Анализ стихотворения некрасова утро кратко

Обновлено: 30.06.2024

Произведение является одной из составных частей сборника стихотворений, написанных перед кончиной поэта и представляющих данный поэтический цикл как наиболее мрачные и пронзительные творения.

Повествование ведется от имени лирического героя, находящегося в безотрадном душевном состоянии, воспринимающего окружающую его реальную действительность в мрачном, негативном, ужасающем свете. При этом и человеческая жизнь, и окружающая природа наполнены жуткими картинами, при виде которых ощущается присутствие демонического адского начала.

Наступление утра в стихотворении передает предчувствие монотонного, безрадостного и унылого ритма грядущего дня, подчеркивая авторскую позицию, выраженную как в явно открытом, так и закрытом виде.

Удручающее настроение героя подчеркивается поэтом использованными эпитетами, применением многократного повтора местоимений различных грамматических форм, начиная с них строку и строфу, а также многочисленными пунктуационными знаками в виде точки с запятой.

В стихотворении поэт демонстрирует и элементы злой сатиры, которую применяет с параллельной сходностью построенных фраз, неопределенными местоимениями и наречиями, констатирующими типичную мрачную ситуацию, а изображение жутких картин демонстрируется автором путем аллитерации с акцентом на шипящие звуки в сочетании с рычащим, резким звучанием.

Сатирическое описание чудовищных подробностей в виде пожара, казни, дуэли с использованием перечислений обыденных вещей создает зловещее ощущение потерянного, ненужного человека, мучившегося в жизненном аду.

К окончанию стихотворения в финале поэт дает расширенную трактовку понятия бедности, которая из материальной нищеты преобразуется в духовную бедность в виде незначительности и безнравственности.

В произведение присутствует и загадочный момент в виде обращения лирического героя к образу незнакомой собеседницы, который на всем протяжении повествования так и не проясняется, хотя в качестве предположения им могла стать и жена поэта, и собирательное, воображаемое лицо, а также образ отчизны, являющейся для поэта в женственном виде либо его муза в качестве страдающей, но несгибаемой русской крестьянской женщины.

Поэт через образ незнакомой собеседницы отражает схожесть и ее собственного состояния, отличающегося грустью и душевным страданием, осознающего невозможную печаль имеющейся обстановки. При этом использование данного приема позволяет придать произведению черты обобщенности и особой выразительности, в которых личное авторское ощущение преображается в зарисовки несовершенного мирового существования.

Вариант 2

Красота - в глазах смотрящего – весьма распространенная фраза, в которой заключен глубокий смысл. Не хотелось бы давать банальные примеры, но в рамках этого анализа стихотворения актуально указать на очевидный факт. Рядом сидят старушка и молодая девушка, старушка думает о том как мир увядает, грустит и вспоминает, молодая девушка в свою очередь представляет нечто светлое и радостное, замечает положительные детали.

Подобным образом практически каждый человек рассматривает мир, исходя из собственных условий восприятия. Как видно из этого стихотворения, даже поэты.

Именно утро видится автору началом нового кошмара и бессмысленности, он подчеркивает сколь ничтожно люди проживают свое бытие: торговец обвешивает, чтобы банально поесть самому, женщины продают любовь, надменные офицеры стреляются, люди просто уходят из мира, воришки пытаются нечто стащить со двора. Даже такая банальная деталь как скребки по асфальту лопатой видится автору раздражающей. И тут тоже возможно согласиться, ведь такая уборка улиц как часть городского быта в какой-то степени лишает людей покоя, делает мир более суетным.

Тем не менее, хотелось бы вернуться к ситуации написания этого стихотворения, которое сделано автором практически на одре. Тут Некрасов предстает перед нами как недовольный всем человек, циник, видящий во всем только какое-то низменное начало и никчемность.

Однако, не следует порицать Некрасова подобным образом и мыслить так однобоко. Не лучше ли задать себе вопрос, чем определяется мир для вас лично, каким становится каждое новое утро и почему? Многие детали, на которые указывает поэт действительно являются существенными, но почему для него какое-то утро выглядело именно таким?

Анализ стихотворения Утро по плану

Возможно вам будет интересно

В своем стихотворении Двойная бездна Мережковский рассматривает тему взаимопроникновения смерти и жизни в рамках человеческого бытия. Он объединяет эти два феномена, которые, казалось бы, являются полностью противоположными

В сложные периоды своей жизни каждый из нас подсознательно обращается к самому дорогому и близкому человеку, к маме, которая способна пожалеть и поддержать в любой трудной ситуации.

Мальдештам написал огромное количество разных произведений. И в основном он писал про исторические события, о которых знают все и помнят очень хорошо.

Произведение относится к поздней лирике поэта и по жанровой направленности представляет собой философское произведение.

Ты грустна, ты страдаешь душою:
Верю — здесь не страдать мудрено.
С окружающей нас нищетою
Здесь природа сама заодно.

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо… Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам — железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Провезли — там уж ждут палачи.

Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть.

Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит…
Кто-то умер: на красной подушке
Первой степени Анна лежит.

Дворник вора колотит — попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
Выстрел — кто-то покончил с собой.

«Ты грустна, ты страдаешь душою:

Верю – здесь не страдать мудрено.

С окружающей нас нищетою

Эти строки говорят о том, что не только человеческая нищета, но и сама природа отягощают человеческую жизнь, будто пытаясь сделать ее еще грустнее.

Таким образом, к четвертому четверостишию уже сложилась подробная картина природы, объясняющая, что же так заставляет людей страдать душою.

Что же происходит в городе? Автор открывает читателю будничную панораму, указывая в разные уголки города. Где-то начался пожар. Кого-то приговорили к смертной казни и вот-вот лишат жизни. Спешит, покинув постель, проститутка, а офицеры скачут на дуэль.… За лавки садятся торгаши, которые будут весь день обманывать и обсчитывать людей, чтобы заполучить себе больше денег. Наводнение, чья-то смерть, воровство, самоубийство.… Этот город переполнен грехами, это мертвый город.

На протяжении всего стихотворения автор усиливает и наращивает чувство разочарования, цинизма. Если сначала читатель мог бы обвинить природу в страданиях человеческой души, то когда автор дал ему заглянуть в город, он понял, что человечество само закапывает себя и заставляет страдать.

Таким образом, Петербург в представлении Н. А. Некрасова – грязный, мрачный, грешный город, в котором нет ни единой светлой души, в нем невозможно выжить. Люди сами его таким сделали и сами от этого платят бесконечным страданием души.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.


Из всего сборника оно выделяется названием — светлым и многообещающим.

То же и во второй части стихотворения : обыденные эпизоды жизни пробуждающегося очередной раз города рисуются сатирически - зло.

В стихотворении есть и загадка.

А. Буткевич или ставшая затем женой Зина, не отходившая впоследствии от тяжело больного поэта?

Или это обобщенное лицо — просто воображаемая собеседница со сходным мироощущением?

А может быть, сама Родина, образ которой в поэтическом сознании поэта всегда был женственным, что унаследует от Н.

Наконец, это может быть Муза Некрасова — избитая кнутом, страдающая, но несгибаемая русская крестьянка, вдохновляющая поэта на поэтический и гражданский подвиг?

Образ собеседницы остается непроясненным, что придает стихотворению обобщенность и особую выразительность.

Личные ощущения переходят в типичную картину несовершенства мира— а это свойство поэзии Н.

Читайте также: