Анализ школьного учебника по истории 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Работа состоит из 1 файл

Анализ учебника истории Данилов А.docx

Анализ учебника истории.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век

Студентка 6 курса,

Для анализа учебника, я рассмотрела III главу учебника: Россия при Петре I.

Глава эта состоит из восьми параграфов. Автор разделил их таким образом:

  1. Предпосылки петровских преобразований
  2. Петр I. Россия на рубеже веков
  3. Северная война
  4. Реформы Петра I
  5. Экономика России в первой четверти XVIII века
  6. Народные движения в первой четверти XVIII века
  7. Культура и быт в первой четверти XVIII века (изложено в двух параграфах)

Изучив их, я пришла к помощи еще двух книг, в которых рассказывается об этом же периоде. Это История России М.Н.Зуева и Петр Великий А.Г.Гуськов.

Нужно добавить, что Данилов и Косулина наряду с политической и экономической историей большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа рассматривая развитее страны, но менее углубляясь в социальную среду того времени.

В своем тексте авторы останавливают внимание на отдельных персоналиях, про которых вкратце рассказывают: о царях, дворянах, князьях, монахах, полководцах. Не упускают из вида и восстания, как то, казачьи, крестьянские, рабочие. В этих пунктах они описывают основные действия, подкрепляя текст изображениями, документами, картами.

Хочется отметить насыщенность визуальных источников. Просмотрев учебник, я отметила, что преобладают портреты знаменитых людей и картины с изображениями дворцов, памятных мест или событий. Иногда просматриваются гравюры и фотографии.

Все представленные визуальные источники лишь иллюстрации к тексту. Но и это очень помогает восприятию. И формирует общекультурное представление о истории.

К некоторым пунктам, описывающим военные действия, приложены карты или схемы действий, что так же помогает зрительно представить развитие событий.

В каждом параграфе приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержатся выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. Но есть и вопросы, ответы на которые можно легко найти в тексте, стоит лишь прочитать. Такие задания лишь на закрепление изученного материала.

Так же после каждого параграфа имеются вопросы к тексту и представленные несколько определений к новым понятиям. Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся. В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи. Но нет заданий на хронологию. Большим упущением является отсутствие творческих заданий.

Текст учебника изложен довольно доступно. Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного. При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся. Авторы используют причастные обороты, прилагательные в описание событий и характеров людей. В рассказах о военных действиях и бунтах. Текст получается насыщенным и красочным в меру.

Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ учебника истории

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI – XVIII век

студентка 3 курса

Название учебника: История России

Список авторов: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина

Статус: рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Год издания: 2013

Вопросы сравнения

Анализ учебника

Системно-деятельностный подход, способствующий формированию у школьников навыков анализа, синтеза, отбора информации и систематизации материала, умения самостоятельно работать с информацией и использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Выстраивается цельная картина своеобразного развития России XVI - XVIII вв.

Проблемные вопросы в параграфах, требующие осмысления, высказывания собственной позиции учащегося.

Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного.

При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся.

научность, доступность и популярность изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся;

содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками;

продумана работа с основными историческими понятиями и терминами, а также датами изученного периода истории Отечества;

большое количество ярких иллюстраций, репродукций исторических картин, архитектурных памятников эпохи, дающих образное представление о культуре и быте.

Стр. 23 -26, 34-35, 44, 59-60, 100 -101 и т.д.

Даты и понятийный аппарат представлены в конце каждого параграфа.

Стр. 7, 18, 22, 98 и т.д.

Оценка вопросов к тексту

комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления;

Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся.

В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи.

Рассмотрите карту с.27. Все ли события Смутного времени в ней отражены. Подумайте, что вы добавили бы на карту?

приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. В пособии используется постраничный словарь.

Стр. 34, русский историк В.О. Ключевский о земском соборе 1613года.

Стр. стр. 62-63, биография Никона.

Стр.70 биография С.Т. Разина

- учебные рисунки
- репродукции произведений искусства
- документальные изображения (фотографии, карикатуры, плакаты и т.д.)

- карты, картосхемы, планы - схемы, чертежи - линии времени

Аппарат ориентировки представлен введением, информацией параграфов и заключением.

Заголовки и подзаголовки соответствуют основным этапам истории и содержанию.

Оглавление расположено на стр3, что вполне удобно.

Исторические понятия выделены цветом и взяты в рамки.

Учебник доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.
Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке.
Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогает отслеживать результаты обучения и развития учащихся. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа. Учебник насыщен красочными иллюстрациями, картами. К каждому параграфу даются разнообразные вопросы и задания, отрывки из исторических документов и словарь новых терминов. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся. Положительным моментом является то, что помимо учебника в комплект входят рабочие тетради, с помощью которых у учащихся формируется самостоятельный поиск информации в учебнике и расширение знаний по истории своей Родины. Качество издания на хорошем уровне полиграфического исполнения и художественного оформления.

Выстраивается цельная картина своеобразного развития России XVI- XVIII вв.

Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного.

научность, доступность и популярность изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся;

содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками;

продумана работа с основными историческими понятиями и терминами, а также датами изученного периода истории Отечества;

Даты и понятийный аппарат представлены в конце каждого параграфа.

комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления;

Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся.

В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи.

Стр. 34, русский историк В.О. Ключевский о земском соборе 1613года.

Стр. стр. 62-63, биография Никона.

- карты, картосхемы, планы - схемы, чертежи - линии времени

Аппарат ориентировки представлен введением, информацией параграфов и заключением.

Заголовки и подзаголовки соответствуют основным этапам истории и содержанию.

Оглавление расположено на стр3, что вполне удобно.

Учебник доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.
Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке.
Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогает отслеживать результаты обучения и развития учащихся. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа. Учебник насыщен красочными иллюстрациями, картами. К каждому параграфу даются разнообразные вопросы и задания, отрывки из исторических документов и словарь новых терминов. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся. Положительным моментом является то, что помимо учебника в комплект входят рабочие тетради, с помощью которых у учащихся формируется самостоятельный поиск информации в учебнике и расширение знаний по истории своей Родины. Качество издания на хорошем уровне полиграфического исполнения и художественного оформления.

Системно-деятельностный подход, способствующий формированию у школьников навыков анализа, синтеза, отбора информации и систематизации материала, умения самостоятельно работать с информацией и использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Выстраивается цельная картина своеобразного развития России XVI- XVIII вв.

Проблемные вопросы в параграфах, требующие осмысления, высказывания собственной позиции учащегося.

Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного.

При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся.

научность, доступность и популярность изложения в объёмах, учитывающих возраст учащихся;

содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками;

продумана работа с основными историческими понятиями и терминами, а также датами изученного периода истории Отечества;

большое количество ярких иллюстраций, репродукций исторических картин, архитектурных памятников эпохи, дающих образное представление о культуре и быте.

Стр. 23 -26, 34-35, 44, 59-60, 100 -101 и т.д.

Даты и понятийный аппарат представлены в конце каждого параграфа.

Стр. 7, 18, 22, 98 и т.д.

Оценка вопросов к тексту

комплекс вопросов и заданий способствует закреплению полученных знаний и развитию у учеников самостоятельного и аналитического мышления;

Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся.

В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи.

Рассмотрите карту с.27. Все ли события Смутного времени в ней отражены. Подумайте, что вы добавили бы на карту?

приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержит выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. В пособии используется постраничный словарь.

Стр. 34, русский историк В.О. Ключевский о земском соборе 1613года.

Стр. стр. 62-63, биография Никона.

Стр.70 биография С.Т. Разина

- учебные рисунки - репродукции произведений искусства - документальные изображения (фотографии, карикатуры, плакаты и т.д.)

- карты, картосхемы, планы - схемы, чертежи - линии времени

Аппарат ориентировки представлен введением, информацией параграфов и заключением.

Заголовки и подзаголовки соответствуют основным этапам истории и содержанию.

Оглавление расположено на стр3, что вполне удобно.

Исторические понятия выделены цветом и взяты в рамки.

Учебник доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке.Вопросы и задания, содержащиеся в учебнике достаточны для каждого урока, разнообразны, они учат самостоятельно добывать знания и побуждают к поиску дополнительной информации, помогает отслеживать результаты обучения и развития учащихся. Наряду с политической историей авторы большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа. Учебник насыщен красочными иллюстрациями, картами. К каждому параграфу даются разнообразные вопросы и задания, отрывки из исторических документов и словарь новых терминов. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся. Положительным моментом является то, что помимо учебника в комплект входят рабочие тетради, с помощью которых у учащихся формируется самостоятельный поиск информации в учебнике и расширение знаний по истории своей Родины. Качество издания на хорошем уровне полиграфического исполнения и художественного оформления.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: