Анализ школьных программ по экономике

Обновлено: 03.07.2024

Критерии
Учебник 1
Учебник 2
Учебник 3
Сравнительная характеристика
Автор
И.В. Липсиц
С.И. Иванов
В.С. Автономов
-
Название
Экономика. Базовый уровень
Основы экономической теории
Экономика. Базовый уровень
-
Год издания
2012
2008
2010
-
I. Соответствие современного учебника государственному образовательному стандарту (2004), федеральной программе по экономике.
РекомендованоМинистерством образования и науки РФ
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Все анализируемые учебники соответствуют стандартам

II. Наличие в учебнике аппарата ориентировки:
-​ оглавление;


-​ разделение текста на основной, дополнительный, пояснительный;

-​ выделение вучебнике основных, понятий, терминов и т.д.;

-​ обобщение по главам и разделам

-​ список литературы по главам, курсу в целом.


-учебник содержит шестнадцать глав и тридцать шесть параграфов. Четкое разделение по главам в начале учебника. Все пронумеровано, очень удобно.

-разделение текста присутствует ( основной — текст параграфа, дополнительный - экономика в лицах, основное содержание главы, цитаты, пояснительный — схемы, графики, иллюстрации)


-понятия и термины выделяются в тексте большими буквами, а такжеподробно объясняются отдельно жирным шрифтом в рамке


-словарь находится в конце учебника


-в конце каждой главы краткое содержание


-интернет поддержка в начале учебника, список рекомендованной литературы в конце учебника

-книга 1 включает в себя десять глав, каждая глава делиться на пять параграфов (всего пятьдесят параграфов). Книга 2 состоит из девяти глав,каждая из них делится на 3-6 параграфов. Все пронумеровано. Четкое разделение по главам в конце учебника.

-разделение текста присутствует ( основной — текс главы, дополнительные – нет, пояснительные — схемы и графики)

-слова, на которыенеобходимо обратить внимание в тексте выделены курсивом
или жирным шрифтом. Термины выделяются в тексте большим жирным шрифтом, а также отдельно в рамке описываются


- словарь находится в конце учебника


-в конце каждой главы краткое содержание, резюме

- 2 книги по 310 стр.

-учебник состоит из двадцати трех глав. Каждая глава состоит из подглав, которые непронумерованы. Очень неудобно, тяжело быстро найти нужную тему. Разделение по главам в конце учебника.

-слова, накоторые необходимо обратить внимание в тексте выделены курсивом. Нет отдельных сносок с подробным определением.

- словарь находится в конце учебника


-в конце каждой главы краткое содержание

По этому критерию учебники №1 и №2 более удобны в использовании. Каждая глава и параграф пронумерованы. Легко найти нужную тему.


В учебнике № 1больше всего рубрик. Они более интересны, хорошо выделены.

В учебнике № 1 более доступно, понятно изложен материал. Текст делится на основной, дополнительный, пояснительный.

В учебнике №1 и № 2 основные понятия и термины выделены шрифтом, отличающимся от основного текста, они выделены рамками, что позволят без затруднений.

Понятие и сущность кредитно-банковской системы в Российской Федерации. Анализ содержания школьных программ по предмету "Экономика". Обзор основных проблем методического обучения старшеклассников основам взаимодействия предприятий с банковской системой.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.12.2014
Размер файла 4,8 M

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Анализ педагогических условий формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории. Исследование специфики уроков истории в старших классах. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников. Проблемы мотивации учения школьников.

курсовая работа [52,3 K], добавлен 11.10.2013

Место и роль преподавания экономики в современном обществе. Обучение основам экономических дисциплин в школе на различных ступенях образования. Методика проведения урока-лекции "Конкуренция и безработица"; организация самостоятельной работы учащихся.

дипломная работа [65,0 K], добавлен 11.05.2012

Категориальный анализ и психологическая теория деятельности. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах. Концептуальные положения игровых форм обучения. Составление дидактических игр по принципу самообучения.

курсовая работа [96,5 K], добавлен 30.12.2010

Рассмотрение места, роли и теоретических основ проблемного обучения. Анализ опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива по их использованию на уроках литературы в 9-ом классе. Специфические особенности и эффективность его применения.

дипломная работа [813,7 K], добавлен 17.04.2011

Методика изучения лирического произведения в старших классах. Разработки уроков по монографической теме "Жизнь и творчество С.А. Есенина": особое обращение к эмоциональной сфере учеников, пошаговый анализ стихотворений в единстве формы и содержания.

курсовая работа [179,8 K], добавлен 01.04.2011

Правовое воспитание, его роль в процессе становления личности, содержание и основные особенности. Механизм реализации преподавания правовых основ в общеобразовательной школе. Изучение эффективности преподавания прав ребенка в начальных классах МОУ СОШ.

дипломная работа [155,5 K], добавлен 01.06.2014

Рассмотрение новых методов и технологий в сфере образования, таких как учебно-воспитательный процесс – "Учитель – Ученик" на основе нестандартных форм и методов взаимодействия. Методика использования технологии электронного обучения в старших классах.

ВложениеРазмер
rabochaya_ekonomika.doc 234.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа среднего общего образования по экономике МБОУ СОШ №1 на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа среднего общего образования по экономике

Элементы Рабочей программы

Общая характеристика учебного предмета

Описание места учебного предмета в учебном плане

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Содержание учебного материала:

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей программы

Создание образовательной среды, способствующей получению обучающимися качественного образования, воспитанию духовно-нравственного, здорового человека, способного к самореализации в условиях современной жизни.

  1. Обеспечить получение всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами экономики.
  2. Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Нормативно-правовые документы , на основании которых разработана программа:

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по экономике, определяет примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа является материалом, на котором возможно достижение образовательных целей и выход на планируемые образовательные результаты в зависимости от уровня преподавания. Содержание рабочей программы обеспечивает возможность корректировки этих программ учителем в зависимости от состава учащихся и хода образовательного процесса. Корректировка может затрагивать основные компоненты содержания программ, темпа и последовательности изучения учебного содержания, но не целей изучения учебного материала, при этом обеспечивать обязательный минимум содержания основной образовательной программы, установленный федеральным компонентом государственного стандарта по экономике.

Рабочая программа является ориентиром для составления учителем календарно-тематического плана изучения программного материала и задает только примерную последовательность изучения материала и распределения его по классам. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом, учитель может предложить обоснованный собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, согласно выбранному УМК, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации обучающихся, опираясь на уровень обучаемости и обученности класса. Таким образом, при разработке календарно-тематического плана допускается:

  • расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;
  • конкретизация и детализация дидактических единиц;
  • определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала.

Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура Рабочей программы:

Рабочая программа содержит следующие разделы:

  • Пояснительная записка.
  • Общая характеристика учебного предмета.
  • Описание места учебного предмета в учебном плане.
  • Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
  • Планируемые результаты обучения и освоения курса экономики среднего общего образования.
  • Содержание учебного материала по классам.
  • Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Рабочей программы.
  • Приложения.

Вклад учебного предмета в общее образование

Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов. – М: ВИТА-ПРЕСС, 2008. Рекомендовано Минобрнауки РФ

Обоснование выбора программы.

Программа выбрана в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего общего образования по экономике, рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов среднего общего образования, Министерства образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям школы №1 и является логическим продолжением изучения курса обществознания; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Реализация внутрипредметных связей

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и необходимых каждому человеку навыков экономического мышления и поведения и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации; на базовом уровне в содержание образования включается лишь необходимый минимум теоретических концепций и профессиональных терминов.

Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям обучающихся достигается путем отбора тем, актуальных для подростков в возрасте 16-18 лет, применения интерактивных форм обучения.

Преемственность экономического образования на разных ступенях обеспечена тем, что требования к обучающимся в экономическом блоке обществознания и в отдельном курсе экономики, с одной стороны, и в курсе экономики в старшей школе, с другой стороны приведены во взаимное соответствие.

Реализация межпредметных связей обеспечена тем, что при четком разделении материала между предметами в преподавании экономики используются знания из литературы, математики, географии, информатики, истории и технологии.

Повышение воспитательного потенциала содержания образования основывается на выработке у школьников умения критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение. Освоение на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности (потребителя, работника, собственника), выработка у обучающихся ответственного отношения к своим потребностям, понимание связи между свободой выбора и ответственностью за его результаты, формирование у школьников навыков рационального поведения в условиях рыночной экономики – все это существенные элементы воспитания гражданина.

Личностная ориентация экономического образования достигнута благодаря формированию ценностных ориентиров и выделению личностной компоненты. В центре внимания находится экономическая деятельность человека в качестве потребителя, семьянина, работника и гражданина. Содержанием экономического образования на базовом уровне является в первую очередь то, с чем придется иметь дело каждому выпускнику в повседневной жизни, включая и сферу средств массовой информации.

Деятельностный характер образования достигается посредством:

  • работы с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернет);
  • критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • экономического анализа общественных явлений и событий;
  • решения задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);
  • участия в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  • написания творческих работ.

В основу организации образовательного процесса положены следующие подходы и технологии:

Формы организации учебного процесса

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные.

Конкретные формы организации обучения по ведущим целям :

Формирование знаний: лекция, конференция.

Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг.

Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования.

Проверка знаний: контрольная работа, самостоятельная работа, проверочная работа, зачет.

урок изучения нового

урок применения знаний и умений

урок обобщения и систематизации знаний

урок проверки и коррекции знаний и умений

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (опорные схемы, слайды и др.); практический (упражнения, практические работы, решение задач, моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;
  • методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;
  • методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты).

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно-исследовательский во внеурочной деятельности.

Для достижения целей учитель сам выбирает учебники, методическое сопровождение, технологии, способы и методы обучения, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

Срок реализации Рабочей программы : 2014-2015 учебный год

Регламент прав и обязанностей участников образовательного процесса

Соблюдение прав и обязанностей участников образовательного процесса

является необходимым условием реализации целей образования.

Обчащюиеся имеют право: на выбор уровня изучения экономики; на честную и объективную оценку результатов образовательной деятельности; на обеспечение учебными пособиями и другими средствами обучения; на различные виды внеучебной деятельности; на дополнительные занятия, психолого-педагогическую помощь.

Обучающиеся обязаны выполнять Правила для обучающихся; соблюдать Устав школы.

Родители имеют право: на информирование о существующих учебных программах и их содержании; на информирование о результатах выполнения учебной программы; на участие в определении индивидуальной образовательной программы для своего ребенка; на консультативную помощь; на апелляцию в случае несогласия с оценкой образовательных достижений ребенка. Родители обязаны создать условия, необходимые для успешной образовательной деятельности детей.

Учитель имеет право: на выбор учебных пособий; на информационное и методическое обеспечение; на выбор образовательных технологий; на применение санкций при невыполнении обучающимися своих обязанностей, не противоречащих основным принципам и методам педагогики и психологии, Уставу школы.

Учитель обязан: создать условия, гарантирующие возможность успешной образовательной деятельности всем обучающимся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса:

  • освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
  • овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
  • развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

Практическая направленность курса экономики достигается тем, что обучающиеся осваивают типичные экономические роли потребителя, работника, налогоплательщика, предпринимателя. Кроме того в данном стандарте в курс экономики включен раздел прикладной экономики, что способствует развитию интереса к предпринимательской деятельности и формированию у обучающихся практических навыков, необходимых для экономической деятельности

Стандарт экономического образования предусматривает формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:

в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;

в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: грамотно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности;

в сфере массовой коммуникации: быть способным находить, критически воспринимать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.

Для решения познавательных и коммуникативных задач обучающиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, статистические справочники, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы и другие базы данных, что повышает их информационную культуру.

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Экономика изучается в 10 и 11 классах социально – гуманитарной направленности, в течение одного полугодия из расчета 1 учебный час в неделю.

Автор: Аракелян Юлия Сергеевна

Организация: МАОУ ДО ЦДО

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Искитим

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в группе, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Кроме того, в современном обществе подростки так или иначе сталкиваются с такими понятиями как безработица, цена, затраты, инфляция, экономическая политика, экспорт, импорт; из опыта родителей, старших друзей, средств массовой информации обучающие получают первичную информацию об экономических процессах, происходящих в стране и регионе. По результатам социологического опроса школьников можно сделать вывод, о том, что в городе востребован социально-экономический профиль, но на сегодняшний день ощущается острая нехватка квалифицированных кадров. Отсутствие учителя экономики становится серьезным препятствием для школы при введении данного предмета, но если в школе и преподается экономика, то базовый курс не предусматривает изучение регионального компонента, а темпы развития г.Искитима имеют свои особенности в силу менее развитой инфраструктуры и преобладанием промышленного производства. Поэтому, в современных условиях особенно важным становится развитие системы дополнительного экономического образования и воспитания, выступающей тем звеном, которое поможет узнать механизмы и законы мира экономики, в том числе экономики города Искитима и Новосибирской области.

В современном мире, где все построено на рыночных отношениях, практически невозможно прожить без знания элементарных законов экономики, основных понятий и умения действовать в собственных интересах. Программа рассчитана, на то, чтобы дать ученикам базовые системные знания, ознакомить с некоторыми историческими факторами и явлениями, научить ориентироваться в экономической ситуации своего региона, своей страны и мира, предвидеть некоторые события. Ведь в определенные моменты истории неинтересная экономика начинает касаться всех и каждого – к примеру, мировой экономический кризис повлиял абсолютно на всех жителей многих стран, и те, кто хорошо знал хотя бы азы экономической теории, смогли правильно скоординировать свои действия и предвидеть дальнейшее развитие событий. Конечно же, автор программы не ставит перед собой такие амбициозные цели, как предотвращение мирового экономического кризиса, но как минимум, научить детей разбираться в элементарных вопросах.

Программа направлена на приобретение школьниками среднего звена системных экономических знаний и основ экономической культуры обучающихся, обеспечивающих формирование экономического мышления современного типа, посредством внедрения ИКТ в области рыночной экономики Новосибирской области.

Содержание программы составлено с учетом требований, предъявляемых к программам дополнительного образования, на основе последних достижений и исследований детского творчества, педагогической практики.

Данная программа является авторской, так как не имеет аналогов по своему содержанию и объему, используются современные методики и инновации, опираясь на свой личный практический опыт работы в области экономического образования и воспитания.

- программы непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 класс (научный руководитель и редактор программы И.А. Сасова). - М.:ВИТА-ПРЕСС,2010;

- программы среднего (полного) общего образования для 10-11 классов: Основы экономической теории (профильный уровень) под ред. Иванова.

Этот материал адаптирован для детей 12-14 лет.

- статистические данные Центра занятости города Искитима, Отдела по труду Администрации города Искитима и др.).

Ключевая педагогическая идея программы: эффективная интеграция информационно-технологического и экономического компонентов позволит сформировать личность компетентную в разных областях.

  1. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы

Изучение данной программы является одним из актуальных направлений специального экономического образования, т.к. позволяет продемонстрировать в действии многие экономические понятия и развить навыки экономического мышления и анализа экономических ситуаций.

Использование информационно-компьютерных технологий раскрывает перед обучающимися новые возможности, позволяет способствовать формированию умений и навыков, приобретению экономических знаний. Изучение данной программы позволит обучающимся принимать жизненные ситуации не только как закономерное явление, но и учитывать факторы случайности и внезапности.

Данная программа педагогически-целесообразна, так как она формирует экономические, информационные и общеучебные навыки, что способствует повышению общего уровня развития обучающихся.

1. Принцип природосообразности. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту. Образование строится в соответствии с природой ребенка, его психической конституцией, его способностями. Содержание программы должно быть безопасным, целесообразным, соразмерным.

2. Принцип культуросообразности. Этот принцип предполагает максимальное использование семейной, национальной, материальной и духовной культуры, а также понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания, которое должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры.

3. Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для детей идентификации себя с Россией, российской культурой, природой родного края. Реализация этого принципа предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству, стимулирование переживаний, которые ориентируют ребенка на действия, приносящие благо Отечеству).

4. Принцип индивидуального подхода, при котором максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и создаются наиболее благоприятные условия для развития его индивидуальности, опора на интересы ребенка.

5. Принцип сотрудничества. Позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.

6. Принцип новизны. Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе за счет постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу подростка.

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей, экономического воспитания и нравственного становления личности, в объединении должна быть создана комфортная развивающая среда, обеспечивающая возможность:

- выявления и развития одаренных детей;

- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих

мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров);

- организации творческой и культурно-просветительской деятельности.

Основными направлениями воспитательного процесса при реализации программы являются:

Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегративного качества личности, включающего в себя внутреннюю свободу, чувства собственного достоинства, гармоничное проявление патриотических чувств. Это дает возможность оценить свои поступки и действия с позиции интересов общества. Важная роль в гражданском воспитании отводится к стремлению и установлению дружественных отношений с представителями других образовательных организаций.

Нравственное воспитание – форма воспитания через организацию коллективной, учебной, общественно-полезной деятельности особенно таких ее видов, где обучающиеся поставлены в ситуации непосредственно проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности. Кроме воспитания гуманности важной задачей является воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.

Профессиональная ориентация - формирование положительного отношения обучающихся к труду, происходит знакомство с конкретными видами, трудовой деятельности; осознание и дифференцирование интересов к труду, осваиваются знания об экономике, информационных технологий и нововведениях в данных областях.

Эстетическое воспитание. Организация самостоятельной творческой деятельности детей, где вырабатывается художественный вкус, наличие эстетических суждений, способность к художественному творчеству.

Физическое воспитание определяется комплексом физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые проводятся во время учебных занятий (физ. минутки во время занятий, физ. упражнения и подвижные игры на перерывах на свежем воздухе).

  1. Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной общеобразовательной программы является внедрение регионального компонента во все блоки образовательной программы, так например, изучаются особенности рынка труда, миграционные процессы, банковская система г.Искитима и Новосибирской области и многое другое.

Кроме того, работа по программе предполагает использование самых современных учебно-методических материалов, статистических данных и экономических показателей, анализ текущих экономических событий и ситуаций, широкое использование видео материалов, экскурсии в учреждения, организации и предприятия города.

  1. Адресат программы и особенности набора обучающихся

Возраст обучающихся по программе 12-14 лет.

Принцип набора в объединение свободный. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора. Группы формируются с учетом интересов и потребностей детей, что выявляется в ходе проведения обязательного предварительного собеседования.

Форма обучения очная.

Срок реализации программы - 2 года.

Количество детей в группе - 12 человек.

Возможен набор в группу детей 11 лет, для них предусматривается дифференцированный подход при определении индивидуального образовательного маршрута и назначении учебных заданий в процессе обучения.

Программное содержание строилось с учетом выше обозначенных принципов и основных направлений развития дополнительного образования, отраженных в Концепции развития дополнительного образования детей.

Продолжительность образовательного процесса: 1 год обучения - 33 учебные недели (66 часов), 2 год обучения – 33 учебные недели (66 часов).

Режим занятий: один раз в неделю по два часа соответствует СанПиН (№ 41 от 04.07.2014 г.).

Занятия предназначены для формирования у детей общего понятия о необходимости изучения экономики, для подготовки детей к более полному пониманию экономики и экономических законов, формирования у детей представления о функционировании экономики региона.

Даная программа предусматривает широкое применение информационно-компьютерных технологий, что позволяет повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, а также разнообразить формы организации деятельности обучающихся. В течение учебного года обучающиеся работают над индивидуальной темой по экономике, обрабатывая материал в различных программах соответственно уровню учебно-познавательной деятельности:

- первый год обучения - Power Point + Publisher;

- второй год обучения - Power Point + Publisher + Web-дизайн.

В своей педагогической деятельности автор сочетает различные формы (комбинированные занятия, занятия-игры, тренинги, викторины, экскурсии на предприятия города, соревнования, лекции, практикумы, дискуссии, беседы, конкурсы и др.) и методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский) и воспитания (формирование сознания личности: рассказ, беседа; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности: соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение; метод контроля в воспитании: педагогическое наблюдение, беседа).

При организации образовательного процесса автор использует следующие приемы:

- задания, выполненные в презентации Google. Ребята выполняют каждый свою часть задания, но задание находится в совместном доступе и результатом становится общий файл, которым они при желании или необходимости всегда могут воспользоваться, могут посмотреть, что сделали другие обучающиеся, обсудить с педагогом;

- задания, выполненные в задания в Google-документе. Педагог дает ссылку, и ребята выполняют свою часть задания;

- интерактивные задания, созданные педагогом в сервисе LearningApps:

Педагог дает ссылку, и ребята выполняют задания.

Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

  • образовательные: способствовать формированию культуры экономического мышления обучающихся, выработке адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов; способствовать формированию представления об экономике города Искитима, Новосибирской области и страны; научить применять навыки научно-исследовательской деятельности в моделировании экономических ситуаций;
  • развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельного принятия экономических решений на практике (как гражданина, как работника, как потребителя), способствовать развитию экономико-информационных навыков обучающихся через использование специальных средств информационных и Интернет ресурсов; способствовать развитию способностей к самообразованию, осмыслению экономических процессов, происходящих в экономике России, Новосибирской области и города Искитима; способствовать развитию умений применять экономические знания в конкретных ситуациях;
  • воспитательные: способствовать воспитанию социальной активности обучающихся, профессиональной этики; способствовать экономическому воспитанию обучающихся, через привитие совершения грамотных экономических поступков; способствовать воспитанию бережливости, аккуратности, ответственности.

Обучающиеся под руководством педагога должны сформировать необходимые для успешного использования экономические и общеобразовательные навыки и умения:

- уметь анализировать статистические данные;

- уметь объяснять факты окружающей жизни, имеющие экономическое значение, уметь их выявлять, различать, прослеживать, делать выводы;

- уметь вести поиск литературы по выбранной тематике, применять при необходимости учебно-наглядные и технические средства;

- понимать необходимость и важность экономики для современного человека, для его активного участия в общественном преобразовании (науке, производстве и быту);

- уметь ориентироваться в изученных понятиях, представлять себе структуру материала законченного экономического фрагмента или раздела;

- уметь высказывать гипотезы, интерпретировать их;

- уметь соотносить эти гипотезы с имеющимися знаниями и реальностью, обосновывать их или строить контрпримеры;

- уметь сформулировать, поставить задачи;

- уметь оформлять письменно свои результаты с достаточной четкостью и в соответствии с принятыми нормами так, чтобы быть точно понятым другими.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исполнения типичных экономических ролей;

- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии;
  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития обучающихся;
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование основ экономической грамотности обучающихся.

Основные вопросы, которые предстоит изучить представлены в планах занятий. Здесь же выделены ключевые понятия, на которые следует обратить внимание при изучении тем. Весь учебный материал логически связан между собой: каждая предыдущая тема является основой последующих тем.

Читайте также: