Анализ школьных учебников по химии

Обновлено: 04.07.2024

По какой программе создан учебник (базового уровня, углублённого обучения, для гуманитарных классов).

Кто является авторами данной программы?

Кто является авторами анализируемого учебника?

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Каков общий объём учебника?

Количество страниц: 176 стр

Отметьте элементы оформления учебника и их наличие (переплёт, красочность, наличие рисунков, схем, таблиц и т. п.).

II. Характеристика текстов учебника

Определите виды текстов, используемых в учебнике.

Теоретико-познавательные, научно-популярные, пояснительные, научно-практические тексты

Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально – практические тексты.

Теоретико-познавательные тексты включают в себя основные понятия, их определения, основные термины, основные законы, явления, процессы, события, характеристики развития ведущих идей и перспективных направлений, выводы. Такие тексты, как правило, явялются основным содержанием параграфа.

В инструментально-практических текстах содержатся характеристики основных методов познания; характеристики принципов и правил применения учебной информации; описания задач, упражнений и т.п., необходимых для формирования комплекса знаний и навыков в рамках изучаемой дисциплины; контрольные вопросы, вопросы для самопроверки, перечни терминов, ключевых слов. Такие тесты входят в текст параграфа (алгоритмы, схемы, обобщающие таблицы), а также представлены заданиями (в т.ч. задачи) для самостоятельного выполнения, описание практических и лабораторных работ.

На примере конкретного параграфа охарактеризуйте сложность и предполагаемую трудность для учащихся теоретико-познавательного текста.

На примере конкретного практического занятия охарактеризуйте полноту инструментально-практического текста. Способствует ли данный текст формированию у учащихся приёмов безопасной работы с веществами и оборудованием?

В конце параграфа 50 приведена схема генетической связи галогенов и их важнейших соединений, приведены вопросы и задача для самостоятельной работы. Алгоритм проведения лабораторной и практических работ по теме приведен на стр 172-173.Описана технология проведения работ, даны опорные вопросы для наблюдения за изменениями, приведены предупреждения, на которые следует обратить внимание при работе., что способствует формированию у обучающихся навыка безопасной работы, правильной мотивации.

Много ли в учебнике дополнительных текстов? Охарактеризуйте методическую роль предлагаемых в учебнике текстов.

Имеются ли в учебнике пояснительные тексты? Охарактеризуйте методическую роль пояснительных текстов учебника.

В начале приведена аннотация по работе с учебником, в которой описаны система изучения материала, правила пользования учебником, условные обозначения, приводимые в учебнике и т.д.

III. Характеристика внетекстовых компонентов учебника.

Насколько полно и рационально иллюстрирован учебник? Охарактеризуйте методическую роль рисунков, схем, диаграмм, таблиц. Помогает ли иллюстрированный материал в освоении теоретического материала? Формирует ли иллюстрированный материал умения учащихся работать с таблицами, графиками, схемами?

В учебники достаточно большое количество рисунков, схем, таблиц, но нет фотографий, например, иллюстрирующих современные представления о строении молекул.
Очень помогает в освоении материала и развивает познавательные умения.

Какие элементы учебника составляют аппарат организации усвоения? Охарактеризуйте методическую роль вопросов и заданий, помещённых в конце параграфов. Отметьте, имеются ли вопросы и задания в начале параграфов и в основном тексте. Какова методическая роль таких вопросов и заданий?

Как правило, каждый параграф начинает с вопросов для актуализации знаний обучающих, формировании у них положительной мотивации к уроку. В тексте параграфов также встречаются воспросы и задания для лучшего усвоения текста параграфа и понимания сущности процессов и явлений. В конце параграфа есть ссылка на вопросы, на которые должен ответить обучающийся при самостоятельной подготовке. Не очень удобным является то, что задания вынесены в конец главы, не представлены в конце каждого параграфа.

Выделяются ли в основном тексте определения основных понятий, главные положения параграфа? Какова методическая роль такого приёма?

Да, очень удобно для использования.

Используются ли иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы и т.п.) для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся?

Да, во многих случаях ученикам предлагается использовать таблицы для самостоятельной подготовки, а также составить таблицы и схемы самостоятельно.

Проведена ли систематизация сведений в конце параграфа (главы)?

Реализована ли в учебнике система обобщений формируемых знаний? Охарактеризуйте элементы этой системы и уровень обобщений на каждом из них.

В параграфах прослеживается обобщающая связь.

В электронном приложении приведены сведения для закрепления и обобщения материла.

Насколько развит в учебнике аппарат ориентировки? Перечислите имеющиеся в учебнике элементы аппарата ориентировки.

В учебнике выделены основные понятия, сведения обобщены в таблицы и схемы. Приведена система опорных знаков (в предисловии к учебнику расшифровано их значение).

IV. Характеристика логичности изложения материала в учебнике

Что называют логической структурой курса? Перечислите основные подсистемы понятий, развиваемые в курсе химии. Перечислите теоретические уровни, на которых осуществляется развитие подсистем понятий. Укажите последовательность этих теоретических уровней в логической структуре курса. Какова методическая особенность логической структуры курса как модели содержания?

Логическая структура курса определяется системой внутренних связей между видами зания и всеми структурными компонентами содержания курса. Овладение понятиями — это сложный процесс, включающий в себя первичное ознакомление, восприятие содержания, осмысление, закрепление знаний и умений и, наконец, овладение понятием в ходе активной познавательной деятельности и применении их на практике. Логической особенностью данного курса является процесс освоения химических понятий на основе уже имеющихся практических и теоретических знаний у ученика и новых, в т.ч. полученных в результате эксперимента/наблюдения.

Близка ли последовательность изложения материала логической структуре курса? Какие трудности могут возникать у учащихся при изучении курса, логическая структура которого далека от модели?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ школьного учебника по химии

1 Общая характеристика учебника

1.1. Данный учебник предназначен для 10 класса.

1.2. Учебник создан по программе базового уровня. Автор данной программы Т.Д. Гамбурцева.

1.3. Автором анализируемого учебника является О.С. Габриелян.

1.4. Общий объем учебника составляет 187с.

1.5. Переплет - твердый, плотный, долговечный; красочность – вполне хороший по красочности учебник, достаточно цветов; также присутствуют в достаточных количествах рисунки, схемы, таблицы, диаграммы.

2 Характеристика текстов учебника

2.1. В данном учебнике мало дополнительного текста. Основной текст учебника можно разделить на теоретико-познавательный, пояснительный, научно-популярный и инструментально-практический тексты.

2.2. Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально-практические тексты.

Теоретико-познавательные тексты используются для определения основных понятий, терминов, основных законов, явлений, процессов, событий, выводов. Такие тексты представляют основное содержание параграфов всего учебника.

Инструментально-практические тексты используются для характеристики принципов и правил применения учебной информации; описания задач, упражнений и т.п., необходимых для формирования комплекса знаний и навыков в рамках изучаемой дисциплины; контрольные вопросы, вопросы для самопроверки, перечни терминов, ключевых слов. Такие тексты входят в текст параграфа, также представлены заданиями для самостоятельного выполнения, описание практических и лабораторных работ.

2.3. §6 – Основы номенклатуры органических соединений.

2.5. В учебнике очень мало дополнительных текстов. Методическая роль дополнительных текстов в учебнике заключается в развитии кругозора ученика, заинтересованности в предмете.

2.6. В данном учебнике используются пояснительные тексты в большом количестве. Методическая роль пояснительных текстов учебника заключается в раскрытии изучаемой темы.

3. Характеристика внетекстовых компонентов учебника

3.1. Данный учебник достаточно полно и рационально иллюстрирован. Рисунки имеют большое значение, помогают разобраться в математических уравнениях и задачах. Материал таблиц, схем и графиков помогает усвоению теоретического материала, структурируя его, помогает выделить главное и лучше запомнить важное. Так же иллюстративный материал формирует умения школьников работать с таблицами, графиками, схемами.

3.2. Организация усвоения знаний в учебнике Химии 10 класса О.С. Габриеляна осуществляется с помощью вопросов и заданий, помещенных после параграфа. Вопросы 1-3 ,как правило, нацелены на то, чтобы обучающийся смог воспроизвести наиболее важные теоретические знания из материала параграфа. Последние вопросы - обычно задания, в которых необходимо привести примеры, либо решить задачу. Вопросы и задания в начале параграфов и в основном тексте отсутствуют.

3.3. В основном тексте в рамках, с маркировкой жирной стрелкой, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти легко ориентируясь в тексте.

3.5. В конце параграфа (главы) не приведена систематизация сведений.

3.6. В учебнике не реализована система обобщений формируемых знаний.

3.7. В учебнике развит аппарат ориентировки- это различные выделения текста, рамки, маркировка текста, нумерация, разделение на абзацы, пропуски изображения. Всё это помогает работе зрительной памяти и быстрого ориентирования по тексту.

4. Характеристика логичности изложения материала в учебнике

4.1. Логическую структуру курса составляют его содержание и объем. Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) химии в средней школе на уровне 10 класса может быть определена 7 укрупненными разделами:

1. Строение органических соединений.

2. Химические реакции в органической химии.

4. Кислородсодержащие соединения.

6. Азотсодержащие соединения.

7. Биологически активные вещества

4.2. Последовательность изложения материала близка логической структуре курса. При нарушении логической структуры курса может возникнуть трудности в построении представлений о органической химии, трудности в освоении курса.

5.1. Данный учебник достаточен для организации полноценного учебно-воспитательного процесса.

5.2. Положительными качествами анализируемого учебника являются системность и доступность изложения, большое количество вопросов и заданий по изученному материалу после параграфа.

5.3. Необходимо добавить практические задания, а также большее количество теоретического материала, дополнительных текстов. Добавить систематизацию сведений в конце параграфа(главы), проблемные вопросы.

Химия ждет своих рассказчиков
Обзор школьных учебников по химии

Ольга АРХАНГЕЛЬСКАЯ, Игорь ТЮЛЬКОВ

Требования, предъявляемые к учебникам, многочисленны и разнообразны. Многие из них с трудом поддаются объективной оценке. В нашем обзоре мы попытались обратить внимание на ряд особенностей существующих российских учебников по химии, которые оказываются принципиальным при выборе учителем того или иного комплекта. Во-первых, это последовательность введения материала. Во-вторых, система понятий, которые закладывают в основу курса химии разные авторы. Большинство из них строят свой курс, опираясь на систему понятий о веществе, другие - на систему понятий о химическом процессе. В-третьих, это комплектность учебников (комплект учебников одного авторского коллектива c 8 по 11 класс), поскольку переход с учебников химии одного автора на учебники другого автора, как внутри, так и за пределами одного концентра по вышеназванным причинам оказывается проблематичным.

Общеобразовательный концентр:
вещество или реакция?

С конца 90-х годов содержание химического образования строится по концентрическому принципу, что находит свое отражение в трех этапах школьного химического образования:

Начиная говорить об учебниках для основного уровня - первого концентра изучения химии, хотим обратить внимание на то, что хорошо известный учителям и обеспеченный методически учебник химии авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана написан на основе концепции линейного образования. Однако сегодня преподавание химии по линейному курсу не может использоваться в школьной практике, так как оно не позволяет реализовать обязательный минимум образования. Именно по этой причине в 2000 г. на очередном заседании комиссии по химии Федерального экспертного совета было рекомендовано не присваивать гриф Министерства образования РФ комплекту учебников по химии Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана. Однако, вероятно этим учебником еще продолжают пользоваться в школах, хотя делать это надо с определенными оговорками.

1) в конце 9 класса после изучения неорганической химии (в учебниках О.С. Габриеляна, Е.Е. Минченкова, Р.Г. Ивановой, Г.И. Шелинского, Н.С. Ахметова);

2) путем изучения органических веществ, как производных углерода, т.е. при изучении элементов IV-А группы в середине 9 класса (в учебниках Л.С. Гузея, Л. Кузнецовой и Н.Е. Кузнецовой)

Помимо этого отличия каждый учебник характеризуется рядом индивидуальных особенностей, предпочтение которых зависит от профессиональных склонностей учителя. Так, например, авторский коллектив под руководством Л. С. Гузея ( ) предлагает учащимся минимальное число вводимых специфических химических понятий и терминов. Изложение материала строится так, чтобы уменьшить необходимость запоминания нового сведения. Новый материал представлен в учебнике как новое применение введенного понятия, которое становится очевидным для учащегося.

В учебнике О.С. Габриэляна ( ) предлагается весь теоретический материал по химии давать школьникам на первом году обучения - в восьмом классе, когда лучше всего воспринимается не логика учебного материала, а его образ. Большинство школьников в этом возрасте могут только формально выучить формулировки теорий и выводы из нее. На 9-й класс остается лишь периодический закон, который изучается больше чем через год (!) после темы . Также изучаются группы веществ и органическая химия, вынесенная отдельной главой в конец обучения.

В учебнике Н. Е. Кузнецовой и др. ( ) следует отметить присутствие основ коллоидной химии в учебной программе 9 класса. Данный учебный комплекс выделяется наличием четко выраженного методологического материала: в учебнике есть специальная глава: .

Курс Р.Г. Ивановой ( ) - единственный, который рассчитан на предварительное изучение пропедевтического курса "Естествознание". В этом случае ученики уже ознакомлены с первоначальными химическими понятиями на эмпирическом и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь, химический элемент, вещества простые и сложные, валентность, химические знаки и формулы, реакции разложения и соединения, оксиды, основания, кислоты) и получили сведения о кислороде и воздухе, горении и топливе, воде и растворах. Это позволяет уже в начале обучения в 8 классе сразу после понятия о веществе перейти к строению атома.

Особенность курса Е. Е. Минченкова и др. ( ) состоит в том, что в процессе обучения ко многим вопросам авторы обращаются и при изучении последующих тем, причем на более глубоком уровне, что обеспечивает лучшее понимание и запоминание материала. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Курс включает материал, в процессе преподавания которого открывается возможность реализовать систему обобщений.

Автор другого курса С. И. Шелинский ( и ) считает, что научно-теоретическую основу школьного курса химии должны составить помимо традиционных теорий, основы учения о возможности осуществления и конкретной реализации химических реакций.

Л. Кузнецова ( ) после понятия о веществе предлагает сразу приступать к изучению основных классов неорганических веществ, теории электролитической диссоциации и типам химических реакций. Заканчивается обучение химии в 8 классе рассмотрением периодического закона и строением атома. В 9 классе рассматриваются представления о химической связи, химическом равновесии.

Заканчивают школьники первый год изучения химии энергетикой химических реакций с точки зрения разрыва и образования химических связей. В это время вводится понятие энтальпии, дается количественная оценка энергетического и энтропийного факторов и их влияние на возможность протекания химических реакций. В 9 классе Н.С. Ахметов рассматривает основные классы химических элементов (кроме галогенов, пройденных в 8 классе), не раз возвращаясь к основам термодинамики. Изучением основ органической химии заканчивается обучение в 9 классе.

Все из представленных выше учебников соответствуют Обязательному минимуму содержания, но авторский подход к последовательности тем и тематическим акцентам затрудняет переход с одной линии на другую. В этой связи хотелось бы рассказать о некоторых возможностях такого перехода, указав на . В зависимости от выбранного профиля учитель может выбрать тот или иной учебник. Определенные трудности могут возникнуть, если преподаватель использует учебники Е.Е. Минченкова и др., Лилии Кузнецовой, Н.Е. Кузнецовой и др., т.к. эти авторские коллективы не написали учебники для 10-11 классов. Несмотря на это, продолжить обучение химии можно по любому из предлагаемых комплектов для старшей школы (среднее (полное) общее образование).

Профильный концентр: на любой вкус

В зависимости от профиля преподавание химии осуществляется на двух уровнях:

  • Уровень А (для классов гуманитарно-филологической, социально-экономического, техническо-технологического профилей)
  • Уровень Б (для классов физико-математического и химико-биологического профилей.

Часть учебников химии для старших классов предполагает двух-трех уровневую структуру, а это значит, что они могут быть использованы во всех профилях.

Так, в последних изданиях ставшего классическим учебника Л.А. Цветкова (первое издание вышло аж в 1968 году!) предусмотрена двухуровневая структура подачи материала. В зависимости от материала, это в основном либо дополнительные теоретические сведения, либо фактологический материал. Т.е. в основном "углубленный уровень" достигается не расширением системы понятий, и увеличением количества связей внутри системы, а введением отдельных дополнительных единиц информации.

Все содержание учебника Л.С.Гузея и др. ( ) делится на три части: первая - для тех, ) распределен по двум уровням - базовому (обычный шрифт) и углубленному (более мелкий шрифт). Надо отметить, что в такое выделение (размером шрифта) не очень заметно, хотя по содержанию довольно оправдано. В конце учебника дается химический практикум.

Учебник для 10 класса Ивановой Р.Г., Кавериной А.А. ( ) является продолжением курса неорганической химии, начатого в 9 классе. Он рассчитан на меньшее количество часов химии и сейчас опробуется в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания образования как учебник для гуманитарного профиля. Другой учебник по химии для гуманитарного профиля - и Савинкиной Е.В. и Логиновой Г.П. ( ), на котором стоит остановиться более подробно.

Вообще проблема изучения химии в классах и школа гуманитарного имеет несколько аспектов. Подавляющее большинство учащихся школ и классов гуманитарного профиля полагают нецелесообразным изложение для них научных основ химии, так как не считают химию областью своей будущей практической деятельности. Учащиеся, перегруженные профильными предметами, зачастую не имеют ни времени, ни желания в полной мере овладевать всеми тонкостями химической науки. Тем не менее, химия, как одна из основополагающих областей естествознания, должна оставаться неотъемлемой частью образования школьников гуманитарного образования.

Поэтому, по мнению авторов учебника издательства из курса химии, который необходим для гуманитариев, следует изъять некоторые теоретические и технологические разделы. В частности, кинетику химических реакций и технологические подробности крупнотоннажных производств, потому что поверхностное знакомство с ними не имеет смысла, а корректное и полное изложение требует введения большого объема дополнительных сведений, представляющих собой избыточную информацию для учащихся. Для данного курса авторами разработаны учебник (в двух частях) и практикум (в двух частях), рассчитанные на два учебных года. Этот курс можно отнести скорее к несистематическим, поскольку написан он слишком популярным языком и больше похож на курс естествознания, чем на курс химии как таковой. В данном учебнике почти отсутствует описательный стиль (рассуждение) и не реализуется дедуктивный подход к подаче материала. Все это может отразиться в формировании неправильного научного и логического мышления у гуманитариев.

Учебник Н.С. Ахметова для 10-11 классов ( ) не вполне традиционен: он полностью отдан неорганической и общей химии, раздела же органической химии в нем нет вообще. И хотя в аннотации к нему это не заявлено, по характеру материала этот учебник подходит для классов с углубленным изучением химии. В 10-11 классах должно происходить углубление знаний по органической химии, но так как в учебнике Н. С. Ахметова этот материал не представлен, учителю для изучения органической химии придется воспользоваться другими учебниками. В конце учебника имеются приложение с таблицами и предметно-именной указатель, что значительно упрощает поиск нужной информации. Предусмотрен краткий справочник "Ученые-химики, внесшие свой вклад в развитие химии". Кроме того, много внимания уделено истории химии и ее связи с другими науками и отраслями жизни (промышленность, охрана окружающей среды, геология, биология).

Вообще последовательность изложения разделов органической и неорганической химии в учебниках 10 и 11 класса так же разнится. Например, в программах Р.Г. Ивановой и Л.С. Гузея сначала изучается неорганическая химия (10 класс), а потом (11 класс) - органическая. Программа Ивановой вообще построена таким образом, что в 9 классе при изучении таблицы Менделеева основное внимание уделяется изучению неметаллов, а в 10 классе (после повторения ранее пройденного материала) - металлы и их соединения. При таком построении введения материала (сначала неорганическая химия, потом - органическая) особенно, если не предусмотрены часы на обобщение знаний, как показывает практика, к окончанию школы неорганическая химия многими школьниками забывается.

В учебниках О.С. Габриеляна большинство понятий органической химии вводятся сразу, до изучения отдельных классов соединений. Видимо, автор основывается на том, что органическая химия уже изучалась в 9 классе, и сначала обобщает уже имеющиеся знания, а затем углубляет. Однако, как показано выше, далеко не по всем программам в 9 классе изучают органическую химию. В 10 классе происходит углубление знаний по органической химии, в 11 - изучение общей химии, повторение и обобщение всех полученных в школе знаний по химии. В последнем разделе изучается связь химии с важнейшими сферами жизнедеятельности человека. Такое построение материала, на наш взгляд, представляется наиболее логически обоснованным.

Последовательность материала при изучении органической химии более-менее стандартна. Однако, отличия встречаются и здесь. Например, в классическом учебнике Л.А. Цветкова после знакомства с теорией строения органических веществ Бутлерова А.М. автор сразу переходит к изучению классов неорганических соединений, и уже на конкретных примерах вводит многие понятия органической химии (гомология, виды изомерии, номенклатура, взаимное влияние атомов). После изучения каждой из групп соединений проводятся обобщения.

В качестве учебников для химического профиля можно использовать также следующие учебники: Зайцев О.С. Неорганическая химия: 10-11 классы. Теоретические основы. Углубленный курс ( ); Артеменко А.И. Органическая химия: 10-11 классы. Теоретические основы. Углубленный курс ( ); Артеменко А.И. Органическая химия и человек: 10-11 классы. Теоретические основы. Углубленный курс ( ). Обучение по этим учебникам требует большего числа часов химии, нежели их отводится на сегодняшний день. При этом учебник О. С. Зайцева, по нашему мнению, может завершать курс химии, так как автор акцентирует внимание на основы общей химии.

Подводя итоги нашего небольшого исследования, можно сделать некоторые выводы. Все существующие учебники хорошо оформлены и структурированы. Но, к сожалению, большинство авторов начинают изучения химии с абстрактных понятий, не понятных восьмикласснику, не учитывая возрастные и психологические особенности учеников. Из учебников в значительной мере ушел описательно-повествовательный стиль. Школьник редко чувствует, что учебник написан для него.

На примере учебников химии можно наиболее ярко продемонстрировать, что разница в программах основной школы не обеспечивает одинакового уровня знаний по ее окончании. Зачастую в десятые-одиннадцатые профильные классы набирают детей из разных школ. А значит, для них нужно подбирать программу, которая подходила бы для всех.

Разница в программах и в последовательности изложения материала при обучении по разным учебникам приводит к тому, что в одно и то же время во многих школах изучаются разные темы, такая разница наблюдается не только по четвертям, но и по годам. Почти во всех проанализированных программах не предусмотрено достаточного времени для актуализации знаний и обобщения изученного материала, что особенно важно для выпускников.

На сегодняшний день межпредметная интеграция химии с другими естественнонаучными дисциплинами сводится в основном к экологизации химии. Необходимо, чтобы программы по всем естественнонаучным дисциплинам коррелировали друг с другом, а в классах с нехимической направленностью должна быть усилена гуманитарная составляющая химии. Установление дополнительных межпредметных связей усилит мотивацию к изучению химии. Поэтому, наверное, в представленные учебники химии имеет смысл заглянуть также учителям физики, биологии, истории и литературы. В свою очередь и учителям химии следует ознакомиться с учебниками по другим предметам.

Ольга Архангельская, доцент химического факультета МГУ, кандидат химических наук
Игорь Тюльков, младший научный сотрудник химического факультета МГУ, кандидат педагогических наук

Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору

Рейтинг лучших учебников по химии на 2022 год



Космические технологии и проблемы энергетики также требуют химических знаний. В российских школах дисциплина преподаётся с 1927 года. Школьные реформы потрясали учебные программы не раз, но в 2012 году педагоги заявили и национальном масштабе бедствия школьной химии. Сертификат ЕГЭ по химическому образованию более не требовался при поступлении в технический ВУЗ.


Обилие учебной литературы завело педагогов в тупик, так как разделило процесс обучения на линейную и концентрическую системы. Споры на возвращение к единой системе, по-прежнему, ведутся.

Современная школьная программа отводит малое количество часов учебному плану по предмету, а разнообразие рекомендованных учебников играют отрицательную роль. Учебные пособия только проходят качественную отработку в школах.


  • 2.1 Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия 9 класс
  • 2.2 Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Пособие для 9 класса
  • 2.3 Ерёмин В.В. Химия 9 класс
  • 2.4 Ерёмин В.В. Химия 8 класс
  • 2.5 Химия 9 класс, под редакцией Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гара Н.Н.
  • 2.6 Жилин Д. М. Учебник для 9 класса
  • 2.7 Химия для 8 класса под редакцией Жилина Д.М.
  • 2.8 Предметная линия по химии под редакцией Габриеляна О.С.
    • 2.8.1 Курс 8 класса
    • 2.8.2 Для 7 класса
    • 2.8.3 Учебник для базового уровня. 8 класс
    • 2.8.4 Сборник. Задачи и упражнения
    • 2.8.5 Примерные рабочие программы
    • 2.8.6 Базовый уровень 11 класс
    • 2.8.7 Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс
    • 2.8.8 ГДЗ для 8 класса

    Как правильно выбрать учебное пособие

    Учебные заведения в рамках обязательных курсов отдают предпочтения тем или иным линейкам обучающих учебно-методических комплектов. Важно знать, что пособия выпускаются как для учеников, так и для учителей, в целях грамотной подачи материала и соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту полного или среднего образования


    Критерии

    К критериям отбора качественных учебников относятся:

    1. возможность последовательного освоения материала от простого к сложному;
    2. доступное объяснение ключевых определений;
    3. тестовые задачи и упражнения различной сложности, с возможностью углубления знаний;
    4. соответствие ФГОС и принадлежности к УМК;
    5. наличие ссылок на Интернет-ресурсы и обучающие диски;
    6. наличие интернет-версий решебников;
    7. комплектация учебников рабочими тетрадями, тестами, методическими рекомендациями, CD + CD для учеников и учителей.


    Ошибки при выборе

    Следование одной линейке курса предпочтительно, так как автор имеет собственную концепцию постепенного усложнения уровня знаний.


    Рейтинг лучших учебников по химии


    Учебник рассчитан для получения базовых и углублённых знаний в рамках школьного курса. В совокупности с учебниками группы тех же авторов для 8 класса, 10-11 класса набор составит полный курс по основной химической средней школе.

    В решебнике для 9 класса под редакцией Гузей Л.С.содержатся подробные алгоритмы решения заданий в рамках школьной программы с комментариями и дополнительной информацией. Пособие поможет и родителям разобраться в химических премудростях и оказать посильную помощь ученику.


    В учебник введены материалы по:

    1. фуллеренам;
    2. сероводородным свойствам;
    3. сернистой кислоте;
    4. серным оксидам (IY) и (YI).
    • материалы по коррозийным изменениям металлов, химическому равновесию, электролизу солей перенесены в рамки старшей школы;
    • с уточнениями определений и понятий, дополненный заданиями в соответствии с требованиями ЕГЭ.


    Учебник создан авторской группой преподавателей химического факультета Московского государственного Университета имени М.В. Ломоносова. Школьный материал изложен в простой и наглядной форме, в то же время на высоком научном уровне.


    • группа создателей – преподаватели МГУ им. Ломоносова;
    • практическая наглядность в соответствии с углублённым курсом;
    • занимательная форма подачи материала.


    • задания разной степени сложности;
    • анонсы по темам для проектной деятельности;
    • большой выбор практических работ;
    • набор творческих заданий;
    • описание лабораторных опытов;
    • практические уроки.
    • вследствие недавнего срока выпуска не прошёл достаточную апробацию в рамках школьной реформы.


    • из полного состава учебников, лабораторных журналов, методических и дидактических материалов для учителей с электронными материалами на дисках и ссылками на Интернет-ресурсы;
    • практические работы занимают особое положение, призванное максимально соединить формальные знания и реальность жизни;
    • курс на формирование навыков, выходящих на рамки учебной программы.

    Набор соответствует требованиям ФГОС. Весь УМК включён в Федеральный перечень с рекомендациями по использованию общеобразовательным организациям.

    В пособии изложен материал на основе системно-деятельностного подхода в совокупности с историко-логической концепцией.

    • знакомство с основами химических понятий;
    • изучение классов неорганических веществ;
    • периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
    • изучение строения атома;
    • теория окислительно-восстановительных процессов;
    • количественные химические отношения;
    • подача материала ведётся через постановку задачи – вопросы, задания, экспериментальная часть и её решение путём заданий;
    • цикл химического эксперимента – от практической работы, через лабораторные опыты и выполнение домашних заданий с фиксацией результатов и их анализом;
    • познавательный интерес развивается через творческую составляющую процесса с соединением химических познаний и научно-техническим аспектом современных открытий;
    • задания и вопросы выделены в отдельную структуру из циклов –применить знания, использовать дополнительную информацию, проверить свои знания.


    Учебный материал занесён в Федеральный перечень.

    • начальное изучение вещества и химических процессов, как явления положено в основу восприятия учеником нового предмета;
    • употребление химических формул представлено минимально;
    • примеры уравнений, реакций и расчётные задачи подаются на ознакомительном уровне;
    • входит в УМК Габриеляна О.С.

    Курс основной школы под редакцией Габриеляна О.С.


    • с типовыми алгоритмами решения;
    • различный уровень сложности заданий;
    • наличие контрольных тестов в окончании разделов;
    • форма проверок подходит для учителей и самоконтроля знаний учеников.
    • в соответствии с ФГОС;
    • для учеников 8,9 классов общеобразовательных учреждений;
    • вспомогательное пособие в рамках одноимённого УМК.


    • переработано в соответствии с ФГОС;
    • 27 работ по проверке знаний всех разделов обучения;
    • допускается самостоятельная проработка;
    • подходит для проверки на учебных занятиях.


    • готовые ответы по химической дисциплине;
    • онлайн-решения на интернет ресурсе;
    • помощь в освоении алгоритмов решения;
    • соответствие ФГОС.

    Учебник – практикум для студентов в области биологии и медицины.


    • состоит из пяти разделов, в том числе с методическими указаниями по лабораторным работам, практике, для промежуточной аттестации;
    • общая и неорганическая химия;
    • глубокий пласт теории;
    • алгоритмы практических, лабораторных работ;
    • тесты на качество знаний и планы коллоквиумов;
    • подходит для подготовки специалистов широкого спектра биологических и медицинских направлений.



    • постепенно усложняющийся практикум на основе освоенного курса химии;
    • теоретические введения проиллюстрированы примерами решения;
    • студент получает возможность самостоятельно находить вывод, в качестве обобщения проделанного эксперимента;
    • цель пособия – личностно-ориентированный подход в обучении, развитие самостоятельности мышления и познавательного процесса.


    • основа для создания справочника – опыт педагогов кафедры прикладной и теоретической химии Московского государственного областного университета;
    • приведён полный курс, требуемый в ЕГЭ;
    • обобщения теории в удобных таблицах, схемах, алгоритмах;
    • доступная подача материала;
    • практические методики по решению качественных, расчётных задач;
    • тема имеет в заключении образцы решения задач, как усложнённых вариантов, так и типовых;
    • задания для личной проверки усвоенного материала, тесты разных уровней ЕГЭ;
    • рекомендовано для лицеев, колледжей, преподавательского состава и учеников.


    • доступность и простота изложения в соответствии с научным обоснованием;
    • программа всего школьного курса в одном томе;
    • три основных части по органической химии, теоретическим основам, элементах и соединениях;
    • учебник рекомендован для всех видов экзаменов.


    • наличие инструкций по алгоритму выполнения экзаменационного задания;
    • есть все ответы;
    • содержит 30 вариантов экзаменационных заданий;
    • книга прошла научную метод.оценку ФГБНУ.

    Читайте также: