Анализ результатов мониторинга качества образования в начальной школе

Обновлено: 05.05.2024

Для администрации образовательного учреждения всегда важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществлять методическую поддержку учителей, внести требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс и, как следствие, приводит к повышению качества образовательного процесса в школе. Такую информацию на школьном уровне могут предоставлять регулярно проводимые мониторинговые исследования, которые являются необходимым инструментом анализа различных сторон учебного процесса.

Цель мониторинга: обеспечение устойчивого развития системы образования в школе.

- создать условия для повышения качества образования;

- обеспечить эффективность преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования;

- совершенствовать организацию управления УВП в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Реализация поставленных целей и задач в образовательном аспекте осуществляется через:

- выявление стержневых линий по предметам на основе государственных программ и ФГОС;

- выстраивание системы мониторинга в 1-4 классах по предметам и образовательным областям;

- создание единого банка мониторинговых работ.

2. Структура мониторинга

Мониторинг осуществляется во всех классах с 1-го по 4-й по всем предметам непрерывно в течение всего учебного года по мере прохождения учащимися основных блоков тем, при этом данная система независима от текущего контроля учителя.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы, уровнем их подготовки мониторинг осуществляется в форме проверочных работ с элементами теста.

3. График мониторинга и содержание заданий

4. Анализ результатов мониторинга

Результаты мониторинга обрабатываются как в целом по школе, по параллели, по классу, по предмету, так и по каждому учащемуся и учителю в отдельности. Результаты рассматриваются в динамике, как в течение учебного года, так и по сравнению с предыдущим учебным годом.

ВШК: мониторинг ЗУН учащихся

Анализ выполнения заданий мониторинга

Дата проведения_______________ Класс____________ Ф.И.О. учителя________________

Анализ проверочной работы

Дата проведения_______ предмет _________ класс______ ф.и.о. учителя ________

Нажмите, чтобы узнать подробности

У меня, как у учителя, работающего четвёртый годпо новым образовательным стандартам, сложилась система мониторинга качества образования по отслеживанию уровня сформированности предметных и метапредметных учебных действий учащихся.

Из опыта работы

У меня, как у учителя, работающего четвёртый год по новым образовательным стандартам, сложилась система мониторинга качества образования по отслеживанию уровня сформированности предметных и метапредметных учебных действий учащихся.

При организации мониторинга соблюдаю следующие условия: (слайд 1)

продолжительность во времени (все 4 года обучения в начальной школе);

систематичность (при проведении базового предметного мониторинга 1 раз в четверть, при проведении тематического предметного мониторинга от 3 и больше работ и т.д.);

сравнимость (с результатами предыдущих работ);

При проведении анализа работ я пользуюсь текстовой аналитической справкой, схемами, графиками, таблицами, диаграммами, возможно их сочетание (слайд 2)

При проведении предметного мониторинга в своей работе я использую базовый и тематический контроль (слайд 3)

Базовый состоит из контрольных работ:

В начале каждого года провожу диагностические работы (входной контроль), цель которых – определение уровня качества знаний в начале обучения. В конце каждой четверти провожу мониторинг по планируемым результатам.

После чего оформляю листы учёта и контроля знаний в виде таблиц:

Такая обработка результатов позволяет увидеть:

по горизонтали – слабоуспевающих учащихся,

какой процент базового и повышенного уровней смог выполнить ученик;

по вертикали – какие темы хуже усвоены обучающимися

После анализа этих работ выделяю группы детей для дальнейшей коррекционной работы, а также параллельно веду работу с родителями (составляю программы).

На основании приведённой таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика (слайд 6)

Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и даёт возможность быстрого сравнения итогов

Проведя сравнительный анализ, делаем вывод: к концу учебного года некоторые ребята остались на прежнем уровне, у кого- то повысилась или снизилась степень обученности.

выполнять письменно действия с многозначными числами

Провожу несколько самостоятельных или проверочных работ, после каждой работы данные заношу в таблицу. Между выполнением этих работ при подготовке к урокам включаю различные виды заданий, направленные на коррекцию нарушений.

Результаты учебных достижений по каждой теме оформляю в виде диаграммы качества знаний (слайд 9)

Данный мониторинг позволяет мне получить: (слайд 10)

объективную динамику образования ученика за определенный период обучения;

возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;

возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;

систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

В обзорной ведомости техники чтения видно, что несмотря на то, что некоторые учащиеся читают не выше нормы, а то и ниже, динамика роста чтения у всех положительная (слайд 11, 12)

В конце каждого года я, как и все учителя начальной школы, провожу комплексную работу, направленную на отслеживание уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся. Результаты заношу в таблицу электронных шаблонов (3.2а), диаграммы выходят готовые.

Здесь также прилагаются уже разработанные карты наблюдений за индивидуальными достижениями учащихся + диаграмма (шаблон 3.3а)

Сравнительный анализ результатов комплексных работ показал, что положительная динамика формирования УУД у учащихся на конец 1 класса составила от 25 ٪ до 40 ٪

2 класса - от 25 ٪ до 50 ٪

3 класса - от 15 ٪ до 60 ٪ (слайд 22)

Вывод: главная цель мониторинга – помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

Мониторинг качества образования по отслеживанию уровня сформированности предметных и метапредметных учебных действий учащихся. Учитель: Яруллина Н.В.

Мониторинг качества образования

по отслеживанию уровня

сформированности предметных

и метапредметных учебных

действий учащихся.

Учитель: Яруллина Н.В.

При организации мониторинга соблюдаю следующие условия: продолжительность во времени систематичность сравнимость объективность

При организации мониторинга соблюдаю следующие условия:

продолжительность во времени

систематичность

сравнимость

объективность

При проведении анализа работ пользуюсь: текстовой аналитической справкой графиками таблицами схемами диаграммами

При проведении анализа работ пользуюсь:

текстовой аналитической справкой

диаграммами

Предметный мониторинг : Базовый (диагностические и контрольные работы). Тематический (проверочные и самостоятельные работы).

Предметный мониторинг :

Базовый (диагностические

и контрольные работы).

Тематический (проверочные

и самостоятельные работы).


определение достижений учащихся по темам изучаемого курса окружающий мир;

реализация индивидуальных возможностей учащихся;

отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.

Мониторинг по окружающему миру во 2 – 4 классах.

Содержание и структура тестирования предоставляли возможность достаточно полно проверить комплекс умений по предмету. Результаты предметного мониторинга в начальной школе являются одним из составляющих критериев оценки качества образования образовательной организации.

По итогам проверки работ получены следующие результаты процента успеваемости и качества знаний и % обученности соответственно: 2 классы: 100%; 98%; 79%.

3 классы: 100%; 96%; 80%

4 классы: 100% 85%; 77%

Качество знаний

% Обученности

Общее кол - во обуч-ся

Достигли высокого уровня – 27 уч. – 43%

Достигли повышенного уровня - 35уч. – 56%

Достигли базового уровня – 1уч. – 2%

Ниже базового уровня – 0 уч. - все достигли уровня базовой подготовки

Качество знаний

% Обученности

Общее кол - во обуч-ся

Достигли высокого уровня –34уч. – 48%

Достигли повышенного уровня - 34 уч. –48%

Достигли базового уровня – 3 уч. – 4%

Ниже базового уровня – 0 уч. - все достигли уровня базовой подготовки

Качество знаний

% Обученности

Общее кол - во обуч-ся

Достигли высокого уровня – 28 уч. –47%

Достигли повышенного уровня - 23 уч. – 38%

Достигли базового уровня – 9уч. – 15%

Ниже базового уровня – 0 уч. - все достигли уровня базовой подготовки

И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

Рекомендации:

Отметить высокий уровень организации подготовки и проведения тестовых работ классных руководителей: Редченко В. И., Каланчук Л. В., Никитюк Л. П.. Марфутину М. С.. Шарафаненко А. А.. Витюгову Е. А.. Савельеву И. Л., Леоненко Т. И., Юсуфзянову И. В.

1. Полученные результаты, в совокупности с имеющейся информацией, отражающей индивидуальные образовательные возможности обучающихся, использовать для оценки личностных результатов обучения учащихся, для отслеживания и оценки состояния системы начального образования, а также выявления возможностей отдельных групп учащихся в овладении материалом.

2. Необходимо продолжить работу по формированию у учащихся необходимых предметных умений по окружающему миру.

3. Наряду с предметными умениями необходимо формировать регулятивные универсальные учебные действия: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль и познавательные универсальными учебные действия.

4. Систематически проводить тренировочные работы по предмету с целью отслеживания промежуточных результатов и использования данных для корректировки учебного процесса.

5. Обеспечить возможности для развития гуманитарных способностей у обучающихся, продемонстрировавших высокие результаты.

6. Организовывать консультативную помощь для родителей, отстающих учеников.

Руководителю кафедры учителей начальных классов и ГПД Савельевой И. Л. провести заседание, где детально проанализировать результаты тестовых работ, вскрыть проблемные темы и продумать алгоритм ликвидации пробелов знаний учащихся по темам, которые вызвали наибольшие затруднения;


Цель статьи заключается в исследовании системы мониторинга качества образования современной начальной школы. В работе использованы методы аналитического, сравнительного, статистического, графического исследования. Раскрыто категориально-понятийное содержание мониторинга качества образования. Рассмотрены основополагающие цели, задачи и функции мониторинга качества образования начальной школы. Сконструирована модель системы мониторинга качества образования современной начальной школы и предложен алгоритм ее реализации.

Ключевые слова: мониторинг качества образования, оценка результатов учебной деятельности, исследование состояния образовательной системы.

The purpose of the article is to study the system for monitoring the quality of education in a modern primary school. The work uses the methods of analytical, comparative, statistical, graphic research. The categorical and conceptual content of monitoring the quality of education is revealed. The fundamental goals, objectives and functions of monitoring the quality of primary school education are considered. A model of a system for monitoring the quality of education in a modern primary school has been constructed and an algorithm for its implementation has been proposed.

Keywords: monitoring the quality of education, assessment of the results of educational activities, research of the state of the educational system.

Важнейшей сферой применения мониторинга качества образования является начальная школа, служащая фундаментом, базисом всей системы образования. Существует несколько центральных задач мониторинга качества образования современной начальной школы: 1) идентификация проблем в учебном процессе, обусловленных изъянами в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебников и др.; 2) оценка эффективности образовательных инноваций, интегрированных на уровнях — государства, региона, района, отдельной школы; 3) внутренняя мобилизация / мотивация педагогов на совершенствование образовательного процесса и повышение ответственности за его результаты. Ключевые функции мониторинга представлены на рисунке 1.

Функции мониторинга качества образования начальной школы

Рис. 1. Функции мониторинга качества образования начальной школы

Далее представлена наиболее оптимальная модель системы мониторинга качества образования современной начальной школы, опираясь на специфику организации образовательного процесса в начальной школе. Система мониторинга должна охватывать все уровни управления учебным процессом — учительский, институциональный (школьный), муниципальный.

В первую очередь, необходимо разработать и законодательно утвердить единую (унифицированную) систему показателей и критериев качества результатов обучения и учебного процесса в начальной школе.

В третью очередь, осуществляется комплексный сопоставительный анализ результатов мониторинга качества образования начальной школы:

1) определяется положение индивидуальных результатов относительно среднего показателя по классу, школе, муниципалитету;

2) определяется положение школы относительно среднего показателя по муниципалитету / региону;

3) определяется качество учебного процесса конкретного класса по каждой отдельной дисциплине;

4) подвергаются анализу группы школ и классов со коррелируемыми результатами — стохастическими методами и методами структур выявляется сходство и различие в качестве учебного процесса, а также факторы, обуславливающие различные результаты обучения [4, с. 100].

Помимо горизонтального анализа, мониторинг позволяет осуществить вертикальный анализ качества образования начальной школы, то есть исследовать качество подготовки учащихся в разные годы и на одних и тех же параллелях, а также выявить динамику уровня подготовки учеников по каждому предмету. На базе результатов мониторинга за n-ый период времени осуществляется дифференциация классов и школ по уровню качества образования:

1) стабильный рост качества;

2) неизменный уровень качества;

3) нестабильное качество. Выявленные тенденции также соотносятся с характеристиками учебного процесса и условий, позволяя прогнозировать дальнейшую динамику изменения уровня качества образования.

Важное значение в системе мониторинга качества образования современной начальной школы необходимо отводить организации курсов повышения квалификации педагогических работников, поскольку образование, как система, постоянно развивается, значит, необходимо непрерывное развитие педагогических кадров. Чем компетентнее педагог, тем качественнее будет организован процесс обучения, как следствие, повысится качество образования младших школьников.

Таким образом, предложенные нововведения в системе мониторинга качества образования современной начальной школы обеспечат: информационную преемственность между уровнями управления образовательным процессом; объективность информации; сопоставимость и сравнимость получаемых данных; возможность выявлять отклонения (и их причины) в подготовке учащихся от эталонных значений и норм, соотнося результаты с характеристиками учебного процесса; возможность выявлять тенденции в работе школы; возможность диагностировать факторы неудач учащихся и конкретные трудности в освоении дисциплин. Основная форма представления результатов мониторинга — ежегодные аналитические записки (доклады) о состоянии, тенденциях, проблемах и прогнозах качества результатов обучения [5, с. 32].

Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, учебный процесс, современная начальная школа, мониторинг качества образования, образовательная система, образовательный процесс, система мониторинга качества образования, гражданская активность, результат обучения, учебная деятельность.

Ключевые слова

Мониторинг качества образования, оценка результатов учебной деятельности, исследование состояния образовательной системы

мониторинг качества образования, оценка результатов учебной деятельности, исследование состояния образовательной системы

Читайте также: