Анализ стихотворения тютчева в душном воздуха молчанье кратко

Обновлено: 08.07.2024

Наблюдение за “раскатами молодыми” майских гроз и веселым “грохотом летних бурь” – излюбленное занятие внимательного созерцателя, лирического субъекта тютчевских поэтических текстов. В минуты буйства стихий, влекущих за собой множество трансформаций, автор фиксирует особенное состояние души, объединяющее ее с внешним миром. Героя переполняют восторженные эмоции и упоительное ощущение “избытка жизни”, формула которого смоделирована в произведении ” Сияет солнце, воды блещут…”

Темы и настроения, характерные

для тютчевского творчества, нашли отображение в стихотворении 1835 г., композиция которого разделяет текст на два эпизода. Первый из них посвящен природной зарисовке и впечатлениям героя, оформленным в виде философского обобщения. Вторая часть написана в форме обращения к лирическому “ты”, юной деве.

Тишина и духота, в окружении которых обостряются цветочные ароматы и кажется резким негромкое жужжание насекомых, – категории, организующие художественное пространство зачина. Они рождают “предчувствие грозы”, которое подтверждается акустическим образом грома, возникающим в начале второго

катрена. Изображение молнии, подтверждающее справедливость догадок лирического субъекта, завершает летний пейзаж.

Яркая метафора с антропоморфным значением “небо опоясалось” предваряет вывод: чувство переполнения жизнью, сконцентрированное “в знойном воздухе”, сравнивается с “божественным напитком”, волнующим человеческую кровь.

Череду риторических восклицаний сменяют настойчивые вопросы, адресованные лирическому “ты”. В тексте двух катренов, детализирующих эмоции героини, лексическая анафора “что” повторяется пять раз. Внимательный и сострадательный собеседник описывают эмоции девушки, однако причина, вызвавшая беспокойство, тоску и страх, остается неизвестной. Оставив расспросы, лирический субъект концентрируется на внешнем проявлении чувств – плаче.

И в этом случае побеждает неопределенность: финальная дилемма, уподобляющая слезы дождевым каплям, не разрешается.

Женский образ, погруженный в загадочный мир природы и близкий ему, появляется в произведении ” Восток белел. Ладья катилась…”, датированном тем же периодом. Молитва юной героини – своеобразный момент истины: ликующее небо, отражающееся в глазах, и “капли огневые” слез свидетельствуют о причастности к тайнам неземных сфер.

История создания

Читайте по теме:

В стихотворении затронута тема красоты природы. Также поэт рассуждает о том, что волнует молодую даму.

Композиция

Стихотворение условно можно разделить на 2 части. Первую из них образуют 3 катрена, в которых поэт описывает грозу. Во второй части (3 строфы) Тютчев обращается к молодой деве. Поэт применял в стихотворении перекрестную рифму.

Стихотворение является классикой пейзажной лирики, в которой Фёдор Иванович был настоящим мастером. Образ девы, введенный в стихотворение, подчеркивает силу природы.

Средства выразительности

Читайте по теме:

Эпитеты

Ф Фёдора Ивановича всегда много эпитетов. Они помогают создавать потрясающие образы природы. В стихотворении можно выделить следующие эпитеты: дымной тучей, в знойном воздухе, божественный напиток.

Олицетворения

Проступили две слезы, небо опоясалось – примеры олицетворения.

Метафоры

Дымку персей молодых, пламя девственных ланит – метафоры, с помощью которых Фёдор Иванович достигает невероятной образной силы своего стихотворного шедевра.

Срочно надо.
Помогите сделать анализ стихотворения Тютчева "В душном воздуха молчанье". В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Резче голос стрекозы.

Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом.

Некий жизни преизбыток
В знойном воздухе разлит!
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!

Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?

Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит.

Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы.
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы.

Стихотворение “Silentium!” подвергалось огромному количеству самых противоречивых интерпретаций и до сих пор считается самым загадочным в творчестве Тютчева. Краткий анализ “Силентиум” по плану можно использовать на уроке русской литературы в 10 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Silentium.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но приблизительно оно датируется 1830 годом. Впервые в печатном виде оно вышло спустя три года в газете “Молва”.

Тема стихотворения – сохранение своего духовного мира от внешнего воздействия, противостояние окружению и сохранение внутренних сокровищ.

Композиция – трёхчастная, причём сам Тютчев разделяет его, завершая каждую часть словами “и молчи!”.

Жанр – это лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с пиррихиями.

Метафоры – “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.

Эпитеты – “в душевной глубине”

Сравнение – “как звёзды в ночи”.

История создания

О точной дате написания стихотворения история создания умалчивает, но традиционно оно датируется 1830 годом. Однако у данного произведения было сразу несколько редакций – его дважды печатали в “Современнике” и один раз – в газете “Молва”. Именно в этом издании оно и было опубликовано впервые в 1833 году. Любопытно, что при второй публикации в “Современнике” в 16-й строфе была допущена ошибка.

Интересно, что его названию, которое переводится как “Молчание” придается ещё один оттенок смысла – именно этим латинским словом студентов немецких классических университетов призывали к порядку. Таким образом, его можно истолковать не только как призыв к молчанию, но и как указание на необходимость слушать. Такая трактовка основана на том, что Тютчев в своё время долго жил в Германии и посещал множество лекций в главном университете Мюнхена.

Посвящено стихотворение теме, которая волновала многих поэтов – одиночеству творческого человека и необходимости оберегать свой внутренний мир, хранить его целостность. Последнюю мысль Тютчев высказывает достаточно безапелляционно, используя повелительное наклонение.

Кроме основной мысли, в стихотворении есть и другие, которые развивает автор. Так, он говорит о лжи, что можно считать темой побочной. Тютчев говорит о том, что только молчание помогает сделать мысли (а значит, и стихи) свободными от тщеславных помыслов и обычного желания понравиться, которое присуще всем людям, в том числе тем, кто пишет стихи.

Композиция

Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скреплённое общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.

Таким образом композиция “Silentium!” – трёхчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.

Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет всё то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом, композиция своеобразно закольцовывается.

Важную роль играет и стихотворный размер: благодаря четырёхстопному ямбу с перрихиями послание поэта получается максимально простым и ясным, но в то же время убедительным. Парная рифмовка с точной мужской рифмой также значительно упрощает восприятие.

По жанру это лирическое стихотворение. В нём явно звучат мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

Раскрыть мысль, вложенную в произведение, Тютчеву помогают разнообразные художественные средства, такие, как:

  • Метафоры – “ встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью” .
  • Эпитеты – “в душевной глубине”
  • Сравнение – “как звёзды в ночи”.

Одна из строк этого стихотворения – “ Мысль изреченная есть ложь “– быстро стала афоризмом, а также – настоящим авторским кредо Тютчева, который считал, что только одиночество помогает поэту творить и сохранять искренность.

Читайте также: