Анализ стихотворения аромат солнца бальмонта кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открытый урок внеклассного литературного чтения в 4 классе

расширить представления детей об отечественной поэзии; углубить знания о поэтической речи; дать представление о необычном поэтическом восприятии мира.

продолжать развитие художественно – речевого сознания учащихся через образование представлений на различной чувственной основе проживания своего личного опыта; развивать способности к образованию представлений в читательском воображении на основе звуковой, лексической, композиционной стороны речи; развивать умение находить способы выражения внутреннего мира через понимание образов, созданных автором.

воспитывать чувство прекрасного через познание необычного авторского взгляда на мир.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока:

1.Оформление доски наглядным материалом .

2.Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки (для музыкального сопровождения презентации).

Методические приемы технологии.

-Ребята, я также солнечно настроена на работу!

-Мы, солнечные лучи, повернулись к гостям, подарили им тепло своей улыбки.

-Повернулись и сели за парты.

Учитель показывает символ урока.

-Будем как солнце в пословицах и поговорках.

-Какие вы знаете пословицы или поговорки о солнце?

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Молодец! Учимся красиво говорить! Проведем разминку на уроке литературного чтения.

-Хором читаем пословицы. 3-4…

-Как вы понимаете смысл второй пословицы?

-Ребята, сегодня солнце вооружило вас знаками: ? !

-Продолжаем разминку. Читаем пословицу с заданной интонацией. После показываем обратную связь, используя знаки, если согласны с услышанным.

-Работаем с первой пословицей.

Сначала читают вполголоса.

-Прочитайте бодро и торжественно (!)

-Прочитайте с жалобным вздохом (.)

-Прочитайте капризно, с удивлением (?)

-Работаем со второй пословицей.

-Прочитайте беспокойно, с удивлением (?)

-Работаем с третьей пословицей.

-Прочитайте жизнерадостно, с удивлением (?)

-Прочитайте мягко, ласково, приветливо (.)

-Прочитайте дерзко и властно (!)

Учитель обобщает ответы и комментирует интонации.

-Спасибо за работу!

-Делает мир прекрасным солнце!

-Ребята, а что еще делает мир прекрасным?

-Скажите, что вы чувствуете?

Учитель проносит между рядами апельсины, лимоны, цветы, свежий хлеб .

Учитель читает стихотворение:

«Уверенна: есть запах у стихов

Фиалковый, сиреневый, медвяный,

Похищенный порой с лесной поляны

-Интересно, а солнце может обладать ароматом?

-Сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос.

-Ребята, сегодня каждый из вас должен стать таким творцом, чтобы создать кусочек этого ковра из солнечной пряжи, и через узоры ковра выразить свой внутренний мир, почувствовать весь аромат солнца.

-Выразить свой внутренний мир, а что значит?

-Это способ найти себя. Найти себя – значит открыть. Поэтому наш урок, урок – открытие.

-кратко познакомится с биографией Бальмонта;

Слово учителя о поэте.

-Бальмонт Константин Дмитриевич один из самых известных среди русских в конце 19 – начале 20 веков. Родился в 1867 году в семье образованных людей.

-Он много путешествовал и в то же время писал стихи и занимался переводами.

«Я не верю в черное начало,

Пусть праматерь нашей жизни ночь,

Только солнцу сердце отвечало

-Тема солнца в его победе над тьмой прошла через все творчество Бальмонта. Не зря его называют солнечным поэтом.

-Его поэзия связана также с культом красоты. Символы, намеки – все это нашло живой отклик в сердцах любителей поэзии начала века:

«Мы домчимся в мир чудесный,

-О личности Бальмонта.

Во всех стихотворениях он выражает свою свободу, все преступающую личность. Он безмерен!

Его мысли безумие, что может быть общего у солнца и запаха? А он утверждает, что есть у Солнца аромат!

-И в этом он выражает себя как автора, свой внутренний мир, он нашел себя в этом образе, в этом предмете.

-Поэтому эпиграфом к нашему уроку стали слова Бориса Заходера «Поэт – доподлинный поэт

-Возьмите текст стихотворения в руки.

-Слушая стихотворение, ответьте на вопросы:

-Какое настроение создает стихотворение?

-Какие чувства вызывает?

Учитель читает стихотворение.

-Таким образом, Бальмонт говорит о том, что аромат солнца чувствуют только родственные ему души.

1.Самостоятельное чтение стихотворения.

2.Работа с непонятными словами. Объяснение значения слов.

-Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса. Подчеркните непонятные, сложные для вас слова.

Слова: купава, вешний, узреть, зримый, внятный, вздор.

Учитель дополняет объяснения детей.

-Слушаем ребят, которые работали со словарем.

3.Работа с ключевыми фразами.

-Посмотрите на слайд, на нем представлены строки из стихотворения.

-Как вы понимаете смысл этих фраз?

-Соотнесите эти строки с соответствующими им определениями.

4.Художественные средства языка: метафоры, сравнения, эпитеты.

-Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении?

На слайде представлены ответы учащихся, сравниваем с предположениями.

-Какие чувства передает Константин Бальмонт этими художественными средствами?

Я подобрала строки стихотворений, в которых есть действия.

Мы с вами сейчас их воспроизведем, а творчество Константина Бальмонта нам поможет.

Смотрим на меня и повторяем движения:

«Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы.

Весною светлой, как вестник мая,

Целую ландыш, в мечту влюбленный,

И внемлет ветру лазурь немая,-

5.Особенности поэзии Константина Бальмонта.

-Чем особенно стихотворение Бальмонта? Что вы заметили? Докажите строками стихотворения.

Учитель дополняет ответы учащихся и обобщает их в слайде (если учащиеся затрудняются, то учитель произносит фразы и спрашивает, что в них особенного).

-При чтении этого стихотворения необходимо обращать внимание на эти знаки препинания, передающие восторженность чувств.

Необходимо продумать тон, темп, интонации, паузы, логические ударения.

6.Образ лирического героя.

-Кто на ваш взгляд является лирическим героем стихотворения?

Составим схему – план лирического героя. Учитель прикрепляет к доске карточку схемы, иллюстрации .

-Найдем в каждой из пяти строф слова автора, которые доказывают, что у солнца есть аромат. Дополним ими нашу схему. Эти слова станут названиями фрагментов нашего фильма. На каждую строфу свой фрагмент – словесная иллюстрация. Фрагменты предложены в разном порядке. Вам необходимо выбрать наиболее подходящий фрагмент и объяснить почему.

-На этих иллюстрациях ярко представлен образ строфы.

-Прочитайте про себя первую строфу. Представьте себе эту картину. Выберите нужные слова и первый фрагмент фильма. При выборе фрагмента проговариваем, с каким настроением мы будем читать этот отрывок.

Такая работа проводится по каждой из строф. В результате этой работы на доске создается схема лирического героя и этапы проживания героя в стихотворении в виде иллюстраций.

-Посмотрите на эти названия, и ответьте на вопрос, что главное для героя? Сделаем вывод по нашей схеме.

7. Смысл названия стихотворения. Основная тема и идея стихотворения.

-Какова основная тема стихотворения?

-Познакомившись с этим стихотворением, что вы можете сказать о личности Бальмонта, о нем как о поэте?

Оценивание чтения отдельных учащихся и работы учащихся на уроке с комментированием выставленных оценок.

Домашнее задание на выбор (дифференцированный характер):

История создания

Читайте по теме:

Поэт затрагивает тему красоты природы. Только она может понять прелесть солнца, а человек очень часто игнорирует свет самой важной звезды на нашей планете.

Композиция

5 катренов, звучащих максимально музыкально, – вот специфика стихотворения. В нём поэт выражает свою любовь к прекрасному, ведь Бальмонт всегда наслаждался природой.

Стихотворение однозначно можно назвать лирическим, потому что в нём красиво описывается природа, передаются восхищения эмоционального лирического героя.

Средства выразительности

Для раскрытия образов поэт использовал богатство тропов. В первой строке уже есть вопрос и восклицание. Они настраивают читателя на дискуссию.

Читайте по теме:

Эпитеты

Согласный хор, свежими купавами, ландышами пьяными – вот примеры эпитетов Бальмонта.

Олицетворение

Пробужденное весной – олицетворение. Бальмонт следует традициям классиков, наделяя весну качествами живого существа, некой прекрасной девушки. От этого на душе становится приятно.

Метафоры

Солнце светит звонами, смехом юных лиц – метафоры, присутствующие в стихотворном тексте.

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной,
И смолистою сосной.

Нежно-светлоткаными,
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,
Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам:
Будет вам!
Не узреть вам райских врат,
Есть у солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!

Это стихотворение способно любого читателя погрузить в атмосферу ясного весеннего дня и пробудить искреннюю любовь к жизни, яркой метафорой которой является аромат Солнца.

Константин Бальмонт

Запах Солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В Солнце звуки и мечты,
№ 4 Ароматы и цветы
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,
№ 8 Свежими купавами,
Пробужденною весной,
И смолистою сосной.

Нежно-светлоткаными,
№ 12 Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,
№ 16 Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам: —
№ 20 Будет вам!
Не узреть вам райских врат.
Есть у Солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
№ 24 Зримый птицам и цветам!

Zapakh Solntsa? Chto za vzdor!
Net, ne vzdor.
V Solntse zvuki i mechty,
Aromaty i tsvety
Vse slilis v soglasny khor,
Vse splelis v odin uzor.

Solntse pakhnet travami,
Svezhimi kupavami,
Probuzhdennoyu vesnoy,
I smolistoyu sosnoy.

Nezhno-svetlotkanymi,
Landyshami pyanymi,
Chto pobedno rastsveli
V ostrom zapakhe zemli.

Solntse svetit zvonami,
Listyami zelenymi,
Dyshit veshnim penyem ptits,
Dyshit smekhom yunykh lits.

Tak i molvi vsem sleptsam: —
Budet vam!
Ne uzret vam rayskikh vrat.
Yest u Solntsa aromat,
Sladko vnyatny tolko nam,
Zrimy ptitsam i tsvetam!

Pfgf[ Cjkywf? Xnj pf dpljh!
Ytn, yt dpljh/
D Cjkywt pderb b vtxns,
Fhjvfns b wdtns
Dct ckbkbcm d cjukfcysq [jh,
Dct cgktkbcm d jlby epjh/

Cjkywt gf[ytn nhfdfvb,
Cdt;bvb regfdfvb,
Ghj,e;ltyyj/ dtcyjq,
B cvjkbcnj/ cjcyjq/

Yt;yj-cdtnkjnrfysvb,
Kfylsifvb gmzysvb,
Xnj gj,tlyj hfcwdtkb
D jcnhjv pfgf[t ptvkb/

Cjkywt cdtnbn pdjyfvb,
Kbcnmzvb ptktysvb,
Lsibn dtiybv gtymtv gnbw,
Lsibn cvt[jv /ys[ kbw/

Nfr b vjkdb dctv cktgwfv: —
,eltn dfv!
Yt ephtnm dfv hfqcrb[ dhfn/
Tcnm e Cjkywf fhjvfn,
Ckflrj dyznysq njkmrj yfv,
Phbvsq gnbwfv b wdtnfv!

Чувственное познание реальной действительности может опираться на зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Наиболее эксплуатируемыми образами в стихотворениях Бальмонта являются образы, соотносимые со зрительным и слуховым способом познания действительности. В данном стихотворении наблюдаем и обонятельные образы. Поэт наделяет солнце способностью совершать следующие действия: солнце дышит, пахнет, светит. При этом лишь светит является действием, ассоциируемым с лексемой солнце. При помощи окказионального использования глаголов пахнет и дышит Бальмонт имеет возможность показать тесную связь солнца со всем живым. Метафорична связь данных глаголов с существительными, в семантике которых присутствует значение звука. Наблюдаем использование автором синэстетических метафор: Солнце светит звонами, | Листьями зелеными, | Дышит вешним пеньем птиц, | Дышит смехом юных лиц. Синэстетическую метафоризацию образа наблюдаем и в следующем примере: зримый птицам и цветам. Автор делает аромат видимым, чтобы подчеркнуть материальное присутствие солнца в природе.

Тот же мотив аромата солнца находим и в стихотворении “Что со мной”: Я знаю. Это – солнце ароматно | Во мне поет. Я весь в его красе. Автор стремится передать прежде всего совокупное ощущение света, запаха и звука. Повтор местоимения я в разных падежных формах является своеобразным эмоционально-экспрессивным средством, которое отражает связь поэта и солнца.

Читайте также: