Анализ сопротивления и переноса по фрейду кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сопротивление – это любая сознательная или, чаще, бессознательная установка со стороны пациента, которая противоречит целям психоаналитического лечения. Исследование душевных областей, затрагивающее интрапсихические конфликты, вызывает тревогу или депрессивные переживания. Именно эти аффекты ранее и запустили процесс вытеснения связанных с ними мыслей в бессознательное, чтобы избавиться от тяжелых для Эго или неприемлемых для Супер-Эго переживаний. Психоанализ проделывает обратную работу, что закономерно вызывает сопротивление, которое поддерживало устоявшееся годами равновесие, даже если за это равновесие приходилось расплачиваться неврозом или депрессией.

Сопротивление может проявляться в том, что пациенту ничего не приходит в голову, что можно было бы сказать, или он избегает определенных тем, или он начинает разговаривать на общие темы (в том числе о психоаналитической теории), или пациент постоянно раздражается на психоаналитика, или влюбляется в него, или постоянно опаздывает, или забывает о сессиях, или внезапно бросает психоанализ.

Такие установки пациента, по сути, являются бессознательным саботажем психоаналитическому лечению. Пациент избегает анализа чего-либо, потому что хочет спастись от какого-то болезненного или неприемлемого для него чувства.

Понятие сопротивления сыграло центральную роль в развитии психоаналитической техники. Первоначально Фрейд рассматривал сопротивление как простое противостояние авторитету психоаналитика. Когда же Фрейд понял, что сопротивление является защитой против выявления забытых (вытесненных) воспоминаний, и связанных с ними переживаний, которые и выражаются в симптомах – он придал особое значение распознаванию и интерпретации сопротивления, как основной задачи психоаналитической техники. С этого времени анализ сопротивления, включая анализ переноса, стал основным в технике психоанализа.

Формы вербального сопротивления

Иногда пациент говорит много, кажется, ничто не мешает потоку его свободных ассоциаций, но пациент описывает свою жизнь и свои чувства в общих чертах, избегает описания конкретных деталей каждой ситуации – так выражается сопротивление посредством обобщения.

Другой пациент, напротив, сосредотачивает внимание на мельчайших деталях, рассказывает, например, подробно, как он проснулся, позавтракал, сходил в туалет – так выражается сопротивление посредством излишней детализации.

Другие пациенты озабочены только описанием своих симптомов, подробным изложением истории своей болезни – такое сопротивление типично для психосоматических пациентов.

Но нередко, сопротивление принимает тонкие формы – пациент на сессиях предъявляет материал, который представляет особый интерес для психоаналитика, кажется, анализ идет полным ходом. Но выясняется, что пациент, чутко уловив, в чем заключается заинтересованность психоаналитика, все это рассказывает, для того, чтобы доставить удовольствие психоаналитику. Пациент оказывается искусным рассказчиком, подобно актеру, который играет роль, изображая другого человека. Образуется компромисс: и психоаналитик доволен, и пациенту удалось избежать тревожных переживаний, потому что он их не переживал, а изображал.

Весьма распространенной формой сопротивления в психоанализе является интеллектуализация. Эта форма сопротивления возникает в связи с тем, что психоанализ – это психотерапия, использующая интеллектуальные конструкции. Нередко к такой форме сопротивления пациента подталкивает сам психоаналитик, который мало интересуется чувствами пациента, и пытается вписать его в какую-либо категорию из учебников. Использование психоаналитиком профессиональных терминов, таких как Эдипов комплекс, сопротивление или мазохизм способствует интеллектуализированному сопротивлению. Все эти психоаналитические термины не раскрывают, а скорее скрывают от пациента, да и от самого психоаналитика, истинное положение вещей.

Распространенным сопротивлением у пациентов с тяжелой депрессией является негативная терапевтическая реакция, когда пациент оборачивает инсайты и интерпретации против себя самого, неизменно приходя к выводу, что во всем виноват он сам (см. Депрессия).

Отыгрывания

Помимо сопротивлений, которые включают в себя вербальную коммуникацию, существует группа сопротивлений, представляющих собой отыгрывание, когда пациент не рассказывает, а действует.

Отыгрывания различают на acting in (отыгрывания на сессии) и acting out (отыгрывания вне сессии).

Отыгрывания на сессии

Хрестоматийным примером отыгрывания на сессии является ситуация, когда пациентка, вместо того, чтобы сообщить психоаналитику, как она его любит – целует его; или, вместо того, чтобы сообщить психоаналитику, как она его ненавидит – дает ему пощечину.

В классическом психоанализе, в связи с концепцией абстиненции, особое внимание уделяется запрету отыгрывания на сессии. Так психоаналитик МакКиннон приводит пример: Пациент может рассказывать о грустном опыте и быть на грани слез, и тогда он прерывает себя, чтобы попросить стакан воды. В процессе он получает контроль над своими эмоциями и продолжает историю, но уже без прежнего аффекта (MacKinnon R., Michels R. & Buckley P. “The Psychiatric Interview in Clinical Practice”). Концепция абстиненции диктует необходимость довести пациента до высшей степени страдания для того, чтобы он смог пережить свои чувства на их высшей точке. В связи с этим психоаналитики, практикующие классический психоанализ не дают пациенту пить и, некоторые, даже не дают сходить в туалет. В противоположность психоаналитическому запрету на отыгрывание на сессии Якоб Морено создал новую разновидность психотерапии, названную психодрамой, на которой пациенты не рассказывают о своих переживаниях, а разыгрывают их.

Отыгрывания вне сессии

Самым страшным отыгрыванием вне сессии могло бы быть самоубийство пациента.

Проявлением отыгрывания вне сессии может быть забывание о сессиях и болезнь пациента, когда это похоже на то, как ребенок болеет, чтобы избавиться от необходимости посещать школу. Но иногда пациент может заболеть от того, что чувства, которые он не может осознать и выразить психоаналитику, спускаются на соматический уровень. Чаще всего соматизация аффекта сочетается с вторичной выгодой от болезни (легальными "прогулами" сессий).

Отыгрывания в переносе

Подобный тип отыгрывания называется переносным. В случае пациента Гринсона анализ этого эпизода привел к пересказу ранее забытого воспоминания о том, как его поймал как-то отец, когда он пародировал его речи. Отец избил его немилосердно и затем довел до слез. Этот эпизод прекратил попытки пациента имитировать своего отца и, в конце концов, послужил причиной периодических страхов.

Нередко, когда психоаналитика посещает студент, проходящий обучение в психоаналитическом институте, можно столкнуться с ситуацией, когда пациент постоянно критикует своего психоаналитика и восхищается своим супервизором. Такую констелляцию называют расщеплением переноса. Иногда, конечно, бывает наоборот, но чаще весь негатив достается именно психоаналитику, также как чаще ребенок больше любит добрую бабушку и выражает недовольство матерью, на которой лежит вся тяжесть заботы о ребенке.

Реакции переноса являются повторением прошлого – переживанием без воспоминания. В этом смысле все явления переноса являются проявлением сопротивления и, одновременно, ценнейшим источником информации для построения интерпретаций психоаналитиком и возможностью репереживания для пациента.

Существует особый вид сопротивления – сопротивление переносу, когда пациент не замечает в адрес психоаналитика значимых позитивных или негативных чувств, не интересуется его личной жизнью, не обращает внимание на особенности проведения им сессий или манеру интерпретировать. С сопротивлением переносу Фрейд боролся с помощью внушения. Отсутствие формирования переноса Фрейд считал непреодолимой проблемой для проведения психоанализа, свойственной для нарциссических и психотических пациентов. В процессе развития психоанализа Мелани Кляйн, Хайнц Кохут и Отто Кернберг на практике опровергли это мнение Фрейда. Поиски переноса стали основным занятием для психоаналитиков и психоаналитических психотерапевтов, потому что анализ переноса стал визитной карточкой психоанализа.

Перенос обычно очень ярко проявляется в случае тяжелого личностного расстройства. Но в случае лечения пациента с невротическими (легкими) нарушениями и проведении психоаналитических сессий реже трех раз в неделю (французский стандарт психоанализа), особенно когда пациент сидит лицом-к-лицу – перенос в явной форме может и не проявляться. Поэтому психоаналитическим психотерапевтам, в случае работы с невротическими пациентами, порой, приходится искать черную кошку в темной комнате. (См. подробнее Сеттинг и Психоанализ и психоаналитическая психотерапия: в чем разница?)

Существует также сопротивление переносом – хрестоматийным примером этого является случай, когда пациентка влюбляется в психоаналитика. Для нее теперь психоанализ, как лечебная процедура, теряет ценность, она убеждена, что она может быть излечена только любовью психоаналитика во всех ее проявлениях, включая сексуальные (см. Инцест в переносе).

В классическом психоанализе считалось, что психоаналитик никак не воздействует на пациента своей личностью, своей особенностью проведения сессий, способом делать интерпретации, выбором содержания интерпретаций. Считалось, что если психоаналитик соблюдает правило абстиненции, нейтральности и анонимности – то он, как выражался Фрейд, является хорошо отполированным зеркалом, отражающим пациента, и за которым не видно психоаналитика.

Современный психоанализ рассматривает сопротивление шире и обращает особое внимание на психотерапевтическое взаимодействие между пациентом и психоаналитиком, учитывая, что сопротивление проявляется не только в виде бессознательного противодействия анализу со стороны пациента, но также зависит и от стиля работы, теоретических предпочтений и личности психоаналитика. Если в классическом психоанализе психоаналитик рассматривался только как объект для переноса пациента, то в современном психоанализе появился интерсубъективный подход, рассматривающий психоаналитика как равноценного участника психотерапевтического взаимодействия.

Обученный психоаналитик никогда не сообщает о сопротивлении пациенту словами: Вы сопротивляетесь или У Вас сопротивление (ну, может, иногда, очень "продвинутым" пациентам). Задачей психоаналитика является не только обнаружить сопротивление пациента, но и объяснить пациенту его причины (т.е. сделать интерпретацию).

Перенос (трансфер) – в широком смысле — универсальное явление, наблюдаемое в отношениях между людьми и состоящее в перенесении чувств и привязанностей друг на друга; в узком смысле — процесс, характеризующийся смещением бессознательных представлений, желаний, влечений, стереотипов мышления и поведения с одного лица на другое и установлением таких отношений, когда опыт прошлого становится моделью взаимодействия в настоящем.

В психоанализе под переносом понимается, как правило, процесс воспроизведения переживаний и эмоциональных реакций, ведущий к установлению специфического типа объектных отношений, в результате которых ранее присущие пациенту чувства, фантазии, страхи и способы защиты, имевшие место в детстве и относившиеся к значимым родительским или замещающих их фигурам, перемещаются на аналитика и активизируются по мере осуществления аналитической работы.

Первоначальное представление о переносе сложилось у Фрейда до того, как он сформулировал основные психоаналитические идеи. Это представление возникло у него в процессе размышлений над клиническим случаем Анны О., о котором ему рассказал Брейер. При лечении молодой девушки Брейер столкнулся с непонятным и испугавшим его явлением: асексуальная, как ему казалось, пациентка в состоянии невменяемости изображала роды и во всеуслышание заявляла, что ждет ребенка от своего лечащего врача. Шокированный подобным поведением девушки, Брейер сделал все для того, чтобы успокоить пациентку, с которой он общался на протяжении двух лет. Но с этого момента он перестал быть ее лечащим врачом и постарался забыть о неприятном для него инциденте.

В более простой, но в не менее щепетильной ситуации оказался и Фрейд. Когда однажды его пациентка, вышедшая из гипнотического состояния, бросилась ему на шею, он был шокирован не меньше, чем Брейер. Но, в отличие от последнего, он серьезно задумался над тем необычным явлением, с которым ему пришлось столкнуться во время терапии. Он не считал себя настолько неотразимым мужчиной, чтобы ни с того ни с сего зрелая женщина бросалась ему на шею. В необычном для терапии эпизоде он усмотрел психическое явление, связанное с перенесением на него как на врача интенсивных нежных чувств пациента. Это было открытием того явления переноса, которое возникает в процессе аналитической работы.

Высказав эти соображения, Фрейд пришел к важному выводу, предопределившему дальнейшее развитие теории и практики психоанализа: нельзя обходить работу с переносом, напротив, следует сделать его важной частью анализа пациентов.

После смерти Фрейда психоаналитики стали уделять самое пристальное внимание проблеме переноса. Практически ни одно серьезное исследование не обходилось без того, чтобы ее автор в той или иной степени не касался рассмотрения данной проблемы. Имелись и публикации, специально посвященные дискуссионным вопросам, связанным с психоаналитическим пониманием переноса.

Выгода от болезни

На начальном этапе становления психоанализа Фрейд полагал, что устранение невротических симптомов автоматически ведет к излечению пациентов. Такое понимание основывалось на катартическом методе Брейера, в соответствии с которым воспоминание о патогенных сценах в гипнотическом состоянии способствует исчезновению симптомов.
Но возникновение психоанализа было связано с изменением техники лечения, отказом от гипноза и использованием метода свободных ассоциаций. В результате применения данной техники выяснилось, что в процессе выявления забытых воспоминаний у пациента и при попытках перевода их в его сознание какая-то сила не только препятствовала осуществлению этого, но и поддерживала болезненное состояние. Так в психоанализе было открыто то, что Фрейд назвал сопротивлением.
На протяжении всего курса лечения пациент оказывает упорное сопротивление аналитику. Создается впечатление, что он не хочет освобождаться от своих невротических симптомов, стремится сохранить свою болезнь как нечто ценное и драгоценное для него. По выражению Фрейда, больной оказывает сопротивление врачу в интересах своей болезни. И это действительно так. Как такое возможно? Зачем и для чего пациенту препятствовать своему излечению? Почему он мешает аналитической работе, всячески сопротивляясь усилиям аналитика, направленным на выявление причин возникновения заболевания?Что представляет его сопротивление, делающее аналитическую терапию весьма длительной по времени и нелегкой по существу? Уже говорилось о том, что в случае внутриличностного конфликта человек может попытаться спастись от него бегством в болезнь. Именно так и поступает невротик, находя для себя спасительное средство в болезни. Благодаря бегству в невроз его Я приобретает определенную выгоду от болезни. Это, так сказать, его внутренняя выгода, позволяющая ему уйти от скверны бытия и опасностей реальной жизни в свой психический мир. Но нередко к внутренней выгоде от болезни присоединяется внешнее преимущество, находящее свое отражение в реальности.
У невроза свои преимущества. Я человека мирится с неврозом, поскольку бегство в невроз оказывается спасительным средством в том случае, когда индивид не видит иных путей разрешения возникшего у него в душе конфликта. Но невроз обладает как преимуществами, так и недостатками. К последним относится то, что облегчение конфликта путем бегства в болезнь не является окончательным разрешением его. Я приходится платить высокую цену за подобный способ облегчения конфликта. В качестве компромиссного образования появляются симптомы, доставляющие человеку страдания, подчас не меньшие, чем мучения от первоначального конфликта. При этом Я оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно хотело бы избавиться от приносящих человеку страдания симптомов, а с другой — его устраивает та выгода от болезни, которую он имеет. Характерная для невроза подобная амбивалентность Я усугубляет его и без того нелегкое положение, в результате чего человек испытывает постоянное раздвоение, разрушительно сказывающееся на его психическом состоянии. По мере того как болезнь становится затяжной, она как бы срастается с человеком. Она приобретает самостоятельное существование, заключает некий союз между собой и другими сторонами психики.
К первоначальной выгоде от болезни, возникающей вместе с появлением симптомов, добавляется то, что применительно к неврозу Фрейд назвал вторичной выгодой. Эта вторичная выгода закрепляет наличие болезни, в результате чего, несмотря на все жалобы больного по поводу переносимых им страданий, он внутренне не готов расстаться со своим заболеванием и оказывает всяческое сопротивление выздоровлению.
Как первичная, так и вторичная выгода от болезни являются значительным препятствием на пути возможного излечения пациентов. Они усиливают сопротивление больных, которые, несмотря на все их сетования и жалобы по поводу переносимых ими страданий, не собираются легко расставаться с тем внутренним убежищем, куда скрылись от неразрешимых проблем жизни и конфликтов, сотрясавших их душу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с самого начала своего лечения пациенты прибегают к различным формам и видам сопротивления, сохраняющего свою действенность на всем протяжении встреч с аналитиком.
Другое дело, что в процессе проработки соответствующего материала сопротивление может менять свои формы выражения и интенсивность проявления. Пациенты пользуются выгодой от болезни. Она как бы усиливает их защитные функции, связанные с бегством от реального мира. Однако, будучи действенной, подобная выгода оказывается на самом деле сомнительной с точки зрения нормального функционирования индивида. Во всяком случае, она является такой выгодой, которая поддерживает само заболевание и в этом смысле оборачивается не чем иным, как вредом, который не только усугубляет психическое состояние больного, но и наносит урон обществу. Пользуясь выгодой от болезни, пациенты не осознают тот вред, который скрыт за преимуществами, даваемыми им болезнью. Не случайно их сопротивление против излечения не становится предметом их сознания, в результате чего они не понимают того, что оказывают различные сопротивления аналитику. Выявление всевозможного рода сопротивлений — прерогатива аналитика. Но мало выявить сопротивления пациента. Аналитику приходится прилагать значительные усилия к тому, чтобы сам пациент понял, зачем и чему он сопротивляется. И только после этого возможна совместная деятельность по преодолению оказываемых пациентом сопротивлений, что как раз и составляет одну из важных задач аналитической терапии. С точки зрения Фрейда, преодоление этих сопротивлений является существенным достижением анализа и той части работы, которая только и дает нам уверенность, что мы чегото добились в процессе лечения больного.

Виды сопротивлений

Типичные проявления сопротивлений

Выявление и проработка сопротивления

Цель аналитической работы состоит в том, чтобы распознать сопротивления пациентов, открыть их глаза на эти сопротивления и помочь им осознать их. Коль скоро сопротивления являются компромиссом между силами, стремящимися к выздоровлению и препятствующими этому процессу, то становится очевидным, что преждевременные интерпретации аналитика, относящиеся как к общей картине заболевания, так и к сопротивлению пациента, нежелательны. Как говорится, всему свое время. Поэтому прежде всего аналитик ориентируется на выявление неизвестного пациенту сопротивления. После этого следует пациенту дать время для того, чтобы он смог углубиться в свое собственное сопротивление. Совместными усилиями аналитик и пациент прорабатывают вопросы, связанные с истоками возникновения конкретного сопротивления, уходящими своими корнями в процессы вытеснения бессознательных влечений, и следствиями, вытекающими из него. Детальная проработка сопротивления пациента дает возможность сначала осознать его, понять, какие вытесненные влечения являются его питательной почвой, как, почему и каким образом вместо стремления к выздоровлению возникла противоположная тенденция. Это открывает перспективы для последующего преодоления пациентом своего сопротивления. Поскольку же в процессе аналитической работы сопротивления изменяют свою форму и интенсивность проявления, то соответствующая их проработка и окончательное их преодоление требуют длительных, кропотливых совместных усилий аналитика и пациентов. Вот почему аналитическое лечение всегда является продолжительным по времени. Причем заранее аналитик не может сказать пациенту, насколько длительным оно будет. Это зависит не столько от аналитика, сколько от самого пациента, чье сопротивление предопределяет продолжительность аналитического процесса. По выражению Фрейда, длина пути, который должен пройти анализ, и обилие материала, которое приходится на этом пути одолеть, не имеют значения в сравнении с сопротивлением, оказываемым во время работы самим больным.
Аналитическое лечение является не только длительным, но и трудоемким, требующим терпения со стороны аналитика и мужества со стороны пациента. В свое время Фрейд обратил внимание на данное обстоятельство, характерное для психоаналитической терапии и не свойственное, пожалуй, другим методам лечения.
Современные психоаналитики не только не оспаривают это положение, но и уделяют значительное внимание работе с сопротивлениями. С учетом сопротивления пациента терапевтическая задача психоанализа сводится к следующему: выявление и раскрытие сопротивления, преодоление сопротивления, уничтожение вытеснения, превращение бессознательного в сознание.
Борьба с сопротивлением заключается прежде всего в необходимости осознания его. Но так как сопротивление исходит от Я пациента, то это означает, что логические доводы аналитика адресованы именно ему. Когда сопротивление становится сознательным, тогда можно как бы посулить Я различные выгоды и награды, если оно откажется от сопротивления. Но здесь могут возникнуть непредвиденные трудности, связанные с тем, что, возможно, сопротивление пациента исходит не только от его Я. Именно такой вопрос и встал перед Фрейдом, когда он перешел от топического к структурному представлению психики человека.
Наряду с сопротивлениями Я, Фрейд выделил и другие виды сопротивлений. Это было связано с трудностями, которые обнаружились при проработке сопротивлений Я. Оказалось, что даже при отказе Я пациента от сопротивления устранение вытеснения все еще оказывалось проблематичным. Так, после устранения сопротивления Я сохраняло силу навязчивого воспроизведения, которая выступала в форме бессознательного сопротивления. Осознание этого обстоятельства привело Фрейда к пониманию того, что следует считаться с различными сопротивлениями, исходящими не только от Я, но и от других составных частей психики.
В понимании Фрейда, Я оказывается источником трех различных по своей динамике видов сопротивления. Первый вид связан с сопротивлением вытеснения, второй — с сопротивлением из перенесения, третий — с сопротивлением, исходящим из выгоды от болезни. Четвертый вид сопротивления соотносится с сопротивлением Оно, олицетворяющим собой силу навязчивого повторения, благодаря которой бессознательные прообразы оказывают соответствующее воздействие на вытесненный процесс влечения. Пятый вид сопротивления — это сопротивление Сверх-Я, обусловленное чувством вины или потребностью в наказании. Таковы, по мнению Фрейда, пять видов сопротивления, которые могут иметь различную степень интенсивности у пациента и с которыми аналитику приходится считаться в процессе своей терапевтической работы.
Разумеется, выявление всех этих видов сопротивления осложняет работу аналитика. И тем не менее направленность исследования и лечения становится предельно ясной. Уделяя особое внимание сопротивлению пациента, аналитическая терапия обретает верное направление развития, которое способствует лечению нервнобольных. Аналитическое лечение сопровождается оживлением старого конфликта вытеснения, демонстрацией пациенту того, что предпринятое им прежде решение привело к болезни, и раскрытием перед ним новых возможностей решения, определяющих путь к выздоровлению. Однако практическое осуществление аналитической терапии сталкивается со значительной трудностью, недооценка которой способна поставить в тупик начинающего аналитика. Дело в том, что в процессе аналитической работы у пациента возникает такая форма сопротивления, которая связана с проявлением особого интереса к личности врача. Речь идет о сопротивлении в качестве перенесения на врача тех мыслей и чувств, которые пациент испытывает и ощущает внутри себя.
Это с необходимостью ведет к более глубокому осмыслению феномена переноса.

Сопротивление ( немецкий : Widerstand ) в психоанализе означает все , что приходит , чтобы помешать работе лечения от доступа пациента и предотвращает его в его бессознательном .

Резюме

Определение


У Фрейда

Внешний вид концепта

Психоаналитическая техника

Анализ сопротивления

Перенос и сопротивление

Вторая тема

После Фрейда

Мелани Кляйн

Жак Лакан

Отзывы

Жак Ван Риллаер критиковал это понятие сопротивления как видимый признак репрессий. Он критиковал его использование психоаналитиками в качестве защиты.

Теория переноса (1907 год) была рассмотрена и предложена Зигмундом Фрейдом в рамках психоанализа. Феномен переноса объясняет, как старые обиды, нерешенные конфликты, травмы из прошлого портят жизнь в настоящем. Чтобы описать суть явления, можно перефразировать известную поговорку: тот, кто обжегся о горячее молоко, потом в каждом стакане с водой видит горячее молоко.

Перенос в психологии:

Что такое перенос в психологии

Понятие переноса в психологии

Под переносом в психологии понимают перенос эмоций и чувств, влечений, фантазий, установок, защитных механизмов с одного объекта (того, кому они реально адресованы) на доступный объект. Как правило, речь идет о переносе эмоций в отношении кого-то из прошлого на людей в настоящем. Речь идет как о позитивных, так и о негативных эмоциях, но чаще психологи имеют дело с переносом негатива (страх, обида, ненависть).

Как правило, в качестве образца для переноса выступают люди из детства. Специфика переноса в том, что человек не просто ищет образец среди других людей, он склонен приписывать качества образца тем людям, которые ими не наделены, и взаимодействовать с ними в рамках этих качеств.

Для подсознания не существует прошлого и настоящего. Ему интересны только готовые шаблоны. Анализ каждой новой ситуации и поиск новых моделей поведения требует больших энергетических затрат. Вот подсознание и пытается вести нас по пути меньшего сопротивления: примерить готовый шаблон поведения, модель старых отношений на взаимодействие с новыми людьми.

Перенос в психологии: примеры

Чаще всего образцом становится кто-то из родителей. И опять же пример может быть как положительным, так и отрицательным. Например, девочка из семьи алкоголика ищет мужа-алкоголика. Ребенок гиперопекающей матери в будущем ищет такую же жену.

Примеры переноса можно заметить невооруженным взглядом. Вне науки это называют злым роком, проклятием, венцом безбрачия и т.д. Например, женщина говорит, что все мужчины козлы, ей попадаются только сволочи или алкоголики, и это действительно так. Мистика? Нет, перенос. Она находит, видит и хочет видеть рядом с собой только таких мужчин.

А если перенос произошел с учетом приписывания каких-либо качеств, то ситуация выглядит еще интереснее. Два человека с переносом и без будут описывать одно и то же третье лицо по-разному. Например, с одной женщиной мужчина становится любящим мужем и отличным отцом, а для другой женщины – тиран и бестолочь.

Другой пример переноса: человек меняет одну работу за другой, но на каждом производстве ему попадается начальник-тиран. Кстати, каждый из них – копия отца-тирана. Совпадение? Нет, перенос во всей своей красе.

Что такое перенос и контрперенос в психологии

В психологии перенос рассматривают с еще одной точки зрения: как феномен в отношениях клиента и психолога. Придя на сеанс психотерапии, клиент пытается и с психологом выстроить взаимодействие по шаблону из прошлого. И это неплохо, так как специалист может противостоять этому и помочь клиенту осознать скрытые проблемы, разобраться в подсознании и прошлом.

Особенности переноса чувств в психологии на консультациях:

  1. Ошибочность суждений клиента. Он приписывает психологу те качества, которыми он на самом деле не обладает. Он приписывает качества других людей, из другой ситуации, времени и условий. Однако среди них встречается и реальное отношение клиента к психологу. Задача специалиста – отделить ложные суждения в рамках переноса от реального отношения.
  2. Амбивалентность. Перенос бывает положительным и отрицательным. Например, если клиент идеализирует образ матери, вспоминает ее как любящую, понимающую, ласковую, умную и т.д., то и психолога он воспринимает как сильного, доброго человека, которому можно довериться. Если клиент помнит свою мать как авторитарную и грубую женщину, ему всю жизнь приходилось обороняться, то и в отношении психолога он будет настроен враждебно. В некоторых случаях психотерапия становится невозможной. Нередко клиенты влюбляются в своих психологов, это пример положительного переноса. А иногда они ненавидят их и готовы убить, это пример отрицательного переноса. Так или иначе, все чувства клиента заслуживают проработки и обсуждения, но глубину обсуждения выбирает психолог в зависимости от ситуации.
  3. Подходящие условия. Психолог должен придерживаться нейтральной, беспристрастной позиции. Он не должен выдвигать оценочных суждений, прививать клиенту свою систему ценностей, делиться своими эмоциями и переживаниями. Чем нейтральнее атмосфера, тем быстрее и сильнее проявится перенос.
  4. Бессознательность. Перенос никогда не осознается клиентом. Он осознает, какие чувства испытывает, но он не понимает, что это реакции на кого-то из прошлого. Задача психолога – помочь осознать перенос.
  5. Все проблемы родом из детства. Чаще всего и проще всего перенос возникает там, где есть нерешенный конфликт из детства.

Контрперенос – это перенос психологом своих жизненных трудностей, конфликтов, травм в отношения с клиентом, если тот затрагивает болезненные темы. Контрперенос возникает в ответ на перенос клиента или сам по себе. Некоторые психологи считают, что консультирование невозможно без контрпереноса. Другие психологи уверены, что это результат непрофессионализма консультанта и показатель того, что ему самому нужно сначала разобраться в себе.

Причины контрпереноса как феномена в психологическом консультировании:

Анализ причин подтверждает, что контрпереносу подвержены начинающие, неопытные психологи. Однако вместе с ними в группу риска попадают люди в состоянии профессионального выгорания, истощения.

Вопрос о том, приемлем ли контрперенос, до сих пор остается открытым. Пока исследователи сошлись на том, что если специалист может контролировать свои реакции, внутренние конфликты не влияют на его слова и действия, не мешают объективной оценке, то можно не придавать особого значения контрпереносу. Если же внутренние переживания психолога вырываются наружу, то специалист должен отойти от работы и обратиться к коллегам со своими проблемами. То есть в нашем примере консультанту нужно обратиться за помощью.

Перенос и проекция в психологии

Проекция – более широкое понятие. Это общепсихологический механизм переноса чего-либо из внутреннего мира человека во внешний мир. Все, что нас окружает, все, что мы видим и слышим, является проекцией. Мы настолько привыкли к этому, что не замечаем. Задумывались ли вы, почему два человека видят одно и то же явление по-разному? Например, по-разному описывают чье-то выражение лица или мысли. Все дело в проекции. Мы видим мир таким, каким сами его представляем, то есть у каждого человека свое, субъективное видение мира. Вспомните, как мы примеряем на себя реакции других людей, пытаемся поставить себя на место другого человека, угадываем, что он чувствует и думает, в общем, судим по себе. Это и есть проекция.

Перенос – это частный случай проекции между двумя людьми. Проекция подразумевает взаимодействие человека с предметами, ситуациями, условиями. Перенос – взаимодействие с конкретным индивидом. Это более субъективное и эмоциональное явление. Под переносом подразумевается проекция чувств, эмоций, установок, влечений по отношению к одному человеку на другого. Психолог оценивает проекции клиента, чтобы помочь ему установить причинно-следственные связи и избавиться от травм прошлого.

Перенос в психологии: как его проработать

Иногда бывает такое, что объект переноса, сам того не подозревая, принимает правила игры. В этом случае отношения могут существовать долгое время, между партнерами не возникает диссонанса, со стороны это выглядит гармонично. Но чаще бывает так, что тот, на кого переносят какие-либо ожидания, не соответствует им. Тут-то и начинаются проблемы. Это если говорить об обычной жизни, а в психотерапии перенос всегда требует проработки и не может остаться без внимания психоаналитика. Проработка помогает человеку избавиться от прошлого, отпустить его и начать жить в настоящем.

Проработка – это преодоление внутренних барьеров личности, сопротивления, связанного с инстинктивным желанием поступать по-старому. Это совместная работа клиента и психоаналитика. Под этим подразумевается анализ реакций, чувств, действий, воспоминаний клиента. Анализу поддается каждая сфера жизни клиента, каждая ситуация, которую он ассоциирует с травмой. Психологу и клиенту предстоит реконструировать прошлое клиента. Психолог описывает словами то, что не осознавал клиент, помогает ему взглянуть на себя со стороны. Все это происходит в ходе психотерапевтических бесед. Проработка начинается после того, как клиент пройдет через инсайт (осознание, озарение).

Проработка включает в себя 5 этапов:

  1. Повтор интерпретаций, анализ трансферентных сопротивлений.
  2. Разграничение аффектов и импульсов с переживаниями и воспоминаниями.
  3. Углубленное и расширенное толкование интерпретаций. Поиск причин, опорных точек из прошлого, поведенческих реакций, которые ими обусловлены.
  4. Реконструкция прошлого при помощи помещения значимых людей и самого человека в разные периоды времени в виде живой перспективы.
  5. Изменения в реакциях и поведениях, позволяющие человеку иначе реагировать на те импульсы, которые он раньше считал опасными.

Проработка – это не только работа с интерпретациями, реконструкция прошлого, это еще и развитие личности. Оно проходит в 4 этапа:

Таким образом, суть проработки состоит в осознании и признании клиентом вытесненных причин психотравмы, реконструкции всех психических процессов с учетом этого осознания и принятия. Процесс переработки запускается психологом при помощи интерпретации травмирующих переживаний клиента. Проработка начинается в кабинете психоаналитика, но продолжается в дальнейшем самим клиентом на сознательном и бессознательном уровне.

Читайте также: