Анализ типовых и авторских программ по трудовому обучению и воспитанию в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

1 этап-Выбор материала (образцы видов ткани);

2 этап-Разметка деталей (показ налаживания шаблона, прикалывание булавками, обводка по контуру);

3 этап-Выкраивание деталей (вырезывание выкройки по краю обводки);

4 этап-Соединение деталей (дан алгоритм шагов: сколоть-сметать-сшить-удалить смётку);

5 этап-Отделка изделия (показ наклеивания наклейки про помощи утюга, дан образец готового изделия).

В конце учебника можно познакомится с его содержанием, а в нача ло авторы поместили напутствие к учащимся в котором раскрывают понятие мастер, мастерство, подводят второклассников к тому, что дорога к мастерству начинается с умения правильно думать и действовать. А как правильно это делать они и узнают на его страницах .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка , становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе (нужно описать цели для конкретного класса):

Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.

Освоение продуктивной проектной деятельности.

Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;

- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Общая характеристика курса

Теоретической основой данной программы являются:

Системно - деятельностный подход : обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др .).

Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности : понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенности программы

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека , осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности . Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Названные особенности программы отражены в ее структуре.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:

знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;

первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

проектная деятельность ( определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач , составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;

знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Межпредметные связи

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

На изучение технологии в 1а классе отводится 1 ч в неделю.

Курс рассчитан 33 ч - (33 учебные недели).

Количество часов в 1-й четверти - 9.

Количество часов во 2-й четверти - 7.

Количество часов в 3-й четверти - 9.

Количество часов в 4-й четверти - 8.

Результаты изучения учебного курса

1. Личностные результаты:

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

2. Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

3. Предметные результаты:

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Анализ авторских программ по обучению технологии младших школьников

· Методические пособия для учителей: поурочные разработки по предметам, дополнительные учебно-методические материалы, календарно-тематическое планирование, технологические карты.

- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

· духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;

· формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

· формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;

· развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

· формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

— внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

— коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

— первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

— первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;

— творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

· знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;

· овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

· знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

· знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;

· учатся экономно расходовать материалы;

· осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи , составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);

· учатся преимущественно конструкторской деятельности;

· знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Результаты изучения курса

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Содержание курса

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.

Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.

Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

На сегодня для начальной школы создано несколько разных программ по ИЗО и технологии.

Так, технологию часто ведут в младших классах по программе Л. В. Занкова и "Школа 2100". Сравнивая две программы, можно обнаружить, что в обеих в 1 классе предусмотрены работа с пластилином, работа с природными материалами, поделки из бумаги, шитье, конструирование и моделирование. Правда, в программе Занкова предусмотрены также лепка из снега и плетение.

Подход к художественному труду в этих программах различается. В программе Занкова основной упор делается на узнавание как можно большего числа разных техник с одними и теми же материалами. Например, в 1 классе в работе с пластилином дети не только знакомятся с конструктивным способом лепки (создание фигур из заранее приготовленных частей), но и учатся "рисовать" жгутиками из пластилина, печатать узоры на пластилиновой основе, создавать аппликации из пластилина.

В программе "Школа 2100" дети более глубоко осваивают конструктивный способ лепки, создавая разные фигуры: цыпленка, лошадку, музыканта и пр. В обеих программах предусмотрены беседы с учениками и совместные наблюдения за свойствами материалов.

На мой взгляд, программа Занкова в большей степени направлена на развитие творческих способностей учащихся, поскольку с каждым материалом он получает возможность выполнять разные действия, получает навык использования разных техник. Это дает ребенку чувство внутренней раскрепощенности: он готов в любом материале видеть потенциал, понимает, что с любым предметом можно экспериментировать - и ребенка за это не осудят.

Что касается программы по ИЗО в 1 классе, программы "ПНШ" и "Школа России" тоже несколько по-разному подходят к процессу приобщению детей к искусству.

"Школа России" направлена на ознакомление учащихся с тремя видами художественной деятельности: изобразительной, декоративной, конструктивной. Сначала дети учатся передавать свои зрительные, слуховые, эмоциональные впечатления в образах с помощью разных техник (рисование из "пятен", гуашью, карандашом, лепка из глины). Затем дети учатся украшать разные предметы и интерьер (раскрашивание рисунков, аппликации, поделки из бумаги и бросового материала). Потом дети знакомятся со строительством: рисуют дома, город, строят здания из бумаги, коробочек, пластилина. Наконец, завершающие уроки помогают обобщить полученные знания и навыки и понять, что три вида художественной деятельности тесно связаны между собой. Все это происходит обычно в игровой форме, с привлечением воображаемых геров-спутников обучения, без использования сложных искусствоведческих терминов, поэтому должно быть достаточно легко и с интересом воспринято учащимися. Как видим, в данной программе изобразительное искусство и художественный труд объединены, а потратить на него учебного времени учитель может от 30 до 60 часов в год (1-2 часа в неделю).

В программе "Перспективной школы России" также, несмотря на преобладание уроков ИЗО, есть занятия, которые относятся другими программами к художественному труду (технологии): лепка из глины и пластилина, создание аппликаций. Как и в программе "Школа России", труд и ИЗО здесь объединены, но для 1 класса предусмотрен только 1 час в неделю. На мой взгляд, программа более традиционная и менее разносторонняя, чем программа "Школа России". Почти все уроки здесь строятся по одной модели: дети с учителем обсуждают какой-то образ (например, матери), смотрят на картины с этим образом (например, изображения Богоматери), затем пытаются сами изобразить что-то подобное. В итоге в течение года они пробуют нарисовать очень много разных объектов: свой дом, свою семью, своих друзей, домашних животных, однако такой подход едва ли способствует творческому подходу к действительности, потому что дети не фантазируют, не экспериментируют, выполняют работу по образцу.

На мой взгляд, соединение ИЗО и труда в один предмет оправдано, хотя в таком случае, как можно заметить, "не у дел" оказываются шитье и вышивание. Кроме того, как правило, вдвое сокращается число занятий. Сравнив программы Занкова и "Школа 2100", я отдаю предпочтение первой как более увлекательной и направленной на развитие творческих способностей детей. Между программами "ПНШ" и "Школа России" я отдаю предпочтение второй по тому же критерию

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В настоящее время учебных программ по технологии ровно столько так называемых учебно-методических комплексов разных авторов. В состав каждого учебно-методического комплекса входит учебник по предмету, рабочая тетрадь и методические указания для учителя.

Урок труда, их особенности, структура.

Урок-организационная форма при которой учитель в течении точно установленного времени руководит в специально определенном месте коллективно позн.деять.постоянойгруп.учащихся.

Любой урок при всем разнообразии методов,способов,форм поведения его должен обеспечит выполнение всего или какой-то части комплекса програмныхзнаний.Особенность уроков тех. Заключается в том что програм. умение уч.приобретают в процессе выполнения практических работ. Структура урока. Структура урока тех. определяется в зависимости от его цели, темы выбранного объекта, содержание урока, уровня подготовки детей, учебно-материальной базы школы, от творчества учителя. В натуральном случае учитель должен выбрать, решать поставленные перед уч-ся учебновоспит задачи и какую-то часть программных знаний умений и навыков. Давнную структуру можно разделить на 4 группы: 1) организация урока

2) изложение нового материала. 3) практическая работа(75% от всего урока по времени). 4) анализ и оценка работ .. При оценки учитываются следующие критерии . Точность обработки, нормы времени, правильность выполнения, правила наблюдения человека,оформление, практическая направленность.

Подготовка учителя к уроку труда. Планы конспекты уроков труда.

Примерный план урока

Название темы урока, изделие,задачи, цели :обучающие, развивающие, воспитательные; оборудование, наглядность.

Общие педагогические требования к проведению урока.

Практическая направленность,научность изложения учебного материала и доступность, соотношения теории и практики, характер воспитательного воздействия на уроке, взаимосвязь изучаемого с ранее рассмотренным материалом, умение владеть классом, сотрудничество учителя с учащимися, качество речи.

Требования по составлению содержания урока

Правильно определить тему, выбрать объект, сформулировать цели урока, четко ставить перед учачимися задачи урока, изучить трудовые интересы операции по изготовлению изделия, использовать принципы научности, связи теории с практикой, продумать грамотно введения урока по объяснению новых терминологий.

Наглядные методы

2 большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

иллюстраций показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций, демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.

В ходе наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления ), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций.

Связь уроков трудового обучения с другими предметами.(Т,Д)

Трудовое обучение можно рассматривать как сквозной предмет, дающий учащимся возможность применять на практике знания и умения, полученные на других уроках. Во время т.д перед учащимися возникают проблемы, требуют основательных знаний в разных наук.. Наряду с введением новых элементов учителю следует укреплять связи уроков труда с уроками математики, русского языка и природоведения.

Связи уроков труда и математики учитель осуществляет путем применения на практике полученных учащимися счетных, вычислительных, измерительных и графических умений; ознакомления учащихся на уроках труда с геометрическим материалом, мерами длины, объема и веса; изготовления на уроке труда наглядных пособий для уроков математики; составления и решения задач на материале уроков труда.

С одной стороны, труд дает учащимся возможность применять теоретические знания на практике, а с другой - способствует более глубокому изучению основ наук.

12. Перспективное, тематическое планирование уроков трудового обучения в нач.кл.

При разработке календарных планов по каждому классу учитель должен опираться на основные требования реформы общеобразовательной и профессиональной школы, в которых сказано, что, для совершенствования содержания образования необходимо:

- предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них новых достижений науки и практики;

- коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую направленность содержания образования; больше уделять внимания практическим и лабораторным занятиям, показу технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук, создавая тем самым основу для трудового обучения и профессиональной ориентации молодежи;

- по каждому предмету и классу определить оптимальный объем умений и навыков, обязательных для овладения учащимися.

В методическом отношении возможны различные варианты планирования уроков трудового обучения, но при этом внимание учителя должно концентрироваться на том, чтобы с первых уроков начать продвижение детей в овладении целым комплексом программных знаний и умений, имеющим первоначальное политехническое значение. Любой урок при всем разнообразии методов его проведения должен обеспечить на каждом этапе выполнение всего или какой-то части комплекса требований программы трудового обучения.

учебная программа трудового обучения в начальных классах , ее методический анализ .

В настоящее время учебных программ по технологии ровно столько так называемых учебно-методических комплексов разных авторов. В состав каждого учебно-методического комплекса входит учебник по предмету, рабочая тетрадь и методические указания для учителя.

Учебная программа трудового обучения в начальных классах , ее методический анализ .

В настоящее время учебных программ по технологии ровно столько так называемых учебно-методических комплексов разных авторов. В состав каждого учебно-методического комплекса входит учебник по предмету, рабочая тетрадь и методические указания для учителя.

Урок труда, их особенности, структура.

Урок-организационная форма при которой учитель в течении точно установленного времени руководит в специально определенном месте коллективно позн.деять.постоянойгруп.учащихся.

Любой урок при всем разнообразии методов,способов,форм поведения его должен обеспечит выполнение всего или какой-то части комплекса програмныхзнаний.Особенность уроков тех. Заключается в том что програм. умение уч.приобретают в процессе выполнения практических работ. Структура урока. Структура урока тех. определяется в зависимости от его цели, темы выбранного объекта, содержание урока, уровня подготовки детей, учебно-материальной базы школы, от творчества учителя. В натуральном случае учитель должен выбрать, решать поставленные перед уч-ся учебновоспит задачи и какую-то часть программных знаний умений и навыков. Давнную структуру можно разделить на 4 группы: 1) организация урока

2) изложение нового материала. 3) практическая работа(75% от всего урока по времени). 4) анализ и оценка работ .. При оценки учитываются следующие критерии . Точность обработки, нормы времени, правильность выполнения, правила наблюдения человека,оформление, практическая направленность.

Подготовка учителя к уроку труда. Планы конспекты уроков труда.

Примерный план урока

Название темы урока, изделие,задачи, цели :обучающие, развивающие, воспитательные; оборудование, наглядность.

Общие педагогические требования к проведению урока.

Практическая направленность,научность изложения учебного материала и доступность, соотношения теории и практики, характер воспитательного воздействия на уроке, взаимосвязь изучаемого с ранее рассмотренным материалом, умение владеть классом, сотрудничество учителя с учащимися, качество речи.

Требования по составлению содержания урока

Правильно определить тему, выбрать объект, сформулировать цели урока, четко ставить перед учачимися задачи урока, изучить трудовые интересы операции по изготовлению изделия, использовать принципы научности, связи теории с практикой, продумать грамотно введения урока по объяснению новых терминологий.

Наглядные методы

2 большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

иллюстраций показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций, демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.

В ходе наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления ), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций.

Связь уроков трудового обучения с другими предметами.(Т,Д)

Трудовое обучение можно рассматривать как сквозной предмет, дающий учащимся возможность применять на практике знания и умения, полученные на других уроках. Во время т.д перед учащимися возникают проблемы, требуют основательных знаний в разных наук.. Наряду с введением новых элементов учителю следует укреплять связи уроков труда с уроками математики, русского языка и природоведения.

Связи уроков труда и математики учитель осуществляет путем применения на практике полученных учащимися счетных, вычислительных, измерительных и графических умений; ознакомления учащихся на уроках труда с геометрическим материалом, мерами длины, объема и веса; изготовления на уроке труда наглядных пособий для уроков математики; составления и решения задач на материале уроков труда.

С одной стороны, труд дает учащимся возможность применять теоретические знания на практике, а с другой - способствует более глубокому изучению основ наук.

12. Перспективное, тематическое планирование уроков трудового обучения в нач.кл.

При разработке календарных планов по каждому классу учитель должен опираться на основные требования реформы общеобразовательной и профессиональной школы, в которых сказано, что, для совершенствования содержания образования необходимо:

- предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них новых достижений науки и практики;

- коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую направленность содержания образования; больше уделять внимания практическим и лабораторным занятиям, показу технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук, создавая тем самым основу для трудового обучения и профессиональной ориентации молодежи;

- по каждому предмету и классу определить оптимальный объем умений и навыков, обязательных для овладения учащимися.

В методическом отношении возможны различные варианты планирования уроков трудового обучения, но при этом внимание учителя должно концентрироваться на том, чтобы с первых уроков начать продвижение детей в овладении целым комплексом программных знаний и умений, имеющим первоначальное политехническое значение. Любой урок при всем разнообразии методов его проведения должен обеспечить на каждом этапе выполнение всего или какой-то части комплекса требований программы трудового обучения.

учебная программа трудового обучения в начальных классах , ее методический анализ .

В настоящее время учебных программ по технологии ровно столько так называемых учебно-методических комплексов разных авторов. В состав каждого учебно-методического комплекса входит учебник по предмету, рабочая тетрадь и методические указания для учителя.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: