Анализ тематического планирования изучения одной из тем школьного курса литературы 10 11 классы

Обновлено: 05.07.2024

УМК для 10-11 классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования и требованиям к уровню подготовки обучающихся по литературе. Линия учебников по литературе для средней школы является логическим продолжением линии Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева для основной школы.

Историко-литературный курс, изучаемый в средней школе, разбит на два этапа: XIX в. – 10 класс, ХХ в. – 11 класс. УМК содержит фрагменты критических и литературоведческих статей, дополнительные материалы историко-биографического характера, разноуровневую систему вопросов и заданий, сопровождаемых рекомендациями и советами.

Учебник, хрестоматия и практикум построены по единому хронологическому принципу. Методические советы к учебнику (авторы Лебедев Ю.В., Романова А.Н.) содержат подробные поурочные разработки, тематическое планирование базового и профильного уровней литературного образования.

В учебнике предлагается целостный взгляд на русскую классическую литературу XIX века от Пушкина до Чехова. Пристальное внимание уделяется нравственному потенциалу нашей классики, вечным проблемам, волнующим человека во все времена. Раскрываются особенности художественного мироощущения русских писателей, сохранивших в своем творчестве триединство добра, истины и красоты.

УМК соответствует концепции разрабатываемых ФГОС СОО; знакомит выпускников с новейшим, современным взглядом на литературный процесс XIX - ХХ веков. В его основе приобщение к духовно-нравственному опыту народа, нашедшему отражение в русской литературе, постижение национальной самобытности классики, воспитание идейно-нравственного подхода к оценке действительности, запечатленной в произведениях литературы, анализ в единстве формы и содержания программных художественных произведений, формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, диалог автора и читателя в процессе изучения курса литературы, обращение к различным источникам информации (словари, энциклопедии) для решения познавательных задач (подготовка к докладу, к написанию эссе, рецензии),умение обрабатывать информацию, найденную в Интернете.




Издание подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и освещает вопросы курса литературы для средней школы. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд. Учебник содержит параграфы с самыми необходимыми сведениями о литературе, короткие рассказы о писателях и художественные произведения (большие даны в сокращении). Линию УМК отличают: соединение в учебном сюжете литературоведческого, исторического и искусствоведческого компонентов; синхронизация литературы с историей, наличие "ленты времени"; изучение отечественной литературы XIX века в контексте зарубежной европейской литературы этого же периода; наличие блока современной отечественной литературы; изучение её во взаимосвязи с классической традицией; лаконизм, простота и доступность изложения материала.

VII. Архангельский А.Н. Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень (в 2 частях) 10 Дрофа

Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень (в 2 частях) 11 Дрофа

В 11 классе освещается период конца XIX – начала XX в., который характеризуется ощущением исчерпанности, конца старой жизни и наступлением эпохи с новым содержанием и смыслом бытия. Поиски этого нового содержания и его форм обусловили расцвет русского искусства и литературы в реалистическом и модернистском направлениях, за что этот исторический период и получил название Серебряного века. Философские и эстетические искания эпохи оригинально претворялись в поэтических и прозаических произведениях авторов Серебряного века, породив множество новых течений в литературе. В пособии рассматривается творчество таких ярких поэтов и писателей того времени, как И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн, М. Горький, Е. Замятин, А. Н. Толстой, И. Анненский, В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Маяковский, Л. Пастернак, С. Есенин и др.

Особое внимание уделяется анализу языковых выразительных средств и возможностей различных литературных жанров. Выполняя творческие задания и проектные работы, обучающиеся смогут проявить себя в самостоятельной исследовательской деятельности, научатся писать рефераты, сочинения, эссе, рецензии, усовершенствуют литературоведческие компетенции и навыков работы с художественным текстом.

УМК для 10-11 классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования и требованиям к уровню подготовки обучающихся по литературе. Линия учебников по литературе для средней школы является логическим продолжением линии Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева для основной школы.

Историко-литературный курс, изучаемый в средней школе, разбит на два этапа: XIX в. – 10 класс, ХХ в. – 11 класс. УМК содержит фрагменты критических и литературоведческих статей, дополнительные материалы историко-биографического характера, разноуровневую систему вопросов и заданий, сопровождаемых рекомендациями и советами.

Учебник, хрестоматия и практикум построены по единому хронологическому принципу. Методические советы к учебнику (авторы Лебедев Ю.В., Романова А.Н.) содержат подробные поурочные разработки, тематическое планирование базового и профильного уровней литературного образования.

В учебнике предлагается целостный взгляд на русскую классическую литературу XIX века от Пушкина до Чехова. Пристальное внимание уделяется нравственному потенциалу нашей классики, вечным проблемам, волнующим человека во все времена. Раскрываются особенности художественного мироощущения русских писателей, сохранивших в своем творчестве триединство добра, истины и красоты.

УМК соответствует концепции разрабатываемых ФГОС СОО; знакомит выпускников с новейшим, современным взглядом на литературный процесс XIX - ХХ веков. В его основе приобщение к духовно-нравственному опыту народа, нашедшему отражение в русской литературе, постижение национальной самобытности классики, воспитание идейно-нравственного подхода к оценке действительности, запечатленной в произведениях литературы, анализ в единстве формы и содержания программных художественных произведений, формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, диалог автора и читателя в процессе изучения курса литературы, обращение к различным источникам информации (словари, энциклопедии) для решения познавательных задач (подготовка к докладу, к написанию эссе, рецензии),умение обрабатывать информацию, найденную в Интернете.

Издание подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и освещает вопросы курса литературы для средней школы. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд. Учебник содержит параграфы с самыми необходимыми сведениями о литературе, короткие рассказы о писателях и художественные произведения (большие даны в сокращении). Линию УМК отличают: соединение в учебном сюжете литературоведческого, исторического и искусствоведческого компонентов; синхронизация литературы с историей, наличие "ленты времени"; изучение отечественной литературы XIX века в контексте зарубежной европейской литературы этого же периода; наличие блока современной отечественной литературы; изучение её во взаимосвязи с классической традицией; лаконизм, простота и доступность изложения материала.

VII. Архангельский А.Н. Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень (в 2 частях) 10 Дрофа

Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень (в 2 частях) 11 Дрофа

В 11 классе освещается период конца XIX – начала XX в., который характеризуется ощущением исчерпанности, конца старой жизни и наступлением эпохи с новым содержанием и смыслом бытия. Поиски этого нового содержания и его форм обусловили расцвет русского искусства и литературы в реалистическом и модернистском направлениях, за что этот исторический период и получил название Серебряного века. Философские и эстетические искания эпохи оригинально претворялись в поэтических и прозаических произведениях авторов Серебряного века, породив множество новых течений в литературе. В пособии рассматривается творчество таких ярких поэтов и писателей того времени, как И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн, М. Горький, Е. Замятин, А. Н. Толстой, И. Анненский, В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Маяковский, Л. Пастернак, С. Есенин и др.

Особое внимание уделяется анализу языковых выразительных средств и возможностей различных литературных жанров. Выполняя творческие задания и проектные работы, обучающиеся смогут проявить себя в самостоятельной исследовательской деятельности, научатся писать рефераты, сочинения, эссе, рецензии, усовершенствуют литературоведческие компетенции и навыков работы с художественным текстом.

Тематическое планирование по литературе 10 класс. В планирование входит домашнее задание, темы на повторение. Легкий и доступный вариант с тестами.

Содержимое публикации

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

Город Белорецк Белорецкий район Республика Башкортостан.

На заседании ШМО учителей Заместитель директора по УР

русского языка и литературы МОБУ СОШ №1 г. Белорецк

МОБУ СОШ №1 г. Белорецк М.Е. Власенко.

Руководитель М.В. Медведева.

Протокол № от Протокол № от

Директор МОБУ СОШ №1 г. Белорецк

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

Средняя общеобразовательная школа №1 город Белорецк.

Программа разработана учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории Желниной Е.Н.

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Основная общеобразовательная программа основного общего образования МОБУ СОШ № 1 г. Белорецк

Место учебного предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе – 136 часов (из расчета 4 урока в неделю), 35 учебных недели. Срок реализации программы – 1 год. Год разработки учебной программы-2018год. Рабочая программа по литературе для 10-ых классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, принятого в 2004 году,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения (2018 год, базовый уровень).

В основу рабочей программы положена примерная программа основного среднего (полного) образования по литературе (базовый уровень). Рабочие программы по учебникам В.И. Сахарова, С.А. Зинина.

Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитаниедуховно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

10 класс – важный период в изучении литературы, так как содержание учебного материала – русская литература XIX века – играет особую роль в формировании русской национальной культуры. Программа включает набор ключевых текстов отечественной классики. В 10 классе изучается история русской литературы с подробным анализом вершинных произведений писателей XIX века. Это яркие страницы романтизма, становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики.

Жанровое богатство и своеобразие творческих поисков подтверждаются обстоятельным текстуальным анализом произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, драматических текстов А.Н. Островского, эпических полотен Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других классиков. Обращение к вершинным явлениям зарубежной литературы дает представление об историко-литературном процессе XVIII - XIX веков более объемным и содержательным.

Монографическое изучение творчества великих классиков XIX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, сопоставительный анализ, вычленение отдельных тем и др.

Главная цель программы для 10 класса – помочь школьнику сделать следующий шаг в своем гуманитарном развитии, от умения осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к умению мыслить исторически и системно, подготовить его к усвоению материала, рассматриваемого в 11 классе.

Задачи изучения курса:

научить школьников видеть художественные явления в их развитии;

понимать логику литературного процесса;

научить самостоятельно читать изучаемые произведения (уметь пользоваться справочным аппаратом учебника);

понимать замысел автора, сопоставлять произведения, написанные в одно и то же время;

различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

различные виды пересказа;

заучивание наизусть стихотворных текстов;

определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

ОБОСНОВАННОСТЬ

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Программа рассчитана на 4 часа в неделю.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 374 ч. В том числе: в 5 классе – 68 ч., в 6 классе – 68 ч., в 7 классе – 68 ч., в 8 классе – 68 ч., в 9 классе – 102 ч.

Формами контроля, предусмотренными программой, являются сочинение, тест, анализ текста, опрос по материалам урока, где учащиеся имеют возможность продемонстрировать знание тем курса.

Учебный план ООО предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе в объеме 136 часов (4 часа в неделю). Из них отводится на:

1)контрольные работы 10 часов, из них:

контрольное классное сочинение – 4 часа;

контрольное домашнее сочинение – 4 часа;

контрольная работа (годовая) – 2 часа;

2)развитие речи 8 часов, из них 8 - творческие работы;

3)внеклассное чтение – 6 часов.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Понятие литературного процесса. Литературное произведение в историко-культурном контексте
(вводный урок)


Понятие творческого пути автора, периодизация творчества и ее факторы. Индивидуальный стиль. Художественная традиция и новаторство. Понятие литературной борьбы. Биографический, исторический и литературный контекст творчества автора.

Русская литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы 2 половины 19 века

А. Н. Островский

Теория литературы. Драма как жанр. Конфликт. Сюжет. Система персонажей. Конфликт. Герой, характер, тип. Идея, пафос. Художественный образ. Трагическое.

И. А. Гончаров

Теория литературы. Реализм. Роман. Сюжет. Система образов. Герой, характер, тип. Авторская позиция. Психологизм. Диалог. Внутренний монолог. Деталь. Авторская позиция. Замысел.

И. С. Тургенев

Теория литературы. Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм. Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм

Н. А. Некрасов

Теория литературы. Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора. Авторская позиция.

Теория литературы. Понятие о философской лирике. Изобразительно-выразительные средства в лирике. Лирический герой.

Теория литературы. Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство. Традиции.

Теория литературы. Язык и стиль.

М. Е. Салтыков – Щедрин

Теория литературы. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола.

Л. Н. Толстой

Теория литературы. Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог. Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза.

Ф. М. Достоевский

Теория литературы. Тема. Проблематика. Система персонажей. Психологизм. Стиль повествования. Герой. Характер. Идея. Пафос. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение писателя.

Теория литературы. Сюжет, тема, проблематика. Конфликт. Сюжет. Композиция. Герой, характер, тип. Авторская позиция. Драма. Комедия. Ремарка. Жанр. Стиль и язык.

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, любви к русской литературе, уважения к культурам других народов;

• приобретение умения использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

• умении понимать проблему, предлагать пути и способы ее решения, умении структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказыва­ниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты обучающихся в 10 классе состоят в следующем:

1) познавательная сфера:

• понимание ключевых проблем изученных произведе­ний русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII , XIX — XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) ценностно-ориентационная сфера:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация отрывков изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3) коммуникативная сфера:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение, выразительное художественное чтение с элементами актёрского мастерства;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки сжато или близко к тексту, соблюдая стилистические особенности автора; устно и письменно отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) эстетическая сфера:

• понимание образной природы литературы как явле­ния словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методы обучения

Методы обучения – это способы работы учителя и учеников, с помощью которых достигается усвоение учащимися знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрение и развитие познавательных способностей.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся по решению задач образования, воспитания и развития.

Методы обучения – это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, которые обеспечивают усвоение учебного материала, способствуют развитию интеллектуальных сил и способностей учащихся, овладению ими способами саморазвития и самообразования.

Методы обучения – это способы учебной работы учителя и организации познавательной деятельности учащихся по решению разнообразных дидактических задач, направленных на овладение учебным материалом.

Монографическому изучению творчества виднейших представителей определенного периода в истории литературы предшествует обзорное рассмотрение данного этапа.

Примерный план изучения обзорной темы

1. Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации.

2. Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характер и особенности дан­ного периода.

3. Общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина литературного движения, основное содержание исто­рико-литературного процесса: а) ведущие литературные течения на данном этапе истории литературы; б) основные темы и проблемы, выдвинутые писателями;в) новые герои, изменение отношения к героям предшествую­щих эпох;г) крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их ос­новные произведения;д) литературный стиль эпохи, изменения в области литератур­ных жанров.

4.Более подробное изложение материала об отдельных худож­никах и произведениях, наиболее характерных для данного пе­риода.

5.Значение периода для нашего времени, вклад эпохи в историю литературы, в решение общечеловеческих проблем. Сильные и слабые стороны литературы данного периода.

В центре каждой монографической темы – текстуальное изучение одного или нескольких программных произведений автора. Монографический подход предусматривает также рассмотрение биографии писателя, общую характеристику его художественного метода и стиля, ознакомление с оценкой изучаемого произведения (всего творчества автора) в литературной критике, освоение включенных в данный раздел программы теоретико-литературных понятий, написание итогового сочинения или выполнение другой итоговой работы.

ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ

Изучение биографии писателястроится на следующих принципах:

– историзм (показ эволюции жизненного и творческого пути);

– систематичность и последовательность(четкая концепция личности и творчества; взаимосвязь изучения биографического материала и литературных произведений);

– актуальность обучения, проблемность (современность акцентов в трактовке фактов личной и творческой биографии);

– воспитывающее обучение (выделение идеологических, нравственных и эстетических проблем, которые интересны учащихся, воспитание ученика через материал);

– доступность, занимательность (беллетризированный характер излагаемого материала);

– межрпредметные связи литературы с искусством, географией, историей, психологией, эстетикой, этикой, музейным делом, краеведением);

– наглядность (активное использование визуальной, слуховой и мультимедийной наглядности).

Место биографии в системе работы:

1) биография, предваряющая анализ произведений;

2) изучение биографии, сопутствующее рассмотрению творческого пути, последовательное изучение основных периодов жизни и творчества, (период биографии–произведение → период биографии–произведение);

3) биография как комментарий к лирическому произведению (произведение→ факт биографии; произведение→ факт биографии).

Школьной программой предусмотрены формы ознакомления с биографическим материалом:

1. Жизненный и творческий путь – обстоятельное знакомство с этапами жизни и творчества писателя (Пушкин, Толстой). Эволюция творчества.

2. Очерк жизни и творчества – сжатый вариант жизненного и творческого пути. Основная форма рассказа о писателе в старших классах. Краткий очерк жизни и творчестваиспользуется в курсе 11 класса.

3. Биографическая справка – сведения о жизни и творческом пути (без жесткой схемы), изложение наиболее ярких, переломных в жизни писателя фактов биографии. Более подробно о периоде, связанном с созданием произведения, изучаемого текстуально.

4.Слово о писателе – эмоционально-психологический портрет писателя, краткое повествование, которое ставит своей целью привлечь внимание и симпатии к автору. Вариант – эпизод биографии – рассказ о событии или обстоятельствах жизни писателя, которые ярко раскрывают его личность (в форме эссе, очерка, новеллы).

Основные формы изложения биографического материала в средних классах –эмоциональное слово о писателе и биографическая справка.

В курсе старшей школы писательская биография рассматривается в историко-культурном контексте, когда автор воспринимается как человек и художни­к, рожденный определенной эпохой.

Рабочая программа по родной ( русской )литературе в 10-11 классе общеобразовательной школы.

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками.

Ученик научится:

1) осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечивать культурную самоидентификацию, осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

6) читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

8) критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Ученик получит возможность научиться:

1) воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел;

3) устно или письменно истолковывать художественные функции особенности поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого;

4) создавать эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

· Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).

· Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).

· Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).

· Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).

Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической значимости.

2. Содержание тем учебного предмета

Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и традиции.

И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.

система пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина.

Читайте также: