Анализ стиха последний шмель бунин кратко

Обновлено: 08.07.2024

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ БУНИН.docx

Стихотворение состоит из трех строф, каждую их которых можно считать отдельной композиционной частью Первая часть знакомит нас с миром лирического героя и миром природы, представленным шмелём. эти два мира изначально разделены: человек находится в своём “жилье человечьем” ,шмель же туда только “залетает”, но мир человека всё-таки не отделяется от мира природы.

Между человеком и шмелём существует взаимопонимание, общение на равных , шмель разделяет человеческую тоску.

Во второй строфе постоянной становится тема смерти. Теперь уже автор прямо говорит о последних днях, близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни. “За окном свет и зной”, природа ещё прекрасна и пытается сохранить свою увядающую прелесть, но человек, в отличие от шмеля, понимает, что эти блаженные, безмятежные, яркие дни —последние дни перед смертью. Поэтому человек заставляет его вернуться на волю, насладиться последними прекрасными мгновениями жизни. Шмель в данном контексте помогает передать состояние героя, который воспринимает это насекомое как некий символ траура, ухода, смерти.

В третьей части стихотворения словами “Не дано тебе знать человеческой думы. ” человек подчёркивает своё превосходство над шмелём, не знающим о скоротечности жизни. Происходит окончательное разделение двух миров. Именно на эту строфу приходится кульминация стихотворения. Ощущая свою значимость, человек ещё более возвышает себя над шмелём, предсказывая ему скорое забвение. В этой строфе под судьбой шмеля подразумевается судьба всякого живого существа, в том числе и человека. Мысль о том, что его ждёт подобная участь, и тяготила человека в самом начале, поэтому гудение шмеля и казалось ему заунывным. . Таким образом подчёркивается кольцевая композиция, которая создаёт ощущение завершённости, законченности мысли.

Автором использована перекрёстная рифма, происходит чередование мужской и женской, точной и неточной. Вторая и четвёртая строки каждой строфы имеют точные рифмы (струной — со мной; поля — шмеля). Однако первая и третья строки имеют точные рифмы только в первой строфе (оплечье — человечье), в остальных же двух — неточные (думы — угрюмый). Напевность стихотворению придаёт внутренняя рифма, которая возникает между строф (со мной – зной), (ярки – жарки).

Размер стихотворения – четырехстопный анапест. Такой размер стиха настраивает на философские размышления.

Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.


Первая строфа стихотворения содержит звукопись

Нагнетание шипящих звуков [ч], [ш], свистящих [з], [с] способствует созданию звукоподражательного эффекта – звука жужжания шмеля.

благодаря аллитерации — сочетанию звуков “ч”, “ш”, “з”, “щ” — и ассонансу — сочетанию глубоких, гудящих, округлых звуков “о”, “у”, — в душе человека возникают печальные мысли и чувства.

Шмель Бунина

Образ чёрного шмеля

В образе чёрного шмеля можно разглядеть, даже без глубокого анализа, Россию и самого Бунина. В предреволюционные годы очевидно, что страна находится на гране перелома, монархия отцветает, перевалило через экватор и творчество автора строк.

Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Просматривается и одиночество поэта, который тоскует по ушедшему лету и растаявшему снегу молодости. Чёрный цвет взят недаром, это предвестник бед и если самого Бунина жесть лихолетья миновала, то Россию ждёт через несколько лет страх гражданской войны, когда брат поднимает оружие на брата.

Безмятежны и жарки последние дни.

1916 год – это последний год относительного затишья, отрезок тишины, но как и в природе после жаркого дня часто приходит гроза и Бунин это пророчествует.

Скоро будет ветер угрюмый

Находясь в меланхолическом состоянии, автор наблюдает полёт и последние мгновенья жизни шмеля, которому скоро надо навсегда уснуть. Кто такой шмель по природе – это труженик, который летает, собирая пыльцу и заботясь о потомстве. Как только он уснёт некому будет опылять растения, некому будет кормить потомство.

Делая зеркальное отражение на Россию, мы видим, что Бунин видит закат обычной жизни Руси, где скоро на смену труженикам появятся трутни и змеи. Скоро некому будет пахать, некому сеять, большинство будет стоять на площадях, требуя перемен и забывая об естественном ходе бытия.

Из последней строфы мы видим, что ветер (перемен) скоро сдует и то, что останется от шмеля, из чёрного он превратится в золотого, но уже не сможет опылять землю и помогать крестьянам получить хороший урожай. Трансформация цветов особенно актуальна, ведь в 1916 году в разгаре первая Мировая война, уже сейчас многие сёла обескровлены и то ли ещё будет.

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

Конечно, кто-то может видеть в строках только пейзажную лирику, прорисовку обычного насекомого, которому есть время летать и есть час умирать. Советуем, однако, заглянуть между строк, ибо простое никуда от нас не убежит, а найти скрытую истину стихотворения и есть задача читателя.

Жанр и средства выразительности

  • Олицетворения (ты тоскуешь, усни).
  • Метафоры (золотое оплечье).
  • Эпитеты (красная подушечка, певучая струна и т д.).

Стих приближается по социальному звучанию к прозе предреволюционных лет, но в нём ещё хорошо просматриваются лирические нотки, в частности, размышления человека о своём месте в жизни и гармонии Homo sapiens с природой . Также это лирическое стихотворение пропитано нотками одиночества, когда созерцание мира творческим человеком заменяет ему общение с себе подобными из-за отсутствия со стороны последних банального понимания.

Читаем стих

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

Галерея русских писателей полна достойных имён, известных всему миру. Одним из них является Иван Алексеевич Бунин, творчество которого посвящено разнообразным проблемам: философской, народной, любовной, гражданской. Бунин известен тем, что он первый российский писатель, поэт, получивший Нобелевскую премию. Это говорит о значимости творчества и таланте автора.


Русский поэт и писатель 20-ого века

Иван Бунин родился в бедной, но дворянской семье. Детство провёл, общаясь с детьми крестьян. Он начал писать уже в 16 лет, хотя не имел образования. Ходил четыре года в гимназию, но пережил исключение по той причине, что семья не могла платить за обучение.

Молодые годы характеризовались нестабильностью, Бунин был вынужден менять места работы, его любимая женщина ушла от него к его другу. Уже только в то время, когда ему было больше 30 лет, он встретил свою настоящую любовь, которая стала его женой. Бунин очень много путешествовал и всё время писал, в его произведениях отразились его мысли и переживания.


Общественная и политическая обстановка в 1916 году


Писать стихи Бунин начал с семи лет. Когда писатель создавал на тот момент ему было 46 лет, он уже знал о чем рассказать своему читателю, тем более он был настоящим мастером красивого слога. Тут надо отметить очень важное: Бунин дважды награждался литературной Пушкинской премией (в 1903 и 1909 году), и он был почетным членом Академии наук Санкт-Петербурга по классу изящной словесности. И, главное, Бунин в 1933 году стал лауреатом Нобелевской премии.

Смысл названия


Связь стихотворения с исторической обстановкой

Учитывая политическую и общественную обстановку, во время которой было создано стихотворение можно предположить, что шмель символизирует какие-то мировоззрения, новые мысли, которые появились в народе. Эти новые веяния окутали основную массу люда. Лирический герой спрашивает шмеля, почему он залетает в жильё к человеку. То есть, возможно, думает над тем, откуда эти новые мысли появились в народе, а главное — зачем.


Это стихотворение состоит из трех строф, в каждой из которых заключена отдельная композиционная часть. Первую можно считать введением, она сразу дает понять ход размышлений героя и определяет его сложное психологическое состояние.

Второе четверостишие наполнено яркими жизненными тонами и красками, однако они резко контрастируют с темой быстрого увядания, отчего страшно и одиноко становится человеческой душе и тем более тягостно от мысли о неожиданной и неминуемой смерти.

стих бунина последний шмель

шмель


Вторая часть стихотворения постоянно указывает на тематику смерти. Автор прямым текстом говори читателю, что остались последние дни, уходят последние мгновения. Становится понятно, что здесь имеется скрытый подтекст. Последние дни насекомого сравнимы с последними днями уходящего лета. Указание на смерть служит в качестве особенного напоминания для человека, что жизнь скоротечна и рано или поздно все заканчивается.
Автор особое внимание уделяет натуральной природе. Он показывает, что она по-прежнему прекрасна и всеми силами старается сохранить свою постепенно увядающую красоту. Поэт указывает – только человеку дано понять, что данное затишье в скором времени сменится бурей, и избежать этого не удастся. В скором времени наступит смерть для многих живых существ, а сама природа уснет на определенный временной промежуток.

Бунин указывает, что человек оградился от окружающего мира и смотрит на все происходящее через окно. В данной ситуации именно шмель является центральным звеном, связующим два отдельных мира – мира человека и мира природы.

Первые строки второй части максимально красочно и насыщенно описывают мир, в котором находится природа, ожидая своей смерти – она еще прекрасна, но уже начинает осознавать неизбежность. Автор завершает строку раковым выражением – последние дни.

Герой предлагает шмелю отдохнуть, размещая его на красной татарке. Таким образом, Бунин указывает на то, что шмелю уготована поистине царская кончина.

В стихотворении "Последний шмель" Бунин размышляет о теме смерти и одиночества, которые во многом перекликаются. Осень у автора вызывает грусть и тоску. Природа начинает терять свою полноту красок, вскоре холода, и ветер унесет остатки всего летнего настроения, а вслед за ним придет и одиночество, трагизм всего человеческого бытия. Само название поэтического текста говорит нам о уходящем лете. Шмель, олицетворяющий собой смерть, как один из символов лета, вместе с осенью и холодным ветром, будет уничтожен суровыми силами природы.

Иван Алексеевич использует такие изобразительно-выразительные средства выражения как эпитет: слово “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным; и метафора - "золотое оплечье".

Можно с уверенностью сказать, что, изучая стихотворение, мы как будто смотрим на картину, нарисованную яркими красками. В этом мы можем убедиться, обратив внимание на конструкцию поэтического текста и его многочисленные изобразительные средства. Несмотря на то, что все строфы стихотворения объединены одной темой и образным рядом, в нём можно выделить три части: первая знакомит нас с окружением человека; вторая - с темой смерти; а третья - описывает превосходство человека над шмелём, и происходит окончательное разделение двух противоправных по содержанию миров. По стихотворному размеру текст является анапестом, а ритмическая организация, также как и аллегории, метафоры и эпитеты, помогает прочувствовать богатый внутренний мир автора во всех красках.

Присуствие лирического героя чувствуется еще в первой строфе: там мы начинаем чувствовать психологическое состояние героя, намечаем ход его размышлений, появляется неясное предчувствие тревоги. Вскоре мы видим, что так называемый лирический герой тоскует. Причины грусти поэтического героя кроются в шмеле, который воспринимается в данном контексте как некий символ траура, смерти. Печальные размышления о скороспелости жизни и ее мимолетности навивают на читателя чувство тревоги.

Во второй строфе набирает силу едва уловимая антитеза, она проявляется в противопоставлении шмеля и человека. "За окном свет и зной” - лирический герой, в отличие от шмеля, осознает, что эти блаженные, безмятежные, светлые дни - последние перед смертью. В стихотворении противопоставлены два мира: жизни и смерти.

Стройность композиции стихотворения подчеркивается ее размером - она состоит их трех строф: две первые носят в себе повествовательный характер, а последняя строфа - итог чувств и раздумий лирического героя. Несмотря на пессимизм последних строк, стихотворение не оставляет впечатление безысходности, так как то, что жизнь настолько коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, более любить нашу земную жизнь, наслаждаться каждым ее мгновением.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: