Анализ школьного учебника по истории 7 класс
Обновлено: 02.07.2024
Работа состоит из 1 файл
Анализ учебника истории Данилов А.docx
Анализ учебника истории.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век
Студентка 6 курса,
Для анализа учебника, я рассмотрела III главу учебника: Россия при Петре I.
Глава эта состоит из восьми параграфов. Автор разделил их таким образом:
- Предпосылки петровских преобразований
- Петр I. Россия на рубеже веков
- Северная война
- Реформы Петра I
- Экономика России в первой четверти XVIII века
- Народные движения в первой четверти XVIII века
- Культура и быт в первой четверти XVIII века (изложено в двух параграфах)
Изучив их, я пришла к помощи еще двух книг, в которых рассказывается об этом же периоде. Это История России М.Н.Зуева и Петр Великий А.Г.Гуськов.
Нужно добавить, что Данилов и Косулина наряду с политической и экономической историей большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа рассматривая развитее страны, но менее углубляясь в социальную среду того времени.
В своем тексте авторы останавливают внимание на отдельных персоналиях, про которых вкратце рассказывают: о царях, дворянах, князьях, монахах, полководцах. Не упускают из вида и восстания, как то, казачьи, крестьянские, рабочие. В этих пунктах они описывают основные действия, подкрепляя текст изображениями, документами, картами.
Хочется отметить насыщенность визуальных источников. Просмотрев учебник, я отметила, что преобладают портреты знаменитых людей и картины с изображениями дворцов, памятных мест или событий. Иногда просматриваются гравюры и фотографии.
Все представленные визуальные источники лишь иллюстрации к тексту. Но и это очень помогает восприятию. И формирует общекультурное представление о истории.
К некоторым пунктам, описывающим военные действия, приложены карты или схемы действий, что так же помогает зрительно представить развитие событий.
В каждом параграфе приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержатся выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. Но есть и вопросы, ответы на которые можно легко найти в тексте, стоит лишь прочитать. Такие задания лишь на закрепление изученного материала.
Так же после каждого параграфа имеются вопросы к тексту и представленные несколько определений к новым понятиям. Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся. В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи. Но нет заданий на хронологию. Большим упущением является отсутствие творческих заданий.
Текст учебника изложен довольно доступно. Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного. При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся. Авторы используют причастные обороты, прилагательные в описание событий и характеров людей. В рассказах о военных действиях и бунтах. Текст получается насыщенным и красочным в меру.
Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Анализ учебника истории
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI – XVIII век
студентка 3 курса
Название учебника: История России
Список авторов: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина
Статус: рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Год издания: 2013
Вопросы сравнения
Анализ учебника
Системно-деятельностный подход, способствующий формированию у школьников навыков анализа, синтеза, отбора информации и систематизации материала, умения самостоятельно работать с информацией и использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Выстраивается цельная картина своеобразного развития России XVI - XVIII вв.
Проблемные вопросы в параграфах, требующие осмысления, высказывания собственной позиции учащегося.
Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного.
При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся.
научность, доступность и популярность изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся;
содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками;
продумана работа с основными историческими понятиями и терминами, а также датами изученного периода истории Отечества;
большое количество ярких иллюстраций, репродукций исторических картин, архитектурных памятников эпохи, дающих образное представление о культуре и быте.
Стр. 23 -26, 34-35, 44, 59-60, 100 -101 и т.д.
Даты и понятийный аппарат представлены в конце каждого параграфа.
Стр. 7, 18, 22, 98 и т.д.
Оценка вопросов к тексту
комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления;
Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся.
В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи.
Рассмотрите карту с.27. Все ли события Смутного времени в ней отражены. Подумайте, что вы добавили бы на карту?
приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. В пособии используется постраничный словарь.
Стр. 34, русский историк В.О. Ключевский о земском соборе 1613года.
Стр. стр. 62-63, биография Никона.
Стр.70 биография С.Т. Разина
- учебные рисунки
- репродукции произведений искусства
- документальные изображения (фотографии, карикатуры, плакаты и т.д.)
- карты, картосхемы, планы - схемы, чертежи - линии времени
Аппарат ориентировки представлен введением, информацией параграфов и заключением.
Заголовки и подзаголовки соответствуют основным этапам истории и содержанию.
Оглавление расположено на стр3, что вполне удобно.
Исторические понятия выделены цветом и взяты в рамки.
Учебник доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.
Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке.
Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогает отслеживать результаты обучения и развития учащихся. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа. Учебник насыщен красочными иллюстрациями, картами. К каждому параграфу даются разнообразные вопросы и задания, отрывки из исторических документов и словарь новых терминов. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся. Положительным моментом является то, что помимо учебника в комплект входят рабочие тетради, с помощью которых у учащихся формируется самостоятельный поиск информации в учебнике и расширение знаний по истории своей Родины. Качество издания на хорошем уровне полиграфического исполнения и художественного оформления.
Выстраивается цельная картина своеобразного развития России XVI- XVIII вв.
Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного.
научность, доступность и популярность изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся;
содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками;
продумана работа с основными историческими понятиями и терминами, а также датами изученного периода истории Отечества;
Даты и понятийный аппарат представлены в конце каждого параграфа.
комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления;
Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся.
В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи.
Стр. 34, русский историк В.О. Ключевский о земском соборе 1613года.
Стр. стр. 62-63, биография Никона.
- карты, картосхемы, планы - схемы, чертежи - линии времени
Аппарат ориентировки представлен введением, информацией параграфов и заключением.
Заголовки и подзаголовки соответствуют основным этапам истории и содержанию.
Оглавление расположено на стр3, что вполне удобно.
Учебник доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.
Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке.
Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогает отслеживать результаты обучения и развития учащихся. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа. Учебник насыщен красочными иллюстрациями, картами. К каждому параграфу даются разнообразные вопросы и задания, отрывки из исторических документов и словарь новых терминов. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся. Положительным моментом является то, что помимо учебника в комплект входят рабочие тетради, с помощью которых у учащихся формируется самостоятельный поиск информации в учебнике и расширение знаний по истории своей Родины. Качество издания на хорошем уровне полиграфического исполнения и художественного оформления.
Системно-деятельностный подход, способствующий формированию у школьников навыков анализа, синтеза, отбора информации и систематизации материала, умения самостоятельно работать с информацией и использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Выстраивается цельная картина своеобразного развития России XVI- XVIII вв.
Проблемные вопросы в параграфах, требующие осмысления, высказывания собственной позиции учащегося.
Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного.
При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся.
научность, доступность и популярность изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся;
содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками;
продумана работа с основными историческими понятиями и терминами, а также датами изученного периода истории Отечества;
большое количество ярких иллюстраций, репродукций исторических картин, архитектурных памятников эпохи, дающих образное представление о культуре и быте.
Стр. 23 -26, 34-35, 44, 59-60, 100 -101 и т.д.
Даты и понятийный аппарат представлены в конце каждого параграфа.
Стр. 7, 18, 22, 98 и т.д.
Оценка вопросов к тексту
комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления;
Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся.
В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи.
Рассмотрите карту с.27. Все ли события Смутного времени в ней отражены. Подумайте, что вы добавили бы на карту?
приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. В пособии используется постраничный словарь.
Стр. 34, русский историк В.О. Ключевский о земском соборе 1613года.
Стр. стр. 62-63, биография Никона.
Стр.70 биография С.Т. Разина
- учебные рисунки - репродукции произведений искусства - документальные изображения (фотографии, карикатуры, плакаты и т.д.)
- карты, картосхемы, планы - схемы, чертежи - линии времени
Аппарат ориентировки представлен введением, информацией параграфов и заключением.
Заголовки и подзаголовки соответствуют основным этапам истории и содержанию.
Оглавление расположено на стр3, что вполне удобно.
Исторические понятия выделены цветом и взяты в рамки.
Учебник доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке.Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогает отслеживать результаты обучения и развития учащихся. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа. Учебник насыщен красочными иллюстрациями, картами. К каждому параграфу даются разнообразные вопросы и задания, отрывки из исторических документов и словарь новых терминов. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся. Положительным моментом является то, что помимо учебника в комплект входят рабочие тетради, с помощью которых у учащихся формируется самостоятельный поиск информации в учебнике и расширение знаний по истории своей Родины. Качество издания на хорошем уровне полиграфического исполнения и художественного оформления.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Читайте также: