Анализ стихотворения весенний дождь брюсов кратко

Обновлено: 25.06.2024

История создания

Читайте по теме:

Поэт использует интересный ход: он является в стихотворном произведении и рассказчиком, и наблюдателем. Тема свежести природы – вот так можно сказать, когда читаешь стихотворение Валерия Яковлевича.

Композиция

Брюсов использовал четырёхстопный хорей, создавая особое движение в своём стихотворении. Всего 5 строф, в которых последовательно излагаются мысли поэта.

Средства выразительности

Тропами вымощена дорога в рай – так можно сказать про стихотворение, перефразировав известное изречение. При этом особое значение отведено тому, что главные картины в стихотворении рисуют сравнительные обороты, среди которых есть как простые, так и весьма витиеватые выражения.

Читайте по теме:

Эпитеты

Дальних рощ, простором позлащенным, пёстрых нив – эпитеты.

Олицетворение

Метафоры

В стихотворении нет метафор, однако в нём в изобилии представлены сравнительные обороты: как рыба, зыбком как дитя.

История создания

Всё творчество поэта можно условно разделить на четыре периода.

Жанр, направление, размер

Композиция

Образы и символы

Лирическим героем является сам Валерий Яковлевич. Он делится своими размышлениями с читателем, передаёт испытываемые им эмоции, восхищается природой.

Природа является центральным образом стихотворения. Автор описывает именно предгрозовой момент, когда всё кругом заливается не сияющим, но ярким и одновременно очень мягким солнечным светом, когда можно заметить дыхание природы. В это мгновение начинает идти дождь.

Дождь – это символ жизни, символ очищения. В контексте данного стихотворения он является олицетворением мягкой воспитательной руки. Он тихо, ласково указывает на авторитетность природы по отношению к человеку.

В середине стихотворения возникает эфемерный образ человека, маленького, незначительного и непостоянного, по сравнению с огромнейшей вековечной природой. Это противопоставление заставляет задуматься над ролью, значимостью человека в мире, умерить свой, бывает, необузданный, разрушительный пыл, успокоиться, вздохнуть и слиться с природой.

Темы, проблемы, настроение

Основная идея

Данная строфа является кульминационной в данном произведении. Она передаёт весь смысл стихотворения, всю его суть.

Средства выразительности

Автор: Кристина Асаулова

Автор: Самый Зелёный · Published 14.02.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 03.03.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 16.05.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Валерий Яковлевич Брюсов – русский литератор, один из основоположников русского символизма. Начал писать свои стихи в 13 лет, чем и определил свое будущее. Кроме стихотворений Валерия Яковлевич писал прозу, литературную критику и занимался переводами.

История создания

Жанр

Композиция

В первой части Брюсов рисует пейзаж природы, на которую еще через мгновение опустится дождь:

«Шумом робким и смущенным

Во второй части автор рассказывает о стихийном явлении и отражение его в природе:

В третьей части поэт уже рассуждает о людей, об их значении и беспомощности перед величием природы:

«Что мы знаем? что мы значим?

Последняя часть возвращает читателя к первоначальной теме природы и стихийных явлений: Дождь заканчивается вместе с мыслями автора:

«Шумом робким и влюбленным

Символика произведения

Стихотворение воспевает величие природы, ее гармонию, способность к самоочищению и силу. Валерий Яковлевич пишет свой стих, словно поклоняется природе, превозносит ее могущество и величие. Говоря о дожде, автор говорит о возможности самоочищаться, развиваться и нести жизни. Ветер олицетворяет дыхание природы, которое благодаря дождю становится явным. Говоря же о солнце, автор говорит о жизни, о силе после очищения наполнить мир теплом и заботой.

Кроме того, что Брюсов превозносит природу, в своем стихотворении он уделяет место и человеку. Поэт говорит о слабости людей на фоне стихии. Осуждает человечество за то, что они осознанно отрываются от природы, таким образом, отрицая гармонию и свою суть.

В стихотворении природа – вечна, человек – всего лишь миг. Заканчивая стихотворение на окончании дождя, автор словно показывает, что в один прекрасный день, природа может решить очистится и от человечества, и всем нам пора задуматься.

Над простором позлащенным
Пестрых нив и дальних рощ
Шумом робким и смущенным
Застучал весенний дождь.

Ветер гнет струи в изгибы,
Словно стебли камыша,
В небе мечутся, как рыбы,
Птицы, к пристани спеша.

Солнце смотрит и смеется,
Гребни травок золотя…
Что ж нам, людям, остается
В мире, зыбком как дитя!

С солнцем смотрим, с небом плачем,
С ветром лугом шелестим…
Что мы знаем? что мы значим?
Мы – цветы! мы – миг! мы – дым!

Над простором позлащенным
Пестрых нив и дальних рощ
Шумом робким и смущенным
Прошумел весенний дождь.

Следует обратить внимание на другую эффектную пару образов. Во второй строфе поэт сравнивает птиц с рыбами. Действительно, вереница птиц в небе, затянутом пеленой дождя, напоминает стайки рыб, снующих в толще воды. Этот параллелизм наталкивает на мысль о том, что в природе все вещи равноценны и одинаково важны.

Здесь мы можем заметить эффектный повтор, который усиливает экспрессию автора.

Наверное, поэтому стихотворение заканчивается тем, с чего началось. Дождь быстро закончился, и скоро исчезнут, испарившись, капли воды, что он принёс. Точно так же, как не остается следа от стремительной человеческой жизни, которая для величественной вековечной природы тоже является кратким мгновением.

+

4 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 4

+

История создания – стихотворение создано в 1857 году, а напечатано спустя два года, в 1859-м в журнале “Русское слово”.

Тема стихотворения – дождь как символ весны и природного начала.

Композиция – этот одночастное произведение, состоящее из трех строф, последовательно рисующих картину.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием и перекрестной рифмой.

Эпитеты – “золотая пыль”, “душистый мед”.

Метафоры – “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.

Олицетворение – “воробей купается”, “опушка стоит”.

(взято из интернета)

+

Данное стихотворение посвящено весеннему дождю. С первых строк данного стихотворения, мы видим изначальный фон и краски произведения. Поначалу, кажется, что о дожде ничего не напоминает, хотя можно заметить, что автор использует народную примету, как купающего воробья, что предвещает дождь. Далее дождь начинается. Автор сравнивает этот дождь с чем-то прекрасным. Яркость солнечного дня сменяется дождём, но из-за него красота природы стала ещё лучше. Из этого стихотворения мы видим, что даже из самого неприметного и необычного мы можем найти нечто прекрасное.

Ответ

+

Тютчев Ф. И. " Весенние воды. " Это лирическое стихотворение. Тема – весна, её ожидание и приход. Весенние воды сообщают о появлении принцессы Весны, желают, чтобы весь мир радовался ей.

Настроение- радостное. Читатель будто сам оживает и бежит, течет, мчится как реки и ручейки.

В стихотворении три четверостишия. Они похожи на рассказ о " гонцах весны", которых Красавица выслала вперед.

Идея . Природа ждет бурливую весну, несмотря на снег и холод. То же происходит и в душе человека, освобожденного от житейских условностей. Он изначально стремится к счастью.

Ответ

+

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике, состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

Читайте также: