Анализ системы оценивания в школе

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Система оценивания образовательных достижений

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Оценка достижения планируемых результатов образования выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

Это налагает на меня особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности: включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); использование критериальной системы оценивания; использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания.

Особенностями системы оценки являются :

· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

· использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

При оценивании придерживаюсь следующих принципов:

1. Оценивание является постоянным процессом,

2. Оценивание может быть только критериальным.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества;

4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее
известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся

включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

6. Оценивать можно только то, чему учат.

В своей педагогической деятельности я использую 7 правил по системе оценивания предметных и метапредметных результатов:

1-ое правило . Что оцениваем? Оцениваю результаты – предметные, метапредметные. Оцениваю наиболее успешное действие, а фиксирую отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний;

2-ое правило . Кто оценивает? По возможности учитель и ученик определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка);

1. Что нужно было сделать в задаче?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью?

3-е правило . Сколько ставить отметок? За каждую учебную задачу ставлю отдельную отметку;

4-ое правило . Где накапливать отметки и оценки? Все отметки выставляю в таблицу образовательных результатов в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе решения конкретной задачи и в портфолио ученика;

5-ое правило . Когда ставим отметки? В период изучения новой темы, так как идет процесс овладения новыми умениями и знаниями, отметку выставляю только по желанию ученика а по итогам темы выставляю отметки всем ученикам. Ученик не может отказаться от отметки, но имеет право пересдать;

6-ое правило. По каким критериям оценивать? Оцениваю по трехуровневой шкале успешности: необходимый уровень, программный уровень, максимальный уровень;

7-ое правило. Как определять итоговые оценки? Итоговые оценки и отметки выставляю за каждый учебный модуль. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником уровнем возможностей, а итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:

· работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания,

мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, изделия и т.п.);

· индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;

· статистические данные , основанные на ясно выраженных показателя и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;

· результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).

Особенности системы оценивания

Объект оценивания

ЗУН, познавательные,

регулятивные результаты

личностные результаты

Персонифицированная количественная оценка

Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка

Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля

Дневники наблюдения учителя (классного
руководителя) Характеристики обучающихся

Способ (поэтапность процедуры)

Тематические контрольные работы, тестовый контроль,

диагностические работы, задания частично-поискового характера

Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера

эффективности системы оценивания

Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога

· В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

· Стартовая диагностика содержит примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ в зависимости от методики и времени их проведения, а также рекомендации по использованию системы стартовой диагностики на каждом году обучения.

· В первых классах диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению учебных предметов.

· Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ. Опираясь на требования к предметным и метапредметным результатам, разработан инструментарий оценивания предметных и метапредметных результатов на материале используемых УМК (учебников, тетрадей на печатной основе).

В системе оценки присутствуют как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений учащихся. С целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания.

Наблюдения очень полезны и при общей оценке коммуникативных навыков: слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтение (способность читать для удовольствия и для получение информации); письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, Более того, они могут одновременно выступать и в качестве обучающего средства. Например, при формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в ходе групповой работы совместно заполнить такой лист наблюдений про каждого из участников групповой работы готовить отчеты, вести дневник).

Наблюдая за работой детей, веду записи параллельно.

Например для отработки навыков устной речи предлагаю учащимся, слушая устную презентацию одноклассника, одновременно с учителем заполнять следующий лист наблюдений

Автор: Шуляк Юлия Сергеевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МОУ Евсеевская СОШ
Населённый пункт: городской округ Павловский Посад Московской области
Наименование материала: эссэ
Тема: Моя оценка школьной системе оценивания
Раздел: среднее образование

1.Анализ результатов самонаблюдения и наблюдения на уроках.

Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта

школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения образовательной

программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся.

Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного,

думающего человека. Для достижения этой цели необходимы: расширение прав ребенка и

родителей; уважение к личности ребенка; учет образовательных интересов каждого

ученика; соответствие образовательного процесса возрасту; обеспечение полноценного

психического и физического развития; охрана здоровья детей. Чтобы эти принципы не

остались чистой декларацией, они должны быть воплощены в конкретных

Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо было знать уровень их

готовности к работе по новым стандартам. Для этого использовали лист самооценки для учителей.

Диагностический этап не только выявил ряд трудностей, препятствующих эффективности

организации научно-методической помощи.

Результаты диагностики выявили основные затруднения педагогических работников на

этапе введения ФГОС основного общего образования. Это:

процесса в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС;

• отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы основного

достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

• недостаточный уровень психологической компетентности учителей - предметников;

• упрощенное понимание сущности и технологии реализации системнодеятельностного

необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;

• традиционный подход руководителей общеобразовательных учреждений к анализу урока

и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.

Для понимания уровня использования различных методов оценивания результатов

образования администрация школы посетила 30 уроков. На уроках использовались

различные подходы и методики по организации учебной деятельности, но не всех уроках

присутствовал этап оценивания деятельности обучающихся. К причинам возникновения

дефицита оценивания результатов на уроке можно отнести:

отметка не позволяет зафиксировать и положительно оценить реальные достижения

каждого конкретного обучающегося;

отметка часто малоинформативна: не дает обучающемуся и родителям точного

представления о реальных успехах;

отметка нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления

на обучающегося и родителей;

не позволяет оценить способности, обучающихся выполнять задания в реальной

Учитель - человек особенный, и если он способен учить – значит, он способен и

переучиваться, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство через

курсы повышения квалификации, семинары, самообразование. Все учителя, которые

работают в нашей школе - это люди сильные, самоотверженные, любящие свою

профессию (я не беру во внимание непосильный "бумажный труд"). А раз любящие -

значит понимающие, видящие, что современных детей нужно учить по-новому, в

соответствии со временем и уровнем их развития. И я думаю, что каждый учитель, с точки

зрения своей внутренней позиции, способен перейти к работе по-новому ФГОС, но ему

нужно помочь с психологической и методологической точки зрения.

Однозначно можно выделить некоторые уроки, на которых использовались элементы

формирующего обучения, например, учитель русского языка использовала методика

Ромашка Блума, на уроках математики были использованы оценочные листы, на уроке

физики использовалось критериальное самооценивание, на уроке биологии- карта

На всех посещенных уроках наблюдалась обратная связь: фронтальный опрос,

В ходе посещения уроков, мы приходим к выводу: большое значение в новой системе

оценки уделяется самоконтролю и самооценке- одним из важных видов учебной

деятельности, т.е. необходимо детей научить оценивать свои действия, их результаты, своё

продвижение вперёд. Способность контролировать и оценивать свои действия создаёт

мотивацию для самостоятельного совершенствования своих действий. Полная передача

оценочного компонента взрослому порождает неверие ученика в свои силы, держит его в

состоянии постоянной тревожности. Если научить детей разным способам самооценки и

самоконтроля, то возрастёт познавательная активность и как следствие качество

В данной программе есть как плюсы, так и минусы:

1. система оценки разработана недостаточно (нет единой формы);

2. на сбор информации и переработку полученных результатов уходит много личного

3. не во всех школах есть психолог.

2. Система выставления итоговых отметок.

устраивать многих, именно в ней многие видят причину несостоятельности оценочной

системы. Педагоги часто оказываются в затруднении, выставляя отметку за устный ответ

в журнал такую отметку не выставишь. Да и дети (особенно в конце четверти или

Мало того, выставляя одну и ту же отметку разным детям, учитель далеко не всегда может

неудачно ответил, что-то не выполнил и пр.

Родители тоже не остаются в стороне, поскольку им часто не понятно, почему

успеваемость сына или дочери улучшилась. Или они просто не согласны с оценкой.

Поэтому сегодня идея безотметочного обсуждается все чаще. Мало того, первые

законодательно. Однако до сих пор даже у учителей, работающих с первоклассниками, нет

четкого понимания, как обойтись без отметок. Вот и придумывают вместо баллов все, что

угодно: картинки и печати, ленточки и ордена и т.д. – все, подскажет воображение

3.Возможные направления развития системы оценивания в нашей школе.

главной целью которой будет:

формирование целостной гибкой развивающей образовательной среды как пространства

На текущий момент ЕГЭ – очень хорошо организованная процедура, в которой у участников практически нет возможности отклониться от действующих регламентов. Именно поэтому результаты ЕГЭ могут быть ориентиром в объективной оценке уровня подготовки обучающихся.

Однако нельзя сводить вопрос объективной оценки только к ЕГЭ. Кроме подготовки выпускников надо уметь оценить и подготовку обучающихся в других классах, чтобы успеть вовремя, принять необходимые меры в случае возникновения проблем.

2. Объективное оценивание

Элементом внутришкольной системы оценки качества образования, может стать серия оценочных процедур, целью которых является получение объективной информации о качестве подготовки обучающихся. В этом случае гарантией объективности результатов должно являться намерение педагогического коллектива (или хотя бы администрации) получить объективные результаты. При проведении таких процедур должны быть устранены все факторы, способные снизить объективность результатов – конфликт интересов, возможность преждевременного раскрытия заданий, использование некачественных заданий, не отражающих реальные требования к уровню подготовки обучающихся, и т.п.

Вместе с тем, очень важно, чтобы весь педагогический коллектив понимал необходимость объективной оценки результатов обучения, а для этого, в свою очередь, важно устранить все возможные опасения педагогов в том, что объективная оценка приведет к наказанию.

Главное достоинство такого подхода состоит в том, что он позволяет проанализировать реальное положение дел и принять управленческие решения, направленные на устранение проблем – помощь обучающимся с низкими результатами, консультации в педагогическом объединении, в некоторых случаях – оказание профессиональной поддержки педагогу-предметнику со стороны более опытных коллег и т.п.

Таким образом, для формирования позитивного климата в отношении объективности оценивания в школе необходимо, чтобы система проведения оценочных процедур и использования их результатов, выстраивалась на основе обоснованных и понятных педагогам целей. А управленческие воздействия были сосредоточены на соответствии отметок реальным достижениям учеников и поиске возможных путей повышения образовательных результатов школьников.

3. Дефициты системы оценивания

Хотя у пятибалльной отметки есть свои недостатки, и она давно превратилась в четырёх балльную, мы считаем, что её необъективность связана не только с самой системой, но и с процедурой оценивания.

В практике педагоги традиционно ориентированы на фиксацию недостатков.

Часто учителя, проверяя работы, слушая ответы учащихся, автоматически исправляют сделанные ошибки и выставляют отметки.

Данная отметка чаще всего является мало информативной как для учителя, так и для ученика, так как, не используя критерии оценки и не предоставляя эффективной обратнойсвязи ученику, не корректируя свои дальнейшие шаги, учитель не имеет возможности влиять на качество отметки.

Споры о том, полезны отметки или вредны, идут не первый год и даже не первое десятилетие. А можно ли все-таки извлечь из отметок их пользу и сделать оценивание фактором успеха? Мы уверены, что ДА!

4. Виды оценивания. Функции оценивания

Внутришкольное оценивание можно разделять на три группы, у каждой из которых свои функции.

Стартовое оценивание используется для диагностики уровня подготовки обучающихся перед изучением какой-либо темы или при переходе с одного уровня образования на другой.

Вид оценивания

Функция

Диагностическая / Корректирующая / Мотивирующая

Итоговое оценивание проводится в конце изучения тематического раздела (или в конце учебного года) и обобщает степень достижения целей, определенных при изучении раздела. Для него могут использоваться контрольные работы, в том числе собранные из заданий открытых банков ЕГЭ, ОГЭ и ВПР.

Итоговое оценивание сопровождается выставлением отметки. Этот вид оценивания привлекает особое внимание обучающихся и их родителей, потому что результаты итогового оценивания всегда указываются в журнале и учитываются при выставлении четвертных (семестровых) и годовых отметок.

Однако итоговая отметка не является инструментом для коррекции образовательного процесса ни со стороны учеников, ни и со стороны учителя. Не стоит ждать окончания учебного периода, чтобы узнать, каковы образовательные результаты школьников. Для их корректировки не поможет выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе или диктанте. Это не означает, что работу над ошибками не нужно выполнять, но выявлять проблемы подготовки учеников необходимо на более ранних этапах обучения.

Для реализации диагностической, корректирующей и мотивирующей функций используется формирующее оценивание, которое предоставляет учителю информацию для планирования и дифференциации обучения, а ученику – для улучшения своих результатов.

5. Оценивание и контроль

Контроль и оценивание – процессы, отличающиеся, в первую очередь своей направленностью.

Если оценивание направлено на выявление имеющегося уровня образовательных результатов (кадровых условий, удовлетворенности родителей и т.д.), то контроль нацелен на выявление соблюдения обязательных требований. Из этого следуют и другие отличия, приведенные в таблице.

Линия сравнения

Оценивание

Проверка выполнения обязательных (минимальных) требований

Выявление существующего уровня

Возможность уровневой градации результатов

Учет индивидуальных особенностей учеников (учителей, школ и т.д.)

Критерии задаются нормативно

Согласование критериев с другими учителями или учениками

Представление результата

Установление соответствия / несоответствия требованиям

Результат процесса

Установление степени соответствия образовательным целям, выявление характера динамики результатов

Развернутая обратная связь

обычно не могут быть сформулированы

Пути изменения ситуации по описанию результатов

могут быть сформулированы

1. Тематическое планирование

Изучение материала желательно организовать крупными блоками на основе выделения нескольких узловых вопросов темы.

В тематическом планировании должно быть выделено время для урока подготовки к проверочной работе (н-р: зачёту), на урок контроля,его рефлексивный анализ и резервное время на доработку материала темы по результатам.

2. Составление списка планируемых результатов обучения

  • Списки планируемых результатов обучения определяются учителем по каждой теме курса (или иному значимому этапу в обучении).
  • На основе тематических результатов обучения составляются требования к текущему усвоению материала.
  • В списках планируемых результатов обучения следует выделять требования и задания базового, опорного уровня (обязательные результаты) и дополнительные требования с соответствующими им заданиями повышенной сложности.
  • Составленные списки обязательных результатов обучения должны быть достаточно полны (содержать различные типы и формы заданий) и вместе с тем – реалистичны.

Составленные списки планируемых результатов обучения должны быть обязательно известны и доступны детям с самого начала работы над темой

Динамика достижения планируемых результатов отслеживается через

- Стартовую диагностику, промежуточную аттестацию и итоговый контроль.

3. Ознакомление учащихся с условиями контроля:

1. Список обязательных заданий известен всем заранее (вывешивается в классе).

2. Проверка усвоения учебного материала проводится в разных формах, например, с помощью тематических зачетов. Тематические зачеты проводятся в основном в письменной форме, но могут быть и устными.

3. Каждый ученик вправе самостоятельно установить устраивающий его/ее уровень усвоения данной темы: обязательный или повышенный.

4. Ученику должна быть известна система текущего, промежуточного и итогового оценивания.

(Если учитель предпочитает работать без текущих отметок или по какой-либо иной системе оценивания, ему следует кратко описать ее особенности и правила выставления итоговых отметок.)

Критерии оценки достижений при формирующем оценивании

Формирующее оценивание предполагает, что ученики принимают и понимают разработанные критерии оценки, в идеальной ситуации обучающиеся участвуют в разработке критериев.

Использование критериев позволяет и учителю, и ученику определить

  • в чём недостатки конкретной работы,
  • чего не достает для достижения планируемого образовательного результата,
  • какой балл будет выставлен за выполнение работы (при выставлении отметки).

Само по себе наличие критериев не гарантирует достижение этих целей. В качестве примера рассмотрим критерии оценки работы с контурной картой.

Отметка за правильно оформленную работу может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации.

Задания на работу с контурными картами направлены на приобретение сложного умения, поэтому проводить оценку следует по нескольким основаниям. В англоязычной и переводной литературе в этом случае принято говорить о разработке рубрик.
Для того, чтобы показать, как критерии связаны с целями работы с контурными картами и результатом работы с картами, который необходимо получить, можно рассматривать несколько аспектов, например:

  • На карту нанесены все объекты, соответствующие заданию;
  • Нанесенные объекты правильно расположены на карте;
  • Объекты, названия которых не поместились на карте, обозначены цифрами, и их названия подписаны в условных знаках;
  • В легенде карты дана расшифровка всех цветовых обозначений, штриховки, условных знаков;
  • Все надписи сделаны четко;
  • На контурную карту не нанесено лишней информации.

Убедившись, что смысл всех требований обучающимся понятен, можно совместно с ними определить уровень, который необходим для выставления той или иной отметки по каждому из аспектов оценки.

Если одним из критериев выставления отметки является прилежание, понимаемое как учебная активность, направленная на решение задачи, поиск ответа, поиск путей выполнения задания, то эта позиция тоже должна быть отражена в критериях и известна обучающимся.

4. Использование методов формирующего оценивания

Проведение промежуточных проверочных работ в ходе изучения темы (на уроке или серии уроков, от 5 до 20 минут). Проверочные работы показывают уровень достижений учащихся относительно поставленных целей и задач, и, соответственно, указывают на наличие проблем.
Несмотря на обобщение данных, полученных в ходе промежуточных проверочных работ, результаты оценивания учитель индивидуализирует.


Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, вы­ставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оце­нивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандар­ты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001).

Оценивание– категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на си­стематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем об­учении.

Целью оценивания обучения, напротив, является суммирование того, что изучил ученик на дан­ный конкретный момент. По существу, оно не направлено напрямую на вклад в будущее обучение, хотя тестирование, имеющее важнейшее значение, может оказать и негативное влияние на процесс обучения (Assessment Reform Group, 2002). При оценивании обучения заключение делается после соотношения достижений ученика с установленными нормами или уровнями, достигнутыми груп­пой учеников, например, одного возраста.

В условиях внедрения в школу нового стандарта начального образования происходит принципиальное изменение системы оценивания результатов обучения младших школьников. Вводится критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.

Система оценки – это сложный и многофункциональный механизм, который включает и учителей, и учащихся, и их родителей в особую деятельность. Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача преподавателя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее.

Критериальная система оценивания дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения. На уроке учащиеся включены в творческий процесс, в коллективную работу. Каждый урок-это живой диалог, обсуждение. Учащиеся приучаются вырабатывать совместно с учителем критерии оценки той или иной работы. Все это формирует положительную мотивацию учения.

Для чего же нужно внедрять критериальное оценивание на занятиях? Учителя используют критериальное оценивание для того, чтобы: стимулировать ответственность учащихся за свои результаты; помогать учиться на своих ошибках; помогать понять, что не получается и в какой степени; помогать осознать, что важно и необходимо освоить; определять наличие тех или иных умений; фиксировать неудачи, но не наказывать за них; оценивать продвижение учащихся относительно самих себя; мотивировать учащихся на достижение успеха.

В условиях критериального оценивания, учителя стараются организовать учебный процесс так, чтобы у учащихся формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т. е. самооценка.

Оценивания работу учащегося учителя используют совместно выработанные критерии оценивания. Результаты по каждому критерию выносятся на шкалу с делениями: очень высокий уровень, высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Кроме этого работы учащихся оцениваются следующими видами оценочных суждений: хорошо знает и может применить на практике полученное знание; знает; сомневается; не знает; не выявлено.

В своей работе на уроке с учащимися учителя используют задания, где они отмечают свои результаты, в соответствии с критериями.

Учащиеся и учитель находятся в творческом поиске. Что-то получается, что не удается. Учебная деятельность поможет учащимся в овладении знаниями, и они с радостью будут идти к нам в школу!

Важным звеном на уроке является контроль знаний и умений учащихся. Эффективность учебной работы существенно зависит от того, как организован и на что нацелен контроль. Поэтому все учителя уделяют особое внимание способам организации контроля и его содержанию.

В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих уроках современную технологию оценивания учащихся: критериальную.

Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно, таковыми являются рубрикаторы. Оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль "судьи" при выставлении оценок.

Система оценивания дает возможность определять, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. Критериальная система оценивания совершенно прозрачна в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся. Она также является средством диагностики проблем обучения, предусматривая и обеспечивая постоянный контакт между учителем, учеником и родителями.

Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) даем четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю - это определение степени приближения учащегося к данной цели. При критериальном оценивании, мы обращаем большое внимание на то, что оценивание проводится за каждое задание. Каждое задание оценивается по сумме баллов за каждый правильно выполненный проверяемый элемент.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда учащиеся получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учащимися лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. В критериальном оценивании описаны уровни достижений, соответствующие каждому баллу. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность.

Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом. Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания. С каждым разом они стараются лучше готовиться к констатирующим работам, учатся работать с дескрипторами. Через анкетирование ребят, учителя отметили следующие отзывы: можешь сам себя оценивать, оцениваешь уровень своих знаний, понимаешь, на что ты способен и как усвоил основной материал.

При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний учащихся. На наш взгляд, критериальная система оценивания в будущем, исключит неудовлетворительные оценки.

Ученики знают, что критериальная система оценивания включает в себя формативное оценивание (текущие отметки) и констатирующее оценивание (по завершению разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть и год).

Формативное оценивание предназначено для определения уровня освоения знаний, навыков в процессе повседневной работы в классе или дома. Оно осуществляется в различных формах и позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения констатирующей работы. Формативные отметки не учитываются при выставлении отметок за констатирующие работы и итоговых отметок за четверть.

Констатирующее оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной темы. Констатирующее оценивание проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, контрольные работы).

Констатирующая отметка выставляется по критериям. Критерии оценивания доступны для ознакомления всех участников учебного процесса: учащихся, учителя, родителей.

Каждый из нас знает, как трудно сохранить познавательный интерес ребёнка, развить в нём желание учиться, трудиться. Становясь партнерами в процессе обучения, ученик и учитель вместе решают проблемы.

Исследование, о котором упоминалось выше, показало, что совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти обманчиво простых на первый взгляд ключевых факторов:

1. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками.

2. Активное участие учеников в собственном обучении.

3. Изменение преподавания с учетом результатов оценивания.

4. Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что в свою очередь решающим образом влияет на обучение.

5. Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить свое обучение.

1. Alexander, R. (2001) Culture and pedagogy [Культура и педагогика]. - Wiley-Blackwell.

2. Assessment Reform Group (2002a). Assessment for Learning:10 Principles [Оценивание для обуче­ния: 10 принципов]. - University of Cambridge Faculty of Education

3. Assessment Reform Group (2002b). Testing, Motivation and Learning [Тестирование, мотивация и обучение]. - University of Cambridge Faculty of Education.

Основные термины (генерируются автоматически): критериальное оценивание, учитель, критериальная система оценивания, учащийся, констатирующее оценивание, оценивание, работа, ученик, высокий уровень, учебный процесс.

Похожие статьи

Критериальное оценивание — лучшая модель оценивания.

Критериальное оценивание на уроках музыки. Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях профессионального образования. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза.

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале.

Критериальная оценка учебных достижений. Авторы: Журавлева Людмила Александровна, Ковтюх Ирина Владимировна, Пышнограев Сергей Викторович.

В силу специфики работы, учитель в основном будет проводить оценивание на уровне класса.

Критериальное оценивание— это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном.

Устранятся субъективизм учителя при оценивании знаний.

Основные термины (генерируются автоматически): тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс.

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях.

критериальное оценивание, система оценивания, учебный процесс, критериальная система оценивания, оценивание, учащийся, учебное заведение страны, пятибалльная система, качественный результат.

Использование сервиса Let's test для организации формирующего.

Оценивание может быть только критериальным.

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно.

Значимость формативного оценивания в школе

Суммативное оценивание — это оценивание, которое определяет уровень

Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся

Основные термины (генерируются автоматически): оценивание, ученик, оценка, система оценивания.

Кpитepиaльнoe oцeнивaниe — нoвыe кaчeствa в систeмe.

Существуют методические рекомендации по использованию системы критериального оценивания учебных достижений учащихся всех уровней, разработанные Национальной академиейобразования им. И. Алтынсаринапри МОН РК.

Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных.

Проблема оценки и оценочной деятельности — одна из актуальных проблем в педагогической теории и практике. Существующая сегодня система оценивания была нацелена на результат усвоения знаний, а не на процесс их усвоения.

Критериальное оценивание — лучшая модель оценивания.

Критериальное оценивание на уроках музыки. Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях профессионального образования. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза.

Критериальная оценка учебных достижений | Статья в журнале.

Критериальная оценка учебных достижений. Авторы: Журавлева Людмила Александровна, Ковтюх Ирина Владимировна, Пышнограев Сергей Викторович.

В силу специфики работы, учитель в основном будет проводить оценивание на уровне класса.

Критериальное оценивание— это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном.

Устранятся субъективизм учителя при оценивании знаний.

Основные термины (генерируются автоматически): тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс.

Проблемы оценивания знаний учащихся в учебных заведениях.

критериальное оценивание, система оценивания, учебный процесс, критериальная система оценивания, оценивание, учащийся, учебное заведение страны, пятибалльная система, качественный результат.

Использование сервиса Let's test для организации формирующего.

Оценивание может быть только критериальным.

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно.

Значимость формативного оценивания в школе

Суммативное оценивание — это оценивание, которое определяет уровень

Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся

Основные термины (генерируются автоматически): оценивание, ученик, оценка, система оценивания.

Кpитepиaльнoe oцeнивaниe — нoвыe кaчeствa в систeмe.

Существуют методические рекомендации по использованию системы критериального оценивания учебных достижений учащихся всех уровней, разработанные Национальной академиейобразования им. И. Алтынсаринапри МОН РК.

Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных.

Проблема оценки и оценочной деятельности — одна из актуальных проблем в педагогической теории и практике. Существующая сегодня система оценивания была нацелена на результат усвоения знаний, а не на процесс их усвоения.

Читайте также: