Анализ русского языка в начальной школе по фгос

Обновлено: 30.06.2024

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования реевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1).

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова У. 1 с. 48, с. 66, у. 5, с. 143, у. 1(3) С. 19, у. 2

с. 26 у. 2, с. 27; с. 28, у. 1-3

с. 29. у. 5, с. 38, у. 1-2 с. 148, у. 3 (10) С. 5-6, у. 1,3

С. 51, у. 4 (3)

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания С. 10. у. 3 (1) С. 11,у. 1

с. 130, у. 2, с. 141, у. 1

с. 148, у. 1(5) с. 61, у. 2 (1)

Ч. 1. с. 30, у. 1, с. 31, у. 4, с. 58, у. 4, с. 102, у. 5 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением С. 117,у. 1, с. 131, у. 5 (2) С. 33-36, у. 1-2, с. 37-38, у. 3, с. 38.1, с. 39 (5) С. 51, у. 4 (1) Ч. 1 с. 125 (1)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами С. 127,у. 5 (1) С. 29, у. 4, с. 40, у. 3, с. 38,у. 3 (3) 0 0

Упражнение на замену многозначных слов синонимами С. 128, у. 1 (1) С. 40, у. 4

с. 54, у. 1, с. 55,у. 4

с. 97, упр. 6 (4) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов 0 С. 68, 69, у. 1, с. 74, у. 4 (4) 0 Ч1,с. 15, у. 5 (1)

Упражнения на нахождение омонимов

С. 70-71, у. 4-6 (4) 0 0

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 76, у. 5 (1) 0 С. 5-6, у. 1,3 (2) Ч. 1 С. 78,у. 2 (1)

Упражнения на определение омографов

С. 69, у. 2 (4) С. 12, у. 1-2 (2) ч. 2 с. 96, у. 3 (1)

Упражнение на составление предложений с омонимами 0 С. 69, у. 1 (1) С. 56, у. 3 (1) 0

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 9 40 10 8 67

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова С. 26,у. 6, с. 27,у. 17, с. 79,у. 3; с. 56,у. 8 (4) С. 47,у. 58;

С. 48,у. 59,60 с. 49,у. 61; с. 120, у. 203 (5) С. 8,у. 5; с. 40-41,у. 65; с. 9,у. 10 (5) С. 46,у. 65; с. 58,у. 92; с. 78,з. 1; с. 128,у. 274 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 0 С. 49,у. 62; с. 50,у. 63; с. 51,у. 64,65 с. 72,у. 109; с. 42,у. 71; с. 72,у. 124; с. 89,у. 153 (8) С. 32,у. 51; с. 43,у. 70 (2) С. 36,у. 49; с. 46,у. 66-67; с. 71,у. 121; с. 132, у. 252 (5)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 0 с. 50,у. 63 (1) с. 9,у. 10 (1) 0

Упражнение на замену многозначных слов омонимами 0 с. 42,у. 71 (1) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов С. 127,у. 10 (1) С. 25,у. 41; с. 84,у. 147 (2) С. 45-46,у. 75-78; с. 49,у. 88 (5) С. 48,у. 73; с. 70,у. 118; с. 115,у. 244 (3)

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 8,у. 5 (1) С. 23,у. 37 (1) 0 С. 69,у. 143 (1)

Упражнения на определение омографов С. 42,у. 6-8, с. 43,у. 9 (4) 0 С. 55,у. 94 (1) 0

Упражнение на составление предложений с омонимами С. 127,у. 10 (1) 0 С. 55,у. 94 (1) С. 48, у. 71 (1) 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 13 20 18 29 80

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены нами, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса. В небольшом количестве даны упражнения на составленрие предложений с многозначными словами (2, с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них – включающие многозначную лексику и 3 – омонимичную.

Проанализировав материал учебников двух программ, нами была составлена сопоставительная таблица 3.

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова 16 18

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания 11 17

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 9 15

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 4 2

Упражнение на замену многозначных слов синонимами 5 1

Упражнения на определение лексического значения омонимов 5 11

Упражнения на нахождение омонимов 4 5

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания 4 3

Упражнения на определение омографов 7 5

Упражнение на составление предложений с омонимами 2 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0

Слово 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Многозначное слово - 9 28 11 5 16 6 12 39 48

Омонимы - - 2 2 - 14 - 12 2 28

Итого - 9 30 13 5 30 6 24 41 76

Сравнительная таблица толковых словариков

Итак, анализ учебников авторов С. В. Иванова и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.

Прощай, начальная школа! Видео

Прощай, начальная школа! Видео Отзвенели последние звонки и наступили долгожданные каникулы. Мои ученики успешно перешли в пятый класс и только я оставлена на повторный.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ урока русского языка

Класс:

Авторы учебника: С.В. Иванов и др., 4 класс, Вентана-Граф, 2015

Тема урока: Синонимы, антонимы. Закрепление.

Тип урока : Комбинированный

Урок начат в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникационные технологии .

На первом этапе активизации формируем личностные УУД мотивацию к обучению и целенаправленную познавательную деятельность.

Второй этап- актуализация знаний. В начале урока учащиеся учатся не только отвечать на вопросы, но и правильно их задавать. На этом этапе формировались следующие УУД:

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме; работа в парах.

Познавательные УУД: умение обобщать и классифицировать по признакам; умение анализировать и делать выводы.

Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу; проверка; взаимопроверка; анализ оценивания.

Личностные УУД: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

На уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Для поддержания активности и внимания в урок была включена презентация.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту. Очень плавно учитель подвел детей к теме урока. Тему урока дети сформулировали самостоятельно. Учащиеся сами смогли поставить цели урока.

Была проведена минута чистописания, которая развивала навыки каллиграфического письма учащихся. На уроке присутствовали разные формы работы. Была письменная и устная работа. Была межпредметная связь. Содержание урока было оптимальным, методы обучения - словесный, наглядный. Формы работы были фронтальными. Учителем использовались следующие приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов, использование новых информационных технологий, использование фрагментов из устного народного творчества.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитель учитывал индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Использование ИКТ на уроке было оправданным, так как шло воздействие на несколько органов чувств, за счет чего будет достигнуто более осознанное и глубокое усвоение материала. Работа с орфограммами проводилась тоже с использованием ИКТ. Учитель использовал самопроверку. Понравилось комментирующее письмо.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Элементы здоровьесбережения были использованы. Валеологический подход учителем соблюдается. Чередовались различные виды деятельности учащихся, была создана комфортная атмосфера в классе.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.

Хотелось бы отметить физминутку, очень интересная. Способствовала сплочению класса, закреплению материала урока и повышению внимания.

Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показали, умение работать с учебником, у доски, умение наблюдать, делать выводы по увиденному, умение анализировать и обобщать свои знания. Они были активны в течение всего урока. Также дети показали наличие навыков самоконтроля.

Регулятивные УУД формировались на этапе рефлексии, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Вывод. Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели. Вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Тема урока. Его место в системе уроков данной темы.

Основная дидактическая цель урока. Тип урока. Соответствие типа урока поставленной цели.

Цель урока: создание благоприятных условий для открытия новых умений и знаний о разноспрягаемых глаголах бежать и хотеть, формирования морфологических и морфемных умений и понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.

Тип урока: урок открытия новых умений и знаний.

Тип урока и поставленные к нему цели и задачи соответствуют.

Задачи в соответствии с содержанием программного материала и особенностями обучающихся данного класса. Создание условий для формирования универсальных учебных действий.

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений о разноспрягаемых глаголах бежать и хотеть; формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания; развитию у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности и наблюдательности; развитию умения отстаивать свою точку зрения; развитию речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора у обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через фронтальную и парную работу; воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, кродному слову, гордость за родной язык, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, природе; формированию жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: умение распознавать глаголы среди других частей речи; находить глаголы в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Студентка создала условия для формирования универсальных учебных действий.

Структура урока, ее рациональность.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

2) Проверка готовности к уроку

3) Мотивация к учебной деятельности

II. Актуализация умений и знаний.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

V. Открытие новых умений, знаний

VI. Написание сочинения.

VI. Подведение итогов урока.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Структура урока была поставлена рационально, трудностей у студентки не возникло.

5. Организация урока:

Обучающиеся были готовы к уроку

Студентка была готова к проведению урока, доска была оформлена в соответствие с темой урока. Работа проводилась с помощью наглядных пособий.

Студентка старалась следовать всем выше перечисленным пунктам, но создать условия для устойчивого сохранения внимания у нее не получилось.

Я считаю что студентке удалось провести интересную и увлекательную мотивацию к обучению

6. Отбор учебного материала на урок:

Урок соответствовал его содержанию и поставленной цели.

Научная направленность изучаемого материала , была связана с жизнью и личным опытом учащихся;

Материала был доступен, систематичен в последовательности изученного материала;

Упражнений было достаточно для выработки умений и навыков у учащихся, был предоставлен дополнительный материал.

Объем учебного материала соответствовал требованиям и возможностям учащихся

Данный материал был направлен на связь с жизнью, были подобран подходящий материал.

7. Основными средствами обучения были: наглядные пособия, учебник, памятки, индивидуальные карточки.

8. Методы, приемы и формы работы учителя на уроке:

Студентка подобрала материал с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Студентка старалась сочетать репродуктивную и творческую деятельность.

Студентка в достаточной мери использовала приемы и формы работы.

Способ контроля за деятельностью учащихся на уроке был целесообразен

Студентка объективно и своевременно оценивала деятельности учащихся во время проведения урока.

Урок был проведен в нужной последовательности.

9. Деятельность обучающихся на уроке:

В начале урока обучающиеся были сосредоточенны, но в заключительном этапе, обучающиеся раслабились.

Студентка старалась держать порядок и дисциплину на уроке.

Обучающиеся были активными, проявляли интерес к заданиям, которые им давал студент – практикант;

Работа была организована аккуратно, отношение обучающихся друг к другу было хорошее.

Обучающемся были даны тексты, где они должны были выделить глагол.

Более ярко эмоции были выражены, когда обучающиеся выполняли задания.

10. Деятельность учителя на уроке:

Студентка удовлетворительно знала материал, но сумела заинтересовать обучающихся

У студентки был хороший контакт с классом, соблюдались характеристики речи, такие как дикция, культура речи, и т.д.

У студентки хорошо получалось воспринимать психическое состояние детей, за внешними фактами поведения видеть личность ребенка;

Старалась осуществить системно-деятельностный подход в обучении, но не всегда это получалось.

уроке была хорошо организована индивидуальная работа обучающихся.

12. Все вопросы, задаваемые студенткой, были продуманы и имели заранее подготовленные ответы, которые помогали студентке.

13. Студентка в достаточной мере может работать с материалом из учебника. Ноне очень хорошо владеет методикой работы на этапе подготовки к восприятию новых грамматических понятий.

15. На уроке студентка очень хорошо работала с наглядным материалом таким как: картины, памятки по спряжению глаголов.

16. Студентка хорошо реализовала поставленную цель, но не в достаточной мере про работала задачи урока.

17. Была задана домашняя работа, в объеме в соответствиями с требованиями учителя.

18. Общая оценка урока:

План урока был выполнен в достаточной мере.

Задачи и планируемые результаты решались в ходе урока.

Студентке удалось создать доброжелательную атмосферу в классе, и продержать ее до конца урока.

В конце урока студентка не успела провести рефлексию, так как урок обучающиеся учились во вторую смену.

За проведенный, урока русского языка студентка получила отметку 5. Обучающиеся, достаточно хорошо повторили пройденный материал.

19. Предложения по повышению эффективности урока:

Проведение урока в стандартной форме. Индивидуального подхода к уроку не было.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ и самоанализ урока есть необходимый элемент педагогического творчества. Эта тема очень актуальна в наше время. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить свои знания, способы, приемы работы. Анализируя свой урок учитель может оценить свои силы и слабые стороны, увидеть свой рост. Данная работа поможет учителю правильно анализироть свою работу и работу коллег. Анализ урока позволяет постоянно выявлять затруднения в работе и своевременно оказывать помощь.

Сегодня в условиях инновационного развития страны школа нуждается в новом учителе - не только профессиональном и компетентном, но прежде всего обладающим новым мышлением, владеющим новыми технологиями и готовом к дальнейшему освоению инновационных методов в образовательном процессе. В ходе внедрения ФГОС 2 поколения одной из задач современного учителя является развитие у учащихся универсальных учебных действий, которые включают в себя умение анализировать и проводить самоанализ. К сожалению, не каждый учитель сам в действительности владеет этим умением, но именно от этого зависит качество обучения. Всем нам хорошо известно, что урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся. Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. Эта тема очень актуальна в наше время. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства учителя - позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока -- его результат; степень усвоения материала учениками.

Анализ урока - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения.

Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать

1. само построение учебного процесса на уроке,

2. выявить оптимальность задач,

3. рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения.

Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач - образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

Виды анализа и самоанализа урока

1 - краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;

2 - структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 - системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;

4 - полный анализ - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

5 - структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 - комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 - психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 - дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 - аспектный анализ - это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;

10 - комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения.

С этой целью можно предложить следующую схему анализа урока.

Схема анализа урока

1. Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.

3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.

4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.

5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.

6. Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:

научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.);

наглядность -- использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;

последовательность -- логическая стройность излагаемого материа¬ла, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;

связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.

7. Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения -- разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.

8. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.

9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.

10. Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.

12. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.

выполнение плана урока;

достижение целей урока;

особенно интересное и поучительное на уроке;

что произвело на уроке наибольшее впечатление;

какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

Формы разбора могут быть самыми разными.

Анализ урока рекомендуется проводить в тот же день или на следующий, чтобы не затруднить анализ проведенного занятия и сделать его более объективным. Для обсуждения урока нужно выбрать удобное для преподавателя время и место: свободный класс или кабинет.

Непосредственному анализу урока должен предшествовать самоанализ, в ходе которого педагог выскажет собственное мнение о проведенном уроке, сжато охарактеризует класс, укажет степень трудности изучаемой темы, обрисует основной замысел урока, соответствие его задуманному плану, структуре урока, отметит наиболее удавшиеся моменты урока, характерные недостатки занятия, а также обусловившие их причины, предложит возможные пути устранения недостатков.

Урок русского языка во 2 классе.

Тип урока – урок отработки умений и рефлексии.

Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях. Для этого используется эталон. Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был понятен детям. Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.
На уроке учитель добивался целей:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов ( антонимы, синонимы, омонимы, устаревшие слова).

Учитель использовал технологическую карту при подготовке урока. Структура урока соответствует типу.

Планируемые результаты урока: развивать умения находить в тексте синонимы, подбирать к словам антонимы, обогатить словарный запас слов.

Планирование урока соответствует индивидуальным, возрастным особенностям учащихся. Класс организован, учащиеся готовы к началу урока. Занятие оснащено наглядными пособиями (ТСО, раздаточный материал).

Были использованы приемы для активизации мыслительной работы учащихся, соотносилась нагрузка на память и мышление. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся сочетался с коллективной работой. Выполнялись санитарные нормы: предупреждение утомления, чередование видов деятельности (слушание, письмо, практика), своевременное и качественное проведение физминутки, соблюдение правильной рабочей позы.

При организации познавательной деятельности сочетались фронтальные и индивидуальные формы работы, самостоятельная работа учащихся, групповая. Использованы формы работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления. Наличие межпредметных связей (чтение, окружающий мир). Формулировка заданий определяла деятельность учащихся: объясните, продолжите, выберите решение, оцените. Задания направлены на отработку материала и на проверку его понимания и усвоения.

На уроке было соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. Темп и ритм образовательного процесса оптимальный, действия завершенные. Доминировала атмосфера доброжелательности. Создавалась ситуация успеха для каждого ребенка. Учитель показал умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины, самообладание, педагогический такт. Рационально использовал средства обучения (учебник, технические средства, пособия). Работа направлена на самооценку обучающихся.

Не была поставлена учебная задача. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Рефлексия учебной деятельности на уроке проведена неправильно. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, метода преодоления затруднений и самооценка результатов своей коррекционной (если нет ошибок, самостоятельной) деятельности и всего класса.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.вне зависимости от типа.

Анализ урока русского языка во 2 классе по теме

Цель посещения: применение игр и игровых упражнений на уроках русского языка для улучшения успеваемости.

Тема урока : Проверка парных согласных в корне слова

Цель: формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком, выделять орфограмму, определять её место в слове, подбирать проверочные слова, применять правило проверки орфограммы.

Задачи:
Познавательные:
• формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова путем подбора проверочного слова;
• составить правило проверки парного согласного, стоящего на конце и в середине слова и применять его на практике
Регулятивные:
• формирование умения определять и формулировать цель на уроке;
• формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
• формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы
Личностные:
• уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:
• воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения;
• формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли.

Тип урока : закрепление знаний.

Формы организации познавательной деятельности : коллективная, индивидуальная и групповая.


Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

а) проблемный метод – создание проблемной ситуации (определение темы урока, нахождение и проверка орфограмм);

б) частично- поисковый (доказательство написания звонкого или глухого согласного);

в) творческий метод ( составление предложений);

г) инновационный метод (презентация).

Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались задания проблемного и развивающего характера: доказать, сопоставить, подобрать, прокомментировать.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.

Урок начинается с организационного момента и постановки учащимися учебной задачи. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап (основной) - обобщение изученного материала, проверка уровня сформированности знаний по изученному.

Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. Учащиеся находили орфограммы с парными согласными в конце слова, подбирали проверочные, разгадывали загадки, составляли предложения. Прочному усвоению материала урока способствовали задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, коллективная, самостоятельная, работа у доски.

В рамках здоровьесбережения на урока проводилась физкультминутка с музыкальным сопровождением:

На уроке каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Контроль на уроке осуществлялся через учителя, самоконтроль.

Знания учащихся были оценены объективно. Создание проблемных ситуаций (в самом начале урока) мотивирует учащихся к позитивному настрою в работе, определяются личные цели, которые потом сопоставляются с конечными результатами, что способствует осознанной самооценке своей деятельности на уроке. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

Применялись следующие виды воздействия:

- зрительные (компьютерная презентация).

Цель этапа подведения итогов урока - вызвать у учащихся чувство удовлетворения от сделанной работы, научить самоанализу и самооценке. Весь урок был направлен на активизацию познавательной деятельности детей, ученики переключались с одного вида деятельности на другой. Восприятие учебного материала шло через слуховые и зрительные органы чувств.

На протяжении всего урока учащиеся не просто упражнялись в правописании слов с парными согласными, но и наблюдали за использованием слов с данной орфограммой в различных речевых ситуациях: в разговоре, в тексте. Это способствовало установлению обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, ради чего учение осуществляется (личностное УУД, смыслообразование).

ВЫВОДЫ: учитель владеет методикой проведения современного урока русского языка с использованием современных методов и технологий. Знает возрастные особенности детей, особенности их восприятия, внимания, памяти, что позволяет продуктивно организовать работу класса, эффективно использовать время урока.

В целом вся работа на уроке направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить, самостоятельно открывать знания. Думаю, что поставленные цели на данном уроке достигнуты, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения. Применение игровых заданий позволило поддерживать интерес в течение всего урока, формировать позитивную мотивацию к предмету и данному уроку.

Рекомендации: для улучшения успеваемости с учётом возраста детей применение игр и игровых упражнений на уроках русского языка рекомендовать на каждом уроке.

Читайте также: