Анализ стихотворения аромат солнца бальмонта кратко
Обновлено: 30.06.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Открытый урок внеклассного литературного чтения в 4 классе
расширить представления детей об отечественной поэзии; углубить знания о поэтической речи; дать представление о необычном поэтическом восприятии мира.
продолжать развитие художественно – речевого сознания учащихся через образование представлений на различной чувственной основе проживания своего личного опыта; развивать способности к образованию представлений в читательском воображении на основе звуковой, лексической, композиционной стороны речи; развивать умение находить способы выражения внутреннего мира через понимание образов, созданных автором.
воспитывать чувство прекрасного через познание необычного авторского взгляда на мир.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока:
1.Оформление доски наглядным материалом .
2.Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки (для музыкального сопровождения презентации).
Методические приемы технологии.
-Ребята, я также солнечно настроена на работу!
-Мы, солнечные лучи, повернулись к гостям, подарили им тепло своей улыбки.
-Повернулись и сели за парты.
Учитель показывает символ урока.
-Будем как солнце в пословицах и поговорках.
-Какие вы знаете пословицы или поговорки о солнце?
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Молодец! Учимся красиво говорить! Проведем разминку на уроке литературного чтения.
-Хором читаем пословицы. 3-4…
-Как вы понимаете смысл второй пословицы?
-Ребята, сегодня солнце вооружило вас знаками: ? !
-Продолжаем разминку. Читаем пословицу с заданной интонацией. После показываем обратную связь, используя знаки, если согласны с услышанным.
-Работаем с первой пословицей.
Сначала читают вполголоса.
-Прочитайте бодро и торжественно (!)
-Прочитайте с жалобным вздохом (.)
-Прочитайте капризно, с удивлением (?)
-Работаем со второй пословицей.
-Прочитайте беспокойно, с удивлением (?)
-Работаем с третьей пословицей.
-Прочитайте жизнерадостно, с удивлением (?)
-Прочитайте мягко, ласково, приветливо (.)
-Прочитайте дерзко и властно (!)
Учитель обобщает ответы и комментирует интонации.
-Спасибо за работу!
-Делает мир прекрасным солнце!
-Ребята, а что еще делает мир прекрасным?
-Скажите, что вы чувствуете?
Учитель проносит между рядами апельсины, лимоны, цветы, свежий хлеб .
Учитель читает стихотворение:
«Уверенна: есть запах у стихов
Фиалковый, сиреневый, медвяный,
Похищенный порой с лесной поляны
-Интересно, а солнце может обладать ароматом?
-Сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос.
-Ребята, сегодня каждый из вас должен стать таким творцом, чтобы создать кусочек этого ковра из солнечной пряжи, и через узоры ковра выразить свой внутренний мир, почувствовать весь аромат солнца.
-Выразить свой внутренний мир, а что значит?
-Это способ найти себя. Найти себя – значит открыть. Поэтому наш урок, урок – открытие.
-кратко познакомится с биографией Бальмонта;
Слово учителя о поэте.
-Бальмонт Константин Дмитриевич один из самых известных среди русских в конце 19 – начале 20 веков. Родился в 1867 году в семье образованных людей.
-Он много путешествовал и в то же время писал стихи и занимался переводами.
«Я не верю в черное начало,
Пусть праматерь нашей жизни ночь,
Только солнцу сердце отвечало
-Тема солнца в его победе над тьмой прошла через все творчество Бальмонта. Не зря его называют солнечным поэтом.
-Его поэзия связана также с культом красоты. Символы, намеки – все это нашло живой отклик в сердцах любителей поэзии начала века:
«Мы домчимся в мир чудесный,
-О личности Бальмонта.
Во всех стихотворениях он выражает свою свободу, все преступающую личность. Он безмерен!
Его мысли безумие, что может быть общего у солнца и запаха? А он утверждает, что есть у Солнца аромат!
-И в этом он выражает себя как автора, свой внутренний мир, он нашел себя в этом образе, в этом предмете.
-Поэтому эпиграфом к нашему уроку стали слова Бориса Заходера «Поэт – доподлинный поэт
-Возьмите текст стихотворения в руки.
-Слушая стихотворение, ответьте на вопросы:
-Какое настроение создает стихотворение?
-Какие чувства вызывает?
Учитель читает стихотворение.
-Таким образом, Бальмонт говорит о том, что аромат солнца чувствуют только родственные ему души.
1.Самостоятельное чтение стихотворения.
2.Работа с непонятными словами. Объяснение значения слов.
-Прочитайте стихотворение самостоятельно вполголоса. Подчеркните непонятные, сложные для вас слова.
Слова: купава, вешний, узреть, зримый, внятный, вздор.
Учитель дополняет объяснения детей.
-Слушаем ребят, которые работали со словарем.
3.Работа с ключевыми фразами.
-Посмотрите на слайд, на нем представлены строки из стихотворения.
-Как вы понимаете смысл этих фраз?
-Соотнесите эти строки с соответствующими им определениями.
4.Художественные средства языка: метафоры, сравнения, эпитеты.
-Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении?
На слайде представлены ответы учащихся, сравниваем с предположениями.
-Какие чувства передает Константин Бальмонт этими художественными средствами?
Я подобрала строки стихотворений, в которых есть действия.
Мы с вами сейчас их воспроизведем, а творчество Константина Бальмонта нам поможет.
Смотрим на меня и повторяем движения:
«Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный,
И внемлет ветру лазурь немая,-
5.Особенности поэзии Константина Бальмонта.
-Чем особенно стихотворение Бальмонта? Что вы заметили? Докажите строками стихотворения.
Учитель дополняет ответы учащихся и обобщает их в слайде (если учащиеся затрудняются, то учитель произносит фразы и спрашивает, что в них особенного).
-При чтении этого стихотворения необходимо обращать внимание на эти знаки препинания, передающие восторженность чувств.
Необходимо продумать тон, темп, интонации, паузы, логические ударения.
6.Образ лирического героя.
-Кто на ваш взгляд является лирическим героем стихотворения?
Составим схему – план лирического героя. Учитель прикрепляет к доске карточку схемы, иллюстрации .
-Найдем в каждой из пяти строф слова автора, которые доказывают, что у солнца есть аромат. Дополним ими нашу схему. Эти слова станут названиями фрагментов нашего фильма. На каждую строфу свой фрагмент – словесная иллюстрация. Фрагменты предложены в разном порядке. Вам необходимо выбрать наиболее подходящий фрагмент и объяснить почему.
-На этих иллюстрациях ярко представлен образ строфы.
-Прочитайте про себя первую строфу. Представьте себе эту картину. Выберите нужные слова и первый фрагмент фильма. При выборе фрагмента проговариваем, с каким настроением мы будем читать этот отрывок.
Такая работа проводится по каждой из строф. В результате этой работы на доске создается схема лирического героя и этапы проживания героя в стихотворении в виде иллюстраций.
-Посмотрите на эти названия, и ответьте на вопрос, что главное для героя? Сделаем вывод по нашей схеме.
7. Смысл названия стихотворения. Основная тема и идея стихотворения.
-Какова основная тема стихотворения?
-Познакомившись с этим стихотворением, что вы можете сказать о личности Бальмонта, о нем как о поэте?
Оценивание чтения отдельных учащихся и работы учащихся на уроке с комментированием выставленных оценок.
Домашнее задание на выбор (дифференцированный характер):
История создания
Читайте по теме:
Поэт затрагивает тему красоты природы. Только она может понять прелесть солнца, а человек очень часто игнорирует свет самой важной звезды на нашей планете.
Композиция
5 катренов, звучащих максимально музыкально, – вот специфика стихотворения. В нём поэт выражает свою любовь к прекрасному, ведь Бальмонт всегда наслаждался природой.
Стихотворение однозначно можно назвать лирическим, потому что в нём красиво описывается природа, передаются восхищения эмоционального лирического героя.
Средства выразительности
Для раскрытия образов поэт использовал богатство тропов. В первой строке уже есть вопрос и восклицание. Они настраивают читателя на дискуссию.
Читайте по теме:
Эпитеты
Согласный хор, свежими купавами, ландышами пьяными – вот примеры эпитетов Бальмонта.
Олицетворение
Пробужденное весной – олицетворение. Бальмонт следует традициям классиков, наделяя весну качествами живого существа, некой прекрасной девушки. От этого на душе становится приятно.
Метафоры
Солнце светит звонами, смехом юных лиц – метафоры, присутствующие в стихотворном тексте.
Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной,
И смолистою сосной.Нежно-светлоткаными,
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.Солнце светит звонами,
Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.Так и молви всем слепцам:
Будет вам!
Не узреть вам райских врат,
Есть у солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!
Это стихотворение способно любого читателя погрузить в атмосферу ясного весеннего дня и пробудить искреннюю любовь к жизни, яркой метафорой которой является аромат Солнца.
Запах Солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В Солнце звуки и мечты,
№ 4 Ароматы и цветы
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.
Солнце пахнет травами,
№ 8 Свежими купавами,
Пробужденною весной,
И смолистою сосной.
Нежно-светлоткаными,
№ 12 Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.
Солнце светит звонами,
№ 16 Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.
Так и молви всем слепцам: —
№ 20 Будет вам!
Не узреть вам райских врат.
Есть у Солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
№ 24 Зримый птицам и цветам!
Zapakh Solntsa? Chto za vzdor!
Net, ne vzdor.
V Solntse zvuki i mechty,
Aromaty i tsvety
Vse slilis v soglasny khor,
Vse splelis v odin uzor.
Solntse pakhnet travami,
Svezhimi kupavami,
Probuzhdennoyu vesnoy,
I smolistoyu sosnoy.
Nezhno-svetlotkanymi,
Landyshami pyanymi,
Chto pobedno rastsveli
V ostrom zapakhe zemli.
Solntse svetit zvonami,
Listyami zelenymi,
Dyshit veshnim penyem ptits,
Dyshit smekhom yunykh lits.
Tak i molvi vsem sleptsam: —
Budet vam!
Ne uzret vam rayskikh vrat.
Yest u Solntsa aromat,
Sladko vnyatny tolko nam,
Zrimy ptitsam i tsvetam!
Pfgf[ Cjkywf? Xnj pf dpljh!
Ytn, yt dpljh/
D Cjkywt pderb b vtxns,
Fhjvfns b wdtns
Dct ckbkbcm d cjukfcysq [jh,
Dct cgktkbcm d jlby epjh/
Cjkywt gf[ytn nhfdfvb,
Cdt;bvb regfdfvb,
Ghj,e;ltyyj/ dtcyjq,
B cvjkbcnj/ cjcyjq/
Yt;yj-cdtnkjnrfysvb,
Kfylsifvb gmzysvb,
Xnj gj,tlyj hfcwdtkb
D jcnhjv pfgf[t ptvkb/
Cjkywt cdtnbn pdjyfvb,
Kbcnmzvb ptktysvb,
Lsibn dtiybv gtymtv gnbw,
Lsibn cvt[jv /ys[ kbw/
Nfr b vjkdb dctv cktgwfv: —
,eltn dfv!
Yt ephtnm dfv hfqcrb[ dhfn/
Tcnm e Cjkywf fhjvfn,
Ckflrj dyznysq njkmrj yfv,
Phbvsq gnbwfv b wdtnfv!
Чувственное познание реальной действительности может опираться на зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Наиболее эксплуатируемыми образами в стихотворениях Бальмонта являются образы, соотносимые со зрительным и слуховым способом познания действительности. В данном стихотворении наблюдаем и обонятельные образы. Поэт наделяет солнце способностью совершать следующие действия: солнце дышит, пахнет, светит. При этом лишь светит является действием, ассоциируемым с лексемой солнце. При помощи окказионального использования глаголов пахнет и дышит Бальмонт имеет возможность показать тесную связь солнца со всем живым. Метафорична связь данных глаголов с существительными, в семантике которых присутствует значение звука. Наблюдаем использование автором синэстетических метафор: Солнце светит звонами, | Листьями зелеными, | Дышит вешним пеньем птиц, | Дышит смехом юных лиц. Синэстетическую метафоризацию образа наблюдаем и в следующем примере: зримый птицам и цветам. Автор делает аромат видимым, чтобы подчеркнуть материальное присутствие солнца в природе.
Тот же мотив аромата солнца находим и в стихотворении “Что со мной”: Я знаю. Это – солнце ароматно | Во мне поет. Я весь в его красе. Автор стремится передать прежде всего совокупное ощущение света, запаха и звука. Повтор местоимения я в разных падежных формах является своеобразным эмоционально-экспрессивным средством, которое отражает связь поэта и солнца.
Читайте также: