Анализ стихотворения среди миров анненский кратко

Обновлено: 06.07.2024

И. Анненский – практически не признанный при жизни поэт Серебряного века. Его стихотворения известны широкой публике, однако не все знают, что именно его рукой были написаны многие замечательные строчки.

Лирический герой в этом стихотворении страстно любит одну звезду. Она является для него воплощением всего хорошего на планете. Именно с ней часы для героя полны отрадой, когда как со всеми другими он испытывает скуку и томится в их обществе. Создаётся впечатление, что автор создаёт идеальный мир, в котором есть всего два существа — лирический герой и его звезда. Причём им не тоскливо вместе, а хорошо друг с другом. В тяжёлых жизненных ситуациях герой идёт за помощью к своей звезде. Она даёт ему веру и надежду, поддержку. Эта звезда обеспечивает единственное бессмертное постоянство в мире полном сомнений и вопросов.

Есть ещё третье мнение: исследователи считают, что образ звезды — это поэзия. Именно в ней автор находит утешение, она не способна предать. От лирики исходит положительная энергия, и она источает тёплый свет. Таким образом, наряду с темой любви здесь затрагивается проблема творчества.

Вариант №2

Помимо необыкновенного интереса читателей, стихотворение, наполненное музыкальной лирики, получило и немалое внимание от композиторов. Таких, как Вертинский и наш современник Борис Гребенщиков.

Чувство глубокого одиночества главного лирического героя пронизывает все стихотворение. Создается ощущение, что кроме таинственной звезды, герою не к кому обратиться за советом и помощью.

Но зато от звезды он получает все, что простит, не сомневаясь в ее поддержке ни на секунду. Становиться понятным, что герой имеет в виду вовсе не небесное тело, а такие моральные проявления, как вера, надежда и любовь, которые присутствуют в его собственной душе всегда и не дающих ему повода сомневаться в своих целях.

При этом в произведении присутствует неверие в реальную любовь женщины. В ее роли также выступает звезда. Автор хочет сказать, что доверять в этой жизни можно только себе или он много обжигался на этой стезе? В любом случае душевные страдания и разочарование в чем-то или ком-то его героя видны сразу.

Возможно, как и у каждого человека, у автора в лице лирического героя есть свой собственный, придуманный абстрактный идеал совершенной женщины, воплощенный в образе звезды, встретить которую ему пока не довелось. Или настоящей своей любовью Иннокентий Федорович всё-таки считает поэзию и творчество.

Здесь становится понятен порыв творческих людей полностью посвящающих свою жизнь единственной музе – работе, делу всей их жизни.

Иннокентий Федорович Анненский никогда не стремился к известности и долгое время не видел в своих произведениях зерна серьёзности, скромно считая их лишь проявлением собственной душевной работы.

Свой первый сборник стихотворений он опубликовал только в возрасте пятидесяти лет, что говорит о его, не жаждущей славы натуре, назвав Ник.Т-о.

Более чем скромный великий классик лирической поэзии сильнейшим образом повлиял на творчество других творцов жанра лирической поэзии. Ими стали и Анна Андреевна Ахматова, и Борис Пастернак, и Георгий Иванов.

Никак нельзя обойти вниманием заслуги Иннокентия Федоровича в написании критических статей и творческих переводов, великих Бодлера, Еврипида, Гейне, Рембо, Лонгфелло и многих других.

Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими… * * * Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света…

В последних двух строчках каждого четверостишия автором употребляется прием антитезы (противопоставления). Стихотворный размер данного стиха – ямб (ударение на второй слог), рифма – перекрестная.

Несмотря на то, что автором употребляются главным образом глаголы настоящего времени (повторяю, томлюсь, молю), категория пространства и времени в этом стихотворении не может быть реальной и точно определенной.

Само же синтаксическое построение предложений (однородные члены предложения, сложноподчиненные предложения) как бы подсказывает ритмику стихотворения, его интонационное звучание.

Таким образом, поэтические лексика, синтаксис – все это использовано автором для выражения идейно-тематического содержания произведения, и делает поэзию Анненского своеобразной и узнаваемой.

Звезда… Как много значит это слово. Звезда путеводная, звезда – планета, единица Вселенной… Астрономы по звёздам предсказывают судьбу, для романтиков падающая звезда – новая мечта… Говорят, что когда человек рождается, на небе появляется новая звёздочка, а когда человек умирает, она затухает. На звёзды можно смотреть часами, мечтать или думать о чём-то. Кажется, без звёзд ночное небо потухло бы, перестало быть таким завораживающим… Звёзд на небе тысячи, они далеко от нас, а когда смотришь на них – думаешь, что стоит протянуть руку, и звёздочка будет у тебя на ладони, и мечта не будет казаться такой недосягаемой.

Почему же для обоих поэтов Звезда – это Любовь? Не потому ли, что она недосягаема?

Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я её любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Неё одной молю ответа,

Не потому, что от Неё светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Один и тот же образ даётся в стихотворениях, хотя различно и время написания стихов, и мировоззрение их авторов.

На первом месте в этой жизни стоит Любовь. Любовь эта далеко и одновременно близко в одном стихотворении, в другом — любовь соединяется с мечтой, в которую нужно верить. Каждый из нас по-разному воспринимает эти стихи, как и по-разному мы воспринимаем сам образ звёздочки. Хочется верить, чтобы у каждого человека была своя звезда, та, с которой он сможет поделиться самым дорогим, что у него есть.

Автор

Парадокс Иннокентия Анненского (1855–1909) в том, что как поэт он стал широко известен только после своей смерти. В сознании своих современников он был прекрасным педагогом, переводчиком, знатоком классических языков и античной литературы. О том, что Анненский пишет стихи, практически никто не знал. Анненский-поэт всегда был одинок: не примыкал ни к одной из многочисленных поэтических школ. Он решил открыться публике лишь в 1904 году.

И.Ф. Анненский 1900-е годы

И.Ф. Анненский 1900-е годы

Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света.

Поэтический дебют Анненского получился загадочным.


Выходец из дворянской семьи Иннокентий Анненский, окончивший историко-филологический факультет Петербургского университета и овладевший четырнадцатью языками, среди которых были как современные, так и древние, вступил на путь долгой и успешной педагогической деятельности.

Царскосельская Императорская Николаевская гимназия, директором которой был И.Ф. Анненский

Царскосельская Императорская Николаевская гимназия, директором которой был И.Ф. Анненский

Анненский среди учащихся Царскосельской гимназии

Анненский среди учащихся Царскосельской гимназии

Смерть с портфелем в руке

Царскосельский вокзал, на ступенях которого скончался Иннокентий Анненский

Царскосельский вокзал, на ступенях которого скончался Иннокентий Анненский

В последний ноябрьский день он провел лекции на Высших женских курсах и должен был вечером читать доклад в Обществе классической филологии. Выступлению не суждено было состояться: Анненский скончался от внезапной остановки сердца, упав на ступенях Царскосельского вокзала с портфелем, где лежала рукопись доклада.

Анненский был значительно старше поэтов-символистов. И, как многие образованные люди XIX века, не был церковным человеком. Он мало кому сообщал о своих взглядах на веру и религию. Также трудно сказать, являлся ли его интерес к античности источником религиозного интереса, или этот интерес был исключительно исторический и эстетический.

Однако некоторые современники отмечали, что его натуре все же была свойственна религиозность (возможно, наследственная: прадед Анненского был священником).


И. Анненский – практически не признанный при жизни поэт Серебряного века. Его стихотворения известны широкой публике, однако не все знают, что именно его рукой были написаны многие замечательные строчки.

Прекрасные восемь строк "Среди миров" покорили души людей. Эти два четверостишия были написаны в 1909 году, однако опубликованы уже после смерти поэта. Сын Анненского выпустил сборник стихов "Кипарисовый ларец". В книгу в последний раздел под названием "Разметанные листы" вошло стихотворение "Среди миров". Также музыкальным и благозвучным нашли это произведение многие композиторы. Каждый находил в этих строчках что-то личное и сокровенное. Этим же можно объяснить неугасающую популярность стихотворения, которое с удовольствием перечитывали и цитировали весь XX век.

Лирический герой в этом стихотворении страстно любит одну звезду. Она является для него воплощением всего хорошего на планете. Именно с ней часы для героя полны отрадой, когда как со всеми другими он испытывает скуку и томится в их обществе. Создаётся впечатление, что автор создаёт идеальный мир, в котором есть всего два существа - лирический герой и его звезда. Причём им не тоскливо вместе, а хорошо друг с другом. В тяжёлых жизненных ситуациях герой идёт за помощью к своей звезде. Она даёт ему веру и надежду, поддержку. Эта звезда обеспечивает единственное бессмертное постоянство в мире полном сомнений и вопросов.

Многие литературоведы и критики пытались разгадать образ звезды. Вполне возможен вариант, что у Анненского была своя конкретная муза, которой он посвятил эти строчки. Однако утверждать эту мысль наверняка нельзя. Другие филологи считают, что звезда - это скорее собирательный образ. Автор представляет не определенную настоящую женщину, а идеальную, в которой бы воплотились все лучшие черты. Он рисует такую представительницу женского пола, с которой бы не нужен был "свет", ведь она воплощает его собой. Таким образом, тема любви рассматривается под необычным углом. Ведь здесь чувства героя одухотворены, они выше земных эмоций, поэтому устремлены в небесные сферы.

Есть ещё третье мнение: исследователи считают, что образ звезды - это поэзия. Именно в ней автор находит утешение, она не способна предать. От лирики исходит положительная энергия, и она источает тёплый свет. Таким образом, наряду с темой любви здесь затрагивается проблема творчества.

Вариант №2

Помимо необыкновенного интереса читателей, стихотворение, наполненное музыкальной лирики, получило и немалое внимание от композиторов. Таких, как Вертинский и наш современник Борис Гребенщиков.

Чувство глубокого одиночества главного лирического героя пронизывает все стихотворение. Создается ощущение, что кроме таинственной звезды, герою не к кому обратиться за советом и помощью.

Но зато от звезды он получает все, что простит, не сомневаясь в ее поддержке ни на секунду. Становиться понятным, что герой имеет в виду вовсе не небесное тело, а такие моральные проявления, как вера, надежда и любовь, которые присутствуют в его собственной душе всегда и не дающих ему повода сомневаться в своих целях.

При этом в произведении присутствует неверие в реальную любовь женщины. В ее роли также выступает звезда. Автор хочет сказать, что доверять в этой жизни можно только себе или он много обжигался на этой стезе? В любом случае душевные страдания и разочарование в чем-то или ком-то его героя видны сразу.

Возможно, как и у каждого человека, у автора в лице лирического героя есть свой собственный, придуманный абстрактный идеал совершенной женщины, воплощенный в образе звезды, встретить которую ему пока не довелось. Или настоящей своей любовью Иннокентий Федорович всё-таки считает поэзию и творчество.

Здесь становится понятен порыв творческих людей полностью посвящающих свою жизнь единственной музе – работе, делу всей их жизни.

Иннокентий Федорович Анненский никогда не стремился к известности и долгое время не видел в своих произведениях зерна серьёзности, скромно считая их лишь проявлением собственной душевной работы.

Свой первый сборник стихотворений он опубликовал только в возрасте пятидесяти лет, что говорит о его, не жаждущей славы натуре, назвав Ник.Т-о.

Более чем скромный великий классик лирической поэзии сильнейшим образом повлиял на творчество других творцов жанра лирической поэзии. Ими стали и Анна Андреевна Ахматова, и Борис Пастернак, и Георгий Иванов.

Никак нельзя обойти вниманием заслуги Иннокентия Федоровича в написании критических статей и творческих переводов, великих Бодлера, Еврипида, Гейне, Рембо, Лонгфелло и многих других.

Картинка к стихотворению Среди миров

Среди миров Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Афанасий Фет легендарный русский писатель, его творчество словно солнечный луч, пронзающий всю отечественную литературу. Стихотворения Фета всегда отличались звонкостью, мелодичностью и легким восприятием, эти определения найдут себя в любых

Паук – идеальный хищник. Он не выходит на охоту, но жертва сама приходит в его паутину. Паук ненасытен, но может долго голодать. Его почти никто не ест, но он может съесть любое насекомое, а если паук достаточно крупный, то и птицу.

Автором стихотворения является всеми известная Анна Ахматова. Её творение увидело свет в 1940 году. Это никак не стабильное время. Время Войны, ужасного горя, больших потерь и героического мужества. Ещё сильнее усугубляет ситуацию недавно

Лирика Маяковского всегда отличалась от других своеобразием и даже оригинальностью. Писатель яростно придерживался идеи социализма в стране, и полагал, что человеческое личное счастье должно быть равносильно к счастью общественному.

Сохранилось два автографа, один из них датирован 1901 годом, на другом стоит дата 3 апреля 1909 года и место написания – Царское Село. 1909 – последний год жизни поэта, когда он метался между Царским Селом, где в тиши домашнего кабинета пытался привести в порядок все свои рукописи и подготовить их к публикации, и Петербургом, где у него было множество служебных, редакторских и лекторских обязанностей. Но скоропостижная смерть от инфаркта в подъезде Царскосельского (ныне Витебского) вокзала прервала бурную деятельность Анненского и оставила множество тайн и загадок его почитателям. Данное стихотворение – одна из таких загадок, а быть может и тайн поэта.

Тема, жанр и литературное направление

тропы и образы его, ясные и законченные по смыслу и объединённые в стройную художественную систему, не дают основания для расширительного толкования своего иносказательного, а именно метафорического, значения ни в сторону символа, ни в сторону олицетворения. Иными словами, Звезда – это звезда, одна из звёзд во Вселенной. У неё есть имя, которое знает и повторяет лирический герой, но не читатель стихотворения.

В первой половине стихотворения (в 1-м катрене) лирический герой всё это и высказывает, он как бы стремится поразить читателя парадоксальностью своего мировосприятия и вызвать закономерный вопрос: если всё это не важно, что же важно?

Размер и рифмовка

Пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой, где чередуются женские и мужские рифмы, идеально подходит для неспешной философской беседы.

Как вообще возможно лирическое стихотворение, пусть и короткое, восьмистрочное, в основание которого положена всего лишь одна метафора, в нём развиваемая, а на эмоциональном острие снабжённое всего лишь одним эпитетом? В поэтическом отношении такой текст возможен, если основной эмоциональный груз вынесут рифмы – что мы здесь и видим.

И всё же одно имя, несопоставимое с другими, знает и повторяет лирический герой.

Он ищет ответа, но ему не надо света: рифма подсказывает, что идеальным ответом на сомнение был бы свет веры, однако невозможной для лирического героя.

Ему перестало бы быть тяжело, если бы стало светло – и мы вновь не столько видим воочию, сколько слышим в созвучии эту необходимость невозможного.

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.

Лирика И. Анненского была загадочна, но ее загадочность заключается не в сложности, шифрованности и смысловой смутности, а в особой психологической резкости, которая рождает будто из ничего букет чувств. Стихотворение предстает перед нами в форме монолога-исповеди, где живёт целый мир чувств и переживаний лирического героя. Произведение поражает единством тона, формы и содержания, которое интуитивно ощущается и принимается читателем.

Среди всего разнообразия миров и вселенных, для меня существует лишь одна Звезда, - заявляет автор. Это не потому, что с ней ему хорошо, это потому, что без неё ему плохо. Он томится с другими звёздами. Лишь его Звезда важна для поэта.

Величайший литератор России, русский поэт, переводчик, драматург, критик, педагог - один из ярчайших представителей Серебряного века.

  • Иннокентий Анненский ∼ Я думал, что сердце из камня… - 01.11.2021
  • Анненский Иннокентий ∼ Трилистник ледяной (цикл) (Кипарисовый ларец, Трилистники) - 01.09.2021
  • Анненский Иннокентий ∼ Снег (+ Анализ произведения) - 01.09.2021

СРЕДИ МИРОВ

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.

p, blockquote 4,0,1,0,0 -->

3 апреля 1909 г., Царское Село.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

СРЕДИ МИРОВ

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Символ единственной таинственной Звезды становится главным в произведении Анненского. У Нее лирический герой ищет ответа, когда его одолевают сомнения, с Ней ему не нужно света. Он предельно одинок. Создается ощущение, что кроме Звезды у него никого нет. Чувства, испытываемые лирическим героем по отношению к Ней, – неизменны. Так Звезда становится олицетворением надежды, веры в вечные ценности, неподвластные времени, в мире, где преобладают сомнения. Кроме того, ее образ связан с любовной темой. Она выступает в роли единственной избранницы. При этом Анненский рассматривает любовь не земную, физическую, а духовную, обращенную в высшие сферы. Соответственно, чувство лирического героя направлено не столько на конкретную представительницу прекрасного пола, сколько на абстрактный идеал. По мнению ряда исследователей, под идеалом стоит понимать поэзию. Таким образом в одном стихотворении Анненский объединяет мотив творчества с мотивом совершенной любви.

СРЕДИ МИРОВ

p, blockquote 9,1,0,0,0 -->

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Средства художественной выразительности
Стихотворение написано ямбом, напористость которого несколько смягчают женские рифмы, чередующиеся с мужскими.

p, blockquote 14,0,0,1,0 -->

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Поэт вводит в произведение высокую книжную лексику (светил, мерцание, томлюсь), чтобы подчеркнуть значимость переживаний лирического героя.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

Заключение
О стиле поэзии Анненского нередко говорят как о психологическом символизме. Лирический герой всегда погружен в сложные раздумья о загадках мироздания, он будто разгадывает собственные ощущения. Поэтому в его стихах так много недосказанности и иносказаний.

Читайте также: