Анализ ведущих направлений школ и этапов развития стратегического государственного управления

Обновлено: 02.07.2024

В зависимости от приоритета используемых подходов и реакции на внешние изменения в развитии корпоративного управления выделяют следующие этапы:

1. Бюджетно-финансовый контроль

2. Управление на основе экстраполяции

3. Предвидение изменений

4. Управление на основе гибких управленческих решений

Первый этап, 1900-1950, - управление на основе бюджетно-финансового контроля (постфактум), для которого характерны:

· Внутренняя направленность отчетности и плановой информации

· Отсутствие системной информации о внешних условиях деятельности предприятия.

В эпоху развития корпораций специальных плановых служб не создавалось. Формальное планирование заключалось лишь в составлении смет по статьям расходов и доходов. Планирование осуществлялось по каждому функциональному направлению (маркетинг, финансы, производство) и для каждого структурного подразделения.

Бюджетный контроль осуществляется путем внесения поправок в объем и структуру доходов/расходов, производства и сбыта по мере изменения текущей ситуации на рынке при условии сохранения текущих направлений деятельности предприятия.

Второй этап, 1951-1960 – управление на основе экстраполяции. Бюджетно-финансовый контроль дополняется прогнозными оценками, экстраполирующими объемы продаж на несколько лет вперед. На основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определяются все функциональные планы. Главная задача менеджера – в выявлении экономических проблем, лимитирующих рост организации.

Третий этап, 1961-1980 гг. – управление на основе предвидения изменений и определение реакции на них путем выработки соответствующей стратегии.

В конце 60-х годов экономическая обстановка во многих промышленно развитых государствах существенно изменилась в условиях м/н конкуренции и кризисных явлений. Прогнозы на основе экстраполяции стали сильно расходиться с реальными значениями.

Стратегический план рассматривает организацию как открытую систему, во главу плана становится постоянный анализ не только внутренних возможностей предприятия, но и внешних конкурентных сил. Цель заключалась в улучшении реакции фирмы на внешние факторы (их изменение).

Четвертый этап, с начала 1980 гг. по настоящее время – управление на основе гибких экстренных решений (стратегическое управление), когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно предусмотреть.

Отличительные черты такой системы управления:

· Акцент на внедрение стратегических решений и интеграцию управленческих действий;

· Децентрализация и демократизация управления

· Рост значимости интуиции и усиление качественного подхода в оценках

· Рассмотрение предприятия как субъекта активного воздействия на среду

· Использование стратегии в качестве основного инструмента управления развитием предприятия

В зависимости от приоритета используемых подходов и реакции на внешние изменения в развитии корпоративного управления выделяют следующие этапы:

1. Бюджетно-финансовый контроль

2. Управление на основе экстраполяции

3. Предвидение изменений

4. Управление на основе гибких управленческих решений

Первый этап, 1900-1950, - управление на основе бюджетно-финансового контроля (постфактум), для которого характерны:

· Внутренняя направленность отчетности и плановой информации

· Отсутствие системной информации о внешних условиях деятельности предприятия.

В эпоху развития корпораций специальных плановых служб не создавалось. Формальное планирование заключалось лишь в составлении смет по статьям расходов и доходов. Планирование осуществлялось по каждому функциональному направлению (маркетинг, финансы, производство) и для каждого структурного подразделения.

Бюджетный контроль осуществляется путем внесения поправок в объем и структуру доходов/расходов, производства и сбыта по мере изменения текущей ситуации на рынке при условии сохранения текущих направлений деятельности предприятия.

Второй этап, 1951-1960 – управление на основе экстраполяции. Бюджетно-финансовый контроль дополняется прогнозными оценками, экстраполирующими объемы продаж на несколько лет вперед. На основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определяются все функциональные планы. Главная задача менеджера – в выявлении экономических проблем, лимитирующих рост организации.




Третий этап, 1961-1980 гг. – управление на основе предвидения изменений и определение реакции на них путем выработки соответствующей стратегии.

В конце 60-х годов экономическая обстановка во многих промышленно развитых государствах существенно изменилась в условиях м/н конкуренции и кризисных явлений. Прогнозы на основе экстраполяции стали сильно расходиться с реальными значениями.

Стратегический план рассматривает организацию как открытую систему, во главу плана становится постоянный анализ не только внутренних возможностей предприятия, но и внешних конкурентных сил. Цель заключалась в улучшении реакции фирмы на внешние факторы (их изменение).

Четвертый этап, с начала 1980 гг. по настоящее время – управление на основе гибких экстренных решений (стратегическое управление), когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно предусмотреть.

Отличительные черты такой системы управления:

· Акцент на внедрение стратегических решений и интеграцию управленческих действий;

· Децентрализация и демократизация управления

· Рост значимости интуиции и усиление качественного подхода в оценках

· Рассмотрение предприятия как субъекта активного воздействия на среду

· Использование стратегии в качестве основного инструмента управления развитием предприятия

1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

2. Школа стратегического менеджмента

• Обстоятельный анализ школ стратегического
менеджмента представлен в работе Г. Минцберга, Б.
Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997)

4. 1.Школа дизайна

• Основатели школы –
дизайна (А.Д. Чандлер, К.
Эндрюс, И. Ансофф) в
1960-е годы рассматривали
стратегию как процесс
неформального дизайна,
т.е. осмысления ситуации,
конструирования,
проектирования,
моделирования. Основным
инструментарием данной
школы являются широко
известный SWOT- анализ.
Школа дизайна построена на двух фундаментальных принципах:
1)формирование стратегии происходит как нахождение соответствия между
характеристиками фирмы и возможностями, которые определяют ее позицию во
внешней среде;
2)стратегия, разработанная для конкретной организации, уникальна и формируется
вне всяких шаблонов и заранее определенных стандартов.

школы дизайна:
1) формирование стратегии должно быть продуманным процессом сознательного
мышления, то есть хорошие стратегии создаются в ходе мыслительного
процесса;
2) ответственность за контроль над процессом разработки и реализации
стратегии, а также за сознательный характер этого процесса возлагается на
руководителя, который является стратегом по определению;
3) модель построения стратегии должна изначально быть и оставаться
достаточно простой, четко определенной и неформальной;
4) стратегия конкретной организации, должна быть единственной в своем роде:
лучшей, полученной в результате индивидуального моделирования и
сформированной вне всяких шаблонов и стандартов;
5) процесс моделирования может считаться и считается завершенным, когда
стратегия сформулирована как перспектива;
6) чтобы оставаться простой, стратегия должна быть точно сформулирована;
7) только после выполнения всех вышеизложенных требований стратегия может
подлежать внедрению, то есть только после того, как уникальная, созревшая,
ясная и простая стратегия окончательно сформулирована, начинается процесс ее
реализации.

6. 2. Школа планирования: формирование стратегии как формального процесса.

7. 3. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитического процесса

8. 4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесса предвидения.

9. Содержание школы предпринимательства раскрывают следующие принципиальные положения:

• 1. Стратегия развития любой фирмы существует в сознании ее
руководителя в виде своеобразной перспективы, а именно интуитивного выбора направления движения и предвидения
будущего фирмы.
• 2. Процесс формирования стратегии развития фирмы базируется на
жизненном опыте и интуиции ее руководителя, независимо от того,
рождается идея стратегии в его сознании или он воспринимает ее
извне.
• 3. Для стратегического предвидения характерна гибкость, а
предпринимательская стратегия является одновременно и
продуманной, и неожиданно возникающей.
• 4. Предпринимательскую организацию отличает гибкость, поскольку
она представляет собой относительно простую структуру, которая
достаточно чутко реагирует на указания своего руководителя.
• 5. Предпринимательская стратегия в определенной мере является
защищенной от влияния прямой конкуренции в рыночной нише.

10. 5. Когнитивная школа: формирование стратегии как ментального процесса.


Когнитивная школа или школа познания - приобрела
популярность в 1980-е годы. Ее основоположники
(М. Лайлс, Г.Саймон) рассматривают построение
стратегии как ментальный процесс реально
существующей и познаваемой внешней среды
фирмы. Опираясь на когнитивную психологию,
представители школы анализируют стратегический
процесс с точки зрения познавательных
способностей человека, пыталась проникнуть в
сознание стратега. Основные принципиальные
положения когнитивной школы состоят в
следующем:
процесс формирования стратегии рассматривается
как процесс познания, протекающий в сознании
стратега;
стратегия - это перспектива, которая раскрывает
способы получения информации из окружающей
среды.
В рамках данной школы можно достаточно четко
выделить два направления. Первое направление
трактует формирование стратегии как попытку
создания некоей объективной картины мира. Второе
направление, основываясь на субъективности
процесса познания, рассматривает стратегию как
интерпретацию мира.

11. 6. Школа обучения: формирование стратегии как развивающегося процесса.

12. Содержание данной школы раскрывают следующие важнейшие положения:


1) Выработку стратегии развития фирмы следует
рассматривать как форму процесса обучения.
2) Процедура обучения должна носить
развивающийся характер, через поведение, которое
способствует ретроспективному мышлению,
направленному на осмысление предпринимавшихся
действий.
3) Стратегические инициативы реализуются теми, у
кого имеются способности и ресурсы для обучения.
4) Удачные инициативы в процессе разработки
стратегии формируют опыт деятельности, который
может перерасти в определенную схему, то есть
развивающуюся стратегию.
5) Роль руководителя фирмы заключается в том,
чтобы управлять процессом стратегического
обучения там, где могут развиваться новые
стратегии.
6) Стратегии первоначально появляются как схемы
действий из прошлого, которые затем превращаются
в планы на будущее.
В последние популярной среди зарубежных
специалистов в сфере стратегического управления
становится точка зрения, согласно которой стратегия
зависит от обучения, а обучение зависит от
способностей.

13. 7. Школа власти: формирование стратегии как процесса ведения переговоров.

15. 8. Школа культуры: формирование стратегии как коллективного процесса.

8. Школа культуры: формирование
стратегии как коллективного процесса.
• Школа культуры сформировалась в
сфере стратегического управления в
1980-х годах благодаря успехам
японских корпораций. Согласно
взглядам создателей школы
культуры (Д.Джонсон, Дж.Спендер и
др.), стратегия зависит от культуры
организации, а процесс ее выработки
является коллективным процессом
социального взаимодействия членов
организации. Организационная
культура, влияя на принятый в
организации стиль мышления и
анализа, не только воздействует на
процесс формирования стратегии, но
и обеспечивает определенное
сопротивление стратегическим
изменениям, которые высшему
руководству необходимо
преодолевать.

16. Основные положения школы культуры:

• 1) Формирования стратегии рассматривается как процесс
социального взаимодействия, основанный на общих для членов
организации убеждениях и понимании.
• 2) Верования каждого индивида представляют собой результат
процессов приобщения к определенной культуре или
социализации.
• 3) Члены организации оказываются способными лишь отчасти
охарактеризовать убеждения, на которых базируется их
культура.
• 4) Основной характеристикой стратегии развития организации
считается ее предначертанность, даже если она не вполне
осознанна.
• 5) Культура, включая идеологию, содействует не стратегическим
изменениям, а сохранению текущей стратегии.

17. 9.Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивного процесса.

18. В качестве важнейших принципиальных положений школы внешнего окружения можно назвать следующие:

• 1) Внешнее окружение
организации рассматривается
как главный элемент процесса
формирования организационной
стратегии.
• 2) Организация должна
адекватно реагировать на
изменения внешнего окружения.
• 3) Руководство организации
рассматривается как пассивный
элемент стратегического
процесса, главной задачей
которого является обеспечение
адаптации организации к
действию внешних сил.
Существенным недостатком
теории ситуационных
факторов применительно к
стратегическому управлению
можно считать то
обстоятельство, что описание
характера изменений внешнего
окружения является весьма
абстрактным и расплывчатым,
а стратегию развития фирмы
следует формировать исходя из
определенных позиций.

19. 10. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесса трансформации.

20. В качестве принципиальных положений школы конфигурации стратегического управления следует назвать такие:


1) Любая организация на протяжении достаточно длительного
периода времени может быть описана как некая устойчивая
конфигурация ее составных частей, т. е. принимает четко
определенную форму структуры, что, в свою очередь,
обусловливает ее поведение и присущий ей набор стратегий.
2) Периоды стабильного развития организации прерываются
скачками в иную конфигурацию.
3) Чередование периодов устойчивого состояния конфигурации и
переходного процесса трансформации постепенно выстраивается
в определенную последовательность (концепция жизненных
циклов организаций).
4) Основной целью стратегического управления является
поддержание стабильности организации на относительно
продолжительных отрезках времени, т. е. обеспечение управления
процессом перехода и сохранение жизнеспособности
организации.
5) Содержание процесса формирования стратегии развития
организации предполагает разработку концепций или формальное
планирование. При этом обязательным условием является
своевременность предпринимаемых действий и их адекватность.
6) Результирующие стратегии принимают формы планов или схем,
которые на протяжении определенного периода времени
поддерживают себя сами.

В зависимости от приоритета используемых подходов и реакции на внешние изменения в развитии корпоративного управления выделяют следующие этапы:

1. Бюджетно-финансовый контроль

2. Управление на основе экстраполяции

3. Предвидение изменений

4. Управление на основе гибких управленческих решений

Первый этап, 1900-1950, - управление на основе бюджетно-финансового контроля (постфактум), для которого характерны:

· Внутренняя направленность отчетности и плановой информации

· Отсутствие системной информации о внешних условиях деятельности предприятия.

В эпоху развития корпораций специальных плановых служб не создавалось. Формальное планирование заключалось лишь в составлении смет по статьям расходов и доходов. Планирование осуществлялось по каждому функциональному направлению (маркетинг, финансы, производство) и для каждого структурного подразделения.

Бюджетный контроль осуществляется путем внесения поправок в объем и структуру доходов/расходов, производства и сбыта по мере изменения текущей ситуации на рынке при условии сохранения текущих направлений деятельности предприятия.

Второй этап, 1951-1960 – управление на основе экстраполяции. Бюджетно-финансовый контроль дополняется прогнозными оценками, экстраполирующими объемы продаж на несколько лет вперед. На основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определяются все функциональные планы. Главная задача менеджера – в выявлении экономических проблем, лимитирующих рост организации.

Третий этап, 1961-1980 гг. – управление на основе предвидения изменений и определение реакции на них путем выработки соответствующей стратегии.

В конце 60-х годов экономическая обстановка во многих промышленно развитых государствах существенно изменилась в условиях м/н конкуренции и кризисных явлений. Прогнозы на основе экстраполяции стали сильно расходиться с реальными значениями.

Стратегический план рассматривает организацию как открытую систему, во главу плана становится постоянный анализ не только внутренних возможностей предприятия, но и внешних конкурентных сил. Цель заключалась в улучшении реакции фирмы на внешние факторы (их изменение).

Четвертый этап, с начала 1980 гг. по настоящее время – управление на основе гибких экстренных решений (стратегическое управление), когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно предусмотреть.

Отличительные черты такой системы управления:

· Акцент на внедрение стратегических решений и интеграцию управленческих действий;

· Децентрализация и демократизация управления

· Рост значимости интуиции и усиление качественного подхода в оценках

· Рассмотрение предприятия как субъекта активного воздействия на среду

· Использование стратегии в качестве основного инструмента управления развитием предприятия

В зависимости от приоритета используемых подходов и реакции на внешние изменения в развитии корпоративного управления выделяют следующие этапы:

1. Бюджетно-финансовый контроль

2. Управление на основе экстраполяции

3. Предвидение изменений

4. Управление на основе гибких управленческих решений

Первый этап, 1900-1950, - управление на основе бюджетно-финансового контроля (постфактум), для которого характерны:

· Внутренняя направленность отчетности и плановой информации

· Отсутствие системной информации о внешних условиях деятельности предприятия.

В эпоху развития корпораций специальных плановых служб не создавалось. Формальное планирование заключалось лишь в составлении смет по статьям расходов и доходов. Планирование осуществлялось по каждому функциональному направлению (маркетинг, финансы, производство) и для каждого структурного подразделения.

Бюджетный контроль осуществляется путем внесения поправок в объем и структуру доходов/расходов, производства и сбыта по мере изменения текущей ситуации на рынке при условии сохранения текущих направлений деятельности предприятия.

Второй этап, 1951-1960 – управление на основе экстраполяции. Бюджетно-финансовый контроль дополняется прогнозными оценками, экстраполирующими объемы продаж на несколько лет вперед. На основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определяются все функциональные планы. Главная задача менеджера – в выявлении экономических проблем, лимитирующих рост организации.




Третий этап, 1961-1980 гг. – управление на основе предвидения изменений и определение реакции на них путем выработки соответствующей стратегии.

В конце 60-х годов экономическая обстановка во многих промышленно развитых государствах существенно изменилась в условиях м/н конкуренции и кризисных явлений. Прогнозы на основе экстраполяции стали сильно расходиться с реальными значениями.

Стратегический план рассматривает организацию как открытую систему, во главу плана становится постоянный анализ не только внутренних возможностей предприятия, но и внешних конкурентных сил. Цель заключалась в улучшении реакции фирмы на внешние факторы (их изменение).

Четвертый этап, с начала 1980 гг. по настоящее время – управление на основе гибких экстренных решений (стратегическое управление), когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно предусмотреть.

Отличительные черты такой системы управления:

· Акцент на внедрение стратегических решений и интеграцию управленческих действий;

· Децентрализация и демократизация управления

· Рост значимости интуиции и усиление качественного подхода в оценках

· Рассмотрение предприятия как субъекта активного воздействия на среду

· Использование стратегии в качестве основного инструмента управления развитием предприятия

История становления стратегического государственного управления РФ

Стратегическое государственное управление РФ – это комплексный подход к публичному управлению, предполагающий разработку и реализацию долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны и территорий, ее образующих, а также разработку и реализацию программ развития в конкретной сфере публичного управления, в конкретном федеральном округе, в конкретном регионе посредством увязки, целей, сроков и мероприятий таких стратегий и программ с прогнозируемыми критериями общественно-политического и социально-экономического развития страны.

Концепция использования механизмов и инструментов стратегического управления на государственном уровне рассматривается с позиции различных подходов, к числу которых относятся следующие:

  • теория, разработанная в сфере частного бизнеса в США в семидесятых годах XX века, которая рассматривает государственное стратегическое управление как аналог стратегического управления, реализуемого на базе частных организаций. Иначе говоря, для характеристики инструментов и механизмов организации и реализации политической системы стратегического управления на государственном уровне используются инструменты и механизмы организации и реализации стратегического управления на уровне частной компании. Таким образом, основу выстраивания стратегии государственного управления составляет стратегия управления в организации. Эта концепция широко применима для реализации стратегического управления в социальной сфере на уровне региональных и местных сообществ;
  • теория стратегического государственного управления, которая основывается на разработанном и функционирующем в Советском государстве механизме долговременного планирования. Этот подход выступает основой для стратегического государственного управления экономическими отношениями;
  • третий подход характеризуется отсутствием четкой теоретической базы и представляет стратегическое управление не как научно и практически обоснованную целостную концепцию, но как искусство управления. Названный подход широко используется для организации и реализации системы государственного стратегического управления рыночными отношениями.

Готовые работы на аналогичную тему

Значение стратегического государственного управления РФ

Необходимость внедрения стратегического управления в область публичного управления обусловлена необходимостью комплексного решения социально-экономических задач развития территории государства, а также территорий регионов и местных сообществ.

При этом важнейшей задачей в области внедрения государственного стратегического управления является выбор наиболее эффективных методов стратегического управления, которые бы обеспечили многоцелевое властное воздействие на общественные отношения и способствовали бы прогрессивному росту экономики и уровня благосостояния населения.

Потому к числу приоритетных методов внедрения государственного стратегического управления следует отнести программно-целевой метод. Этот метод позволяет при ограниченном объеме финансовых, материальных и технических ресурсов обеспечить решения задач публичного управления посредством выявления приоритетных областей.

Характеристика целей стратегического государственного управления РФ

Важнейшим вопросом организации государственного стратегического управления является выбор адекватных целей функционирования системы публичного управления, их оптимального баланса. Указанное затрудняется тем обстоятельством, что приоритетные цели в конкретных областях управления нередко противоречат друг другу. Так, например, нередко в противодействии находятся экономическая эффективность и экологическая безопасность и пр.

Для выбора наиболее адекватных целей публичного управления в государственном стратегическом управлении применяются стратегическое планирование и стратегическое прогнозирование. Стратегическое планирование предполагает определение стратегических приоритетов и разработку на их основе планов и программ достижения целей управления.

В России, как и во всяком современном государстве, в число приоритетных целей государственного управления включаются:

  • упорядочение социально-экономических отношений внутри государства для наиболее полного удовлетворения потребностей населения, обеспечения экономического благосостояния личности и государства в целом. Управленческое воздействие в сфере экономики должно обеспечивать стабильность и развитие экономической системы, ее оперативную адаптацию к изменяющимся внешним и внутренним условиям и пр.;
  • упорядочение политических отношений, направленное на вовлечение населения в управление политическими и социально-экономическими процессами в стране, налаживание каналов связи между населением и должностными лицами и органами публичного управления, поддержка со стороны государства в становлении и развитии институтов гражданского общества;
  • обеспечение режима правового государства, правопорядка на территории государства, законности во всех сферах общественной жизни, безопасности государства и необходимого для эффективного развития личности уровня благосостояния;
  • утверждение и развитие демократических институтов, в том числе демократического законотворчества, независимой эффективной судебной системы и пр.

Названные общие цели в системе стратегического государственного управления конкретизируются применительно к конкретной области управления для определения наиболее эффективных путей их достижения.

История становления стратегического государственного управления РФ

Стратегическое государственное управление РФ – это комплексный подход к публичному управлению, предполагающий разработку и реализацию долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны и территорий, ее образующих, а также разработку и реализацию программ развития в конкретной сфере публичного управления, в конкретном федеральном округе, в конкретном регионе посредством увязки, целей, сроков и мероприятий таких стратегий и программ с прогнозируемыми критериями общественно-политического и социально-экономического развития страны.

Концепция использования механизмов и инструментов стратегического управления на государственном уровне рассматривается с позиции различных подходов, к числу которых относятся следующие:

  • теория, разработанная в сфере частного бизнеса в США в семидесятых годах XX века, которая рассматривает государственное стратегическое управление как аналог стратегического управления, реализуемого на базе частных организаций. Иначе говоря, для характеристики инструментов и механизмов организации и реализации политической системы стратегического управления на государственном уровне используются инструменты и механизмы организации и реализации стратегического управления на уровне частной компании. Таким образом, основу выстраивания стратегии государственного управления составляет стратегия управления в организации. Эта концепция широко применима для реализации стратегического управления в социальной сфере на уровне региональных и местных сообществ;
  • теория стратегического государственного управления, которая основывается на разработанном и функционирующем в Советском государстве механизме долговременного планирования. Этот подход выступает основой для стратегического государственного управления экономическими отношениями;
  • третий подход характеризуется отсутствием четкой теоретической базы и представляет стратегическое управление не как научно и практически обоснованную целостную концепцию, но как искусство управления. Названный подход широко используется для организации и реализации системы государственного стратегического управления рыночными отношениями.

Готовые работы на аналогичную тему

Значение стратегического государственного управления РФ

Необходимость внедрения стратегического управления в область публичного управления обусловлена необходимостью комплексного решения социально-экономических задач развития территории государства, а также территорий регионов и местных сообществ.

При этом важнейшей задачей в области внедрения государственного стратегического управления является выбор наиболее эффективных методов стратегического управления, которые бы обеспечили многоцелевое властное воздействие на общественные отношения и способствовали бы прогрессивному росту экономики и уровня благосостояния населения.

Потому к числу приоритетных методов внедрения государственного стратегического управления следует отнести программно-целевой метод. Этот метод позволяет при ограниченном объеме финансовых, материальных и технических ресурсов обеспечить решения задач публичного управления посредством выявления приоритетных областей.

Характеристика целей стратегического государственного управления РФ

Важнейшим вопросом организации государственного стратегического управления является выбор адекватных целей функционирования системы публичного управления, их оптимального баланса. Указанное затрудняется тем обстоятельством, что приоритетные цели в конкретных областях управления нередко противоречат друг другу. Так, например, нередко в противодействии находятся экономическая эффективность и экологическая безопасность и пр.

Для выбора наиболее адекватных целей публичного управления в государственном стратегическом управлении применяются стратегическое планирование и стратегическое прогнозирование. Стратегическое планирование предполагает определение стратегических приоритетов и разработку на их основе планов и программ достижения целей управления.

В России, как и во всяком современном государстве, в число приоритетных целей государственного управления включаются:

  • упорядочение социально-экономических отношений внутри государства для наиболее полного удовлетворения потребностей населения, обеспечения экономического благосостояния личности и государства в целом. Управленческое воздействие в сфере экономики должно обеспечивать стабильность и развитие экономической системы, ее оперативную адаптацию к изменяющимся внешним и внутренним условиям и пр.;
  • упорядочение политических отношений, направленное на вовлечение населения в управление политическими и социально-экономическими процессами в стране, налаживание каналов связи между населением и должностными лицами и органами публичного управления, поддержка со стороны государства в становлении и развитии институтов гражданского общества;
  • обеспечение режима правового государства, правопорядка на территории государства, законности во всех сферах общественной жизни, безопасности государства и необходимого для эффективного развития личности уровня благосостояния;
  • утверждение и развитие демократических институтов, в том числе демократического законотворчества, независимой эффективной судебной системы и пр.

Названные общие цели в системе стратегического государственного управления конкретизируются применительно к конкретной области управления для определения наиболее эффективных путей их достижения.

Читайте также: