Анализ внеурочного мероприятия в начальной школе по музыке

Обновлено: 04.07.2024

Образовательные: Уметь грамотно разбирать музыкальное произведение, хорошо ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, уметь слушать музыку.

Развивающие: Развивать художественно-образное мышление и творческое воображение.

Воспитательные: Воспитывать интерес к музыке, культуру слушания и исполнения, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение.

Оборудование: проектор, компьютер, распечатка с названием циклов.

Музыкальный материал:

П. И. Чайковский. Март. Песнь жаворонка.

1. Организационный этап

2. Актуализация знаний

Ребята, я вам загадаю загадки, вы внимательно прослушайте и дайте ответ.

• Жёлтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня! (Осень)

• Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт —

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

• В щедром поле колосится

Ягоды в лесу поспели,

Пчёлы прячут мёд по кельям.

Много и тепла, и света,

Так бывает только. (Лето)

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

А теперь подумайте и скажите, о чём мы сегодня с вами узнаем? (ответы детей)

3. Основной этап

Мы не только любуемся природой, но и слушаем ее: щебетание птиц, стрекотание кузнечиков, журчание ручейка, тихий шелест листьев березки. Зима, весна, лето, осень сменяют друг друга. Зимой природа погружается в сон. Застывает подо льдом речка, покрываются мохнатыми снежными шапками кусты и деревья. Весной оттаивает и согревается земля, природа пробуждается от долгого зимнего сна. Лето – пора жаркого солнца, купания, прогулок в тенистом, прохладном лесу. Осень приносит людям богатый урожай: полные корзинки грибов и ягод. Но поздней осенью начинает моросить серый дождик, небо затягивается облаками. Природа готовится к зиме.

Зиму встречают как долгожданную и желанную гостью. Хороши ее крепкие морозы, ковры из снега, застывшие подо льдом реки. Весело зимой кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снежную бабу…

-Правильно. А что мы знаешь об этом композиторе? Что запомнили? (ответы детей)

Музыка написана о разных временах года.

-А как вы думаете, сколько музыкальных картин в цикле времена года и почему?

В фортепианном цикле 12 музыкальных картин, так как в году 12 месяцев.

-Отлично и так мы отправляемся в путь. Закрываем глаза.

Но когда вы будете слушать музыку, подумайте, в какое время года мы с вами попали? И почему вы пришли к такому выводу.

-Послушаем еще одно музыкальное произведение. Это произведение тоже о весне. Я предлагаю вам закрыть глаза и внимательно слушать музыку с закрытыми глазами.

-Итак, какое явление весны нарисовано в этой музыке? Что хотел передать композитор в этой музыке?

(на смену зиме приходит весна, солнце греет, тает снег, из-под снега появляются подснежники) Подснежники

-Первым цветком называют, появляющиеся ранней весной в лесу подснежники – символ начала пробуждения и расцвета природы.

-А почему он так называется? Послушайте сказку.

Сказка о храбром цветке:

Жили-были Снегурочка и Весна-красна. Обе пригожие, обе добрые, милы людям. Только наряжаются разно. Одна в снежинки, а другая в цветы. От снежинок цветы вянут, а от цветов снежинки тают. Нельзя сестрам жить вместе. Но ведь сестры-то они родные. И раз в году сходятся на короткий час. Снегурочка разгребает лунки в снегу. Весна-красна сажает туда росточки. И тогда на белом полотне появляются подснежники.

И этому прекрасному цветку Чайковский посвятил свое произведение.

- Продолжим наше путешествие. Закрываем глаза.

Весна пройдет, а за нею …

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (лето).

- В какое время года мы с вами попали?

- Что хорошего несет с собой лето?

(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т. п.)

- Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.

-Замечательно, молодцы. Продолжаем наше путешествие. Глазки закрываем.

Прошло лето, а за ним…

Когда это бывает? (Осенью).

- Поделитесь своими впечатлениями от прослушанного. Какое настроение вызвало у вас музыка? (ответы детей)

- Чем вам осень нравится? (красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)

- Чем осень может огорчить? (пасмурной, дождливой погодой)

- Молодцы! Продолжим наше путешествие. Закрываем глаза

Прошла осень, а за нею …

Когда это бывает? (Зимой).

-Скажите пожалуйста, какую вы услышали и увидели зиму?

- Какие ваши любимые развлечения зимой?

(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)

- Какая зима в нашем краю?

(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т. д.).

- Как вы считаете зима – красивое время года? Аргументируйте ответ? Почему вы так считаете?

- А еще ребята, зимой самые яркие праздники. Какие?.

-Правильно. Но вот закончилось наше путешествие. Пришла пора нам возвращаться обратно в класс.

-Слушайте музыку, как можно больше. И непременно думайте над тем, что услышали.

Музыку Чайковского любили и слушали люди даже казалось бы в самый неподходящий момент. В годы ВОВ редакторы радио по советам психологов включали в репродукторах классическую музыку. Жители блокадного Ленинграда по звучанию классической музыки определяли перерывы между арт обстрелами.

П. И. Чайковского пригласили незадолго до смерти в 1893 году в Англию. Там ему был вручен почетный орден профессора кембриджского университета.

Чайковский был единственным композитором, которому задолго до наступления старости император Александр 3 назначил пенсию в 3000 рублей, отдав дань признательности композитору за его творчество.

Эта удивительная музыка звучит и сегодня. Об этом и мечтал П. И. Чайковский.

«Он желал бы всеми силами души,

Чтобы музыка его распространялась,

Чтоб она баюкала в тиши,

Чтобы с нею вместе улыбались,

Чтоб она печали отвела,

Напоила путника в дороге

Пусть музыка всегда живёт,

И радость всюду побеждает!

Пусть сердце русское поёт!

4. Подведение итогов.

-Какого композитора мы сегодня слушали?

-Назовите времена года, в которых мы побывали?

Спасибо за работу.

Приложение 1

1. Класс, вид работы, тема проводимого внеклассного занятия.

Прослушивание музыкальных фрагментов из произведений П. И. Чайковского "Времена года"

​​​​​​​ 2. Педагогическое обоснование выбранной темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям воспитанников).

Данное мероприятие включено в план воспитательной работы с учащимися первых классов так, как способствует развитию художественно – образного мышления, воспитывает интерес к музыке, культуру слушания и исполнения, обучает умение грамотно разбирать музыкальное произведение, что особенно актуально для детей первого года обучения.

3. Цели и задачи проводимой работы.

Образовательные: Уметь грамотно разбирать музыкальное произведение, хорошо ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, уметь слушать музыку.

Развивающие: Развивать художественно-образное мышление и творческое воображение.

Воспитательные: Воспитывать интерес к музыке, культуру слушания и исполнения, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение.

4. Организация подготовки обучающихся к данному занятию (степень участия обучающихся, наглядное оформление занятия, использование информационных ресурсов).

Оборудование: проектор, компьютер, распечатка с названием циклов.

5. Содержание и методика проведения занятия:

- содержания занятия соответствует поставленной цели;

- дети были активны на протяжении всего занятия, наблюдался устойчивый интерес к происходящему на занятии;

- приёмы и методы, использованные на занятии: Слушание музыки чередовалось с играми, отгадыванием загадок, рассказом педагога о произведениях, беседой, обсуждением нового знания, что поддерживало интерес детей на протяжении мероприятия. Приёмы и методы, используемые на занятии, соответствовали возрастным особенностям обучающихся;

- обсуждаемые на мероприятии вопросы входили в круг интересов детей, были связаны с познанием об окружающей социальной среде, расширяли познание детей об уже известных им явлений, предметах, традициях, обычаях.

6. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие: преподаватель демонстрировал заинтересованность в передаваемой информации, увлечённость предметом. Мотивировал детей на активное участие в ходе мероприятия, поддерживал эмоциональный контакт с учениками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей, приобщение к ценностям музыкальной культуры.

Образовательная – закрепления материала о музыкальных инструментах, и нотной грамоте

Развивающая – развитие творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений. развитие вокально-хоровых навыков.

Воспитательная – формирование любви и интереса к музыке, воспитание чувств, любви

Оборудование:

Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие.

У нас уже присутствует три команды.

У каждой команды должен быть капитан, то есть тот человек, который будет отвечать.

Вам дается несколько минут, чтобы придумать название вашей команды.

И представить её нам.

Вопросы, которые прозвучат нужно выслушивать до конца, только после этого может прозвучать ответ командира!

Отвечать должен командир команды, посоветовавшись с игроками и подняв красную карточку

Не допускается выкрикивание. В таком случае ответ будет не засчитан.

Красная карточка, которая будет у каждого капитана, нужна для того чтобы поднять её, когда у вас готов ответ.

За каждый правильный ответ дается 1 балл. За нарушение правил игры 1 балл снимается.

Сегодня мы проверим свои знания, сообразительность и скорость своей реакции.

Наш турнир будет проходить по олимпийской системе (не падать духом в случае поражения)

Итак, начинаем игру, в котором мы будем зарабатывать баллы. В конце мы подведем итоги, и выберем команду победителей.

3 слайд 1.Чья команда быстрее ответит на вопрос, чтобы отгадать эти музыкальные загадки. Вам необходимо знать всем известную гамму: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, но вам

еще понадобятся знания о животном и растительном мире.

На слайде вы увидите небольшие подсказки.

(синица, персик, василек)

Порода домашних собак и растений (бульдог, подорожник)

2. Выделить ноты в следующих словах : синица, домик, лягушка ,миксер ,фасоль, время, речка, мимика, результат, фартук, сессия, коляска. (конверт №1)

1.На скорость: составить слово из букв, обозначающее основное средство выразительности музыки: МЕЯДИЛО (в конверте №1)

2. Каждой команде дается карточка с кроссвордом. Конверт 2

Задание: найдите вписанные в клетки слова, относящиеся к музыке.(всего фа,до,ля,арфа,фагот,нота,октава,скрипка,песня,такт,рояль,фортепиано,вальс,контрабас,ре,опера ,мелодия) 17 слов

Язык слов и язык музыки. На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека – универсальный язык нашего общения между собой. Разговаривая, мы отлично понимаем, что хочет сказать наш собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Но не все можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыкальные звуки, по утверждению композитора и критика Александра Серова, “досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают весь этот внутренний душевный мир, для которого слово – только самая внешняя и довольно грубая оболочка”. Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец. Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем: “Нам песня строить и жить помогает. Она, как друг, и зовет, и ведет, И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет”.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
  • Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении.
  • Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Общекультурное направление внеурочной деятельности способствует формированию культуры поведения в обществе, сознательного отношения к традициям своего народа, воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Кружок “Домисолька” знакомит с миром музыки.

Рекомендации: можно использовать данный материал на уроках музыки и внеклассных мероприятиях для младших школьников.

Цель урока: сформировать представление о жизни и творчестве В. Я. Шаинского.

Задачи:

  • образовательная – познакомить с музыкальными произведениями и биографией В. Я. Шаинского;
  • коррекционно-развивающая – развить вокально-хоровые исполнительские навыки, развить мелодический слух и музыкальную память в процессе различения песен по их звучанию, расширить пассивный и активный словарный запас детей в процессе ознакомления с новыми понятиями;
  • воспитательная – воспитать интерес и любовь к детской авторской песне и музыкальной культуре через различные формы музицирования, воспитать чувство коллективизма и ответственности.

Планируемые результаты (предметные).

Уметь: выразительно исполнять фрагменты из музыкальных произведений к мультфильмам. Познакомить учащихся с музыкой В. Шаинского, написанной для мультфильмов “Чебурашка”, “Старуха Шапокляк”, “Незнайка”, “Трям! Здравствуйте!”, “Крошка Енот”.

Планируемые результаты (личностные и метапредметные).

Познавательные УУД. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению

Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Тип урока: Комбинированный урок.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

Музыкальный материал: детские песни В.Я. Шаинского.

Пособия: книги “ Крокодил Гена и другие” (Э.Успенский), “Незнайка” (Н.Носов)

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное внеклассное музыкальное занятие. Звучит песня “Учат в школе” (Презентация. Слайд 2)

Учитель: Ребята, вы узнали эту песню?

Ученики: Да.

Учитель: А когда вы обычно её слышите, на каком празднике?

Ученики: На празднике 1 сентября.

Учитель: А кто её написал?

Учитель: Автор этих слов – Михаил Пляцковский, а музыку на эти слова сочинил – композитор Владимир Яковлевич Шаинский. (Слайд 3.)

Учитель: Сегодня мы будем говорить о замечательном композиторе, педагоге, артисте и общественном деятеле В. Шаинском, тема нашего занятия “ Добрая река детства композитора В.Я. Шаинского”. (Слайд 4.)

Владимир Яковлевич родился 12 декабря 1925 г. в г. Киеве. (Слайд 5.) Родители к музыке никакого отношения не имели: отец – Шаинский Яков Борисович, химик; мать – Шаинская Ита Менделевна, биолог. Кто – то в доме первым обнаружил музыкальные способности Володи; в три года он уже исполнял любую услышанную им мелодию. И родители решили учить его музыке. С 9 лет Володя начал посещать музыкальный кружок, где занимался в классе скрипки, затем поступает в музыкальную школу, а в 1949 году окончил Московскую государственную консерваторию и становится скрипачом (Слайд 6). Но с самого детства в нем жила потребность создать свою собственную музыку и это желание сбылось, когда появилась детская программа на радио – “Радионяня”. (Слайд 7.) В 1962 году (ему было уже 36 лет) он поступает на композиторский факультет, который он закончил за 3 года (а все учились 5 лет). Более 20 лет он писал песни для взрослых: “ Не плачь девчонка”, “Травы – травы”, ““Идёт солдат по городу”, “Лада” (слушаем по 1 куплету) – поют и сейчас. Но жизнь не стоит на месте и В.Я.Шаинский начал писать музыку для кинофильмов, в основном для мультфильмов. И здесь его ждал огромный успех.

Вы все знаете этот мультфильм, в котором главный герой поет эту песню. Кто он? (Слайд 8.) Все песни, которые сегодня прозвучат, я предлагаю вам исполнять вместе с героями мультфильмов.

Ученики: Эту песню поет общительный и добрый крокодил Гена из мультфильма “Чебурашка”.

Учитель: Молодцы. Особенно большую популярность имеют персонажи сказок Эдуарда Успенского – Чебурашка и его друзья. Шаинский исключительно точно проработал персонажей Успенского с музыкальной точки зрения, и песенки Чебурашки, крокодила Гены и старухи Шапокляк стали неувядающими хитами. Вы можете прочитать книгу “Крокодил Гена и другие” (показываю книгу). Послушайте внимательно и скажите: Кто поет эту песню и в каком мультфильме она звучит? (Слайд 9.)

Ученики: Эта песенка Крокодила Гены про голубой вагон из мультфильма “Старуха Шапокляк”.

Учитель: Ребята, а из какого мультфильма эта песня и кто ее поет? (Слайд10.)

Ученики: Эта песенка про кузнечика, а поет ее Незнайка.

Учитель: Придумал этого героя детский писатель Н.Носов. В школьной библиотеке есть книга Н.Носова “ Незнайка” (показываю книгу).

Посмотрите на этот слайд и скажите, какую песню они исполняют и в каком мультфильме она звучит. (Слайд11.)

Ученики: Облака! Вот такие белогривые лошадки плывут по небу. Эта песня звучит в мультфильме “Трям! Здравствуйте!”

Учитель: Отгадайте загадку.

Я такой единственный
Маленький, таинственный
На других я не похож
Меньше я, ну и что ж
У меня есть друг большой
И с огромною душой.
Он всегда со мною тут
Его Геною зовут.

Ученики: Это Чебурашка – добрый и доверчивый, большеухий и большеглазый.

Учитель: Он тоже умеет петь. Сейчас мы послушаем песенку Чебурашки. (Слайд 12.)

3. Творческая работа.

Учитель: А теперь мы с вами сделаем эту поделку “Чебурашка”. (Слайд 13.) У вас на партах уже лежат детали .Начинаем работать (показываю и объясняю ход работы).

Ученики: Выполняют работу

Учитель: Молодцы! Вы аккуратно выполнили работу и можете взять Чебурашку на память.

Учитель: С каким композитором мы познакомились?

Ученики: С композитором В.Я. Шаинским.

Учитель: Чем известен этот человек?

Ученики: Он сочиняет музыку для детских песен.

Учитель: Композитор Владимир Шаинский – живой классик нашего времени. На его песнях выросли миллионы детей. Он пишет, настоящие хиты, которые популярны вот уже несколько десятков лет. Я надеюсь, что вы никогда не расстанетесь с этими замечательными песнями, и они будут вместе с вами, даже тогда, когда вы станете взрослыми, и у вас будут свои дети, которым, так же как и вам, будут нравиться песни Владимира Шаинского. (Слайд 14.)

А сейчас встали, улыбнулись друг другу и выходим из класса под песню из мультфильма “Крошка Енот”. (Слайд15.)

Читайте также: