Анализ стихотворения на птичку державина 7 класс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.

История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

История создания

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

Произведение написано в жанре эпиграммы – короткого сатирического стихотворения, призванного кого-либо или что-либо осмеять.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.
История создания – Стихотворение было написано в 1792–1793 годах, впервые опубликовано в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода в творчестве, а также в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырёх строк (одной строфы), в которых заключён глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмовки.

История создания

Государыня, польщённая хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвящённые ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Сюжет, развитие

Державин, приближенный к императорскому двору, добившийся множественных успехов и обративший особое признание самой императрицы Екатерины II, написал это стихотворение, размышляя о собственной грустной судьбе.

Птичкой Державин представляет самого себя. Он имеет полное право называться певчей птицей, которую приятно слушать. Автор сделал такой вывод после того, как его стихи понравились самой государыне, был признан его талант, он получил служебное повышение и приближение ко двору.

Поэт попросту оказался в золотой клетке, где по первому требованию должен слагать следующие заказные оды, которые даже чтобы озаглавить, необходимо утверждение свыше. Об этих неоднократных требованиях императрицы Державин написал в последней строке стихотворения, где от птички требуют петь еще и еще.

Однако Державин не называет имен тех, кто оказывал на него давление или строил козни. Это было не только неразумно, но и опасно, так как при дворе всегда строились тайные интриги. Поэтому нахождение при императорском дворе было не только почетно, но и рискованно. Но в таком окружении творцу было тяжело дописать произведение, а иногда и времени для творения не было.

Поэт всегда исполнял волю своей императрицы, тем самым отводя от себя угрозы недоброжелателей. Однако писать хвалебные стихи на заказ было для него очень трудно. Ода, посвященная Екатерине Второй, была написана совершенно в других условиях, без давления на поэта. Оказавшись на должности придворного секретаря, поэту стало сложно находить красивые и подходящие метафоры и образы — вдохновение его покинуло.

Державин понимал, что может потерять все, чего достиг, что нервировало его. Именно это чувство он сравнивает с положением птицы, попавшей в неволю. Автор понимает, что трудно исправно делать карьеру и заниматься искусством, но у него не было иного выхода. Отказываться от желанного места придворного секретаря ему не хотелось, и это приводило его в уныние. Ему было горько от мысли, что судьба его сложилась таким образом.

В небольшом произведении, состоящем всего из четырёх строк, поднята глобальная тема – свобода творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Исследование образа птицы в лирике

Пушкин о запертой птахе

Творческие работы Гавриила Державина впоследствии стали примером для подражания для следующего поколения. В его стихотворении о птичке проиллюстрирован конфликт свободы и несвободы. Разумеется, выбор без какой-либо указки способствует развитию творчества. Для любого существа свобода дороже всего.

Александр Пушкин отправил стих своему знакомому с пояснением, что написал произведение о трогательной традиции выпускать птицу на свободу в Светлое воскресенье. Когда в издательстве печатали литературную работу, то отметили, что она о благодетелях, кто за свои средства выкупают задолжавших и невинных из тюрем. Произведение было создано поэтом, когда ему было 24 года. В стихе с простой сюжетной линией поднимаются философские и политические вопросы. Тематика литературной работы:

  • добросердечие;
  • сочувствие;
  • получение свободы.

Совершая нечто хорошее для другого, можно приобрести для себя во много раз больше. Освобождение — это состояние мыслей, характеристика души. Подлинно великодушен тот, кто что-либо дарит безвозмездно.

Композиция

Произведение небольшое и представляет собой одну строфу. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы развлечься.

Однако вскоре становится понятно, что пичужка, стиснутая рукой, не может петь, как она это делала на свободе. В условиях жёсткого давления не может родиться красивая песня, только жалкий писк. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

Мысли и чувства

Автор сравнивает поэта с птичкой. Так же, как и маленькая пичужка, поэт способен выражать свои искренние чувства и таланты только при наличии свободы. Тогда его произведение, как и пение вольной птицы, становится:

  • искренним;
  • красивым;
  • голосистым;
  • чистым.

Если же творца начинают сжимать в руках, то голос, чистота и искренность пропадают. И неважно, чьи это руки:

  • цензуры;
  • власти;
  • окружения;
  • ожидания поклонников.

Человек, понимающий и ценящий окружающий мир, не станет вольную и талантливую птичку крепко сжимать в руках, требуя при этом красивого пения. Следует понимать взаимосвязь свободы и творчества, которое невозможно в условиях искусственно созданных рамок. Высокая ценность творческого процесса свободна от условий и диктата над автором.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается небольшим размером, в нём мало средств выразительности. Главным художественным приёмом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птичке угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнётом.

. Ум и сердце человечье Были гением моим.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.
История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения стала одним из его заголовков. Это стихотворение о тленности, смертности всего сущего. В основе стихотворения библейская истина о том, что слава человеческая подобна цвету на траве, который опадает, когда засыхает трава. По сравнению с Библией, основная мысль стихотворения усечена. В Библии человеческая слава противопоставлена слову Божьему, пребывающему вовек. Это одно из доказательств незаконченности последнего произведения Державина.

С другой стороны, отсутствие логического завершения могло быть замыслом автора, символизирующим внезапный и незапланированный конец любой земной жизни.

История создания

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Однако первым ощутил на себе давление власти и поднял проблему свободы слова Гавриил Романович Державин уже в конце XVIII века. Еще служа в армии в чине подпоручика, Державин в 1773–1775 годах участвовал в разгроме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева против власти Екатерины II. Юный офицер Державин долгие годы чтил ее, ждал от императрицы проявления справедливости, милосердия, издания мудрых законов для благоденствия государства и народа.

После ухода с воинской службы Державин стал служить в небольшой должности экзекутора в Сенате, но при этом писал стихи. Сперва подражая, а затем, увлекшись, стал сочинять необычные для его современников лирические произведения. Гавриил Романович первым в русской литературе того времени начал говорить в стихах о мыслях и чувствах обычного человека языком, близким к разговорному.

Это была настоящая сатира на екатерининских вельмож, но героиня, названная именем придуманной когда-то ею самой сказки, выглядела настоящим ангелом. Идеализируя Екатерину II, Державин был абсолютно искренен, ведь он не знал ее близко, а она казалась ему воплощением самой справедливости. Зато вельможи были изображены в неприглядном свете, и если бы не благосклонность императрицы, которой понравилась ода, не сносить бы Державину головы.

Сжимающая птицу рука может означать и цензуру, которая во времена XVIII века была достаточно суровой. Екатерина II самолично прочитывала все литературные произведения, коих было в то время не так много. Вердикт, вынесенный царицей, означал начало карьеры или ее окончание. Такое положение дел не могло устроить людей искусства, которые видели свою задачу в том, чтобы обличать пороки общества и власти. Сильные же мира сего не желали слышать критику в свой адрес, поэтому притесняли тех поэтов и писателей, кто брал на себя смелость говорить правду.

По писателю: Державин Гавриил Романович

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Поэзия о птичке в неволе

История создания


Екатерина Великая была чрезвычайно растрогана одой в её честь и кратко намекала поэту, что охотно послушает эти стихи снова.

В основе произведения заложена аллегория: птичка представляет собой автора, литературного деятеля, чьи стихи ограничены цензурой и органами власти. Главная идея — необходимость свободы в действиях без каких-либо ограничений.

Композиция произведения

Стихотворение по своему размеру небольшое, но в этом четверостишье вложены значимые философские смыслы. На первый взгляд произведение походит на глупую забаву: легкомысленные дети словили птицу, чтобы как-то повеселить себя. Но в скором времени становится ясно, в какой мере трудно пернатой в неволе, когда её принуждают петь так же мелодично, как на свободе. Эти обстоятельства вызывают у читателя только сочувствие к беззащитному существу.

Произведение представляет собой эпиграмму, краткий сатирический стих, призванный что-то или кого-то обсмеять.

По той причине, что литературная работа скромного объёма, в ней отсутствует обилие выразительных средств. Основной приём, используемый Державиным в художественном произведении, — это иносказание. В пойманной и испуганной птице заключён образ автора, который принуждён существовать и творить под контролем власти.

В коротком стихе поднимается вопрос об истинном творчестве. Писатель должен быть свободным в выборе темы, которую доносит народу.

У Державина птичка поймана, её горло сжимает чья-то посторонняя рука, то есть цензура и правительство, которые в те времена активно вмешивались в тексты печатаемых литературных произведений, чтобы дописать свои идеи.

Писатель в своих произведениях высказывает мысли, грёзы, собственные стремления, надежды. Если жизнелюбивого человека запереть в рамки, то он потеряет интерес к жизни, станет бездеятельным.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

Композиция и жанр

Небольшое произведение, написанное в форме эпиграммы, представляет четверостишие, в которое поэт сумел заключить философский глубокий смысл. Хотя при чтении может создаваться впечатление детской забавы, в которой дети маленькую певчую птичку поймали для развлечения. Однако при внимательном прочтении стихотворение вызывает чувство сострадания к бедной пичужке, которую держат в неволе, требуя от нее веселых и красивых песен, которые она пела на свободе.

Державин написал произведение в форме эпиграммы. Этот жанр представляет написание сатирических четверостиший для высмеивания кого-либо или чего-либо.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.

Художественные приемы

Стихотворение состоит всего из четырех строк. В нем рассказывается о голосистой птице, которую поймали и сжимают в руках. Вместо свиста она только пищит, но ее заставляют петь. В таком небольшом произведении поэт поднял важную тему — свобода истинного творчества. Часто творческие люди вынуждены делать то, что им велят, поэтому их работы оставляют людей равнодушными.


Основной смысл произведения — только свободный поэт может создавать настоящие произведения. Любое давление только подавляет талант, тогда вдохновение покидает творца. Со временем способность писать стихи и вовсе пропадает.

Стихотворение написано в жанре эпиграммы — короткого сатирического произведения, призванного кого-либо или что-либо осмеять. Именно это позволило Державину лучше всего передать свою идею. В произведении нет особых средств выразительности:

Как известно, иногда всего в нескольких словах есть возможность выразить глубокую мудрость и поэту доступно такое умение. Он владеет словом, в которое может облекать различные смыслы.

Если говорить о стихотворении На птичку, то основным мотивом его является свобода. На самом деле могут быть и немного другие трактовки, но именно свобода является основной темой стихотворения и об этом говорит свое название. Ведь птица всегда была символом свободы, так как не подчиняется силам притяжения, может парить в безбрежном небесном пространстве, в отличие от людей, которые вынуждены ходить в ограниченных условиях.

Итак, Державин всего в четырех строчках говорит о способности проявлять себя и потребности в свободе. Конечно, поэт затрагивает тему творчества, которая наиболее близка ему. Тут может быть довольно простая трактовка, которая позволяет поразмыслить об отношениях поэта и власти, публики.

История создания

Екатерина II

Екатерина II неоднократно намекала, что хотела бы услышать новые стихи. Только они должны посвящаться ей. Державин словно оказался в тисках.

Ситуация осложнялась тем, что другие вельможи завидовали ему и строили козни.

До этого Державин боготворил монархию, но стоило ему узнать получше жизнь придворного двора и он разочаровался. Монаршее благоволение оказалось клеткой. Поэт сравнивал себя с птицей, которая угодила в сеть, поэтому его четверостишье наполнено такой горечью.



Тест по стихотворению

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.


Художественные приемы

Стихотворение состоит всего из четырех строк. В нем рассказывается о голосистой птице, которую поймали и сжимают в руках. Вместо свиста она только пищит, но ее заставляют петь. В таком небольшом произведении поэт поднял важную тему — свобода истинного творчества. Часто творческие люди вынуждены делать то, что им велят, поэтому их работы оставляют людей равнодушными.


Основной смысл произведения — только свободный поэт может создавать настоящие произведения. Любое давление только подавляет талант, тогда вдохновение покидает творца. Со временем способность писать стихи и вовсе пропадает.

Стихотворение написано в жанре эпиграммы — короткого сатирического произведения, призванного кого-либо или что-либо осмеять. Именно это позволило Державину лучше всего передать свою идею. В произведении нет особых средств выразительности:

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Сравнение некоторых работ

При анализе любых стихотворений нужно уделять внимание не только разбору композиции и темы работы. Важно выделять средства выразительности, авторскую позицию. Это позволит лучше понять замысел автора.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

Вариант 2

Произведение представляет собой грустное размышление поэта над собственной судьбой

Державин написал его после того, как добился успеха, обратив на себя внимание императрицы Екатерины Второй

Под птичкой поэт, несомненно, понимал самого себя. Его хвалебное стихотворение, которым он сумело понравиться царице, вследствие чего получить от нее дорогие подарки и повышение по службе, дало ему право назвать себя певчей птицей, услаждающей слух.

Придворная среда оказалась золотой клеткой, в которой необходимо слагать стихи на заказ. Императрица неоднократно давала это понять. Об этом свидетельствует последняя строчка этого короткого стихотворения, в которой звучит требование, обращенное к птичке, петь еще.



Творчество державина. новаторство в творчестве державина

Поэт понимал, что отвести от себя угрозы недоброжелателей он может, только лишь исполняя волю своей повелительницы. Однако писать хорошие стихи просто на заказ не мог. Достаточно вспомнить, что ода, принесшая ему успех при дворе, родилась тоже не сразу. Теперь Державин также искал красивые образы и метафоры, но вдохновение покинуло его.

Безусловно, угроза потерять все достигнутое рождала у автора стихотворения нервозность. Он выразил это в сравнении своего положения с неволей, которую чувствует птица, попавшая в руки человека.

Поэт понимал, что выбрал себе трудный путь, пытаясь служить и искусству и делать карьеру. Однако он не видел другого выхода, не собирался отказываться от места придворного секретаря, что рождало в его душе пессимизм. В сложившейся ситуации Державин мог лишь испытывать сожаления о своей судьбе, о том, что достигнутая им цель оказалась с большой примесью горечи.

Анализ стихотворения На птичку по плану

В маленьком стихотворении, состоящем всего из четырех строк, автор смог поднял сложнейшую тему, тему подлинного творчества.

Автор говорит о свободе творчества, о возможности писать и говорить то, о чем думаешь, о чем хочешь поведать народу. Но зачастую авторов заставляют писать по указке, но такие поэты и писатели не смогут раскрыть свой истинный талант, их произведения будут серы и неинтересны.

Стихотворение основано на принципе аллегории. Птичка здесь – это человек, поэт, творческие возможности и желания которого были ограничены рамками. Рука, сжимающая горло птичке – это власть, цензура, бывшая во времена Державина очень жесткой.

Автор призывает не загонять творческого человека в чрезмерно узкие рамки, заставлять писать его на заказ. Такое творчество перестанет доставлять удовольствие, и мир потеряет сначала читателей, а затем и самого таланта, ведь талант, который угнетают, гаснет и исчезает как пламя, так и не успев создать все, что мог.

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид.

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть вслух,

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.

Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, о слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. И поэтому он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.

Словом: жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.

Поймали птичку голосисту

И ну сживать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: Пой, птичка, пой!

В этом стихотворении речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.

В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие. И в этом случае человек превратится в пассивное и инертное существо.

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них

Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения

На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует только лишь какой-то миг.

Державин стал новатором, создавая новые формы, соединяя разную лексику, обращая внимание на жизнь в конкретном ее проявлении, на окружающую действительность, что дало возможность развиться таким литературным жанрам как романтизм, а позднее и реализм

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

Читайте также: