Анализ темы города россии в школьных учебниках географии

Обновлено: 08.07.2024

2.Структура учебника соответствует географическим учебникам. Имеет рабочие форзацы, введение, основной и дополнительный текст, иллюстрации, карты, справочный материал, задания для практикумов, вопросы и задания для повторения изученного материала, содержание.

Материал учебника изложен в 4 разделах:

1) Источники географической информации.

2) Географическое положение России.

3) Природа России.

4)Крупные природные районы России.

Разделы делятся на параграфы.

3. Содержание материала не соответствует стандарту 2004 г. о комплексном изучении материала. Раздел 4 рассматривает отдельные крупные природные территории, народы, проживающие на них, их традиционные занятия в древности и в наше время. Но изучение современного хозяйства вынесено в 9 класс. Стандарт предполагает сокращение материала за счет ухода от излишней детализации. В учебник возвращен материал по топографическим картам, который был изъят довольно давно. Излишняя детализация наблюдается и в других темах, например при изучении болот, морей и океанов и др.

Методический аппарат учебника особое внимание уделяет контролю знаний и умений. После каждого параграфа есть вопросы и задания для проверки усвоения материала и работы с различными источниками информации, что способствует развитию учащихся в процессе самостоятельной работы. После изучения каждого раздела тоже есть вопросы задания для повторения.

4.Анализ задач и упражнений учебника.

В учебнике достаточно задач и упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы. Положительным моментом в учебнике является наличие практикумов. Практикумы позволят учителям быстрее и легче организовать практические работы, а учащимся работать дома. Вопросы и задания после параграфов разной степени сложности. Одни задания проверяют усвоение материала, другие требуют решить проблемную ситуацию, третьи заставляют выстроить логическую схему. Есть задания повышенной сложности. Задания расположены по нарастающей степени сложности. Многие задания носят воспитательный характер. В учебнике есть задачи, требующие математических вычислений, развивающие математическое мышление. Напр. задача на стр. 30. (Определите с помощью карты, с какой скоростью должен лететь самолет, совершающий рейс Петропавловск-Камчатский – Москва, чтобы, взлетев в 10 часов по местному времени, приземлиться в Москве в 10 часов того же дня, но уже по московскому времени). Также есть задания занимательного и исторического содержания.

5.Доступность, убедительность, красочность, простота.

Материал учебника изложен простым, доступным языком, убедительно и красочно описаны явления, отдельные территории, приведены интересные дополнительные сведения. Напр. описание большеземельской тундры, ландшафта Телецкого озера, вулканов Дальнего Востока и др. Но схема: природа территории-народы-занятия населения-заповедники, выглядит однообразно.

6. Иллюстрации (чертежи, рисунки, графики и т. п.), их качество и правильность расположения.

7. Включен ли учебник в список рекомендованных МО и в каком качестве?

Учебник рекомендован для общеобразовательных учреждений. Данный учебник является первой частью комплексного курса по географии России.

8. Если материал для внеклассной работы?

9. Реализованы ли в учебнике межпредметные связи.

10. Каковы методические отличия от учеников других авторов?

11. Какие программно-педагогические средства и программное обеспечение необходимо для реализации данного курса?

Необходимы: методические пособия для учителя, контрольные материалы для тестирования учащихся, типовые тестовые задания для подготовки к ГИА, учебные диски; атласы и контурные карты, рабочие тетради для учащихся. В кабинете географии должно быть современное оборудование.

Для выполнения практических работ на местности необходимо специальное оборудование.

12.Моё мнение об учебнике.

Для того чтобы составить объективное мнение, необходимо по нему проработать не менее 3 лет. Сейчас у меня только первые впечатления. Учебник не полностью соответствует современному стандарту. В нем своеобразно реализован комплексный подход при изучении территорий, изучение современного хозяйства оторвано от изучения природы и населения. В учебник возвращён материал, который ранее был убран с целью устранить перегрузку учащихся. Методический аппарат учебника немного отличается от других учебников географии. Положительный момент - практикумы после каждой темы прямо в учебнике. Отрицательные моменты: перегрузка материала излишне подробным материалом, насыщенность терминами, не имеющими практического значения, мелкий шрифт, особенно в таблицах, пресыщенность иллюстрациями, очень мелкие карты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Внедрение результатов магистерского исследования «Города России в том числе м.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Внедрение результатов магистерского исследования «Города России в том числе м.

Концептуальная стадия проекта: определение целей Основные цели курса: создани.

Концептуальная стадия проекта: определение целей Основные цели курса: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению малых городов России и городов родного края, к самостоятельному приобретению знаний, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Задачи курса: Расширение знаний по экономической и социальной географии: расс.

Концептуальная стадия проекта: выявление противоречий Содержание курса предпо.

Концептуальная стадия проекта: определение проблематики Проблематика проекта.

Концептуальная стадия проекта: определение проблематики Проблематика проекта состоит в нахождении путей совершенствования и применения технологий Результатами решения данной проблемы являются: Увеличение доли учащихся активно стремящихся к знаниям Положительная динамика мониторинга уровня знаний предмета и подготовленности учащихся. Положительная динамика охвата учащихся интереса к географии, как науки в целом досуговой деятельностью. Знания и работа по освоению других предметов, которые способствуют уточнению информации по теме

Стадия моделирования проекта: построение моделей Построение моделей: Метод сц.

Стадия моделирования проекта: построение моделей Построение моделей: Метод сценариев; Метод мозгового штурма; Деловые игры; Графические методы; Работы с контурными картами; Открытые уроки; Интернет ресурсы; Метод Структуризации.

Стадия моделирования проекта: оптимизация моделей Оптимальными вариантами мод.

Стадия моделирования проекта: оптимизация моделей Оптимальными вариантами моделей в заданных условиях являются: Метод структуризации; Функциональный подход; Процессный подход; Проектный подход; Метод мозгового штурма.

Стадия моделирования проекта: выбор модели При изучении экономической географ.

Стадия моделирования проекта: выбор модели В рамках рассматриваемого проекта.

Стадия моделирования проекта: выбор модели В рамках рассматриваемого проекта метод структуризации обеспечивает наиболее эффективное решение поставленной задачи.

Стадия конструирования проекта: декомпозиция Разработка тем и работа с атласа.

Стадия конструирования проекта: декомпозиция Разработка тем и работа с атласами, применение на практике в контурных картах: Создание методического комплекса: апробирование, внесение корректив, 2. Организация инфраструктуры: обеспечение материально-технической базы, подготовка специалистов 3. Разработка программ.

Стадия конструирования проекта: агрегирование Организация инфраструктуры и ра.

Стадия конструирования проекта: агрегирование Организация инфраструктуры и разработка программ взаимосвязаны между собой и должны осуществляться одновременно. Методический комплекс создается после всех этапов, как финальный продукт. Внесение корректив может осуществляться как до, так и после его создания.

Стадия конструирования проекта: исследование условий Разработка в ОУ географи.

Стадия конструирования проекта: исследование условий Разработка в ОУ географических проектов; Создание программ мотивирующих учителей, и детей к эффективному сотрудничеству в области географии и сопутствующих предметов.

Стадия конструирования проекта: построение программы Введение. Классификация.

Стадия конструирования проекта: построение программы Тема 4 Города Золотого К.

Стадия технологической подготовки проекта Реализация проекта подразумевает ан.

Стадия технологической подготовки проекта Реализация проекта подразумевает анализ и подготовку: методических разработок; учебно-программной документации; атласы; программного обеспечения.

Ожидаемые результаты. В результате изучения курса учащиеся должны знать и уме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ УМК по географии линии учебников под редакцией В.П. Дронова, изд-во Дрофа, дан учителем с позиции деятельностного подхода к процессу обучения географии и формирования УУД у учащихся 5-9 классов.

Анализ УМК с позиции деятельностного подхода к обучению географии.

Анализ проведён учителем географии Радьковой Л.М.

Основные особенности УМК

Способы реализации деятельностного подхода

Соответствие УМК требованиям ФГОС

Линия учебников под редакцией В.П. Дронова.

Рабочие Программы. География. 5-9 классы Авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева.

Дронов В.П., Савельева Л.Е.

География. Материки, океаны, народы и страны. 7класс

Баринова И.И., Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс

Методические пособия для учителя

Савельева Л.Е. География. Землеведение.

Методическое пособие. 5-6 классы

Душина И.В. Щенёв В.А. География. Материки, океаны, народы и страны.

Методическое пособие. 7 класс

Мультимедийные приложения и пособия

Рабочие тетради для учащихся

В.П. Дронов, Л.Е Савельева Рабочая тетрадь. География. Землеведение. 5 класс

В.П. Дронов, Л.Е Савельева Рабочая тетрадь. География. Землеведение. 6 класс

И.В. Душина Рабочая тетрадь. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс

И.И. Баринова, В.П. Дронов. Рабочая тетрадь. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс.

И.И. Баринова, В.П. Дронов. Рабочая тетрадь. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс.

Рабочие тетради (диагностические работы)

Т.А. Карташева, С.В. Курчина География. Землеведение. Диагностические работы. 5 класс

Т.А. Карташева, С.В. Курчина География. Землеведение. Диагностические работы. 6 класс

Атласы и контурные карты.

Данная линия УМК по географии отражает специфические особенности предмета и содержит в себе различные источники географической информации (текстовые, картографические, статистико-экономические данные, графические и иллюстративные, ссылки на ресурсы Интернет и средства массовой информации).

В учебниках идёт поэтапное формирование основополагающих физико- и социально-экономико-географических знаний на разных территориальных уровнях: планетарном — материков, океанов и их частей; России и её отдельных районов; своей местности. При этом во всех учебниках линии реализуются такие направления современного образования, как: гуманитаризация, социологизация, экологизация, - способствующие формированию общей культуры молодого поколения. Содержание учебников позволяет осуществлять технологию обучения, способствующей овладению учащимся навыками отбора, анализа и синтеза информации.

Рабочие тетради включают задания для практических и самостоятельных работ, направленных на работу с учебником, атласом и другими источниками информации, что способствует закреплению основных географических понятий, усвоению причинно-следственных связей и закономерностей, а также тестовые задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Тесно связана с учебником по структуре и содержанию рабочая тетрадь. Задания тетради направлены на применение различных логических операций при осмыслении и закреплении изученного материала. Содержание рабочих тетрадей создают условия для применения различных педагогических технологий, в том числе технологии учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, которые направлены на формирование у школьников умений самостоятельно добывать знания, прогнозировать свою деятельность, решать учебные проблемы, принимать альтернативные решения. Практические и самостоятельные работы, вошедшие в рабочие тетради, направлены на совершенствование навыков анализа различных источников информации, закрепление пройденного материала, подготовку к ОГЭ и ЕГЭ.

Сборники заданий для проверки результатов обучения, в том числе тестовые задания, содержание которых тесно связано с учебником и рабочей тетрадью, и соответствует требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения географии.

Атласы и контурные карты - неотъемлемая составляющая УМК по географии – это средство организации географической информации: содержат карты, картосхемы, фотоиллюстрации, блок-диаграмм, графиков, схем и т.п. Сборник к/к – создают возможность организации практической деятельности (прилагаются задания)

Данная предметная линия учебников разработана на основе ФГОС и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. Содержание и методический аппарат приведены в полное соответствие с Федеральными государственными образовательными стандартами ООО.

Учебники линии прошли экспертизу и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования. УМК ориентирован на усвоение учащимися базовых географических знаний и в большей степени на формирование и отработку навыков самостоятельного получения учащимися новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УМК разработан с целью формирования универсальных учебных действий и достижения учащимися такой ключевой компетенции, как умение учиться. УМК обеспечивает создание единого информационного пространства на основе взаимодействия всех его составных частей, позволяя индивидуализировать процесс обучения.

В рекомендациях к урокам специально выделены новые компоненты структурных частей урока: личностный, деятельностный, творческий. Эти аспекты каждого урока помогут учителю при планировании урока на первый план выдвинуть учебную деятельность школьников по овладению содержанием учебного материала.


1. Душина И.В., Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. О планировании урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения // Современный урок географии: проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Москва, 20 ноября 2015 года) / науч. ред. Е.А. Таможняя, Е.А. Беловолова. - М.: Экон-Информ, 2015. - С. 9-18.

2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010. - 368 с.

3. Любарский А.Н., Тарасова Л.В. Взаимодействие учителей и учеников на уроках географии // Современный урок географии: проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Москва, 20 ноября 2015 года). - М.: Экон-Информ, 2015. - С. 87-90.

4. Региональная экономика: учебник для академического бакалавриата / под ред. В.Г. Глушковой. - М.: Юрайт, 2018. - 459 с.

5. Николина В.В. Современные тенденции развития урока географии // Современный урок географии: проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Москва, 20 ноября 2015 года). - М.: Экон-Информ, 2015. – С. 107-109.

Переход к деятельностной, продуктивно-развивающей модели обучения, реализация новых подходов в современном географическом образовании, новые требования к результатам обучения требуют изменения организации учебно-познавательной деятельности учащихся и учебного процесса в целом.

Согласно положениям деятельностного подхода, центральное место на уроке занимает организация деятельности учащихся, направленная на освоение опыта работы с различными источниками географической информации, решения познавательных и творческих задач, взаимодействия и оценочной деятельности [1; 2].

Объект исследования - процесс обучения географии на 2 и 3-й ступенях образования.

Гипотеза эксперимента - достижение планируемых результатов географического образования возможно, если процесс обучения будет организован на деятельностной основе с применением нового поколения учебников и других пособий УМК.

Учебная деятельность - основа современного урока географии. Она многоплановая и разнообразная по своему содержанию, имеет ряд особенностей и этапов. Учебная деятельность представляет собой процесс тесного единства содержательного, операционального и эмоционально-ценностного аспектов. Содержательный аспект урока представлен системой географических знаний, включающей географические эмпирические и теоретические знания, эмоционально-ценностный - системой усвоенных норм и ценностей, а операциональный аспект обеспечивается применением систем умений и способов действий. Их усвоение происходит одновременно и неразрывно [1].

В настоящее время на формирование человеческого капитала направлены национальные проекты в области образования и здравоохранения, инициированные президентом РФ. Однако человеческий капитал невозможно изменить в короткие сроки, так как его величина и качество зависят не только от образования, знаний и здоровья населения, но и от менталитета, который формируется десятилетиями. Например, попустительское отношение части населения к нездоровому образу жизни (курению, употреблению спиртных напитков и пр.) делает инвестиции государства в здравоохранение малоэффективными. В то же время наличие национальной идеи, объединяющей граждан, здоровый образ жизни основной массы населения служат фундаментом для формирования человеческого капитала страны, что подтверждают сравнительно быстрые успехи Финляндии, Японии, Южной Кореи, Китая и ряда других стран.

Вопросы и задания могут быть связаны с естественным движением населения, миграциями, последствиями урбанизации, современными социальными проблемами, здоровым образом жизни населения, проблемами административно­-территориального устройства и т.д. Работа с подобными вопросами способствует формированию у учащихся базовых ценностей и ценностных ориентиров, умений понимать суть происходящих в стране и мире событий и процессов.

С позиций реализации деятельностного подхода учебная деятельность должна выражаться в преобразовании объекта познания, т.е. учебного материала. Если учащийся только заучивает учебный материал в готовом виде, это нельзя назвать полноценной деятельностью. В таком случае можно говорить только об усвоении готовых знаний. Усвоение - это лишь исходная, начальная форма учебной деятельности; сумма знаний не ведет к развитию мышления, если знания воспринимаются в готовом виде. Необходим второй этап осуществления учебной деятельности - преобразование информации. Этот этап предполагает организацию учебно-познавательной деятельности школьников с разнообразными источниками географической информации, в первую очередь со статистическими материалами и тематическими картами.

Читайте также: