Анализ стихотворения идут белые снеги кратко

Обновлено: 07.07.2024

Снеги-хорошо. Дает узнаваемость стиху.

Я не поклонник Евтушенко, но, уважаемый Иван, нельзя стихи разбирать, как прозу. "СнЕги" мне кажется удачной находкой, чуть ли не впервые применённой. Именно эта строка и стала названием песни, удивительно лиричной и любимой многими.
И дальше - "жить и жить бы на свете", - здесь вы совсем не по делу придрались. Это очень народный "повтор". "Шли и шли" "смотрели и смотрели" "Говорил и говорил" подчеркивает непрерывность процесса, придаёт фразе лиричность и напевность. Вы песню эту слушали? Послушайте. Я думаю - композитор Колмановский придал этому стихотворению новое звучание.
Музыка вообще придаёт порой простеньким, примитивным даже стихам другую жизнь, новое дыхание. Вспомните стихи Исаковского. Если их оторвать от музыки - кто бы их знал и читал. Но песни! Одна только "Враги сожгли родную хату" чего стоит!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Анализируемое произведение относится к философской лирике, однако в нем также ярко выражены патриотические мотивы. Написано оно в жанре элегии.

В стихотворении Е. Евтушенко две ключевые темы: жизнь и смерть; любовь к Родине. Автор показывает, что человеческая жизнь не вечна, рано или поздно душа каждого растворяется, подобно снегу. Он утверждает: Родину нужно любить больше жизни, тогда земное бытие будет иметь смысл.

Анализируемое произведение условно делится на две смысловые части: размышления лирического героя о жизни и смерти; строки посвященные России. Формальна организация – тринадцать катренов. Строки в четверостишьях объединены перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – ямб с пиррихием.

Произведение написано в 1965 году. Евгений Александрович Евтушенко находился в возрасте Христа. Уже в 33 года он четно осознал свое творческое предназначение и задумывался о многих вопросах, к которым большинство людей приходят намного позже.

Автор поднимает проблемы, связанные с судьбой человека и в частности поэта. Вечные размышления на тему жизни и смерти сменяются патриотичными высказываниями. Для героя, как литературного деятеля, важно оставаться слугой народа, освещая его настроение и актуальные события вне цензуры.

Читайте по теме:

Композиция

В основе стихотворения ямб с пиррихием в паре с перекрестной рифмой. Творение состоит из тринадцати строф без сюжетной линии.

Монолог лирического героя по смыслу делится на две части. В первой поэт рассуждает о цикличности бытия, о человеческой жизни, неминуемо заканчивающейся уходом в иной мир. Как снег, падающий с неба, тает и проникает в землю, так и судьбы людей приходят или уходят из нашего мира.

Далее Евтушенко пишет строки, посвященные чувствам к Отчизне. Он любит Родину, ее людей и неповторимую природу.

В заключительных строках поэт выражает надежду о том, что он не исчезнет в вечности. Автор верит в бессмертие России, в истории которой он сможет остаться на века.

Средства выразительности

Тропы служат для повышения образности и художественности элегии.

Читайте по теме:

Эпитеты

Олицетворение

Метафоры

Евгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины и служить русскому народу. Примером этого является стихотворение “Идут белые снеги…” , написанное в 1965 году, в котором автор подводить итог своему творчеству и выражает надежду на то, что прожил жизнь не зря.

Первая часть стихотворения посвящена рассуждениям о жизни и смерти. Евтушенко отмечает,

что ему хочется “жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя”. Поэт подчеркивает, что он не ждет бессмертья и не надеется на чудо.

Рано или поздно настанет и его черед уйти в мир иной, поэтому автора волнует мысль о том, что именно оставит он после себя.

В данном случае речь не идет о творческом наследии, так как в тот период, когда создавалось это произведение, стихи Евтушенко критиковали все, кому не лень, обвиняя поэта в лизоблюдстве. Поэтому автор заявляет, что его самым ценным достоянием является то, что он всю жизнь искренне и преданно любил Россию, ее деревянные избы, поля и леса, ее удивительных

людей, преисполненных собственной гордости и силы духа. Поэт подчеркивает, что “пусть я прожил несладко, для России я жил”.

И надеется, что его жизнь не была напрасной, а его творчество помогло родной стране стать более сильной, успешной и процветающей.

Евтушенко не ставит себя в один ряд с классиками русской литературы, однако подчеркивает, что любой поэт смертен. И участь покинуть этот мир была уготована более знаменитым литераторам, нежели он. При этом “белые снеги” замели следы людей, которые сыграли знаковую роль в русской поэзии, и автор не станет исключением из огромного списка знаковых фигур, первое место в котором он отводит Пушкину.

Сам Евтушенко не верит в бессмертие в общепринятом смысле этого слова, он не считает себя выше и лучше других, чтобы быть удостоенным такой чести. Тем не менее, автор выражает надежду на то, что “если будет Россия, значит, буду и я”. Этой фразой поэт подчеркивает, что не мыслит своего существования без страны, которая для него является не просто родиной.

Россия – это ключевой образ в гражданской лирике Евтушенко, которую автор рассматривает не только через призму исторических событий. В понятии поэта Россия является тем-то вечным и непоколебимым: люди уходят из жизни, но великая держава остается, являясь символом могущества и власти славянских народов.

Под любое явление должна быть подведена "философская база". Жизнь даётся всему живому на то, чтобы выживать (её естественный смысл) и приходится доказывать, что ты, либо лучше других (собратьев) это делаешь, либо, по крайней мере, не хуже. Главный приз при этом - продолжение жизни. А случится смерть - рефлексия её не регистрирует. Её, смерти, - не существует. Человек же, наделённый развитой рефлексией, переходящей в сознание, способен задаваться вопросом, кто я, что я в этом мире, и для него смерть (при жизни) - как "продолжение следует". Не только в потомстве, но и. более лично, пусть и не материально.

Литературное произведение - со-бытие места, времени, и творчества, суб-продукт эпохи (ибо продуктом является сам автор).

Кто и как "лепил" Евтушенко до "снегов"? Россия с 1933 по 1964 годы. Самые яркие вехи в истории страны, ставшие глобальными: победа во Второй мировой войне, полёт Гагарина в космос! Народ (в массе) всерьёз не вникал в такую абстракцию, как "коммунизм" (идеологию партии), но гордился реальной мощью родины. А противостояла нам всегда и во всём Америка! Две главные державы мира даже были из-за этого в шаге от Третьей мировой войны. Но США вызывали определённый интерес к себе. Они навязывали нам свой образ демократии, при которой, например, личность и государство были равными субъектами права: в суде возможно было дело "Джон Доу против Соединённых Штатов Америки!". У нас же, при нашей демократии, увы, в памяти ещё живы были суды-"тройки" 1937 года. В философском же осмыслении получалось вот что: американская модель демократии в логическом развитии мыслит культ личности, при котором и вселенная, со всей атрибутикой, -всего лишь ЧАСТЬ человеческого самосознания! Наша же модель (опять-таки мысля логически-последовательно) - благодаря "культу над личностью", низводит любое самоосознание до "червя". Это были полюса противоположных идеологий. И, несмотря на "железный занавес", в наших головах происходила сшибка этих контр-определений в контексте социума. Быть может, стихотворение "Идут белые снеги!" и было попыткой ответить (возможно, не только себе) на "вопрос вопросов": "Кто я, что я в этом мире?". Евтушенко в 60-ые годы прошлого века был одним из самых популярных поэтов новой волны. Его сборники стихов (стотысячными тиражами) расхватывались с книжных прилавков в считанные часы. Это благодаря и его усилиям поэзия вернулась в нашу жизнь и стала одной из культурных доминант того времени. В юности у Евтушенко, по его признанию, кумиром был Маяковский. Поэтому не удивительно, что молодой Евтушенко и в стихосложении пытался новаторствовать (использовал корневую рифму, что расширило творческие возможности поэта), и к читателю (больше - к слушателю) обращался "по-маяковски".

Вот такими были место, время и автор в момент создания стихотворения "Идут белые снеги". И в нём (в стихотворении) отразилось всё вышепоименованное. Стихотворение на тот момент (в 1965 году), казалось (и было) глубоко личным, а присутствовавшая патетика звучала очень естественно, с любовью и уважением к русским реалиям. Автор как бы вопрошал, обращаясь к СЕБЕ, а так ли это (философская составляющая произведения)? И, обращаясь уже к читателю, убеждал его (и себя заодно)- да, это так, главная ценность его и любого русского человека - Россия. С тех пор прошло много десятилетий. Но это стихотворение и сегодня (а сегодня, возможно, тем более!) актуально. (Хотя многие стихи на "злобу дня" моментально устаревают. Такие есть и у Евтушенко.)
Что касается анализа поэтического мастерства, то ключевыми строчками произведения являются первая:
"Идут белые снеги"
и последние:
"если будет Россия,
значит, буду и я".

Первая - невероятно поэтична! Это физическая картина России во времени, а не банальная картина реального момента в России: "Идёт снег. ". Остальные строчки предсказуемы и вполне в ладах с художественной логикой произведения. Опять-таки, фирменные корневые рифмы делают стихи узнаваемыми, евтушенковскими!

И всем очень нравилось вслед за нею повторять эту песенку, мило коверкая великий и могучий.

Собственно само стихотворение технически просто провальное, в том числе многочисленно выпирающей вульгарной косноязычностью, профанирующей аритмией и дисорифмией. Но вот тут-то, спасая от естественной фиксации этой провальности, внимание читателя (слушателя) переключается (клин клином вышибается) ещё более невыносимым для русского уха переносом ударения с последующим рефреном этого приёма.

И возникает эффект знАчимости и значИмости этого теста.

Всем хорошо известно, как музыка зачастую великолепно облагораживает многие сырые, и даже весьма посредственные, тексты. В этом стихотворении роль облагораживателя текста взяло на себя авторское, причём прямо таки актёрское прочтение. И надо сказать,
что выполнено оно было блистательно.

Впрочем, кто сказал, что человек в нашей стране (да и везде в мире!) не имеет право на выпендрёж?!

Дорогой Вы мой, Евгений Евтушенко!
Красивая скала Российской чести.
Вы мир познали по его оттенкам,
И мир Вас любит трепетно без лести.

Когда читаю я на Вашем сайте,
Рецензии полуслепых лягушек,
Хочу им крикнуть: ЭЙ, не обижайте!
Вам без него ведь будет только хуже.

Какое это счастье: Вас читать сегодня!
Какое это счастье: Вас читать вчера.
Ваш слог всегда был самым модным.
Не слушайте, как воздух портит детвора.

В России много есть ещё не русской боли,
Слагающих дерьмо не русским языком.
Народ России знает это горе,
Народ России не допустит ярлыков.

Салют со всех российских уст и пушек.
Наш дорогой Учитель и Отец.
А если встретите опять лягушек,
Пошлём их всех на мусорный конец.

Когда бомжи поэзии
Критикуют Отца Поэзии,
Это тоже Россия,
Без мозгов и босые.

Извиняйте, но я буду чувствовать себя предательницей Родины, если стану общаться с теми, кто верует в ее кровавое будущее. Цепочка "мысль- слово- действие" - настолько неоспоримый факт, что не понимать это могут только дети малые. Сорри.

Это в смысле, раз ты постоянно твердишь про свою гениальность, то и на самом деле становишься гениальной? :)))

А может, стишок хороший написать?

Фим, у тебя не получится, как не старайся. А вот у Евтушенко все слова сбылись- и про сапожище, и про не дай Бог, и особенно вот это:
Не был я заодно со злодеями,
ну а вдруг подкрадется смерть,
и последнее, мной содеянное,-
грязь, мерзь?

Надо же.
Действительно, не поэт - пророк :).

Да, это только подтвердило слова Давида, что всякий человек есть ложь. Да не он первый. Петр от Христа трижды отрекся за ночь. Но, представь, как он подставил тем самым многих. Помнишь, Гедеон заверял нас на снегах, что имел с ним беседу по этому поводу. Каково ему теперь тут придется? Я ему уже веду допрос с пристрастием А снеги эти покраснели, поди, от стыда.

Лариса! Как же Вы не почувствовали эмоциональную составляющую стихотворения, его настроение, музыку, то "материнское чувство", о котором говорил М. М. Пришвин:" Мастерство конечно необходимо, но при условии материнского чувства". Если оно есть, то и сквозь шорох и скрежет пробьётся поэзия души. Пусть "Идут белые снеги" - не шедевр мастерства, но задумчивая и печальная поэзия нашей снежной души в нём всё же есть.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: