Анализ умк перспективная начальная школа математика

Обновлено: 04.07.2024

2 Основная идея УМК: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности; обучение идет в зоне ближайшего развития каждого ученика.

3 Основная дидактическая идея курса: от частного к общему для решения частного.

4 Отличительная черта курса: увеличение роли изучению геометрического материала и величин.

5 Содержание курса арифметическая; алгебраическая; геометрическая; линия по изучению величин; алгоритмическая

6 Арифметическая линия КлассСодержание 1 класснумерация чисел до 20; сложение и вычитание 2 класснумерация до 1000; таблица умножения 3 класснумерация многозначных чисел; таблица деления. 4 класснумерация класса миллионов и миллиардов; умножение и деление многозначных чисел

8 Геометрическая линия КлассСодержание 1 классПрямая, отрезок, дуга, точка, ломаная линия, угол, симметрия 2 классЛуч, периметр, окружность, виды углов 3 классВиды треугольников, куб, площадь, транспортир. 4 классДиагональ многоугольника. Шар, цилиндр, конус

9 Линия величин КлассСодержание 1 классСантиметр, дециметр. 2 классМетр, килограмм, центнер. Минута, час, сутки, неделя, год. 3 классМиллиметр, километр. Тонна, килограмм, центнер, грамм. Единицы площади. Градус. Сотка, гектар. 4 классСекунда. Единицы объема.

10 Алгоритмическая линия КлассСодержание 1 классЗадачи. Условие, требование, решение, ответ. 2 классРазные способы краткой записи. Разные способы записи решения. 3 классЗадачи с недостающими и избыточными данными. Разные способы моделирования краткой записи. Рациональные способы решения. 4 классЗадачи на пропорциональную зависимость величин. Задачи на вычисление геометрических величин

12 Результаты интеллектуального развития Интеллектуальные операции3 класс4 класс Интуитивное мышление28%45% Логическое мышление48%63% Категоризация24%55% Абстрактное мышление0%36% Самостоятельность мышления33%63% Пространственное мышление38%72% Визуально-линейное58%72% Логическая память38%50%

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие шести основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величиной, алгоритмической (обучение решению задач), информационной (работа с данными) и алгебраической. Вопросы алгебраического характера рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

Предлагаемый начальный курс математики имеет цель ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Кроме этого, имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка, и прежде всего его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).

Система заданий направлена на то, чтобы суть предмета постигалась через естественную связь математики с окружающим миром (знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации).

Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений. А также увеличение часов на информационную (работу с данными) линию, в которой рассматривается разнообразная работа с данными, как это и предусмотрено стандартом, распределяется по всем содержательным линиям.

С первых уроков стало ясно, что учитель в работе не один, он тоже обеспечен инструментом, методическими рекомендациями, в которых подробно прописаны цели каждого упражнения, учебные задачи для учителя, для учащихся. Эти рекомендации теоретическая база для учителя и самообразовательный курс повышения квалификации. Подробный комментарий дается к каждому упражнению.

Из этих примеров очевидны действия и роль ученика, действия и роль учителя.

Методический аппарат позволяет учителю работать по программе без специальной курсовой подготовки.

Такое обучение развивает регулятивные умения. Ученик учится целеполаганию, коррекции, оценке своих действий через систему предлагаемых заданий в каждом упражнении, учится ставить новые учебные задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Вернемся к математике в первый класс. Все раннее изученное плохо принималось в среднем звене. Почему сложение и вычитание учащиеся выпускного класса выполняли отлично, а во входной контрольной работе в пятом классе результат снизился до 50%. Такое случается. Потому, что основано обучение счету на образной памяти и ежедневном упражнении в школе и дома с родителями. Так может, правы авторы ПНШ, рассматривая законы сложения и вычитания именно в пределах десятка, опираясь на личный опыт ребенка число 5. Считая в десятичной системе при сложении и вычитании многозначных чисел ошибок будет намного меньше, если дети усвоят десяток, если они будут видеть есть переход через разряд или нет, если подчеркивая синим и красным цветом через умные руки усвоят понятия однозначного и двузначного числа, суммы разрядных слагаемых. И если вместо картинок на состав чисел усвоят его по таблицам сложения и вычитания, составляя их, рассматривая взаимообратные действия, изучая в выражениях и названиях компонентов. Скажем, каждое значение суммы является уменьшаемым, если находить неизвестное слагаемое и разве это не есть устный счет, разве не легче ребенку находить периметр и площадь, имея фундаментальные геометрические представления о прямоугольнике и его построении. Самая интереснейшая методика работы над задачей. Вспомните о пошаговом изучении материала, о единой содержательной линии. В первом классе вы познакомитесь со структурой простой задачи, и только хорошо усвоив, ее, с помощью круговых схем, вы легко перейдете к решению составной задачи. Вы познакомитесь с величинами, научитесь выполнять действия с ними, будете продолжать изучать геометрический материал, научитесь решать уравнения и все это в целом в третьем классе позволит вам решать любую текстовую задачу любой сложности. Хочется отметить, что наивысшей сложностью в решении задачи является самостоятельное ее формулирование. Таких заданий будет много и 50%-60 % учащихся будут легко с этим справляться. Много будет таких заданий, которые считались олимпиадными, так как материал УМК рассчитан на одаренного ребенка, остальные осваивают базовый уровень.

Изучая и наблюдая, мы вышли на сетевое взаимодействие школ города. Рассмотрели следующие вопросы:

- Индивидуальное учебное планирование

- Работа с разными источниками информации

- Самообразовательная деятельность учителя

Сделали вывод: Программа полностью соответствует стандартам нового поколения, мы получаем нового выпускника.

1.Федеральная целевая программа развития на 2006-2010 годы.

2.Государственный образовательный стандарт по начальным классам

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате каждый ученик занят своей самостоятельной деятельностью, что приводит в конечном результате к коллективному обсуждению проблемы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Перспективная начальная школа"

учитель начальных классов

МБОУ Гимназии №10

Особенности УМК " Перспективная начальная школа"

В результате каждый ученик занят своей самостоятельной деятельностью, что приводит в конечном результате к коллективному обсуждению проблемы.

Основные методические особенности УМК "Перспективная начальная школа":
- УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).

1) При разработке учебного материала учитывались такие составляющие как возраст школьника, поскольку первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет; разный уровень развития школьника (ребёнок, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами — но комплект помогает решать и эту задачу); особенности восприятия школьника.

2) В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего, первоначальное умение поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки.

4) Организация обучения рассчитана через систему заданий в учебнике. Интересны главные действующие лица, с помощью которых школьник получает знания — это разновозрастные брат и сестра (Миша и Маша), а также многочисленные второстепенные персонажи, периодически возникающие на страницах учебника. В оформлении учебников применён принцип разноцветных (разнотематических) страниц, книги и тетради снабжены яркими иллюстрациями, не позволяющими учащемуся отвлекаться на посторонние занятия.

- КОМПЛЕКТНОСТЬ как типическое свойство УМК предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований. Это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша).

- ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами. Кроме того, инструментальность — это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.) для решения конкретных учебных задач.

- ИНТЕРАКТИВНОСТЬ — новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации.

- принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей;

- принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи. Само репродуцирование этой двуступенчатости, превращение ее в механизм учебной деятельности в условиях НАГЛЯДНОГО обучения является основанием для реализации принципа ПРОЧНОСТИ. Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, т. е. неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. Однако реализация этого положения на основах постоянного развития школьника приводит к принципиально новой особой структуре учебников УМК. Реализация принципов прочности и развивающего обучения требует продуманного механизма, отвечающего ведущей идеи: каждое очередное возвращение к частному продуктивно только в том случае, если пройден этап обобщения, который дал школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному.

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.).

- Азбука. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

- Русский язык. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

- Литературное чтение. Чуракова Н.А.

- Математика. Чекин А.Л.

- Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

- Музыка (1-2 класс). Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

- Технология. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.

- Информатика (2-4 класс). Бененсон Е.П., Паутова А.Г

Читайте также: