Анализ стиха разбуди меня завтра рано кратко

Обновлено: 07.07.2024

История создания

В 1917 году жизнь в России коренным образом изменилась: на смену царской власти пришла новая, советская. Новая страна, новая власть, новая идеология — всё это сильно повлияло на молодого поэта.

Жанр, направление, размер

В некоторой степени стихотворение можно назвать романтическим. Так, например, лирический герой боится проспать встречу с таинственным гостем, что придаёт некий мистический пафос повествованию. Кроме того, произведение проникнуто чувством ожидания светлого будущего, то есть пространство стихотворения можно разделить на два мира: сейчас и завтра.

Автор использует анапест для передачи торжественности и важности тех событий, которые ждут его и всю деревню в будущем. Тип рифмы — перекрёстная. Она создаёт ритм и напевность произведения.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти катренов.

  • В первом четверостишье лирический герой обращается к матери с просьбой и объясняет, почему же его необходимо разбудить да пораньше.
  • Следующие два катрена повествуют о следах и знаках, по которым герой понял, что скоро примчится желанный гость.
  • Далее лирический герой пророчит себе славу знаменитого русского поэта и обещает воспеть родное село в своих стихах.
  • В стихотворении присутствует рефрен, в котором подчёркивается начало новой эпохи. Утро для героя — это время, когда не только новый день начинается, но и новая жизнь для него и села в целом.

Образы и символы

В центре внимания в произведении находится лирический герой. Он выступает в роли глашатого преобразований в жизни. Другим не маловажным героем является дорогой гость. Этот образ можно понять, как образ новой власти, нового строя. Лирический герой с надеждой смотрит в будущее и верит в то, что оно не может не быть светлым и радужным.

В стихотворении встречается много образов-символов. Так, образ кобылицы представляет собой символ преобразований в пользу для села. Сергей Есенин считал, что крестьянский бог — коровий бог. И такие животные, как кобыла, корова являются в его лирике провозвестниками богатого мира для крестьян. Дорогой гость — символ нового мироустройства. Красный хвост кобылицы может считаться символом красного знамени советской власти.

Темы и проблемы

  • Основная тема произведения заключается в том, что людей ждёт будущее, светлое и богатое, то есть это тема счастливого будущего. Лирический герой с оптимизмом смотрит вперёд. Он верит в то, что в скоро он станет знаменитым поэтом, что в своих стихах он сможет петь гимн родному селу.
  • Кроме того, автор затрагивает проблему деревни. Рассказчик говорит, что в своих стихах будет воспевать мать, домашнюю печь, дворового петуха. То есть для него самым важным является его родной край. И именно ему будут посвящены лучшие произведения. Однако его малая родина всегда жила в бедности и пренебрежении, и ни он, ни прежняя власть не могли переломить ход безжалостной истории нищеты и невежества.
  • Также тема новой власти звучит в стихотворении. Герой много надежд возлагает на эту новую силу, которая, по его мнению, сможет помочь людям жить лучше, которая откроет и ему дорогу в лучшее будущее.
  • Кроме того, Есенин вплетает в сюжет мотив ожидания. Как и большинство его соотечественников, он живет завтрашним днем, предвкушением счастья. Этими иллюзиями люди спасались от жестокой и бедственной действительности дня сегодняшнего, где царили революция и гражданская война.

Смысл стихотворения заключается в том, что завтрашний день нам дарит что-то новое. И встречать этот день нужно как самого дорогого гостя, гостинцами которого являются свежие мысли и впечатления. Навстречу новой заре нужно вставать рано, с ощущением счастья и оптимизма. Тогда день действительно принесет положительные эмоции и важные открытия.

Основная мысль заключена в оптимистическом настрое на будущее. Лирический герой открыт всему новому, он готов меняться и менять мир вокруг. Автор призывает и читателей открыть глаза и распахнуть душу, чтобы стремиться только вперёд без сожалений и тревог. Он готов довериться вихрю революции, позволить ему очистить страну и общество от вековых предрассудков и прегрешений. Поэт уверен: если встретить этого гостя хорошо, радостно, то и он ответит взаимностью.

Средства художественной выразительности


История создания

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Разбуди меня завтра рано.

История создания – Стихотворение было написано в 1917 году и посвящено событиям Февральской революции.

Тема стихотворения – Предвкушение радостных перемен в жизни страны, связанных с революцией 1917 года.

Композиция – Композиция состоит из трёх условных частей.

Жанр – Послание.

Стихотворный размер – Трёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой, а точнее – дольник на анапестической основе.

История создания

Революция 1917 года навсегда изменила социальную и политическую жизнь в России: на смену самодержавию пришла советская власть. Зарождение новой страны с принципиально другой идеологией оказало сильное влияние на молодого поэта.

Автор не сомневается, что революция принесёт только самые радостные и светлые изменения в жизни миллионов людей, живущих в России. Тема счастливого будущего красной нитью проходит в произведении, которое словно излучает оптимизм.

Кроме того, автор затрагивает тему крестьянства и деревни, то есть своей малой родины. С детства видя нищету и тяжёлые условия, в которых вынуждены жить простые крестьяне, Есенин уповает на то, что с приходом новой власти в их жизни произойдут и перемены к лучшему.

Композиция

Во второй части герой описывает те замечательные перемены, которые принесёт с собой долгожданный гость. Символом этих перемен служит кобылица с красным хвостом. Также лирический герой уверен, что непременно приобретёт большую известность в народе.

В финальной части лирический герой воспевает не только гостя, но также мать и свою малую родину. Предвкушение счастливых перемен радуют и окрыляют его.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест (если точнее – дольник на анапестической основе) с перекрестной рифмовкой.

Произведение написано в жанре послания. В данном случае автор обращается к родной матери с просьбой, высказывает свои мысли относительно новой жизни.

Средства выразительности

История создания

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Разбуди меня завтра рано.

История создания – Стих был написан в 1917 году и посвящен событиям Февральской революции.

Тема стихотворения – Предвкушение радостных перемен в жизни страны, связанных с революцией 1917 года.

Композиция – Композиция состоит из трех условных частей.

Жанр – Обращение.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

История создания

Революция 1917 года навсегда изменила социальную и политическую жизнь в России: на смену самодержавию пришла советская власть. Зарождение новой страны с принципиально другой идеологией оказало сильное влияние на молодого поэта.

Автор не сомневается, что революция принесет только самые радостные и светлые изменения в жизни миллионов людей, живущих в России. Тема счастливого будущего красной нитью проходит в произведении, которое словно излучает оптимизм.

Кроме того, автор затрагивает тему крестьянства и деревни, то есть своей малой родины. С детства видя нищету и тяжелые условия, в которых вынуждены жить простые крестьяне, Есенин уповает на то, что с приходом новой власти в их жизнь войдут и перемены к лучшему.

Композиция

Во второй части герой описывает те замечательные перемены, которые принесет с собой долгожданный гость. Символом этих перемен служит кобылица с красным хвостом. Также лирический герой уверен, что непременно приобретет большую известность в народе.

В финальной части лирический герой воспевает не только гостя, но также мать и свою малую родину. Предвкушение счастливых перемен радуют и окрыляют его.

Произведение написано в жанре обращения. В данном случае автор обращается к родной матери. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

История создания

23 февраля 1917 года санитар Есенин должен был выехать из Царского Села в Могилев, чтобы попасть в распоряжение командира 2-го батальона свободного пехотного полка, но Сергей Александрович так и не отбыл в место назначения. В этот день в Петрограде началась забастовка рабочих… Она продолжалась несколько дней, она росла! Началась революция! 17 марта Сергея Есенина отослали в распоряжение Воинской комиссии, но у поэта не было никакого желания служить Временному правительству.

С этих пор Есенин не задерживался долго на одном месте, переезжал из города в город, деревню. Поэт боялся принудительного возвращения на военную службу, боялся террора со стороны новых властей.

В эти годы в произведениях Сергея Александровича ещё сильнее просматривается любовь к Родине, к России, которая нуждалась в этом как никогда.

Есенин себя считал дезертиром, так как хотел скрыться от Февральской революции. В произведениях более поздних лет просматриваются оттенки грусти и тоски, но это не значит, что поэт отчаялся! Есенин очень старался принять, понять новый строй, но он скучал по Патриархальной России…

Жанр, направление, размер

Да, Сергей Есенин пишет:

Сергей Александрович является поэтом-модернистом. В 1919 году он примкнет к такому течению, как имажинизм. Данное течение возникнет сразу после революционных переворотов. Основной чертой данного течения является главенство образа, образ превыше всего, превыше идеи, слово – это метафора. У Сергея Есенина будут свои правила и устои, свой взгляд на имажинизм, более глубокий.

Хоть разбираемое стихотворение и написано в 1917 году, но в нём явно присутствуют черты имажинизма. Главенство образов, метафоры… Но тема не соответствует данному направлению, имажинисты не писали произведения на политические, социальные темы. В любом случае имажинизм, как отдельное течение, ещё не появился, поэтому данное стихотворение можно считать предпосылкой данного направления.

Композиция

Образы и символы

Произведение построено на метафорах, на образах. Главными образами стихотворения являются Матушка-земля и революция.

Далее в произведении появляется второй главный образ – гость.

Гостя не приглашали, но его ждут, называют его дорогим, то есть отношение к нему положительное. Не случайно поэт упоминает дорогу – символ жизненного пути. То есть ожидаемый гость может поменять судьбу тех, кто ожидает его, повлиять на их участь.

Далее Сергей Есенин продолжает писать про изменения в жизни.

Колесо является символом перерождения и обновления, изменчивости материального мира. В стихотворении лирический герой видит след широких колес, то есть изменения грядут большие.

Рассвет – символ надежды. То есть от спешащего гостя ожидают многого, надеются, что он исправит все не удовлетворяющие устои.

Молоко – эликсир жизни, символ плодородия. Корова – это мать и кормилица, рыжая корова представляет собой жертву за общину, то есть за народ. Что это может значить? Возможно, то, что произведения, написанные поэтом на данную тему в дальнейшем будут восприниматься как частица, оставшаяся от нынешних времён, будут являться единственно верным отражением революционного периода.

Тема, проблемы, настроение

Основная идея

Трепет, тепло томящихся надежд, радостное предвкушение, другие вдохновляющие эмоции одолевали многих в то время. Сергей Есенин не был исключением.

Средства выразительности

Автор: Кристина Асаулова

Автор: Самый Зелёный · Published 06.11.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 25.08.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 16.07.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Читайте также: