Анализ стихотворения милостыня тургенев кратко

Обновлено: 06.07.2024

Милостыня. От слова милость, милосердие. Отношение в обществе к ней совсем неоднозначное. Кто-то приемлет, а кто-то относится резко отрицательно. На улицах наших городов все больше бедных и просящих милостыню. Разное движет людьми, если они выходят на улицы просить. И все же иногда надо уметь просить, если не на улице, то среди друзей и близких. Но каждый ли может? В этом весь философский вопрос жизни.

Сложная идея стихотворения для сильных духом людей, — просить и при этом сохранить самоуважение. Это связано с возможностью прощать себя и умением делиться с другими людьми, доставлять людям возможность показать на деле, что они добры. Научившись отдавать, научишся просить.

Незнакомец успокоил старика, показал, что просить не стыдно. И ушли стыд и боль, а осталась тихая радость в сердце: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подает ее, как и прежде.

Почему сесть в лужу – хорошо

(речь о Тургеневе)

Лет 10-15 тому назад я иногда получал отклики электронными письмами на свои публикации в интернете. Теперь годами не откликается никто. Или поумирали отзывчивые люди, или поуходили в соцсети и в дискуссионные клубы при электронных журналах и блогах. Там можно откликаться непосредственнее, в режиме почти живого разговора. Не надо бросать затронувшего тебя ресурса, раз, переходить в свою эл. почту, два, вписывать эл. адрес автора, три, который надо ещё предварительно скопировать, четыре. А главное – ты ж на виду многих, когда комментируешь. Если же просто ставишь лайк – тоже удобно: быстрота ж неимоверная. – Так лайки-то я получаю, публикуясь в нескольких десятках писательских сайтов. Иногда и отклики. Но переписка как-то не завязывается. Уж больно специфическая область у меня – искусствоведение, и больно специфическая у меня позиция – воюю за признание такого теоретического допущения в науку об искусстве как обнаружение подсознательного идеала автора произведения неприкладного искусства по “текстовым” деталям, являющимся странностями для времени создания произведения. – Для многих это муть. Поэтому, если кто и отзывается, обычно комментирует не нюансы этой “мути”.

И вдруг на статью (см. тут ) мне приходит нечто, являющееся – можно счесть – вызовом моей мути (чтоб дальнейшее понимать, читатель, вам придётся пойти по адресу, например, такому , и прочесть стих в прозе Тургенева “Милостыня”):

У Тургенева есть ещё похожий стих в прозе. Называется МИЛОСТЫНЯ. 20 лет назад я зарифмовал эту прозу.

По объездной дороге, близ села,

Шёл человек, голодный и босой.

С седой и редкой, грязной бородой,

Которая на грудь ему легла.

Он шёл, он был почти без сил,

Лохмотья его ветер раздувал.

Споткнулся вдруг, тихонько застонал,

Присел, лицо своё в ладони опустил.

И слёзы его капали в песок,

Он вспомнил, как здоров был и богат.

Но ничего уж не вернуть назад,

Теперь он стар, забыт и одинок.

И некого теперь ему винить,

Друзья покинули его вперёд врагов.

Осталось, стиснув зубы и без слов,

С протянутой рукой, на жизнь себе просить.

Забывшись, вдруг услышал голос над собой,

То незнакомец перед ним возник.

Как будто молодой его двойник,

И взгляд холодный, строгий, но не злой.

Ты всё добро своё, старик, раздал,

И никогда об этом не жалел.

Ты на себя со стороны смотрел,

Когда всем милостыню подавал.

И горд был ты, что мелочью такой,

Спасёшь, у пропасти, стоящих, на краю.

И тешил добродетель ты свою,

И был доволен лишь самим собой.

Так дай же ты, другим, таким как я,

Творить добро, подав от всей души,

Ту мелочь или те гроши,

Которые согреют и спасут тебя.

Иди, проси и не гордись бедняк,

Позволь другим, святую радость испытать,

В протянутую руку опускать,

Обшарпанный, спасительный медяк.

И хлеб, за жалость проданный ему,

Был самым сладким в жизни старика,

И не было стыда, в душе у бедняка,

Он знал, на сердце радость почему.

Странный, а, впрочем, известный эффект: стихи по сравнению с прозой темны. – Честное слово, прочтя стих, я не понял, в чём перец. Тогда я открыл Тургенева, и там понял, что бедняк страдал было от гордости. Там ясно разведены действующие лица. И надо мной можно посмеяться, ибо то, что понятно, я считаю второсортным, прикладным искусством, приложенным – тут, у Тургенева – к идее порицания гордыни, которая в христианстве есть грех не простой, а смертный. И какой тогда ницшеанец Тургенев, когда заодно с христианством? Но какая первосортность у вас, когда я прямо подавился вашим "почему" в конце стихотворения. - Да. Я заслуживаю насмешки.

Я, собственно, сел в лужу тут с Тургеневым. А это хорошо тем, что заставляет отчаянно спасаться из глупого положения. Отчаяние может совершить чудо: я всё же найду, что и тут Тургенев ницшеанец.

Итак, что у Тургенева странного?

Что он на полном серьёзе привлёк мистику.

Заставил "незнакомца” (а не человека, когда-то нищего знавшего да тем забытого) не в порядке угадки знать имя нищего ( "кто-то зовет его по имени” ), знать, как тот жизнь прожил ( "Ты всё свое богатство роздал” ), знать, как он к жизни такой относится теперь ( "— …ведь ты не жалеешь о том, что добро делал? — Не жалею” ), наконец, заставил эту чудесную особу удалиться неестественным способом ( "исчез” ).

А был Тургенев неверующим.

И не в порядке ли издевательства над верующими он своего нищего, ведущего жизнь праведную по сути, сделал таким непоследовательным, что тот не знает, что в христианстве гордыня есть смертный грех? Не насмешка ли над человеком, это незнающим, сделать так, что тому принцип “не гордись” сверхъестественное существо логически выводит из того собственной жизни: "Так и ты теперь не гордись”. Не через чудо своей вот явленной сверхъестественности, а логически !

И нищего своего делает Тургенев реагирующим не на сверхъестественное, а на логическое. И душевное умиротворение в результате получить заставляет – от материального ( "и сладок показался ему выпрошенный кусок — и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость” ).

Так издеваться над божественными категориями может или атеист революционер, или ницшеанец. Революционеров Тургенев не любил. Остаётся ему быть ницшеанцем (те всех не любят).

- А имело ли это его ницшеанство идеал принципиально недостижимого метафизического иномирия в подсознательном качестве?

- А какая странность на это указывает?

- Характер притчи у этого повествования. С нею обращаются к верующим, и верующие могут быть не обязательно верующие в христианского бога. Например, этот нищий, получив совет от сверхъестественного существа, похожего на что-то христианское, мгновенным (притчевым) образом оказался с полученными у второго прохожего деньгами в городе, оказался хлеб купившим и вкусившим. Тут уже не совсем не похожее на христианское сверхъестественное действовало, славящее материальное ( "сладок” ) происхождение духовного ( "тихая радость” ). Это – образ позитивного переживания от умения дать образ принципиально недостижимому иномирию. Образ получен операцией вытеснения стыдного осознаваемого (ницшеанство стыдно в глазах большинства как аморальность) в неосознаваемое.

Милостыня. От слова милость, милосердие. Отношение в обществе к ней совсем неоднозначное. Кто-то приемлет, а кто-то относится резко отрицательно. На улицах наших городов все больше бедных и просящих милостыню. Разное движет людьми, если они выходят на улицы просить. И все же иногда надо уметь просить, если не на улице, то среди друзей и близких. Но каждый ли может? В этом весь философский вопрос жизни.

Сложная идея стихотворения для сильных духом людей, — просить и при этом сохранить самоуважение. Это связано с возможностью прощать себя и умением делиться с другими людьми, доставлять людям возможность показать на деле, что они добры. Научившись отдавать, научишся просить.

Незнакомец успокоил старика, показал, что просить не стыдно. И ушли стыд и боль, а осталась тихая радость в сердце: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подает ее, как и прежде.

(Анализ текста. Подготовка к выполнению задания 27 ЕГЭ по русскому языку).

Создать учащимся условия для закрепления знаний по алгоритму и правилам написания сочинения на основе прочитанного текста, продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку.

Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом, способности чётко, логично и аргументировано излагать своё отношение к поднимаемой проблеме.

Создать атмосферу, способствующую воспитанию в учащихся добра и милосердия по отношению к окружающим, заинтересованности в обсуждении нравственных проблем.

Презентация к уроку.

Организационный момент. Определение цели урока. Создание проблемной ситуации.

Работа над вариантами начала сочинения по прочитанному тексту.

Комментарий проблемы, поставленной в данном тексте.

Формулировка авторской позиции.

7. Формулировка аргументации собственного отношения к авторской позиции.

8. Подведение итогов урока, домашнее задание.

На сегодняшнем уроке мы продолжаем готовиться к выполнению задания 27 ЕГЭ по русскому языку. Нам предстоит работа с конкретным текстом. Какие задачи мы ставим перед собой при подготовке к написанию сочинения по прочитанному тексту?

Сейчас вы фактически озвучили алгоритм выполнения 27 задания (слайд):

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему.

Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации,

укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Начинать мы всегда должны с определения темы (слайд) и проблемы (слайд)произведения.

Прежде, чем мы познакомимся с текстом, я бы хотела, чтобы вы прониклись особой атмосферой, особым настроением и подготовились к восприятию этого произведения.

Вы прослушали старинный русский романс. (слайд) Как вам кажется, почему в зрительном ряде я поместила вместе репродукции русских и зарубежных художников вместе с современными фотографиями?

Может ли кто-нибудь из вас вспомнить, как называется такой приём в литературоведении? (Эпифора)

А как вы относитесь к нищим и подаёте ли милостыню?

(На доске записываем, сколько ребят из класса чаще подают, а сколько – нет)

Всё ли, по-вашему, логично в его словах? Можно ли, отдавая, брать? Нужно ли подавать вообще.

Вам жалко этого бедняка? А какими средствами автору удалось этого добиться?

(2-4 предложения наполнены выразительными глаголами, эпитетами. Мы видим противопоставление его прошлой жизни и нынешнего положения).

(Это лексический повтор, нужный для усиления чувств, напряжения)

Какие предложения в тексте произвели на вас наибольшее впечатление? (7, 17, 23)

Как вы думаете, кем был тот незнакомец, которого встретил нищий?

(И.С. Тургенев не говорит, кто был добрый человек: ангел или Иисус Христос, иллюзия или мысли вслух. Это решает читатель.)

Какова главная мысль их диалога?

Диалог незнакомца со стариком говорит о том, что милостыня способна сделать лучше о совершенствовании не только самого героя, но и других людей.

Их встреча была полезной для старика? Что она дала ему?

Как вы понимаете финал произведения?

( Старик понял, что не поступает плохо, что ему нечего стыдиться, что и он теперь в какой-то степени будет помогать другим людям, что и он тоже будет давать им своеобразную милостыню, позволяя совершать добрые дела)

Незнакомец ничего ему не дал, кроме одного: он убедил героя в том, что все люди равны и заслуживают любви: и нищие, и богатые. Сегодня ты богат и счастлив, а завтра сам может пойти за милостыней. Если человек ставит себя выше кого – то, он не может быть милосердным по – настоящему. Часто, чтобы стать по – настоящему милосердным, человеку нужно самому пройти через страдания, вот почему герой становится счастлив к концу стихотворения

Какова тема этого текста? ( Милостыня. Тема, как правило, отражена в заглавии произведения).

Теперь определим его идею, то есть основную мысль. (Подавая милостыню, человек творит добро.)

Какова же проблема этого произведения? О каких вопросах, мы можем говорить в рамках нашей темы?.

Можно ли говорить, что проблема этого текста однозначна?

(нет, так как милостыню подают и просят, т.е. поднимается проблема добра и милосердия, с одной стороны, и проблема стыда и гордости – с другой. Предостерегаем учеников, что работать необходимо только с одной проблемой. Останавливаемся на первой: проблема добра и милосердия) (слайд)

Какой же может быть проблема текста вообще? (слайд)

(Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, нравственная, экологическая, философская, политическая, идеологическая, социальная, международная…)

Выберите из ряда прилагательных те, которые будут уместны в нашем случае?

Свое сочинение вы должны начать с формулировки проблемы текста. Сколько способов формулировки вам известно? (слайд)

(слайд) Проблема чего? – одним словом или словосочетанием ( одиночества, милосердия, экологии, взаимоотношения отцов и детей, нравственного выбора…)

(слайд) В форме вопроса. ( Что важнее: закон или совесть? Может ли прогресс быть человечным? Нужно ли стыдиться своего несчастья. )

Как же мы можем подвести читателя к формулировке проблемы? Каким может быть вступление? (слайд)

Текст написан классиком русской литературы и посвящен теме, которая никого не может оставить равнодушной. Поэтому у нас есть, как минимум, два варианта вступления:

Об актуальности классической литературы вообще. О милостыне вообще.

О том, что её конфликты, события, герои и О том, что каждому из нас

проблемы одинаково сильно волнуют читателей приходилось видеть людей,

разных эпох. просящих милостыню и решать,

Напомните мне, пожалуйста, с помощью каких речевых оборотов можно сформулировать проблему текста?

Коснуться какой-либо проблемы.

Уделить внимание какой-либо проблеме.

Над какой-либо проблемой думать, размышлять. (слайд)

Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Поставить, поднять, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить. разрешить какую-либо проблему.

Разделитесь на две группы и за три минуты напишите примерный вариант начала сочинения, закончив работу формулировкой проблемы текста.

(Читают свои варианты )

Каким будет следующий этап нашей работы над сочинением? (слайд)

Предлагаю для начала обратимся к ключевым словам сегодняшнего урока.

(слайд) Милостыня (ст.слав. – милость) – христианская добродетель, существующая как подаяние нуждающимся пищи, одежды, крова. Это дело христианской любви – раздавать бедным, нищим часть своего достатка.

Проблема добра и милосердия

Люди, занятые своими Человек, просящий милостыню, Милостыня (ст.слав. – милость),

милосердие во все

проблемами и заботами, не только сам получает добро, времена ценилось в людях.

очень редко совершают но и даёт другому возможность Необходимо развивать в себе

благие дела. проявить его. его. Нищие помогают

нам в этом, они не должны

стыдиться своего положения.

1)Подбираем два примера-иллюстрации из прочитанного текста. Помните, что пример не равен строго одному предложению. Это одна мысль, логическая часть текста, фрагмент, состоящий из одного или нескольких предложений.

Именно они будут лежать в основе нашего комментария. Какова их главная функция? Как нам выбрать наиболее удачные? Какой цели должны служить эти комментарии?

(Они должны быть важны для понимания проблемы исходного текста)

. Условно говоря, мы должны дважды доказать, что правильно определили проблему произведения.

Проблема добра и милосердия … Докажем, что она здесь есть.

2)К каждому примеру необходимо дать пояснение. Что оно должно содержать в себе?

( Толкование примера, объяснение его значимости и важности в раскрытии указанной проблемы)

. Условно говоря, мы должны ответить на вопрос: ЗАЧЕМ ЭТА МЫСЛЬ НУЖНА АВТОРУ?

1+2 Тургеневу важно было показать, что любой может оказаться в положении нищего, он не осуждает героя, рассказывая о егодоброте в прошлой жизни, автор располагает читателя к старику, оправдывает его, вызывает наше сочувствие.

Подбираем второй аргумент, доказывая, что в тексте поднята проблема добра и милосердия, даём к нему пояснение.

(В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ 15, 17 МЫ ЧИТАЕМ О ТОМ, КАК НЕЗНАКОМЕЦ ОБЪЯСНЯЕТ СТАРИКУ ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ МИЛОСТЫНИ.

3) И последнее задание в этом этапе работы: укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

( Эти примеры, дополняя друг друга, разъясняют читателю, в чём смысл милостыни. Они говорят о необходимости быть милосердными друг к другу, учат нас не стесняться доброты и помогать другим проявлять это качество).

Следующий этап нашей работы связан с формулировкой авторской позиции по основной проблеме текста.

А где вообще в тексте автор может поместить свою позицию? (слайд)

Она может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими- либо доводами и примерами. (слайд)

Позиция автора может быть сформулирована в конце текста как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале. (слайд)

В художественном тексте позиция автора не всегда формулируется четко, она вытекает из содержания текста, так что формулировать её приходится самостоятельно. При этом нужно ответить на следующие вопросы: (слайд)

Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

Как автор оценивает конкретную описываемую ситуацию, поступки героев?

Давайте же найдем в нашем тексте самое важное с точки зрения определения авторской позиции предложение и сформулируем позицию автора.

(17! Авторская позиция заключается в том, что нищий, прося милостыню, помогает людям совершать добрые поступки.) (слайд)

Разделяете ли вы авторскую позицию? (Да)

Теперь давайте вернёмся к нашему тексту. Сформулировав позицию автора, мы должны высказать своё к ней отношение, обосновав его.

(слайд)Что мы можем использовать в качестве аргумента?

Исторические факты и события

Выводы науки, теории, гипотезы, аксиомы.

Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений

Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы

Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость,

Аргументация будет более убедительной, если аргументы иллюстрировать примерами из жизни или литературы. Их мы тоже можем использовать для доказательства в сочинении.

Давайте соберём воедино возможные варианты аргументов за авторскую позицию. (слайд)

Пословицы : От тюрьмы да от сумы не зарекайся. Пост приводит ко вратам рая, а милостыня отверзает их. И церкви не строй, а сиротство прикрой да нищету пристрой.

Дома вы должны будете написать сочинение по нашему сегодняшнему тексту.

(слайд)Обратите внимание на речевое оформление сочинения, смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения, абзацное членение, точность и выразительность речи. (слайд)Проверьте соблюдение орфографических, синтаксических, языковых и речевых норм.

(слайд)Всю нашу работу можно свести вот в такую таблицу, она поможет вам при написании сочинения.

Ну и в заключении нашего урока я бы хотела узнать, изменилось ли ваше отношение к нищим?

Несколькими словами продолжите незаконченную фразу:

Если у меня попросят милостыню, я скорее всего её _____________, потому что ______________________________________________________________________________.

Мотивационный слайд (слайд)на прощание.

Спасибо за урок, до свидания.

Если у меня попросят милостыню, я скорее всего её _____________, потому что ______________________________________________________________________________.

Если у меня попросят милостыню, я скорее всего её _____________, потому что ______________________________________________________________________________.

Если у меня попросят милостыню, я скорее всего её _____________, потому что ______________________________________________________________________________.

Если у меня попросят милостыню, я скорее всего её _____________, потому что ______________________________________________________________________________.

Если у меня попросят милостыню, я скорее всего её _____________, потому что ______________________________________________________________________________.

Если у меня попросят милостыню, я скорее всего её _____________, потому что ______________________________________________________________________________.

Если у меня попросят милостыню, я скорее всего её _____________, потому что ______________________________________________________________________________.

Если у меня попросят милостыню, я скорее всего её _____________, потому что ______________________________________________________________________________.

Если у меня попросят милостыню, я скорее всего её _____________, потому что ______________________________________________________________________________.

Если у меня попросят милостыню, я скорее всего её _____________, потому что ______________________________________________________________________________.

Если у меня попросят милостыню, я скорее всего её _____________, потому что ______________________________________________________________________________.

Читайте также: