Анализ стихотворения фета старые письма кратко

Обновлено: 07.07.2024

Аллитерация — это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

История создания стихотворения

Лирика А. Фета создавалась в сложное для Росси время радикальных реформ, которое затронуло все сферы жизни и потому нашли яркое отражение в искусстве. Поэт был противником смены политического курса, и в своих произведениях избегал актуальных, злободневных тем, оставаясь поэтом, который воспевает абсолютную красоту, гармонию и вечные ценности, в то время как большая часть публицистов и поэтов критиковали крепостной строй, несли революционные идеи.

За это критики называли Фета создателем пустословных, безыдейных, бессмысленных зарисовок о природе и о любви. Поэт, не обращая внимания на эти обвинения, продолжал традицию Пушкина, следовал стилю поэзии нового классицизма и воспевал чувственность и красоту во всех проявлениях.

Печальные переживания любви, душевные муки, страдания он преподносит как самые великие блага, доступные человеку.

Готовые работы на аналогичную тему

Жанр, композиция, тема стихотворения

Вторая и третья строфа посвящены развития действия. Лирический герой признается в том, что его роль в этой переписке, особенно ее финал, у него вызывают сожаление, раскаяние и стыд.

Средства выразительности

Для точного создания образов и передачи эмоций А. Фет использует такие средства выразительности, как:

Разнообразны и синтаксические средства:

Художественные особенности поэзии А. Фета можно охарактеризовать следующими положениями:

А.А. Фет создал для себя нравственный идеал и стремился к нему всю жизнь. Этим идеалом была Мария Лазич. Интимная лирика поэта наполнена чувством упования, надежды и глубоким трагизмом. Любовь – это не только трепетные воспоминания, радость, любовь несет страдания и душевные муки.

Литературный анализ стихотворения

Способ организации стихотворения: Силлабо-тоническое

Стихотворный размер: ямб;

Размер стоп: шесть, с одной безударной в каждой строфе;

Рифмовка: перекрёстная, преимущественно женская;

Основные литературные приёмы, которые использовал при создании стихотворения А. А. Фет:

10 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Старые письма

Старые письма Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Одним из поэтов изображающих реальную жизнь, в своих произведениях, без лишних красок, был Н.А.Некрасов. Большое количество его произведений показывают разницу крестьян и помещиков, открывая тем самым пороки на общее виденье.

Н.А. Некрасов родился в сложное время, эпоху перемен в политической и духовной жизни России. Середина 19 века была переломным моментом для страны. Многие его произведения имеют острую социальную направленность

Гибель великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла его современников, особенно членов литературного сообщества. Практически сразу появились многочисленные стихотворные отклики на это трагическое событие.

Осенью 1924 года поэт Сергей Есенин побывал на Кавказе. Он планировал доехать на поезде до Персии, но вынужден был остановиться в Баку и Тифлисе. Восхищенный красотой и сказками Кавказа

Что такое перемены для обычного человека? Наверное, в первую очередь мы вспомним о том, насколько сильно нам не хочется выходить из зоны собственного комфорта,

Стихотворение “Старые письма” было написано в 1859 году, когда возраст поэта уже достиг сорока лет.

История создания

Произведение посвящено Марии Лазич, с которой А.А. Фета в юности связывали нежные романтические отношения, однако он так и не вступил с ней в брак по причине бедного материального положения. Последующая смерть М. Лазич оставила в душе писателя глубокие душевные раны и чувство вины, которые остались с ним на всю жизнь.

В стихотворении “Старые письма” основной является тема несчастной любви. Поэт не может простить себе того, что отрекся от возлюбленной, тем самым обрекая себя на “вечную разлуку”. И все что осталось - это старые письма, ставшие немым укором, воспоминанием о влюбленной юности.

Читайте по теме:

Композиция

В произведении А.А. Фета используется шестистопный ямб с одной безударной стопой в каждой строке с перекрестной рифмой.

Творение поэта относится к элегии - это лирическое стихотворение, наполненное бесконечной грустью о несчастной любви.

Средства выразительности

Используемые средства выразительности помогают поэту создать необыкновенно проникновенное произведение, полное душевных страданий и мыслей об упущенном времени и любви.

Читайте по теме:

Эпитеты

Эпитет "поблекшие узоры", “душевных мук”, “дерзко оттолкнул” позволяют наиболее полно прочувствовать всю ностальгию и отчаяние писателя.

Олицетворение

Письма в произведении воссоздают образ любимого человека, слова воскрешают в душе поэта надежды и любовь, которые уже “давным-давно утрачены душой”.

Метафоры

Благодаря таким метафорам в произведении А.А. Фета, как “свидетели немые”, “узоры гонят кровь”, “жгучая слеза” читатель испытывает те же чувства скорби, страданий, пустоты и одиночества.

Впечатляет искренность стихотворения, как будто автор
действительно нашёл старые письма, всколыхнувшие те
воспоминания, которые своей силой причиняют боль.
Хотя на момент написания произведения (1859 год)
Афанасию Фету едва исполнилось сорок лет,
строчки пронизаны столь мощным сожалением и
ностальгией, что заставляют сжиматься сердце читателя.
Страдания и ностальгические воспоминания вызвали у
поэта реальные письма, написанные еще в юности.

Композиция стихотворения построена как диалог:
лирический герой обращается к найдённым письмам и к
тому образу, который скрывается за ними.
Стихотворение построено по четкому плану – небольшое
вступление, сюжет и развязка.
Читатель видит трогательную историю любви, когда юноша
страстно любил и не представлял своей жизни без
возлюбленной. Но прошли годы "стали забытыми черты" и образ
любимой постепенно начал рассеиваться в тумане.

"Черты заветные","свидетели немые"-так называет автор
то ли строки письма, то ли свои воспоминания о той,
которая их написала.
Во всём стихотворении ни разу не указывается, кто
же скрывается за "старыми письмами".
Однако слова "доверчивость, надежда и любовь",
эпитеты "задушевные","светлые, святые, молодые"
не оставляют сомнений в том, что послания эти любовные.

Темой стихотворения являются воспоминания о
минувшей любви;
память о прежних минутах молодости, счастья и любви.

Идея: муки совести и жгучее сожаление.
Поэт считает себя недостойным такой любви:
"Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза"

Эпитеты ("черты заветные", "душевных мук", "мгновенно воскресим",
"поблекшие узоры", "задушевных слов", "свидетели немые",
"сумрачной зимы", "дерзко оттолкнул", "вечную разлуку",
"жгучая слеза" и т. д.)
помогают придать определенное настроение произведениям.

Красивые метафоры и олицетворения стихотворений
("черты заветные. мгновенно воскресили", "утрачено душой",
"встречают взоры", "поблекшие узоры. гонят кровь",
"души не воскресит и голос всепрощенья",
"не смоет этих строк и жгучая слеза" и т. д.)
придают образности стихотворениям, делают их "живыми".

Стихотворение состоит из 6 строф,
размер-шестистопный ямб,
стопа двухсложная, с ударением на втором слоге.
Рифмовка смешанная:
1 строфа рифмовка отсутствут-белый стих;
вторая, третья и последняя строфа-перекрестная рифмовка

Стихотворение из цикла "Элегии и думы",написано в 1859 году.

Прошли годы, позади большая любовь, но старые письма от любимой, покрытые пылью забвения, вдруг снова в руках поэта. Они напомнили ему о прежних минутах молодости, счастья и любви.
В письмах он читает осуждение, упрёки, когда случилось расставание. Поэт, читая старые письма своей молодости, чувствует свою вину перед автором этих писем. Он расстался с любимой, за что всю жизнь об этом сожалел. Письма прочитаны, но ничего уже нельзя вернуть назад, ни сожаление и чувство вины вины, ни даже"жгучая слеза" о прошедших чувствах и невозвратной молодости.

Впечатляет искренность стихотворения, как будто автор действительно нашел старые письма, всколыхнувшие те воспоминания, которые своей силой причиняют боль. Хотя на момент написания произведения (1859 год) Афанасию Фету едва исполнилось сорок лет, строчки пронизаны столь мощным сожалением и ностальгией, что заставляют сжиматься сердце читателя.

Композиция стихотворения построена как диалог: лирический герой обращается к найденным письмам и к тому образу, который скрывается за ними. “Черты заветные”, “свидетели немые” – так

называет автор то ли строки письма, то ли свои воспоминания о той, которая их написала. Во всем стихотворении ни разу не указывается, кто же скрывается за “старыми письмами”. Однако слова “доверчивость, надежда и любовь”, эпитеты “задушевные”, “светлые, святые, молодые” не оставляют сомнений в том, что послания эти – любовные.

Стихотворение обладает четко выраженной структурой. Первая строфа – предыстория, Завязка действия. “Давно забытые, под легким слоем пыли” – эти обстоятельства указывают на то, что все чувства, когда-то владевшие лирическим героем, отгорели и угасли.

Но память о них осталась где-то в сокровенном уголке сердца, поэтому “забытые черты” сразу называются “заветными”.

Словно отдернутый занавес, письма сразу раскрывают все воспоминания и переживания, связанные с той, что их писала. “Мгновенно воскресить” можно лишь то, что подспудно жило в тайниках души.

Вторая и третья строфа – Развитие действия. Лирический герой признает, что его роль в этой переписке и ее финал вызывают у него стыд, раскаяние, сожаление. “Я вами осужден”, “горя огнем стыда”, “тот ужасный час, когда прощались мы” – все это заставляет предположить некую трагическую развязку, обстоятельства, помешавшие ответить взаимностью.

Заключительная пятая строфа несет в себе горькое разочарование, печаль, неверие в счастье. Письма, всколыхнувшие столь сильные чувства, остаются всего лишь письмами – устаревшими, неживыми. Все, что было связано с ними, невозвратимо ушло. “Души не воскресит и голос всепрощенья, не смоет строк и жгучая слеза”, – с горечью говорит лирический герой.

В последней строфе словно перечеркивается вся болезненная радость, вызванная находкой, и волнение уступает место равнодушию.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с одной безударной стопой в каждой строке, с перекрестной рифмой. Размер, как нельзя более подходящий к искреннему живому разговору: длинная строка позволяет отобразить самые тонкие оттенки чувства, а скорый ритм избавляет от возможной излишней сентиментальности.

Пронзительная лирика “Старых писем”, покоряющая правдивостью переживаний, по праву делает это произведение Афанасия Фета одним из ключевых в его творчестве.

Читайте также: