Анализ стихотворения современная ода некрасов кратко

Обновлено: 08.07.2024

Не обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов,
И червонцы твои не украдены
У сирот беззащитных и вдов.

В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,
Чтоб успеху делишек помочь,
И без умыслу с ним оставляешь ты
С глазу на глаз красавицу дочь.

Не спрошу я, откуда явилося,
Что теперь в сундуках твоих есть;
Знаю: с неба к тебе все свалилося
За твою добродетель и честь.

Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И — беру небеса во свидетели —
Уважаю тебя глубоко…

Центральными персонажами в повествовании являются городские чиновники и другие люди, которые имеют доступ к власти.

В названии произведения писатель сам указывает жанр, в котором будет написано стихотворение. Некрасов обозначает его как оду. Но исследователи и литераторы, говорят о том, что на момент написания стихотворения, данная эпоха уже закончилась.

На самом деле автор использует восхваление для создания совершенно обратного эффекта. Таким образом, он высмеивает главных героев. При этом, само произведение ода требует лирического и возвышенного повествования, а также особого описания.

Но при этом автор использует ряд слов и словосочетаний, который не свойственные жанру ода. Это такие обороты как гадина, делишек, не гнушаться и прочее. С помощью использования подобных слов, читатель может понять, что текст отчасти является сатирическим и высмеивающим окружающих. Он обличает пороки и предпочтения местной власти.

Они привыкли тратить деньги только на себя, при этом не задумывать о народе. Кроме того, они готовы безжалостно идти по головам, не жалеть никого, лишь бы достичь желаемого. Они готовы бороться за собственное благополучие и не думать об окружающих людях.

Некрасов разделяет произведение на строфы, всего их шесть, каждая из них является четверостишьем. При этом каждая следующая строфа описывает главного героя, автор перечисляет его поступки и действия, а также его отношение к окружающему миру. Последняя строфа является повтором первой, таким образом он хочет подчеркнуть, что современные чиновники являются безнравственными и порочными.

Автором во время написания используется трехсложная стопа, точнее анапест. Перекрестная рифма создает сатирическое восприятие.

На данный момент стихотворение является достаточно актуальным и востребованным, даже в современном мире спустя достаточное количество времени. На самом деле среди представителей власти встречаются безнравственные и алчные политики, которые не гнушаются ничего, чтобы достичь желаемого.

Автор старается подчеркнуть и показать окружающему народу, что настоящая власть должна заботиться о народе. При этом он показывает, что многие люди, которые дорвались до большой власти теряют самоконтроль и начинают творить то, что их душе угодно. При этом автор показывает, что такое количество управляющих очень много для страны.

Можно было обойтись малым количеством людей, стоящих у власти, при этом достаточно разбирающихся в делах, происходящих в стране, а не большим количеством правителей, которые готовы быстро разобрать все государственные богатства на благо себе и своих родственников, а не народа.

Анализ 2

Данное произведение носит сатирический характер. Автор обозначил в названии жанр – ода, (который к моменту написания стихотворения уже вышел из употребления) имеющий характер славословия. Этим самым он дал прозрачный намек читателям.

Поэт говорит о своем герое, как несущем только добро правому и виноватому и не обижающем никого. Конечно, приносить зло окружающим может представитель любого класса и сословия, но отсылка к правым и виноватым говорит о человеке, который наделен некой властью. Это не обязательно судья в узком смысле. Любой чиновник (исключая, возможно, самых мелких исполнителей поручений) наделен правом, разбирая чужие дела и вынося в спорных случаях решение в пользу той или другой стороны, определять кто прав, а кто нет. Упоминанием вдов и сирот, как олицетворения самой беззащитности в то время, автор подкрепляет мнение, что под тем, кому посвящена ода, нужно понимать именно чиновника. Здесь виден явный намек на взяточничество.

Сатира Некрасова не потеряла остроты и в наше время, так как обличаемые в ней отрицательные качества и сейчас распространены широко.

Анализ стихотворения Современная ода по плану

Современная ода

Возможно вам будет интересно

Бунина можно смело называть великим мастером в сфере поэтического пейзажа. Для поэта описание природы это нечто чувственное, он отдает частичку себя. Когда читаешь его произведения о природе, словно оказываешься внутри пейзажа

Это стихотворение о чувствах и отношениях. Оно искренне написано от первого лица – самой поэтессы. Она влюблена, но чувства вызывают лишь смятение в ней самой.

Отношения между Ф.И.Тютчевым и А.А.Фетом можно назвать не простым знакомством. Фет преклонялся перед творчеством Федора Ивановича, считая его своим учителем. Много общего в тематике произведений обоих поэтов

blank

Подробную биографию Некрасова мы уже излагали, поэтому приступим сразу к изучению произведений и их анализу.

blank

Великая поэма Некрасова, подлинным героем которой является русский народ, была начата вскоре после крестьянской реформы 1861 года.

Обманутую, обобранную реформой крестьянскую Русь показал в своей поэме автор. Изображая невыносимую жизнь крестьян, Некрасов указывал, что их долготерпение уже дошло до предела и что только революционным путем они могут завоевать свое счастье.

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлатчине

Смешалась – и лет пятнадцать

Григорий твердо знал уже,

Кому отдаст всю жизнь свою

И за кого умрет

Здесь речь идет о революционном служении народу, что подтверждается и другим стихотворным отрывком:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Чахотку и Сибирь

«Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Этот идеал, в осуществлении которого молодой разночинец Григорий видел единственную цель своей жизни, и хотя этот путь обрекал его на сибирскую каторгу и раннюю смерть, он по мысли Некрасова, был обладателем наивысшего счастья, какое только было возможно в России для демократической интеллигенции 70-х годов.

blank

Отражая действительность путем изображения конкретных жизненных фактов и явлений, для нее типичных, писатель или поэт при помощи слова добивается ее пластичного выражения. Здесь следует сказать о тропах и их видах, используемых в данном тексте.

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены

У сирот беззащитных и вдов.

В данном случае существенно, что именно выделено для замещения, какое свойство явления признано поэтом наиболее важным и показательным. У Некрасова не случайно выделение помощи злодею и упоминание о червонцах. В данном случае именно помощью злодею герой заполучает червонцы.

Своеобразным проявлением того же замещения по зависимости является ирония. В Этом случае замещение происходит в обратной зависимости.

Украшают тебя добродетели

До которых другим далеко,

И – беру небеса во свидетели –

Уважаю тебя глубоко…

Здесь добродетель – явное взятничество, ложь, лицемерие, подлость, а уважение – насмешека и презрение.

Не спрошу я, откуда явилося,

Что теперь в сундуках твоих есть;

Знаю: с неба к тебе все свалилося

За твою добродетель и честь.

Здесь идет органическое сочетание иронии и сатиры. Все богатства эти нажиты нечестным путем, путем взяточничества и подхалимства.

Величина фразы или запутанности ее построения, характер произнесения слов (вопросы, восклицания, спокойное повествование и так далее) – все это является новым средством организации речи повествователя, усиления ее характерности.

В зависимости от интонационно-синтаксической организации речи (не говоря о смысловой стороне), меняется само представление о характере героя, отношению к нему автора.

Тончайшие интонационные оттенки помогают писателю открывать все новые оттенки смысла. Конкретной выразительности речи.

Не спрошу я, откуда явилося,

Что теперь в сундуках твоих есть;

Знаю: с неба к тебе все свалилося

За твою добродетель и честь.

Выразительность речевых средств, при помощи которых поэт передает переживание, достигается степенью соответствия лексики, тропов, интонационно-синтаксических форм, звукового строя речи, ритма тем чувствам и мыслям, которые выражены в стихотворении. Если такого соответствия нет. То стихотворение не оказывает на нас большого воздействия, мысль не высказана в нем с необходимой эмоциональной силой, хотя сама по себе и верна.

Именно поэтому художественная форма целостна. Она не распадается на отдельные частные композиционные, стилистические и тому подобные элементы, каждый из которых как бы непосредственно выходит к идейному содержанию произведения и выражает его сам по себе.

blank

В первой и пятой строфах Некрасов чрезвычайно тонко использует звуковые повторы для передачи эмоционального состояния, которое овладело им. Звуковые повторы проходят здесь через всю строфу: (б-д-у-о).

Новый элемент речевой выразительности – это повтор строфы в начале и в конце стихотворения. Это композиционно-словесное кольцо, образуемое строфой, подчинено смысловому заданию стихотворения, повторение усиливает смысловой контраст, с которым поэт пытается одинаковым словесным содержанием придать различный смысл.

Весь пафос стихотворения как бы сведен в острие его завершающей последней строфы и даже двух последних строках, к ним стягивается все стихотворение. Соответственно с этим и интонационно-ритмическое строение стихотворения подчинено именно этому движению сарказма, раскрытого в стихотворении.

Существующие системы стихосложения распадаются, в основном, на две большие группы: стихосложение количественное (квантитативное) и стихосложение качественное (квалитативное). К качественному стихосложению относятся три основных вида: силлабическое, силлабо-тоническое, тоническое.

Значительно более четкой является соизмеримость ритмических единиц силлабо-тонического стиха. В нем учитывается не только число ударений, но и место их расположения. То есть соотношение с безударными слогами. Ямб и хорей образуют группу двухсложных размеров, дактиль, амфибрахий и анапест – группу трехсложных размеров. В двухсложных размерах ударения падают на четные (в ямбе). Или нечетные (в хорее) слоги, а в трехсложных размерах они падают через два слога на третий.

Не гнушаешься темной породою:

И родню свою длиннобородою

Не гоняешь с порога в толчки

В данной строфе прослеживается распределение ударений на слогах: 3-6-9-12-15-18. Такой размер характерен для анапеста.

Николай Некрасов

Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И — беру небеса во свидетели —
№ 4 Уважаю тебя глубоко.

Не обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов,
И червонцы твои не украдены
№ 8 У сирот беззащитных и вдов.

В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,
Чтоб успеху делишек помочь,
И без умыслу с ним оставляешь ты
№ 12 С глазу на глаз красавицу дочь.

Не спрошу я, откуда явилося
Что теперь в сундуках твоих есть;
Знаю: с неба тебе все свалилося
№ 20 За твою добродетель и честь.

Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И — беру небеса во свидетели —
№ 24 Уважаю тебя глубоко.

Ukrashayut tebya dobrodeteli,
Do kotorykh drugim daleko,
I — beru nebesa vo svideteli —
Uvazhayu tebya gluboko.

Ne obidish ty darom i gadiny,
Ty pomoch i zlodeyu gotov,
I chervontsy tvoi ne ukradeny
U sirot bezzashchitnykh i vdov.

V druzhbu k silnomu vlezt ne zhelayesh ty,
Chtob uspekhu delishek pomoch,
I bez umyslu s nim ostavlyayesh ty
S glazu na glaz krasavitsu doch.

Ne sproshu ya, otkuda yavilosya
Chto teper v sundukakh tvoikh yest;
Znayu: s neba tebe vse svalilosya
Za tvoyu dobrodetel i chest.

Ukrashayut tebya dobrodeteli,
Do kotorykh drugim daleko,
I — beru nebesa vo svideteli —
Uvazhayu tebya gluboko.

Erhfif/n nt,z lj,hjltntkb,
Lj rjnjhs[ lheubv lfktrj,
B — ,the yt,tcf dj cdbltntkb —
Edf;f/ nt,z uke,jrj///

Yt j,blbim ns lfhjv b uflbys,
Ns gjvjxm b pkjlt/ ujnjd,
B xthdjyws ndjb yt erhfltys
E cbhjn ,tppfobnys[ b dljd/

D lhe;,e r cbkmyjve dktpnm yt ;tkftim ns,
Xnj, ecgt[e ltkbitr gjvjxm,
B ,tp evscke c ybv jcnfdkztim ns
C ukfpe yf ukfp rhfcfdbwe ljxm/

Yt cghjie z, jnrelf zdbkjcz
Xnj ntgthm d ceylerf[ ndjb[ tcnm;
Pyf/: c yt,f nt,t dct cdfkbkjcz
Pf ndj/ lj,hjltntkm b xtcnm!///

Erhfif/n nt,z lj,hjltntkb,
Lj rjnjhs[ lheubv lfktrj,
B — ,the yt,tcf dj cdbltntkb —
Edf;f/ nt,z uke,jrj///

Читайте также: