Анализ учебников по русскому языку умк школа россии по классам по разделу состав слова

Обновлено: 30.06.2024

Ключевые слова: значение частей слова, современные УМК по русскому языку, формирование у младших школьников представления о значении частей слова.

Умения, которые приобретает младший школьник в ходе изучения морфемики, тесно связаны с орфографией и культурой речи. Изучение значения частей слова способствует расширению словарного запаса, развитию внимания и мышления, углубленному пониманию лексического значения слов, развивает умение правильно определять понятия.

1) различать изменяемые и неизменяемые слова;

2) различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

3) находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

1) выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

2) использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

В примерной образовательной программе начального образования отсутствует пункт, предполагающий изучение значения морфем, однако, по мнению методистов (С.И. Львовой, Л.С. Трегубовой, Е.Г. Шашковой) при изучении морфемного состава слова необходимо уделять особое внимание формированию у младших школьников представления о значении частей слова.

Исследование проблемы формирования у младших школьников представления о значении частей слова потребовало изучения возможностей современных учебно-методических комплектов (УМК) по русскому языку для организации соответствующей работы.

Мы провели сопоставительный анализ следующих УМК:

Анализ проводился по следующим направлениям:

1) выявление возможностей учебно-методических комплектов для организации работы, направленной на изучение состава слова;

2) выявление возможностей учебно-методических комплектов, направленных на формирование представления о значении частей слова.

В данном УМК можно выделить следующие виды упражнений, которые помогают достичь предметных результатов:

1) формирование представления о значении корня – поиск однокоренных слов в тексте, разделение однокоренных слов по группам, подбор однокоренных слов к заданному слову;

2) формирование представлений о значении приставки – выделение приставки слове, образование новых слов при помощи заданных приставок, нахождение слов с приставками в тексте, распределение слов с приставками по группам;

3) формирование представления о значении суффикса – выделение суффикса в слове, образование новых слов при помощи заданных суффиксов, образование однокоренных слов при помощи суффиксов;

4) формирование представления о значении основы слова – выделить основу слова в словах;

5) формирование представления о значении окончания – выделение в ряде слов изменяемой части слова; поиск формы слова, выделение окончания в слове, преобразование пары слов в словосочетание;

6) умение разбирать слово по составу – соотнесение схемы слова со словами,нарисовать схему состава слова, подобрать слово к данной схеме.

Приведем примеры упражнений из УМК:

1) Упр. 131. Прочитайте.

1. В тишине глубокой лес густой стоит. (И. Никитин) 2. Мы вышли в светлый березовый лесок. (Г. Скребицкий) 3. Лесные владенья лесник бережет – листка не сорвет и зверька не спугнет. (Л. Яхнин) 4. Долину окружали лесистые горы.

2) Упр. 157. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Предпраз…ничный день, перекрасить пол в комн…те, перер…совать к…ртинку, отплыть от бер…га, поуж…натьвмест…, обм…розить щеки, доехать до ст…лицы, запустить р…кету, вырастить пш…ницу и …вес, перекопать ог…род, подпрыгнуть выс…ко, прокатить на тракт…ре, переч…тать расска…

· Найдите слова с приставками. Выделите приставки. / В каком слове и какая приставка имеет значение: а) повторить действие заново;б) направление действия снизу вверх?

3) Упр. 170. Прочитайте.

М…дведица, з…йчата, л…сенок, скв…рчиха, т…гренок, гр…чата, м…дв…жонок, л…сица, з…йчонок, т…грята, скв…рченок, гр…чиха, л…сята, з…йчиха, м…дв…жата, т…грица, гр…чонок, скв…рчата.

· Найдите однокоренные слова. От какого слова образовались слова каждой группы? / Запишите однокоренные слова группами, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят, -иц-, -их-. /Какие суффиксы образуют слова-названия детенышей животных и выражают ласковое отношение к ним?

4) Упр. 179. Прочитайте.

Ящерица лежала на камне. Рядом грелись на солнышке ящерята. Я любуюсь ящерицей. Головка у нее маленькая, а хвост длинный. Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит. Так ящерка спасается от врагов.

· Найдите с тексте слова с корнем -ящер-.Запишите эти слова группами: в одну – однокоренные слова, в другую – формы одного и того же слова. / Выделите в словах все значимые части слова.

В данном УМК можно выделить следующие виды упражнений, которые помогают достичь предметных результатов:

1) формирование представления о значении корня – подбор однокоренных слов, выделение корня в словах, подбор однокоренных слов на определенный корень, поиск однокоренных слов в тексте;

2) формирование представлений о значении приставки – выделение приставки в слове, образование новых слов с помощью определенных приставок, распределение слов по группам с разным значением приставок;

3) формирование представления о значении суффикса – образование однокоренных слов с определенным значением, выделение суффикса в словах, подбор слов с заданным суффиксом;

4) формирование представления о значении основы слова – выделение значимых частей слова, выделение основы слова;

5) формирование представления о значении окончания – выделение окончания в словах, поиск форм слова в тексте;

6) умение разбирать слово по составу – разбор слова по составу, подбор слов к графическим схемам.

Приведем примеры упражнений из УМК:

1) Упр. 11. Являются ли слова в предложениях однокоренными? Выпиши глаголы. Подбери к ним однокоренные имена существительные. Запиши.

Коля колет. Поля полет. Паша пашет. Варя варит. Валя валит. Света светит.

2) Упр. 5. Почему суффиксы называют значимой частью слова? Образуй названия детенышей животных с помощью суффиксов и запиши. Обозначь в словах суффиксы.

У льва – львёнок, у лося – …, у тигра – …, у слона – …, у лисы – …, а у лошади – ?

У белки – бельчонок, у волка – …, у медведя – …, у ежа – …, у мышки – ?

3) Упр. 12. Прочитай и спиши предложения. Определи, где приставка, а где предлог.

Лодка отплыла от берега. Дети скатились с горы. Ребята пошли по тропинке.

4) Упр. 15. Запиши слова. Укажи, из каких значимых частей (морфем) состоят выделенные основы слов.

Шоколадная (глазурь), попутчик, пуховой (платок), кормушка, ножища, подножный (корм), рассвет, заеду, местный (говор).

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России" включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:

1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.

2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

3. Русский язык – Л.М. Зеленина и др.

4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.

5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.

6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) – И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина.

7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.

8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.

9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.

10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.

11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.

12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др.

13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.

14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.

16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.

17. Физическая культура - В.И.Лях.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

Содержание учебников данного УМК соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. И на основании вышесказанного, авторы данного УМК предъявляют следующие цели и задачи обучения:

Цель обучения – воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задача обучения – Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

-развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому

-обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности

-формирование естественной мотивации учения

Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Особенность данного УМК заключается в следующих принципах:

1)Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития.

2)Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД.

3)Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов.

4)Принцип учета индивидуальностей возможностей и способов школьника.

- приоритет воспитания в образовательном процессе;

- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Типические свойства, отображающиеся в системе:

Комплектность обеспечивает единство установки УМК на формирование таких УУД, как умение работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, словарями); с простейшим оборудованием; умение делового общения (работа в парах, малом и большом коллективе).Кроме того, к комплектности относится: использование единой системы обозначений во всех учебниках УМК; использование единой системы практических задач; демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; выход за пределы учебников в зону словарей; обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок; наличие сквозной внешней интриги, герои которой – сверстники учащихся – брат и сестра (Миша и Маша) демонстрируют различные варианты выполнения поставленных задач, разные точки зрения (что важно при объяснении нового материала); общий метод проектов.

Инструментальность – предметно-методические механизмы УМК, способствующие практическому применению получаемых знаний. Они помогают ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, направленные на практическое применение получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач. Инструментальность предусматривает перенос формируемых УУД непосредственно в жизненные ситуации. Для этого разработана система практических задач (математика, информатика, окружающей мир), в которой взаимно увязываются представления и понятия из всех образовательных областей.

Интеграция – важнейшее основание единства методической системы обучения. Понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области приводит к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Я взяла учебники и проанализировали их, после чего привели некоторые примеры структурных компонентов учебника.

Текстовые компоненты:

Для более подробного анализа учебно-методического комплекта хотелось бы проанализированные текстовые и внетекстовые компоненты учебников, а именно тексты (основной, дополнительный, пояснительный); внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

Тексты (основной, дополнительный, пояснительный).

При анализе учебников по разным предметам, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует пояснительный текст. (см. рис.№1).


Как мы можем пронаблюдать из представленных выше примеров текстовых компонентов, то мы можем говорить о том, что они предоставлены в учебниках в разных видах.

Внетекстовые компоненты

Внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

При анализе внетекстового компонента, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует справочный материал, и схемы. (см. рис.№2).



Для дальнейшего анализа учебно-методического комплекта необходимо верно подобрать определённые типы и уровни заданий: (оценочный, исполнительный, рефлексивный, рефлексивно-методический, диагностический, - и уровни (базовый, повышенный) заданий учебников.

При подборе определенных типов заданий по разным предметам стоит отметить, что диагностический тип заданий отсутствует во всех предметах. Также отсутствует оценочный тип заданий по русскому языку и литературному чтению. (см. рис.№3).


При оценки уровней заданий выявилось, что в окружающем мире отсутствует повышенный уровень заданий. (см. рис.№4).



Проанализировав задания на формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов (см. рис.№5) можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования реевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1).

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова У. 1 с. 48, с. 66, у. 5, с. 143, у. 1(3) С. 19, у. 2

с. 26 у. 2, с. 27; с. 28, у. 1-3

с. 29. у. 5, с. 38, у. 1-2 с. 148, у. 3 (10) С. 5-6, у. 1,3

С. 51, у. 4 (3)

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания С. 10. у. 3 (1) С. 11,у. 1

с. 130, у. 2, с. 141, у. 1

с. 148, у. 1(5) с. 61, у. 2 (1)

Ч. 1. с. 30, у. 1, с. 31, у. 4, с. 58, у. 4, с. 102, у. 5 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением С. 117,у. 1, с. 131, у. 5 (2) С. 33-36, у. 1-2, с. 37-38, у. 3, с. 38.1, с. 39 (5) С. 51, у. 4 (1) Ч. 1 с. 125 (1)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами С. 127,у. 5 (1) С. 29, у. 4, с. 40, у. 3, с. 38,у. 3 (3) 0 0

Упражнение на замену многозначных слов синонимами С. 128, у. 1 (1) С. 40, у. 4

с. 54, у. 1, с. 55,у. 4

с. 97, упр. 6 (4) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов 0 С. 68, 69, у. 1, с. 74, у. 4 (4) 0 Ч1,с. 15, у. 5 (1)

Упражнения на нахождение омонимов

С. 70-71, у. 4-6 (4) 0 0

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 76, у. 5 (1) 0 С. 5-6, у. 1,3 (2) Ч. 1 С. 78,у. 2 (1)

Упражнения на определение омографов

С. 69, у. 2 (4) С. 12, у. 1-2 (2) ч. 2 с. 96, у. 3 (1)

Упражнение на составление предложений с омонимами 0 С. 69, у. 1 (1) С. 56, у. 3 (1) 0

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 9 40 10 8 67

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова С. 26,у. 6, с. 27,у. 17, с. 79,у. 3; с. 56,у. 8 (4) С. 47,у. 58;

С. 48,у. 59,60 с. 49,у. 61; с. 120, у. 203 (5) С. 8,у. 5; с. 40-41,у. 65; с. 9,у. 10 (5) С. 46,у. 65; с. 58,у. 92; с. 78,з. 1; с. 128,у. 274 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 0 С. 49,у. 62; с. 50,у. 63; с. 51,у. 64,65 с. 72,у. 109; с. 42,у. 71; с. 72,у. 124; с. 89,у. 153 (8) С. 32,у. 51; с. 43,у. 70 (2) С. 36,у. 49; с. 46,у. 66-67; с. 71,у. 121; с. 132, у. 252 (5)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 0 с. 50,у. 63 (1) с. 9,у. 10 (1) 0

Упражнение на замену многозначных слов омонимами 0 с. 42,у. 71 (1) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов С. 127,у. 10 (1) С. 25,у. 41; с. 84,у. 147 (2) С. 45-46,у. 75-78; с. 49,у. 88 (5) С. 48,у. 73; с. 70,у. 118; с. 115,у. 244 (3)

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 8,у. 5 (1) С. 23,у. 37 (1) 0 С. 69,у. 143 (1)

Упражнения на определение омографов С. 42,у. 6-8, с. 43,у. 9 (4) 0 С. 55,у. 94 (1) 0

Упражнение на составление предложений с омонимами С. 127,у. 10 (1) 0 С. 55,у. 94 (1) С. 48, у. 71 (1) 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 13 20 18 29 80

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены нами, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса. В небольшом количестве даны упражнения на составленрие предложений с многозначными словами (2, с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них – включающие многозначную лексику и 3 – омонимичную.

Проанализировав материал учебников двух программ, нами была составлена сопоставительная таблица 3.

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова 16 18

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания 11 17

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 9 15

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 4 2

Упражнение на замену многозначных слов синонимами 5 1

Упражнения на определение лексического значения омонимов 5 11

Упражнения на нахождение омонимов 4 5

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания 4 3

Упражнения на определение омографов 7 5

Упражнение на составление предложений с омонимами 2 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0

Слово 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Многозначное слово - 9 28 11 5 16 6 12 39 48

Омонимы - - 2 2 - 14 - 12 2 28

Итого - 9 30 13 5 30 6 24 41 76

Сравнительная таблица толковых словариков

Итак, анализ учебников авторов С. В. Иванова и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.

Прощай, начальная школа! Видео

Прощай, начальная школа! Видео Отзвенели последние звонки и наступили долгожданные каникулы. Мои ученики успешно перешли в пятый класс и только я оставлена на повторный.

Оценить 4159 0

Панюкова Ольга Васильевна

учитель начальных классов I категория,

МОУ "ООШ п. Восточный Ивантеевского района Саратовской области"

Актуальность выбранной темы в том, что огромного запаса не проходить неосознанно. из задач речи в начальной является словарной работы, основных ее направлений и их обоснование, процессами словаря школьников. В настоящее существует между словами и словами омонимами, т.к. не легко установить, ли два слова настолько, что их уже считать словами, т.е. омонимами, или эти значения еще что-то общее, и это полисемии.

Цель работы – методическую обеспеченность словарной работы, и программы по языку и учебные для начальных классов.

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования реевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1).

Таблица 1.

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Читайте также: