Анализ стихотворения памяти белинского кратко

Обновлено: 04.07.2024

Наивная и страстная душа,
В ком помыслы прекрасные кипели,
Упорствуя, волнуясь и спеша,
Ты честно шел к одной высокой цели;
Кипел, горел – и быстро ты угас!
Ты нас любил, ты дружеству был верен –
И мы тебя почтили в добрый час!
Ты по судьбе печальной беспримерен:
Твой труд живет и долго не умрет,
А ты погиб, несчастлив и незнаем!
И с дерева неведомого плод,
Беспечные, беспечно мы вкушаем.
Нам дела нет, кто возрастил его,
Кто посвящал ему и труд и время,
И о тебе не скажет ничего
Своим потомкам сдержанное племя…
И, с каждым днем окружена тесней,
Затеряна давно твоя могила,
И память благодарная друзей
Дороги к ней не проторила…

Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион Григорьевич. Без сомнения, Белинскому импонировали отрицательные оценки, данные начинающим критиком псевдоисторическим повестям Загоскина и Масальского, переполненным романтическим пафосом произведениям сейчас забытых стихотворцев, угодным власти, но не имеющим никакой художественной ценности сочинениям Булгарина и Полевого. Знакомство главного человека в русской критике с молодым литератором произошло в 1842 году. Вскоре Некрасов и Белинский подружились. Виссарион Григорьевич оказал огромное влияние на становление Николая Алексеевича как поэта, а также на формирование его мировоззрения.

В этом произведении Николай Алексеевич называет своего учителя и друга наивной и страстной душой, человеком с прекрасными помыслами. Поэт сожалеет о слишком короткой жизни критика (Виссарион Григорьевич умер в тридцать семь лет), считает его судьбу печальной. По мнению Некрасова, плоды напряженного и самоотверженного труда Белинского будут долго существовать на земле. При этом Николай Алексеевич полагает, что потомки не узнают о Виссарионе Григорьевиче. Почему поэт делает столь неутешительные выводы? Видимо, речь идет о запрете на творчество Белинского, на упоминание его имени, действовавшем в то время. Огорчает Некрасова и еще одно обстоятельство – критика стали забывать старые знакомые. С горькой интонацией Николай Алексеевич констатирует в конце стихотворения:
И, с каждым днем окружена тесней,
Затеряна давно твоя могила,
И память благодарная друзей
Дороги к ней не проторила…

Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский долгое время были знакомы лишь по переписке. Они оба были известными критиками, и их критические очерки были во многом похожи. Вживую они познакомились только в 1842, но между ними быстро завязалась очень крепкая дружба. Н. А. Некрасов считал, что это встреча перевернула его судьбу.

В 1848 году В. Г. Белинский скончался после продолжительной болезни, во время которой Н. А. Некрасов ни на минуту не отходил от постели друга. На момент смерти критику было всего 37 лет.

По мнению Н. А. Некрасова, В. Г. Белинский писал великие тексты, которые должны сохраниться спустя много поколений. Но поэт боялся, что потомки не узнают, кто их автор, из-за запрета на имя Белинского. В последних строках стихотворения Н. А. Некрасов описывает образ заросшей могилы, к которой не протоптана дорога, поскольку все забыли об умершем.

К счастью, страхам Н. А. Некрасова не суждено было сбыться. В. Г. Белинский не был забыт, и сейчас многие знакомы со статьями этого великого критика.

Картинка к стихотворению Памяти Белинского

Памяти Белинского Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

В этом простом на первый взгляд стихотворении Бунина затронуты две важные и довольно глубокие темы. Это – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.

Тургенев Иван Сергеевич начал свою литературную деятельность с поэтических форм. Как и любой творческий человек, он увлекался балладами, поэмами, создавал так же шуточные послания и даже пародии. Писатель переводил некоторые

Элегия – жанр, в котором автор подводит итог переживаниям сложных жизненных проблем. Она существовала ещё в Греции и Риме. В России её ввёл в моду Жуковский, и с тех пор этим жанром пользовались многие поэты.

Когда Александр Сергеевич учился в лицее, на последнем году обучения ему приходит мысль написать новое произведение. Его жизнь полностью кипит и приобретает новых оборотов. Поэт участвует в работе литературного общества, увлекает творчеством

История создания

Некрасов уважал Белинского, с которым они были знакомы с 1842 год, когда была их первая встреча. Она принесла Некрасову многое: он научился чётко излагать мысли, расширил представления о происходящих в государстве событиях. Виссарион был учителем Некрасову, поэтому смерть Белинского стала шоком для поэта.

В стихотворении Некрасов высказывается о том, что Белинский был очень добрым человеком, помыслы которого чисты. Произведение является посвящением Виссариону, которого любил как учителя и как друга Николай.

Читайте по теме:

Композиция

20 строк – размер стихотворения, которое отражает видение поэта ситуации. Смерть Белинского стала настоящим шоком для поэта. Критик любил разные жанры, но его всегда прельщала лаконичная форма, поэтому Некрасов выбирает небольшой размер произведения.

Произведение можно отнести к гражданской лирике поэта, в которой отчётливо звучат мотивы смелых высказываний.

Читайте по теме:

Средства выразительности

Тропы представлены без излишеств, но каждый размещён на своём месте.

Эпитеты

Высокой цели, с дерева неведомого – эпитеты. Многие из тропов, используемых поэтом, написаны в высоком стиле. Это нужно для того, чтобы показать уважение к великому критику.

Олицетворение

Память дороги не проторила – олицетворение, которое использует поэт.

Метафоры

Произведение относится к гражданской лирике поэта. В нем он дает оценку жизни и деятельности одного из своих единомышленников и соратников по борьбе за счастье простого народа. Говоря о Белинском, автор рассуждает и об общественной деятельности, которой посвятили себя и он и тот, кому посвящено стихотворение.

Начинает Некрасов с вполне естественных в письме, о покойном похвал. Он описывает Белинского как идеалиста. Называя литературного критика-демократа наивным. Автор явно не желал его оскорбить или осмеять. Во времена, когда стихотворение было написано, было принято выражаться более возвышенным стилем, чем теперь. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что произведение представляет собой аналог речи на похоронах, так как посвящено памяти усопшего. Это тоже требовало больше патетики. Автор называет Белинского не только наивным, но и страстным, что в сочетании должно было создать образ пламенного борца, полностью посвятившего себя служению великой цели.

Отдав должное другим положительным качествам покойного литературного критика, Некрасов выражает сожаление, что тот ушел из жизни молодым. Однако это не просто сетование об умершем, которое давно стало признаком хорошего тона. В данном произведении эта мысль служит не переходом к философским размышлениям автора. Он переходит к мыслям о быстротечности жизни и следе, который человек может оставить в памяти грядущих поколений. С одной стороны, Некрасов пишет о долговечности сделанного своим соратником. Разумеется, он не может считать литературную деятельность, направленную на улучшения жизни миллионов, не оставляющим следа в истории и людской памяти делом.

Однако, с другой стороны, он тут же ставит под сомнения свои собственные слова. Конечно, сетует Некрасов, будущие поколения насладятся плодами борьбы и труда его и его сподвижников, но будут ли они помнить тех, кто взрастил их счастье, в этом поэт не уверен. Он говорит не только о тех, кто будет жить после. В стихотворении он указывает, что в этом смысле люди не меняются. Его поколение такое же. Кроме того, поэт горько рассуждает о недолго памяти не только обычных людей своего времени, но о склоности забывать у человека, вообще. Даже друзья покойного скоро погрузяться в круговорот повседневных дел и новых задач и в их памяти человек, ушедший из жизни, также сотрется.

Подобные размышления, несомненно, наполняли душу поэта печалью, но он не видел повода из-за неблагодарности и забывчивости потомков оставлять дело служения своим современникам и тем, кто сменит их.

Некрасов не пишет об этом прямо, но из высказанного им видно, что деятельность свою и своих соратников он считал исполнением высшего долга, а не удовлетворением потребностей в славе или самореализации.

Из сказанного в данном произведении Некрасовым можно сделать вывод, что поэт-демократ был склонен к глубокому философскому осмыслению действительности. Даже из своей борьбы он не сделал идола, а способен был даже на нее посмотреть с разных сторон.

Вариант 2

Некрасов находился в достаточно дружеских отношениях с Белинским еще с момента первого знакомства. Но их критическая деятельность не позволяет им сойтись в общих взглядах, поэтому они редко совпадали во мнениях.

Их знакомство состоялось в 1842 году, а после Некрасов и Белинский подружились. При этом Виссарион Григорьевич оказал огромное влияние на его творчество, а также на его мировоззрение. Он многому научился благодаря общению с критиком, он впитывал все, что критик знал о творчестве.

Но вот в 1848 году великий критик умирает из-за продолжительной болезни, Некрасов находился с ним до самого конца. А то, как они тепло относились друг к другу отображается даже в живописи, так, например, была нарисована картина Алексеем Наумовым, то как он находился возле постели больного человека. Он не чурался помогать близкому другу и заботился о нем, когда тот болел. Долгая и затяжная болезнь закончилась смертью.

Автор описывает его как настоящего учителя и друга, который обладал наивной и страстной душой, человека у которого прекрасные помыслы. Он сожалеет о том, что его судьба и жизнь оказалась слишком короткой, что автор не успел подарить миру высокие произведения, ведь Виссарион Григорьевич покинул этот мир в 37 лет. Некрасов уверен ему досталась достаточно печальная судьба. Он писал критические статьи, которые должны были увидеть свет.

Он уверен, что будущие поколения должны узнать о его творчестве. Но Некрасов переживает за то, что они не смогут с ними познакомиться, потому что его творчество находиться под запретом. Это очень печалит автора, он переживает за это, как за собственную дальнейшую судьбу.

Некрасов переживает за его творчество и как оно будет распространено в мире, он надеется, что, хотя бы так, будет исчерпана его печальная судьба, полученная им при жизни. Автор с чуткостью и нежностью описывает свое отношение к судьбе и жизни Белинского. Поэтому читатель сразу проникается отношением к близкому другу человека. Пусть в жизни каждого будут подобные друзья, способные разделить любые трудности и невзгоды, помочь даже на одре болезни и раздели творчество, даже если мнения различны.

Анализ стихотворения Памяти Белинского по плану

Памяти Белинского

Возможно вам будет интересно

В стихотворении А.А. Фетом воссоздана картина начала весны. Она еще не вступила в свои права, но поэт видит ее признаки в окружающей его природе

Владислав Ходасевич – не самый известный популярный представитель Серебряного века, но его стихи, безусловно, достойны внимания. Вечер. В этом стихотворении автор ведёт разговор с немилосердным Создателем этого жестокого мира.

Тематика любви к Родине в современный период является зачастую чем-то немного странным и непонятным. Ведь сейчас наступает эпоха массовых коммуникаций, интенсивное общение и взаимодействие между странами

Произведение Гиппиус Все кругом написанное в самом начале XX века предстает в форме единого предложения. При помощи интонации идёт перечисление, преимущественно прилагательных несущих негативный окрас

Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион Григорьевич. Без сомнения, Белинскому импонировали отрицательные оценки, данные начинающим критиком псевдоисторическим повестям Загоскина и Масальского, переполненным романтическим пафосом произведениям сейчас забытых стихотворцев, угодным власти, но не имеющим никакой художественной ценности

Знакомство главного человека в русской критике с молодым литератором произошло в 1842 году. Вскоре Некрасов и Белинский подружились. Виссарион Григорьевич оказал огромное влияние на становление Николая Алексеевича как поэта, а также на формирование его мировоззрения.

В 1848 году великий критик скончался после продолжительной болезни. Николай Алексеевич был с ним до последних дней. Теплые отношения литераторов нашли отражение даже в живописи. Широко известна картина Алексея Наумова “Н.

А. Некрасов и И. И. Панаев у больного В. Г. Белинского”, написанная в 1881 году. Имя

Виссариона Григорьевича долгое время было под запретом. Николай Алексеевич считается одним из первых, кто решился его публично упомянуть. Сначала на свет появилась поэма, посвященная критику.

Затем Некрасов напечатал стихотворение “Памяти приятеля”, впоследствии переименованное в “Памяти Белинского”.

В этом произведении Николай Алексеевич называет своего учителя и друга наивной и страстной душой, человеком с прекрасными помыслами. Поэт сожалеет о слишком короткой жизни критика (Виссарион Григорьевич умер в тридцать семь лет), считает его судьбу печальной. По мнению Некрасова, плоды напряженного и самоотверженного труда Белинского будут долго существовать на земле. При этом Николай Алексеевич полагает, что потомки не узнают о Виссарионе Григорьевиче.

Почему поэт делает столь неутешительные выводы? Видимо, речь идет о запрете на творчество Белинского, на упоминание его имени, действовавшем в то время. Огорчает Некрасова и еще одно обстоятельство – критика стали забывать старые знакомые. С горькой интонацией Николай Алексеевич констатирует в конце стихотворения:
И, с каждым днем окружена тесней,
Затеряна давно твоя могила,
И память благодарная друзей
Дороги к ней не проторила…

Читайте также: