Анализ стихотворения некрасова родина кратко

Обновлено: 16.05.2024

История написания

Особенности жанра

Стихотворение написано в жанре элегии. Поэт делится грустными размышлениями, которые у него появились после визита в родовое поместье. В сознании поэта всплывают детские воспоминания и сцены, наполненные неоправданной жестокостью. Взрослым человеком они воспринимаются как символ тирании, которая царит повсеместно. При написании произведения использовался шестистопный ямб и парные вид рифмовки.

Композиция

Ключевые образы

Текст стихотворения имеет тесную связь с личными воспоминаниями поэта, а все герои созданы на основе реальных прототипов. Мать предстает в образе гордой женщины, но она даже не пытается противостоять жестокости мужа. Перед смертью в адрес тирана звучит прощение, ведь у нее хватило сил вынести его издевательства. Сестра также прожила с нелюбимым мужем, испытав много горя и рано уйдя из жизни.

Тема тирании и жестокости отца проходит через все произведение. Помещик отравляет жизнь крестьян и делает невыносимым существование членов семьи. Автору доставляет удовольствие наблюдать, как ненавистное поместье разрушается.

Проблемы и основные темы

Поэт делится своими представлениями о Родине. Детские воспоминания наполнены сценами жестокости и бесправного существования крестьян. Мальчик постоянно видел слезы любимой сестры и матери, которые страдали от жестокости и безнаказанности главы семейства. В сердце поэта царит негодование, поэтому он мечтает увидеть падение ненавистного строя.
Строки затрагивают тему тяжелой судьбы простых людей. Крепостные сравниваются с барскими псами, тем самым подчеркивается их бесправное существование. Особую горечь поэту доставляет тот факт, что местные помещики считают происходящее нормой и жестокость прививается детям с малых лет.
Отец ведет себя как тиран и чувствует себя в имении единоличным хозяином. Только он может дышать свободно и распоряжаться собственной жизни. Некрасов поднимает вопросы социального неравенства. Он буквально кричит о недопустимости ситуации, когда люди получают право ломать судьбы окружающих и близких.

Основная идея

Некрасов осуждает принятые общественные нормы, которые оправдывают жестокость и существование тирании. Несправедливость ярко выражается в отношении помещиков к крестьянам, так как зависимые люди не могут противостоять насилию и отказаться от выполнения непосильной работы. Стремление к власти проявляется во всех сферах жизни, что доставляет немало страданий членам семьи тиранов.
Литературоведы часто отмечали, что содержание стихотворения нельзя воспринимать только как детские воспоминания автора. Оно заставляет понять, насколько страшным и жестоким был традиционный уклад жизни помещиков. Можно заметить намеки на монарха, которому нет дела до страданий собственного народа. Именно в связи с подобными ассоциациями стихотворение длительное время не пропускала цензура.

Средства выразительности

История создания

Впервые текст был опубликован только в 1856 году, так как долгое время не допускался к печати цензурой из-за явного сходства сюжета и героев с тиранией монархического строя и угнетаемым им народом.

Жанр, направление, размер

В то же время текст является примером гражданской лирики Н. А. Некрасова. Увиденные и впитанные детским сознанием картины разврата и безнаказанной жестокости становятся для взрослого поэта символом повсеместной тирании, которая отравляет жизнь государства и должна быть остановлена.

Композиция

Образы и символы

Темы, проблемы, настроение

Основная идея

Средства выразительности

Н. А. Некрасов использует в своем тексте многочисленные средства выразительности.

Автор: Юлия Филипская

Автор: Самый Зелёный · Published 01.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 31.12.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 23.07.2020

1 комментарий

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Стихотворение “Родина” Н. А. Некрасов написал в 1846 году. В нём отражены воспоминания поэта о его детстве, родителях. В основе произведения — конфликт между лирическим героем и поместно-деревенским миром. Краткий анализ “Родина” по плану будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.

История создания – стихотворение было написано в 1846 году.

Тема – произведение относится к циклу стихотворений о родине и детстве.

Композиция – кольцевая.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб, используются разные виды рифмы (точная, неточная, мужская, женская) и парный способ рифмовки ААВВ.

Метафоры – “рой подавленных и трепетных рабов”, “… тревог огонь томительный до срока сердце жег “, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Эпитеты – “Разврата грязного”, “покой благословенный”, “Огонь томительный”, “ Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”, “лик… болезненно-печальный”, “душа… была горда, упорна и прекрасна”, “печальную судьбу”, “холодною и строгою улыбкой”, “Её бессмысленной и вредной доброты”, “юности моей, мятежной и суровой”.

История создания

Стихотворение “Родина” было написано в 1846 году. История создания этого произведения связана с событиями, далекими от момента его написания – с детством поэта. Именно воспоминания ложатся в основу стихотворения. Но у Некрасова с ними связаны не любовь и приятная ностальгия, как у многих других его соратников. Детство предстает у него в образах отца-тирана, несчастной матери, вынужденной терпеть поведение мужа, маленького поэта, рано узнавшего все отрицательные черты, присущие быту помещичьей жизни. Именно тогда зародилось его неприятие крепостничества и всего, что с ним связано.

Основная тема стихотворения – родина и воспоминания поэта о детских годах. Но тема детства, отношения к нему существенно отличается от того, что мы привыкли читать у других авторов: здесь нет любви и грусти по прошедшей юности. Перед нами возникают неприятные образы дома и людей, которые окружали маленького Некрасова: “…жизнь отцов моих…текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства” .

Удивляет читателя и радость, которую испытывает лирический герой от того, что его родовое поместье теперь разрушено: “С отрадой вижу я, что срублен темный бор… и нива выжжена, и праздно дремлет стадо… и набок валится пустой и мрачный дом” . Но эта радость вполне оправданна, если принять во внимание воспоминания поэта о несчастливом детстве.

Композиция

Композицию стихотворения “Родина” можно назвать кольцевой. Разберёмся, в чём её особенности.

Произведение состоит из шести разных по размеру строф.

В первой части лирический герой возвращается туда, где прошло его детство: “И вот они опять, знакомые места…” . Мы ожидаем приятные воспоминания после этих слов, но, напротив, поэт как бы переносится в прошлое, которое вызывает в нём боль и горесть: “Воспоминания дней юности… наполнив грудь мою и злобой и хандрой, во всей своей красе проходят предо мной…” .

Следующая часть посвящена матери Некрасова. Мы видим сад и среди него несчастную женщину, которая плачет о своей тяжелой судьбе. Она была “навеки отдана угрюмому невежде” и “жребий свой несла в молчании рабы” .

В третьей строфе поэт вспоминает о сестре, которая так же, как и мать, была несчастна при жизни и рано умерла. В следующих двух частях мы узнаем о няне поэта, которая была рядом в самые тяжёлые моменты: “Ах, няня! Сколько раз я слёзы лил о ней в тяжёлый сердцу час…” .

В конце стихотворения поэт снова возвращается в реальность. Перед ним предстаёт печальная картина: “…срублен тёмный бор… И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом” . Но Некрасов только рад этому: “…с отвращением кругом кидая взор, с отрадой вижу я…” .

Стихотворение состоит из шести строф, написано ямбом. Особенность состоит в том, что строфы имеют разное количество строк. Поэтом был использован парный способ рифмовки и разные виды рифмы: точная (места – пуста, чванства – тиранства), неточная (растленной – благослованной, дальней – болезненно-печальный), мужская (рабов – псов), женская (увидеть – ненавидеть).

Определяя жанр стихотворения “Родина”, многие исследователи относят его к элегии.

Средства выразительности

Стихотворение не перегружено художественными средствами, но выбранные поэтом тропы создают яркие образы и представляют читателю все ужасающие картины окружающей действительности. Среди них есть метафоры: “рой подавленных и трепетных рабов” , “…тревог огонь томительный до срока сердце жег” , “Ты жребий свой несла в молчании рабы” .

Также Некрасов использует много разнообразных эпитетов: “Разврата грязного” , “покой благословенный” , “Огонь томительный” , “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных” , “лик… болезненно-печальный” , “душа… была горда, упорна и прекрасна” , “печальную судьбу” , “холодною и строгою улыбкой” , “Её бессмысленной и вредной доброты” , “юности моей, мятежной и суровой” .

Стихотворение “Родина” Н. А. Некрасов написал в 1846 году. В нем выразились воспоминания поэта о его детстве, родителях. Вам предлагается краткий анализ “Родины” по плану. Он будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.
История создания – стихотворение было написано в 1846 году.

Тема – произведение относится к циклу стихотворений о родине и детстве.

Композиция – кольцевая.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб, используются разные виды рифмы (точная, неточная, мужская, женская) и парный способ рифмовки ААВВ.

Метафоры – “рой подавленных и трепетных рабов”, “…тревог огонь томительный до срока сердце жег“, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Эпитеты – “Разврата грязного”, “покой благословенный”, “Огонь томительный”, “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”, “лик… болезненно-печальный”, “душа… была горда, упорна и прекрасна”, “печальную судьбу”, “холодною и строгою улыбкой”, “Ее бессмысленной и вредной доброты”, “юности моей, мятежной и суровой”.



Проблемы и основные темы

Поэт делится своими представлениями о Родине. Детские воспоминания наполнены сценами жестокости и бесправного существования крестьян. Мальчик постоянно видел слезы любимой сестры и матери, которые страдали от жестокости и безнаказанности главы семейства. В сердце поэта царит негодование, поэтому он мечтает увидеть падение ненавистного строя. Строки затрагивают тему тяжелой судьбы простых людей. Крепостные сравниваются с барскими псами, тем самым подчеркивается их бесправное существование. Особую горечь поэту доставляет тот факт, что местные помещики считают происходящее нормой и жестокость прививается детям с малых лет. Отец ведет себя как тиран и чувствует себя в имении единоличным хозяином. Только он может дышать свободно и распоряжаться собственной жизни. Некрасов поднимает вопросы социального неравенства. Он буквально кричит о недопустимости ситуации, когда люди получают право ломать судьбы окружающих и близких.

История создания

Стихотворение “Родина” было написано в 1846 году. История создания этого произведения связана с событиями, далекими от момента его написания – с детством поэта. Именно воспоминания ложатся в основу стиха. Но у Некрасова с ними связаны не любовь и приятная ностальгия, как у многих других его соратников. Детство предстает у него в образах отца-тирана, несчастной матери, вынужденной терпеть поведение мужа, маленького поэта, рано узнавшего все отрицательные черты, присущие быту помещичьей жизни. Именно тогда зародилась его неприязнь к крепостничеству и всему, что с ним связано.

Ключевые образы

Текст стихотворения имеет тесную связь с личными воспоминаниями поэта, а все герои созданы на основе реальных прототипов. Мать предстает в образе гордой женщины, но она даже не пытается противостоять жестокости мужа. Перед смертью в адрес тирана звучит прощение, ведь у нее хватило сил вынести его издевательства. Сестра также прожила с нелюбимым мужем, испытав много горя и рано уйдя из жизни.

Тема тирании и жестокости отца проходит через все произведение. Помещик отравляет жизнь крестьян и делает невыносимым существование членов семьи. Автору доставляет удовольствие наблюдать, как ненавистное поместье разрушается.

Основная тема стихотворения – родина и воспоминания поэта. Но идея детства, отношения к нему существенно отличается от того, что мы привыкли читать у других авторов: здесь нет любви и грусти по прошедшей юности. Перед нами возникают неприятные образы дома и людей, которые окружали маленького Некрасова: “…жизнь отцов моих…текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства”.

Удивляет читателя и радость, которую испытывает лирический герой от того, что его родовое поместье теперь разрушено: “С отрадой вижу я, что срублен темный бор… и нива выжжена, и праздно дремлет стадо… и набок валится пустой и мрачный дом”. Но это ликование вполне оправданно, если принять во внимание воспоминания поэта о несчастливом детстве.

Содержание произведения

Поводом для написания стихотворения стало посещение Некрасовым родового поместья в селе Грешнево, которое находилось в Ярославской губернии. Именно в старом доме жил его отец и его предки. Как вспоминает поэт, жизнь помещиков протекала среди постоянных пиров, разврата, пьянства и измываниями над крестьянами. При этом самих крестьян автор представляет в образе подавленных рабов, которые находились в таком положении, что могли позавидовать даже жизни хозяйского скота.

Родина

Композиция

Композицию стихотворения “Родина” можно назвать кольцевой. Разберемся, в чем ее особенности.

Произведение состоит из шести разных по размеру строф.

В первой части лирический герой возвращается туда, где прошло его детство: “И вот они опять, знакомые места…”. Мы ожидаем приятных воспоминаний после этих слов, но, напротив, поэт как бы переносится в прошлое, которое вызывает в нем боль и горесть: “Воспоминания дней юности… наполнив грудь мою и злобой и хандрой, во всей своей красе проходят предо мной…”.

Следующая часть посвящена матери Некрасова. Мы видим сад и среди него – несчастную женщину, которая плачет о своей тяжелой судьбе. Она была “навеки отдана угрюмому невежде” и “жребий свой несла в молчании рабы”.

В третьей строфе поэт вспоминает о сестре, которая, также как и мать, была несчастна при жизни и рано умерла. В следующих двух частях мы узнаем о няне поэта, которая была рядом в самые тяжелые моменты: “Ах, няня! сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час…”.

В конце стихотворения поэт снова возвращается в реальность. Перед ним предстает печальная картина: “…срублен темный бор… И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом”. Но Некрасов только рад этому: “…с отвращением кругом кидая взор, с отрадой вижу я…”.

Средства выразительности

Стихотворение не перегружено художественными средствами, но выбранные поэтом тропы создают яркие образы и представляют читателю все ужасающие картины окружающей действительности. Среди них есть метафоры: “рой подавленных и трепетных рабов”, “…тревог огонь томительный до срока сердце жег”, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Также Некрасов использует много разнообразных эпитетов: “Разврата грязного”, “покой благословенный”, “Огонь томительный”, “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”, “лик… болезненно-печальный”, “душа… была горда, упорна и прекрасна”, “печальную судьбу”, “холодною и строгою улыбкой”, “Ее бессмысленной и вредной доброты”, “юности моей, мятежной и суровой”.

Основная идея

Некрасов осуждает принятые общественные нормы, которые оправдывают жестокость и существование тирании. Несправедливость ярко выражается в отношении помещиков к крестьянам, так как зависимые люди не могут противостоять насилию и отказаться от выполнения непосильной работы. Стремление к власти проявляется во всех сферах жизни, что доставляет немало страданий членам семьи тиранов. Литературоведы часто отмечали, что содержание стихотворения нельзя воспринимать только как детские воспоминания автора. Оно заставляет понять, насколько страшным и жестоким был традиционный уклад жизни помещиков. Можно заметить намеки на монарха, которому нет дела до страданий собственного народа. Именно в связи с подобными ассоциациями стихотворение длительное время не пропускала цензура.


Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.
История создания – стихотворение было написано в 1846 году.

Тема – произведение относится к циклу стихотворений о родине и детстве.

Композиция – кольцевая.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб, используются разные виды рифмы (точная, неточная, мужская, женская) и парный способ рифмовки ААВВ.

Метафоры – “рой подавленных и трепетных рабов”, “…тревог огонь томительный до срока сердце жег“, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Эпитеты – “Разврата грязного”, “покой благословенный”, “Огонь томительный”, “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”, “лик… болезненно-печальный”, “душа… была горда, упорна и прекрасна”, “печальную судьбу”, “холодною и строгою улыбкой”, “Ее бессмысленной и вредной доброты”, “юности моей, мятежной и суровой”.


И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов.

Детские годы молодого человека прошли в условиях барской вседозволенности как над крестьянами, так и над членами семьи: матери и сестры лирического героя. В первых строках отчетливо звучит позиция автора по отношению ко всему происходившему в родном поместье. Он обвиняет “отцов” за их “тиранство”, “разврат”, “чванство”, видит в этом корень зла, причину всех бед, происходящих и в этом поместье, и в миллионах других по всей России. В целом стихотворение можно охарактеризовать как негативное воспоминание об отчем доме:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет.

Значительная роль отведена женским образам. Мать, сестра и няня молодого человека показаны сильными личностями, но полностью подчиненными воле барина:

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я.

Навеки отдана угрюмому невежде…

Но всё, что, жизнь мою опутав с первых лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым, —

Всему начало здесь, в краю моем родимом.

Лирический герой открывает перед читателем горькую правду, которая заключается в том, что эпоха вседозволенности рождала таких людей, как его отец. Им было можно делать с другими все что угодно, несмотря на возраст и пол. По большому счету, для такого барина было безразлично, кого угнетать: рабов, слуг, женщин, членов семьи или дворовых собак. Особенно ярко это выражено в последних строках стихотворения:

И только тот один, кто всех собой давил,

Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Но, матери своей печальную судьбу

На свете повторив, лежала ты в гробу

С такой холодною и строгою улыбкой,

Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Тебя уж также нет, сестра души моей!

В конце стихотворения лирический герой со злорадством описывает разваливающийся дом, дремлющее стадо и выжженные нивы. Причем, он нисколько об этом не жалеет. Он надеется, что вместе с завалившимся набок домом, срубленным бором и ушедшим в небытие хозяином, который “всех собой давил”, уйдет и страшное время гнета и печали.

Несмотря на отрицательный тон стихотворения, прочитав его, начинаешь верить в лучшее, в то, что старое и отжившее отмирает, уступая место новому и лучшему. В это верил и на это надеялся Некрасов в своих стихах о России, и, насколько он ненавидел крепостной строй, разрушающий страну, настолько же он любил свою Родину.

История создания

Стихотворение “Родина” было написано в 1846 году. История создания этого произведения связана с событиями, далекими от момента его написания – с детством поэта. Именно воспоминания ложатся в основу стиха. Но у Некрасова с ними связаны не любовь и приятная ностальгия, как у многих других его соратников. Детство предстает у него в образах отца-тирана, несчастной матери, вынужденной терпеть поведение мужа, маленького поэта, рано узнавшего все отрицательные черты, присущие быту помещичьей жизни. Именно тогда зародилась его неприязнь к крепостничеству и всему, что с ним связано.

Литературный анализ

Общая тема цикла – это любовь и жизнь, взлеты и падения. Многие критики рассматривают поэзию этого цикла и с философской точки зрения. Еще бы, ведь всю жизненную философию, индивидуальный взгляд на многие истины автор заключает в свои строфы.

Стихотворения, посвященные Авдотье Панаевой, глубоко биографичны. Поэт не скрывает свои чувства, показывает их в своих стихах. Многие моменты их отношений запечатлены в сборнике, при этом, радуясь мгновеньям гармонии и мимолетного счастья, поэт не боится воспевать и горечь, как неотъемлемую часть любви и страсти.

какие стихи входят в панаевский цикл некрасова

Основная тема стихотворения – родина и воспоминания поэта. Но идея детства, отношения к нему существенно отличается от того, что мы привыкли читать у других авторов: здесь нет любви и грусти по прошедшей юности. Перед нами возникают неприятные образы дома и людей, которые окружали маленького Некрасова: “…жизнь отцов моих…текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства”.

Удивляет читателя и радость, которую испытывает лирический герой от того, что его родовое поместье теперь разрушено: “С отрадой вижу я, что срублен темный бор… и нива выжжена, и праздно дремлет стадо… и набок валится пустой и мрачный дом”. Но это ликование вполне оправданно, если принять во внимание воспоминания поэта о несчастливом детстве.

Этот цикл поэт также посвятил своей любимой женщине – Елене Александровне Денисьевой. Эта девушка была студенткой Смольного института, где обучались дочери Тютчева. Двадцать лет разницы в возрасте и семья Федора Ивановича не стали преградой всепоглощающей страсти и любви между этими такими разными людьми. Их чувство породило множество осуждений и обсуждений в обществе, однако разлучить их смогла лишь болезнь, которая унесла жизнь еще совсем молодой Елены.

О Елене Денисьевой известно очень мало. Но ее имя в истории и литературе живет, благодаря посвященным поэтом стихам.

н а некрасов панаевский цикл

Композиция

Композицию стихотворения “Родина” можно назвать кольцевой. Разберемся, в чем ее особенности.

Произведение состоит из шести разных по размеру строф.

В первой части лирический герой возвращается туда, где прошло его детство: “И вот они опять, знакомые места…”. Мы ожидаем приятных воспоминаний после этих слов, но, напротив, поэт как бы переносится в прошлое, которое вызывает в нем боль и горесть: “Воспоминания дней юности… наполнив грудь мою и злобой и хандрой, во всей своей красе проходят предо мной…”.

Следующая часть посвящена матери Некрасова. Мы видим сад и среди него – несчастную женщину, которая плачет о своей тяжелой судьбе. Она была “навеки отдана угрюмому невежде” и “жребий свой несла в молчании рабы”.

В третьей строфе поэт вспоминает о сестре, которая, также как и мать, была несчастна при жизни и рано умерла. В следующих двух частях мы узнаем о няне поэта, которая была рядом в самые тяжелые моменты: “Ах, няня! сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час…”.

В конце стихотворения поэт снова возвращается в реальность. Перед ним предстает печальная картина: “…срублен темный бор… И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом”. Но Некрасов только рад этому: “…с отвращением кругом кидая взор, с отрадой вижу я…”.

Образ любимой женщины

Образ лирической героини цикла все время меняется. Эта женщина добра и нежна, но пережитые невзгоды делают ее все жестче и сильнее. До Некрасова отобразить в поэзии такие глубокие перемены в характерах героев мало кому удавалось.

Средства выразительности

Стихотворение не перегружено художественными средствами, но выбранные поэтом тропы создают яркие образы и представляют читателю все ужасающие картины окружающей действительности. Среди них есть метафоры: “рой подавленных и трепетных рабов”, “…тревог огонь томительный до срока сердце жег”, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Также Некрасов использует много разнообразных эпитетов: “Разврата грязного”, “покой благословенный”, “Огонь томительный”, “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”, “лик… болезненно-печальный”, “душа… была горда, упорна и прекрасна”, “печальную судьбу”, “холодною и строгою улыбкой”, “Ее бессмысленной и вредной доброты”, “юности моей, мятежной и суровой”.

Читайте также: