Анализ творчества гумилева кратко

Обновлено: 04.07.2024

Наследие Н. С. Гумилева, поэта редкой индивидуальности, лишь недавно, после долгих лет забвения, пришло к читателю. Его поэзия привлекает новизной и остротой чувств, взволнованной мыслью, графической четкостью и строгостью стихотворного рисунка.

К таким нежданным и певучим бредням,

Зовя с собой умы людей,

Был Иннокентий Анненский последним

Из царскосельских лебедей.

2. Раннее творчество Гумилева.

Герои этих произведений — властные, жестокие, но и мужественные, хотя и бездушные завоеватели, конквистадоры, открыватели новых земель, каждый из которых в минуту опасности, колебаний и сомнений

Или, бунт на боргу обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так, что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

Чья не пылью затерянных хартий —

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

3. Путешествия в творчестве Гумилева.

Гумилев много путешествовал. Добровольный скиталец и пилигрим, он исколесил и исходил тысячи верст, побывал в непроходимых джунглях Центральной Африки, изнывал от жажды в песках Сахары, увязал в болотах Северной Абиссинии, прикасался руками к развалинам Междуречья… И не случайно экзотика стала не только темой стихотворений Гумилева: ею пропитан сам стиль его произведений. Музой Дальних Странствий называл он свою поэзию, и верность ей сохранил до конца дней. При всем много образии тематики и философской глубины позднего Гумилева, стихи о его путешествиях и странствиях бросают совершенно особый отсвет на все творчество.

Оглушенная ревом и топотом,

Облаченная в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шепотом

В небесах говорят серафимы.

Можно только восхищаться любовью русского поэта-путешественника к этому континенту. Он посещал Африку как настоящий друг и исследователь-этнограф. Не случайно в далекой Эфиопии до сих пор хранят добрую память о Н. Гумилеве.

Кто с сохою или бороною Черных буйволов в поле ведет.

Целый день над водой, словно стая стрекоз,

Золотые летучие рыбы видны,

У песчаных, серпами изогнутых кос,

Мели, точно цветы, зелены и красны.

Пусть будет стих твой гибок и упруг,

Как тополь зеленеющей долины,

Как грудь земли, куда вонзился- плуг,

Как девушка, не знавшая мужчины.

Уверенную строгость береги,

Твой стих не должен ни порхать, ни биться.

Хотя у музы легкие шаги

Она богиня, а не танцовщица.

Здесь явно ощущается перекличка с Пушкиным, тоже считавшим искусство высочайшей сферой духовного бытия, святыней, храмом, куда следует входить с глубоким благоговением:

Служенье муз не терпит суеты, Прекрасное должно быть величаво.

Уже первые стихотворения поэта изобилуют яркими сравнениями, оригинальными эпитетами и метафорами, подчеркивающими многообразие мира, его красоту и изменчивость:

И солнце пышное вдали

Мечтало снами изобилья,

И целовала лик земли

В истоме сладкого бессилья.

А вечерами в небесах

Горели алые одежды,

И обагренные, в слезах,

Рыдали Голуби Надежды

Гумилев — преимущественно поэт-эпик, его излюбленный жанр — баллада с ее энергичным ритмом. В то же время экзотическая, патетически приподнятая поэзия раннего Гумилева подчас несколько холодна.

4. Гумилев и Ахматова.

Изменения в его творчестве происходят в 1910-е годы. И связаны они во многом с личными обстоятельствами: со знакомством, а затем и женитьбой на А. Ахматовой (тогда еще Анной Горенко). Познакомился с ней Гумилев еще в 1903 году, на катке, влюбился, несколько раз делал предложения, но согласие на брак получил лишь весной 1910 года. Гумилев об этом напишет так: Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. А думал — забавницу, Гадал — своенравницу, Веселую птицу-певунью.

Я подошел, и вот мгновенный,

Как зверь, в меня вцепился страх:

Я встретил голову гиены

На стройных девичьих плечах.

О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

В человеческой темной судьбе

Ты — крылатый призыв к вышине.

Благородное сердце твое —

Словно герб отошедших времен.

Освещается им бытие

Всех земных, всех бескрылых племен.

Если звезды, ясны и горды,

Отвернутся от нашей земли,

У нее есть две лучших звезды:

Это — смелые очи твои.

Мне не нравится томность

Ваших скрещенных рук,

И спокойная скромность,

И стыдливый испуг.

Героиня романов Тургенева,

Вы надменны, нежны и чисты,

В вас так много безбурно-осеннего

От аллеи, где кружат листы.

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью дальней и отрадной

Высокомерна и глуха.

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.

5. Любовная лирика Гумилева.

6. Философская лирика Гумилева.

Смотрю на тающую глыбу,

На отблеск розовых зарниц,

А умный кот мой ловит рыбу

И в сеть заманивает птиц.

Поэтическая картина мира в стихотворениях Гумилева привлекает своей конкретикой и осязаемостью образов. Поэт материализует даже музыку. Он видит, например, как

Звуки мчались и кричали Как виденье, как гиганты, И метались в гулкой зале, И роняли бриллианты.

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенно и убога.

Но все в себя вмещает человек.

Который любит мир и верит в Бога.

Как в этом мире дышится легко!

Скажите мне, кто жизнью недоволен.

Скажите, кто вздыхает глубоко,

Я каждого счастливым сделать волен.

Пусть он придет, я расскажу ему

Про девушку с зелеными глазами.

Про голубую утреннюю тьму.

Пронзенную лучами и стихами.

Пусть он придет. Я должен рассказать,

Я должен рассказать опять и снова.

Как сладко жить, как сладко побеждать

Моря и девушек, врагов и слово.

А если все-таки он не поймет.

Мою прекрасную не примет веру

И будет жаловаться в свой черед

На мировую скорбь, на боль — к барьеру!

Я умру не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели.

Утонувшей в густом плюще ( «Я и вы).

7. Гумилев и Первая Мировая война.

Знал oнмуки холода и жажды.

Сон тревожный, бесконечный путь.

Но святой Георгий тронул дважды

Пулею нетронутую грудь.

И год второй к концу склоняется. Но также реют знамена. И также буйно издевается Над нашей мудростью война.

8. Война в творчестве Гумилева.

Гумилева влекла яркая романтизация подвига, ибо он был человеком рыцарского строя души. Война в его изображении предстает как явление, родственное бунтующей,, разрушительной, гибельной стихни. Поэтому столь часто встречаем мы в его стихотворениях уподобление боя грозе. Лирический герой этих произведений погружается в огневую стихию сражения без страха и уныния, хотя и понимает, что смерть подстерегает его на каждом шагу:

Она везде — и в зареве пожара,

И в темноте, нежданна и близка.

То на коне венгерского гусара,

А то с ружьем тирольского стрелка.

Расцветает дух, как роза мая.

Как огонь, он разрывает тьму.

Тело, ничего не понимая

Смело подчиняется ему.

Страх смерти, утверждает поэт, преодолевается в душе русских воинов осознанием необходимости защитить независимость Родины.

9. Тема России в творчестве Гумилева.

Тема России проходит красной нитью почти через все творчество Гумилева. Он имел полное право утверждать:

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

Но особенно интенсивно эта тема проявила себя в цикле стихотворений о войне, участие в которой для героев его произведений — дело праведное и святое. Поэтому

Серафимы, ясны и крылаты.

За плечами воинов видны.

И счастием душа обожжена

С тех самых пор; веселием паяна

И ясностью, и мудростью; о Боге

Со звездами беседует она,

Глас Бога слышит в воинской тревоге

И Божьими зовет свои дороги.

…будет любимец Бога,

Он поймет свое торжество.

Он должен. Мы бились много

И страдали мы за него.

Как собака на цепи тяжелой,

Тявкает за лесом пулемет,

И жужжат шрапнели, словно пчелы,

Собирая ярко-красный мед.

Мы найдем в стихотворениях поэта немало точно подмеченных деталей, делающих мир его военных стихов одновременно осязаемо земным и неповторимо лирическим:

Здесь священник в рясе дырявой

Упоенно поет псалом.

Здесь играют напев величавый

Над едва заметным холмом.

И поле, полное врагов могучих. Гудящих грозно бомб и пуль певучих, И небо в молнийных и грозных тучах.

10. Драматургия Гумилева.

11. Гумилев и революция.

Крест над церковью вознесен

Символ власти ясной, отеческой.

И гудит малиновый звон

Речью мудрою, человеческой.

Взглядом, улыбкою детской,

Речью такой озорной,—

И на груди молодецкой

Крест просиял золотой.

12. Библейские мотивы в лирике Гумилева.

И символ горнего величья.

Как некий благостный завет

Высокое косноязычье

Тебе даруется, поэт.

Так, век за веком — скоро ль. Господь?

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогая плоть.

Рождая орган для шестого чувства.

Я угрюмый и упрямый зодчий

Храма, восстающего во мгле

Я возревновал о славе отчей,

Как на небесах и на земле.

Сердце будет пламенем томимо

Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,

Стены нового Иерусалима

На полях моей родной страны.

…Сразу припомнить

Всю жестокую, милую жизнь,-

Всю родную, странную землю

И, предстоя перед ликом Бога

С простыми и мудрыми словами.

Ждать спокойно Его суда.

Пуля, им отлитая, просвищет

Над седою, вспененной Двиной.

Пуля, им отлитая, отыщет

Грудь мою, она пришла за мной.

И Господь воздаст мне полной мерой

За недолгий мой и горький век.

Это сделал в блузе светло-серой,

Невысокий старый человек.

В стихотворении воссоздано то состояние, когда человек, согласно христианскому вероучению, находится между физической смертью и воскресением души. Смерть у Гумилева — конец земного пути и одновременно начало новой, загробной жизни. В стихотворении ее олицетворяет вагоновожатый, который увозит лирического героя из земной жизни на странном, фантастическом катафалке — трамвае, обладающем способностью передвигаться по земле и по воздуху, в пространстве и во времени. Образ трамвая романтизируется, обретает черты космического тела, с колоссальной скоростью несущегося в бесконечное пространство. Это символ судьбы поэта в ее земном и трансцедентальном измерениях.

Для изображения перемещения в загробный мир автор использует традиционный для религиозной литературы мотив путешествия. Время в стихотворении разомкнуто в вечность, соединяет в себе прошлое, настоящее и будущее.

В произведении запечатлено множество биографических подробностей жизни лирического героя, дан ретроспективный обзор важнейших событий его жизни, показаны трансфизические странствия его духа. Все они представлены в аллегорическом и ирреальном освещении. Так, мосты через Неву, Нил, Сену, через которые переносится трамвай, вызывают ассоциации с мостом, ведущим, согласно народным верованиям, в потусторонний мир, а сами реки можно рассматривать как аналог реки забвения, которую душе умершего необходимо преодолеть в загробном путешествии.

Верной твердынею православья

Врезан Исаакий в вышине.

Там отслужу молебен о здравьи

Машеньки и панихиду по мне.

13. Арест и расстрел Гумилева.

Третьего августа был арестован и Н. Гумилев, незадолго до этого избранный председателем Петроградского союза поэтов. Гумилеву вменялось в вину то, Что когда один из его старых знакомых предложил ему вступить в эту организацию, он отказался, но не донес об этом предложении властям.

Я ему подарил пистолет

И портрет моего Государя.

Жизнь Николая Гумилева оборвалась в 35 лет, в самом расцвете его незаурядного таланта. Сколько прекрасных произведений могли бы еще выйти из-под его талантливого пера!

Чувствую, что скоро осень будет.

Солнечные кончатся труды,

И от дрена духа снимут люди

Золотые, зрелые плоды.

Поэтика поздней лирики Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Его стихи наполняются чувством тревоги, эсхатологическими видениями, ощущениями экзистенциального трагизма. Пафос покорения и оптимистических дерзаний сменяется позицией трагического стоицизма, мужественного восприятия. Чувственно воспринимаемые образы в его стихотворениях преображаются смелыми метафорами, неожиданными сравнениями. Часто стихотворная композиция строится на развертывании ключевой метафоры, которая к финалу перерастает в символ. Поэт не довольствуется теперь красочной предметностью описаний, прозревает жизнь гораздо глубже ее наружных примет. Поздняя лирика Гумилева по своему тону и глубинному содержанию значительно ближе символизму, чем акмеизму.

МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА

Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева

Отличительной характеристикой от произведений большинства поэтов состоит в том, что в стихах Гумилева практически нет патриотизма и политики.

Основной чертой творчества Гумилева является экзотика. И лирический герой Гумилева, — самоуверенный, отважный, задорный, как и сам поэт.

Даже на Венеру, на эту необитаемую планету, Гумилев забрасывает своего героя-любовника. В этом стихотворении заложен практически тройной смысл: Венера-планета реальная, Венера — судьба, Венера — богиня любви.

Через мотив стихии происходит принадлежность женщине к божественному:

«Тогда я воскликну: «Где же

Стихи Гумилева о любви — это целый мир, яркий, тонкий, интересный, через которую читатель видит не только душу и настроение поэта, но и характер и настроение эпохи.

Я конквистадор в панцире железном, Я весело приветствую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду.

Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Николая Гумилева.

Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Потонувшей в густом плюще.

И, промелькнув у оконной рамы, Бросив нам вслед пытливый взгляд Нищий старик,— конечно, тот самый, Что умер в Бейруте год назад.

Понял теперь я: наша свобода — Только оттуда бьющий свет…

Исследователя русской поэзии XX века в этих строках поражает перекличка с Блоком. В цитированных строках — при разнице темперамента — прямой отзвук блоковских мотивов:

И к вздрагиваниям медленного хлада Усталую ты душу приучи, Чтоб бычо здесь ей ничего не надо, Когда оттуда ринутся лучи.

Тема романтического отъединения поэта в этом стихотворении относится не только к смерти, но и ко всей жизни, к художественным вкусам, занятиям, любви. Гумилев неожиданно противостоит буржуазной прибранности и правильности: …Имне нравится не гитара, А дакарский напев зурны.

Как картинка из книжки старинной, Услаждавшей мои вечера. Изумрудные эти равнины И раскидистых пальм веера. И каналы, каналы, каналы, Что несутся вдоль глиняных стен, Орошая Дамьетские скалы Розоватыми брызгами пен.

Одним из первых Гумилев увидел в своем Египте то, что в то время еще далеко не всем было заметно: Пусть хозяева здесь англичане. Пьют вино и играют в футбол И халифа в высоком Диване Уж не властен святой произвол. Пусть, но истинный царь над страною Не араб, и не белый, а тот, Кто с сохою иль с бороною Черных буйволов в поле ведет.

Только змеи сбрасывают кожи,

Чтоб душа старела и росла. Мы, увы, со змеями не схожи, Мы меняем души, не тела. Начинает Гумилев с самых ранних воспоминаний своего детства: Самый первый: некрасив и тонок, Полюбивший только сумрак рощ, Лист опавший, колдовской ребенок, Словом останавливавший дождь. Дерево да рыжая собака, Вот кого он взял себе в друзья…

А я уже стою в саду иной земли, Среда кровавых роз и влажных лилий, И повествует мне гекзаметром Виргилий О высшей радости земли.

Если ранний Гумилев интересен как материал, из которого родится вспышка звезды, то затем нельзя не видеть и постепенного увеличения воздействия тех поэтов, которые искали новые формы. Его манит верлибр, путь которого наметил Блок:

Я не оскорбляю их неврастений, Не унижаю душевной теплотой, Не надоедаю многозначительными намеками На содержимое выеденного яйца, Но когда вокруг свищут пули, Когда волны ломают борта, Я учу их, как не бояться, Не бояться и делать, что надо.

Среди символистов, оказавших воздействие на поэтику Гумилева, наряду с Брюсовым и Вяч. Ивановым, не говоря уже о Блоке, следует назвать и Андрея Белого. Его влияние сказалось в подходе Гумилева к ритмике: Неведомых материков Мучительные очертанья…

В оный день, когда над миром новым Бог склоняч лицо свое, тогда Солнце останавливали Словом, Словом разрушали города. Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных дорог И в Евангелии от Иоанна Сказано, что Слово — это Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова.

Несомненно, что Николай Гумилев оставил нам интересное наследие, оказал огромное влияние на многих поэтов разных поколений. Считая преданность искусству превыше всего, он сумел подняться над обыденностью мира и увидеть истинную его красоту. До сей поры он остается в русской литературе великим мастером слова.

Творческий и жизненный путь Гумилева Николая Степановича

Тематика и своеобразие поэзии Гумилева, Лирический герой Гумилева

В творчестве Николая Гумилева прослеживается эволюция от символизма к акмеизму, предполагающему реалистическое мировосприятие. Пережив период ученичества, Гумилев очень скоро нашел свою тему, своего героя. Стремясь к ясности, точности, психологической достоверности и объективности, Гумилев создает героя, воплощенного в разных образах-масках. Он часто использует вечные образы мировой литературы и мифологии (Дон Жуан, Адам, Синдбад, Одиссей) и трактует их оригинально.

В поэзии, как и в жизни, Гумилев стремился воплотить идеал совершенной мужественности, заявленный акмеистами. Составляющие этого идеала — три образа-маски: воин, путешественник, любовник. Эти разные ипостаси лирического героя наиболее приближены к автору.

Мир Гумилева — это мир красочный, яркий, населенный экзотическими существами и растениями, а также узнаваемый мир уездного городка или среднерусского уголка природы, свидетельствующий о неизменной любви поэта к жизни, к родине, к женщине, к Богу. Его жизненное кредо выражено в строчках стихотворения:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но всё в себе вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога.

Лирический герой Гумилева воплощает жизнеутверждающую суть его Поэзии. Это, как правило, волевой, сильный, отважный человек. Три ипостаси гумилевского идеала совершенной мужественности диктуют темы его поэзии: тема путешествия или странствия, военная тема и тема любви. Они, разумеется, не исчерпывают тематику поэзии Гумилева, но дают объемное представление о его лирическом герое.

В зрелой философской лирике поэта появляется еще одна, высшая ипостась лирического героя, которая связана с его пониманием сути творчества.

Николай Гумилев

Именитый поэт и прозаик, чье творчество относится к Серебряному веку русской литературы, — Николай Гумилев. Биография писателя полна испытаний и ярких событий: болезненное, но творческое детство, переезды, насыщенные путешествия и пылкая любовь, мировая война и расстрел. Какими достижениями знаменит Гумилев? Жизнь и творчество писателя рассмотрим далее.

Биография Гумилева: детство и юность

Поэт, прозаик, литературовед и критик, а также путешественник и крупнейший исследователь Африки — все эти роли успел освоить Николай Гумилев. Годы жизни писателя выпали на крайне беспокойный период российской истории.

Николай Степанович Гумилев появился на свет в 1886 году в городе Кронштадт, где его отец служил врачом. У ребенка с ранних лет было слабое здоровье:

  • Николая часто мучили головные боли;
  • он был очень чувствителен к шуму, запахам и вкусам, иногда и вовсе лишался слуха.

В юношеские годы Гумилеву пришлось сменить не одно учебное заведение, а иногда обучаться на дому:

Но стихи Гумилева спасли его от отчисления: директор, ссылаясь на успехи ученика в сочинительстве, настоял, чтобы тот продолжил обучение. Николай окончил гимназию в 1906 году. Логика — единственный предмет, по которому молодой поэт получил наивысший балл.

Николай Гумилев

После гимназии путь Гумилева пролег в Сорбонну. Там он продолжил осваивать науки.

Николай Гумилев: творческий путь

Вскоре деньги закончились. Какое-то время Гумилев голодал, скитался, а затем вернулся домой в Петербург. Однако, несмотря на трудности, путешествие оставило лишь приятные впечатления и вдохновило на ряд рассказов и стихотворений.

Африка настолько впечатлила Николая, что он еще не раз возвращался сюда с экспедициями. Благодаря его исследованиям музей в Санкт-Петербурге заполучил много уникальных экспонатов.

Николай Гумилев

Особенностями акмеизма были:

Николай Гумилев: личная жизнь, последние годы

Очень пылким, склонным к драматизму, человеком был Николай Гумилев. Биография поэта насчитывает несколько очень ярких любовных историй.

Первой известной любовью поэта была поэтесса Анна Ахматова (Горенко). Ее гимназист Николай встретил в Петербурге. Через год после знакомства Гумилев позвал эксцентричную девушку замуж, но Анна отвергла его, чем ввергла юношу в депрессию.

Тем временем у Николая завязался роман с другой поэтессой — Елизаветой Дмитриевой, творившей под псевдонимом Черубина де Габриак. Он даже делал ей предложение, но у барышни был другой избранник — тонкий лирик и художник Максимилиан Волошин. Однажды Гумилев позволил себе нелицеприятно высказаться о Елизавете, чем спровоцировал дуэль с Волошиным. Но, к счастью, обошлось без крови.

Вспыльчивому Николаю не удалось забыть Анну Ахматову, и в 1910-м он все-таки добился ее руки. История их любви знала и счастье, и неудачи:

  • Пара после венчания решила поселиться в европейской Мекке людей искусства — в Париже. Там у Ахматовой вспыхнул страстный роман с художником Амедео Модильяни. Чтобы сохранить брак, Гумилев настоял на возвращении в Россию. Это произошло в 1911-м.
  • В 1912 году у супругов родился сын Лев Гумилев — будущий ученый и писатель.

Николай Гумилев и Анна Ахматова с сыном Львом

  • После рождения Льва пыл Николая к Анне угас. Как и жена, он стал искать источник вдохновения на стороне. Гумилев повстречал актрису Ольгу Высотскую, между ними завязался непродолжительный, но бурный роман. Через год у Ольги родился сын от Николая — Орест. Но поэт об этом ребенке так и не узнал.
  • Отношения между Гумилевым и Ахматовой были почти разрушены. Но развестись супруги смогли только в 1918 году — тогда, после революции, появилась возможность расторгнуть брак и заключить новый.

Спустя несколько дней после развода с Ахматовой Николай женился во второй раз — на Анне Энгельгардт, дочери известного литературоведа Николая Энгельгардта. К этому моменту у Гумилева и Анны уже была годовалая дочь Елена.

После революции, живя при советской власти, Николай открыто называл себя убежденным монархистом и не скрывал своей религиозности.

До сих пор неизвестно, где именно был казнен и похоронен Гумилев. Поэт реабилитирован уже в 1990-х гг., спустя 70 лет после смерти. Тогда выяснили, что его дело было сфабрикованным, а заговора не существовало вовсе.

Кто знает, сколько еще успел бы сделать Николай Гумилев. Стихи и проза — бессмертное наследие великого писателя, которое не позволит о нем забыть.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Гумилев

Поэт, прозаик, переводчик и литературный критик Н.С. Гумилев родился в Кронштадте 3 апреля 1886 года. Его отец был корабельным врачом. В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком. Детство и отрочество Гумилева прошло в Царском селе. Позднее семья переехала в Тифлис, где прожила вплоть до 1903 года. Затем Гумелев возвращается в Царское село. Именно в 1903 году произошла первая встреча Николая Гумилева и Анны Ахматовой.

В 1905 году был опубликован сборник стихов Гумилева с романтичным названием "Путь конквистадоров". После окончания Царскосельской гимназии Гумилев отправляется в Париж. Там он посещает лекции в университете Сорбонны. Он изучает французскую литературу и культуру. Там же он знакомится с Иосифом Мандельштамом.

Возвращение в Россию в 1907 году оказалось не долговременным. Гумилев снова уезжает в Париж. Тем временем, его стихи печатаются в литературных журналах.

В 1908 году выходит книга Н.С. Гумилева "Романтические цветы". В мае этого же года поэт приезжает в Россию и поступает на юридический факультет Петербургского университета. Позднее он переходит на исторический факультет. Осенью 1908 года Н. Гумилев совершает свою первую поездку в Африку, в Египет.

1909 год ознаменованием публикацией произведений Николая Гумилева в серьезных изданиях. Поэт оставляет Университет и едет в Алжир.

В 1910 году Гумилев венчается с Анной Ахматовой. Они вместе отправляются в путешествие в Париж, а по возвращении живут в Царском селе.

В 1911 году Гумилевым создается течение акмеизм, под которым понималось литературное течение которое, противостояло символизму. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Николай Гумилев публикует свои "Письма о русской поэзии", пишет драмы, поэмы, занимается литературными переводами.

В 1912 году выходит книга "Чужое небо". Также Гумилев и Ахматова посещают Италию. Затем в следующем году поэт снова едет в Африку в составе экспедиции, которую организовала "Российская Академия наук".

В 1914 году поэт уходит добровольцем в армию. Он тяжело переживает события Первой Мировой войны.

В 1916 году свет увидел сборник "Колчак". Параллельно поэт получает чин прапорщика.

После Революции поэт покидает Россию и отправляется в Париж. Однако поездка продлилась не долго. В этом же году Гумилев возвращается на Родину и сотрудничает с горьковским изданием "Всемирная литература". В период с 1918 по 1921 год свет увидели произведения "Костер" и "Шахтер".

Гумилев был расстрелян в 1921 году. Его обвинили в участии в антиправительственном "таганцевском заговоре". Через три недели поэту был вынесен приговор – расстрел, исполненный на следующий же день. Точная дата расстрела и место захоронения поэта до сих пор не неизвестны.

Особенности художественного мира Николая Гумилева

Творчество Николая Гумилева тревожное, смелое и разнообразное как и вся его жизнь. Смелость, отвага, яростное желание испытать судьбу и стремление к максимализму нашли свое отражение в удивительных стихах поэта.

Его художественный мир полон любви. Но любовь предстает как отчуждение, разобщение. Для поэта важны битвы. Именно в них утверждаются идеалы, формируется мужество и волевое начало.

Стихи Николая Гумилева напоминают романтические баллады. Их особенностью можно назвать прихотливый сюжет, лирического героя. В стихах чувствуется преклонение поэта перед человеческим подвигом. Отвлекаясь от обыденности, от скуки настоящего, Н. Гумилев ищет богатых созвучий во времени и пространстве. Его стихи не знают границ.

О поэзии Гумилева можно сказать следующим образом: радужное пространство картин и образов организовано авторской чеканной мыслью. Многие стихи рождены вечными проблемами. Редкой выразительности достигает поэт соединением несоединимых элементов. В этой связи нельзя не рассмотреть его произведение "Капитаны". Оно посвящено капитанам-путешественникам, покорителям новых земель. Гумилев считает их людьми рисковыми и смелыми. Для стиха характерен четкий ритм (анапест), яркие точные эпитеты.

Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный арбалет.
Темнокожие мулатки
И гадают, и поют,
И несется запах сладкий
От готовящихся блюд.

Обилие экзотических слов придает стиху живость, яркость. Такое произведение запоминается своей экзотикой.

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Энергичному звучанию стиха придают неповторимый колорит образы капитанов, близость смерти и стихия. В каждом четверостишии можно почувствовать основную идею произведения, а именно: провозглашение волевого начала, идеи подвига и борьбы.

Читайте также: