредственное их проведение.

Четвертый этап – подведение итогов проведенного занятия и воспитательного дела, их анализ.

Прежде чем выбрать форму, вид воспитательного дела или занятия, педагогам следует обдумать, какие цели и задачи надо реализовать, чтобы добиться положительных результатов в развитии и формировании детского коллектива и личности дошкольника.

Таким образом, выбирая ту или иную форму воспитательного дела или занятия, необходимо, прежде всего, четко определить цели и задачи, а затем коллективно (с педагогами и родителями) их обсудить. Если цели и задачи приняты всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, если определены методы и формы проведения воспитательного дела или занятия, переходят ко второму этапу работы.

На первом, подготовительном этапе необходимо учесть и выяснить следующее.

1. Какие общие цели должны быть реализованы в результате проведения воспитательного дела или занятия?

2. Какие задачи определены- воспитательные, образовательные, развивающие? (Следует обратить внимание на их логическое расположение , так как в зависимости от вида и формы воспитательных дел или занятий доминанта их может меняться.)

3. Выяснить педагогическую целесообразность и грамотность поставленных целей и задач. Соответствуют ли они выбранным методам и формам воспитательного дела или занятия?

4. Какое участие принимали дети, родители и другие педагоги в сборе и анализе информации об объекте воспитания и в определении цели и задач воспитательного дела или занятия?

На втором этапе планирования и организации занятия и воспитательного дела необходимо учесть следующее.

1. Как эффективно реализовать поставленные на первом этапе цели и задачи? (Большая роль в этом отводится планированию, организации воспитательного дела или занятия.)

2. Как организованы дети, родители, педагоги на реализацию целей и задач?

3. Какое участие в организации дела или занятия примут родители, шефы, базовое предприятие?

4. Каковы оптимальность организации и активность детей в будущем мероприятии?

5. Каков уровень педагогического сотрудничества, содружества, самоуправления?

Для выполнения задач непосредственного проведения воспитательного дела или занятия необходимо учесть и оценить также:

- общее время, используемое на проведение воспитательного дела или занятия, и рациональное его распределение;

- содержание использованного материала (педагогических ситуаций), логику и последовательность программы занятия;

- деятельность субъекта воспитания (СВ) и объекта воспитания (ОВ) в реализации педагогической ситуации, ее задач; педагогические воздействия, правильность выбора методов, организацию видов субъектно-объективных и объективно-субъектных отношений (СВ – ОВ);

- действия ОВ (виды отношений между детьми: ОВ- ОВ ; уровень их активности и характеристику эмоциональных состояний);

- результаты воспитательных, образовательных и развивающих задач в отдельных ситуациях и на занятии в целом.

Традиционная схема (модель) анализа занятий и воспитательных дел

Показатели анализируемой деятельности

Уровни проявлений показателя

Место данного воспитательного дела в системе других, объединенных одной воспитательной задачей (концепцией)

Соответствует ли данная форма работы избранной воспитательной цели?

Идейно-нравственная направленность и эмоциональное содержание материала

Убедительность используемого материала

Опора на активность, самостоятельность детей

Педагогическая целесообразность методических приемов

Умение проявлять гибкость, находчивость, быстроту ориентировки. Умение направлять выступление детей

Соответствие содержания и формы работы возрастным особенностям детей

Учет интересов и запросов детей

Наличие контакта между воспитателем и детьми

Поведение воспитателя, его убежденность

Как обеспечивается действенность воспитательного дела, занятия?

Достигнуты ли воспитательные цели, задачи?

Читайте также: